На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Если Вы хотите открыть для своего исследования тему в моем Дневнике по отдельному населенному месту Суражского или Стародубского уездов (совр. Брянская обл.) ... пишите мне на почту форума... При этом, пожалуйста, обратите внимание на список Уже открытых тем по населенным местам - Смотрите список >>>
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ Церковь Святой Троицы с. Попова ГораПерепост "Село Попова - Гора" - Записки_Черниговского_Губернского_Статистического_Комитета_Кн._2_Выпуск_5-6_1872 Перепост Сведения о количестве священнослужителей в вотчинах приписных монастырей и протопопии Киево-Печерской крепости Перепост Ревизія пущъ и переходовъ звериныхъ въ бывшемъ Великомъ княжестве Литовскомъ с присовокуплениемъ грамотъ и привилегий на входы въ пущи и на земли Перепост Снытко Владимир Александрович "Красногорье мое родное" - Перепост АТД (административно-территориальное деление Черниговской губернии и Брянщины) Перепост Красногорский район Брянской области Сообщение Поповагорская волость входит в состав Стародубского повета Смоленского воеводства Великого княжества Литовского (из статьи В.Васькова) Перепост Книга Большому Чертежу Перепост Церкви Суражского уезда (церковные приходы) Сообщение Сураж и Суражский уезд (церковные приходы) Перепост История школы в Красной Горе Перепост Иван Георгиевич (Егорович) Спасский (1826–1911) Перепост Имя Попогорского городничего – Феодосий.Перепост Хронология события в Поповой Горе Сообщение Право магдебургское Перепост Жители Поповой ГорыПерепост История лаврских земельных владений (по Ал. Лазаревскому) ПерепостСообщение Книга "Помним и молимся" Перепост Волости Суражского уезда Перепост Путро А. И. Левобережная Украина в составе Российского государства во второй половине XVIII века Перепост Фрагменты карты 1776 года. Перепост Лыщицкая волость Перепост Храм во Имя Святой Троицы пгт. Красная Гора Перепост О Поповой Горе Перепост Варкалабовская летопись Перепост Памятник погибшим в ВОВ в Красной горе Перепост Васьков В. О Болсунах (фрагмент) Перепост Об этимологии фамилий Красногорского района Брянской области Перепост Новоместская сотня Перепост Художественное наследие старообрядцев Стародубья и Ветки: проблемы сохранения, атрибуции и реставрации (вторая половина XIII – начало XX вв.) Перепост Снытко. История школы Перепост Фрагменты из книги Иерея Илии "Помним и молимся. Перепост .....СОЦИАЛЬНЫЙ РАЗРЕЗ ПРЕДПРИЯТИЯ (Владельцы, рудники, работники) Перепост Городок Попова Гора Перепост Села междуречья Сожа и Беседи в литовско-московских перемирных грамотах XVI - начала XVII в. Перепост Вязьмитин О.В. Красная Гора Перепост Церковнослужители Суражского у. Перепост БАЗИЛЕВИЧИ Перепост Соболь.. Ляхов Перепост Рудни Левобережной Украины (фрагмент) ПерепостСообщение Швецовы...Переплетовы Сообщение Баля Перепост ОБД "Мемориал" Перепост Карта 1710 г. Перепост Посконный/Посканный Сообщение Зименок...Точило Сообщение Цыба Перепост Фамилии жителей по работе Ирины Буштак Перепост Очерки истории Киево-Печерской лавры и заповедника Перепост Новгород-Северское наместничество. Попова Гора Перепост "Седая Брянская старина", автор Яков Соколов; Перепост Черновая страничка Отредактировать Микрофильмы Перепост Фрагмент из книги Васькова В. "О Поповогорской волости"Перепост ПЕРЕМИРНАЯ ГРАМОТА Перепост Русско-литовское пограничье Сообщение О годе образования Поповой ГорыСообщение ФАМИЛИЙ ЖИТЕЛЕЙ С. КРАСНАЯ ГОРА (по похозяйственным книгам 1944-1951 г.г.)Сообщение О церкви в Поповой ГореПерепост
