Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогический форум ВГД

На сайте ВГД собираются люди из многих городов и стран, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!

Генеалогический форум ВГД »   Дневники участников »   Дневник Tasha56 »   Прогулка по Московскому уезду »   Царицыно. Москва ЮАО.
RSS


Царицыно. Москва ЮАО.

Пустошь Черногрязная, Черная Грязь, Богородское, Царицыно, Ленино


  Вперед>>[ <<<<< ] Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 12 13 14 15 16 17 [ >>>>>> ]
Модератор: Tasha56
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия. Москва
Сообщений: 10938
Регистрация: 2008
Рейтинг: 16723 

[q]
По писцовым книгам письма и дозора Елизарья Сабурова да подъячего Ивана Яковлева 7097\1589 года, -
"пустошь Черногрязная" московского уезда, приписанная к дворцовому селу Коломенскому. В пустоши показано "пашни паханные середние земли наездом 3 десятины, а пахал Игнашко Никитин с товарищами..."

[/q]

Пустошь Черногрязная - с 1589 года
Черная Грязь - до 1683-1684 годов
Село Богородское - после 1684 года
Снова Черная Грязь - 1712 год
Царицыно - с 1775 года
Ленино - с 28 сентября 1918 года (по предложению поэта Ф.С.Шкулева)



Прикрепленный файл 1.jpg
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в ТЕМУ дневника
ДНЕВНИК (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия. Москва
Сообщений: 10938
Регистрация: 2008
Рейтинг: 16723 

Василий Баженов и Матвей Казаков




Памятник Василию Баженову и Матвею Казакову автор композиции Леонид Баранов задумал давно, задолго до реконструкции Большого дворца.

Перед скульптором была поставлена задача создать портретное сходство с Баженовым и Казаковым. Их изображения было непросто найти, и всё-таки скульптору повезло. На одной из гравюр он обнаружил изображение Матвея Казакова, на одном из семейных портретов – Василия Баженова. Автор показывает архитекторов в момент обсуждения проекта. Матвей Казаков изображён со шляпой под мышкой, а у Василия Баженова в руках свёрнутые чертежи. Леонид Баранов стремился показать разные характеры и темпераменты двух архитекторов.

Скульптура разноцветна: у Казакова – зеленый мундир, у Баженова – красный.
Памятник был открыт ко дню города Москвы, 1 сентября 2007 г.

Царицыно является важнейшим памятником так называемой «русской готики» (псевдоготики); над созданием императорской резиденции в течение 20 лет работали последовательно два наиболее известных архитектора своей эпохи — Василий Баженов и Матвей Казаков. Особенности дворцово-паркового ансамбля во многом определили новое направление в русском зодчестве: в разных концах бывшей Российской империи существует немало сооружений конца XVIII и начала XIX века, которые созданы под влиянием Царицына.




Царицыно. Архитектурный ансамбль. Арх. В.И. Баженов и М.Ф. Казаков. 1776—1785. Панорамный вид. Электронная реконструкция

1. Большой дворец.
2. Малый (Полуциркульный) дворец.
3. Хлебный дом (Кухонный корпус).
4. Галерея-ограда с воротами.
5. Оранжерейный мост.
6. Первый Кавалерский корпус.
7. Второй Кавалерский корпус.
8. Церковь Пресвятой Богородицы Живоносный Источник.
9. Большой мост через овраг.
10. Третий Кавалерский корпус.
11. Фигурный мост.
12. Средний дворец (Оперный дом).
13. Фигурные ворота.
14. Павильон Миловида.
15. Башня-руина.
16 Арка на острове.
17. Павильон Нерастанкино.
18. Беседка Храм Цереры (Золотой сноп).



Генеральный центральной части усадьбы Царицыно. 1795 год.

План помещен в Седьмой альбом казенных строений М.Ф. Казакова, что говорит о высокой степени достоверности графического источника.

План усадьбы фиксирует перестройки, сделанные М.Ф. Казаковым в царицынском ансамбле. На месте сломанного баженовского Большого дворца зафиксирован новый дворец, но не осуществленный, а первоначальный вариант планировки третьего этажа с галереей, соединенной по проекту с аванзалами боковых корпусов.

Перед дворцом по казаковскому проекту разбит курдонер – обширный парадный двор, традиционный для дворцово-парковых построек второй половины XVIII в. и тем более подобающий императорской резиденции. К портику дворцового фасада должен был вести пандус, а в центре курдонера предполагалось поставить обелиск. Он обозначен квадратом посередине клумбы. Все эти элементы, типичные для регулярной планировочной системы классицизма, отличались от «вольной» композиции царицынского ансамбля В.И. Баженова. Ради нового величественного замысла были разобраны баженовский Большой Кавалерский и Камер-Юнфарский корпуса (1776-1778 гг.), которые на публикуемом плане 1795-го года отсутствуют.

За Фигурным мостом на всхолмье показаны Шестиугольный и Крестообразные павильоны, возведенные В.И. Баженовым в 1776-1778 гг. Они не сохранились: за небрежением строения быстро пришли в «ветхое состояние» и были снесены в уже начале XIX в.

На плане обозначен и Дом управляющего делами усадьбы: за Галереей-оградой с воротами во внутреннем дворике между Кухонным корпусом и Большим дворцом. В.И. Баженов поставил небольшую постройку в 1783-1784 гг. Она была разобрана из-за «крайней ветхости» в 1803 г.


