ВГД требуется ведущий (админ)   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
i.gif Если Вы хотите открыть для своего исследования тему в моем Дневнике по отдельному населенному месту
Суражского или Стародубского уездов (совр. Брянская обл.) ... пишите мне на почту форума...
При этом, пожалуйста, обратите внимание на список
Уже открытых тем по населенным местам - Смотрите список >>>

0_106147_fbca21ef_L.png
Посмотрите свои фамилии в темах -
Список жителей по работе Ирины Буштак >>>
Жители Стародубского полка (по работе Екатерины Чеплянской) >>>
Жители региона по выпискам из архивных дел https://forum.vgd.ru/792/122294/
434248896.gif?1542195993
Список участников форума, работающих по своему родословию (Суражский, Стародубский и др. уезды) Сообщение >>>
АЛГОРИТМ поиска по Черниговской губернии https://forum.vgd.ru/792/137577/
Раздел по ГАБО https://forum.vgd.ru/490/
Раздел по ГАЧО https://forum.vgd.ru/1063/
Раздел по ЦГИАК https://forum.vgd.ru/540/
Раздел по Стародубскому полку https://forum.vgd.ru/285/
"Авось-ка" (выписки из источников, отработанный архивный материал) https://forum.vgd.ru/792/88616/
"Выборка" (Материал раздела, охватывающий источники по Стародубскому полку) https://forum.vgd.ru/792/136748/
ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ из Черниговской губернии https://forum.vgd.ru/792/108767/
РАБОЧАЯ страница по расшифровке архивных документов >>>>

Для "спасибо" и "благодарю" на форуме предусмотрены опции
1. Лайк за сообщение
2. Рейтинг +/-
3. Отзыв


Модератор Дневника - Tasha56

●Сураж (город)

Город (с 1781) в России, адм. центр Суражского р-на Брянской обл.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4  5 6 7 8 9 ... 23 24 25 26 27 28 Вперед →
Модераторы: Tasha56, Tomilina
olgurm
Новичок

Сообщений: 2
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ
Архивные шифры на документы Перепост Сообщение 2
Суражский промышленно- аграрный техникум Перепост
Суражское двухклассное городское училище Перепост
Генеральная опись Левобережной Украины 1765 - 1769 гг. Перепост
Неволин о годе возникновения города Перепост
Н. Константинович. Обозрение Румянцевской описи. Выпуск 3. Полк Стародубский. Перепост
Гумилевский (Филарет). Источник - Историко-статистическое описание Черниговской епархии. Книга 5 Перепост
Фото. Благовещенский собор Перепост
Изд. фот. Л. Эйдлина. Сураж. Черниговская губерния. Перепост
План. Сураж - уездный город 1781 г. Перепост
...До учреждения Новгород-Северского наместничества он был деревнею Суражичами, население которой было приписано к существовавшему тогда здесь казенному чугунному заводу. Перепост
"Ляп" - Установить 1618 год – годом основания города Сураж Перепост
АТД по Кизимовой Перепост
По дате образования города Перепост
Senatorowie i dygnitarze Wielkiego Księstwa Litewskiego 1386-1795. Перепост
А свой ли День рождения (400 лет) будет отмечать Сураж Брянской области? Перепост
(РГАДА) - Фонд 79 "Сношения России с Польшей". Опись 3, Дело 58, Лист 1. - Деулинский договор Перепост
Монастырь Суражицкий (или Волосовицкий) Благовещенский мужский, Перепост
Благовещенский-Суражицкий, мужской, в уездном городе Сураже Перепост
Исповедные ведомости по Суражу. Благовещенская церковь, 1756-1784 Перепост
Герб Суража Перепост
О гербах Перепост
ИНВЕНТАРЬ МГЛИНА 1650 г. Перепост Сообщение 2Сообщение 2
Комментарии к книге Мехедова Перепост
Археология Суража Перепост
Топономика названия Перепост
Купцы из Сурожа Перепост
О гербе Суража Перепост
Акты Западной России. Т.1 1340-1506 гг (Археографическая комиссия) Перепост
Николай АБРАМОВИЧ Перепост Сообщение 2 Сообщение 3
Кром. "Меж Русью и Литвой" Перепост
Река Ипуть Перепост
16 (27) сентября 1781 года был издан указ Екатерины II «Об учреждении Новгородского-Северского наместничества» Перепост
Страны и города на Великом Шелковом Пути Перепост
Карта Виленской губернии 1893 г. Перепост
Куза А.В. Древнерусские городища X-XIII веков Перепост
Lytovskaia metryka Rejestry podymnego Wielkiego Ksistwa Litewskiego Wojewdztwo smoleskie 1650 r. Перепост
Карта частей Смоленского, Полоцкого, Могилевского и других наместничеств 1787 года Перепост
Смоленское воеводство Перепост
Генеральная карта Смоленской губернии. Автор Я.Ф. Шмидт. 1773 г. Перепост
Карта 1663 Перепост
Географический словарь Королевства Польша и других славянских стран Перепост
Село Суражичи по Инвентарю Перепост
По Инвентарю 1650 года Суражичи были ратушным селом Перепост
РГАДА. Ф.389, оп.1. Литовская метрика (Литовская великокняжеская и Польская королевская канцелярии) Перепост
Описание Новгородсеверского наместничества 1779 - 1781 гг. Перепост
Указ Президента РФ от 4 августа 2010 г. N 983 Перепост
СМИ. Прошлое города Суража Перепост
1618 год - Перепост
Федоренко П.К. Рудни левобережной Украины в XVII-XVIII вв Перепост
Отсекаем историю Суража (Сурож, Судак) от истории Суража (совр. Брянской области) Перепост
1633 год - Перепост
1844 г. Статья Г. Есимонтовского Перепост
Черниговские епархиальные известия Прибавление. (1 мая 1865 г.) Перепост
Смутное время Московского государства, 1604-1613 гг.: Перепост
Радимичи Перепост
Оценка земель Суражского уезда Перепост
Черниговские епархиальные известия. Перепост
Русский энциклопедический словарь, издаваемый профессором. С.-Петербургскаго университета И. Н. Березиным С - Т Перепост
Русин А. "Северская земля" Перепост
Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Первое. Том XXI. 1781 - 1783 гг. Перепост
фон-Винклер П. П.. Гербы городов, губерний, Перепост
Сообщения Сената Перепост
Название: Полный герб Всероссийской Империи. Автор: О.П. Козодавлев Перепост
Багновская Н.М. Севрюки: население Северской земли в XIV - XVI в. Перепост
В 1852 году выходит книга - Полное собранiе историческихъ свѣдѣнiй о всѣхъ бывшихъ въ древности Перепост
Историко-статистическое описание Черниговской епархии. Книга 6. МГЛИН - Перепост Сообщение 2
"Картины церковной жизни Черниговской епархии из IX вековой ее истории" - Перепост
ЛИЧНЫЕ ЛИСТКИ ПО УЧЁТУ ПАРТИЗАНСКИХ КАДРОВ, СВЯЗНЫХ И ПОДПОЛЬЩИКОВ Перепост
ЕСИМОНТОВСКИЕ Перепост
СЕДАЯ БРЯНСКАЯ СТАРИНА. Соколов Я.Д. Перепост
1758 - Перепост
Этимология по названию Перепост
Листая печатные издания Перепост
1720 Перепост
А. Ратшин. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквях в России. М., 1892. Перепост
Старожильческие фамии жителей Суражского района Брянской области Перепост
Списки избирателей 2 Госдумы по г. Суражу и уезду Перепост
Ковтун Ю. Ономастика в тексте книги "Миллион" Марко Поло.Перепост
Сурож Перепост
1829 г. Перепост
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России Перепост
Россия в дорожном отношении Сообщение
Список лиц, на коих разложены в 1911 году общественные повинности по приговору общества мещан города Суража Перепост
1895 Перепост
"СУРОЖАНЕ" Перепост
С.А. Секиринский. «Очерки истории Сурожа IX—XV вв.» Перепост
1500 Городские поселения Перепост
Есимонтовский и его ходатайство о постройке монастыря Перепост

