ВГД требуется ведущий (админ)   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
i.gif Если Вы хотите открыть для своего исследования тему в моем Дневнике по отдельному населенному месту
Суражского или Стародубского уездов (совр. Брянская обл.) ... пишите мне на почту форума...
При этом, пожалуйста, обратите внимание на список
Уже открытых тем по населенным местам - Смотрите список >>>

0_106147_fbca21ef_L.png
Посмотрите свои фамилии в темах -
Список жителей по работе Ирины Буштак >>>
Жители Стародубского полка (по работе Екатерины Чеплянской) >>>
Жители региона по выпискам из архивных дел https://forum.vgd.ru/792/122294/
434248896.gif?1542195993
Список участников форума, работающих по своему родословию (Суражский, Стародубский и др. уезды) Сообщение >>>
АЛГОРИТМ поиска по Черниговской губернии https://forum.vgd.ru/792/137577/
Раздел по ГАБО https://forum.vgd.ru/490/
Раздел по ГАЧО https://forum.vgd.ru/1063/
Раздел по ЦГИАК https://forum.vgd.ru/540/
Раздел по Стародубскому полку https://forum.vgd.ru/285/
"Авось-ка" (выписки из источников, отработанный архивный материал) https://forum.vgd.ru/792/88616/
"Выборка" (Материал раздела, охватывающий источники по Стародубскому полку) https://forum.vgd.ru/792/136748/
ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ из Черниговской губернии https://forum.vgd.ru/792/108767/
РАБОЧАЯ страница по расшифровке архивных документов >>>>

Для "спасибо" и "благодарю" на форуме предусмотрены опции
1. Лайк за сообщение
2. Рейтинг +/-
3. Отзыв


Модератор Дневника - Tasha56

Переселенцы из Черниговской губернии Суражского уезда

ДИАЛОГОВАЯ тема (вопросы/ответы)
▶ Дневник Tasha56

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2  3 4 5 6 7 ... 39 40 41 42 43 44 Вперед →
Модераторы: Tasha56, Tomilina
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 12291
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 32753
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Лайк (2)
Палівач

Сообщений: 599
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 349
"В Кажанах на семью приходилось земли в десять раз меньше, и состояла она сплошь из болот"

Да, там в междуречье Беседи и Ипути огромная низина, которая иногда напоминает болота. Едешь из Красной Горы в Гордеевку и думаешь, как они тут жили и живут на этом болоте.
pwd70
Новичок

Сообщений: 21
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 19
Здравствуйте уважаемые форумчане. Может кто знает, что за развалины строений в лесу на кургане за кладбищем в районе Березовки?
Родственники рассказывали, что это было панское имение. Но я на старых картах не обнаружил ничего похожего на строения или хутор в этом месте. На одной карте есть указание на хутор Ханенков. Но это вроде не совсем там. Само имение Ханенко было, как я понял, в Ивановке или рядом.
Раньше на этом месте, "Кургане", так называли его местные жители, собиралась молодежь на гулянья. Сейчас что-то ищут чёрные копатели - нарыли ямок.
Уточняю место, которое меня нитересует - Брянская область, Красногорский район в районе кладбища деревень Рубаны-Березовка-Ямище. Так все-таки чьё это может быть имение, или может быть это совсем что-то другое?



Комментарий модератора:
pwd70
[q]
что за развалины строений в лесу на кургане за кладбищем в районе Березовки?
[/q]

[q]
Родственники рассказывали, что это было панское имение....в районе кладбища деревень Рубаны-Березовка-Ямище.
[/q]

Пока не разобралась о каком месте идет речь. Вы сможете обозначить его на фрагменте карты?

. Кургановка
• Березовка
• Михалевка
Николаевка
• Новоалександровка
• Новомихайловка
• Рубаны
• Ямище

по АТД входят в Кургановское сельское поселение. Ханенкам принадлежали владения в Николаевке, Кургановке, Ивановке (Кременчуковке), Лотаках... В Кургановке у них было винокуренное производство.

Приморский
Новичок

Приморский край, г.Находка
Сообщений: 19
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 14
Сообщение о прибытии парохода с первой партией переселенцев морем в Южно-Уссурийский край.
Газета "Владивосток" №1 от 17 апреля 1883 года

Прикрепленный файл: 279.jpg
Приморский
Новичок

Приморский край, г.Находка
Сообщений: 19
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 14
Tania_B, ixes

Рад, что форумчане заметили эту крупинку, несмотря на то, что это мой первый пост на этом сайте. Предлагаю вниманию еще одно сообщение из той же газеты. Кстати, этот самый первый номер самой первой газеты города Владивостока удачно вышел из типографии аккурат к приходу самого первого рейса с самой первой партией переселенцев морского периода переселения в Южно-Уссурийский край.



