Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогический форум ВГД

На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!

  gustokaschina_k, Алтайский край,с.Троицкое-МОСКВА
Профиль
Отзывы
Сообщения
Геометки
Друзья
В друзьях
Древа


gustokaschina_k

Кузькина/Густокашина Ксения Николаевна

Создайте аккаунт или войдите, чтобы отправить личное сообщение этому пользователю и увидеть его полные контактные данные

Сообщения друзей gustokaschina_k

Без аватараИВП
Тема: Приходы церквей Томской епархии (1834-1917 гг.)
9.01.2024, 5:45

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, в приход какой близлежащей церкви ходили казаки Колывано-Кузнецкой линии таежной салаирской части, кроме прихода Петропавловской и Успенской церкви Бийской крепости и Дмитриевской с. Новоенисейского? Интересует период 1750-1770 гг.
Без аватараИВП
Тема: Корчугановы - Кочугановы – Кучугановы
16.12.2023, 16:11

В МК Петропавловской церкви Бийской крепости 1756 г. ваш Максим Федоров Кучеганов указан как кузнецкой разночинец в записи о браке.
Без аватараИВП
Тема: Софроновы из Горного Алтая
4.10.2023, 12:27

Здравствуйте, дорогие друзья, любители поиска своих корней! Не так давно мне удалось побывать на родине нашего земляка, нашего родича Владимира Григорьевича Бахмутова. 29 сентября в с. Ынырга прошли 9 Бахмутовские чтения. Владимир Григорьевич Бахмутов – член Союза писателей России, член Петровской академии наук и искусств, наш земляк – родом из таежного села Ынырга. Автор 7 книг, которые по праву можно назвать биографическими, рассказывающих об историях из жизни писателя. Красной нитью в его повествованиях проходит тема родства, часто он обращается к воспоминаниям своих родителей и бабушки - Агафьи Ефимовны Сафроновой в девичестве Зяблицкой. На эти чтения я приехал впервые, но как! Благодаря проделанной работе, удалось восстановить родословную писателя до 9 колена и рассказать об этом жителям села и гостям 9 Бахмутовских чтений. На самих чтениях в связи с лимитом времени я вынужден был представить краткий вариант родословной, а вашему вниманию представляю расширенную версию!
9 Бахмутовские чтения
Добрый день, дорогие друзья. На эти чтения пригласила меня Татьяна Николаевна Галанова, рассказать о родословной Владимира Григорьевича Бахмутова по линии матери. Дело в том, что матушка его Надежда Васильевна в девичестве носила фамилию Сафронова. Владимир Григорьевич в своих повествованиях часто обращался к своим корням, именно оттуда из детства, из своих воспоминаний и воспоминаний своих родителей – он «черпал» информацию для своих рассказов – рассказывал о своем роде, о дедах и прадедах. Говорил о том, как трудно было в молодости его матери, ведь она была дочерью «врага народа», что отец ее сгинул где-то на северном Урале.
В книге «Чойская летопись» были опубликованы воспоминания его дяди по матери – Николая Васильевича Сафронова, в которых он утверждает, что предки его по отцу пришли из России, из Чувашии.
И вот здесь я должен сказать, что, занимаясь родословной всего рода Софроновых нашего региона, мне совершенно точно удалось установить другое, что род Софроновых происходит от кочевника Нижнекумандинской волости по имени Чичканак, и что Софроновы не переселенцы в нашем обыденном понимании, а старожилы здешних мест, коренные жители Алтайских гор и предгорий.
Попробую это рассказать и вам.
Итак, начнем. Николай Васильевич в своих воспоминаниях пишет, что его отец родом с Ынырги, здесь же в Ынырге работал счетоводом в колхозе им. Молотова, в 1937 году был арестован по линии НКВД, в родной дом уже не вернулся, в 1939 году пришло извещение, что его расстреляли. Вот с этого момента я и начал свое историческое расследование, по крупицам устанавливая истину. Уяснив эти сведения, я обратился к базе репрессированных в сети Интернет. Удалось выяснить, что по указанным в его воспоминаниях параметрам (т.е. была известна первая буква имени и фамилия – В. Сафронов и место жительства с. Ынырга) в базе «Мемориал» содержится информация только об одном человеке – Василии Андреевиче Сафронове 1893 г.р.
Сафронов Василий Андреевич
Родился в 1893 г., с. Ынырга; алтаец; грамотный; счетовод колхоза им. Молотова. Проживал: Чойский р-н. Арестован 18 ноября 1937 г. Приговор: 5 лет.
Источник: Книга памяти Республики Алтай
Таким образом, удалось подтвердить год ареста – 1937, а также установить самое важное в родословном поиске – отчество, т.е. имя отца! Стал известен и год рождения Василия Андреевича – 1893! Заслуживает внимания и указанная национальность деда нашего земляка – алтаец. Позднее, познакомившись с творчеством Владимира Григорьевича Бахмутова, удалось увидеть и фотографию его прадеда Андрея, сохранившуюся в семейном архиве и опубликованную в книге «Не прервать связующую нить».

