Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогический форум ВГД

На сайте ВГД собираются люди из многих городов и стран, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!




-

Голосование за генеалога  Рейтинг: 2674  Голосование за генеалога

Основная информация
Доска почета
Последние 30 сообщений
Родословия
География
Сообщения друзей
Друзья
В друзьях у...





-

Последние 30 сообщений ИнокКент


Friede
Простой, "тупой" способ - просмотреть клировые ведомости по всем уездам - рассматривать не будем, это банально.
Можно предложить два основных пути.
Во-первых, во многих епархиях в середине-конце 1860-х г.г. составлялись списки СЦС и публиковались в "Епархиальных ведомостях". Возможно, с Тобольской губернией повезёт.
Во-вторых, если известен примерный возраст и нет твёрдой уверенности, что у Вашего персонажа не было сыновей - я бы просмотрел ведомости духовной семинарии и училищ за подходящие годы. Вдруг попадутся сыновья - с указанием места службы отца. Эти ведомости могут быть как непосредственно в губернских фондах, так и в РГИА (учебный отдел Св. Синода, ф. 802) и в Казани, в фонде Духовной академии, которая, если я не ошибаюсь, курировала духовные учебные заведения всех сибирских губерний.
Это навскидку.
Удачи!

Тема: ТУПИКИ ГЕНЕАЛОГИИ
4.11.2018, 18:15
Терсинец
Я так понял, что Dimon 14 смотрел не дело о приёме в Сиротский институт в РГИА, а дело по прошению вдовы в ЦГИА Санкт-Петербурга.

Тема: ТУПИКИ ГЕНЕАЛОГИИ
4.11.2018, 15:18
Dimon 14
В РГИА есть "Дело Гатчинского воспитательного дома о принятии в комплект Гатчинского сиротского института осиротевших обер-офицерских сыновей титулярного советника Николая Бойсмана (1839-1851)" (ф. 758, оп. 18, д. 1128).
В нём должен быть формулярный список отца.
Удачи!

Тема: ТУПИКИ ГЕНЕАЛОГИИ
3.11.2018, 11:48
Jillini
Жаль, Вы не указали год крайней метрики.
Что касается Новой Сербии (у меня там свои интересы), то наиболее ранний сводный документ, попадавшийся мне - исповедные ведомости Новомиргорода и окрестностей за 1766. Но они, увы, в Киеве (ЦДИАК, 990-1-594). Есть ли там Ваша Талова Балка - не знаю, сам не смотрел...
Удачи!

Rufina
Таня, это же 1798! МК старого образца, когда писалась одна дата. Могли вписать дату отпевания, а не смерти.
Если, допустим, были сомнительные обстоятельства (например, подозрение на самоубийство, и консистория долго решала, можно ли отпевать и хоронить на приходском кладбище), он вполне мог - в начале марта! - пролежать на холоде и пару недель...

Galina Lwowna

Откуда известен год рождения?
Если нет метрики, а время рождения "вычислено" по возрасту, то велика вероятность, что отроку прибавили года.
Если священно- или церковнослужитель, то при рукоположении или посвящении в стихарь, чтобы не уткнуться в 14-е правило Шестого Вселенского собора: "Пресвитер прежде тридцати лет, дьякон прежде двадцати пяти, иподьякон прежде двадцати и чтец прежде пятнадцати лет да не будет поставлен".

У меня есть персонаж (умер архиепископом Могилёвским), которому в 1828, при выпуске из семинарии, 21 год, а в аттестате Московской духовной академии четыре года спустя - уже 30. И в личном деле подшита замечательная бумажка (на половинке листа и без подписи): "По справке в делах Академического Правления оказалось, что студент Московской духовной академии ...от роду имеет 30 лет". Однокашник отца, митрополит Филарет, "тянул" его в иеромонахи.
А потом нашлась его метрика. Родился 21 декабря 1806.

