Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогический форум ВГД

На сайте ВГД собираются люди из многих городов и стран, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!




-

Голосование за генеалога  Рейтинг: 2407  Голосование за генеалога

Основная информация
Доска почета
Последние 30 сообщений
Родословия
География
Сообщения друзей
Друзья
В друзьях у...





-

Последние 30 сообщений ИнокКент


VE-LENA
Богадельня при церкви явление вполне нормальное, тем более в первой трети XIX века.
Да, действительно, богадельни, как правило, существовали при городских церквях. Поэтому первый вопрос - не экономическое ли это село? Не было ли оно раньше, до 1764, центром, скажем, патриаршей, архиерейской или монастырской вотчины? Тогда богадельня (т.е., в данном случае, судя по Вашему описанию - даже не как действующее учреждение, а просто как здание, недвижимое имущество) могла быть просто "унаследована" от времён Синодального экономического правления, когда такие богадельни при монастырях или церковных вотчинах были существенным элементом "пенсионной системы", как церковной, так и военной.
"Деревянные лавки" в этом контексте, скорее всего, тоже не столько торговые точки, сколько объекты недвижимости, сдаваемые в аренду - на время, скажем, ярмарок или праздников...
Удачи!

Тема: КОБРАНОВЫ
12.07.2018, 10:13
Суммирую всё, что известно на сегодняшний день об Андрее Кобранове из с. Лосево.
Итак...

Родился ок. 1728 (на момент смерти в марте 1771 ему было 42 года).

В 1750-х в Пятницкой церкви с. Лосево долго не было штатного священника - в 1756 метрическую книгу подписал священник с. Котово Иона, в 1757 - священник с. Трегубово Василий, начиная с 1758 – священник с. Викторово Иоанн Стефанов. Подпись "села Лосева священника Димитрия Евстафьева" появляется только в 1762.
Но штатный "села Лосева дьячок Андрей Васильев" расписывался в метрической книге Пятницкой церкви, начиная с 1757.

Не позднее 1758 женился на Ирине Яковлевой. Где и когда - пока неизвестно, в МК с. Лосево, начиная с 1744, записи о венчании нет.
В 1765 восприемницей сына Ивана была "села Досугова священническая жена Марфа Яковлева" - возможно, свояченица.

Известны три их ребёнка. Дочь Анна родилась около 1758-59 и умерла 14 октября 1761 "двух лет". Сын Иван родился 27 февраля 1765 в Лосеве, стал священником в Москве и умер 2 мая 1813 в Замоскворечье. Дочь Ксения родилась 24 января 1769 в Лосеве.

"Одержим был обложной болезнью". умер 28 марта 1771, пережив жену всего на два месяца (она умерла 24 января от той же "обложной болезни", от неё же 14 июня умер местный пономарь Фёдор Никифоров, так что, вероятно, какая-то эпидемия) и оставив, по крайней мере, двух сирот - шестилетнего Ивана и двухлетнюю Ксению.
Иван сразу был взят в Смоленскую семинарию, через год попал в певчие к тверскому архиепископу Платону, будущему митрополиту, а в тот момент - архимандриту Троице-Сергиевой лавры, а дальше всё известно.

Это всё, что пока удалось вытянуть из ГАСО в ходе прошлогоднего недельного визита.


m1stake написал:
[q]
венчали ли в монастырях?
[/q]

В женских - за милую душу. В мужских - крайне редко.
Дело в том, что в церквях мужских монастырей служили, как правило, иеромонахи, которым таинство брака совершать не то чтобы было "нельзя", но "не полагалось" (если совершали, венчание признавалось действительным, но иеромонаха наказывали, и довольно серьёзно).
А в церквях женских монастырей - как правило, обычные священники, у которых такого ограничения не было.

А по венчанию - если нет у отца и деда, ищите братьев и/или дядьёв...