Подмонастырская слобода Перепост


0faae4d36c_1219861_16853269.png
По датам
1720 ГАЧО. Фонд 132. (Черниговская казенная палата), опись 1, дело 7. "О монастырских землях и угодьях" (ноябрь 1798 г.) Расшифровка
Без даты - РС ГАЧО 132-2-129
1756 - 1784 - ИВ Благовещенская церковь ГАЧО 679-1-331, 334-335, 384, 541. ГАЧО 712-1-237
1765-1767 - ЦГИАК 57-1-449 (Румянцевская опись) - СУРАЖСКИЙ БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Мглинская сотня) Расшифровка
1765-1767 Суражичи, Калинки (Румянцевская опись) Расшифровка
1782 - РС ГАЧО 132-2-245
1788 ИВ Рождество-Богородицкая церковь ГАЧО 712-1-211
1831 Рекрутские списки ГАЧО 132-1-377
1835-1838 ГАЧО 132-1-843 - Перепись казаков
1888 - Посемейные списки ГАЧО 127-14-3532
1908 МК ГАБО 251-1-344 МКЦ Благовещения г Суража Расшифровка

Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12291
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 32761
Как предыстория....
[q]
...Бумаги Малороссийских дел по своему содержанию самые разнообразные; они почти все сохранились, так что, судя по их составу, трудно предположить чего бы в них недоставало или чего бы нельзя было отыскать. Интерес этих дел особенно увеличивается тем, что Малороссийские дела довольно долгое время большей частью своей не были никем тронуты; они своим громадным количеством просто подавляли исследователя….и руки до разбора их не доходили. Дела разных Приказов, до Малороссии относящиеся, при передачах ее управления из одного ведомства в другое, особенно в XVIII веке…..передавались неаккуратно, в заключении всех этих передач и, некоторым образом, «разошлись» бумаги и документы по разным архивам…..

Случалось, что начало одного дела находилось в одном архиве, а конец в другом…. Например, дела Малороссийского архива Министерства Юстиции до недавнего времени (практически) не были известны исследователям… Это привело к тому, что история Малороссии XVII века качественно не разрабатывалась учеными и исследователями. Это не говорит, что серьезных ученых, изучающих объективно границы указанного исторического периода нет вообще... есть, но их мало….

Нужно учесть, что разбор документов и составление описей архивных дел активно началось только около 1835 года… С.М.Соловьев озвучил в своих работах немало Малороссийских дел архива Министерства Юстиции (одна из них «Очерк истории Малороссии до подчинения ее царю Алексею Михайловичу»), которые для исследователей позже послужили необходимыми источниками для написания истории России…

Кого еще надо вспомнить добрым словом – это Миллера и Николая Бантыш-Каменского, которые, занимаясь русской историей, первыми занялись разбором архивных документов, обстоятельно составляя описания этих дел (делали извлечения и выписки)…. Однако! Надо отметить, что ученые – исследователи, писавшие Историю Малой России очень часто обращались не к подлинным документам, а к чужим текстам, например к «Истории Руссов» Архиеп. Конинского, которая позже прослыла как «фальшивая летопись». Поэтому тексты ученых иногда состояли из правдивых и фантазийных событий….
[/q]


На сегодняшний день история города Суража Брянской области была изложена не многими краеведами и историками. Кто-то ограничился отдельными монографиями и статьями в тонких и мягких переплетах, краевед Мехедов Михаил Иванович (1933 – 2008) пошел дальше и издал книгу Мехедов М. И. Отчий край Суражский. - Клинцы. 2008. - 216 с

Несколько слов об авторе -
Сайт - МБУК «Суражская районная межпоселенческая библиотека»
Текст смотрите здесь
[q]
Михаил Иванович Мехедов родился в 1933 году в бедной крестьянской семье в д. Калинки Суражского района. Здесь же прошли его детство и юность. Учился в Калинковской начальной школе, затем в Суражской средней школе № 1, в Суражском педагогическом училище, Смоленском педагогическом институте.
В 1947 году был сельским корреспондентом, в начале пятидесятых учительствовал в Дагестане.
Служил в рядах Советской Армии, в войсках ПВО Белорусского военного округа в учебном подразделении по подготовке офицерских кадров. Участник ликвидации банд лесовиков в Пинской области БССР в районе станции Доманово.
Михаил Иванович увлекался спортом, живописью, резьбой по дереву и выжиганием, фотоделом.
С 1956 года работал первым секретарём Суражского райкома комсомола, в 1961 году стал заведующим отделом сельского хозяйства редакции газеты «Маяк коммуны», член Союза журналистов СССР.
С 1963 года Михаил Иванович первый редактор рабочей газеты «Знамя труда», которая выпускалась фабрикой «Пролетарий».
Затем он возвращается на преподавательскую работу в среднюю школу №1, где раскрылся его талант как воспитателя, историка и краеведа. Его труд отмечен медалями, грамотами. Ему присвоено звание «Отличник народного образования России»...
...Книга «Отчий край Суражский» посвящена истории района.
[/q]


Строить схему своего родословия я начала в конце 2007 года. Исследования по материнской линии привели меня в Черниговскую губернию Суражский уезд Попогорскую, Лотаковскую и Уношевскую волости. Помню как трудно было добраться не только до архивных документов по этому краю, но и до источников вообще. Фрагменты карт (не целой карты) Черниговской губернии мы пересылали друг другу "по секрету" и по-партизански. Это сейчас можно найти в открытом электронном виде такие источники как
А. Лазаревский "Описание старой Малороссии" (Полк Стародубский). Том 1. Киев. 1888.
А.А. Русов. "Описание Черниговской губернии", Чернигов, 1898
Гумилевский (Филарет) Историко-статистическое описание Черниговской епархии, Книга 5, 1874. – 599 с


Это были первые книги, которые все пытались найти, чтобы иметь какое-то представление по истории населенных мест - мест проживания родственников из древа, узнать о церковном приходе и землевладельцах - помещиках...

О чем хочется сказать отдельно...
Исследования авторов тех лет, помогали новым поисковикам в общих чертах "нарисовать картину" жизни представителей рода в Суражском уезде Черниговской губернии (пишу со ссылкой на свои поиски). В основном, работы были похожи на художественные произведения со скупым списком использованной литературы и источников, чаще со словесным описанием нужных карт... И брать их за серъезные и объективные материалы в то время не стоило. Чаще в них звучали версии авторов, которые складывались по тем текстам, которые удавалось заполучить.

Поисковики и исследователи 2018 года, преисполнившись скептицизма, читают сегодня тексты Владимира Александровича Снытко "Красногорье мое родное", Стешца Сергея Ивановича "Земля Суражская" и Мехедова М.И. "Отчий край Суражский"....и т.д. На сегодня более решаемы вопросы с нахождением архивных документов, чаще исследователи стали работать в читальных залах архивов и библиотек, обмен нужными документами исследователями из разных регионов участился, появились волонтеры, готовые на договорной основе поработать за поисковика в отдаленных региональных архивах. Тексты стали более точны, со ссылкой не только на печатное издание, но и на место хранилище документа (архивы), на координаты (фонд, опись, дело, лист) - архивного доказательства описываемого события или факта (документальные подтверждения).

В этом году городские чиновники собираются отметить городу Суражу 400-летие. За отсчет была взята (якобы) дата основания 1681 г. - год исторического события, получившего название "Деулинское перемирие", на которую сослался краевед Мехедов М.И. Он не сделал ссылку на архивный исторический документ, он привел цитату из печатного издания "Очерк г. Чернигова и его области в древнее и новое время" (Киев, 1846 г., стр. 11). Так описывает события на своих страницах "БрянскToday" (об этом уже были посты выше в этой теме) -
[q]

От редакции

Когда данный материал был готов к публикации, в редакцию позвонил М. Мехедов с доб­рой новостью. Разбирая свой исторический архив, он обратился к историческому "Очерку г. Чернигова и его области в древнее и новое время" (Киев, 1846 г., стр. 11). И процитировал следующее : "... 1 декабря 1618 г. по Деулинскому перемирию с Польшей Россия лишилась территории Северщины с городами Ста­родуб, Новозыбков, Мглин, Суражичи и проч.". Я убеж­ден, сказал Михаил Иванович, что если бы удалось покопаться в древних торговых документах сурожских купцов, а это вполне возможно, конечно, при помо­щи районных властей, районного архива, то год ос­нования г. Суража отодвинулся бы еще дальше. Но пока и 383 года - это дата, которой может гордить­ся каждый суражанин.

Мехедов, М. Сураж древнее, чем считается // Восход.-2001.-26 октября
[/q]


Самонадеянно было со стороны краеведа, учителя истории, брать на себя ответственность и на основании одного источника - (повторю) печатного издания, выходить на уровень городской администрации и с их "подачи"менять дату основания города Суража. Если бы автор книги преподнес бы это как свою версию, не было бы той реакции, которая последовала в наши дни, когда "ляп" с датой образования обнаружился.

