Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогический форум ВГД

На сайте ВГД собираются люди из многих городов и стран, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!


Klim2018 Klim

-

Голосование за генеалога  Рейтинг: 1606  Голосование за генеалога

Основная информация
Доска почета
Последние 30 сообщений
Родословия
География
Сообщения друзей
Друзья
В друзьях у...





-

Последние 30 сообщений Klim2018



Wiwat написал:
[q]
населенные пункты Тягинской волости Херсонского уезда.
[/q]
Населённые пункты даю со следующего источника:

Список населенных мест Херсонской губернии, г. Херсон.1896 г.



Wiwat написал:
[q]
Доброй ночи! Подскажите пожалуйста границы и населенные пункты Тягинской волости Херсонского уезда.
[/q]
Доброй ночи!
На карте красными ровными линиями указаны границы Тягинской волости. Сама Тягинка (внизу фрагмента карты) подчёркнута пунктирной линией.



Rulkiev написал:
[q]
Подскажите, никому случайно не попадалась в Таращанском районе фамилия Смердячук, или в таких вариациях Смердячий, Смердяченко?

---

Они жили в селе Беседка Таращанского района
[/q]


Центральный государственный исторический архив, г. Киев
Фонд 127
Киевская духовная консистория
Опись 1014 Метрические книги церквей Таращанского уезда Киевской губернии от А до Я

Беседка, с. Таращанского уезда дд. 173 (1832г.), 225 (1850г.), 246 (1856г.).
Богатырка, с. Таращанского уезда дд. 173 (1832г.), 224 (1850г.), 246 (1856г.), 280 (1871г.).


Тема: КНИГА ПАМЯТИ УКРАИНЫ
16.01.2019, 0:51
Осокін Євген Ілліч
ВБЗ місто-герой Київ:
Осокін (Осокин) Євген Ілліч. Україна, м. Київ. Підпільник, керівник, підп.група. Загинув 8. 1943р.
НМІВВВ. – ВБЗ. – Кв-62689. Архів КнПУ.
Книга Пам`яті м. Київ. Том 2, стор. 731:
Осокін Євген Ілліч, м. Київ. Підпільник. Загинув, серпень 1943 р., в гестапо.
Кн. Пам`яті воїнів-євреїв м. Київ. Стор. 437:
Осокін Євген Ілліч, м. Київ. Підпільник. Загинув у гестапо, серпень 1943 р.
Кн. Пам`яті України м. Київ "Подвиг на віки". Стор. 575:
Осокін Євген Ілліч, м. Київ. Бухгалтер ТЕЦ. Керівник підпільної групи Старокиївського р-ну. Загинув у гестапо, серпень 1943.

Київські адреси сповіщень про загибель: дослудження, документи, свідчення/ Ін-т історії України НАН України; Меморіальний комплекс "Національний музей історії Великої Вітчизняної війні 1941 - 1945 років"; ред. кол.: Л.В. Легасова (кер. проекту) та ін. – К.: Аеростат, 2013.

Тема: Ленинград 1969
15.01.2019, 23:54

masipopa написал:
[q]
У меня есть имена её родителей, адрес где она родилась и жила в 1950х годах и год ее рождния. Проблема что она вышла замуж и поменяла фамилию.
[/q]
Так новую фамилию можно узнать через ЗАГС.


Тема: Ленинград 1969
15.01.2019, 23:11

masipopa написал:
[q]
Посмотрите пожайлуста
Селезнёв Андрей Андреевич и Селезнёва Алла Андреевна 1938 г. р.

Большое спасибо.
[/q]
Есть Селезнёва А.А.
Адрес: пр. Стачек, 1.

Р.S. Пока искал, то уже опубликовали. Если нужно, то со временем могу удалить.


Тема: ПОИСК в 2019 году
15.01.2019, 22:26

bkd написал:
[q]
Коллеги,
на портале gwar.mil.ru указано, что предок служил в "2-й Камский пограничн. полк"
Google выдает только "110 Камский пехотный полк". Подскажите, где искать информацию по нужному полку.
[/q]
Добрый вечер!
В те годы пограничные войска назывались ОКПС - Отдельный Корпус Пограничной Стражи.
Корпус делился по территориальному признаку на округа (было создано 7 округов, в 1913 году было — 8), затем на бригады (1913 году — 35), затем на отделы (в каждой бригаде — три — четыре). Отделы делились на отряды (в каждом по 4 — 5 отрядов), отряды на кордоны по 15 — 20 человек и посты.
Нужно искать в ОКПС.


nvrom1
Почетный участник


Первая сотня !!!


Tim45 написал:
[q]
Уважаемый Klim2018!

Могли бы Вы посмотреть в Вашим томах уроженца Харькова, Игнатова Михаила Николаевича 1886 г.р., да и всех Игнатовых из Харькова?
Данные о том, что он служил в "армии Деникина" (так написано) имеются в листе перерегистрации студентов и преподавателей Харьковского Технологического Института за 1921 г.