ПО ДАТАМ 984 год Перепост 1387 - утвержденная официальная дата основания Поповой Горы (Красной горы) - Перепост 1503 год - Перемирная грамота ПерепостСообщение 2 1503 Перепост 1508 год - Перемирная грамота Перепост 1522 год - Перемирная грамота Перепост 1523 года - Попова Гора(Чырвоная Гара) проходит по документам как город. Сообщение 1526 г.ПОПОВА ГОРА обозначена городом Мстиславского повета в одной описи московско-литовских границ 1526 г.Перепост 1526 год Перемирная грамота Перепост 1537 год Перемирная грамота Перепост 1542 год - Перемирная грамота Перепост 1549 года - Перемирная грамота Перепост 1553 год Перемирная грамота Перепост 1556 год Перемирная грамота Перепост 1570 г. - Перемирные грамоты Литвы и Руси Перепост 1618 вместо оговоренного на словах Брянска в договор украдкой вставили уступку Поповой горы (ныне Красная гора)Перепост 1648 Сообщение 1654 В марте 1654 года были одобрены и приняты обеими сторонами так называемые “Статьи Богдана Хмельницкого”, известные так же, как “Мартовские статьи”Перепост 1687 г. - Универсал гетмана Мазепы - утвердил права Киево-Печерской лавры на земли Стародубского полка Сообщение 1689... ...После 1689 г. Иван Лаврентьевич Бороздна отобрал Перепост 1690 - королевич Владислав взял под свое управление городище Попову гору с волостью.Перепост 1725 МК - ЦГИАК 127-1012- 87а Расшифровка 1726 МК - ЦГИАК 127-1012-93б Расшифровка 1727 МК - ЦГИАК 127-1012-98а Расшифровка 1732 МК- ЦГИАК 127-1012-134б 1735 МК - ЦГИАК 127-1012-159 1737 МК - ЦГИАК 127-1013-22 1737 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-45 1738 МК - ЦГИАК 127-1012-168 1738 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-25 1738 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-39 1739 МК - ЦГИАК 127-1013-32 1740 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-52 Расшифровка 1740 МК - ЦГИАК 127-1013-49 1741 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-28 1741 МК - ЦГИАК 127-1012-188 1742 МК - ЦГИАК 128-4 вотч.-60 Расшифровка 1742 МК - ЦГИАК 990-1-17 1743 МК -ЦГИАК 128-4 вотч.-67 Расшифровка 1744 МК - ЦГИАК 128-4 вотч.-73 1744 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч. - 74 1745 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-79 1745 МК - ЦГИАК 128-4 вотч.-78 1746 МК - ЦГИАК 128-4 вотч.-82 1746 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-87 1747 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-90 1747 МК - ЦГИАК 128-4 вотч.-89 1748 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-94 1748 МК - ЦГИАК 128-4 вотч.-93 1749 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-100 1749 МК - ЦГИАК 128-4 вотч.-99 1749 год - ЦГИАК 128-4-98 (Вотчинные дела) Фонд Киево-Печерской лавры. Стародубские маетности. Попова Гора. Л. 63-64. Расшифровка 1750 МК - ЦГИАК 128-4 вотч.