Может быть, и у Вас примерно то же?..

chipoletta
Проще всего начать с ревизской сказки священноцерковнослужителей Спасского уезда за 1834 (8-я ревизия). Есть шанс, что это будет всего одно дело.
Жаль, Вы не указали возраст "девицы". Но есть надежда, что в 1834 искомый дьякон был жив, женат и уже имел дочь...

Тема: ШАПОШНИКОВЫ
22.10.2018, 17:57
Спасибо! О том, что Галактион Васильевич умер в 1812 было известно, но точной даты не было.
Гавриил Семёнович, хотя и "купец калужский" и проживал в той же Благовещенской слободе, видимой связи с семьёй предков Н.А.Шапошникова не имеет.

Любчинова
Тульские списки 1830-х точно есть в ЦИАМе, в фонде Московской академии, я с ними много работал. Нужный мне бурсак практически "параллелен" Вашему - 1813 г.р., учился в Тульской семинарии. И я его в Москве быстро нашёл.
Могу глянуть и Вашего персонажа. Напишите подробности в личку

Тема: ТУПИКИ ГЕНЕАЛОГИИ
16.10.2018, 16:25
irina5405005

Вопрос № 1: Известен ли Вам состав семьи прапрадеда? Есть ли в более ранних метрических книгах исследуемых Вами церквей запись о венчании родителей Вашего прадеда? В них же и в более поздних - о рождении у них других детей?
Если нет - возможно, они "пришлые" (если есть, кстати - возможно, тоже, но в ранних записях может быть прямо указано, к какому обществу/сословию был приписан прапрадед, в т.ч. территориально)
Если есть - возможно, как раз в период рождения прадеда семья временно убывала в другую местность. отсюда:

Вопрос № 2: Не сохранились ли документы волостной управы и уездного полицейского управления? Возможно, найдётся прошение прапрадеда и/или запись о выдаче ему паспорта. Поскольку крестьяне - не "интеллигенция", паспорта им, как правило, выдавались на ограниченный срок, а не бессрочно, и для проживания в конкретной местности, а не "по всей Российской Империи".

Вопрос № 3 (это уже "стрельба по площадям"): Не сохранились ли по уезду (волости):
- материалы Всероссийской переписи 1897 года;
- материалы сельскохозяйственной переписи 1917 года?

Удачи!

Тема: Ващенко
11.10.2018, 18:22
Коллеги!
Не попадался ли кому-либо "на жизненном пути" такой персонаж как Василий Павлович Ващенко?
Судья Херсонского уездного суда, коллежский асессор, дворянин Екатеринославской губернии Александровского уезда и помещик в Херсонском и Бобринецком (Елисаветградском) уездах Херсонской губернии.
Особо интересует персона (и девичья фамилия - не Свешникова ли) его супруги Екатерины Семёновны...
Заранее спасибо!

Vollna, elena_krd
Если служил 60 лет и "имеет награды" - наверное, всё-таки священник.
Навскидку приходит на ум только одна гипотеза (верифицировать самостоятельно не могу, не компетентен-с): если первый брак был не прекращён и не расторгнут, а вообще признан недействительным (допустим, по двоемужию супруги). То есть его с точки зрения церковного права не было вообще.

Тема: ТУПИКИ ГЕНЕАЛОГИИ
28.09.2018, 21:21
ser67
Окраина. Той эпохи. Тамбов, Елец, Ливны... Никак не современная Украина.

Тема: ТУПИКИ ГЕНЕАЛОГИИ
25.09.2018, 13:17
Rufina, idylle
Вообще-то в русском языке возможно практически всё.
У меня есть знакомая семья, в которой старшего, ВлаДИМира, с роддома стали звать Димой (не хотели быть банальными). Поэтому второго, ДМИтрия, пришлось звать сначала Митей, потом, опять же для небанальности, Мишей. Третья у них девочка (причём без вывертов), а четвёртого уже, по-моему, из принципа назвали МихаИЛом, а дома зовут Илюшей.
Так что Митряшка - Митя - Мика - Микита - вполне мыслимая конструкция. Хотя от такого притягивания за уши всё-таки сильно попахивает тенью незабвенного Уильяма Оккама...