На тех же страницах "БрянскToday" можно прочитать статьи исследователя Вебера В.Ф., который поделился своим мнением по поводу даты основания Суража, привел ряд (не один) источников и ссылок на сомнительный факт этой даты. Была прислана в редакцию страница из оригинального печатного издания, на который ссылался Мехедов М.И.

ljyplEcbLiA.jpg

Цитата Мехедова М.И.-
[q]
"... 1 декабря 1618 г. по Деулинскому перемирию с Польшей Россия лишилась территории Северщины с городами Ста­родуб, Новозыбков, Мглин, Суражичи и проч.".
[/q]


Цитата из книги "Очерк г. Чернигова и его области в древнее и новое время" (Киев, 1846 г., стр. 11).
[q]
Такой порядокъ вещей продолжался до 1618 года, когда Царь Михаилъ Ѳедоровичь, желая, хотя бы и дорогою цѣною, искупить миръ Россіи, истомленный тревогами Смутнаго Времени, по договору Деулинскому (1 Декабря 1618 г.), уступилъ Польшѣ вмѣстѣ съ Смоленскимъ Княжествомъ и Сѣверскую землю.
[/q]


question.gif Где в печатном издании перечисляются города? Да какие города....Новозыбков еще не существовал, Суражичи не был городом...да было ли населенное место в это время вообще... (не найдены на сегодня такие архивные документы).

i.gif Есть серьезные разночтения в текстах? Есть.

Но рано "ляп" приписывать одному краеведу, хотя он и преподнес "сей факт" как свое открытие...(мы читаем об этом в статье редакции).
В этом сообщении креплю фрагмент из (еще одного) печатного издания - "Административно-территориальное деление Брянского края за 1916 - 1970 гг". Составитель - старший научный сотрудник ГАБО - Кизимова С.П.
i.gif Вот откуда пошла ошибка. Вот кто первым "переврал" цитату из печатного издания.
Вспомните, историки и краеведы, какие города входили в список Северских земель в 1681 году....

Когда старший научный сотрудник пишет в указанном выше источнике, что в 1635 году город Сураж (имея в виду город совр. Брянской области - примеч. мое) был присоединен к польскому Витебскому воеводству, ссылаясь на стр. 15 этого же источника - "Очерк г. Чернигова и его области в древнее и новое время" (Киев, 1846 г.)....у людей даже с меньшим образованием, но хорошо знающим географию, глаза округляются.

Цитата в печатном издании на стр.15 гласит -
[q]
Нo не всѣ города Сѣверіи и ньнѣшней Черниговской губерніи входили въ составъ Воеводства Черниговскаго: Любечъ п Стародубъ (послѣдній въ видѣ особаго повѣта) принадлежали къ Воеводству Смоленскому; Батуринъ, Нѣжинъ съ Дорогинкою и Остеръ къ Воевсдству Кіевскому; a Суражъ причислялся къ Воеводству Витебскому. Въ Черниговскомъ же Воеводствѣ, кромѣ Чернигова и Новгородсѣверска, замѣчательнѣйшими городами во время Польскаго господства были: Глинскъ, Конотопъ, Глуховъ, Брянскъ и Путивль. Изъ этихъ городовъ, Стародубъ и Новгородсѣверскъ въ 1620 г., a Нѣжинъ въ 1625 г., получили право Магдебургское.
[/q]


Да, с картами, выходит, было нелегко в 1972 году и сотрудникам Государственного архива Брянской области. Иначе на что можно списать ЭТОТ "ляп"?

Это современные карты, которые помогают определить где проходили границы воеводств -

Прикрепленный файл: 1569.png1764.png, 1978529 байт
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12291
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 32761
Узнав о том, что собирается материал для новой книги о Сураже, ко мне обратились жители города с просьбой открыть тему в дневнике по городу Суражу Брянской области и обменяться мнениями по всем позициям книги краеведа Мехедова М.И. и другим изданиям, которые были выпущены по истории города за период 1970 - 2017 годов.

Те рассуждения по дате образования г. Сураж, которые прикрепила выше - это результат диалогов нескольких исследователей и краеведов....у многих есть свои печатные издания, свои работы...которые написаны в результате многочасовой работы в архивах разных регионов, и библиотек. Мы будем рады обменяться размышлениями со всеми желающими принять участие в нашей беседе. Мы не переписываем историю города, мы постараемся проверить те факты, которые изложены в книге краеведа, из которой сегодня крепятся цитаты в школьные сочинения и рефераты, в научные работы, на которые ориентируется городская администрация....и др.

Итак. Креплю первую страницу книги - Мехедов М.И. "Отчий край Суражский".



Прикрепленный файл: file.jpgМехедов М.И..jpg, 17792 байт
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12291
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 32761
Из книги -
[q]
История Суража уходит вглубь веков, эпоху новокаменного века. От тех далеких времен сохранился историко-археологический памятник – Городище, расположенное рядом с центром города на правом берегу р. Ипуть. Древний Городок – единственный свидетель минувшей жизни г. Суража….
[/q]

В эпоху новокаменного века (неолита) уходит не история Суража, а история территории нынешней Брянской области, которая была заселена людьми в глубокой древности (по разным источникам, от 120 до 50 тысяч лет тому назад). Эпоха неолита - это V тысячелетие до н.э. Городища, стоянки, курганные могильники - это те объекты, которые указывают на связь с разными культурами.

i.gif
[q]
По тексту Мехедова М.И.
…На Городке обнаружены следы четырех культур: юхновской, среднеднепровской, зарубинецкой и житомирской, что указывает на связь сурожского Городка с населением других отдаленных территорий…
[/q]

Краевед называет четыре культуры - юхновской, среднеднепровской, зарубинецкой и житомирской культур... И, заметьте, связывает эти культуры с территорией современного города Сураж Брянской области.
Обращаем внимание на его (не версию) а твердое убеждение - что указывает на связь сурожского Городка с населением других отдаленных территорий (не соседних, а отдаленных)

Читаем источник (см. фрагмент ниже) -
[q]
….Толщина культурного слоя в обнажениях 2 – 2,5 м. Нижний его горизонт содержит обломки лепной керамики юхновской культуры, верхний (0,5 – 0,7 м) – почепской и, возможно, колочинской.

Древности…С. 27; Еременка 1906. С. 104; АИА, № 1151, 1881, 4695.

[/q]


i.gif Есть разночтения в текстах? Есть.

Смотрите здесь
Еще источник -

Прикрепленный файл: Ар1.jpgАр2.jpg, 183569 байтАр3.jpg, 160730 байт
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12291
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 32761
Листая источники -

...Археологическое изучение территории современной Брянской области началось во второй половине 19 века. Первая сводка памятников, составленная на основе опросных листов, была опубликована в 1884 году Н.П. Горожанским [Горожакхий, 1884]. Она долго служила специалистам, изучавшим древности Центральной России. Позднее подобные сводки подготовили П.С. Уварова [Уварова, 1906] и Д.Я. Самоквасов. Ученых XIX - начала XX веков интересовали главным образом древнерусские курганы и городища. Д.Я. Самоквасов раскопал сотни курганов и обследовал десятки городищ с целью изучения древностей северян - одного из славянских племен [Самоквасов, 1908]. Столь же обширные работы провел в конце XIX века П.М. Еременко, в центре внимания которого были древности другого славянского племени - радимичей [Еременко П.М., 1896а; 18966б; 1896в].
Целенаправленные поиски более древних памятников не проводились....

Первые данные о неолите получены на территории Брянской области еще в начале 20 века [Чуев, 1903]
В 70-80 годы в связи с составлением Свода памятников истории и культуры Брянской области сотрудниками ИА А.В. Кашкиным, В.И. Кулаковым, Г.Н. Прониным, А.С. Смирновым, А.А. Узяновым проведены целенаправленные обследования, в ходе которых проверены литературные и архивные сведения о большинстве зафиксированных памятников, открыто немало новых. Оказалось, что десятки памятников, известных в конце XIX - XX веках и даже позднее, полностью уничтожены в результате хозяйственной деятельности....

Юхновская культура

[К середине I тысячелетия до н. э. в бассейне среднего течения Десны сложилась так называемая «Юхновская культура "- от названия с.Юхново под Новгород-Северским. На Северо-западе Брянской области (верховья Десны и Ипути) расположены родственные юхковцам днепро-двинские племена, а на юго-западе (бассейн реки Сновь и низовья Ипути) -племена милоградские. Всего на территории брянщины зарегистрировано около 252 памятников юхновской культуры. В народе их называют «городищами», «городцами»,«кудеярками» или просто «курганами».