Царицыно. Архитектурный ансамбль. Арх. В.И. Баженов и М.Ф. Казаков. 1776—1785 . Генеральный план села Царицына. 1776. РГВИА

Первые чертежи царицынского ансамбля 1775 года до нас не дошли. В.И. Баженов предлагал сделать модель царицынских строений, однако Екатерина II, вначале с этим согласившись, на вопрос о модели в записке 3 декабря 1775 года ответила: «Нет в оном нужды». Из этой записки видно, что проект Царицына в конце 1775 года был уже утвержден.

«Генеральный план села Царицына» и панорама Царицына, датированная 1776 годом, были выполнены В.И. Баженовым в одно время, что явствует из надписи на генеральном плане: «на оном не обозначено только конюшен и другова моста к оным, однако оное видно на генеральном фасаде», то есть на панораме, как ее именовал архитектор.

На плане обозначены все утвержденные императрицей к постройке здания, за исключением Башни с часами, Конюшенного корпуса в Заовражной части и Большого моста через овраг. Эти сооружения видны на панораме Царицына.

На плане показаны вначале предполагаемые дворцы Екатерины II и ее сына, наследника престола Павла Петровича. Между ними изображена отдельно стоящая оранжерея, впоследствии замененная корпусом для великих князей Александра и Константина.

На плане отсутствует ограда с воротами, сооруженная позднее между зданием Кухонь и дворцом наследника.


Царицыно. Архитектурный ансамбль. Арх. В.И. Баженов и М.Ф. Казаков. 1776—1785. Вид с западной стороны села Царицыно от Москвы в 12 верстах». Акварель О.И. Бове. Первая треть XIX века. РГАДА

Панорамный вид Царицына привлекает зрителя контрастами, разнообразием размеров, форм и конфигураций сооружений. В далевом восприятии они выстраиваются цепочкой и раскрываются эффектными группами. Слева перспективу открывает монументальный Моста через овраг. На всхолмии зрительно выделяется из всего дворцового ансамбля Третий Кавалерский корпус. Далее за деревьями проглядывают верха церкви. В значительном удалении едва виден Хлебный дом. Зато четко прописан Фигурный мост, к которому подымается широкая дорога. Справа доминирует Большой дворец со своими огромными шатровыми башнями.


Царицыно. Архитектурный ансамбль. Арх. В.И. Баженов и М.Ф. Казаков. 1776—1785. Генеральный план Царицынского архитектурного ансамбля. 1781. РГИА

План выполнен В.И. Баженовым в карандаше. Карандашный «прожект» 1781-го года интересен тем, что фиксирует изменения, произошедшие в Генеральном плане Царицына за пять лет строительства (см: Генеральный план села Царицына. 1776. РГВИА).

Между предусмотренными ранее дворцами Екатерины II и Павла Петровича добавлен новый корпус, предназначенный для малолетних великих князей Александра и Константина. Показана отсутствовавшая на плане 1776 года Галерея-ограда с воротами между Хлебным домом (Кухонным корпусом) и дворцом.

Изменено положение ближайшего к кухонному зданию так называемого Первого кавалерского корпуса: теперь он развернут углом к оврагу.


Царицыно. Архитектурный ансамбль. Арх. В.И. Баженов и М.Ф. Казаков. 1776—1785. Панорама села Царицына («Генеральный фасад»). 1776. ГНИМА

«Панорама села Царицына» — шедевр графического мастерства В.И. Баженова. Она представляет собой проектный чертеж и видовую перспективу ансамбля со стороны прудов.

На панораме изображены все спроектированные архитектором строения ансамбля. Неосуществленными остались только Конюшенный корпус и Башня с часами.

Поражают огромные размеры листа (62,5 х 315 см.) и виртуозная техника исполнения. «Панорама» подписная, на ней имеется автограф мастера: «Архитектор Василий Баженов Декабря дня 1776 года Село Царицыно».

Продолжение следует...

---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в ТЕМУ дневника
ДНЕВНИК (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия. Москва
Сообщений: 10938
Регистрация: 2008
Рейтинг: 16723 

Продолжение....



Малый (Полуциркульный) дворец.



1. Царицыно. Архитектурный ансамбль. Арх. В.И. Баженов. 1776-1785. Малый (Полуциркульный) дворец. 1776-1778. Вензель Екатерины II
2. Царицыно. Архитектурный ансамбль. Арх. В.И. Баженов. 1776—1785. Малый (Полуциркульный) дворец. 1776—1778. Общий вид
3. Царицыно. Архитектурный ансамбль. Арх. В.И. Баженов. 1776—1785. Малый (Полуциркульный) дворец. 1776—1778. Вид с западной стороны.
4. Царицыно. Архитектурный ансамбль. Арх. В.И. Баженов. 1776—1785. Малый (Полуциркульный) дворец. 1776—1778. Вид с юго-западной стороны


На дворце поставлен «франтон с особливым украшением»: в его центральную часть вставлен вензель императрицы, окруженный веерообразным масонским лучистым сиянием. Малый дворец Екатерины II предназначался для приемов и увеселений с участием людей из узкого круга приближенных императрицы. Возможно, в связи с таким его предназначением декоративная композиция павильона изысканно проста. Малый дворец высится на склоне, приподнятом над уровнем пруда почти на двадцать метров. Вертикали архитектурного декора создают впечатление устремленности ввысь. Малый дворец был изначально выделен своим местоположением. Это видно на баженовской панораме села Царицына. Архитектор стремился в расположении павильона добиться эффекта непринужденности и вместе с тем искал неожиданные ракурсы, эффектные пространственные образы.