Тема: ТУПИКИ ГЕНЕАЛОГИИ
24.09.2018, 23:55
idylle
Что тут странного? Ориентировались на уличные, "уменьшительные" имена. А в деревне Вукола звали Колей, а Филата Филей.
Вот их и "развернули" - Колю в Николая, Филю в Филиппа. И не проверили...

Plato
Можно действительно "проверить сразу". Навскидку не помню, но очень может быть, что Тамбовская семинария входила в систему Московской духовной академии (всё-таки это бывшая Рязанская епархия, вряд ли её отнесли к Казанской ДА) и её именные списки отложились в ЦГА Москвы в ф. 229.
Удачи!

Тема: ТУПИКИ ГЕНЕАЛОГИИ
14.09.2018, 10:30
Любчинова
"В каком он сословии был до взятия в рекруты" - "Кр.[естьянин] Кур.[ской] губ.[ернии]".
"Если в рекруты его взяли из Ярославской губернии" - почти наверняка нет. По матрикулу он - "уроженец Курской губернии", и в рекрутских списках Мышкина (проверенных ещё в 2015) его точно не было.
Успел вчера просмотреть исповедные ведомости мышкинского Успенского собора (единственная церковь в городе, трёхприходная) за 1862 и 1875. Среди прихожан города и ближних деревень - ничего похожего. Ни на Прохора Антоновича, ни на Евгению Михайловну (Евгений, кстати, на 1550 прихожанок - вообще всего три, очень редкое для тех времён женское имя).
Попасть в армию до Крымской войны он не успевал - в момент её окончания, в 1855, Прохору было 14, а забирали с 21.
С 1856 по 1862 наборов не было. Первый рекрутский набор, в который он мог попасть - весна 1863. Он же, судя по всему, и последний. Взятые той весной служили 10 лет - и точно, в июле 1873 Прохор уже "бессрочно-отпускной" и приписывается в мещанство. 5 лет в отпуску - и на железную дорогу в 1879 он был принят уже как "оставной унтер-офицер из мещан города Мышкина".
Вероятно, есть смысл списаться с Курским архивом, а потом, если списки 1863 года сохранились - съездить ещё раз...

Тема: ТУПИКИ ГЕНЕАЛОГИИ
13.09.2018, 10:48
Shtopor
Сын жил в Кубинке как мещанин г. Мышкин. Насколько я знаю, официально нигде не работал, мелкий предприниматель...

Тема: ТУПИКИ ГЕНЕАЛОГИИ
13.09.2018, 10:22
Спасибо всем!
nmash
Исповедки буду смотреть сегодня (я как раз в Ярославле). Но надежды уже нет, поскольку в домовых книгах ни среди домовладельцев, ни среди жильцов - ничего похожего.
Atkara-EV
Никогда не работал с рекрутскими списками, не знал, что они настолько информативны - был уверен, что там только имена.
Кстати, задача упрощается. Фактически, нужно посмотреть только один список - весны 1863, первый набор после Крымской войны. До 1863 действовал шестилетний мораторий (точнее, трёхлетний, установленный в августе 1856 и затем продлённый ещё на три года), а после этого мой Прохор, скорее всего, не должен был попасть в рекруты, поскольку при десятилетнем сроке действительной службы уже летом 1873 пребывал в бессрочном отпуске.

Тема: ТУПИКИ ГЕНЕАЛОГИИ
12.09.2018, 23:29
Коллеги! Снова взываю к коллективному разуму, опыту и креативу.