Тема: ТУПИКИ ГЕНЕАЛОГИИ
4.07.2018, 10:56
Maksim Andreevich
Честно говоря, я уже начал уставать "утешать" людей на разных ветках форума.
Ваша работа (если Вы не самозанятый ИП) по определению является частью общественной жизни - то есть ни в коем случае не элементом жизни "частной". Место Вашей работы может быть предметом государственной тайны, служебной - но не личной. Хотите Вы или не хотите, чтобы его кто-то знал - это Ваши проблемы, государство Вас здесь защищать не должно. Конституция (ст. 35) разрешает гражданину искать и получать любую (!!!) информацию.
Правда, только "законными способами". То есть закон может ограничить не информацию как таковую, а только способы доступа к ней.
Что касается Закона о персональных данных - великолепный пример того, что Достоевский назвал "административным восторгом", упоением чиновника от собственной власти над нами.
Закон о ПД принят во исполнение соответствующей европейской Конвенции. И регулирует только защиту персональных данных - внимание! - при их актоматизированной, без участия человека, обработке в информационных системах.
Если в банке Вам проценты по вкладу считает компьютер - Ваши данные в этом компьютере должны быть защищены, иначе Ваши проценты уйдут кому-то другому. А если компьютер просто хранит данные о Вашей кредитной истории, решение о кредите принимает живой человек - Закон о ПД не применяется.
Разумеется, соответствующие федеральные службы и прикормленные ими коммерческие структуры считают иначе. Они на этом зарабатывают (точнее, занимаются официально допускаемым рэкетом).
Конечно, и судья может попасться "административно восторженный".
Но права искать и получать любую информацию это не отменяет.

Тема: ТУПИКИ ГЕНЕАЛОГИИ
4.07.2018, 0:32
verrokio
Конечно, дело могут не выдать. Точнее, попытаться.

75 лет - ограничение на доступ не к любым документам, а только содержащим сведения о частной жизни, личной и семейной тайне (п. 3 ст. 25 ФЗ-125).
Напоминаю: "в понятие «частная жизнь» включается та область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства... Собирание или распространение информации о частной жизни лица допускается лишь в предусмотренном законом порядке и лишь в отношении тех сведений, которые уже официально кому-либо доверены самим лицом и в законном порядке собраны, хранятся, используются и могут распространяться" (Определение Конституционного Суда РФ от 28 июля 2012 года № 1253-О).

К сведениям, регистрируемым в ЗАГСах (место рождения, имена родителей и т.п.), в трудовых книжках (места и даты работы и т.п.), анкетах, автобиографиях и прочих официальных документах, понятие "частная жизнь" применяться не должно. На запрос, сведений о "частной жизни" не касающийся, ответить обязаны.

Всё остальное - перегибы и административный восторг. Жалуйтесь, подавайте в суд, обязательно требуйте возмещения морального вреда и возложения имущественной ответственности персонально на отказавшее Вам должностное лицо.

Удачи!

Тема: ТУПИКИ ГЕНЕАЛОГИИ
3.07.2018, 22:27
verrokio
Личное дело Вашей внучатной тётушки в архиве института? Распределение и отдел кадров по месту работы? Райком комсомола? ЗАГСы и свидетельства о смерти (что там, например, сказано о месте рождения)?

anver2001
Откуда вдруг такой вопрос?
Если он из белого духовенства (не иеромонах), то мог свободно пользоваться всеми правами, в том числе и правом собственности.
Это монах de jure отрекался от всего мирского, в том числе от семьи и имущества (а что там бывало de facto - другой вопрос).
Года полтора-два назад на этой ветке форума была, например, очень содержательная дискуссия по поводу священников-дворян (потомственных или сопричисленных к орденам) и форм реализации их права владения крепостными душами. Общий вывод: никаких ограничений.