Дополню, что помимо Василия Андреевича Сафронова из с. Ынырга были арестованы, а позднее расстреляны еще несколько представителей рода Софроновых. Это Ефим Васильевич Софронов, служивший священником в местной церкви, с сыновьями Гаврилой, Петром и Григорием. Насчет последнего, т.е. Григория, нет информации о расстреле, нужно дополнительное исследование.
1. Сафронов Ефим Васильевич
Родился в 1878 г., с. Ынырга; алтаец; грамотный; священник. Проживал: Чойский р-н. Арестован в феврале 1933 г. Приговор: расстрелян. Расстрелян 15 мая 1933 г.
Источник: Книга памяти Республики Алтай
2. Сафронов Гавриил Ефимович
Родился в 1908 г., с. Ынырга; алтаец; грамотный; счетовод колхоза. Проживал: Чойский р-н. Арестован 17 июня 1933 г. Приговор: 10 лет.
Источник: Книга памяти Республики Алтай
3. Сафронов Гаврил Ефимович
(варианты ФИО: Гаус Виктор Александрович) Родился в 1908 г., с. Ынырга Успенского аймака Алтайского края.; русский; Заключенный Амурлага. Арестован 4 мая 1940 г. Приговорен: ВТ 2-й Краснознаменной Армии 20 сентября 1940 г., обв.: по ст. 58-1 п. «а».
Приговор: к ВМН. Реабилитирован 5 июня 2003 г. заключением прокурора Амурской области
Источник: Книга памяти Амурской обл.
4. Сафронов Петр Ефимович
Родился в 1910 г. с. Ынырга; алтаец; грамотный; крестьянин-единоличник. Проживал: Чойский р-н. Арестован 7 февраля 1933 г. Приговор: расстрелян. Расстрелян 23 апреля 1933 г.
Источник: Книга памяти Республики Алтай
5. Сафронов Григорий Ефимович
Родился в 1906 г., с. Ынырга; алтаец; грамотный; крестьянин-единоличник. Проживал: Турочакский р-н, с. Кебезень. Арестован 2 сентября 1937 г. Приговор: 10 лет.
Источник: Книга памяти Республики Алтай
Далее я обратился в Государственный архив Алтайского края, ведь именно там хранятся листы анкет сельскохозяйственной переписи 1917 г., проводившейся в Российской империи. В этих анкетах указан полный состав семьи домохозяина с указанием родства и возраста всех членов, а также ряд интересных сведений сельскохозяйственного характера. Из нескольких семей Софроновых, что удалось обнаружить в электронной базе архива, как проживавших в с. Ынырга, я искал Андрея Софронова. И таковой нашелся! А уже в составе семьи Андрея Николаевича Софронова был указан сын Василий Софронов – дед нашего земляка Владимира Григорьевича Бахмутова. Подчеркну, что практически полностью совпал возраст, указанный в базе «Мемориал» у репрессированного Василия Андреевича Софронова с данными из анкеты с/х переписи 1917 г.
Анкета представляет собой альбомный лист, заполненный с двух сторон сельскохозяйственными сведениями и сведениями демографического характера. Томская губерния Бийский уезд Верх-Бийская волость село Инырга Иныргинское общество.
Домохозяин – Софронов Андрей Николаевич. Указано сословие –инородец, национальность – калмык. Сразу уточню, что в те времена кумандинцев, проживавших в северной части Горного Алтая зачастую называли калмыками или татарами. Естественно, никакого отношения ни к тем, ни к другим они не имели. В анкете указано, что Андрей Николаевич приписан к селению, надельный, т.е. имеющий свой земельный надел. Наделы распределялись по количеству душ мужского пола, а это сам хозяин и два его сына, поэтому указано 3 душевых надела. Год прихода в Сибирь не указан, он и не старожил, и не переселенец, подчеркнута строка «Прочий». Указан год поселения на описываемом участке, т.е. в селе Инырга – 1890! Губерния выхода первая указана Томская. Губерния выхода последняя не указана, а это значит, что он не переселенец, он здесь и родился – на территории Томской губернии.
Раздел «члены семьи и наличные рабочие» разделен на 2 части – мужчины и женщины. В первой части указан глава семьи Андрей Николаевич Софронов 56 лет и два его сына – Василий 24 лет и Дмитрий 20 лет. В состав семьи записан работник Григорий – юноша 14 лет. Сыновья Василий и Дмитрий умеют читать и писать, тогда как у главы семьи и работника в соответствующей графе стоит прочерк, т.е. они неграмотные. Сыновья и отец участвуют во всех видах сельскохозяйственных работ – в пахоте, косьбе, уборке полей. Также в семье занимаются таким промыслом, как ямщина. В этом деле задействован отец Андрей Николаевич и младший сын Дмитрий, причем отец занимает самостоятельное положение в промысле, без привлечения наемной силы, а сын ему помогает – в графе стоят буквы «ск», т.е. семейный кооператив.