Условия задачи: некий Прохор Антонов Бочаров родился около 1841 (на момент гибели в 1886 ему 45, в прошении вдовы о единовременном пособии именовался "отставным унтер-офицером из мещан Ярославской губернии города Мышкина").
Первое документированное упоминание о нём (в списке отставных военных, причисленных в 1868-1880 к мещанскому обществу г. Мышкин) датировано 16 июля 1873: предписанием Ярославской казённой палаты причислен с женой Евгенией Михайловой как "бессрочно-отпускной унтер-офицер ...с правом на пособие в прежнем размере". Запись об этом нашлась в документах Мышкинской мещанской управы. В ревизиях, посемейных списках, квартирных росписях и домовых книгах г. Мышкин за 1850-1885 Прохор Бочаров не упоминается, документы казённой палаты за 1873 не сохранились. Кроме того, среди купцов, мещан и прочих городских обывателей Мышкина за 1850-63 "подходящего" Михаила, имевшего дочь Евгению, не обнаружено.
В Мышкине в те годы стояла стрелковая рота 138-го пехотного Болховского полка. Но его метрические книги за нужные годы в ЦГИА СПб отсутствуют. Как и полковые документы за тот же период - в РГВИА.

С 1879 служил на Московско-Брестской железной дороге (ст. Кубинка) артельным старостой 1-й дистанции Службы ремонта пути. В матрикульной книге указано, что женился 12 июля 1864, имеет сына и дочь, родившихся соответственно 14 ноября 1865 и 22 февраля 1874. Записей о венчании и крещении в метрических книгах церквей г. Мышкин за 1864-74 нет.
В матрикуле назван "уроженцем Курской губернии", в мышкинском списке отставников, причисленных в мещанство, около его фамилии есть карандашная пометка "Кр. Кур. губ.". Сумасшедшее количество крестьян в аграрной Курской губернии делает сплошной поиск по ревизиям безнадёжным...

Погиб "от ушиба, полученного брусом паровоза № 69 при работах 8 августа 1886".
Больше о нём не известно ничего.

Нуждаюсь в идеях: что можно "выжать" из этих материалов? И какие могут быть пути поиска корней и самого Прохора, и его жены?

Тема: ТУПИКИ ГЕНЕАЛОГИИ
4.09.2018, 20:27

Goldfinch написал:
[q]
А это была распространённая практика, что выпускник семинарии не становился священником, а выбирал другую карьеру? Я просто раньше не знал про такое.
[/q]

В эти годы в провинции очень распространённая вещь. Одновременно решалась и задача трудоустройства (часто - временного, см. ниже), и обеспечения кадрами системы народного просвещения. При отсутствии вакансий в приходах епархии небогатые молодые люди из духовного сословия, чаще всего дети псаломщиков (соотношение доходов священника, дьякона и псаломщика традиционно оценивалось как 4:2:1, так что у детей священнослужителей обычно был шанс "пересидеть" на родительской шее пару-тройку лет, ожидая открытия вакансии, а вот детям церковнослужителей обычно приходилось сразу начинать зарабатывать на жизнь), довольно охотно шли в учителя народных училищ - как правило, у них всегда оставался шанс вернуться.

В моей практике таких человек пять.
Более того, был случай, когда студент 2-го класса Симбирской семинарии после смерти отца вышел из духовного сословия "настолько", что не только сам стал учителем, но и его младший брат после уездного духовного училища поступил не в духовную, а в учительскую семинарию и затем служил учителем в соседнем селе.
Но через двадцать лет оба были священниками - старший в том самом "соседнем селе", а младший - вообще в Томской епархии. Но тем не менее оба свободно вернулись в духовное звание...

Kuzenka

Помимо упомянутого Вами 1-го Лейб-драгунского Московского Императора Александра III полка в 1900 в Твери дислоцировались, по крайней мере:
2-й драгунский Санкт-Петербургский генерал-фельдмаршала князя Меншикова полк;
3-й гренадерский Московский полк.

К 1910 их сменил 8-й гренадерский Московский Великого Герцога Мекленбург-Шверинского Фридриха полк.

Так что полковая церковь в городе точно была не одна.

vened

Какие-то метрики Покровской церкви 2-го драгунского и Петропавловской 3-го гренадерского полка примерно за нужные годы в ЦГИА СПб точно есть.
Удачи!


vened написал:
[q]
А что было наиболее принято в то время - венчаться в приходе жениха или приходе невесты?
[/q]

По всему опыту (XVIII-ХХ века, метрических книг по семнадцати епархиям всего просмотрел, наверное, уже больше пяти тысяч): общее правило - венчание "в приходе невесты".