***Как показали раскопки, это были мелкие деревеньки, в которых проживали большие патриархальные семьи. Для обеспечения безопасности их строили на крупных мысах, окруженных лесом и укрепляли рвом и валом, частоколом. Жители уже умели обрабатывать железо, занимались скотоводством, земледелием, охотой и рыболовством.

Горбачев О.В., и др. «История Брянского края» ч. I. Брянск, 2000.


Почепская археологическая культура

В первые века нашей эры юхновскую культуру постепенно сменяет почепская, названная так в 1964 г. по Почепскому селищу, расположенному на окраине г. Почеп Брянской области. На разных этапах исследования эту культуру описывали под названиями «позднезарубинецкая», «постзарубинецкая» и др. Кухонная посуда представлена хорошо профилированными горшками, которые украшены пальцевыми и ногтевыми вдавлениями. Среди находок есть железные ножи, серпы, шилья, иглы, топоры, тесла наконечники стрел и дротиков, каменные зернотерки, редко — бронзовые украшения, в т.ч. фибулы.
Дальнейшая судьба носителей почепской культуры остается неясной, можно предположить, что часть его была оттеснена носителями киевской культуры на левобережье Десны и далее к Верхней Оке, а другая ассимилирована ими.

Колчинская культура


К III веку часть венедов, создавших почепскую культуру, покидает обжитые места, уходя на Оку и ее притоки. Им на смену приходят с юга их бывшие соплеменники, потомки позднезарубинецких племен, создавших к этому времени очень похожую на почепскую киевскую археологическую культуру….

В V-VII веках быстро меняется историческая карта Восточной Европы. На смену утратившим власть степнякам-гуннам приходят аварские полчища, а тех в свою очередь сметают хазары, создавшие у берегов Каспия одну из сильнейших держав того времени - Хазарский Каганат. Границы её стремительно расширяются на север, армии кагана и бека - верховных правителей каганата -подчиняют все новые народы, заставляя их платить дань в казну. Нелегко приходится жившим к югу от лесной зоны славянским племенам - антам.

На фоне этих событий, торговли и контактов с антским племенным союзом, уже ходившим воевать на Балканы и приносившим оттуда на Днепр изрядную добычу, киевская культура в лесах на Верхнем Днепре, Десне и ее притоках перерождается в колочинскую археологическую культуру. Названа она была археологом Э.А. Сымоновичем по городищу у села Колочин в Гомельской области. На брянской земле известны десятки сельских колочинских поселений, в числе которых Посудичи (Погарский район], Хотылево (Брянский район), Усох (Трубчевский район) и многие другие, и пока лишь одно укрепленное городище Макча близ Трубчевска.

Колочинская культура — раннесредневековая археологическая культура V — VII веков, занимающая бассейн Десны и верхнего Днепра (на стыке брянской и курской России, юго-восточной Белоруссии и севера левобережной Украины — черниговщины). Это юг лесной зоны и лесостепь.

Подобно населению пеньковской культуры колочинцы жили в небольших неукреплённых поселках — селищах (это свидетельство затишья между гуннским и аварским нашествиями), хотя на севере ареала известно несколько городищ, служивших убежищами для окрестного населения. Некоторые городища, круглые и без культурного слоя, вероятно, были сакральными центрами. Жилища — квадратные полуземлянки с центральным опорным столбом, обрамленные срубом или каркасно-столбовыми стенами. Есть полуземлянки с печью-каменкой в углу – как в пражской культуре (ее влияние?). Возле жилищ – хозяйственные ямы-погреба.
Посуда вылеплена вручную, без гончарного круга, и не орнаментирована. Основные формы горшков — баночные, тюльпановидные и ребристые, цилиндроконические. Кроме них делались миски, сковороды и диски (вероятно, подставки или лепешницы). Из железа и стали – орудия труда: ножи, топоры, косы, серпы, рыболовные крючки и др., а также оружие: наконечники копий и стрел. Из кости – кочедыки, проколки и др.

Погребальный обряд похож на пеньковский: грунтовые могильники (иногда более сотни погребений), кремация на стороне, прах покоится в небольших округлых ямах, но изредка помещен в урны. Преобладают урны только в могильнике Княжьем. В ямных захоронениях кальцинированные кости перемешаны с пеплом и углями, а в урнах лежат очищенные кости. Урны иногда закрыты перевернутой корчагой, в одном случае – глиняным диском. Иногда в захоронениях встречаются такие же металлические украшения, как в «антских кладах» на поселениях. В нескольких случаях над колочинскими могилами возведены курганы.

i.gif Мехедов М.И. приписывает еще одну культуру. Заметьте, что акцент автором сделан на историю города Суража, а не всего Брянского края.

Житомирская культура

Ее еще называют - Пражско-корчакская культура.
Регионом становления пражско-корчакской культуры раннего средневековья, нужно полагать, была территория, где известны поселения периода переселения народов, оставленные потомками носителей пшеворской культуры (с верхнеднестровскими землями), и где в римское время бытовали сосуды, напоминающие характерные пражско-корчакские горшки. В ареал становления этой славянской культуры входит и область распространения древностей прешовского типа, которые доживают до середины V в. Поздним отложениям прешовских памятников свойственны полуземляночные жилища, сопоставимые с раннесредневековыми; наряду с серой гончарной керамикой, тождественной пшеворской и черняховской, в это время появляются сосуды, напоминающие дунайскую посуду, характерную для раннесредиевекового славянства Среднедунайского региона; среди лепной керамики есть сосуды, тождественные пражско-корчакским

kartogramma-18.jpg

На рисунке.
Распространение керамики, напоминающей пражско-корчакскую, в памятниках римского времени и периода переселения народов. а — памятники с находками керамики, сопоставимой с пражско-корчакской; б — границы территории пшеворской культуры в позднеримское время; в — приблизительный регион становления пражско-корчакской культуры. 1 — Садовин; 2 — Доморадзице; 3 — Млодзиково; 4 — Конин; 5 — Весульки; 6 — Спицымеж; 7 — Заспы; 8 — Бяла; 9 — Гледзянувек; 10 — Белявы; 11 — Вилянув; 12 — Олатув; 13 — Закшув; 14 — Нова Весь; 15 — Хорула; 16 — Бизренда; 17 — Злота; 18 — Копки; 19 — Неслухов; 20 — Рипнев; 21 — Черепин; 22 — Бовшев; 23 — Незвиско; 24 — Прешов; 25 — Себастовице Барча; 26 — Педер; 27 — Шена

_____
Источники по Житомирской культуре -
**Седов В.В. Славяне в древности. Москва: Издательство «Научно-производственное благотворительное общество «Фонд археологии», 1994. — 344 с. КНИГА
**Godlowski K. Przemiany kulturowe i osadnicze w poludniowej i Srodkowej Polsce w mlodszym okresie przedrzymskim I w okresie rzymskim. Wroclaw; Warszawa, Kiak6w; Gdansk, 1985.
** Баран В.Д. Раннесредневековые древности славян Юго-Восточной Европы (проблемы сложения, периодизации и социальной структуры) // Труды V Международного конгресса славянской археологии. Т 1. Вып. I. М., 1987.
** Pouhk J, Chropovsky В. Grossmdhren und die AnfSnge der tschechoslowakischen Staatlichkeit. Praha, 1986


Комментарий модератора:
Я специально выделила названия печатных источников и их авторов. Все они в своих работах изложили не просто теории, все они - ученые, профессиональные археологи, участники археологических раскопок и экспедиций. Они точечно указывают на картах границы археологических культур, делают ссылки на области и на определенные населенные места. Пренебрегать этими сведениями нельзя.


Прикрепленный файл: Колочинская культура.jpgЮхновская культура.jpg, 226963 байт
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12291
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 32761
Прежде, чем продолжить рассуждать по тексту книги "Отчий край Суражский", давайте обратимся к топонимии.
[q]
Топонимиканаука, изучающая географические названия, их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение..
[/q]

Мы возьмем для изучения работы разных авторов, чтобы было из чего выбирать "плюсы" и "минусы" версий , которые озвучены в книге Мехедова М.И. и других известных текстов.

А. Шкроб, В.Соколов «Брянская старина». Изд. «Брянский рабочий». 1961. стр. 15-16

Сураж.…В некоторых диалектах русского языка слово «суражий» обозначает «видный», «пригожий», «казистый». Говорили: «суражая девка», «несуразный конь». Можно предполагать, что отсюда и пошло название этого города…..

Е.М. Поспелов. «Историко – топонимический словарь России.