Газета «Владивосток» №1 от 17 апреля 1883 года
Раздел «Городская хроника»

« Плавание парохода «Россия»

Пароход Общества Добр. Флота «Россия» стал на якорь на Владивостокском рейде 13 Апреля в 12ч. Дня, выйдя из Одессы 4 Марта с переселенцами – 794 человека.
Весь переход, не смотря на четырехсуточную задержку в Суэцком канале,был совершон в 40 суток. По отзывам служащих на пароходе, плавание было совершенно спокойно. К сожалению, между переселенцами обнаружились случаи болезни. По выходе из Порт-Саида, оказались 2-3 чел. заболевших обыкновенной оспой; вследствие чего командир испросил телеграммой распоряжение возвратиться в Суэц, и следовать дальше. При входе в Суэц оказалось больных уже 11, которых сдали агенту добр. фл., на попечение русскаго консула. Пришлось также оставить там-же и семейства заболевших: жен, отцов, детей и пр., которых не удобно было разлучать. Таким образом оставлено в Суэце 51 человек переселенцев, крайне неохотно оставлявших пароход. По высадке больных и их семейств переход до Адена был вполне благополучен и заболеваний не было, на восьмидневном же переходе в Коломбо заболело оспой еще 4 чел., из них умерло 2. Остальные больные были признаны карантинным врачем в Коломбо за больных «ветряной оспой», и судно, по этому, не было подвергнуто карантину. Простояв сутки и нагрузившись углем «Россия» снялась и направилась в Сингапур. По приходе туда, больных уже оказалось 6 чел., из них умер еще один. Местный врач отнесся более серьезно к этой болезни, по этому никто с судна не имел сообщения с берегом. Нагрузившись углем, через сутки, «Россия» вышел в Нагасаки.

По пути в Нагасаки для большего удобства больных, из лазарета они были переведены в кают-комп.2 класса, а пассажиры 2 класса – в 1-й. На четвертые сутки еще умерли двое оспенных; остальные же выздоровели и, подходя к Нагасаки больных уже небыло. Всего умерло от оспы 4, один мертворожденный и 11 (почти все малолетние) от различных болезней. По приходе во Владивосток, умер, уже при пересадке на баржу, еще один 106-ти летний старик – (выделено мной – Приморский) глава многочисленного семейства. Прибывшие переселенцы – все черниговской губ. Сосницкого уезда, преимущественно синявской и александровской волостей. При них – их семейства. В пути все неохотно ели скоромную пищу, а в Нагасаки, перед страстной неделей категорически отказались и требовали постной пищи. В Японии явилась возможность удовлетворить их требования. Пища, как нам передавали некоторые из переселенцев, была хорошая, и даже полагалась водка, но вместо нея они брали деньги; детям отпускалась манная каша и белый хлеб
На другой день уже все переселенцы были временно помещены в бараках, что за портом, по дороге к пороховым погребам.»



Можно себе только умозрительно представлять, что приходилось испытывать «людишкам» в трюмах парохода в тропическую жару, по сути без вентиляции, в течении 40-50 суток кряду. Со временем выложу выдержки из отчета судового врача об условиях перехода на другом пароходе. Поразительное свидетельство очевидца и участника событий.
На снимке п\х" Россия"


Комментарий модератора:
Приморский
Спасибо за прикрепленный материал. Читая такие материалы, более подробно представляешь те события и трудности, которые переживали и с которыми пришлось столкнуться нашим пращурам.
Добро пожаловать в тему!


Прикрепленный файл: пх Россия.jpg
Приморский
Новичок

Приморский край, г.Находка
Сообщений: 19
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 14
Предлагаю вниманию обещанный доклад доктора, сопровождавшего партию переселенцев. Рейс продолжался с 28 июня по 9 августа 1889 года. Справедливости ради
стоит уточнить, что пароход «Кантон» привлекался для перевозки такого большого количества людей только один раз, в качестве зафрахтованного у иных судовладельцев.
Основную же нагрузку несли суда «Добровольного флота» Россия, Москва(вторая), Петербург (его иногда ошибочно именуют «Санкт-Петербург»), Кострома, Нижний Новгород, Ярославль и суда Российского общества пароходства и торговли (РОПИТ) – Царь и Царица, а к середине 90-тых годов и другие "добровольцы" - так тогда называли суда Общества добровольного флота. Может быть на этих судах и лучше было налажено дело...Но я очень сомневаюсь,что условия перехода на этих судах могли кардинально отличаться от описанных ниже.(Вспомните слова известной песни "На палубу вышел, сознанья уж нет, В глазах его все помутилось..." - Это о плавании в Красном море в 19 веке.)


