Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогический форум ВГД

На сайте ВГД собираются люди из многих городов и стран, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!


Cynamon

-

Голосование за генеалога  Рейтинг: 438  Голосование за генеалога

Основная информация
Доска почета
Последние 30 сообщений
Родословия
География
Сообщения друзей
Друзья
В друзьях у...





-

Последние 30 сообщений Cynamon



Palasha написал:
[q]
Имя Логин. Сейчас звучит как то то не так
[/q]
Смотря как для кого. Есть фам. Пидоря, Пидоренко. Есть растение лох... серебристый. Есть имя Параша.



BOllga написал:
[q]
Гали (в им.падеже).
[/q]
Вот так в святцах:
ГАЛИ, ГАЛЛИ, ГАЛЛЯ, ГАЛЯ. Возможно, куница, ласка (греч.).
23 (10) марта - мученица Гали.

ГАЛИНА. Тихая, спокойная, безмятежная (греч.).
23 (10) февраля - праведная Галина.
23 (10) марта и 29 (16) апреля - мученица Галина.
.......................
Разбирайтесь, как хотите. Вообще-то, у меня почти все Гали до 1930-х - это в крещении Анны (Ганны).

valcha написал:
[q]
А кому Орест встречался?
[/q]
И не однажды. Думаю, в народе это было Орешко, Оресько.


Atkara-EV написал:
[q]
В одной деревеньке с ним жили Эммануил
[/q]
Но я в святцах нахожу только Мануил. Эммануил - католическое, протестантское.



Nikola написал:
[q]
но прозвище могли дать и за характер человека...
[/q]
Я тоже к этому склоняюсь. "Хвощ", "дрыщ" - гуляки, волоцюги, пижоны, "ещё те штучки".



Ekucova написал:
[q]
Фамилии не фиксировались в документах
[/q]
Фиксировались, но хуже всего дела обстояли у (крепостных) крестьян. У казаков намного лучше, поскольку на них чаще составляли списки, давали справки и пр. У дворян, мещан, церковников ещё лучше.У моиих предков фамилии почти полностью сложились уже в нач. 19. в.

Капитонович был школьный учитель. Галактиона вживую не знал, но часто слышал. В документах несколько раз встречал. Кому Анистрат попадался?


ozerskaya написал:
[q]
Ирины были Оришками
[/q]
У нас Орышка, Оря, Орыся и т.п. тоже было, но это всё деривативы основной формы - Орына. Говорят, были и Ярыны.

ozerskaya написал:
[q]
Домникию звали Домаха,
[/q]
Домка, Домныка; Домця, Домочка. Домаха тоже знали, но редко употребляли.


ozerskaya написал:
[q]
стали дразнить лёля-сорочка,
[/q]
У нас "льоля" означало не "сорочка", а "распашонка, рубашка для самых маленьких детей".



Иринна написал:
[q]
Татиана, Ксения, Ирина, Мария, Елена, Иларион,Иван, Любовь, Феодосия
[/q]

Где-то с 1930 г. Иларионы поголовно переименовались в кого угодно. Одного точно знал - Толькой был. Феодосии раньше были Федоськами, а потом все стали "культурными" Фенями. Ирины все Орынами/Орьками. Когда на конверте увидел адресата с соседней улицы с известной фамилией, но именем Ирина, долго ломал голову, кто такая. Потом дошло, что это баба Орька. Ирами тогда были только девочки. А бабок Орек было, хоть пруд пруди. Оказалось, это Ирочки!



Atkara-EV написал:
[q]
дочерью сельского священника из Шадринского уезда и по ее собственным словам, получила "библейское имя мироносицы Магдалины".
[/q]
Это говорит о том, что именно в семьях некоторых священников и были непонятки - имя мироносицы было Мария, а не Магдалина. Странно, но все найденные православные Магдалины из клира РПЦ. Имя получали как бы "по блату", в обход месяцеслова и установок. "Виною" тому - благозвучность.



Geo Z написал:
[q]
и 4 Магдалены.
[/q]

Это немало. Значит, нарекали полным ходом.

Вот как меня вчера просветили в церкви. Имени Магдалина в православном именнике не было и нет. Католические и некоторые протестантские церкви крестят якобы двойным именем (поскольку они крестят двойными именами) "Мария-Магдалина". В миру зовут, а часто и в документах записуют только вторую часть "якобы имени". Под влиянием католиков так могли поступать униатские и отчасти православные священники по просьбе родителей или по своей безграмотности. Власти РПЦ запрещают крестить Магдалинами, поскольку это не имя. Я ни одной Магдалины, Магды в метриках и др. документах 19-нач. 20 века не видел (примерно на 10000 женщин ни одной Магдалины). Также неизвестно, как крещены выше приведённые православные Магдалины. Также священник сказал, что есть указание при просьбе крестить Магдалиной провести разъяснение, а при настойчивости крестить Марией, а дальше пусть поступают, как знают.