С Уважением, Дмитрий
[/q]
Здравствуйте, Tim45!
Извините, что не ответил Вам. Увидел Вашу просьбу уже после того, как ответ был опубликован здесь в теме.
Не важно кто Вам ответил. Главное, что Вы получили нужную информацию. И это главное. Ведь форум для того и созданю
Удачи!!!


Comrade78
Долгожитель форума


2100

Сергей Дмитриевич, с Днем рождения!

Тема: Менжинские
15.01.2019, 18:29

alina-sim написал:
[q]
Возможно, имеет отношение к моим Менжинским. Пока не очень представляю, как проверить.
[/q]
Скажите, а этот киевлянин Менжинский случаем Вам не родственник?

Менжинський Олександр Григорович
ВБЗ місто-герой Київ:
Менжинський (Менжинский) Олександр Григорович. Нар. 1915, Україна, м. Київ. Рядовий, стрілець. Пропав безвісти 9.1942 р. НМІВВВ. – ВБЗ. – Кв-57088. Архів КнПУ.
Книга Пам`яті м. Київ. Том 2, стор. 559:
Менжинський Олександр Григорович, 1915 р., м. Київ. Рядовий. Загинув, вересень 1942 р.

Київські адреси сповіщень про загибель: дослудження, документи, свідчення/ Ін-т історії України НАН України; Меморіальний комплекс "Національний музей історії Великої Вітчизняної війні 1941 - 1945 років"; ред. кол.: Л.В. Легасова (кер. проекту) та ін. – К.: Аеростат, 2013.



kibitz написал:
[q]

Добрый вечер, скажите, есть ли информация о Длужинских?
[/q]
Да, есть одно дело.

1. Родове прізвіще дворян, справу яких розглянула Центральна ревізійна комісія: Длужинські
2. Губернія, з дворянського депутатського зібрання якого справу надіслали до ЦРК:Подільська
3. Дата розгляду справи Центральною ревізійною комісією: 1841.03.21
4. Установа до якої ЦРК надіслала справу після розгляду:Подільське Губерніальне Правління
5. Дата відправки справи Центральною ревізійною комісією:
6. Номер відправки справи Центральною ревізійною комісією:

Источник:
Лисенко С., Чернецький Є. Правобережна шляхта (кінець XVIII – перша половина XIX ст. Список шляхти Волинськоï, Kиïвськоï та Подільськоï губернiй, дворянськi права якоï перевiрила Центральна ревiзiйна комiсiя). – Біла Церква: Вид. О.В. Пшонківський, 2007. С. 159.

Linino
Долгожитель форума


400


mamadeti написал:
[q]
Мне бы точную дату и штамп (где регистрация проходила) толком разобрать.
[/q]
Видно следующее:

Б...
Сельск...
Пушкинского р...
Московской ...


Могу предположить, что это:
Б...
Сельский совет
Пушкинского района
Московской области


или

Братовщинский
Сельский округ
Пушкинского района
Московской области




mamadeti написал:
[q]
Заинтересовал Штамп на котором написано "Паспорт выдан в 1933 году", но исправлено ручкой на 6 последняя цифра.
Что это может быть?
[/q]
Либо паспорт собирались выдать в 1933 году, но по каким то причинам выдали только три года спустя. Либо банально не было штампика. Всем ставили 1933 год и исправляли на нужный. В данном случае, на 1936.



Vladimir_Nazarenko написал:
[q]
Возможно ли сделать полностью читаемым текст на обороте фото?
[/q]
Заклеенные места проявить не удастся, а остальное читаемо:



MariaMariaMaria написал:
[q]
Спасибо большое!
Мошкович- это отчество)))
Фамилия Хулиц или Хулис, в некоторых документах Кулис
[/q]
С такими фамилиями нет ни одного человека. Есть одна запись, где совпадают только первые буквы фамилии, но невеста - Злата.


Тема: Махно и погромы
14.01.2019, 4:07

северный юрий владимирович написал:
[q]
Значит нужны сведения об указаниях (устных или письменных, или сообщениях к Махно о погромах и его реакции на это) - либо участии самого в погромах.
[/q]
Это подойдёт?

Воззвание Махно о еврейских погромах.
Махно Н.И.
Воззвание.

Товарищи Рабочие, Крестьяне, Красноармейцы и Повстанцы!

В тяжелые дни реакции, когда Русская Революция, окруженная со всех сторон врагами, когда Украина осаждалась бронированным кулаком немецко-австрийского империализма, когда трудовые массы Украины задыхались, истекали кровью от невыносимого гнета Петлюровских, добровольческих палачей и всех жестоких, варварских наймитов помещичье-буржуазной своры, когда, казалось, положение Украинских рабочих и крестьян было безвыходным, вы первые восстали как непоколебимые, бесстрашные борцы за великое дело освобождения трудовых масс от цепей экономического рабства, политического и духовного закрепощения.