Санитарные условия переселенцев во время морского перехода на пароходе «Кантон»
в 1889 г. из Одессы во Владивосток

Из доклада д-ра А.В. Елисеева
Партия переселенцев в Уссурийский край, с которой я отправился во Владивосток, состояла из 1100 человека, из них до 400 детей. Пребывание в Одессе действовало на них гибельно: они томились, жили на хлебе и огурцах и расстраивали свое здоровье. К концу нашего 3-недельного пребывания в Одессе около 100 детей и взрослых страдало хроническими поносами. Большинство переселенцев было с юга России, страшно запущено, не имело понятия о бане.
Я хотел оставить в Одессе тех, которых рассчитывал видеть вскоре умершими. Мне отвечали: «Везите всех, как можно разрознять жен и детей!». Удалось устроить только повальное мытье. Хохлы боялись бани, и большинство детей село на пароход с головками, покрытыми грязью.
Мы вышли из Одессы при температуре +27,5 град., и чем дальше шли на юг, тем климатические условия ухудшались, в Порт-Саиде было +31,2град. Температура никогда не падала ниже +32,5 град. Наш пароход не был приспособлен к перевозке такого количества пассажиров. На нем, говорят, перевозили по 1700 итальянских эмигрантов, но, судя по кухонным средствам, это преувеличено. Весь пароход был сверху застроен каютами. Они мешали вентиляции, не давали свободного пространства. На палубе помещалось нe более 200 человек, остальные 900 были обречены на пребывание в трюме, где на долю каждого человека приходилось до 0,20 куб. сажени (около 2 кубометров) воздуха. Один трюм был расположен довольно высоко над уровнем воды, и здесь могли отворять окошки (иллюминаторы). Но в другом, нижнем трюме окошки были сделаны так низко над поверхностью моря, что были закрыты чугунными покрышками, так как вода могла пробить стекла.
Таким образом, 900 переселенцев находились в абсолютном мраке, а полотняные вентиляционные трубы давали слишком мало свежего воздуха. Те ребятишки, которые могли, сами подползали к этим трубам. Маленьких подкладывали матери. Когда я спускался в трюмы, у меня кружилась голова и становилось дурно. Ходил я сам буквально в одном белье, весь мокрый, спал под простыней на палубе.
После того , как мы вышли из Красного моря в Индийский океан, началась сильная качка, трюмы превратились в клоаку, так как никто не поднимался наверх отправлять надобности, никто не хотел принимать пищу. Все это смешивалось с рвотами и отбросами.
На палубе было не лучше. Отхожие места располагались в передней части парохода, постоянный ветерок выдувал из всех щелей судна клубы миазмов. С каждым днем условия становились хуже, пароход все больше загрязнялся. Не могло быть и речи не только о дезинфекции, но даже о мытье людей, так как воды не хватало. Воду в +34 град. ввиду экономии пили из сосок, приделанным к кранам.. Надо сказать, что только перед Владивостоком мы встретили +20град.
Понятно, мы с фельдшером заботились, как могли о переселенцах. Пища по возможности была хорошая, постоянно забивался бык или две козы, или два барана. Но эта еда была слишком жирна, мужики не привыкли к ней и страдали от поносов. Кроме того, сказывались безделье, скука, постоянная болтанка.. По крайней мере 500 переселенцев из 1100 болело. Большинство матерей пришло в такое состояние, что не было способно кормить детей, которые через 22 дня превратились в щепки. Таких приходилось кормить искусственно манной кашей. Купили в Сингапуре для детей сгущенное молоко - поносы стали еще хуже. Родители лечить детей не захотели, говорили, что это «Божья воля».
Не хотели лечиться и взрослые. Лежал как-то 24-летний переселенец в кори. Только он начал выздоравливать, как тут же вечером ушел в трюм. Через 3 дня в этом же трюме 6 детей заболело корью. Я положил их в лазарет, а матери унесли их обратно в трюм. И я ничего не мог поделать.
Лазарет на пароходе был прекрасный, на 50 человек, но помещался внизу, где было сыро, темно. Была аптечка и ванна. Взять в лазарет одного ребенка нельзя, надо обязательно с матерью. А у матери 5-6 детей. Да еще приходит муж, который кормит семью, и всегда толкалась в лазарете масса народу. Из заболевших корью 56 детей умерло 7.
Смертность от жары увеличивалась, психика у людей падала. Большинство ударов от жары были тепловые, и получали их в душных трюмах. Ежедневно оттуда выносили по 8 — 10 человек в полном обмороке. От тепловых и солнечных ударов хорошо помог бы лед, но наши ледоделательные машинки не могли его делать из чуть ли не горячей тропической воды, только охлаждали ее. Наши мужички хорошо переносили жару на палубе - кто в шубах, кто в бараньей шапке.
Устроили мы наверху душ, но вода, проходившая через железные трубы, обжигала купающихся. Мыться морской водой заставить не смогли - переселенцы были убеждены, что от нее опаршивеешь. Пресной воды паровая машина давала ничтожное количество. И это была единственная жидкость, которая казалась переселенцам достойной для мытья и стирки белья.
Дети 4-8 лет переносили качку хорошо, но обжигались горячей пищей. Иногда ожоги получали случайным путем. Так, к примеру, одному ребенку стало интересно, как из крана идет пар. Если больных от духоты и жары замечали вовремя, то удавалось отхаживать. К сожалению, большинство случаев приходилось на ночи и на детей, когда матери задавливали младенцев во сне, и, общем, 5-8 покойником наутро выносили из трюмов, когда же вовремя принимали меры, то, обыкновенно, возвращали тех же детей к жизни.
. А в общем, если бы на пароход забралась любая инфекция, мы бы все перемерли