Сураж…Возможна связь с русск. диал. сурошка, сурожка – «сырая, низменная, лесистая местность» (Мурзаев, 1984 г., стр. 531). От основы этого термина СУРОЖ- с использованием суффикса –ИЧИ образована первичная форма ойконима Суражичи, указывающая на жителей этой заболоченной местности.

Смолицкая Г.П. Топонимический словарь Центральной России. 2002 г. стр. 336 -

Происхождение названия неясно. Исследователи сходятся на том, что оно родственно топониму Сураж (Сурожь), относящемуся к древнему торговому городу на Черном море (современный Судак). Нет удовлетворительного объяснения того, как это название попало на Брянщину. А.А. Шахматов считал, что оно было перенесено в начале нашего тысячелетия из Крыма русскими, которые пришли сюда под натиском тюрко-язычных народов. (Шахматов, 1919). М. Фасмер тоже считал эти названия родственными (Фасмер, IV). Соотнесение названия города Сураж и реки Сура не имеет никаких оснований.

Более убедительным представляется славянский аспект ..топонима – от личного мужского имени…


Янко М.П. Топонимический словарь Украины. 1998 г.

Судак (летописн. Сурож)….

Жучкевич В.А. Краткий топонимический словарь Белоруссии. Минск. Изд. БГУ. 1974. стр. 368

Сураж (Витебского р-на)…Название может быть перенесено из Крыма от прежнего имени г. Судака. В современном языке слово неизвестно как нарицательное, но его следует отнести к той группе, что и с-р-а-ж-а-т-ь-с-я, п-о-р-а-з-и-т-ь, с-а-м-о-р-а-ж (см. Самораж) и т.п. ., тогда с-у-р-а-ж – то же, что и соражник, соперник.

Мехедов в своей книге обращается к работам Александра Асова.
[q]
Александр Асов - писатель, журналист, историк и филолог.
Предметом по сей день непримиримых споров историков и лингвистов является "Велесова книга". Официальная наука считает Велесову книгу фальсификацией, альтернативная история – великим памятником славянской письменности и культуры....
С точки зрения А. Асова (опираясь на "Велесову книгу"- примеч. мое) государственность наша образовалась в 9 веке, а наша древняя история до 9 века.
[/q]

Велесова книга состоит из проповедей, которые читались в храмах древнего Сурожа (совр. Судака). Эти тексты некоторыми исследователями были взяты для сравнения с историей, уже написанной другими учеными и краеведами.

i.gif Отдельной темой обсуждения в работах А.Асова проходит разбор истории Сурожского княжества (славянского княжества, совр. Судак)....и эти рассуждения противоречат подавляющему большинству наших ученых историков...

Я не люблю такого рода тексты, поэтому кому интересно, можете послушать автора -
Археология о «Велесовой книге». Александр Асов
Что такое "Русколань"?
Русколань — государство Русов и Аланов

i.gif Я никого не агитирую принять мою точку зрения по тексту книги истории Суража краеведа и учителя истории Мехедова М.И., идет простое обсуждение фактов, изложенных в работе "Отчий край Суражский"...
Читая текст, задаешься вопросом - Почему автор не дает ссылки на использованную литературу и источники? Мы видим, что версия о связи Суража (совр. Судака) и Суража (совр. г. Сураж Брянской области) не им первым выведена и озвучена. Если по приведенным выше источникам эта мысль звучит как версия (а это не единственные источники), то Мехедов привел ее в своей работе как неоспоримый факт, не найдя при этом никакого архивного документа. Михаил Иванович в своей книге, описывая события до 1781 года, усиленно пытается подвести к одному знаменателю истории двух разных населенных мест, а иногда и трех (плюс совр. Сураж Витебской области)...

Прикрепленный файл: Брянская старина 1.jpgПоспелов1.jpg, 370900 байтПоспелов2.jpg, 929535 байтСмолицкая. Сураж.jpg, 295962 байтСудак Сураж.jpg, 285883 байтСураж Белоруссия1.jpg, 197421 байтСураж Белоруссия2.jpg, 155109 байтФр.картя 1569.jpg, 141326 байтФр.картя 1764 г..jpg, 155003 байт
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12291
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 32761
По горячим следам, хотелось бы прикрепить еще один материал.
i.gif Речь пойдет о версиях истории названия Суража (совр. Судака (Крым)).

СЕРГЕЙ — SERES — СУРОЖ.
Имя Сураж, Суражка (Серёжка) было известно у славян с древнейших времен, это дохристианское имя, корни которого исходят из ведического санскрита.

%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%88%D1%91%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9-%D0%BF%D1%83%D1%82%D1%8C.jpg

[q]
Ведический санскрит — это язык Риг-Веды, в которой записаны самые ранние священные тексты Индии, от них берёт истоки вся индуистская религия.
[/q]

Личное имя Сураж (Suraj) до сих пор популярно в Индии.

Имя Сураж впервые появилось у индоевропейского народа сураштра (серы) который в более позднее время был известен у славян, как народ сурожане, который говорил на пра-санскрите (ведическом санскрите), поэтому и значение имени Сергей можно попробовать определить из санскрита.

В санскрите Су-раса — Su-rasa означает «богатый водой», что является этимологической основой для образования гидронима Сарасвати. На санскрите слово Сарага — Saraga — сильный, мощный. От слов ведического санскрита Су-раса — Su-rasa, Сураж позже образовались варианты Сережа, Сергей и варианты имени Серж, Серёга, от слов санскрита — Сарага — Saraga, Сарж — Sar.

В санскрите словом «Сураж» – называют место скопления воды или соединения многих рек. По-русски «сурожка» — это сырая местность, и название народа «сураштра», которое означает «живущие в речной/озерной области», или «живущие на Сарасвати». В Риг-Веде, древнейшей части Вед, упоминается имя Сарасвати — богиня, создавшая санскрит, речь и слово (Вак, вачана).
[q]
На санскрите слово Сарж — Sarj имеет два значения — 1). течь, лить. проливать; 2). ткать, плести, вить.
[/q]


%D1%87%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B0-%D0%BD%D0%B5%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B5-%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%BE-%D0%BD%D0%B0-%D0%BC%D1%85%D0%B0%D1%85.jpg

Приведём несколько слов из санскрита, с которыми славянские слова «сырость» и «озеро» находятся в родстве:

Сар — Sar – струиться, течь. Пруд, озеро. На древнеславянском: «зеро» — озеро.
Сара — Sara – жидкий, текучий, вода
Сарас — Saras – озеро. По-русски — чаруса, чурас – это небольшое, но глубокое озеро.
Сараса — Sarasa – озёрный (русский вариант слова: чаруса )
Сараси — Sarasi – пруд, лужа ( родственное слово в рус. яз.: чаруса – небольшое озеро, сыро, сырой, сырость…)
каСара — KaSara — озеро, пруд

Сарани — Sarani – поток, струя, река (родственные слова в рус. яз.: сыро, сырой, сырость…, англ. seren, лат. seranum, исп. serano – влажный осадок)
Сарга — Sarga – сырой, мокрый. ( родственные слова в русском яз.: согра – топкое болото, сага – речной залив)
Сагара — Sagara – море, океан.

Сира — Sira – поток, река. Сраванти — Sravanti — река. Сарватат – sarvatāt – целостность, совершенство.
Сарасвант — Sarasvant – «изобилующий водоемами», река Сарасвати — saras-vnt-ih — означает «многоозерная» — это имя богини мудрости, науки, языка, молитвы, речи и красноречия, создательницы ведического санскрита и алфавита в 3300 году до н. э.
[q]
Существует множество топонимов с основой — серг/сург/сураж/сураг/сераж на 32° параллели, проходящей по Ирану, Афганистану и Пакистану, можно предположить, что в древние времена южный Шёлковый путь пролегал именно здесь.
[/q]

Индоевропейский народ Сураштра, который ещё называли Seres – Серы, сурожцы, согдийцы — это один и тот же древний торговый народ, весьма, образованный, имеющий развитое земледелие, владеющий мастерством в обработке металла. Народ Сураштра имел хорошо развитые торговые связи с Китаем и странами Средиземноморья. Возможно, это и сарды острова Сардиния.
Народ Сураштра (они же сурожцы, согдийцы, Серы ) торговали китайским ШЁЛКОМ.

В книге «По следам древних культур» под редакцией Г. Б. Федорова (стр. 136) описана находка китайской шёлковой ткани в скифском (сакском) кургане 5-6 в.в. до н.э., в долине Пазырнак в Горном Алтае, сохранившиеся благодаря условиям вечной мерзлоты. В странах Средней Азии китайский шёлк появился в 1 тысячелетии до н. э., а народ торгующий шёлком, и контролирующий большой участок Шёлкового пути, они называли согдийцы (сугдийцы).