Geo Z написал:
[q]
Конечно. Как и Петя, Ваня , Вася и тд., не являются церковными
[/q]
Это уменьшительные деривативы церковных имён. Они появились в народных устах из церковных. А вот смотрите, что выше понимается под нецерковным, мирским -
Shtopor написал:
[q]
Першик - не церковное имя, мирское
[/q]


Dyk написал:
[q]
Насколько я понимаю Першик от слова перший, т.е. первый (первенец). Имя, само-собой, не церковное
[/q]

Я это имел в виду.



Geo Z написал:
[q]
Сам знаю нескольких Ясей лично, все Яны или Иваны
[/q]
Я этого и не отрицаю. А Яценты сколько знаете и как их зовут? И со временем преимущественные уменьшительные варианты меняются - Дима и Митя, жен. Ликсандря-Санька-Шура-Саша. Что Ян и Иван путалось в Литве (исторической), вполне понятно, но не обязательно всех Янов привязывать к Иоанну юго-восточнее от Литвы.



Shtopor написал:
[q]
Першик - не церковное имя, мирское.
[/q]
Вы в этом уверены? Посмотрите, сколько канонических имён начинаются на Пер-: Перфилий, Пергет, Перфентий-Парфений и др. Если из Никифора народ Чипку сделал, а из Евдокии Вивдю и Дуню...



ozerskaya написал:
[q]
- Иулиания, Параскева, дальше Анна, Мария и Евфросиния
[/q]

Уляна; Параска; Галя, Ганна; Маруся, Марія; Пріська.
У меня Иван, после него с большим отрывом Федор, Василий, Григорий; Евдокия и с малым отрывом Мария и Анна. В некоторых станицах - Мария, Евдокия, Анна - Маруся, Явдоха, Галька-Ганна. Но в целом Евдокия опережает. Ефросиния к 1930-м, а Евдокия - к концу 1940-х сошли на нет. Многие из них переименовывались, в Женьку, например.


Товарищ Саахов написал:
[q]
А вот его дореволюционный тезка на повторное крещение отправиться шансов не имел никаких, как крестили - так всю жизнь и живи. И терпи
[/q]
Я с Вами, как всегда, не согласен. Дореволюционному было намного легче, поскольку крестильное имя обычно знали священник, один-два человека из местной администрации и ближайшие родственники. Документы он мало где предъявлял. Более половины людей носили по жизни народные варианты крестильных имён, часто почти не похожие на крестильные. Сосипатр мог быть: Зось, Зосько, Патько, Патрусь, Сипко и т.п. А сегодня документальные имена скрыть невозможно.


valcha написал:
[q]
Профессиональных ономастов или просто в Интернете
[/q]

Конечно, "просто в Интернете", но на сайтах с претензией на серьёзность. А люди даже "Уфологу" верят. И к Вам вопрос повторяю. Вы часто находили метрики тех людей, которые фигурируют во "взрослых" списках? Как можно сопоставить имена? Например, запорожские реестры - отличный источник народных вариантов имён, но четверть из них трудно привязать к конкретным каноническим. А метрики на них где искать? :biggrin

valcha написал:
[q]
Лупоносовыми силой земли у однодворцев Путимцевых 6 марта 1794 г.-14 марта 1795 г.или из Корсунской сотни - Матяшъ Лупенченко, Яцъко НелупѢй
[/q]

Лупонос - с облезлым носом. Лупенченко, скорее, Лубенченко от Лубенець - от Лубны (Лубен).
Вот и Матяш - точно Матвей? Яцько - ?


valcha написал:
[q]
Вы смотрели источники, с котоыми они работали?
[/q]
не смотрел и конкретно не говорил именно о Веселовском и Трубачёве, а многочисленных списках "языческих и некрестильных" имён, куда часто попадают Лесько, Ясько, Хот, Ходько, Путько и пр. У меня вопрос именно к авторам сего
- а они метрики этих же людей видели?

valcha написал:
[q]
Это уж совсем экзотично
[/q]