G_Spasskaya
Не соглашусь. Действительно, дочери обычно венчались в приходе отца (или старшего брата). Но - за единственным устойчивым исключением: церковнослужитель (дьячок, пономарь, позднее псаломщик) практически всегда венчался в той церкви, при которой служил.
Очень редко - в приходе своего отца; особенно если тот "уважаемый человек", протоиерей там или благочинный... Но не отца невесты.
Lesla
А вот с Вами стопроцентно согласен, встречалось неоднократно. Допустим, хотели назвать дочь в честь матери, Анной, а поп записал по святцам, Пелагеей, дома звали Аней. Или просто описались, составляя чистовой экземпляр: особенно если рядом есть ещё Пелагеи.
У меня один из таких казусов случился не с провинциальным дьячком в тверской глуши, а аж в Санкт-Петербурге, в Андреевском соборе Васильевского острова (уж, казалось бы, там-то должен быть полный ажур), с двумя дочерьми обер-секретаря Военной коллегии, коллежского советника, будущими смолянками. Вот им проблем-то было потом с представлением консисторских справок в Смольный институт, где при зачислении требовалось строжайшим образом подтверждать дворянство! Жаль, институтских документов не сохранилось...
Rufina
Ивана в 1799 и не могло, и не должно было быть - младенцев до года в исповедках не учитывали. Зачем один раз записали полугодовалую Ирину - непонятно, это не полагалось. Может быть, просто на новом месте хотели зафиксировать полный состав семьи.

Тема: Юрьев Степан
22.06.2018, 22:10

G_Spasskaya написал:
[q]
А кто покровительствовал на почтмейстерской линии мужу Елизаветы Степановны?
[/q]


ИнокКент написал:
[q]
Теперь новая загадка: о Елизавете Степановой семейная легенда утверждает - "отец выдал её за мелкого чиновника". Но она венчалась в ноябре 1837, а отец умер за полгода до того...
Кто же выдавал её замуж? Кто и как сумел сговориться о венчании незаконнорожденной дочери крепостной дворовой девки, вольноотпущенной и приписанной к московскому мещанству, но жившей в Дмитровской глуши, и недавно овдовевшего губернского секретаря, сортировщика Московского почтамта с двухлетним сыном на руках?
[/q]

Появилась одна интересная фигура. Даже, скорее, две...

Больше 30 лет на Московском почтамте прослужил некий Пётр Иванович Харламов (род. ок. 1780, "из дворян", женат на дочери титулярного советника Василия Ивановича Протопопова Марье). В 1836 он экспедитор 5-й экспедиции, чиновник 5-го класса (т.е. статский советник, "Его высокородие", кавалер Владимира 4-й и Анны 2-й ст.)
Человек явно из "головки" московского почтмейстерского начальства: в огромной четырёхтомной подборке формулярных списков за 1836, скомпонованной строго по старшинству, его ФС подшит пятым, всего тремя (!) позициями ниже московского почт-директора А.Я.Булгакова.

Возможно, Сергей Иванович Харламов (1777 - 1810), в 1800-х надворный советник в Коллегии иностранных дел - его брат. Тогда вполне может оказаться, что Фёдор Сергеевич Харламов, землемер московской Комиссии о строениях - сын Сергея Ивановича и, соответственно, родной (и, скорее всего, любимый - он осиротел в 10 лет, а своих детей у П.И.Харламова в формулярных списках не отмечено) племянник Петра Ивановича с Московского почтамта.

В то же время этот Фёдор Харламов - зять Степана Александровича Юрьева, муж его младшей дочери Феодосии. Которая крестила двух дочерей Анисьи Андреевой - в 1820 Марию, а в 1823 Анну - и явно ничего не имела против сводных братьев и сестёр...

Не они ли сосватали Ивану Сергеевичу Петрову Елизавету Степанову?..

В 1839 Петра Харламова на почтамте уже нет. Соответственно, прекратилась и поддержка И.С.Петрова "по почтмейстерской линии".
Зато началась - по линии московского Губернского правления. И если впоследствии выяснится, что титулярный советник Дмитрий Васильевич Протопопов, в 1839 старший помощник правителя канцелярии Московского гражданского губернатора (записанный в адресной книге буквально двумя строчками ниже вице-губернатора П.П.Новосельцева, подписавшего указ о приёме И.С.Петрова на службу в Московскую шестигласную думу) – родной брат Марии Васильевны Харламовой, жены П.И.Харламова и тётки мужа Феодосии Юрьевой, то и сам этот перевод Ивана Сергеевича из Оханска в Москву, и, главное, железобетонная уверенность мелкого почтового чиновника в том, что он просто не может не состояться, окажутся чуть менее загадочными…

Коллеги, скажите, пожалуйста - хоть одно слово здесь имеет отношение к генеалогии?