Во второй части записана жена Евдокия 54 лет, дочь Клавдия 17 лет, две снохи Агафья 23 лет, Ульяна 19 лет и новорожденная дочь сына Василия, а по отношению к главе семьи – внучка – Мария. Снохи и дочь Клавдия трудоспособны, они участвуют в косьбе и уборке полей, тогда как Евдокия указана как нетрудоспособная – в сельхозработах она не участвует. А сноха Агафья Ефимовна еще умеет читать и писать.
В графе «число рождений за последний год» женский пол проставлена единица – это и есть новорожденная внучка Мария, родившаяся в 1917 году.
Анкета содержит данные и о количестве скота – лошадей 9 голов, крупного рогатого скота 25 голов, 2 овцы, свинья с семью поросятами, и итог: всего 44 головы скота.
На оборотной стороне листа анкеты указаны данные о количестве десятин, занятых под посевы хлебов и прочих полевых растений: яровой пшеницы 2,5 десятины, ячменя 0,5 десятины, овса 7 десятин, льна 0,3 десятины, конопли 0,1 десятины. Всего под посевами находятся 10,4 десятины своей земли.
Сено для скота косят силами семьи с 49 десятин и ставят порядка 700 копен сена. 20 десятин сенокосной земли арендуется у крестьян в своем обществе, в аиле Иныргинском сроком на 1 год на денежных условиях.
В землевладении у семьи находятся под усадьбой 1 десятина земли, под пашней 10,4 десятины земли и под естественным покосом 15 десятин земли. Добавлю, что по современным меркам десятина – это чуть больше гектара земли.
Кроме того, в хозяйстве имеется сепаратор, однолемешный плуг, 4 железные бороны, 1 веялка и 1 телега на деревянном ходу. По сибирским меркам хозяйство Андрея Николаевича Софронова можно охарактеризовать как крепкое среднее хозяйство.
Добавлю, что помимо анкеты с/х переписи 1917 г. Андрея Николаевича Софронова, в читальном зале архива можно найти анкеты и других семей Софроновых, проживавших в 1917 г. в с. Ынырга, а именно анкеты:
1. Софронова Ефима Васильевича
2. Софронова Василия Дмитриевича
3. Софронова Михаила Васильевича
4. Софронова Якова Ивановича
5. Софронова Ивана Андреевича
Но не было понимания, откуда появились Софроновы на этой земле, и все ли ыныргинские семьи Софроновых происходят из одного рода?
Рассмотрим следующий по времени документ. Это посемейный список с. Быстрянского на 1903 год с указанием состава семей мужского пола. В нем указаны семьи наших земляков, проживавших в селе Быстрянском Быстрянской инородной управы. Здесь в конце списка удалось обнаружить любопытную информацию: список семей, проживавших в селе Нырге, но уплачивающих налоги в селе Быстрянском. И вот среди этих семей и нашлась семья Андрея Николаевича Софронова и ряд других семей, что дало прямое указание на то, откуда все эти семьи перебрались на ыныргинскую землю.
Анализ списка. «Живущие временно в с. Нырге и уплачивающие волостные и сельские сборы:
Софронов Андрей Николаевич 40 лет
жена его Марья Дементьева 39 лет
его сыновья Иван Андреевич 13 лет
Василий Андреевич 8 лет
Дмитрий Андреевич 6 лет».
А далее все стало на свои места. Остальная информация по Софроновым, проживавшим в селе Быстрянском уже была известна мне из метрических книг. «МК отображают такие важные события в жизни людей как рождение, брак и смерть. В метрической записи присутствует достаточно много полезной информации. Если речь идёт о рождении, то указано имя младенца и его пол, а также дата рождения – число, месяц и год, дата крещения, как правило, это следующий за рождением день. МК середины 19 века содержат данные об отце и о матери. Также есть данные, в какой деревне или селе они проживают, а также у отца указывается сословие или должность, например, крестьянин, казак, драгун, солдат, ясачный, а если человек недавно был крещён, то пишут новокрещённый. Также есть запись, кто был восприемником, с какой он деревни и даже кем он приходится отцу новорожденного. Кроме того, метрика содержала число младенцев мужского и женского пола. Если речь идёт о браке, то запись содержит дату венчания, сведения о женихе и невесте: сословие, место жительства, имя, отчество и фамилию и данные о том, впервые они брачуются или повторно. А также найденная запись о браке – это единственная реальная возможность продолжить генеалогический поиск по женской линии. Если речь идёт о смерти, то, как правило, указан глава семейства, если умер ребёнок или жена, имя-отчество жены или имя ребёнка, причина смерти, возраст, где похоронен. И все записи содержат имя и фамилию священника, совершавшего таинство».