Повстанческие ряды выдвинулись гордо и мужественно на арену Украинской революции в то время, когда последняя переживала самую тяжелую и мучительную агонию, когда свобода и честь трудового народа Украины поставлены были на карту дикому безумному, кровожадному империализму, объединившему вокруг себя все темные силу контрреволюции.

С того момента вы, товарищи крестьяне, стали творить великое святое дело революции, с тех дней вы предприняли священную задачу освобождения всего закрепощенного, забитого вековым гнетом, Украинского и всемирного трудового народа.

Но <...> случился крутой и печальный поворот <...>

В процессе решительной, революционной борьбы с общим врагом - буржуазией, помещиками, добровольческими офицерами и всеми прихвостнями старого, отжившего рабского строя, - вдруг, незаметно со стороны, в бурные, стихийные, революционные волны стали вливаться мутные, грязные потоки сознательной и бессознательной контрреволюции.

В ряды идейных борцов стали вкрадываться отрицательные, преступные элементы, для которых великая, тяжелая революционная борьба сделалась громоотводом на пути к издевательствам, насилию и личной наживе, с одной стороны, и сознательной, явной услуги контрреволюции, с другой.

Среди красивых, нежных мелодий революционных песен, среди звучных дружных мотивов о приближающемся освобождения трудового крестьянства и пролетариата Украины стали раздаваться тяжелые, душераздирающие крики несчастных, забитых бедняков евреев, обездоленных так же, как и рабочие и крестьяне всех других национальностей. Еврейская беднота стала истекать кровью от грязных рук сознательных и бессознательных контрреволюционеров.

На светлом ярком фоне революции появились темные, несмываемые пятна запекшейся крови бедных мучеников евреев, которые в угоду злой реакции являются теперь, как и раньше, в самые тяжелые годы самодержавия, напрасными невинными жертвами завязавшейся жестокой, классовой борьбы угнетенных и обездоленных против власть имущих и сильных мира сего.

Творятся акты позора и ужаса. В лагере революционеров, повстанцев происходят еврейские погромы.

Величественная драма революционного повстанческого движения омрачена безумной, дикой вакханалией антисемитизма, священная идея революционной борьбы поругана, оплевана чудовищным кошмаром зверского издевательства над еврейской беднотой, влачащей жалкое, рабское, нечеловеческое существование.

В какой ужас, в какое содрогание должен прийти революционер, когда услышит теперь в момент надвигающейся мировой Социальной Революции, когда столкнулись лицом к лицу трудовые массы всех национальностей, с одной стороны, в защиту экономической и духовной свободы, и буржуазная клика, с другой, в защиту своих гнусных привилегий, - о том, что убивают, вырезывают еврейские обездоленные семьи только за то, что они евреи!

Какой позор должен испытать революционер, когда на его глазах зверски убивают, вырезывают десятки, сотни еврейских тружеников, их жен и детей, влачащих такое же жалкое, рабское существование, как и угнетенные всех других национальностей только за то, что они родились евреями.

Как невольно при всех этих ужасах мысль уносится назад, к старому прошлому, к печальному, преступному времени царизма, который на еврейских погромах строил благополучие своего кровавого трона!

Да! Чувствуется ужасный, отталкивающий сдвиг назад, к временам абсолютного рабства, к режиму монархии и беспредельного разгула озверевшей, дикой толпы, ищущей удовлетворения своих низменных инстинктов в проливании невинной, свежей крови обездоленного, мирного еврейского населения!

Товарищи повстанцы! Мы обращаемся к Вам, как революционеры, как обездоленные и угнетенные хищной властью капитала и произвола бюрократии, как равные к равным!

Если вы революционеры, если вы искренно преданы делу революции, делу освобождения всех рабов, всего мира от гнета и порабощения фабрикантов, банкиров, помещиков, если вы взяли винтовки в руки сознательно и преданно для того, чтоб побороть одного общего врага - капитал и гнет власти, то не приходите ли вы в ужас, не корчится ли ваша душа от боли перед такими фактами, как еврейские погромы, как огульное вырезывание десятков и сотен бедных, голодных людей только за то, что они родились евреями?

Если вы сознательные революционеры, осмысленные бунтари и творцы красивой, новой жизни, то не видите ли вы ясно, как в этой глубокой страшной пропасти бедноты, рабства, нищенства прозябают одинаково рабочие всех национальностей: и русские, и поляки, и австрийцы, и немцы, и евреи, и армяне, и т.д.?

Если вы смотрите широко открытыми глазами на наш рабский, забитый мир, то не видите ли, как одинаково страдают и еврейские рабочие, как голодают их семьи, как их дети, как и дети бедняков других национальностей, умирают от голода, болеют от недоедания и страдают от гнета капитала и произвола власти, как и угнетенные всех других национальностей?