-103 Расшифровка 1750 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-104 1751 МК - ЦГИАК 128-4 вотч.-106 1751 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-110 1752 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-109 1752 МК - ЦГИАК 127-1012-2767 1753 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.- 114 1753 МК - ЦГИАК 128-4 вотч.-113 1754 МК - ЦГИАК 128-4 вотч.-117 1755 МК - ЦГИАК128-4 вотч.-121 1755 ИВ - ЦГИАК - 4 вотч.-122 1756 МК - ЦГИАК 128-4 вотч.-123 1756 МК - ЦГИАК 127-1013-19 1756 ИВ - ЦГИАК 127-1015-27 1757 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-129 1757 МК - ЦГИАК 128-4 вотч.-128 1758 МК - ЦГИАК 128-4 вотч.-135 Расшифровка 1758 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-136 1759 МК - ЦГИАК 128-4 вотч.-137 1759 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-138 1760 МК - ЦГИАК 128-4 вотч.-141 1760 ЦДИАК(ЦГИАК). Ф.127, Оп.1015, Д.32 - Исповедная роспись церквей сел, принадлежащих Киево-Печерской Лавре за 1760 год Сообщение 1761 МК - ЦГИАК 128-4вотч.-142 1761 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-143 1762 МК - ЦГИАК 128-4 вотч.-146 1762 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-147 1763 МК - ЦГИАК 127-1012-346 1763 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-166 1764 МК - ЦГИАК 128-4 вотч.-174 1764 ИВ - ЦГИАК 127-1015-40 1764 ИВ ЦГИАК 128-4-22 Расшифровка 1765 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-175 1766 ИВ - ЦГИАК 127-1015-49 1766 МК - ЦГИАК 128-4 вотч.-178 1767 МК - ЦГИАК 128-4 вотч.-184 1767 ЦГИАК 57-1-119, листы 1-5, 512-515 (Румянцевская опись) Ведомости Расшифровка 1767 ЦГИАК 57-1-119 (Румянцевская опись) - Перепись дворов - листы 5об-40Расшифровка 1767 ЦГИАК 75-1-119 листы 519-555Расшифровка 1767 ЦГИАК 57-1-119 листы 515-518 об.Расшифровка 1767 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.-186 1768 МК- ЦГИАК 128-4 вотч.-191 1768 ИВ - ЦГИАК 128-4 вотч.- 185 1775 ГАЧО Ф. 679, о. 1, д. 323 ИВ (стр. 83-131) 1778 ГАЧО Ф. 679, о. 1, д. 325 ИВ (стр. 245-304) 1779 ГАЧО Ф. 679, о. 1, д. 327 ИВ (стр. 254-300) 1781 ГАЧО Ф. 679, о. 1, д. 396 ИВ (стр. 258-308) 1782 ГАЧО Ф. 679, о. 1, д. 538 ИВ (стр. 220-290) 1784 ГАЧО Ф. 679, о. 1, д. 540 ИВ (стр. 1-72) (Ширки, Любовшо, Палужская Рудня - весь церковный приход) Расшифровано >>> 1788 ГАЧО Ф. 712, о. 1, д. 211 ИВ (стр. 531-590) Расшифровано >>> 1788 Список жителей по ИВ Перепост 1799 ГАЧО Ф. 679, о. 1, д. 484 ИВ (стр. 261-322) Расшифровано >>> 1811 РС ГАБО 1816 Сообщение 1816 - РС ГАБО 549-2-6 (Л. 748-820) Расшифровка 1834 - РС ГАБО 549-2-14 Расшифровка 1850 РС ГАБО 1858 - РС ГАБО 549-2-30 Расшифровка 1862-1895 гг. Выкупные дела (РГИА фонд 577) Сообщение 1882 ГАЧО Ф. 679, о. 1, д. 537 ИВ (стр. 20-21) Расшифровано >>> 1891 - МК ГАБО 251-1-322 Информативное сообщение 1898 - МК - ГАБО 251-1-328 Информативное сообщение 1900 - МК ГАБО 251-1-338 Информативное сообщение 1908 - МК ГАБО 251-1-345 Информативное сообщение 1909 - МК ГАБО 251-1-351 Информативное сообщение 1916 - МК ГАБО 251-1-353 Информативное сообщение 1944-... Похозяйственные книги (папка 1) Расшифровка 1944-1951 Похозяйственные книги (папка 2) Расшифровка 1944 - Похозяйственные книги - Продолжение Расшифровка .....
--- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>> ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Красная гора (до 1922 - Попова Гора) - поселок городского типа (с 1968), административный центр Красногорского района Брянской области, в 235 км к западу от Брянска, на реке Беседи при впадении в неё реки Попонки. В состав городского поселения также входят сельские населенные пункты: село Великоудёбное, деревни Батуровка, Дубенец и Селец; поселки Даниловка, 3аглодье, Новая Москва и Щедрин. По археологическим данным, основано не позднее XI века; впервые упоминается в конце XIV века в 1387 году как сторожевое поселение. С конца XV века - город Мстиславльского княжества (упоминается как город до XVII века); с 1503 в составе Московского государства. В 1607 году через Попову Гору пролегал путь к Москве самозванца Лжедмитрия II. В 1648 году у нынешней Красной Горы состоялся бой между казаками Богдана Хмельницкого и шеститысячным отрядом польского гетмана Вишневецкого. В первой половине XVII века под властью Речи Посполитой; с середины XVII века временно являлась сотенным центром Стародубского полка; в XVIII веке входила в состав Новоместской сотни. В первой половине XVII века находилась во владении Могилевского кафедрального собора; с 1644 по 1786 - владение Киево-Печерской лавры, центр особой Попогорской волости (объединявшей лаврские владения). Церковь упоминается с 1633 (униатская, с 1640 - православная). Последнее здание Троицкой церкви было построено в 1784 году (деревянная, разрушена в 1937). В XVIII-XIX веках - крупный ярмарочный центр (до 5 ярмарок в год). К началу ХХ века до 10% населения составляли евреи. Телефонная сеть в суражском уезде существует с 1910 года (центральные станций размещались в 5 населенных пунктах: в городе Сураже, посаде Клинцах, селе Гордеевка, селе Поповой-Горе и местечке Ущерпье). До 1929 - волостной центр (с 1803 в составе Суражского уезда, с 1921 - Клинцовского уезда). С 1929 - райцентр (первоначально Западной области, с 1937 - Орловской, с 1944 Брянской области). В годы Великой Отечественной войны оккупирована немецко-фашистскими войсками с августа 1941 по 28.09.1943. В 1981 году присоединено село Ширки.
Населенные пункты Брянского края. Энциклопедический словарь Издательство Белобережье, Брянск, 2012 468 стр., 60х84 1/8 ISBN 978-5-91877-090-0
--- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>> ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
В 1503 году после разгрома литовских войск Московским великим князем за Россией была закреплена почти вся Северщина. В ее составе была и Красная Гора. В 1648 году Польский коронованный гетман Вишневецкий, стоявший с пяти-шеститысячным войском в Поповой Горе, неожиданно напал на казаков Б. Хмельницкого. Узнав о вероломстве поляков, Хмельницкий послал подмогу. У Поповой Горы разгорелся бой. Казаки одержали победу. В 1667 году в деревне Андрусово, недалеко от Смоленска, было подписано новое перемирие, по которому к Русскому государству отходила часть западных земель. В 1686 году Россия и Польша подписали так называемый "вечный мир". Попова Гора со всеми селениями волости окончательно отошла к России. В первой четверти XVIII века Поповогорская волость принадлежала Киево-Печерской лавре. В 1757 году в селе была построена православная Троицкая церковь. В конце XVIII века в селе насчитывалось около ста дворов, а в середине XIX - более двухсот. Население занималось земледелием и бортничеством. Наличие красной глины и лесов способствовало развитию гончарного и бондарного производства. Здесь изготовляли кувшины, кринки, миски, блюда, деревянную посуду, бочки ... Занимались и железоделательным производством...... ............ ПОПОВА ГОРА .....В первой половине XVII века под властью Речи Посполитой; с середины XVII века временно являлась сотенным центром Стародубского полка; в XVIII веке входила в состав Новоместской сотни. В первой половине XVII века находилась во владении Могилевского кафедрального собора; с 1644 по 1786 - владение Киево-Печерской лавры, центр особой Попогорской волости (объединявшей лаврские владения). Церковь упоминается с 1633 (униатская, с 1640 - православная). Последнее здание Троицкой церкви было построено в 1784 году (деревянная, разрушена в 1937).