В метрической книге Михаило-Архангельской церкви с. Быстрянского за 1862 г. удалось найти запись о рождении в семье Николая Григорьевича и Марии Игнатьевны Софроновых сына Андрея. Таким образом, родословная ниточка потянулась глубже, перейдя рубеж 1861 года – отмену крепостного права в России и предполагаемую дату переселения рода Софроновых из Чувашии, что, конечно, не подтверждается ни в одном из архивных источников.
Далее я обратился к таким источникам родословной информации, как исповедные росписи. Исповедная роспись или по-другому ведомость – это церковный документ, ежегодный список прихожан, бывших или не бывших на исповеди. «В отличие от МК – ИР за один и тот же год содержит полный состав семьи поименно, возраст членов семьи, кем приходятся главе семьи остальные члены, населенный пункт, в котором проживает семья. Сразу уточню, что возраст, указанный как в ИР, так и в МК, например, в записи о браке или о смерти, как правило, не точен. Зачастую, если не найдена запись о рождении, возраст того или иного человека приходится устанавливать по нескольким источникам. Например, в записи о смерти погрешность может доходить до десяти лет и более. И ещё, в этих источниках зачастую встречаются неточности. Это описки в именах и отчествах. Например, у жены в записи о браке одно отчество, позднее в записи о рождении ребенка у неё может быть уже другое отчество. Такая же история и с именами, при рождении священник нарекал одним именем, а в ИР позднее фигурирует уже иное имя. Только путём неоднократного сопоставления различных источников удавалось выявлять эти неточности».
В фондах архивов содержится очень много полезной информации, но зачастую ее достаточно трудно обнаружить. Но все же иногда это удается, вот так и был обнаружен в ГАТО документ «Статистические сведения об инородцах Томской губернии за 1889 год», а чуть раньше в ГААК исповедная роспись Михаило-Архангельской церкви с. Быстрянского за 1867 год.
Рассмотрим подробно первый документ. Село Быстрянское расположено на протоке Быстрянке из реки Катуни. Глава семьи – Сафронов Андрей Николаевич, кроме него указаны один член мужского пола и два – женского пола. В графе «в том числе детей холостых» указаны 1 мальчик и 5 девочек. Откуда взята эта цифра не ясно, ведь всего семья состоит из 4 человек. Далее в графе «сколько в этой семье умерших детей» указаны 3 мальчика и 5 девочек. Скорее всего, здесь произошла путаница. Человек, заполняющий опросный лист не смог точно уяснить количество рождений и смертей в семье и правильно их разнести по графам. Добавлю, что в этот период Андрей Николаевич Софронов был женат на Марии Дементьевне. Точную дату брака, как и девичью фамилию Марии Дементьевны установить пока не представляется возможным. Можно предположить, что бракосочетание произошло не ранее 1879 года, т.е. тогда, когда Андрею Софронову исполнилось полных 17 лет. Документ этот датирован 1889 годом, таким образом Софроновы в браке прожили, предположительно, 10 лет. За это время у них могло родиться около 8 детей. И судя по записям большая часть из них умерла во младенчестве. Скорее всего, не оправившись от родов, умерла и Мария Дементьевна. Установить, когда точно это произошло, пока не представляется возможным. Но совершенно ясно, что через некоторое время Андрей Николаевич женился во второй раз, взяв за себя Евдокию, чьё имя мы узнали из анкеты сельскохозяйственной переписи 1917 г.
Далее в графе «сколько у этой семьи женатых (замужних) детей» указана цифра 1. И вот здесь, могу пояснить, что исходя из того, что отец Андрея Николай Григорьевич Софронов скоропостижно скончался в середине 1860-х годов, а на руках матери остался Андрей и его сестра Васса, могу предположить, что как раз тут речь и идет об этой Вассе – Василисе. И тогда остается вероятность, что в графе о умерших детях могли быть указаны и родные братья-сестры самого Андрея, умершие во младенчестве.
В графе «сколько ясака и повинностей падает на семью в год» записано 9-60, скорее всего, это 9 рублей 60 копеек.
Семья имеет свой дом, амбар и двор, занимается скотоводством и хлебопашеством.
В хозяйстве числится 8 лошадей, 10 коров, 7 овец и 2 свиньи.
Сеет семья 24 пуда озимого хлеба. За сезон урожай составляет 240 пудов хлеба. За год семья расходует на собственные нужды 192 пуда хлеба.
И самое интересное, в графе «к какой кости или роду и племени принадлежат члены семьи и как они называют себя и свой род на своем языке» записано «из кумандинцев».
Эта запись совершенно точно говорит о том, что в конце 19 века Софроновы считали себя кумандинцами! Да, они уже тогда были в значительной степени обрусевшими, но корней своих и какого они роду-племени не забывали. Дополню, что и все другие семьи Софроновых, встретившиеся мне на страницах этого документа, были записаны как кумандинцы!