Товарищи повстанцы! Если вы революционеры, если ваша революционная совесть не запятнана, если ваша сознание не затемнено, и если ваши глаза не отуманены мраком национального антагонизма, так загляните в еврейские кварталы! Присмотреть повнимательней к еврейской голытьбе! Сколько десятков тысяч изнуренных голодом, измученных болезнями, погрязающих в грязи, в нищенстве вы увидите еврейских рабочих жен и детей!

И еще загляните в другую область, поинтересуйтесь историей революционного движения в России во времена царизма, и вы узнаете, убедитесь, как много честных, искренних беззаветно любивших свободу борцов-евреев погибли за великое дело освобождения всего трудового народа России!

Если вы революционеры, если вы любите свободу и беспристрастно смотрите на вещи, вы должны заявить громко, ваш голос протеста должен разнестись по всем углам Украины, Великороссии и всего мира против насилия над трудящимися массами, какой бы нации они ни принадлежали!

Ваш революционный долг закричать громко, во всеуслышание, против еврейских погромов, против избивания и вырезывания мирных еврейских жителей!

Ваша революционная честь обязывает Вас крикнуть громко, чтоб содрогнулись все черные силы реакции, - о том, что мы ведем борьбу с одним общим врагом - с капиталом и властью, и, что в великой семье угнетенных, измученных вековым рабством трудовых масс одинаково страдают и русские, и поляки, и литовцы, и чехи, и евреи и т.д.

Вы должны подчеркнуть ярко один непреложный факт, что в среде ваших эксплуататоров находятся рядом и русский фабрикант, и немецкий заводчик, и еврейский банкир, и польский помещик; что в рядах контрреволюции, как справа, так и слева, - и в добровольческой армии и в чрезвычайках - находятся рядом и русские предатели, и изменники латыши, и поляки, и евреи, и армяне, и эстонцы и т.д.

Вы должны твердо запомнить, что буржуазия и империалисты всех стран и всех национальностей объединились для жестокой, преступной борьбы против Революции, против угнетенных трудящихся масс всего мира и всех национальностей.

ТОВАРИЩИ ПОВСТАНЦЫ! В настоящий грозный момент, когда на русскую народную революцию, начавшуюся с рабоче-крестьянских низов, обрушился интернациональный враг - буржуазия, империалисты и бюрократы всех стран и всех оттенков и сеют в рядах трудящихся масс национальную травлю для того, чтоб подорвать революцию и пошатнуть главный фундамент классовой борьбы - солидарность и единение всех трудящихся - вы должны все, как один, выступить против всех сознательных и бессознательных контрреволюционеров, провоцирующих дело освобождения трудового народа от капитала и власти.

Ваш революционный долг - пресечь в корне всякую национальную травлю и беспощадно расправляться со всеми прямыми и косвенными виновниками еврейских погромов!

Все лица, сеющие национальную травлю, точно также как и те бандиты, которые вырезывают мирных еврейских обывателей, являются явными врагами трудящихся и Революции! Они должны быть сметены с лица земли самым беспощадным образом!

ТОВАРИЩИ ПОВСТАНЦЫ! Очистите ваши ряды от бандитов, грабителей и погромного элемента, и тогда Ваше повстанческое революц. знамя будет гордо реять над свободной от экономического и духовного порабощения Украиной.

Путь к освобождению трудящихся лежит через объединение всех трудящихся всего мира! Да здравствует Интернационал!

Да здравствует единая семья трудящихся всего мира!

Да здравствует свободная, БЕЗВЛАСТНАЯ АНАРХИЧЕСКАЯ Коммуна!

Гуляйпольская группа Анархистов НАБАТ

Исполком Военно-Рев. Совета Гуляйпольск. района

БАТЬКО МАХНО





Тема: Шафрановские
14.01.2019, 0:30

elena_krd написал:
[q]
Шафрановских могилевских всех забираю. Феоктистович, конечно же. Вроде нет у меня этих сведений о нем.
[/q]
Хорошо. Сейчас перепечатаю с источника. Только он в архивых документах не Феоктистович, а Феодистович. Хотя там есть примечание. Но всё по порядку.

Шафранівський1 Андрій Феодистович2
Народився 23 жовтня 1898 р. в Могилівській губернії.
Білорус.
Син священика.
Закінчив 8 класів гімназії.
Фельдшер, безпартійний.
До армії УНР був мобілізований у 1920 р. в м. Лянцкорунь, де працював у земській лукарні.
Інтернований в одному з польських таборів.
Під час Другого Зимового походу — фельдшер лазарету 4-ї Київської дивізії.
Бувши пораненим, потрапив у полон 17 листопада.
Розстріляний 23 листопада 1921 р. у м. Базар.
Реабілітований 12 березня 1998 р.

Державний архів СБУ, арх. 74629 фп., т.1 , арк. 6 - 6 зв.

Примітки.
1. В анкеті — "Шафрановський", у списку розстріляних — "Пофрановський". На с. 135 — Підранівський.
2. Очевидно, Феоктистович.