%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%A8%D1%91%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9-%D0%9F%D1%83%D1%82%D1%8C-.gif

Вдоль Великого Шелкового Пути, длина которого шесть с половиной тысяч километров, Серы/Сурожцы/Согдийцы основали ряд торговых поселений и были посредниками в торговле китайским шёлком. Одежда из шёлка была очень популярна в Риме и Греции, торговля китайским шёлком приносила большие доходы. В «Истории древней географии» (стр. 61) Дж. Томсон упоминает, что куски китайской шёлковой ткани были найдены при раскопках древней Трои, существовавшей в 1200 г. до н.э.

Греческий географ и писатель, Павсаний (Pausanias, ок. 115 после 180 гг. н. э.) писал о народе Серы: «В земле серов есть насекомое, которое эллины называют сером… (то есть шелковичным червём)». Серами в Древней Греции назывались «сурожцы», они же «согдийцы» — это один и тот же торговый народ (Серы, серес, серже, сурож), который был посредником между Китаем и Средиземноморьем в торговле шёлком. Во 2 веке до н. э. согдийцы (сурожцы, серы) уже контролировали весь Шёлковый Путь.

Древнее название для шёлка (Серик) происходит от топонима (Сер, Сур) Сураштра, то есть «народа, живущего в сырой местности» . В греческом языке нет шипящих звуков, поэтому индийское Сураштра и славянское Сурож у греков звучало, как Согдия — без шипящих звуков.

Великий Шёлковый путь проходил по территории Великой Скифии и Таврии, где на побережье располагался купеческий, торговый город-порт Сурож, известный в Средней Азии, как Сугде, современный Судак. Из Сурожа шёлковые китайские ткани и другие товары на кораблях везли в страны Средиземноморья и всей Европы.

%D1%88%D1%91%D0%BB%D0%BA-%D0%A1%D1%83%D0%B4%D0%B0%D0%BA.jpg

Посёлок на берегу Чёрного моря Судак славяне встарь называли Сурож, а жителей — сурожанами. Азовское море – называлось Сурожским морем, Славянским морем, арабы называли Азовское море Бахр-Судак — Море Сурожское (согдийское, судакское).

Крымский Сурож в 13 веке был разрушен монголотатарами, а итальянские колонисты из Генуи отстроили его заново и называли Солдая. Ныне крымский Сурож переименован в Судак, а главная достопримечательность города — Генуэзская крепость. В тюркских языках слово «судак» означает «ручей, приток», именно так называется река, впадающая в Чёрное Море возле Судака.

В Древней Москвии сурожскими купцами назывались русичи, торговавших со странами Средиземноморья через крымский город Суражь, а суражскими или суровскими товарами русичи называли «изделия из шёлка, шерсти и хлопка» (М. Фасмер).

Серге, саржа — Serge ( Sarge, surge, searge, sierge, serg, sharge, serge) на Руси в разное время называлась Шёлковая или шерстяная ткань, или домашнее сукносерого цвета. Слово «Саржа» в русском языке означает: ткань сделанная на шерстяной основе, для изготовления одежды или прочная, переплетенная по диагонали камвольная ткань. (слово Камбала – Kam+bala – камбала, шерстяные одеяла (камвала — камвольное производство). Слово «бала» – bala – волосы, хвоста любого животного, любые волосы, шерсть.)

В русском языке «сермяга» — это грубая ткань, от этого же корня происходят русские слова- сарафан, сорочка, срачица — исподняя рубашка, украинское «сердак», означающее суконное платье у галичан. Национальная одежда у индонезийцев — саргон\сарунг – и одежда индийских женщин – сари, или сархи.

Успешно торгуя шёлком в течении многих веков, древний народ Серы\Сураштра расселился на обширных территориях. Основывая новые поселения, Суражские торговые люди называли их своими именами. Рассматривая географическую карту, вы найдёте Сураж и в Польше, и в Беларусии (Витебская область, Сураж), и в России, Брянской области, Суражский район, Сураж, и в Украине есть Сураж в Тернопольской области.

В России вы найдёте бесчисленное количество Сергеевок, Серговок, Сержачей, Сержино, Сергово, Сергино, и Сергеевиц , но есть топонимы более древнего лексического пласта: Суранаш (в Горно-Алтайске), Суражевка(на Амуре), Сразово (в Кемерово), Суразовка и Суразов (в Красноярском крае), которые сохранили более древнее произношение этнонима сурожцев/согдийцев.

На территории Франции есть тоже много современных топонимов, которые, похоже связаны с основой SERG: Sergeac (Сержак, Аквитания) , Sergy (Сержи, Рона – Альпы), Serignac (Сериньяк, 5 названий на реках Гарон, Пебуду), Serignan (Сериньян, Сериньян-дю-Комта), Serrigny (Серриньи, 3 названия), Serzа (Серза, Верхняя Луара,), Sergines (Сержин), Serignan (Сериньян, Лангедок — Руссильон).

Интересно, что все эти однокоренные названия поселений расположены на реках, озёрах, « в речной/озерной области», в землях «богатых водой» или «живущие на Сарасвати».

Весь текст смотрите здесь.


Комментарий модератора:
Не нашла автора статьи, хотя некоторые ссылки на печатные издания в тексте встречаются.
Опять таки - это не утверждение. В этой статье автор высказывает свою персональную точку зрения по конкретному вопросу....


Believe it or Not - хотите верьте, хотите нет.

---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12291
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 32761
Еще одна страничка текста из книги (см. внизу сообщения).

...Ах ты, степь моя,
Степь привольная,
Широко ты, степь,
Пораскинулась.


Кольцов "Косарь".


Вот также привольно Мехедов М.И. рассуждает о купцах, пришедших с берегов Сурожского моря...да о Шелковом пути, который проходил через Сураж Брянской области 101.gif

Прикрепленный файл: P_20180217_095853.jpg
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12291
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 32761
И снова все "до кучи". Смешались люди, кони....
Откуда, из какого архивного документа, источника стало известно, что купцы из Судака (Крым) повлияли на рисунок древнего герба г. Суража (Брянской области)? С этого момента буду разделять тексты про Сураж (Судак) ....где археологи обнаружили остатки крепостной стены древнего города (из текста краеведа Мехедова М.И.) и про Сураж (Брянской обл.). К большому сожалению...краевед этого не делает в своей книге...

О гербе Суража (Брянской обл.) говорили здесь

[q]
4 июня 1782 года императрицей Екатериной II вместе с другими гербами городов Новгородско-Северского наместничества был Высочайше утверждён герб города Суража (ПСЗРИ, 1782, Закон № 15424).
Подлинное описание герба уездного города Суража гласило:
«Кустъ созрѣвшаго конопля въ золотомъ полѣ, въ знакъ изобилiя сего растенiя, которымъ жители и производятъ торгъ».

[/q]

Источники -
**Высочайше утверждённый доклад Сената — О гербах городов Новгород-Северского наместничества. 4 июня 1782 года// Полное собрание законов Российской империи. — 1782. — Том 21. — Закон № 15424.
**Рисунок герба Сурожа Новгородско-Северского наместничества // Полное собрание законов Российской империи. — 1782. — Том 21. — Закон № 15424.




Давайте полистаем источники (старые и новые для чистоты эксперимента) и прочитаем о конопле (куст этого растения изображен на гербе г. Суража (Брянской обл.). Это в современном мире, выделяя побочные элементы из конопли, люди стали баловаться "дурью", а раньше отношение к этому растению было другое.

Конопля использовалась людьми более 8000 лет. Выращивание конопли достигло пика с 10 в. до н.э. до 19 в.н.э., конопля была самой распространенной сельскохозяйственной культурой мира. Выращивание этого растения давало сырье для многих отраслей промышленности. Производство бумаги из конопли по рентабельности сопоставимо с реализацией нефтепродуктов, и в 80 раз менее токсично, чем древесины. Из конопли изготавливали пеньковые канаты, паруса, упряжь, верёвки, сети, бумагу, полотно, масло, крупу для каш, корма для животных, бензин. 1 га конопли равен по целлюлозе 7 га леса.

Да что говорить, доллар изготовляется из конопли. Есть сведения, что и причиной нашествия Наполеона явилась... конопля как сырьё. Пётр Первый придавал этой культуре огромное значение. Конопляное волокно отличается крепостью, стойкостью против гниения при длительном пребывании в воде и поэтому издавна служило лучшим материалом для канатов, верёвок, рыболовных снастей, мешков, брезента, холста и парусины.