[/q]
Дело коллежского регистратора Золотаревского, жалующегося на малороссийское начальство, неделающее ему защиты в притеснении от Кулябкиной. 31 июля 1799 года
...Дворянин белорусской губернии Мстиславского повета Матвей Золотаревский, имевший поместья в Поповой Горе, новоместского повета, жаловался на малороссийское начальство, не сделавшее якобы ему никакой защиты в насилиях, причиненных ему помещицею Кулябкиной, которая, питая к нему злобу, подослала на дом его в село Поповское семнадцать разорителей, самого Золотаревского держала 20 суток в оковах, и, он, бедный, спасся от этого заключения одним побегом; наконец, та же Кулябкина, насильно увела к себе вдовствующую жену родного брата Золотаревского, с детьми, и по бывшей пятой ревизии записала их за собою. Просьба Золотаревского о защите Лопухиным "оставлена, по той причине, что жалобщик должен просить в тамошних местах суда". 31 июля 1799 года. Сенатский архив черниговской ученой архивной комиссии, 1903 год. Извлечение из статьи, доставленной в Черниговский Статистический Комитет священником отцом Никанором Дорогунцовым
Этнографический очерк. Село Попова-Гора находится в 60-ти верстах от своего уездного города Суража. Предание говорит, что в старину Попова-Гора была местечком и имела семь церквей. Около села и теперь еще существует старинное укрепление, а в дачах попогорских находится много могил; между последними одна называется Волотовою. Село разделяется на три части: собственно Попову-Гору, Заполонку и Понизовку. Наречие Попогорцев - белорусское; вот расказ, записанный на месте:
"Быв сабе салдат, служив ион 25 годов в служби получив аставку, в было у яго два шага грошей. Купив ион сабе за тые три шага три пиражки и пашов ион дамов. Ишов ион, ишов, мабуць, сутак пяцера, нe хоча ни пиць, ни есць, рад, што аставку взяв. Ишов Гасподзь с Святым Патром за в ним в след, и саздав Гасподзь, што Патро захоцев есць, и кажа: Господзи! я есць хачу. Во ион и кажа ему: идзи у салдата милостини праси. Подходзя Патро к салдату и кажа: падари, ка, Христа ради милостиню. Иосць у мяне, на, пиражок, на. Патро пиражок той зъев и еще захоцев есць и апяць спрашуя: Господзи, ка, я апяць есць хачу. Идзи, ка Господзь, и зновь у салдата праси пиражка. Изнов ион подходзя к салдату и каже: падари Христа ради милостивю. Салдат еще дав ему другий пиражок и Гасподзь дзелая так, што Пятро, зъевши другий пиражок еще хоча и в третцив раз спрашуя: Господзи! Есць хачу. Ты ни зде, ка, больши не выпросишь. Иди зновь праси у салдата. Подходзя ион утреций, ище прося милостиви у салдата. Атдав ион и на следний пиражок. Тады ужо Гасподзь дав; што и салдат захоцев есць. Ишов салдат и захоцев есць. Сев на дарози и сам сабе говориць: дайка, ка, пошукаю ? Атчинив ранец, зирь, зирь; нема ничего! Седзиць салдат задумавшись, думая сам сабе: што тут дзелать? Тут Господзь и посылая Петра, идзи, ка, спраси: што у Бога желая салдат? Падходза Пятро, спрашуя: чаго у Бога салдат желаешь? Не треба, кажа, мне ни чого: слава Богу, што аставку взяв: нетреба ни чого! Пятро пашов к Богу. Падходзя Пятро к Богу, Бог сапрашуя Пятра: чаго у Бога жалая салдат? Не треба мне ни чого; слава Богу, што аставку палучив, Пятро ка. Бог кажа изнов: идзи, ка, Пятро извов спрашуй. Пятро изнов пашов и близка в ему ужо не подходзя, што ион яму в тады гордо казав; став ион сдалеку, крычиц: што ты салдат у Бога жалаешь? Апяц ион то гордо казав, а то ище гордзей: што говориць, ты проходзень який? Ашто? Мала ли што? Яб цаперь выпив порцию, да нема, говориц; тады бы подъев, калиб было што выпиць и закусиць; тадыб и пипки пакурив, да и пошов бы еще на нескольки сутак. Аташов Пятро от салдата: ион и зновь вздумав: што, ка, харашо ли я в ранци поглядзев? Ти нема идзе забытаго сухарца? Атчинив ранец, зирь: аж там и пиценьио и ядзяньио и всякое кушанья и бутылка вина и попуша табаки! Туда яго Гасподзь надарив да канца веку: его ранец быв повен и ровен и пьець и есць а повен! Да смерти ион быв сыт. Памиор, в царство небесное пашов за тые пиражки". Обыкновенную летнюю одежду Попогорцв составляют: шапка - мадерка, белая свитка, рубаха на - выпуск, лапти. В зимнее время надевают вместо одной две свитки, или под свитку шубу, а обуваются в пахлапти, т.