Тема: Шафрановские
13.01.2019, 23:57
Может Ваш?

Шафрановский Андрей Феодистович
(23.10.1898 - 23.11.1921)

Источник:
Державний архів СБУ, арх. 74629 фп., т.1 .

Тема: Нестандартные фамилии
13.01.2019, 23:51

Cynamon написал:
[q]
Странно, нас учила до посинения фамилии тереть на отымённость, а в Тронь и Тронько не увидела Тронин, Трошин, Троша, Трошев - от Трофим, Евтропий и др.
[/q]
Могу предложить и Тронько:

Тронько Алексей Иванович
(03.02.1890 - 23.11.1921)

Источник:
Державний архів СБУ, арх. 74629 фп., т.1 .


Тема: Петренко
13.01.2019, 23:47
Есть информация на Петренко Ивана Дионисиевича
(03.09.1897 - 23.11.1921)

Источник:
Державний архів СБУ, арх. 74629 фп., т.1 .

Тема: Мироненко
13.01.2019, 23:41
Есть информация на Мироненко Кузьму Давидовича
(21.09.1891 - 23.11.1921)

Источник:
Державний архів СБУ, арх. 74629 фп., т.1 .


MariaMariaMaria написал:
[q]
Года примерно с 1911 по 1915.
[/q]
Просмотрел:
Алфавитная книга синагоги Киева о браке. 1911-1918 годы.
Мошковичей есть несколько человек, но не Ваши. На всякий случай опубликую здесь:


Подыму тему.
Может кто ищет:

Ф.И.О и место рождения: Брюховский Василий Иванович, 1891 г., г. Умань
Последний чин в царской армии: Подпоручик
Служба в белой армии (наименование армии, последний чин): Деникина, Подпоручик
Принят на особый учёт (дата, каким органом): 05.05.1926 г., Жмеринским ГПУ
Снят с особого учёта (дата, каким органом): 20.01.1927 г., Киевским ГПУ
Последнее место службы: Счетовод Депо с. Проскуров.
Последнее место жительства: г. Жмеринка, Кавказский пер., 7.


Источник:
Книга учета лиц, состоявших на особом учете бывших белых офицеров в органах ГПУ Украины в 4-х тт. Т.1/Предисл. Я.Тинченко. – Х.: Издательство САГА, 2011. С.214 – 215.

Lara
Модератор раздела


8800


Всех форумчан поздравляю с наступающим Новым Годом по старому стилю.
Со Старым Новым Годом !!!
Здоровья, счастья, семейного благополучия и мирного неба над головой!


Тема: Каминский
13.01.2019, 18:52

Аня Каминская написал:
[q]
Даже и н е знаю! То что знала всё написала.
[/q]
Я о нём узнал из книги:

Жадько В.О. Благословенне святим Миколаєм. - К.: Департамент, 2000.

Информации не много. Феодосий Тимофеевич Каминский знал историка и композитора Николая Аркаса, был знаком с Лесей Украинкой. В 1908 году учился в Николаевском реальном училище. Погиб от рук воров. Вот, по большому счёту, и всё.

Поискал в сети и нашёл немного о нём.

Камінський Феодосій Тимофійович (14.08 [27.08] 1888 с. Богоявленське поблизу м. Миколаєва Херсонської губернії - 11.10.1978 м. Миколаїв) - краєзнавець, археолог, громадський діяч.

Походив із багатодітної родини міщан. Вчився в Миколаївському технічному училищі (1900-1906), потім у реальному училищі (1906-1909). Захоплювався історією, археологією. У 1907 здійснив подорож до Єгипту, приймав участь в роботі експедиції Картера. Освіту продовжив у військовій школі в Петербурзі та одночасно (1910-1912) був вільним слухачем Петербурзького археологічного інституту.

Учасник І світової війни, закінчив війну капітаном, демобілізований після 4-ох поранень. З січня 1920 служив в Миколаївському відділені Українського Народного Кооперативного Банку, займався громадською роботою: приймав участь в організації «Спілки учнів-українців «Зірка», виконував доручення товариства «Українська кооперативна книгарня», був членом товариства «Просвіта». В квітні 1920 його було вперше заарештовано (звинувачено в службі в лавах білогвардійців). На прохання членів Музейної секції Губвідділу Просвіти з нього було знято звинувачення (1921).

З березня 1921 працював завідуючим секції музейно-екскурсійної роботи Політпросвіту, а з травня 1923 по 29 вересня 1929 директором Миколаївського історико-археологічного музею. В цей період в музеї було створено товариство «Друзів музею», члени якого активно допомагали в екскурсійно-лекційній роботі, приймали участь в археологічних розвідках узбережжя Бузького лиману (1926-1927), розкопках в Ольвії.