Тема: ТУПИКИ ГЕНЕАЛОГИИ
13.06.2018, 23:51
Kolob-07
Совершенно согласен. Но - позже.
В ту эпоху, которую мы обсуждаем, фамилия была исключением, человек традиционно именовался по отчеству.

Тема: ТУПИКИ ГЕНЕАЛОГИИ
13.06.2018, 20:47
Elenchen
В XVIII веке, тем более в начале, фамилии были "факультативными" даже у дворян (естественно, кроме древних родов). Человека, заведомо имевшего фамилию, спокойно могли именовать без неё, именем и отчеством.
Но такого, чтобы человека в те времена называли именем и фамилией, но без отчества, лично мне не встречалось НИ ЕДИНОГО РАЗА!

Тема: ТУПИКИ ГЕНЕАЛОГИИ
13.06.2018, 18:49
poter
Alexei Karpov абсолютно прав. У меня такие формулировки встречались многократно. Михаил - имя мужа, Никифоров - отчество.

Тема: ЧАЙКОВСКИЕ
8.06.2018, 15:46
Konstantinovna
Увы! Это почти безнадёжно. "Мои", здешние Чайковские - старая польская шляхта. Основатель российской ветви Матвей Станиславович (по святцам - Степанович) Чайковский, хоть и подвизался в том же, интересующем Вас начале XIX века в той же Екатеринославской губернии - но в должности вице-губернатора и в чине статского советника. Крестьянские документы я прорабатываю по другим губерниям и по другим фамилиям.
Но Ваш пост, пожалуйста, не удаляйте - здесь он и фамильно, и географически может попасться на глаза кому-то нужному Вам.

Тема: ТУПИКИ ГЕНЕАЛОГИИ
29.05.2018, 17:46
ПоНИ
А метрической записи о втором браке нет?
Может быть, там будет сказано, чья она вдова?
То же самое - в записях о браках детей. Особенно дочерей: если сына ещё могли записать "самостоятельно", то о дочери с большой вероятностью всё равно написали бы "умершего крестьянина Гаврилы Ференца дочь девка...". Вдруг да мелькнёт отчество.
И, кстати, если он венгр, то Ференц (Франц) - это такое же венгерское личное имя, как и Габор (Габриэль). Может быть, в Вашем случае "Гаврило Ференц" - это имя и отчество?
А ещё может быть и наоборот. Если он исходно был Габори Ференц, то у венгров фамилия стоит на первом месте. А в Таращанском уезде её приняли за имя. Как у Сергея Кужугетовича Шойгу, у отца которого Шойгу было личным именем, а Кужугет родовым прозвищем (фамилией) - а потом паспортистка перепутала.

Тема: ТУПИКИ ГЕНЕАЛОГИИ
29.05.2018, 16:23
ПоНИ
А 7-й ревизии нет? Вы о ней не написали.
Если Ваш Гаврило умер весной 1812, то в 1811 он должен был проходить по 6-й ревизии. И, соответственно, быть упомянут в сказке 7-й ревизии как умерший между ревизиями.

Тема: ТУПИКИ ГЕНЕАЛОГИИ
24.05.2018, 15:49
Любчинова
Только что из архива, смотрел описи. Ни в казённой палате (ф. 12), ни в консистории (ф. 181), ни в духовном правлении (ф. 890) ничего нет.