Проект фасада Малого («Полуцыркульного») дворца. Бумага, тушь, акварель. 1778 (?). Научно-исследовательский музей Российской академии художеств

В графическом изображении дворец выглядит как элемент причудливого и в то же время изящного орнамента.
В чертеже, однако, угадывается пластика свода, создававшего красоту интерьеров. Игра света и тени контрастно выявляет разнообразие форм внешнего пространства постройки.


Малый (Полуциркульный) дворец. 1776—1778. План. 1778 (?). В.И. Баженов. Бумага, карандаш. 13,2 x 13,9. ГЭ

В плане небольшое здание определяется обширным полуциркулем, заключающим овальный зал, примыкающий к четырехугольнику. В него вписаны различные геометрические формы: круг, квадрат и четырехугольник со скругленными углами, – все они малы по объемам и непригодны в качестве жилых интерьеров. Сопряжение разнообразных и не повторяющихся пространств характерно для творческой фантазии Баженова.



Малый дворец — одно из трех дворцовых зданий, построенных Баженовым в Царицыне для Екатерины II. Архитектор называл эту небольшую постройку «уединенным домиком, что на горе». В старой литературе она именовалась «Четвертым Кавалерским корпусом». До покупки усадьбы императрицей, еще при Кантемирах, на этой «полуцыркульной абрезной горе», террасами спускавшейся к прудам, стояла деревянная беседка. Летом 1775 года во время пребывания Екатерины II в Царицыне здесь заседал Государственный Совет.

По намерениям государыни, этому строению отводилась роль малого интимного дворца. Его назначение в качестве уединенного места для императрицы подчеркнуто оригинальным фронтоном с инициалом Екатерины.
Сохранились подписные чертежи павильона — план и фасад. Как видно из надписей, они были выполнены уже после окончания постройки. Благодаря этим чертежам можно с уверенностью утверждать, что возведение здания было осуществлено в точности по проекту.

«Внешняя архитектура и общие очертания здания чрезвычайно просты и ясны, — отмечает А. И. Михайлов, крупнейший знаток творчества Баженова. — Большие плоскости стены оставлены недекорированными и подчеркивают тектоническую структуру здания. Эта плоскость оживляется ритмическими повторами белокаменных наличников окон красивого рисунка»[1].
Главные особенности интерьера — небольшой овальный зал и такие же овальные спальные комнаты с глубокими нишами для альковов. Внутренняя отделка дворца была лишь начата, но не закончена. Стены в интерьере оштукатурили особым образом: их «покрыли стюком», то есть декорировали под мрамор. Полы вымостили шестигранной плиткой из красной глины.

Когда в 1803 году Царицыно стало доступным для публики, Малый дворец перепланировали и сдали в аренду под кофейный дом. Но предприятие не удалось, и здесь разместили гауптвахту. Без должного внимания строение с годами ветшало и разрушалось.
В. В. Згура, писавший о дворце в 1920-е годы, засвидетельствовал, что «внутренние стены не сохранились, почему намечавшиеся пространственные членения отсутствуют. Перекрытия также не уцелели; таким образом, мы имеем только как бы остов здания. <…> Пирамидки, как бы продолжавшие аттик в обе стороны и повышавшие впечатление орнаментальности, в настоящее время почти уничтожены»[2]. К середине XX века от баженовского создания оставались лишь полуобрушенные стены.

В настоящее время памятник выглядит как новенький. Его не столько отреставрировали, сколько построили заново.

Пелевин Ю. А.

______

[1] Михайлов А.И. Баженов. – М.: Гос. издательство литературы по строительству и архитектуре, 1951. С. 124.
[2] Згура В.В.Проблемы и памятники связанные с В.И. Баженовым. – М., 1928. С. 146.

---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в ТЕМУ дневника
ДНЕВНИК (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия. Москва
Сообщений: 10938
Регистрация: 2008
Рейтинг: 16723 

«Фигурные (Виноградные) ворота. 1777—1778»

Каждый раз, приходя в Царицынский парк, обязательно фотографирую эти ворота. Есть в них что-то "сказочное". При разном освещении (дневном, вечернем, сезонном....) они и выглядят по-разному.