Ф.Т. Камінський відіграв велику роль в створені археологічного заповідника «Ольвія», приймав участь в роботі Ольвійської експедиції Б.В. Фармаковського, після смерті вченого, Камінський Ф.Т. входив до складу Наукової ради Ольвійської експедиції. Проводив самостійні археологічні дослідження в районі Миколаївського торгівельного порту, Спаського урочища. Займався збереженням історичних пам’яток краю: залишків редуту війська Карла XII та Мазепи (1709), будинку в якому жив письменник В. Гаршин, Адміралтейського собору в Миколаєві та багатьох інших. Ф.Т. Камінський домігся переселення історико-археологічного музею в більше приміщення (1928 р. - в будинок колишньої гауптвахти) при якому була хімічна та фотолабораторія, бібліотека.

Плідна робота краєзнавця була і перервана у вересні 1929: його заарештували та звинуватили в причетності до «Спілки визволення України». 29 січня 1930 колегія ДПУ УРСР винесла рішення про п’ятирічне утримання Ф.Т. Камінського в концтаборі на Далекому Сході.

В 1933 він повернувся на Україну, поселився в Запоріжжі, працював в проектному відділі Запоріжсталі. В цей час він приймав участь в розкопках на о. Хортиці. В 1937 він знову опинився за ґратами НКВС. Покарання відбував у Нікополі (до 1949) потім перебував в м. Петропавловськ (Північний Казахстан). До Миколаєва повернувся лише після реабілітації в 1954 Працював старшим науковим співробітником Миколаївського краєзнавчого музею (1954-1958).

Після виходу на пенсію за віком та станом здоров’я, продовжував займатися краєзнавчою роботою: проводив екскурсії по пам’ятним місцям Миколаєва, читав лекції, написав понад 100 статей та нарисів, що були надруковані на сторінках місцевих газет «Бузька зоря» та «Південна правда». Трагічно загинув від грабіжників у 1978. Великий особистий архів з матеріалами історичних та краєзнавчих досліджень надійшов до Миколаївського обласного краєзнавчого музею.

Автор: Н. Гаркуша



Comrade78 написал:
[q]
Вот и подкрался Старый Новый год... как время летит, захотелось ещё раз "окунуться" в прошлое новогодних телепередач, но я видела всех этих артистов разного жанра, певцов и т д уже в более поздние года, ведь все эти фото, в основном, начало 60 х
[/q]
Поздравляю всех с Новым Годом по старому стилю. Как говорили в СССР - со Старым Новым годом. Иностранцы такого не понимают.



vikarii написал:
[q]
Ага, а еще есть такая книга:

Леонид Юзефович "Самодержец пустыни" (М., 1993)
[/q]
В предисловии к этому изданию автор писал:

От автора

Летом 1971 года, ровно через полвека после того, как Роман Федорович Унгерн-Штернберг — немецкий барон, русский генерал, монгольский князь и муж китайской принцессы, был взят в плен и расстрелян, я услышал о том, что он, оказывается, до сих пор жив. Мне рассказал об этом пастух Больжи из бурятского улуса Эрхирик неподалеку от Улан-Удэ. Там наша мотострелковая рота с приданным ей взводом «пятьдесятчетверок» проводила выездные тактические занятия. Мы отрабатывали приемы танкового десанта. Двумя годами раньше, во время боев на Даманском, китайцы из ручных гранатометов ловко поджигали двигавшиеся на них танки и теперь в порядке эксперимента на нас обкатывали новую тактику, не отраженную в полевом уставе. Мы должны были идти в атаку не вслед за танками, как обычно, не под защитой их брони, а впереди, беззащитные, чтобы расчищать им путь, автоматным огнем уничтожая китайских гранатометчиков. Я в ту пору носил лейтенантские погоны, так что о разумности самой идеи судить не мне. К счастью, ни нам, ни кому-либо другому не пришлось на деле проверить ее эффективность. Восточному театру военных действий не суждено было открыться, но мы тогда этого еще не знали.

В улусе была небольшая откормочная ферма. Больжи состоял при ней пастухом и каждое утро выгонял телят к речке, вблизи которой мы занимались. Маленький, как и его монгольская лошадка, он издали напоминал ребенка верхом на пони, хотя ему было, я думаю, никак не меньше пятидесяти: из-под черной шляпы с узкими полями виднелся по-азиатски жесткий бобрик совершенно седых волос, казавшихся ослепительно белыми на коричневой морщинистой шее. Эту свою шляпу и брезентовый плащ Больжи не снимал даже днем, в самую жару. Иногда, пока телята паслись у реки, он оставлял их, чтобы понаблюдать за нашими маневрами. Однажды я принес ему котелок с супом, и мы познакомились. В котелке над перловой жижей возвышалась, как утес, баранья кость в красноватых разводах казенного жира. Мясо на ней тоже было. Первым делом Больжи обглодал кость и лишь потом взялся за ложку. Попутно он объяснил мне, почему военный человек должен есть суп именно в такой последовательности: «Вдруг бой? Бах-бах! Все бросай, вперед! А ты самое главное не съел...»

