ВГД требуется ведущий (админ)   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Метрические записи лютеран России

Метрические книги лютеранских церквей. Записи лютеран в МК православных церквей

    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4  5 6 7 8 9 ... 57 58 59 60 61 62 Вперед →
катякатя
Участник

катякатя

Санкт-петербург
Сообщений: 89
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 7
Уважаемые, а где могут храниться метрические книги Евангелистско-Лютеранской церкви в С-Пб (нужны записи с 1867 г.)
Спасибо.



Perol

Perol

Березники, Пермский край
Сообщений: 510
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 420
tacci

Спасибо за Ваши советы! Обязательно воспользуюсь.
С уважением, Ольга.
---
Все персональные данные, касающиеся меня и моих предков, размещены на сайте vgd.ru лично мною добровольно или другими лицами по моей просьбе - для изучения истории моего рода

Интересуют Переплеснины, Переплёснины, Борисовы, Казаковы, Шачковы, Сизьмины, Бордуновские
Konstantin Ivanov
канд. ист. наук

Konstantin Ivanov

Кемеровская область
Сообщений: 17248
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 8133
Метрические книги Санкт-Петербургского консисториального округа как источник по истории лютеранского населения Российской империи XVIII - нач. XX вв.
http://123diplom.ru/soderjanie/items98660.html

Можно скачать за 390 рублей.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение... 6

Глава I. Историография проблемы
1.1 Использование данных метрических книг в исследованиях зарубежных ученых XIX - XX вв... 16
1.2 Изучение православных метрических книг в отечественной историографии... 22
1.3 Изучение метрических книг лютеранских приходов в России в отечественной историографии... 34

Глава II. Организация церковного учета лютеранского населения в России, история образования и формирования Петербургского консисториального округа... 48
2.1 История организации церковного управления лютеранскими общинами в России... 48
2.2 Формирование Петербургского консисториального округа и изменение его границ на протяжении 1833-1917 гг... 51
2.3 Характеристика этнических групп, составлявших лютеранские общины и распределение их по регионам в границах Петербургского округа... 53
2.4 Характеристика и классификация приходов Петербургского консисториального округа... 57
2.5 Особенности структуры и классификация приходов Петербургского консисториального округа... 61
2.5.1 Новые приходы округа и причины их возникновения... 61
2.5.2 Классификация приходов Петербургского консисториального округа... 62
2.6 Церковный учет лютеранского населения в России... 64

Глава III. Источниковедческое исследование приходских лютеранских метрических книг и их консисторских копий... 76
3.1 Церковный экземпляр как первичная форма метрических книг... 76
3.2 Консисторский экземпляр метрических книг... 84
3.3 Характеристика и особенности метрической книги... 90
3.3.1 Записи о рождении и крещении... 90
3.3.2 Записи о венчании... 103
3.3.3 Записи о смерти и погребении... 113
3.4 Особенности ведения метрических книг в разноэтнических общинах... 125
3.4.1 Метрические книги немецких приходов Петербургского консисториального округа... 125
3.4.1.1 Метрические книги приходов Петербурга... 125
3.4.1.2 Метрические книги приходов Петербургской губернии.. 133
3.4.1.3 Метрические книги немецких приходов южных и юго-западных губерний Российской империи... 143
3.4.2 Метрические книги финских приходов... 148
3.4.2.1 Метрические книги прихода Ново-Архангельск на Аляске... 155
3.4.3 Метрические книги шведских приходов... 159
3.4.4 Метрические книги эстонских приходов... 163
3.4.5 Метрические книги латышских приходов... 168
3.4.6 Судьба приходских и консисторских экземпляров после 1917г... 170

Глава IV. Метрические книги как источник по истории лютеранского населения... 181
4.1 Метрические книги как генеалогический источник. Опыт создания базы данных на уроженцев г. Любека, умерших в Петербурге в 1841-1917 гг... 181
4.2 История колонистской семьи Омов по метрическим книгам прихода Грунау Екатериносл авской губернии... 190
4.3 Метрические книги немецких приходов Петербурга и финского прихода Кобрино Петербургской губернии как источник по истории семьи стеклозаводчиков Рютингов... 193
4.4 История населения Новосаратовского колонистского прихода в Петербургской губернии по метрическим книгам XVIII -нач.ХХвв... 205