1. Царицыно. Архитектурный ансамбль. Арх. В.И. Баженов. 1776—1785. Фигурные (Виноградные) ворота. 1777—1778. Общий вид
2. Царицыно. Архитектурный ансамбль. Арх. В.И. Баженов. 1776—1785. Фигурные (Виноградные) ворота. 1777—1778. Верхняя часть арки с белокаменной резьбой и рельефами фигур летящих Слав, возвещающих в трубы о победе.
3. Царицыно. Архитектурный ансамбль. Арх. В.И. Баженов. 1776—1785. Фигурные (Виноградные) ворота. 1777—1778. Вид с юго-западной стороны
4. Царицыно. Архитектурный ансамбль. Арх. В.И. Баженов. 1776—1785. Фигурные (Виноградные) ворота. 1777—1778. Вид с северной стороны


Фигурные ворота, как и другие царицынские строения, — произведение жизнерадостное, полнокровное, лишенное какого-либо аскетизма. Это одно из лучших творений В.И. Баженова. Арки в садово-парковых ансамблях XVIII—XIX вв. нередко сооружались в ознаменование памятных событий. Фигурная арка в Царицыне, быть может, служила торжественным напоминанием о Русско-турецкой войне 1768—1774 годов. Недаром в треугольных тимпанах арки помещены барельефы с фигурами крылатых Слав, возвещающих в трубы о победе. Характер решения башен Фигурных ворот, введение в них двурогих зубцов у основания второго яруса, ряды пинаклей (декоративных заостренных столбиков) и фантастическая белокаменная резьба — во всем этом немало черт крепостного «готического» зодчества.


Царицыно. Архитектурный ансамбль. Арх. В.И. Баженов. 1776—1785. Фигурные (Виноградные) ворота. 1777—1778. Чертеж фасада Фигурных ворот. 1778. Бумага, тушь, отмывка. Научно-исследовательский музей Российской академии художеств

Сохранились чертежи плана и фасада, сделанные В.И. Баженовым. Анализ чертежа фасада показывает, что в процессе возведения ворот были внесены некоторые изменения: вместо высоких готических шпилей по углам верхнего яруса введены обелиски; в боковых башнях шпили заменены вторым поясом треугольных зубцов; другим стал рисунок подвесной резной декорации в проеме арки. Однако общая композиция и масштабы постройки остались без изменений.



[center]Его красивая арка, облепленная деревьями и эффектно перекинутая через дорогу,
кажется отзвуком тревожных рыцарских времён; Фигурный мост — самая убедительная
часть Царицына: здесь становится понятной неосуществившаяся мечта Баженова
о романтичном замке над озером среди вечных деревьев, замке с цепью старых легенд,
грезящихся в детских сказках о спящих красавицах, о злых королях и юных принцах…
(Шамурин Ю. И. Царицыно // Подмосковные. — М.: Издательский дом Тончу, 2007)


Фигурные ворота стоят на границе архитектурного ансамбль и парка. Они замыкают с южной стороны Березовый «проспект», начинающийся от Большого моста через овраг и проходящий вдоль дворцовых строений.
Баженов построил их за два летних сезона и остался доволен своей работой: «Вороты прекрасной фигуры, по моему мнению, и прямо нежной готической архитектуры совсем отделаны», — писал он Екатерине II.

На Генеральном плане села Царицына Фигурные ворота закрепляют справа крайнюю точку панорамы. Они развернуты к зрителю лицевой стороной, а не торцом, как могли быть видны со стороны прудов. Под ними автор поставил подпись: «Архитектор Василий Баженов. Декабря дня 1776 года. Село Царицыно».

В верхнюю часть арки вплетен резной белокаменный узор. Он вписан контурами в полукруглую арку и в две малые стрельчатые арки со свисающей виноградной гроздью, которая дала второе название воротам — «Виноградные». В пространство между ажурными арками помещено условное изображение цветка и ростка-бутона, а также пентаграмма — пятиугольная фигура, которой с древнейших времен приписывалось мистическое, оккультное значение.

Смысловое содержание белокаменного орнамента ворот, а также символический декор других построек Царицына может быть соотнесен с масонской символикой[1]. Масонские идеи «вольных каменщиков» были широко распространенными в русских просветительских кругах XVIII столетия, и Василий Баженов разделял религиозно-идеологическую программу масонства, развивавшую христианское учение о братстве и любви, учение, направленное прежде всего к нравственному совершенствованию. Известно, что Баженов входил в кружок московских масонов (Н. И. Новиков, И. Е. Шварц, И. В. Тургенев и др.)[2].

«Несомненно, что масонская символика оказала влияние на декор баженовского Царицына, — пишет Д. О. Швидковский, доктор искусствоведения, член Президиума Российской академии художеств. — Можно интерпретировать, например, переплетение характерного масонского циркуля и виноградной лозы в убранстве Виноградных ворот как соединение символа «измерения добродетели» (циркуль — один из основных знаков для масона), и виноградной лозы — „источника и символа истинной жизни“, восходящего в идеологии „свободных каменщиков“ к евангельским словам Христа „Я есть виноградная лоза и Отец мой виноградарь“. Тогда соединение этих двух изображений могло означать, что для достижения истинного совершенства необходимо изучать себя, „измерять добродетель“ в себе»[3].

Первоначальное скульптурное убранство арки было богаче и многозначнее. «На выступах по сторонам башен еще в 1825 году сохранялись четыре вазы, два купидона и две керамические собаки. Одна из них — лежащий мопс — была обнаружена при ремонтных работах в 1927 году и хранится ныне в Музее архитектуры. Изображение мопсов приобрело особое значение в Западной Европе, а позднее и в России, после запрещения в 1738 году католической церковью участия в масонских орденах. Лица из католической знати стран Западной Европы образовали ложу, сходную с масонскими, избрав себе символом мопса. В противоположность обыкновению масонов, в эту ложу разрешено было вступать и женщинам. Посвященным вменялось в обязанность приходить на собрания с мопсами или иметь при себе их изображения, в связи с чем этот мотив столь часто встречается на табакерках и шкатулках XVIII века. Предмет служил для его обладателя опознавательным знаком в обществе других членов „ордена мопсов“»[4].