Тема: ТУПИКИ ГЕНЕАЛОГИИ
23.05.2018, 22:36
G_Spasskaya
Крепостной - это вряд ли. В тех местностях такие браки мне практически не встречались, общественные страты были разделены очень жёстко. А вот границы между мещанами, с одной стороны, и государственными (казёнными, удельными и экономическими) крестьянами практически не было.
Мог переписаться в мещане из какого-то из окрестных казённых сёл.
Но сейчас я, честно говоря, думаю, что он пришлый. Фамилия очень редкая и ни разу не встречалась мне в Моршанске или уезде (а я проработал большую часть сказок 2-й - 8-й ревизий и очень много метрик).
Одно непонятно: как он тогда умудрился приехать откуда-то и "сразу" жениться? Причём на юной, 18-летней, вдове из обширного и достаточно богатого мещанского семейства. А если женился не "сразу", то зачем ему было уезжать куда-то?...
Вопрос-то был о том, в каких случаях в метриках появлялись такие записи.

Тема: ТУПИКИ ГЕНЕАЛОГИИ
23.05.2018, 19:39
Коллеги! Помогите разобраться. Может быть, кто-то понимает, как это могло произойти. Или просто знает, как и когда такое происходило.

Условия задачи. В 1817 вдовец-мещанин женится в Моршанске на вдове-мещанке. После чего семья из города "пропадает". Она не фигурирует в 8-й ревизии и ни разу не "засветилась" в метрических книгах церквей города.
Только в 1845 вдова (уже по второму мужу) с сыном попадает в дополнительную сказку. Муж не упоминается вообще - я предполагаю, что в 7-ю ревизию (1816) он по мещанской сказке ещё не проходил, возможно, переписался из казённых крестьян непосредственно перед венчанием, а до 8-й (1834) не дожил.

Но... В 1818 у супругов родилась дочь, в 1825 - сын. Они вписаны в соответствующие метрические книги. Но почему-то не после рождения, а только в феврале 1838, "по указу духовного правления".

Что бы это значило?

Тема: ТУПИКИ ГЕНЕАЛОГИИ
21.05.2018, 9:26
gach
Тогда могу предложить ещё две причины смены имени. Обе когда-то обсуждались здесь, но, честно говоря, не помню, на ветках или в личке, поэтому рискну кратко продублировать.
Первая. Сложности с восприятием иноязычных имён в русской глубинке. Любимый пример - будущий маршал Рокоссовский, который вообще-то "Константы, сын Ксаверия", но сменил официальное имя на "Константина Константиновича", поскольку его польское отчество в Сибири никто не мог правильно произнести, не то что написать.
Вторая, тоже очень частая у поляков. Кто-то приводил пример (условно, правильных имён сейчас с ходу не вспомню), когда "Ричард Сигизмундович" и "Павел Иванович" оказались в итоге родными братьями, поскольку их отца-поляка звали Ян-Сигизмунд (как писали в польских метриках, "двух имён"), старший сын родился в Польше, где имя Сигизмунд не пугало народ, а младший - уже в России, где отец предпочёл зваться вторым именем, более понятным для окружающих.
Может быть, и у Вас исходно была Казимира-Катажина?..

Тема: ТУПИКИ ГЕНЕАЛОГИИ
19.05.2018, 10:17
gach, sadaza, nikalina19
Для написания такой пары имён (Казимира - Катерина) переход в православие, в принципе, не обязателен.
Напомню одну историю, о которой писал года полтора назад.
На Главной портовой таможне в середине XVIII века служил некий прапорщик, позднее провинциальный секретарь Чайковский.
Он был польский шляхтич (предъявил справку, подписанную польским послом С.-А.Понятовским - между прочим, впоследствии королём Польши), католик, но тридцать лет жил и служил в Санкт-Петербурге и многократно "засветился" в метрических книгах церквей Васильевского острова (в первую очередь, собора Андрея Первозванного).
Во всех - без исключения - случаях, когда он только упоминался в метрической записи, его имя-отчество писали как "Станислав Казимиров" ("Главной портовой таможни обер-экера Станислава Казимирова Чайковского дворовый человек..." и т.д.), т.е. "настоящим", польским, католическим именем.
Во всех - опять-таки, без исключения - случаях, когда он "участвовал" в таинстве, был восприемником или поручителем - как "Степан Кузмин", т.е. по святцам.
Семь потов сошло, пока я окончательно убедился, что это один и тот же человек. Венцом стало венчание крепостных дворовых, поручительницей на котором выступала их барыня, записанная так (внимание!) "Прапорщика Станислава Казимирова сына ("по правде") Чайковского дочь девица Анастасия Степанова (по святцам)". Отец "только упоминался", а дочь "реально участвовала". Хотя она на самом деле никакая не Анастасия Степановна, а вовсе даже Констанция Станиславовна.