Цитируется по книге известного приморского писателя Евгения Суворова "Уйти и ...не вернуться".
Евгений Алексеевич Суворов - автор нескольких книг о природе и истории освоения Приморского края (самая известная - "Заповедное Приморье", выдержавшая три издания, готовится четвертое).И, если угодно -http://terra-rezervata.ru/ - его интернет-журнал.
Лайк (1)
Приморский
Новичок

Приморский край, г.Находка
Сообщений: 19
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 14
Tasha56

Для быстрого, но краткого ответа на Ваш вопрос сошлюсь на выдержку из книги «Приморский край: Краткий энциклопедический справочник.» Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 1997г.596 стр. под ред.проф.Э.В.Ермаковой (гл.редактор),

стр.354

ПЕРЕСЕЛЕНИЕ В ПРИМОРЬЕ (1861—1917). Первыми европейскими колонистами этих мест были солдаты, матросы и казаки. По данным 1869 в 28 казачьих станицах и поселках, расположенных на р. Уссури, в 761 дворе проживало 5310 чел.
Развитие капитализма в России откр. масс. переселение в Сибирь и на Д. Восток. 26 марта 1861 Амурская и Приморская обл. объявляются правительством открытыми для заселения «крестьянами, не имеющими земли, и предприимчивыми людьми всех сословий, желающими переселиться за свой счет». Вошли в силу «Правила для поселения русских и иностранцев в Амурской и Приморской областях Восточной Сибири», предоставляющие им некоторые льготы.
Переселенческое движение в Приморье прошло три этапа: 1861-81, 1882— 1900 и 1901-17 гг. На 1-м этапе в основном было сухопутное переселение в При¬морье крестьян Астраханской, Воронеж¬ской, Вятской, Иркутской, Калужской, Тамбовской, Пермской, Тобольской и др. губ. На 2-м этапе - переселение крестьян в Южно-Уссурийский край морским путем на судах Добровольного флота из Одессы во Вл-к за 40— 50 суток. Переселялись они как на казенный, так и на свой счет. С 1883 по 1901 в Южно-Уссурийский край морем было перевезено 55 208 чел., в т. ч. 7029 (12,7%) казеннокоштных. Крестьяне, прибывшие сюда сухим путем, сост. 10 965 чел. В 80-90-е гг. 19 в. в Приморье прибывали крестьяне украинских губ.
22 июня 1900 правительством утверждены новые «Временные правила для образования переселенческих участков в Амурской и Приморской областях». По этим правилам с 1 янв. 1901 вместо 100-десятинного семейного надела переселенцы получали на каждую душу муж. пола не свыше 15 десятин удобной земли. Тем самым была проведена грань между «старожилами-стодесятинниками» и переселенцами-«новоселами».
На 3-ем этапе переселение крестьян в Приморье осуществлялось по Транссибирской магистрали в течение 14—18 су¬ток. Всего прибыло 198 953 чел. С 1861 по 1917 в Приморье прибыло 268 820 крестьян и казаков, которыми было основано 503 села и 16 поселков.
В 1917 площадь Приморской обл. сост. 34 759 218 дес. В отводах Уссурийского казачьего войска находилось 9 142 000 дес, в т. ч. в фактическом пользовании казаков — 1 075 829 дес, старожилов — 1 374 408, новоселов — 1 477 910, корейцев — 20 279, в частных владениях — 20 000, у церквей и монастырей — 20 262 и у казны и Кабинета — 8 311 736 дес. земли. Октябрьская социалистич. революция 1917 приостановила переселение в Приморье

Для косвенного подтверждения того, что морской этап переселения закончился в 1901 году, приведу сводную таблицу из книги начальника Дальневосточного пароходства (1969-77гг), кандидата исторических наук В.П.Бянкина «В дальневосточных морях. Очерки.» Владивосток, Дальневосточное книжное издательство, 1981 г. 240 стр.,илл.

Стр.231
.