Заключение... 233

Список использованных источников и литературы... 247

Приложение I Метрические книги Петербургского консисториально-
го округа... 272
Приложение II Число немцев-лютеран в южных губерниях России... 316
Приложение III Список прихожан лютеранской церкви в Ново-Архангельске... 319
Приложение IV Данные о новосаратовских колонистах за 1834-1849 гг... 331
Приложение V Число эстонцев в приходах Петербургского консисториального округа... 386
Приложение VI Число латышей в приходах Петербургского консисториального округа... 390
Приложение VII Список уроженцев Любека, зарегистрированных в метрических книгах Петербургских приходов... 3 93
Приложение VIII Сведения об уроженцах Любека, выявленные по метрическим книгам церквей Любека и генеалогическим регистрам Любекского архива... 397
Приложение IX Список членов немецкого рода Омов... 403
Приложение X Сведения о числе умерших в Новосаратовском приходе с несовпадающим местом рождения и смерти 410
Приложение XI Статистические данные по приходу Новосаратовка за 1815-1920 гг... 425
Приложение XII Распределение числа смертных случаев в приходе Новосаратовка по месяцам за 1834-1915 гг... 428
Приложение XIII Распределение числа случаев смерти от холеры в Новосаратовском приходе... 430
Приложение XIV Общая численность населения в Новосаратовской колонии и количество родившихся в 1834-1919 гг... 433
Приложение XV Общая численность населения в Новосаратовском приходе и количество родившихся в 1834-1919 гг... 434
Приложение XVI Коэффициент смертности в Новосаратовском приходе по месяцам за 1834-1915 гг... 435
Приложение XVII Распределение числа смерных случаев от холеры в Новосаратовском приходе по месяцам... 436
Приложение XVIII Число рождений, браков и смертей в Новосаратовском приходеза 1834-1920 гг... 437
Приложение XIX Численность населения в Новосаратовской колонии и приходе за 1815-1922 гг... 438