pradid
Спасибо, я в курсе. Но мне нужны другие номера из указанных диапазонов.

Коллеги!
Может быть, кто-нибудь знает - имеет ли смысл ждать продолжения сканирования метрик оп. 3? Уже два года - ничего. Номера с 701 по 938 и грустная лакуна в середине 100-х номеров - ждать или искать другие пути?

Домусчи С
У меня по 3-й (соответственно, с упоминанием по 2-й) ревизии есть в Морше однодворец Фёдор Тимофеев Третьяков с сыновьями Яковом, Митрофанов, Кузьмой и Филиппом и дочерью Авдотьей (РГАДА, ф. 350, оп. 2, д. 3517, л. 1016). Есть ещё семья Прокофия Иванова Третьякова - с сыновьями Сидором, Семёном и Дмитрием. И это единственные однодворцы в селе.
Так что первые ревизии по Морше в мае-июне так или иначе буду смотреть.
Естественно, теперь обращу внимание и на Ваших Дмитрия, Никиту и Степана Алексеевых.

sasna
Как говорят в Одессе, "беру своих слов уже назад". Простите, прошляпил.
Дело в том, что меня в Питере волнует исключительно XVIII век, а до него когда ещё доберутся...
Но вы меня очень порадовали, спасибо!

sasna
Ах, если бы "процесс шёл"!
Сканирование исповедных ведомостей (а именно о них спрашивает Aleksei U) не начиналось и, насколько известно, пока даже не планируется.

Коллеги!
Не может ли кто-то подсказать с ходу?
Искомый персонаж - Прасковья Терентьева, отпущенная крепостная "вотчины его сиятельства господина действительного камергера и кавалера графа Алексея Кирилловича Разумовского супруги его Варвары Петровны" села Карачарова Муромского уезда.
В исповедной ведомости за 1800 - всего два Терентия, дочери Прасковьи, причём подходящего возраста, судя по всему, были у обоих. По 5-й ревизии одна из них идентифицируется. Искомой должна быть вторая. Но её семьи в ревизской сказке нет, в т.ч. и "по прошлой ревизии".
Эту самую "прошлую ревизию" (1782) в ГАВО не дают, "неудовлетворительное физическое состояние".
Может быть, кто-то знает, где искать ревизские сказки Карачарова в РГАДА?
Заранее спасибо!

arcobaleno
Ну, ладно. Так и быть... Уговорили...

arcobaleno
Спасибо!
Но интересующая меня "выборгская мещанка" (точнее, "дочь выборгского мещанина") в 1788 в Петербурге вышла замуж за механика Академии художеств. Венчалась в Андреевском соборе на Васильевском острове. И ремарки о вероисповедании нет, т.е. a priori предполагается, что православная.
Для сравнения - полутора годами ранее, в том же соборе у того же священника, венчался второй академический механик, напарник и соученик моего. И вот там у невесты прямо написано: "обвенчан со вдовой Имярек, лютеранского закона, без переменения оного".
Так что лютеранские исповедки не спасут отца русской демократии.

Seaman
И держите в уме ещё одну особенность - если Ваша Пелагея Прокопьева по всем документам 1806 года рождения, 99,9 %, что на самом деле она 1802-03.
Убавлять года девкам в те времена старались все, исключений мне не встречалось ВООБЩЕ!.. Но церковникам это, по вполне понятным причинам, было гораздо легче осуществить...