Приложение №4

КОЛИЧЕСТВО

переселенцев, перевезенных судами Добровольного флота
из Одессы во Владивосток с 1883 по 1901 год

1883 год — 1651 человек
1884 год — 1550 »
1885 год — 2052 »
1886 год — 2239 »
1887 год — 1190 »
1888 год — 1000 »
1889 год — 1642 »
1890 год — 1251 »
1891 год — 1582 »
1892 год — 2937 »
1893 год — 2683 »
1894 год — 4254 »
1895 год — 3352 »
1896 год — 3008 »
1897 год — 3571 »
1898 год — 4556 »
1899 год — 7451 »
1900 год — 4804 »
1901 год — 6576 »
ВСЕГО — 57 349 человек

Примечание: сведения взяты из «Статистических данных о
перевозках грузов и пассажиров на судах Добровольного флота g
1879 по 1903 год». Спб., 1904, с. 5.

Вот еще одна ссылка по этому вопросу http://www.fegi.ru/primorye/history/nachalo.htm, но, уверен, что Вам она известна.


Комментарий модератора:
Приморский
[q]
Для косвенного подтверждения того, что морской этап переселения закончился в 1901 году, приведу сводную таблицу из книги начальника Дальневосточного пароходства (1969-77гг), кандидата исторических наук В.П.Бянкина «В дальневосточных морях. Очерки.» Владивосток, Дальневосточное книжное издательство, 1981 г. 240 стр.,илл.
[/q]

В своей монографии В.М.Кабузан указывает 1902 год, сужу по фрагменту из печатного издания (спасибо Хохлову В.П.)


[
Изображение на стороннем сайте: 899bb27888ca.jpg ]


КОЛИЧЕСТВО СЕМЕЙ-ОСНОВАТЕЛЕЙ КРЕСТЬЯНСКИХ СЕЛЕНИЙ В ПРИМОРСКОЙ ОБЛАСТИ (80-Е ГГ. XIX В.)

Название селения\ Год основания \ Количество семей - основателей
________
Барабаш-Левада 1884 15
Смячи 1886 3
Новоселище 1884 18
Девица 1886 16
Поповка 1885 1
Григорьевка 1883 27
Новожастково 1885 39
Вознесенка 1885 23
Павловка 1883 20
Спасское 1884 40
Воскресенка 1886 11
Прохоровка 1887 13
Алтыновка 1889 5
Дмитровка 1887 20
Черниговка 1886 29
Халкедон 1889 45
Монастырище 1887 3
Воздвиженка 1883 30
Струговка 1884 15
Борисовка 1883 27
Глуховка 1885 2
Раковка 1883 28
Городечня 1883 8
Нежино 1885 7
Гордеевка 1884 13
Варваровка 1884 20
Ширяевка 1884 13
Ивановка 1883 26
Николаевка 1883 43
Даниловка 1885 12
Кремово 1885 21
Ляличи 1885 27
Попова Гора 1883 9
Новохотуничи 1886 12
Многоудобное 1884 15
Майхинское 1883 43
Речица 1884 6
Романовка 1884 11
Петровка 1884 17
Фроловка 1885 26
Новицкое 1884 18
Перетино 1884 39
Унаши 1884 31
Голубовка 1884 27
Екатериновка 1886 6
Новолитовское 1889 12



УДК 947.081 (571.63)
ПОЛИТИКА ВОДВОРЕНИЯ РУССКОГО КРЕСТЬЯНСТВА В
ПРИМОРСКОЙ ОБЛАСТИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В
Барбенко Я. А.,– аспирант
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

Приморский
Новичок

Приморский край, г.Находка
Сообщений: 19
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 14
Tasha56

На мой взгляд, сведения от Бянкина и Кабузана не противоречат друг другу. В обеих работах указаны сведения о переселении с1883 по 1901годы. Я это понимаю так, что в 1901 году еще были рейсы по морю с переселенцами, а в 1902 году таких рейсов уже не было. Хотя пассажирское сообщение-то Дальнего Востока с Европейской Россией продолжалось и позже, не говоря уже о грузовом - коммерческом.
Более точное заключение о моменте окончания морских перевозок переселенцев могли бы дать сводные статистические данные о пассажироперевозках в первые 5-10 лет 20-го века на судах Добровольного флота.(Правда, использовались суда и других судовладельцев, напр. РОПИТ и единичные рейсы зафрахтованных судов)
А скорее всего - за 1902,1903,1904 годы. Дальше - война с Японией, а еще позже - устойчивое ж-д. сообщение, которое , понятно, было дешевле и быстрее. И морские перевозки большого количества людей стали явно не выгодны, в первую очередь самим переселенцам. "Я так думаю"

[q]
Примечание: сведения взяты из «Статистических данных о
перевозках грузов и пассажиров на судах Добровольного флота g
1879 по 1903 год». Спб., 1904, с. 5.
[/q]

В приведенной Бянкиным ссылке как раз и захватывается период по1903 год, а это значит, что в 1902 и 1903 годах суда Добровольного флота переселенцев не перевозили, в то время как за 1901 год указано количество - 6576 чел.