Рассмотрим подробно также и второй документ. Исповедная роспись Михаило-Архангельской церкви с. Быстрянского за 1867 год тоже внесла свою лепту в восстановление родословной Владимира Григорьевича Бахмутова.
В ней в селе Быстрянском указано следующее:
«села Быстрянского инородцы
Григорий Алексеев Софронов 61
жена его Анисья Феодорова 63
дети их Гавриил 30
Петр 20
Евсей 14
Гавриилова жена Матрена Никонова 29
Петра жена Евдокия Егорова 20
вдова Мария Игнатьева Софронова 32».
Исходя из данных ИР Михаило-Архангельской церкви с. Быстрянского 1867 г., Николай Григорьевич Софронов скоропостижно скончался в достаточно молодом возрасте в промежутке с 1864 по 1867 г., так как его жена Мария Игнатьевна записана как вдова. Не ясно только, почему священник не указал в росписи ее детей. Добавлю, что МК Михаило-Архангельской церкви с. Быстрянского за 1864-1867 гг. не дошли до наших дней и установить точную дату смерти не представляется возможным. А Григорий Алексеевич Софронов 61 году и его жена Анисья Федоровна – это и есть родители Николая Григорьевича Софронова.
Далее в ходе исследования МК Дмитриевской церкви с. Новоенисейского за 1830-е годы удалось установить точную дату рождения Николая Григорьевича Софронова.
МК Дмитриевской церкви с. Новоенисейского за 1835 г. содержит запись о рождении «5 декабря в деревне Быстрый исток у оседлого инородца Григорья Алексеева Софронова и законной жены его Анисии Феодоровой родился сын Николай. Крещен 8 декабря. Восприемники: д. Найминской оседлый инородец Феодул Стефанов и Стефана Ефимова Софронова жена Екатерина Васильева».
Уточнив дату рождения, исходя из его возраста и отсутствия записи о браке в сохранившихся МК, можно предположить, что женился Николай Григорьевич в 1853-1854 г. Проанализировав все имеющиеся записи о рождении в семье детей, выяснив имеющиеся сведения о восприемниках при крещении новорожденных, можно с большой долей вероятности предположить, что Мария Игнатьевна до замужества носила фамилию Чернова.
А далее все ниточки ведут к исповедным росписям Дмитриевской церкви с. Новоенисейского, ведь до начала 1840 годов на всей огромной территории Бийского округа действовало всего лишь 3 церкви – это Успенская церковь г. Бийска, Одигитриевская села Смоленского, что за Обью рекой, и ближайшая к нам Дмитриевская села Новоенисейского. Именно в приход последней церкви входили инородцы д. Быстрянской, д. Майминской, д. Улалинской и ряда других деревень.
Рассмотрим же ИР Дмитриевской церкви села Новоенисейского за 1829 год. Это крайний год из росписей данной церкви, хранящихся в архиве г. Томска:
«Деревни Быстрого Истока
Алексей Ефимов Софронов 56
жена его Анна Григорьева 44
дети Афонасей 23
Григорей 22
Николай 20
Ефрем 14
Александра 19
Афонасьева жена Акилина Петрова 29
дети их Яков 1
Ксения 4
Григорьева жена Анисия Феодорова 25
сын их Лаврентий 2».
Вот этот Григорий 22 лет и его жена Анисия Федоровна 25 лет и являются родителями Николая Григорьевича Софронова отца Андрея Николаевича – прадеда нашего земляка Владимира Григорьевича Бахмутова. Отец же Григория – Алексей Ефимович Софронов – старший из 5 родных братьев Софроновых, проживавших когда-то в д. Быстрянской, а до этого в д. Усяцкой, располагавшейся на правом берегу реки Бии.
В ходе систематического изучения МК Дмитриевской церкви с. Новоенисейского удалось найти брак Григория Софронова в метрике за 1826 год: «25 января венчан первым браком Енисейского прихода Смоленской волости д. Быстрого Истока ясашной Григорий Алексеев Софронов, того же прихода, волости и деревни ясашного Фёдора Табакаева с дочерью девицей Анисией. Поручители: ясашные Степан, Яков и Афанасий Софроновы и Василий Табакаев».
Первая ИР, в которой указаны все братья Софроновы, относится к 1798 году. В ней же указаны и их родители Ефим Григорьевич Софронов и Пелагея Петровна.
«Деревни Усяцкой новокрещёные ясашные
Ефим Григорьев Софронов 65
жена его Пелагея Петрова 50
дети их
Алексей 20
Андрей 18
Степан 9
Яков 5
Семён 1
Варвара 11 (ГАТО ф. 263 о.1 д.53)».
Уже в следующем 1799 году Алексей Ефимович Софронов находит свою вторую половинку и женится. В МК Дмитриевской церкви с. Новоенисейского за 1799 г. есть такая запись: «10 января венчан деревни Усяцкой ясашной Алексей Ефимов Софронов первым браком той же деревни заводского крестьянина Ивана Иванова Шебалина с дочерью ево девицей Анной».