Композиционное решение Фигурных ворот, их архитектоника и декоративное оформление наиболее ярко и полно раскрывают творческое своеобразие В. И. Баженова. Ворота являются одним из лучших произведений зодчего. И не случайно они стали своего рода эмблемой всего Царицынского ансамбля.
Пелевин Ю. А.

______
[1] Медведкова О. Царицынская псевдоготика Баженова: опыт интерпретации // Вопросы искусствознания, 4/93. – М, 1994; Рождественская-Кащенко Е. Василий Баженов – вольный каменщик // Архитектура и строительство Москвы. 1990. № 2.
[2] Михайлов А.И. Баженов. – М.: Гос. издательство литературы по строительству и архитектуре, 1951; Молева Н.М. Усадьбы Москвы. – М., 1998. С. 248—252.
[3] Швидковский Д.О. «Битва дворцов». Архитектура и политика в царствование императрицы Екатерины II // Царицынский научный вестник. Материалы научной конференции памяти В.И. Баженова (4—5 ноября 1999 г.). – М., 2002. С. 172.
[4] Музей-заповедник Царицыно. Дворцовый ансамбль. Парк. Коллекции. — М., 2005. С. 86.




Второе название Фигурных ворот - «Виноградные ворота» - они получили по свисающей в их центральной части скульптурной грозди винограда. Конструкцию Фигурных ворот составляют две круглые башни-опоры, напоминающие крепостные, и широкая стрельчатая арка между ними. Изначально на выступах ворот располагались скульптуры.
В описи 1825 г. указано, что на воротах стояли четыре вазы, две собаки и два купидона.


---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в ТЕМУ дневника
ДНЕВНИК (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия. Москва
Сообщений: 10938
Регистрация: 2008
Рейтинг: 16723 

Войдя со стороны лесопарка Царицыно в фигурные ворота усадьбы, по левую сторону можно увидеть оригинальное строение -


До реставрации.

Средний дворец (Оперный дом).



1. Царицыно. Архитектурный ансамбль. Арх. В.И. Баженов. 1776-1785. Средний дворец (Оперный дом). 1776-1778. Общий вид
2. Царицыно. Архитектурный ансамбль. Арх. В.И. Баженов. 1776-1785. Средний дворец (Оперный дом). 1776-1778. Вид с юго-западной стороны
3. Царицыно. Архитектурный ансамбль. Арх. В.И. Баженов. 1776-1785. Средний дворец (Оперный дом). 1776-1778. Вид с восточной стороны
4. Царицыно. Архитектурный ансамбль. Арх. В.И. Баженов. 1776—1785. Средний дворец (Оперный дом). 1776—1778. Вид с западной стороны
5. Царицыно. Архитектурный ансамбль. Арх. В.И. Баженов. 1776-1785. Средний дворец (Оперный дом). 1776-1778. Геральдические орлы
6. Царицыно. Архитектурный ансамбль. Арх. В.И. Баженов. 1776—1785. Средний дворец (Оперный дом). 1776—1778. Вид с южной стороны
7. Царицыно. Архитектурный ансамбль. Арх. В.И. Баженов. 1776-1785. Средний дворец (Оперный дом). 1776-1778. Вид с юго-западной стороны

8. Окно нижнего яруса
9. Окно верхнего яруса
10. Фото 2012 г.
11. Совр. фото



Наиболее ярко и эффектно декоративное формотворчество В.И. Баженова проявилось в создании царицынского Среднего дворца. Здесь его творческая фантазия достигла своего максимально полного воплощения. Императорский Средний дворец расположен на высоком берегу пруда и несколько «выдвинут» из зоны застройки к парку. В этом прослеживается один из лейтмотивов баженовского строительства — «диалог» архитектуры с природой, который стал важнейшей особенностью всего царицынского ансамбля. Стрельчатый рисунок оконных проемов, парапетов и ниш создает «готическое» впечатление от всей постройки. Отделка наружных фасадов белым камнем была закончена тогда же, когда и постройка здания. Последним, уже после укладки черепичной кровли, был выложен парапет, поскольку В.И. Баженов опасался, что «таскаемой наверх» черепицей «обломают нежность фигур». Зданию придавалось особо важное значение: на это указывают ажурно выполненные геральдические двуглавые орлы, украшающие боковые фасады дворца. Дворец чрезвычайно декоративен. Собственно стен как таковых уже нет: они превращены в сплошной белокаменный узор — в изощренное обрамление окон, в круглые и овальные «розетки», в стрельчатые арки, ажурные парапеты, в «прорисованные» звезды и в фестоны на аттике главного фасада. Декор Среднего дворца необычайно обилен и пластичен. Белым камнем выложены и обозначены членения стен: горизонтальное деление подчеркнуто карнизами и парапетом, а вертикальное — лопатками, «лесенками» и пинаклями.


Средний дворец (Оперный дом). 1776-1778. План первого этажа. В.И. Баженов. Бумага, карандаш. 18,9 x 22,8. 1776. ГЭ

Здание имеет сложный план, состоящий из двух частей: двухсветной галереи – зала с двумя боковыми аванзалами и примыкающей к нему с запада камерными помещениями, разместившихся в анфиладном порядке на двух этажах. Некоторым малым интерьерам придано криволинейное очертание.