Страниц: 438
Лайк (1)
litana

litana

Россия, Москва
Сообщений: 6153
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 2784
Выдержки из работы: (к сожалению мало!!!!)
Эти таблицы составляли приложение к общей ежегодной "Табели о родившихся, венчавшихся и умерших" по консисториальным округам. В таблицах все погребенные распределялись по числу умерших до года, до 5 лет и т. д. по пятилетиям.
Обратимся к номинативной части, чтобы представить объем информации помещенный в этих графах, а так же проследить последовательность и особенности их заполнения. Прежде всего отметим, что формуляры 3-й части метрической книги и консисторского экземпляра одинаковы. Поэтому последовательность изложения информации в них будет одинакова.
1) Порядковый номер. Каждый умерший в приходе при регистрации его в книге имел свой порядковый номер. Так как метрические книги велись изначально с целью регистрации религиозного обряда, то записи вносились не по дате смерти, а по дате погребения в хронологическом порядке. Если прихожанин умер в конце декабря прошлого года, то похороны иногда проходили в начале следующего. Если в книге записей погребенных порядковый номер отсутствовал, то это означало, что данное лицо являлось членом другого прихода. Пастор отмечал этот факт либо здесь же, либо в разделе "общие замечания".
Приведем несколько примеров из метрических книг. В списках церкви св. Марии на Петербургской стороне за 1900 г. напротив некоторых фамилий имеется запись о том, что учет и регистрация данных лиц произведена в петербургских приходах св. Анны, св. Иоанна и Христа Спасителя, т. е. в тех приходах, где они числились. В метрических книгах церкви св. Марии текущие номера у этих лиц отсутствуют. Это объясняет тот факт, что пастор церкви св. Марии совершил над ними обряд погребения и формально отметил в книге, но при составлении ежегодного отчета по приходу св. Марии данные фамилии не
180 ЦГИА СПб. Ф. 2294. On. 1. Д. 31.
учитывались . На основании своих записей пастор выдавал родственникам умершего удостоверение для предъявления в своем приходе. Например, родители умершего младенца проживали в Петербурге и были приписаны к
немецкому приходу св. Екатерины. Они представили своему пастору удостоверение о смерти и погребении ребенка пастором Шуваловской церкви. Таким образом, факт погребения зарегистрирован дважды: в книгах Шуваловской церкви и церкви св. Екатерины, но его учет произведен только в
1 О 1
приходе св. Екатерины, где проживали родители. Такие особенности в записях уставом не оговаривались. Практика поведения пасторов в этих случаях складывалась сама собой. Здесь можно привести и другой вариант записи при подобной ситуации, когда священник выдавал разрешение на захоронение своего прихожанина в другом приходе. Метрическая книга прихода Колтуши за 1881 г. содержит между текущими номерами 53 и 54 следующую информацию об "умершем без номера":
№ отсутствует
Дата смерти 25.03.1881
Дата погребения 29.03.1881
Имя умершего Фредерик, сын рабочего Андрея Хонканена
Место роэ/сдения Разметелево
Возраст неуказан
Заболевание не указано
Общие замечания разрешение для погребения выдано из прихода
Св. Марии за № 699.182
Смерть и погребение Фредерика Хонканена опять зарегистрированы дважды: в книгах церквей св. Георгия в Колтушах и св. Марии в Петербурге. Но учтено данное лицо только в приходе св. Марии под № 258. В рассмотренном случае отметка о погребении в другом приходе стоит в графе "общие замечания". Здесь же указывается место погребения и документальные к тому основания: аттестат на погребение, медицинское свидетельство о
181 ЦГИА СПб. Ф. 2294. On. 1. Д. 147.182 РГИА. Ф. 828. Оп. 14. Д. 239. Л. 12 об.-13.
Документы, предоставлявшиеся родственниками умершего для погребения, отмечались только в поздних книгах (кон. XIX - нач. XX в.)
смерти, разрешение пристава и т. д.
Встретить пропущенные порядковые номера можно только в метрических книгах, хранившихся в церковных архивах. В них пастор делал записи для сведения. В консисторских копиях
пропущенных номеров нет, так как проповедник отчитывался за реальное число умерших и погребенных в его приходе. Это еще раз подчеркивает исключительность каждого вида источника: церковного и консисторского экземпляра метрической книги. Консисторский экземпляр не является точной копией или, говоря на архивном языке, дублетом церковного.
Порядковые номера способствовали проведению учета населения в приходе. Сложнее обстояло дело с "неоседлым" населением. Примером может служить регистрация некоторых финнов без присвоения им учетного номера. Такая ситуация объясняется наличием в некоторых финских приходах вольнонаемных работников или, как их называли, "неоседлых финнов". Они кочевали из прихода в приход, не имея приписки ни к одному из них. Поэтому пастор просто отмечал факт их смерти в церковной книге. "Неоседлые финны" населяли в основном приходы Петербургского и Шлиссельбургского уездов Петербургской губернии: Лемболово, Валкиасаари, Вуолы, Колтуши-Рябово, Марково-Ярвисаари. Такие записи встречаются в метрических книгах перечисленных приходов.