Ефим Григорьевич Софронов крестился до 1767 года в Петропавловской церкви Бийской крепости. В результате многолетнего систематического поиска в записях метрических книг и исповедных росписей была найдена ключевая фраза, подтвердившая мою гипотезу о том, что отчество и фамилию свою Ефим получил от крестьянина Григория Софронова, проживавшего в середине 18 века в д. Соколовой неподалеку от Бийской крепости и выступившего в роли восприемника (т.е. крестного отца) при его крещении.
«Деревни Соколовой Верхней Григорей Козьмин Софронов 66 лет, жена его Устиния Васильева 55 лет, дети их Палагия 19 лет, Елена 17 лет, Мария 12 лет, сестра Григорьева вдова Анна Козьмина 69 лет, работники их новокрещенные Ефим сын Григорьев 20 лет, брат ево Степан Иванов 19 лет, сестра их Настасья Семенова 18 лет, на исповеди были» [1, л. 167-167 об.].
Эта найденная запись подтвердила место проживания, возраст и родственную связь братьев с разными отчествами, а также дала понимание, что и жену свою Пелагею Петровну Ефим присмотрел из крестьянских девушек здесь же в одной из деревень, окружавших Бийскую крепость. Становится ясно, что и крестился он до 1767 г.
Именно сыновья Ефима Григорьевича Софронова, усвоив оседлый образ жизни, во главе с ним самим и были одними из первых жителей д. Быстрый Исток (совр. с. Быстрянка).
«1807 года мая 12 деревни Быстрова Истоку у яшаснова Алексея Софронова сын Григорей. Крещён 21 мая. Восприемник той же деревни яшасной Максим Козлов» [6, л. 3]. Примечательно, что первая дошедшая до нас запись о рождении в деревне Быстрый Исток относится именно к роду Ефима Софронова».
МК Дмитриевкой церкви с. Новоенисейского 1778 г. запись о рождении «октября 5 деревни Усяцкой ясашнова Ефима Софронова родился сын Алексей. Восприемник ясашной Андрей Михайлов Зяболоцкой, крестьянина Степана Бедарева с женой ево Марьей Федоровой». [ф.264 о.1 д.7]
Умер Ефим Григорьевич Софронов (до крещения Чендек Чичканаков) в 1813 г. в д. Быстрянской. В МК Дмитриевской церкви с. Новоенисейского за 1813 г. в разделе о умерших записано: «7 декабря Быстраго Истоку ясашной Ефим Григорьев Софронов 69 лет от старости, без покаяния».
Его жена Пелагея Петровна Софронова пережила его на 16 лет, запись о ее смерти удалось найти в МК Дмитриевской церкви с. Новоенисейского за 1829 г.: «месяца мая 20 д. Найминской вдова Пелагея Петрова Сафронова 80 лет старостию».
«В записях метрических книг, других источниках сыновья и потомки Ефима Григорьевича Софронова указаны как Чендековы. Но может быть, что Чендек и Ефим Григорьевич Софронов не одно лицо? В ходе досконального систематического исследования всех дошедших до нас исповедных росписей Дмитриевской церкви была найдена запись, где четко и однозначно указано – «Ефим Григорьев Чичканаков», хотя в предыдущий год в подобной записи он был отмечен как «Ефим Григорьев Софронов» [17, л. 496 ; 18, л. 415 об.]. То, что это не описка дьячка удалось подтвердить и еще двумя записями из исповедных росписей вышеуказанной церкви и села за 1787 и 1788 год!» [19, л. 496 об.; 20, л. 238 об.]. А это означает, что до святого крещения Ефима Григорьевича Софронова звали и знали как Чендека Чичканакова, и, соответственно, в свою очередь, его отца звали Чичканак (Чичкан)!
Таким образом, удалось установить, что род Софроновых ведет свой исток от Чичканака – кочевника Нижнекумандинской волости, коренного жителя бийско-обского правобережья. Сложно сказать, как называл и кем ощущал себя Чичканак в те далекие времена, может быть, что совсем не кочевником и не кумандинцем. Об этом мы можем только догадываться и строить гипотезы, опираясь на сохранившиеся архивные документы. Но его потомки оставили значительный след в истории Алтая и могут по праву гордиться своими предками!
Закончу выступление цитатой самого Владимира Григорьевича Бахмутова:
«В жизни ничего само по себе не бывает, не появляется ниоткуда и не исчезает никуда. Все мы на этой земле не сами по себе, мы повторяем родителей, в которых заложена генная память веков и которую вполне успешно они передают нам. Так что ни стоит удивляться, если какие-то поступки иногда кажутся совершенно необъяснимыми - они приходят к нам из глубины веков. Каждый из нас иногда начинает стыдиться своего поведения, не понимая при этом, что двигала-то им не его голова, не наработанный им жизненный опыт, а память веков, заложенная генами, и если бы он поступил иначе, он просто бы не оправдал чести и достоинства своего рода, своих прародителей».