е. лапти, подплетенные крученою пенькою. В праздничные дни, вместо лаптей, носят сапоги. Мадерка делается из овечьей шерсти на подобие сахарной головы с плоскою верхушкою. Свитка шьется из сукна о трех полах, или фалдах, без воротника или с маленьким отложным. Вообще Попогорская одежда отличается от малороссийской узким покроем и белым цветом. Женщины зажиточного круга носят простую сподницу, называемую здесь саяном, а в праздничные дни ситцевую; сверху надеваются синие юбки, сшитые на-фасон мужеской свитки без воротника, но с большим числом клиньев и гораздо короче. Голову повязывают по будням простым бумажным платком, в праздники шелковым; на ногах - башмаки. Для зимней верхней одежды употребляются шубы с маленьким стоячим и с большим отложным, круглым воротником, для которого выбираются самые лучшие смушки. Остальная беднейшая часть женского населения ходит в панёвах, в лаптях или босые, в свитках из белого сукна; головы повязывают простым платком. Панова делается из шерстяной клетчатой ткани, с двумя разрезными крыльями, которые составляют два верхних тюника, идущие от пояса вниз с правой и левой стороны, прикрывая цельные полотнища, составляющие споднюю часть этой одежды (нечто в роде малороссийской плахты). Один кусок шерстяной ткани для панёвы имеет 5 аршин длины и 1,5 ширины. Головная повязка не затейлива и довольно оригинальна: два конца платка связываются спереди в виде рогов, а задний угол оставляется на верху головы до затылка. Девушки носят сорочки с вышитыми красною заполочью рукавами; шею украшивают монистами. Пища Попогорских поселян вообще хорошего качества и приготовляется довольно – вкусно. Постный стол составляют следующие кушанья: приливная свежая и соленая рыба; щи с батвиньей, бураками или с капустой; холодец с огурцами; жидкая каша овсяная, ячменная или гречневая, отваренный горох с юшкой; вареники из гречневой муки; кулага из ржаной муки; жареная, свежая и соленая рыба; густая каша из каких-нибудь круп. Скоромная пища, представляя больше разнообразия по обилию продуктов, состоит из следующих приготовлений; пироги и масло; яичница, сжаренная на сале; колбасы с салом; холодное из свинины, заправленное чесноком; щи с говядиною; потравка из колбас, говядины и огурцов с рассолом; лапша с курицею или с поросятиною; жаркое из птицы или баранины с картофелем; жареный поросенок с начинкою из каши или булки; густая каша с маслом; жидкая пшенная каша на сыворотке; лапша на молоке; запеканая бабка из лапши, заправленная яйцами, молоком и маслом. Улицы в главной части села расположены довольно правильно; постройки деревянные, довольно аккуратные снаружи; почти все хаты покрыты дором и весьма немногие соломой. В тех дворах, где имеется две хаты, кухня находится отдельно, а где одна, там под одной кровлей через сени от светлицы. В светлицах соблюдается чистота; у некоторых хозяев стены убраны картинами, зато кухни по большей части очень грязны, особенно там, где много домашних животных. Хлевы почти в каждом дворе деревянные, крытые дором или соломой. В других кутках села улицы не так правильны; хлевы плетены из лозы; в некоторых дворах избы курныя. В лучшей части Поповой-Горы хаты построены окнами на улицу, в прочих местах на двор, за исключением очень не многих против хат стоят амбары, а между ними, к огороду, находятся пуни для скота. Приступая к постройке хаты, первоначально вкапывают стояны, иначе называемые штандары или столбы; на них кладут венцы, составленные из четырех бревен, потом брусья поддерживающие потолок; подстольные брусья или матицы; верхние бревна, или заземные; лемяги, сводящие крышу дома; поддорники и, наконец, царик. Прорубив окна и двери, прилаживают к ним лутки, на которых утверждают пестуны; потом делают подмостники, мост, подпечье и печку. Внутреннюю меблировку хаты составляют: судник на простенке, возле дверей; две полыцы на стенах; пол, на котором спят, и лавки внизу, вдоль стен. Баня признается Попогорцами одною из первых необходимостей, поэтому каждый сколько-нибудь зажиточный хозяин имеет свою баню; в бане он и моется и сушит пеньку, лен и т.п.