Конопляная ткань является отличным антисептиком, обладает бактерицидными свойствами, она заживляет раны, утоляет боль. Конопляная ткань хорошо пропускает воздух. Она намного более прочная и износостойкая по сравнению с хлопком и льном. Посконь поддерживает нормальный теплообмен человеческого организма: зимой в ней не холодно, а летом не жарко. Ультрафиолетовое излучение, столь губительное для нашей кожи, задерживается конопляной тканью почти полностью (на 95%), тогда как другие ткани могут похвастаться лишь 30-70%. Ткань из конопли — долго­живущий материал, который не портится при стирке и при по­стоянном использовании обнаруживает дополнительные свойства: становится более активной и сохраняет способность проводить полезные качества конопли — освежает, нейтрализует токсины, не дает развиваться болезнетворным микробам, не создает условий, препятству­ющих обменным процессам в коже. Таким образом, ткань поддерживает кожу, обеспечивая защиту и создавая условия для клеточного дыхания тела в течение всего дня. Стойкость материала поддерживается особой структурой волокон конопли: устойчивость к внешним воздействиям, ткань не деформируется и не портится при стирке при температуре 90 градусов, не теряет форму в процессе носки.

Само английское слово canvas (парусина, холст) происходит от голландского слова «конопля». Послереволюционная Россия этого не изменила. Сталин считал коноплю важной наравне с пшеницей. А вот Хрущёв всё изменил. Он много напортил России. По мнению тогдашних ведущих экономистов Британии, послевоенному СССР была уготована роль мирового лидера через 20 лет. Не суждено было этому случиться.

Бумага для учебников до конца XIX в. изготавливалась из конопли. Почти все первые Библии, карты, схемы, флаги также были изготовлены из конопли. Конопля – стратегическое растение. На земле не существует других видов растений с таким экономическим и экологическим потенциалом, как у конопли. Более 30000 продуктов может быть изготовлено из конопли!

Хлопок растёт только в тёплом климате и требует огромных затрат воды. Конопле требуется не так много влаги, и растёт она, в общем-то, где угодно, не говоря уже о том, что в 3-4 раза превосходит хлопок по урожайности.

Из семян и стеблей конопли можно получать уголь, метанол (древесный спирт), метан и бензин, при сгорании которых не будет выделяться сера, вызывающая кислотные дожди, и химические вещества, загрязняющие воздух.

Полученный уголь можно сжигать на электростанциях вместо обычного, метанол – хорошее автомобильное горючее, сейчас его используют для гоночных машин.
Из конопли можно также получать этанол (обычный спирт) для добавления к бензину, так же, как его сейчас получают из древесных опилок (гидролизный спирт). Другой способ получать горючее – использовать масло семян. Некоторые дизельные двигатели могут работать на чистом конопляном масле.

Одна из многочисленных областей применения конопли – конструкционные материалы. Растение можно применить при изготовлении прессованных плит или пластика на основе целлюлозы из его мякоти. Биопластики – не новинка. Ещё в 1930 году Генри Форд сделал из них корпус для автомобиля, который, кстати, работал на конопляном топливе.

Конопля придает ткани повышенную прочность и износостойкость. В США, когда только начинали производство джинсов, в них использовалось некоторое количество конопляных ниток, поэтому старые джинсы были такими крепкими и могли передаваться по наследству. Потом (с целью увеличения производства) коноплю убрали....

Не нужны были купцы из Судака (Сурожа)... в этих местах были свои предприимчивые люди. Об одном из них -
[q]
Богатый стародубский купец родом из Погара Спиридон Яковлевич Ширай (+ 1709, торговля пенькой с Ригой и Архангельском), на протяжении почти 30 лет (1681-1708) с небольшими перерывами был стародубским войтом (высшая городская власть в этом крупнейшем торговом центре Гетьманщины). До конца жизни оставался мещанином, но все его дети породнились с казацкой старшиной – старший сын Степан был женат на дочери стародубского полковника Миклашевского, другой син Спиридон – на дочери пасынка Мазепы седневского сотника К. Фридрикевича. Потомки стародубского войта стали одними из богатейших помещиков Северщины и вошли в первые ряды местной шляхты.
Текст взят из сообщения
[/q]


Чаще в источниках (старых и новых) пишут о производстве в этих местах пеньки.
[q]
Пенька — волокна стеблей конопли. Добывают путём долгого (до трёх лет) отмачивания конопляной массы в проточной воде.
[/q]

Этот край не был богат плодородной землей, но на ней хорошо произростала конопля, которая приносила немалые доходы. Землевладельцы - помещики и жители этих мест были очень заинтересованы в этой сельскохозяйственной культуре....она приносила "богатство".

[q]
Г. Н. Моисеев. ‎Государственный архив Брянской области...
.....Предполагается заготовить: 75000 пуд. пеньки на комиссионных началах, за которые местным ЕПО предложено вести агитацию, 50000 пуд. картофеля только для производства Брянской губернии, для связи за пределами губернии у нас не налажены ссыпные пункты; а также транспорт, вследствие чего картофель ...
[/q]

Пенька заготовлялась исключительно путем покупки ее у государственных заготовителей волокна (Хлебопродукт и Госторг). ... Пенька поступала на фабрики из районов Смоленской, Гомельской, Брянской и Орловской губерний. ....

Прикрепленный файл: 6_14.jpg1448953684127384304.jpg, 154331 байтP_20180217_095930.jpg, 523850 байтКон2.jpg, 173704 байт
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12291
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 32761
Читаем дальше....стр.29 (скан см. ниже)
Мехедов М.И. "Отчий край Суражский"


Листаем источники и архивные документы и проверяем факты, приведенные в книге краеведом.

Акты Западной России. Т.1 1340-1506 гг (Археографическая комиссия)...
КНИГА

[q]
...После образования государств московского и литовского, расположенная посреди них Северская земля обратила на себя притязание обоих государств. Начавшиеся с XIV в. между Москвой и Литвой войны велись преимущественно за обладание Северской землей. После освобождения от татар, последняя вошла в состав литовского государства и принадлежала Литве до начала XVI в. Полуторавековая зависимость Северской земли от Литвы не изгладила, однако же, в её населении русских элементов. Когда окатоличенная Литва захотела было окатоличить и народ Северской земли, последний энергически протестовал против такого посягательства на православную веру, как исконную принадлежность русской народности. "Все наше православное христианство хотят окрестити в латинскую веру, ино наша Русь велми ся с Литвою не любят", говорит один современник в 1498 г....

Через два года вел. князь Иван Васильевич писал к литовскому вел. князю Александру: "Прислали к нам бючи челом князь Семен князя Ивана сын Андреевича (Стародубского и Можайского) да князь Василий князя Ивана сына Дмитреевича Шемячича, про то что от тебя пришла на них великая нужа о вере греческого закону; посылать еси владыку смоленского Иосифа да своего бискуна к князем к русским и ко всей Руси, которые держат греческий закон, и говорили им от тебе, чтоб они приступили к римскому закону; и они то услышав да от той нужи ныне к нам приехали служити и с теми городы и волостьми, которые они держат" ...

А.Лазаревский в "Описании старой Малороссии" (Стародубский полк) делает ссылку на указанный выше источник.

.....Таким образом, без всякой войны, в силу одного тяготения родственных народностей друг к другу, Северская земля отделилась от Литвы и соединилась с Московским государством. Литва считала утрату этой области тяжелой для себя потерей и после своего соединения с Польшей, напрягала усилия в продолжение всего XVI в., чтобы отвоевать обратно Северскую землю от Московского государства. Все усилия на этот счет польско-литовского государства оставались однако же безуспешными до начала XVII в., когда русское государство, обессиленное "смутным временем", должно было уступить соседскому притязанию на Северскую землю. В 1619 г., по Деулинскому перемирию, утвержденному затем в 1634 г. Поляновским договором, Северская земля уступлена была Польше.

Сначала, по Деулинскому перемирию, отошел к Польше Стародуб, как часть Смоленского воеводства, вместе с Новгородсеверском, а затем, по Поляновскому договору, отошел и Чернигов ( Prava и проч. Krol. Polsk. y W. X. Litewsk., III).