Без аватараИВП
Тема: Софроновы из Горного Алтая
6.09.2023, 8:16

Хотелось бы рассказать и еще об одном случае. Долгое время на нашем воинском мемориале в с. Майма среди двух с лишним десятков инициалов Сафроновых мне не давали покоя инициалы З.С. Сафронов. Дело в том, что эти данные наносились на памятные доски из Книги Памяти Республики Алтай. И идут они в достаточно строгом порядке, т.е. практически совпадает порядок написания ФИО из Книги Памяти с фамилией и инициалами на мемориале. Так вот в Книге Памяти записан Сафронов Василий Сергеевич, а на мемориале Сафронов З.С. Исходя из моих поисков в метриках и загсовских книгах, на сайтах ОБД Мемориал, Память народа, Подвиг народа мне не удалось найти никакого упоминания, малейшего следа на Захара, или Зиновия, или Зота Сафронова. Не было у нас такого человека с таким именем. Мне было ясно, что перенося данные из Книги Памяти на стелу мемориала мастер просто по какой-то причине не выгравировал одну черточку, таким образом буква "В" не была написана до конца, а вместо нее появилась буква "З". Три года мне понадобилось, чтобы убедить в этом местную администрацию. Волею судеб в этом мае я пригласил все же мастера на памятник, ему понадобилось электричество и пять минут времени. И всё получилось. Потомкам Василия Сергеевича Софронова я сообщил об этом, услышал в ответ "Спасибо!" и остался доволен, что довел дело до конца.
Без аватараИВП
Тема: Софроновы из Горного Алтая
7.07.2023, 11:49

Добрый день, дорогие друзья! По многочисленным просьбам дальних и ближних родственников, а также всех неравнодушных к истории рода и своего региона состоится повторная презентация книги "К истокам рода Софроновых и основанию села Майма" в Национальной библиотеке им. М.В. Чевалкова в актовом зале 12 июля 2023 г. в 18-00. Приглашаю всех желающих!
Без аватараИВП
Тема: Софроновы из Горного Алтая
9.06.2023, 15:07

Добрый день, дорогие друзья. Приглашаю всех желающих на презентацию книге о роде Софроновых, которая состоится в четверг 15 июня в 18-00 в Центре культуры Майминского района с. Майма.
Без аватараИВП
Тема: Софроновы из Горного Алтая
28.05.2023, 17:47

Дорогие друзья, книга моя о роде Софроновых Горного Алтая пережила второе издание - исправленное и дополненное. По многочисленным просьбам родственников ближних и дальних она была издана вновь, но уже более значительным тиражом. Многим захотелось сохранить такую книгу у себя дома, за эти четыре года, с момента выхода первого издания, нас стало значительно больше. Пришло понимание, что книгу эту надо распространить по всему нашему региону - Республике Алтай, и поэтому во все районные библиотеки будут переданы экземпляры для широкого круга читателей. По вопросу приобретения книги пишите на мою почту.
Без аватараRodinaau
Тема: Шаховские - князья
27.05.2023, 16:33

В поселке Сапожок Рязанской области на кладбище одиночное захоронение: «Шаховский Михаил Васильевич, ск. 1920, военный комиссар. От жены» Есть фотография молодого человека с осанкой и нерязанским лицом (фото к сожалению не сделала). За захоронением не ухаживают, взялась моя мама. Стало интересно, кто это. Наткнулась на это обсуждение. Любопытно, может кто что расскажет. В Сапожке фамилию такую старожилы не знают.
Без аватараИВП
Тема: РЕСПУБЛИКА АЛТАЙ
7.04.2023, 17:06

Удалось установить, что хранящаяся в ГАРА МК Улалинской Спасской церкви за 1873 год таковой не является. Это МК Майминской Духосошественской церкви за 1873 год. Фонд Д-11 опись 1 дело 2
Без аватараИВП
Тема: РЕСПУБЛИКА АЛТАЙ
4.04.2023, 16:28

Дополню, что в церкви находится часть метрики за 1901 год - рождения за 3 месяца октябрь, ноябрь и декабрь. Также есть метрика церкви с. Александровского с 1902 по 1905 г. И небольшое количество брачных обысков 1918-1919 год. Был вчера в указанной церкви, факт передачи ряда метрических книг архиву для оцифровки подтверждаю
Без аватараRodinaau
Тема: Лучинск
1.04.2023, 18:39

Ветка Солотенковых исследована до 1762 года (3 ревизия).
Первый известный предок Коробов Исай, рождение до 1678г
В середине 18 века фамилия Коробов пропадает, семья пишется Солотенковыми.
К концу 18 века один из братьев Солотенковых приобретает фамилию Чуриков.
Далее в селе обе ветки прослеживаются до сегодняшних дней.
Без аватараRodinaau
Тема: Лучинск
1.04.2023, 17:33