Жителей в селе Поповой-Горе 1506 душ; из них мужского пола 724 и женского 782. Большинство составляют государственные крестьяне, а именно: мужского пола 646 и женского 674. До 1784 года село Попова-Гора составляла владение Киево-Печерской Лавры, а в 1795 году поступило в ведомство Государственных Имуществ. Так как в дачах села Поповой-Горы нет лесов и река Беседь не способна для судоходства, а только для сплава леса, то главное занятие жителей составляет хлебопашество. Земля возделывается посредством одноконной сохи; волами никто не пашет. Поля засеваются преимущественно рожью, гречихой, ячменем, овсом и просом. Немного возделывают яровой пшеницы, но озимой вовсе не сеют. Конопляники порядочные: жители продают конопли на сумму до 4000 и пеньки до 1500 рублей серебром в год. Горох и лен засевают не в значительном количестве. Рыболовство теперь не так прибыльно, особенно со времени уничтожения мельницы на реке Беседи. В селе находится 4 кузницы. Мельниц ветряных 6 и 1 водяная. Развитию скотоводства много мешают частые падежи. Ныне считается в селе Поповой-Горе рогатого скота крупного 800, мелкого более 200, лошадей 900 голов; овец, свиней и коз более 1300 штук. Пчеловодство в хорошем состоянии: жители имеют до 400 колод, приносящих годового дохода около 800 рублей серебром. Садоводством и огородничеством Попогорцы не занимаются. Свободные люди, преимущественно так называемые бобыли, нанимаются на барки или отправляются в другие губернии на заработки в числе 200 человек ежегодно. Ходят и женщины в южные степные губернии, но не более 50 душ. В зимнее время некоторые хозяева занимаются извозом. Кроме того Попогорцы занимаются и торговлею в особо устроенных лавках: семь дворов торгуют съестными припасами и бакалеей. Кирпичных заводов 2, на которых выделывается сырцу более 10 тысяч в год. Кожевен 3, выручающих годового дохода около 500 рублей серебром. Шинков 6.
--- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>> ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
ГАБО. 1799 г. Попова Гора. Ф.679, Оп.1, Спр.484 (2) Священнослужители Коровкевичи (Фрагмент файла см. внизу).
[q]
Сохранились небольшие сведения о служителях храма, Иереи: Филон Хандожко1654г., Тарасий Хандожко 1742г., Дамиан Хандожко 1767г., Иоанн Коровкевич-Базилевич 1820г., Иоанн Спасский 1875-1906гг., Гавриил Горский 1876г., Илия Киселёв 1898г., Василий Спасский 1906г., Василий Гаврилов 1922г., Илия Вакарюк 2003г., Диаконы исполнявшие должность псаломщиков: Василий Вербицкий 1876г., Михаил Смоленский 1898г., Иона Вербицкий 1912г., Григорий Демиденко 1916., Псаломщики : Иван Хандожинский 1876г., Михаил Смоленский 1898г., Григорий Гладкий 1898г., Михаил Борисенко 1930г.