Получив Стародубщину, поляки немедленно стали устанавливать в ней свои порядки, о каковых мы имеем, впрочем, лишь отрывочные сведения. Известно, что в начале 1620 г. были присланы в Стародуб польские комиссары "на ординацию замков от Москвы рекуперованных", т.е. "для отбирания замков северских от Москвы, так теж и для ревидования прав от людей стану духовного, яко и дворян, сынов боярских, яко зачим хто всякие добра ойчизние и поместя держит". Такими комиссарами в Стародуб были назначены Балтазар Стравинский, староста мозырский, и Войцех Глембоцкий, королевский секретарь. Сохранились два акта, составленные при этом комиссарами и выданные ими "сынам боярским" Рубцам и Борозднам (Обозр. Рум. Оп., ...41).

Из этих актов видно, что кроме документальных доказательств о принадлежности недвижимых имений, комиссары опрашивали еще и местных старожилов о границах и затем уже утверждали за владельцами показанные в актах имения. На основании комиссарских "листов", владельцы получали на свои имения королевские грамоты (Обозр. Рум. Оп....744)...

Кроме лиц "духовного стану и сынов боярских", наделена была землей и та часть сельского населения, которая определена была для "замковой прислуги" под именем "казацких корогв". Каждый такой казак, служивший на своем коне, получал "на каждый конь" усадебной земли – "меры мернической впрек шнур един", а полевой – по четыре "уволоки"; на "пол-коня" давался половинный надел (Обозр. Рум. Оп...613)....
[/q]


Остальная земля была роздана полякам....
...Наиболее крупными владельцами из поляков в округах стародубском и новгородсеверском явились – Николай Абрамович и Александр Пясочинский: первому принадлежал Мглин и окружавшие его села, а второму – Погар, Новгородсеверск и возобновленный им Глухов, с окольными селами, из которых значительную часть возобновил и вновь поселил сам Пясочинский при помощи своего управителя северскими имениями Мацея Стахорского (Prava etc., IV, 132....Krol. Polsk. y W. X. Litewsk., III)

Акты Виленской археографической комиссии
Издательство: Тип. А.К. Киркора
Место издания: Вильна
Год издания: 1865-1915

КНИГИ


[ Изображение на стороннем сайте: 090e3542f8_2117863_29452994.gif ]


Источник - Ал. Лазаревский "Описание старой Малороссии" (Стародубский полк)....стр. 26

....Еще смелее сделались поляки после Зборовского договора. В январе 1650 г. король объявил особой грамотой, что за утверждением сеймом условий Зборовского мира, реестровые казаки должны оставаться при своих правах и преимуществах, а все вообще крестьяне должны пребывать по-прежнему в крестьянстве (w zwyklym swoim poddanstwie) - (Памятн. Киевск. Комис., II, iij 5).

На основании этой грамоты, поляки стали возвращаться в свои маетности и требовать от крестьян прежнего послушания. Приводим здесь интересный документ, показывающий, при каких условиях восстановлялись прежние отношения к крестьянам одного из крупнейших державцев Северской земли, Николая Абрамовича.

"Вам, мещанам мглинским и дроковским, войтам, атаманам и всем мужам (muzom) обеих волостей этих городов с пожеланием вам при добром здоровьи, благословения гос-подня и мирного жития, сим объявляю: вручены мне листы ваши, как от городов, так и от обеих волостей, из коих усматриваю, что вы опомнясь от прежних своих преступлений и возмущения, вновь обращаетесь к надлежащему подданству мне, господину своему и оными (письмами) чрез своих посланных предаетесь. В чем поступаете истинно в угоду Богу, ибо он в предвечном своем божественном установлении, возложил на вас такое со-стояние, что быть вам подданными, а не панами. И от начала мира предки ваши в сем со-стоянии умирали и таковому божьему определению, как люди богобоязненные, не вос-противлялись и на господ своих руки никогда не подымали, за что без всякого сомнения, наслаждаются на небесах лицезрением Творца своего. Вы же впав в такой грех и воспро-тивясь Господу своему тем, что не оставались в своем подданском состоянии, умоляйте прежде всего Бога Творца своего, коему столь яростно воспротивились! – а ежели будете о том душевно скорбеть и твердо вознамеритесь более в такой грех не впадать, милосерд-ный Бог сие вам простит. Что же касается меня и оскорбления вами господского моего достоинства, то памятую я о том, что и сам непрестанно почти по всяк час Бога моего ос-корбляю, а ожидаю однако от великого его милосердия отпущения моих грехов; памятую и о ежедневной молитве, в коей говорим все мы: остави нам долги наша яко же и мы ос-тавляем должником нашим; а отсюда следует, что если бы кто не пожелал простить ос-корбителю своему, тому не восхочет оставить и Бог вины его пред собою. Посему, как христианин, прощаю вам все то, в чем провинились вы в нынешние смутные времена про-тив всей отчизны и против меня господина своего. И прощаю вам так: все прегрешения ваши ввергаю в реку Ипуть и пускаю за водою в море; и как невозможно обратить вспять сию текущую реку, так и я вспоминать ваших преступлений и карать кого-либо за них не желаю и до самой смерти желать не буду; и хочу жить с вами как отец с сынами своими, лишь бы и вы также жили со мной как должно жить добродетельным сыновьям с отцом, оказывая мне надлежащее подданство и повиновение. Приношение (Poklon) ваше, хотя я и ожидал, что поклонитесь чем-нибудь лучшим, принимаю в виду нынешнего голодного времени, надеясь, что когда даст вам Бог поправиться после нынешних замешательств (po tych klotniach) в имуществе вашем, тогда не откажитесь мне за это вознаградить. Что каса-ется облегчений в податях, то я распорядился не взыскивать того что следует мне лично, т.е. чиншей, дякол, медов, до самой осени, хотя и сам я нуждаюсь, потерпевши так много разорений в моих маетностях. Воинской же стации отставить вам не могу, ибо это надлежит не мне, а на продовольствие солдатам (zoldakom), посему как невозможно солдатам жить без хлеба, так невозможно и мне отпустить вам их стацию; однако и в этом велел я сделать вам облегчение: весь повет давал, согласно гетманскому постановлению, по один-надцати злотых с дыма; с вас же велел я взять только по пяти злотых, которые выдайте сейчас же непременно, ради самих себя, ибо лучше если это выберет подстароста, чем если бы по приходе войск стали выбирать сами жолнеры, что было бы для вас более убы-точно. Что касается меня, прошу лишь о том, чтобы вы для меня засеяли на зиму жито, согласно указанию моему, данному подстаросте, который вам расскажет все в подробности. Ничего тягостного от вас не требую и уверен, что вы к сему преклонитесь и все это сделаете; а я буду в том иметь доказательство, что вы искренно и самым делом, а не сло-вами, возвращаетесь к подданству и преданности мне, господину своему. С тем предаю вас Господу Богу, в его святое попечение, а он сам да приведет вас к истинному покаянию и да внушит сердцам вашим желание, чтобы вы жили в таком состоянии, в каком искони хотел вас иметь Бог и чтобы вы воздавали божие Богу, а панское – пану.

В Дубниках 22 июня, 1650 г.
Николай Абрамович на Ворнянах, воевода троцкий"


**Перевод с копии нач. XVIII в., найденной в сулимовском архиве (с. Сулимовка, Переясл. уезда, Полт. губ.) в связке бумаг о почепском деле Меншикова. Желая присоединить Мглин к Почепу, Меншиков видно разыскивал документы о том – к Стародубу или к Почепу принадлежал Мглин во время польского владения. При этом, вероятно, найден был и приведенный акт. Дубники, где был написан акт, – теперь местечко Виленского уезда, равно как и Ворняны, родовое имение Абрамовичей. Starozytna Polska, III, 209–211.
file.php?a=preview&fid=358445&key=562237819

И вот тут уместно вспомнить о новом найденном документе - "Инвентарь Мглина 1650 г."
Смотрите сообщение

[q]
АБРАМОВИЧ Николай, воевода троцкий.....
Источник - Ал. Лазаревский "Описание старой Малороссии" http://www.runivers.ru/lib/book9877/484191/
стр. 22, 26, 196, 205, 208, 210, 370, 384, 387, 388, 392, 394 - 396, 405, 433, 455
[/q]

_________
Читаем текст книги Мехедова -

Прикрепленный файл: P_20180217_095947.jpg
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12291
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 32761
[q]
...теперь местечко Виленского уезда, равно как и Ворняны, родовое имение Абрамовичей. Starozytna Polska, III, 209–211.
[/q]

http://www.wbc.poznan.pl/publication/81622 или
КНИГА
Starożytna Polska pod względem historycznym, jeograficznym i statystycznym. T.3



Прикрепленный файл: Том3.jpg
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4  5 6 7 8 9 ... 23 24 25 26 27 28 Вперед →
Модераторы: Tasha56, Tomilina
Вверх ⇈