Несколько "обычных" исключений:

а) Если жених - действующий церковнослужитель (дьячок, пономарь, псаломщик) - он венчался, как правило, в "своей" церкви, при которой служил.

б) Если жених, в принципе, служил где-то и у него по месту службы была "своя" церковь - полковая для офицера или нижнего чина, "служебная" для чиновника или канцеляриста (что было особенно характерно для Санкт-Петербурга, где церковные приходы изначально строились не столько по территориальному, сколько по ведомственному принципу - всяческие церкви при дворцах, верфях, академиях, кадетских корпусах, Литейном дворе, Главном магистрате, почтамте и т.п.)...
Здесь ещё нужно иметь в виду, что, к примеру, в пехотной дивизии обычного состава было четыре полка и, соответственно, четыре полковых церкви. И в одной из них превосходно могли повенчать, скажем, офицера артиллерийской бригады, входившей в состав той же дивизии, но не имевшей собственной церкви.

в) Если отец невесты умер, часто венчались в приходе "старшего мужчины в роду", формально выдававшего её замуж в подобном случае - дяди, старшего брата и т.п.

г) Ну и, конечно, классическая ситуация "надувания щёк", когда статусные семейства венчали отпрысков не в чьей-нибудь из них приходской, а в "общегородской" соборной церкви.
Дворяне в подобном случае могли приехать в город и из своих имений. Даже если в каждом из них была церковь.

Мне с "надуванием щёк" попадались и ещё более "дальнобойные" случаи. Скажем, такой вариант "служебной церкви", когда управление 1-й пехотной дивизии стояло в Вязьме, а два её полка - 1-й Невский и 2-й Софийский - в Москве, в Александровских казармах. Так один штабс-капитан (как раз артиллерист, только уже не из бригады, а из управления начальника артиллерии корпуса) не поленился приехать сам и притащить не только невесту, но и четырёх сослуживцев-поручителей из Смоленска и Вязьмы во вторую столицу. Хотя 3-й Нарвский и 4-й Копорский пехотные полки той же дивизии стояли рядом, на Смоленщине, и церкви в них были. Да и "гражданских" церквей в той же Вязьме штук десять, про Смоленск я вообще молчу. А вот поди ж ты!..

vened
Могу предложить одну гипотезу.
Именно в это время (конец XIX - начало ХХ века) столкнулся в Москве с аналогичным перекосом. Только в другую сторону. За год - 7 крещений, 5 отпеваний и 187 (!) венчаний.
Это была церковь одного из стоявших в городе гренадерских полков (кажется, 2-го Ростовского). Потом смотрел другие полковые церкви (и гренадерских, и "простых" пехотных) - та же самая картина.
В нескольких биографиях и мемуарах встречались пассажи о том, что венчаться в военной церкви было много проще, особенно в каких-то спорных случаях (второй-третий брак, близкое родство, большая разница в возрасте, разное вероисповедание и мн.др.) - полковые священники подчинялись не епархиальному архиерею (который близко и которому нечего делать кроме как гнобить подчинённых), а протопресвитеру военного и морского духовенства (который далеко и вообще один на всю Россию - у него, как правило, до такой ерунды никогда руки не доходили).
Так что я бы на Вашем месте, прежде всего, смотрел бы церкви воинских частей, стоявших в городе.
Не знаю, что по этому поводу есть в Твери, но в ЦГИА Санкт-Петербурга (ф. 19, оп. 128) много чего по церквям военного ведомства можно посмотреть удалённо за вполне разумные деньги.
Удачи!

m1stake
Дела с аналогичными названиями в фонде Волоколамского духовного правления (ф. 207) - живые метрики.

yavamnedimon
Прежде всего - сходить в Лефортово самостоятельно или попросить кого-то посмотреть в РГВИА картотеку Красного Креста. Четыре шкафа карточек на медиков начала ХХ века...

olga0449
Послужной. В это время формулярные списки уже не составлялись. В РГВИА из коллекции послужных списков начала ХХ века сформирован специальный фонд (ф. 409), для которого в картотечной комнате есть оцифрованный указатель.
Вообще, основные материалы по Вашему фигуранту должны быть в РГВИА: старший ветеринар, тем более в артиллерийской бригаде - это современный зампотех, важнейшая фигура в части, вся же армия была на конной тяге... Без ветеринаров она просто не смогла бы воевать.