Название здания современное, его историческое именование, как, впрочем, и назначение не известно. В донесениях и памятных записках Екатерине II В.И. Баженов определял постройку по местоположению в общем ансамбле: «дворец против боку садового», «дворец на луговине подле сада», «что близ сада и угла рощи», «по горе же в роще».

Строение, именуемое в настоящее время «Средним дворцом», «Оперным домом», возведена на узкой полосе между «Березовой перспективой» и береговым откосом. Сооружение поставлено по одной линии с Малым дворцом и уравновешивает с юга видовую панораму царицынского ансамбля.

Подготовка к строительству здания началась в 1776 году. А в июле 1778 года В.И. Баженов писал императрице об окончании вчерне дворца, «что подле сада; хотя еще и не из больших; однако и не из малых, а осталось токмо теперь к осени зделать на нем кровлю» [в цитатах орфография оригинала]

Постройка состояла, видимо, из жилой части, в плане повторяющей уменьшенный вариант главных дворцов Екатерины и Павла с примыкающей к ней обширной галереи двумя боковыми комнатами. Галерея представляла уменьшенное воспроизведение обычной для той эпохи дворцового зала с антикамерами, или аванзалами.

Для интерьеров Среднего дворца свойственны разномасштабность и контраст форм. Камерные помещения соседствуют с огромной галереей, по масштабами не уступающей центральному нефу готического собора. Прямоугольные в плане комнаты чередуются с округлыми; стрельчатые проемы и ниши контрастируют с полуциркульными; яркая освещенность переходит в полумрак.

Парадные входы расположены по торцам галереи. Входы отмечены на аттике огромными резными двуглавыми орлами со скипетром и державой. Символы императорской власти на боковых фасадах указывали на официальное предназначение здания.
Вероятнее всего, оно предназначалось для официозных государственных мероприятий. Например, проведения куртагов – высочайших выходов императрицы в приемные дни, на которые приглашались знатнейшие особы и иностранные гости. Здесь же могли бы проводиться и другие важные церемонии, а также придворные праздники. Но это только предположения: письменные источники о функциональной предназначенности строения молчат.

Между тем, интерьерное убранство дворца не было завершено, хотя архитектор многократно и почтительно напоминал об этом императрице. Здание, в конце концов, было покрыто черепицей и работу над ним, как писал И.В. Баженов августейшему адресату, можно было бы окончить «внутреннею отстройкою как печами, полами, дверьми, окошками, штукатуркой ли, живописью ли арабесок а фреско, или чем другим, как о оном уже докладывано в третьем годе».

Но внутренняя отделка Среднего дворца так и не была завершена, а императрица в царицынской резиденции никогда не жила. И все грядущие предназначения этой постройки не состоялись.
Пелевин Ю.А.




---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в ТЕМУ дневника
ДНЕВНИК (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия. Москва
Сообщений: 10938
Регистрация: 2008
Рейтинг: 16723 



Стихи про судьбу Царицыно. © В. Слётов, 2008
Птицы в Царицыно
А птицы в Царицыно больше, чем птицы
Здесь каждая птица собою гордится.
Они не питаются всяческим сором,
Служа украшеньем имперским декорам.

Здесь был уголок заповедной Природы,
Птиц редких, животных редчайшей породы,
- Во множестве было, здесь был им приют.
Зачем извели их? Взамен им снуют
То жирные гуси, то пьяные дамы,
То клумб звезданутых пестрят панорамы.

Звездатые клумбы, безвкусья химеры,
Кричат пестроцветьем, не знающим меры.
Подлесок, кусты, вековые дубы,
- Исчезли. Трава, от усердной косьбы,
Едва над землёй чуть подняться успеет,
Как стадо с косилками вновь её бреет.

Над лесом и прудом, как демон жестокий,
Дизайнерской мысли полёт недалёкий
- Тайфуном, подъятым рукой супостата,
Пронёсся. Здесь пусто теперь. Но богато.

Здесь птицы и люди важны и помпезны
Слегка во хмелю, но надменно-любезны.
Тут каждому метру охрана нужна,
Но царствует форма, а суть не важна.

Как евроремонтом в элитной квартире
Дыханье истории здесь умертвили.
Как власть с криминалом, - века с новоделом
Здесь в тесном срастаньи стоят, грешным делом.



---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в ТЕМУ дневника
ДНЕВНИК (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия. Москва
Сообщений: 10938
Регистрация: 2008
Рейтинг: 16723 

.


Пимоненко. "Сенокос"



В главе о празднике сенокоса, устроенного для Екатерины II в пасторальном духе, в книге Игоря Сергеева "Царицыно", есть строки об участии в празднике молдавских крестьян



Могу и ошибаться, по источникам молдавские фамилии имеют окончания - ач,-ур,-ан,-ян,-ку,-ну....Некоторые молдавские и курдские фамилии заканчиваются на -ян.