Несколько раз во время обеденного перерыва я сам ходил к стаду и неизменно заставал Больжи сидящим на берегу, но не лицом к реке, как сел бы любой европеец, а спиной. При этом в глазах его заметно было то выражение, с каким мы обычно смотрим на текучую воду или языки огня в костре, словно степь с дрожащими над ней струями раскаленного воздуха казалась ему наполненной тем же таинственным вечным движением, одновременно волнующим и убаюкивающим.

Я не помню, о чем мы разговаривали, когда Больжи внезапно сказал, что хочет подарить мне сберегающий от пули амулет-гау, который в настоящем бою нужно будет повесить на шею и которого я, впрочем, так и не получил. Впоследствии я понял, что это его обещание не стоило принимать всерьез. Оно было всего лишь способом выразить мне дружеские чувства, что, как, видимо, считал Больжи, не накладывало на него никаких обязательств. Но и назвать его слова заведомой ложью я бы не рискнул. Для Больжи намерение было важно уже само по себе, задуманное доброе дело не обращалось от неисполнения в свою противоположность и не падало грехом на душу. Просто ему захотелось в тот момент сказать мне что-нибудь приятное, а он не придумал ничего другого, кроме как посулить этот амулет. Такой же, добавил он, подчеркивая не столько ценность подарка, сколько значение минуты, носил на себе барон Унгерн, поэтому его не могли убить. Я удивился: как же не могли, если расстреляли? Отвечено было как о чем-то само собой разумеющемся и всем давно известном: нет, он жив, живет в Америке. Затем, с несколько меньшей степенью уверенности, Больжи сообщил мне, что Унгерн приходится родным братом самому Мао Цзедуну — вот почему Америка решила теперь дружить с Китаем.

Действительно, в газетах писали о налаживающихся контактах между Вашингтоном и Пекином: речь шла об установлении дипломатических отношений между ними. Писали, что американцы собираются поставлять в Китай военную технику. Популярный анекдот о том, как в китайском Генеральном штабе обсуждают план наступления на северного соседа («Сначала пустим миллион, потом еще миллион, потом танки». — «Как? Все сразу?» «Нет, сперва один, после другой»), грозил утратить свою актуальность. Но и без того все опасались фанатизма китайских солдат. Ходили слухи, что ни на Даманском, ни под Семипалатинском они не сдавались в плен. Об этом говорили со смесью уважения и собственного превосходства — как о чем-то таком, чем мы тоже могли бы обладать и обладали когда-то, но отбросили во имя новых, высших ценностей. Очень похоже Больжи рассуждал о шамане из соседнего улуса. За ним безусловно признавались определенные способности, и в то же время сам факт их существования не возвышал этого человека, напротив — отодвигал его далеко вниз по социальной лестнице.

Рассказывали, что китайцы из автомата стреляют с точностью снайперской винтовки, что они необычайно выносливы, трудолюбивы, дисциплинированы; что на дневном рационе, состоящем из горсточки риса, их пехотинцы покрывают в сутки чуть ли не по сотне километров. Говорили, будто к северу от Пекина все сплошь изрезано бесчисленными линиями траншей, причем подземные бункеры так велики, что вмещают целые батальоны, и так тщательно замаскированы, что мы будем оставлять их у себя за спиной и постоянно драться в окружении. Были, разумеется, слухи о нашем секретном оружии для борьбы с миллионными фанатичными толпами, о сопках, превращенных в неприступные крепости, где под слоем дерна и зарослями багульника скрыты в бетонных отсеках смертоносные установки с ласкающими слух именами, но толком никто ничего не знал.

Из китайских торговцев, содержателей номеров, искателей женьшеня и огородников, которые наводнили Сибирь в начале столетия, из сотен тысяч голодных землекопов послевоенных лет нигде не осталось ни души. Они исчезли как-то вдруг, все разом, уехали, побросав своих русских жен, повинуясь не доступному нашим ушам, как ультразвук, далекому и властному зову. Казалось бы, шпионить было некому, тем не менее мы почему-то были убеждены, что в Пекине знают о нас все. Некоторые считали шпионами бурят и монголов или подозревали в них переодетых китайцев. Когда я впервые прибыл в часть по направлению из штаба округа, дежурный офицер с гордостью сказал мне: «Ну, брат, повезло тебе. У нас такой полк, такой полк! Сам Мао Цзедун всех наших офицеров знает поименно... «Самое смешное, что я этому поверил.

Поверить, что Унгерн и Мао Цзедун — родные братья, при всей моей тогдашней наивности я, конечно же, не мог, но мысль о такой возможности была приятна, позволяла чувствовать себя включенным в вечный круговорот истории. Тогда я находился внутри круга, а позднее, выйдя за его пределы, начал думать, что Больжи вспомнил об Унгерне вовсе не случайно. В то время должны были ожить старые легенды о нем и явиться новые. В монгольских и забайкальских степях никогда не забывали его имя, и что бы ни говорилось тогда и потом о причинах нашего конфликта с Китаем, в иррациональной атмосфере этого противостояния безумный барон, буддист и проповедник панмонголизма, просто не мог не воскреснуть.