Комментарий модератора:
Приморский
[q]
На мой взгляд, сведения от Бянкина и Кабузана не противоречат друг другу.
[/q]

Бесспорно. Ваш пост лишний раз подтвердил ошибочную версию одной статьи. Речь идет об истории образования населенного места Цветковка Чугуевского района Приморского края http://tsvetkovka.narod.ru/
[q]
И уже в начале 1907 года из Одессы отправился пароход с переселенцами. В далекий, неведомый, совсем чужой край они везли все: предметы домашнего обихода, лошадей с телегами, зерно…
Через три месяца пароход бросил якорь в бухте Ольга. Отсюда на подводах добрались до Спасска.
[/q]

http://tsvetkovka.narod.ru/23-..._hleb.html

Приморский
Новичок

Приморский край, г.Находка
Сообщений: 19
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 14
Tasha56

Что касается http://tsvetkovka.narod.ru/ , то материал о Цветковке взят из http://old.pgpb.ru/cd/terra/chug/chug05.htm ,проект которого под названием "Территория: Приморский край" грешит некоторыми неточностями, а статья о Цветковке - из районной газеты за 1982 год, где автор "заставил" ходоков три года скитаться в поисках земли обетованной, хотя к этому времени (1902год) по ж.д. можно было добраться за месяц-другой. Лошадей с телегами тоже по морю не везли, ну и т.п.Камни для гнета - было дело, волокли через океаны, этому можно верить. Понятно, что работники Публичной библиотеки г.Владивостока преследовали благородные цели при формировании этого проекта и брали за основу уже готовые публикации исследователей или краеведов-патриотов своей территории, но тем не менее следует осторожно относиться к подобной информации, т.к. раз допущенная неточность тиражируется и покрывается ореолом правдивого источника.
Позволю еще себе подправить предыдущее сообщение:
[q]
КОЛИЧЕСТВО СЕМЕЙ-ОСНОВАТЕЛЕЙ КРЕСТЬЯНСКИХ СЕЛЕНИЙ В ПРИМОРСКОЙ ОБЛАСТИ (80-Е ГГ. XIX В.)

Название селения\ Год основания \ Количество семей - основателей
________
Барабаш-Левада 1884 15
Смячи 1886 3
[/q]

Правильно - Смяличи


Комментарий модератора:
Приморский
[q]
Что касается http://tsvetkovka.narod.ru/" rel="nofollow" target=_blank> http://tsvetkovka.narod.ru/, то материал о Цветковке взят из http://old.pgpb.ru/cd/terra/chug/chug05.htm,проект которого под названием "Территория...
[/q]

Внесу небольшое уточнение. Автор статьи - Сергей Вяткин (его фотографии прикреплены в моем дневнике, в теме по Цветковке), журналист, житель этого населенного места. Мне довелось с ним познакомиться и с его родственниками: Галиной Николаевной Вяткиной, внучкой Якова Харитоновича Кислого, одного из первых переселенцев и потомком Кислых - автором сайта "Цветковка". Галина Николаевна очень увлеченный и интересный человек, много лет составляет родословное древо. Мне было интересно узнать от нее о представителях фамилии Леоненко, переселившихся из Черниговской губернии, потомки которых до сих пор проживают в Цветковке.
Из общения с Сергеем Вяткиным поняла, что до архивных материалов во время написания статьи (1982 год) было очень трудно добраться. Теперь мы вместе (по возможности) пытаемся изменить неточности в истории образования населенного места, опираясь на архивные материалы и печатные издания тех лет.


[q]
Правильно - Смяличи
[/q]

Фрагмент взят из опубликованной работы автора, поэтому лучше выделю (как модератор темы) Ваше уточнение по названию, сама текст статьи исправлять не буду. Думаю, что так будет лучше.