Чего там экзотичного? Трифиллий - Трипилий - Трепило - Терпило - Трепилець - Триполець; - Трухвилий - Трухиль; - Труфилий - Труфилька - Труфилькин - Трюфилькин.
Экзотика вот:
Евдокия - Дуня
Анна - Нюра
Параскева - Паша
Александр - Шадря, Шендря
Серафим(а) - Сима
Елизавета - Лытька
Людмила - Лидка
Гликерия - Люнька и т.д.


valcha написал:
[q]
что у неких Лупченко\Лубченко - .....и т.л., Мехед.....и т.п в дедах-прадедах был действительно Лупп и Мефодий..
[/q]
Это самое правильное, но практически невозможное: во-первых, документов мало, во-вторых, ничтожно мала вероятность наскочить на подобное, в-третьих, архивисты не всегда ономасты, и часто "зачин фамилий" не замечают.

valcha написал:
[q]
некрестильные имена и прозвища.
[/q]
Они берут/брали их из документов, но они не видели, как человек был крещён. Любко, Лыхварь, Лупарь, Терпило преспокойно могут быть Луппом, Елевфериями и Трифилием. Поэтому у меня мнение, что большинство задокументированных "некрестильных имён" в самом деле есть деривативы крестильных
.
valcha написал:
[q]
процесса "офамиливания" крестьян середины - конца 18 в
[/q]
Я б ещё немного продлил. И это есть основной период становления современных фамилий.

Гринцевич2 написал:
[q]
Ну Вы даёте. Какого-то Сосипатра сравнивать с Виктором Мне, как Виктору, тьфу, даже подумать об этом противно.
[/q]
Извините, пожалосто, забув, шо Вы Витька! :worthy: :peace:

Гринцевич2 написал:
[q]
Викторов в 19 веке в крестьянской православной среде практически и не было
[/q]
А у меня и Викторы, и Виталии, и Анатолии уже в1860-х были и в таком количестве, как и носителей упомянутых оскорбительных имён.



ozerskaya написал:
[q]
Нельзя к благозвучию имён подходить с мерками 21 века.
[/q]
Вот именно! Что попы иногда именами мстили - дело известное. Но вот что тогда "страшнее" было - Лупп, Пуд, Сосипатр, Виктор или Анатолий, примерно одинаково редкие в 19 в., сегодня определить вряд ли удастся.



Гринцевич2 написал:
[q]
Что касается волка, то много ли наших предков знало латынь?
[/q]
Немного, но молдаване и пр. волохи - все, и фамилий Лупу, Лупул, Лупан много. И, скорее, они отымённые. А сколько носителей фам. Вовк, а сербское и хорватское Вук, а германское Вольф? А вайнахи Борзоевы? Так что имя Волк не считали тогда таким уж плохим. Притом, у него было много оттенков ("переляканий вовк" - недоразвитый арбуз). У меня Луппы во второй половине 19 в. попадаются примерно один на полторы тысячи мужчин. Это немного, но и немало. Примерно столько тогда было Викторов и Виталиев. Имя было "на слуху", его почти все знали. Фамилия Любченко довольно редкая. Если её поставить в ряд всех отымённых, то она по числу носителей займёт вместе с Лупченко, Лупенко соответствующее место, т.е. покажет, сколько носителей имени Луп и его деривативов было в 18-19 вв. Естественно, я не утверждаю, что Любченко - только от Лупко, так же не утверждаю, что Лупенко - только от Луп(п). Ещё есть Любенко. Моя основная версия - Лупп - Луп - Люп - Люб - Любенко. Возможно, и Лубненко тоже от Лупп, а не от Лубны (а как?). Примерно треть украинских народных вариантов имён в 18-19 вв. заканчивались на -ко. Отсюда и множество фамилий на -ченко(-щенко): Гринько-Гринченко, Панько-Панченко, Васько-Ващенко, Мисько, Мишко - Міщенко и т.д. Следовательно, Любченко - от Любко (фонетич. также Люпко) или от Любка, или от Любець(что это?). Если мальчика крестили редким именем Лупп, то его звали, скорее, Лупко(Льупко), которое быстро превращалось и переосмысливалось в Любко. Имя Любко мне встречалось несколько раз в запорожских реестрах (а Луп - ни разу), и, вероятнее всего, это канонические Луппы, а не славянизмы. Так что, экзотичности в линии Лупп - Любченко не вижу совершенно. Что народ "выделывал" из канонических имён, очень наглядно из Мефодий - Михеда, Мехеда, Нихеда, Нехода, Нефьода, Нефьод, Нехотя, Метода ( у меня 56 вариантов в коллекции).