Мунтяну, Цуркану, Бордеяну, Олтяну, Унгуряну, Брашовяну, Арделяну, Бэнэцяну, Дымбовяну, Когылничану, Суручану, Тестимицану, Мокану, Брэиляну, Немцану, Гожану, Одобеску, Илиеску, Чореску, Константинеску, Бэсеску, Йорга, Ротару, Тотару, Кожокару, Морару, Спэтару, Присэкару, Олару, Ботнару, Догару, Беженару, Дохотару, Лупу, Лупеску, Лупя, Лупан, Лупашку, Цыу, Брагиш, Хэдыркэ, Киртоакэ, Сокирэ, Тутунару, Чокля, Сосеску, Сосяну, Цопа, Иову, Муцу, Шаптефраць, Быля, Станчу, Дойбань, Чинчлей, Чобану, Бурсук, Опря, Гуцу, Брынза, Попа, Чимпой, Сулэ, Бортэ, Сырбу....

Как-то так.

---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в ТЕМУ дневника
ДНЕВНИК (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия. Москва
Сообщений: 10938
Регистрация: 2008
Рейтинг: 16723 

Пастернак Леонид Осипович. Выезд Императрицы Екатерины II,
30 сентября 1767 года, в село Коломенское,
верхом, в мундире Конной гвардии, на охоту..




Царская и императорская охота на Руси. Конец XVII и XVIII век.
Исторический очерк Николая Кутепова. – СПб. :
Экспедиция заготовления государственных бумаг, 1902. – Т. 3. – Вкл. л.

Весной 1775 г. императрица Екатерина II, проезжая во время прогулки из Коломенского по Черной Грязи, была очарована красотами этой местности и купила деревню. Императрица заплатила за усадьбу 25 000 рублей при том, что князь Кантемир был готов отдать ее за 20 000. В одном из писем барону Гримму Екатерина писала:

«Мое новое владение я назвала Царицыным и, по общему мнению, это сущий рай. На Коломенское никто теперь и смотреть не хочет. Видите, каков свет! Еще не так давно все восхищались местоположением Коломенского, а теперь все предпочитают ему новооткрытое поместье».

А вот как императрица описала покупку:

«Ее императорскому величеству прискучило бродить по лугам и долам села Коломенского , где предоставляется на выбор или мочить ноги, или карабкаться на горы наподобие козы, и вот, в один прекрасный день ее величество изволила выехать на большую дорогу, которая ведет из Москвы в Каширу... Дорога привела к огромному пруду, рядом с которым был еще пруд больше и живописнее; и этот пруд принадлежал не ее величеству, а соседу ея, князю Кантемиру. Вот гуляющие, направляясь от одного пруда к другому, то пешком, то на лошадях, на расстоянии семи верст от Коломенского, начинают завидовать чужому имению, хозяин которого, старик за 70 лет, совершенно равнодушен и к водам, и к лесам и ко всем живописным видам, приводящим в восторг посетителей. Он только и делал, что играл в карты и бранился, когда проигрывал».

---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в ТЕМУ дневника
ДНЕВНИК (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия. Москва
Сообщений: 10938
Регистрация: 2008
Рейтинг: 16723 



Праздник в Царицыне

По преданию, не один праздник был дан государыней Екатериной в новом ее имении. Один такой, по словам Любецкого, состоялся здесь во время сенокоса; пышно прибыла сюда царица из Коломенского: золотая карета императрицы была запряжена восьмериком неаполитанских кровных лошадей; головы их были убраны кокардами, на ремнях кареты сидели пажи, впереди бежали скороходы, по бокам ехали кавалергарды и кирасиры в красных мундирах, на вороных конях, сверкая блестящими своими кирасами, позади следовала верхами свита. Народ на протяжении почти всей дороги стоял густыми шпалерами, шумно приветствуя царицу. В Царицыне государыню ожидал роскошный завтрак; на лугах нового имения, в праздничных нарядах, косили траву косцы, звонкие песни стройно лились по окрестностям, стройные хороводы баб в цветных сарафанах плясали там и сям по полянам. Императрица со всею свитою смотрела на сельский праздник, сидя в большой беседке, устроенной для нее из сена и полевых цветов.
Государыня поздно возвратилась с праздника в Москву; на дороге, по которой она ехала, стояли иллюминованные версты, далеко отбрасывая зарево огней своих…


М. И. Пыляев. Старая Москва.СПб, 1891г.



]Царицынские пруды

… Большие зеркальные Царицына полны жизни и оживляют всю окрестность – вода в них чиста и прозрачна, текут они из двух речек и называются: Ореховский, Лазаревский, Верхний, Хохловский, Шипиловский и Цареборисовский; на двух последних устроены мельницы - воды прудов богаты аршинными щуками и большими карпами.

Лет двадцать тому назад тут была поймана щука с золотой серьгой, на которой виднелась корона и имя царицы Екатерины II. Говорили, что когда-то, чуть ли не лет тридцать тому назад, здесь был пойман карп с именем царя Бориса на серьге. Наш покойный драматург А. Н. Островский каждое лето здесь сиживал с удочкой.

В 1886 году там был пойман арендатором царицынских прудов большой осетр с серьгой в губе, пущенный еще при Екатерине II. При поимке этого исторического осетра в неводе, из Нижнего пруда, произошла целая история. Вот как этот случай описал в своем Московском фельетоне г. Курешин. «Когда приволокли в сетях осетра, арендатор был в восторге, но тут вмешался в дело окружной надзиратель.Имея в виду историческое значение осетра, надзиратель не позволил арендатору взять его, а предложил следующее: устроить для осетра особый судок, приставить для охраны стражу за счет арендатора и хранить осетра, пока он, надзиратель, отрапортует в удельную контору, а контора снесется с дворцовым ведомством и т. д., пока, словом, не воспоследует окончательное распоряжение высшего начальства. Подумав, арендатор почесал в затылке и отпустил осетра на все четыре стороны, а насчет всего вышеизложенного был составлен длинный протокол, впрочем не длиннее осетра, который бал 2 аршина 11 вершков».