Приморский
Новичок

Приморский край, г.Находка
Сообщений: 19
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 14
Tasha56

[q]
Что касается http://tsvetkovka.narod.ru/ , то материал о Цветковке взят из http://old.pgpb.ru/cd/terra/chug/chug05.htm
[/q]

[q]
Внесу небольшое уточнение. Автор статьи - Сергей Вяткин
[/q]
и т.д.
По всей видимости, я выбрал неподходящий тон своего сообщения (излишне критический), и поэтому Вам пришлось "внести небольшое уточнение". Признаю некоторую вольность в своих суждениях.
Конечно, публикации в периодической печати времен "позднего застоя" и так-то подвергались достаточной идеологической цензуре, а доступ к архивным данным тем более был строго ограничен. Поэтому доброго слова заслуживает журналист Сергей Вяткин и его единомышленники за то, что сохраняли свидетельства давно минувших дней и продолжают это общеполезное дело до сих пор.
Всемерно приветствую любую деятельность, направленную на укрепление нашего национального самосознания, и в том числе - исследования в области родоведения и краеведения.
Именно поэтому уже лет десять-пятнадцать, как двигаюсь в этом направлении с переменным успехом.
Последние год-два путешествую по темам сайта ВГД и конца-края здесь не вижу, такой огромный объем информации. А пройти мимо Вашего дневника было бы странно и недопустимо.
Дело в том, что мои предки по линии отца прибыли в долину реки Сучан в 1884-85 годах по морю, именно вот с этой первой волной переселения из Черниговской губернии, а по линии мамы - из Полтавской губернии, через Сибирь, в связи со строительством чугунки, но несколько позже.
В связи с этим мне было достаточно легко составить свою родословную схему, правда, начиная только с 1885 года и привязываясь исключительно к территории от Байкала до Тихого океана. Местные метрические книги можно исследовать (в районном архиве) и они в наличии, за малым исключением. И потомки родственников-переселенцев, живущие здесь, в Приморье, как говорится - "в зоне доступа".
А вот Суражским уездом 19 века, т.е нынешней Брянской областью, откуда основное количество моих предков - еще не занимался, пока не знаю с чего начать. Пока мне этот путь представляется довольно сложным. В противоположность тем, кто живет в Европейской части - им сложнее собирать информацию о Дальнем Востоке или за Уралом.
Мои Прибыли на пароходе "Кострома" в 1884 году из с.Перетин - Дубоделова Ульяна, вдова, и четверо детей. Из Петровской Буды - Хмельницкий Петр Емельянович и Пелагея Ивановна с шестью детьми, Рослые - несколько семей (все - в числе первооснователей с.Перетино Ольгинского уезда Южно-Уссурийского края
В 1885 году на пароходе "Петербург" из Суражского уезда (точнее нет пока информации) прибыла семья : Макренок(впоследствии - Мокренок) Иван Иванович, Мария Павловна с тремя детьми и матерью Ивана - Феодосией.
От этих трех-четырех семей и растет мое дерево.
Поэтому все, что связано с периодом этого переселения и последующими событиями, условиями жизни, обстановкой в Южно-Уссурийском крае и вообще на Дальнем Востоке - мне крайне интересно, а кое-что я и сам раскопал-накопил. Как всегда, генеалогия переплетается с историей, краеведением и целым рядом смежных дисциплин, так что невозможно выделить "чистое" родоведение. Считаю, что для формирования общей картины событий иллюстрации и свидетельства современников и последующих исследователей будут интересны всем, кому близка тема. По мере возможности буду предлагать вниманию форумчан то, что есть в наличии ( правда без конкретных фамилий или архивных изысканий), с одобрения модератора, если Вы посчитаете, что это к месту (теме) будет.

Пароход "Кострома" (первая)

Прикрепленный файл: Пароход Кострома.jpg
Приморский
Новичок

Приморский край, г.Находка
Сообщений: 19
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 14
Газета «Владивосток» № 23 от 13 сентября 1883 года