К тому же для него это было не впервые. В Монголии он стал героем не казенного, а настоящего мифа, существом почти сверхъестественным, способным совершать невозможное, умирать и возрождаться. Да и к северу от эфемерной государственной границы невероятные истории о его чудесном спасении рассказывали задолго до моей встречи с Больжи. Наступал подходящий момент, и барон поднимался из своей безымянной могилы под Новосибирском.

Унгерн — фигура локальная, если судить по арене и результатам его деятельности, порождение конкретного времени и места. Но если оценивать его по идеям, имевшим мало общего с идеологией Белого движения, если учитывать, что его планы простирались до переустройства всего существующего миропорядка, а средства вполне соответствовали глобальным целям, этот человек видится как явление совсем иного масштаба, как действующее лицо не только российской или монгольской, но и всемирной истории.

Он был одним из многих, предрекавших гибель западной цивилизации, но единственным, кто, будучи ее творением, решил сразиться с ней не за письменным столом и не на университетской кафедре, а в седле и на поле боя. Многие одиночки в Европе и до, и после Унгерна искали точку духовной опоры на Востоке, но никому, кроме него, никогда не приходила мысль о том, чтобы превратить эту точку в военно-стратегический плацдарм для борьбы с революцией. Учение Будды волновало тысячи русских и европейских интеллигентов, но только Унгерн собирался нести его в Россию на кончике монгольской сабли, чтобы восточной мистикой исцелить язвы Запада.

При этом вечным и незыблемым образцом для него оставалась рухнувшая Поднебесная Империя, которую он мечтал возродить во имя спасения всего человечества. Кажется, Унгерн явился в мир как олицетворенный ответ на вопросы, заданные еще Константином Леонтьевым: «Заразимся ли мы столь несокрушимой в духе своем китайской государственностью и могучим мистическим настроением Индии? Соединим ли мы китайскую государственность с индийской религиозностью и, подчинив им европейский социализм...»

Унгерн воспринял эту мысль буквально и попытался осуществить ее практически. Неважно, читал он Леонтьева или нет, — сама идея носилась в воздухе, и в конце концов кто-нибудь должен был перенести акцент с внутреннего на внешнее, метафору истолковать как реальность, надежду — как призыв к действию. Правда, соединяя «китайскую государственность с индийской религиозностью», Унгерн пользовался подручным материалом. Ему пришлось довольствоваться суррогатами: вместо империи Циней — теократия монгольского Богдо-хана, вместо индуизма — ламаизм, смешанный с ницшеанством и теософией. В итоге возникла столь же зловещая, сколь и нежизнеспособная химера унгерновского режима. Эксперимент, поставленный в Монголии, в очередной раз продемонстрировал, во что могут превратиться романтические идеалы, когда они воплощаются в жизнь.

Одним из первых в нашем столетии Унгерн прошел тот древний путь, на котором странствующий рыцарь неизбежно становится бродячим убийцей, мечтатель — палачом, мистик — доктринером. На этом пути человек, стремящийся вернуть на землю золотой век, возвращает даже не медный, а каменный. Но и в такую схему Унгерн тоже целиком не укладывается. В нем при желании можно увидеть кого угодно: героя борьбы с большевизмом, разбойничьего атамана, евразийца в седле, предтечу фашизма, реликт средневековья, вестника грядущих глобальных столкновений между Востоком и Западом, создателя одной из кровавых утопий XX века и тип тирана, вырастающего на развалинах великих империй, или маньяка, опьяненного грубыми вытяжками великих идей. Но как бы ни смотреть, во всех вариантах феномен судьбы этого эстляндского барона, ставшего владыкой Монголии, в самой своей жуткой ирреальности таит ответ на роковые вопросы эпохи и видится одним из ее символов. В нем чувствуется напор тьмы, грозная близость подземных сил, в любой момент готовых прорвать тонкий слой современной цивилизации. Возможно, именно потому многие испытывают к этому человеку болезненный и опасливый интерес, причину которого сами подчас не в состоянии себе объяснить.

После моей встречи с Больжи в улусе Эрхирик прошло двадцать лет. Мао Цзедун давно мертв, мир изменился, но до сих пор окруженная мифами фигура Унгерна за эти годы не стала ни менее актуальной, ни более понятной. Я попытался реконструировать его жизнь со всей старательностью, на какую был способен. Подробности могут, наверное, утомить, но мне кажется, что тщательная прорисовка деталей убивает и миф, и схему. Это, пожалуй, единственный доступный мне способ вернуть легендарного барона к его изначальному житейскому облику.