[/q]
В одном документе Базилевичи, в другом Коровкевичи....читаем (Гумилевский. Том VII. стр. 163) Почеп и Старопочепье
--- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>> ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
--- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>> ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
--- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>> ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Базилевичи Источник - Ульяновский В.И. (сост.) Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии 1819-1920-е гг. Том 1
--- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>> ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56, день добрый! Читал много ВАших сообщений не только на этом форуме, поэтому точно знаю что Вы хорошо осведомлены о местности села Красная (Попова) Гора в Брянской области. Оба моих прадеда по отцовской линии были из д. Палужская Рудня, по бабушке - Степан Ильич Соболь (рождение примерно 1895-1900), по деду - Павел Ляхов (1890-1900). Знаю адреса домов где они жили, знаю что Соболь С.И. был учителем в школе, очевидно что значился в церковных книгах, но из имеющейся информации в интернете ничего найти не могу. Дальше как понимаю следует обращаться в ГАБО, на данном форуме нашел огромное кол-во ссылок на архивные источники, но сам живу значительно далеко от Брянщины, поэтому хочу поинтересоваться у Вас, как у "знатока" данной местности, может, если еще данные документы не сложены в дальний ящик, вы можете поделиться какой-нибудь информацией? Или сможете указать путь как дистанционно получить данные от архива? ps. По материнской линии повезло найти достаточно сведений для составления древа аж на прапрапрадеда, благо жил он в Рязанской области и на данном форуме нашлись сведения из Переписи 1897 года. Зараннее спасибо!
--- Ищу сведения для составления древа, фамилии Ляхов, Соболь, Богачев, Мишин (Курганский)
Оба моих прадеда по отцовской линии были из д. Палужская Рудня, по бабушке - Степан Ильич Соболь (рождение примерно 1895-1900), по деду - Павел Ляхов (1890-1900).
[/q]
День добрый. Вы как-то сразу начали исследования с прадедов. Не смогли бы Вы начать свою таблицу с дедов. В Палужской Рудне было несколько родов с указанными фамилиями. О степени родства между ними пока говорить рано. Желательно составить две отдельные черновые схемы (для того, чтобы четко определиться кого и где искать) - по двум фамилиям отдельно -
1.Черновая схема по роду СОБОЛЬ Ваш родитель (представитель указанной фамилии) - ФИО, год рождения, место рождения, переселенец (или нет...куда?), последний регион проживания.... Родители Вашего родителя (данные такие же)... Дедушка/бабушка .... Пра-дедушка/ пра- бабушка....
2. Черновая схема по роду ЛЯХОВ ......
Здесь важно собрать все данные о персоне. Если чего-то нет......направляется запрос. Прежде, чем начинать поиск по своим, хорошо бы узнать историю населенного места, где они проживали....
--- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>> ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Желательно составить две отдельные черновые схемы (для того, чтобы четко определиться кого и где искать)
[/q]
Именно так и сделал, бабушка Людмила (Соболь в девичестве, ее отец Степан Ильич, всего в семье было 8 детей, большинство еще живы), дедушка Михаил (Ляхов, его отец Павел Ляхов, детей было 3 или 4 в семье, один брат деда еще жив), таким образом информация по родственникам вплоть до 1937 года есть в полной степени, на Новый год буду пытать распросами бабушку. Историю места изучал исходя из того что ближайшая церковь - в Красной (Поповой) горе, история тех мест интересна, и даже не представляю как такое активное брожение в плане административной принадлежности затрудняет поиски необходимой информации. Tasha56, Не находили ли Вы "Всероссийскую перепись" 1895 года в архивах по данному Суражскому уезду?
Комментарий модератора: Самое верхнее сообщение этой темы посмотрите. Там есть пример...как составляются черновые схемы поиска. Вы сразу увидите то, что Вам надо найти и отработать. Не ориентируйтесь на переписи, ищите метрические книги, исповедные ведомости, ревизии.....похозяйственные книги.
--- Ищу сведения для составления древа, фамилии Ляхов, Соболь, Богачев, Мишин (Курганский)
Спасибо большое! От количества информации за последние пару недель голова кругом идет, на форумах (в частности этом) огромное количество сопутствующей информации, ссылок, вот пытаюсь осилить тему "Брянск область" с 232 страницами. А вот ссылка на опись это просто кладезь информации, спасибо! В википедии в статье про эту перепись есть ссылка на торрент Полное издание (119 томов) переписи 1897 года.. Вы ознакамливались с этими 119 томами? стоит ли гнаться в поисках за ними?
Самое верхнее сообщение этой темы посмотрите.
Там есть пример...как составляются черновые схемы поиска. Вы сразу увидите то, что Вам надо найти и отработать.
Не ориентируйтесь на переписи, ищите метрические книги, исповедные ведомости, ревизии.....похозяйственные книги.