Ну и общие предки у нас с вами - Солотенковы Максим Григорьевич 1821г и Аксинья Иванова 1822г
Причем наш Максим - младший. Был еще Максим Григорьевич 1807г.р. с женой Акулиной.
Я пока разобралась, что к чему, голову сломала в ГАРО.
Без аватараRodinaau
Тема: Лучинск
1.04.2023, 17:30

Еще сейчас вспомнила, что отец Марфы, Семена и других - Осип Иванович был, вероятно, очень близок со своей родной теткой Пелагеей Максимовной и очень часто мелькал в восприемниках при рождении ее внуков)). Так как похоже они были ровесниками. Ее сын Арсентий Иванович - мой родной прапрадед.
Без аватараRodinaau
Тема: Лучинск
1.04.2023, 17:23


Elena_Chikina написал:
[q]
>> Ответ на сообщение пользователя Rodinaau от 14 мая 2022 20:05

Здравствуйте, а возможно такое, что ваши предки с фамилией Солотенковы носят отчество Осиповичи, а не Иосифовичи? Дело в том, что моя прабабушка Солотенкова Марфа Осиповна 1901 года рождения,родом из Бутырок, у нее брат Семен,вообще их было, много слышала от дедушки про дядю Семена. С архивами я пока не дружу, а вот то, что касается ВОВ, достаточно глобально копала в открытых источниках
[/q]



Мы с вами, судя по всему, в 6-юродном родстве)) Покажите цепочку от Марфы Осиповны до себя. Сошью древо. И, конечно, было бы здорово пополнить вашей информацией ваших прямых в моем древе.
Без аватараRodinaau
Тема: Лучинск
1.04.2023, 3:05


Elena_Chikina написал:
[q]
>> Ответ на сообщение пользователя Rodinaau от 14 мая 2022 20:05

Здравствуйте, а возможно такое, что ваши предки с фамилией Солотенковы носят отчество Осиповичи, а не Иосифовичи? Дело в том, что моя прабабушка Солотенкова Марфа Осиповна 1901 года рождения,родом из Бутырок, у нее брат Семен,вообще их было, много слышала от дедушки про дядю Семена. С архивами я пока не дружу, а вот то, что касается ВОВ, достаточно глобально копала в открытых источниках
[/q]



Здравствуйте, Елена! Я очень вам рада, так как однозначно мы родственники, Иосифовичи=Осиповичи, а ветка Солотенковых изначально с 17 века носила фамилию Коробовы, основательно 200-250 лет жила в Лучинске, в 1860х отселилась с другими за Проню, основав Бутырки, и довольно хорошо мной исследована))) Скину с утра кусок древа.
Без аватараИВП
Тема: РЕСПУБЛИКА АЛТАЙ
3.02.2023, 8:58

>> Ответ на сообщение пользователя NastyaRu от 3 февраля 2023 8:42
Описание верно, я там везде был. Но краеведение в республике развито слабо, практически невозможно найти информацию такого плана. Только из бесед, но мне ни разу никто про эту заимку не рассказывал. Надо искать, вы будете первая, кто найдет ее!
Без аватараИВП
Тема: РЕСПУБЛИКА АЛТАЙ
3.02.2023, 4:04


NastyaRu написал:
[q]
Нашла в издании "Материалы по геологии Западно-Сибирского края" 1934 года запись о большой заимке Стафурского вблизи погран.поста с Монголией на реке Юстыд, видимо где-то неподалеку от нынешнего Кош-Агача. Подскажите, где можно найти информацию более подробную как она появилась/что в ней происходило?
[/q]

Здравствуйте. Достаточно долгое время находился в том районе, изучал источники по вышеуказанной местности. Проверял информацию на местности. Не встречал такого упоминания, может быть на территории современного поселения Кош -Агач была эта заимка? Если будет понимание данного вопроса, сообщите, пожалуйста и мне. Место пикета Юстыд удалось локализовать.

Без аватараИВП
Тема: Бийск и Бийский уезд Томской губернии
4.01.2023, 4:49

Поможет, да на работу хожу по будням. Проживаю в Горном Алтае сейчас, так что пока так. Удалось вырваться в ноябре, посетил форум межрегиональный в Новосибирске, послушать, в том числе, и ваше выступление.
Без аватараИВП
Тема: Бийск и Бийский уезд Томской губернии
3.01.2023, 18:04


Konstantin Ivanov написал:
[q]

ИВП написал:
[q]

Может кто поделится метриками Бийской Успенской церкви и Смоленской Одигитриевской из 263 фонда ГАТО.
[/q]


Проверяли наличие у мормонов?
https://forum.vgd.ru/606/10412...iew&o=
[/q]

Да, конечно, там 170 фонд.

Без аватараИВП
Тема: Бийск и Бийский уезд Томской губернии
3.01.2023, 17:42

Здравствуйте. Может кто поделится метриками Бийской Успенской церкви и Смоленской Одигитриевской из 263 фонда ГАТО. Теми, что отсутствуют в 170 фонде. Заранее благодарю!