Долина Сучана



У мыса Поворотного, в 60 милях от Владивостока, находится залив Америка, невольно обращающий на себя внимание экономистов, вследствие прилегающей к нему благодатной долины Сучана. На бухту эту давно обратило внимание удельное ведомство.
На западном берегу залива кроется, незаметная при входе, великолепная бухточка Находка, где в 1868 году основана была известная финляндская колония, и огромная площадь земли, вместе с колонией, поступили во владение этого ведомства. С большим основанием, от этой местности ожидали блестящих результатов, но вышло не совсем так. Чрез несколько лет, общество колонистов лопнуло, оставшись в долгу удельному ведомству 36 тыс. рубл., которые покойный Император всемилостивейше повелел списать со счетов и возврата не требовать. Вскоре после этого, колония с отведенной земли была продана морскому ведомству за полмиллиона руб., а колонисты разсеялись. Опустелая Находка почти вся пошла на дрова заходящим судам, а ценные вещи перевезены во Владивосток. Но эта первая неудача еще ровно ничего не доказывает. Она составляет или слепую случайность, или плод неумелого ведения дела; последнее вернее. Главной причиной падения колонии было отсутствие единодушия, чего совершенно достаточно, чтобы сгубить в корне всякое начинающееся предприятие. Прошли уже больше десятка лет, и вопрос о колонизации долины Сучана опять выходит на свет, благодаря существованию идеи переселения крестьян из России. Теперь время поговорить об этой местности по подробнее, чтобы указать на ее значение в переселенческом деле, и чтоб по мере возможности содействовать тому, чтоб эта богато одаренная земля не осталась мертвым капиталом, а давала бы плоды своим настоящим хозяевам, а не случайным хищникам.
Река Сучан, впадающая в северный угол залива Америка, хоть и не представляет особенно благоприятных данных для судоходства, все же дает жизнь обширной долине, и на некотором протяжении представляет возможность к плаванию. Бар ее очень извилист, и надо быть с ним знакомым, чтоб пройти его удачно. Судно, сидящее не более 4 фут, может, пройдя бар, подняться по реке на разстоянии 14 верст. Далее она разветвляется на два рукава и обращается в ручей на протяжении 100 верст. Ширина ея в мелких местах доходит до 300 сажен.(более 600 метров), а в глубоких наименьшая 50 саж. Глубина фарватера наибольшая 26 фут.(почти 8 метров), а найменьшая 6 фут(1,8 метра). Эти цыфры указывают, что суда, много более тех, которые плавают по Суйфуну (река, впадающая в Амурский залив близ Владивостока) могут ходить по ее нижнему течению, и, хоть не на большое протяжение, но все же приносить существенную пользу. Берега местами покрыты густою растительностью, что прямо указывает на плодородие почвы. Весенние разливы содействуют растительности, но мало еще пользоваться теми благами, какие представляет земля. По обоим берегам реки встречаются деревушки, но большею частью манзовския, в которых эти паразиты, выжимая из земли все, что можно, живут довольно зажиточно. Русских же деревень всего две; в них живут тоже очень хорошо, но за неимением рабочих рук, не производится и десятой доли того, что бы можно было извлечь из почвы. Приходится сеять на столько, на сколько можно успеть сжать, так как манзы к русским на работы не идут. Наши крестьяне и теперь едва поспевают собирать свои жатвы, и обрабатывают поля в безусловной зависимости от количества рабочих рук. Если выжить отсюда манз, дать им другие места, и поселить в десятки и даже сотни раз большее количество наших поселенцев, ни один из них не останется без дела, и огромный избыток хлеба послужил бы главным и наиболее ценным предметом вывоза, и обеспечением хорошей доли жителей всего Уссурийского края. Мы уже неоднократно указывали на то громадное значение, какое для нас имеет независимость от других стран по отношению к запасам хлеба, и каждый угол края, дающий возможность установить наше снабжение собственными средствами на твердых основаниях, составляет для нас важное подспорье, если к нему приложить надлежащий труд. Нынешние жители Сучанской долины, совместно с хлебопашеством содержат и скот, которого прокормление не представляет никаких затруднений. Само собой разумеется, что с увеличением числа деревень и поселенцев, увеличится и количество скота, который, кроме рабочей силы на поле, может дать и избыток на убой. При достаточном количестве людей для надзора, эта статья может на столько развиться, что мы наконец выйдем из полной зависимости от Кореи в деле снабжения мясом, даже сами могли бы вывозить его в Японию, которая сильно нуждается.
К сожалению в настоящее время надзор за скотом слишком слаб, и констатированы случаи падения от сибирской язвы; но, если в местах более благоустроенных и могут справиться с этим бичом хозяйства, то нельзя и требовать чтоб в такой еще глухой местности, как Сучан, без всякой ветеринарной помощи и без правильного взгляда на гигиенические условия жизни скота, могло бы и быть иначе. Во всяком случае возможность повальных болезней не может приниматься в расчет при изследовании условий для скотоводства, тем более, что от подобного несчастия не обезпечена ни одна страна. Следовательно, на обильное количество хлеба и скота можно разчитывать при достаточном количестве рабочих рук, но и в долине Сучана все тот же манзовский вопрос стоит на первой очереди. Лучшие места заняты именно ими конечно только по праву занятия и их надо выживать теми же мерами, как их выживали из Цемухе. Предоставить это дело времени, чтоб исключить возможность поголовных буйств, и перейти на легальную почву, в этом случае неблагоразумно; нужно, игнорируя всякие споры о правах на владение, принять крутыя меры, без которых наши поселенцы легко попадут в кабалу, и будут пользоваться местами сравнительно меньшей ценности. По слухам, так называемые ходоки уже были здесь, и имеется в виду в непродолжительном времени приняться за заселение долины нашими крестьянами, а потому дай Бог, чтобы от слова поскорей переходили к делу. Если мы будем выпускать из рук подобные места, как Сучан, то останемся при очень немногом. Все заботы должны быть направлены к тому, чтоб на первых порах занимать лучшие места, оставив сравнительно худшие будущему.
(Продолжение следует)
Лайк (1)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2  3 4 5 6 7 ... 39 40 41 42 43 44 Вперед →
Модераторы: Tasha56, Tomilina
Вверх ⇈