2) Дата смерти и погребения. Ориентиром для поиска какого-либо лица могут служить даты смерти и погребения. Здесь опять следует отметить, что регистрация умерших проводилась по дате погребения, а не по дате его смерти. Между этими датами всегда существовал небольшой временной разрыв в отличие от списков родившихся, в которых этот разрыв, вопреки требованиям устава, мог достигать, порой, шести недель. Разница между смертью и погребением по церковному уставу не должна была превышать 5-ти дней. В годы эпидемий срок погребения сокращался до 1-2 дней. Ситуация находилась под контролем санитарной комиссии. О смерти прихожанина сообщали его родственники или управляющий домом (в городе), где он проживал. Тело предавалось земле только после предъявления священнику медицинского
свидетельства о смерти, выданного лечащим или полицейским врачом. Помету о наличии такого свидетельства пастор делал в графе "общие замечания".
3) Данные об умершем. Эта графа содержала информацию о личности умершего. Кроме фамилии и имени вписывались для лиц мужского пола - род занятий, для лиц женского пола - девичья фамилия и род занятий мужа, для незамужних - род занятий отца. Если проводилось погребение ребенка, то обязательно указывались один из родителей и их ремесло. Мертворожденные отмечались особо, тем самым они учитывались в приходских списках дважды: в книге рожденных/крещенных и в книге умерших/погребенных. Графа, где помещались выше описанные сведения, дает представление о социальном статусе членов прихода, и способствует проведению исследований этносоциальной структуры населения.4) Место рождения умершего. Сведения из • предыдущей графы в совокупности с информацией о месте рождения погребенного, позволяют решать задачи по выявлению направлений миграций жителей приходов. Для примера возьмем списки погребенных в нескольких приходах, состоявших из разных этнических групп. Из них видно, что приходское население немецких общин происходило из Прибалтийских губерний, германских городов, ряда местных приходов. Финские приходы соответственно пополнялись большей частью, населением, прибывшим из Финляндии. В списках указывается родом из каких губерний и приходов были умершие финны. Здесь же встречаются финские ингерманландские приходы и некоторые города и селения Прибалтийских губерний. Города и приходы Швеции и Финляндии соответственно отмечены в списках шведской церкви св. Екатерины. Сложнее выявить и проследить миграции латышей и эстонцев. Еще до образования отдельных эстонских и латышских общин, часть немецкоязычных латышей входила в состав немецких приходов, а эстонцы, незнающие ни немецкого ни русского языка - в состав финских приходов. По спискам умерших в сложившейся в 1843 г. эстонской общине св. Иоанна в Петербурге проходят города Эстлянской губернии: Ревель, Дерпт, Кегель, Гольденбек, Пярну, Фелин3)
и др., а так же Нарва, Псков. А по спискам из латышского прихода Христа Спасителя, например, значатся населенные пункты Лифляндской и Курляндской губерний: Рига, Митава и др. Исследованию этносоциальной структуры населения отдельных регионов посвящено немало монографий, однако основой этих работ являлись главным образом материалы переписей. Сводки систематических сведений из метрических книг лютеранских приходов доказывают, что использование списков умерших способствовало бы успешному проведению исследования.
5) Возраст умершего. Основой для демографических расчетов может служить запись возраста умерших. Эти сведения из консисторских экземпляров попадали в ежегодные статистические отчеты в виде приложения. Они составлялись в форме таблиц, куда заносилось число смертей по возрастам с разбивкой на пять лет. В самих отчетах указывалось с разделением по полу количество умерших в приходе, количество мертворожденных детей, число погребенных старше 80-ти лет.6) Причина смерти. Церковные метрические книги дают не только богатый материал для исторической демографии и генеалогии, а так же для ученых, занимающихся вопросами истории медицины. Один из разделов формуляра умерших/погребенных содержит информацию, которая является важной для изучения этих вопросов. С конца XVIII века, а в некоторых приходах с середины века, в метриках пасторы стали отмечать причину смерти. Это характерно для финских приходов. Конечно, в этот период времени диагностика не всегда была на должной высоте, тем более, что диагноз устанавливали церковнослужители или же он записывался со слов родственников. Однако некоторые болезни имеют четко выраженные признаки (чума, холера, оспа, тиф, чахотка) и поддаются учету. Проповедник так же делал отметки о несчастных случаях и насильственной смерти, самоубийствах. К середине XIX века по требованиям церковного устава и записям священников о предоставлении медицинского свидетельства можно утверждать, что приоритет установки диагноза уже принадлежал медикам. По регистрации5)