М. И. Пыляев. Старая Москва.СПб, 1891г.



стр.536



Из жизни первых владельцев Черной Грязи

Патриарх Никон, при котором произошел раскол Русской православной церкви, имел многочисленных врагов при дворе Алексея Михайловича.
«Против Никона были Стрешневы – родня царя по матери, Милославские – родня первой супруги царя, Морозов – царский свояк, первая супруга царя Марья Ильинична, составитель Уложения князь Одоевский, бояре Долгорукий, Трубецкой, Салтыков и др. Все эти люди зорко следили за патриархом, имевшим суровый до излишества нрав, ловили всякий случай, где он слишком резко выставлял свою власть или давал волю своему гневу. Семен Стрешнев до такой степени ненавидел Никона, что назвал его именем собаку и выучил ее подражать патриаршему благословению. Никон проклял Стрешнева за кощунственное обучение собаки – к такому несчастному средству мщения патриарх обращался, по его собственному признанию, «от тяжкия кручины огорчеваясь».


М. В. Толстой. Рассказы из истории Русской Церкви. 1901 г.

---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в ТЕМУ дневника
ДНЕВНИК (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия. Москва
Сообщений: 10938
Регистрация: 2008
Рейтинг: 16723 

ГУСЯТНИКОВ Михаил Петрович (1713 -1776)

- моск. купец, пром. предприниматель. В 1745 вступил в компанию по содержанию казенного шляпного завода в Москве, а в 1747 стал его владельцем. В 1750 купил полотняную фабрику, в 1769 еще одну в Москве. Сыновья и наследники Гусятников Петр Михайлович (1758-1816), Гусятников Сергей Михайлович (1750 - после 1811).
Их дети приобрели дворянство и поступили на военную и гражданскую службу
[q]
Гусятниковы, известный московский купеческий род XVIII в., выходцы из московской гостиной сотни, купцы 1-й гильдии, именитые граждане.

Сергей Захарьевич (до 1689 – после 1713) – казенный целовальник Купецкой палаты по приему пушного товара из Сибирского приказа. Его сын Петр (1683 – после 1740) заключил вместе с 13 компанейщиками в 1729 контракт на сбор питейных денег. Компания ведала в 1730-х всей водочной торговлей в Москве и известна злоупотреблениями, вызвавшими громкое следственное дело, в ходе которого выяснилось, что П.С. Гусятников, владевший 17 питейными заведениями, имел в месяц по 100–150руб. дополнительного дохода.

Эти по тому времени высокие доходы стали основным источником первоначального накопления капитала, который затем преумножил его сын Михаил Петрович (1713–1776). В 1745 он вступил в компанию по содержанию казенного шляпного завода в Москве, а в 1747 стал его владельцем, отстроив после пожара новое здание и увеличив производство в два раза.
В 1750 М.П. Гусятников купил полотняную фабрику вместе с с. Клишино (Зарайского у. Переяславль-Рязанской провинции) и приписными крестьянами, а в 1769–еще одну фабрику в Москве.

Если в 1730-х он имел в Москве 13 лавок, то в 1760-х его заграничный торг юфтью, полотном, пенькой, пушниной достигал 100 тыс. руб. Объявленный капитал, с которого с 1775 взимался однопроцентный налог, достигал 40 тыс. руб. После его смерти предпринимательскую деятельность продолжили его сыновья Петр (1758–1816) и Сергей (1750 – после 1811).
[/q]


Палаты, как полагают исследователи, выстроены после стрелецких бунтов примерно в 1680 - 1690-х гг.
Во второй половине XVIII в. палатами владели виноторговцы, купцы первой гильдии Андроновы, которые значительно их перестроили и увеличили.
Двухэтажный небольшой особняк с четырехколонным тосканским портиком по линии переулка выстроен в 1822 г.




А это пояснение тому, почему в теме о Царицыно вспомнили о купцах Гусятниковых.
Фрагмент из книги И.Сергеева "Царицыно"


---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в ТЕМУ дневника
ДНЕВНИК (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия. Москва
Сообщений: 10938
Регистрация: 2008
Рейтинг: 16723 

Листая источники -


Источники -
Минеева К.И., Царицыно. Дворцово-парковый ансамбль, М., 1988;
Сергеев И., Царицыно. Страницы истории, М., 1993.
Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1992.


Дело было до Стрешневых..... (примеч. мое)

Известно с конца XVI в. как вотчина царицы Ирины, сестры Бориса Годунова, под названием село Богородское.
В XVII в. владение бояр Стрешневых, затем — князей Голицыных.



---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в ТЕМУ дневника
ДНЕВНИК (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
  Вперед>>[ <<<<< ] Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 12 13 14 15 16 17 [ >>>>>> ]
Модератор: Tasha56
Генеалогический форум ВГД »   Дневники участников »   Дневник Tasha56 »   Прогулка по Московскому уезду »   Царицыно. Москва ЮАО.
RSS

Реклама от YouDo