Товарищ Саахов написал:
[q]
с этого начинают все маститые ученые-ономасты: первым делом они пытаются связать фамилию с крестильным именем. Если ничего не подходит - ищут другие варианты.
[/q]
Я раньше начинал с "других вариантов". Но довольно очень скоро без "университетов" и подыгривания кому-либо, понял, что "маститые" правы.



Тема: Казаки
9.08.2018, 9:46

arcobaleno написал:
[q]
поехали бы в населенный пункт, рядом с которым ведутся военные действия?..
[/q]
Наши станицы основаны в 1864 году в момент окончания Кавказской войны (в районе Сочи). Никаких боевых действий и на отдалении уже не было. Из 14-ти наших станиц только одна имела существенную стычку с тутошними оставшимися черкесами. Больше даже подобия военных действий в наших местах аж до 1917 г. не было, но, тем не менее, отдельные "знающие старики" и у нас рассказывали и рассказывают о войне с горцами уже после поселения станиц. А также о Екатерине, поселившей казаков за Кубанью в 1860-е годы.


Тема: Еврейские фамилии
9.08.2018, 9:27
Kerts Это могли так и Герцман/Херцман произносить и записать. Чтобы докопаться поближе до истины, нужно знать особенности идиша тех мест, где возникла фамилия.


valcha написал:
[q]
Не знаю, что значит Грибъ - на украинском , чтобы было столько топонимов
[/q]

Гриб по-украински ранее означало болетовые грибы. Пластинчатые (пэчерыци, голубьянкы, лысычкы и т.п.) и трутовики (губы) к грибам не относили. Думаю, что значительная часть Грибов ведут фамилию не от боровиков и синяков, а от мужских канонических имён Агриппа, Агриппина. Также Грипко, Грибко, Грипас(ь) и т.п.

valcha написал:
[q]
но мнится мне, что это не бывшие Глембоцкие из смоленской шляхты
[/q]
мне тоже


severinn Прошу пана, це наше подільсько-шляхетське та козацьке прозвання Голобуцький.


Na_ta написал:
[q]
с "модной" польской концовкой
[/q]

Стойкое заблуждение. Фамилии на -ски(й), -цки(й) и на -ич распространились среди поляков после унии с Вел. Княжеством Литовским. А в процентном отношении фамилий на -ски больше всего у македонцев.


MaksF написал:
[q]
Мой прадед немец, Фальман Яков родился в 1894 г. в Таврической губерни, Мелитопольского уезда,с.Блюменталь
[/q]

Знатоки немецкого! Кол. Блюменталь, Пришибской волости, меннониты, если не ошибаюсь.


MaksF написал:
[q]
интересует происхождение фамилии Фальман.
[/q]
Здравствуйте! Интересует хоть какая-то информация об известных Вам самых первых Фальманах - страна, регион, вера, язык...


severinn написал:
[q]
что хотите найти ?
[/q]

Как в этом "куманополовецком" языке назывались разные священники. Моя версия такая. На Запорожскую Сечь термин "шогэня" занесён многочисленными "гурджиями" - казаками из христиан Османской империи. Во время частых набегов запорожцев на черноморское побережье Турции, особенно, Понт, на Синоп, Самсун, Трапезунд и др. города, им на помощь всегда приходило местное христианское население, которое там было многочисленно. Потом многие из "активистов" отступали с казаками. Многих потом прозывали "гурджий". Были ли среди них священники, или просто этот термин занесли греки, армяне, лазы, грузины -? Второе гнездо подобных фамилий - нынешняя Ивано-Франковская область, где в Коломые, Станиславе, Кутах были большие армянские общины. Были ли эти армяне вообще этническими армянами или только исповедали армянское христианство - ? Скорее, второе. В армянских летописях есть упоминания о прижившихся в Армении кыпчака, которые потом куда-то переселились. Были ли этническими армянами черкесогаи. тоже вопрос. Этих последних среди адыгов не так уж много было, чтоб они оставили фам. Щеуджэн. Православное и позже католическое влияние было намного сильнее. Факт то, что эти две группы армян по релиигии, говорили на кыпчакском и черкесском языках. Чтобы конфессионально-этническая полузамкнутакя общность так быстро забыла родной язык, вряд ли в те времена было возможным.

Ну, вот он, Каталог 1993 передо мной, но там все документы или административные, или бытовые "разборки" в основном Камянца. О церквях и клире ничего пока не найду.

Да вот же ж Меретуков, Коков утверждают, что православный. Армянский поп - тертер. Возможно, армяне тоже так называли православного священника, но своего даже в куманополовецких документах Камянца и Львова называют тертер.