VE-LENA
Богадельня при церкви явление вполне нормальное, тем более в первой трети XIX века.
Да, действительно, богадельни, как правило, существовали при городских церквях. Поэтому первый вопрос - не экономическое ли это село? Не было ли оно раньше, до 1764, центром, скажем, патриаршей, архиерейской или монастырской вотчины? Тогда богадельня (т.е., в данном случае, судя по Вашему описанию - даже не как действующее учреждение, а просто как здание, недвижимое имущество) могла быть просто "унаследована" от времён Синодального экономического правления, когда такие богадельни при монастырях или церковных вотчинах были существенным элементом "пенсионной системы", как церковной, так и военной.
"Деревянные лавки" в этом контексте, скорее всего, тоже не столько торговые точки, сколько объекты недвижимости, сдаваемые в аренду - на время, скажем, ярмарок или праздников...
Удачи!

Тема: КОБРАНОВЫ
12.07.2018, 10:13
Суммирую всё, что известно на сегодняшний день об Андрее Кобранове из с. Лосево.
Итак...

Родился ок. 1728 (на момент смерти в марте 1771 ему было 42 года).

В 1750-х в Пятницкой церкви с. Лосево долго не было штатного священника - в 1756 метрическую книгу подписал священник с. Котово Иона, в 1757 - священник с. Трегубово Василий, начиная с 1758 – священник с. Викторово Иоанн Стефанов. Подпись "села Лосева священника Димитрия Евстафьева" появляется только в 1762.
Но штатный "села Лосева дьячок Андрей Васильев" расписывался в метрической книге Пятницкой церкви, начиная с 1757.

Не позднее 1758 женился на Ирине Яковлевой. Где и когда - пока неизвестно, в МК с. Лосево, начиная с 1744, записи о венчании нет.
В 1765 восприемницей сына Ивана была "села Досугова священническая жена Марфа Яковлева" - возможно, свояченица.

Известны три их ребёнка. Дочь Анна родилась около 1758-59 и умерла 14 октября 1761 "двух лет". Сын Иван родился 27 февраля 1765 в Лосеве, стал священником в Москве и умер 2 мая 1813 в Замоскворечье. Дочь Ксения родилась 24 января 1769 в Лосеве.

"Одержим был обложной болезнью". умер 28 марта 1771, пережив жену всего на два месяца (она умерла 24 января от той же "обложной болезни", от неё же 14 июня умер местный пономарь Фёдор Никифоров, так что, вероятно, какая-то эпидемия) и оставив, по крайней мере, двух сирот - шестилетнего Ивана и двухлетнюю Ксению.
Иван сразу был взят в Смоленскую семинарию, через год попал в певчие к тверскому архиепископу Платону, будущему митрополиту, а в тот момент - архимандриту Троице-Сергиевой лавры, а дальше всё известно.

Это всё, что пока удалось вытянуть из ГАСО в ходе прошлогоднего недельного визита.


m1stake написал:
[q]
венчали ли в монастырях?
[/q]

В женских - за милую душу. В мужских - крайне редко.
Дело в том, что в церквях мужских монастырей служили, как правило, иеромонахи, которым таинство брака совершать не то чтобы было "нельзя", но "не полагалось" (если совершали, венчание признавалось действительным, но иеромонаха наказывали, и довольно серьёзно).
А в церквях женских монастырей - как правило, обычные священники, у которых такого ограничения не было.

А по венчанию - если нет у отца и деда, ищите братьев и/или дядьёв...