причин смерти можно определить регион распространения эпидемий и скорость охвата ими приходов.
Сохранность третьей части метрических книг с записями умерших можно считать достаточной. Консисторские копии списков умерших по Петербургскому консисториальному округу охватывают хронологический период 1833-1917 г. (книги южных приходов по 1909 г.). Сложнее обстоит дело с проведением учета церковных книг, которые теоретически должны быть сосредоточены в областных архивах и городских архивах ЗАГСов, так как в архивных путеводителях наличие такого рода документа учитывается крайне редко. Книги из финских приходов Петербургской губернии находятся на хранении в Национальном архиве Финляндии - 24 списка умерших за XVIII -нач. XX в. В РГИА сохранилось 14 книг из приходов Петербурга и губернии, а в ЦГИА СПб - 22 за указанный период времени. С помощью сотрудников других архивов удалось выявить метрические книги нескольких приходов. Так было установлено, что в Государственном архиве Ярославской области имеются в наличие две метрические книги с записями смертей и погребений за 1863-1892 г. из прихода Ярославль-Кострома-Вологда.184 В Центральном государственном историческом архиве Украины хранятся 13 метрических книг из лютеранского прихода в Киеве, из них 5 с записями погребенных за 18481867, 1882-1891, 1904-1922 г.
В итоге выделим несколько основных моментов при работе с метрическими списками умерших и погребенных.
184 ГАЯО. Ф. 230. Д. 578,580.1) Метрические записи умерших/погребенных представляют систематически собранную информацию, занесенную в специально созданный для этой цели формуляр. Списки XVIII в. содержат неодинаковый объем сведений изложенный в разной последовательности. Одни пасторы не указывали род занятий, другие - вид заболевания. Списки отличаются отсутствием четкого графления, беспорядочным изложением информации об умерших. В формуляре не учитывался раздел для статистики. Это объясняется отсутствием единых
норм ведения метрических книг для лютеранских приходов. С начала XIX в. объем вносимых в формуляр сведений пополнился.
2) В XIX в. объем информации увеличился с включением графы о месте рождения погребенных, а так же с обязательным введением статистической части.3) С 1832 г. формуляр на погребенных принимает свои устойчивые формы. При его разработке так же учитывался опыт ведения шведских метрических книг.4) Данный вид источника позволяет проводить исследования по разным направлениям. Сведения о месте рождения погребенных помогают установить направление миграций населения в пределах прихода или вне его. Опираясь на полученные данные и привлекая дополнительные источники, можно установить причины миграций. Статистический раздел, где учитывался возраст и пол умерших, представляет интерес при выявлении уровня возрастной смертности, смертности в младенческом возрасте. Здесь можно эффективно использовать математические методы и компьютерную технику. По данным списков умерших возможно проведение генеалогических исследований с учетом особенностей данных регистов.5) Преемником церковного регистра в 1917 г. стал документ, разработанный советским правительством - Акт записи о смерти. Церковный формуляр был взят за основу при исключении сведений о конфессиональной принадлежности. В новом акте был увеличен объем вносимой информации с 7 до 17 пунктов.2)
Мы рассмотрели здесь важную разновидность церковной документации периода XVIII - нач. XX в.- метрические книги лютеранских приходов Петербургского консисториального округа. Проанализировав создание и развитие трех видов формуляров метрической книги, следует заметить, что источниковедческое значение истории формулярного документа вряд ли требует специальных доказательств. Без ее знания не возможны ни определение степени достоверности данных, заключенных в этом документе, ни выработка рациональной методики обработки этих данных. Изучение отдельных вопросов, касающихся деятельности прихода, делает необходимым обращение к одному из видов этого источника, где синтезированы наиболее важные метрические сведения о конкретном лице. При выработке формуляра церковные власти учитывали, что сведения, о помещенные в метрические книги могут быть неоднократно востребованы как отдельными лицами, так и различными ведомствами. Поэтому в формуляре все сведения должны быть унифицированы и легко подвергаться статистической обработке и поиску единичных записей. Поэтому данные, занесенные в каждый из трех видов формуляров метрической книги, представляют собой систему взаимосвязанных между собой сведений. Все формуляры имеют графы, содержащие отсылки к церковной персональной книге, где пастор записывал своих прихожан с подробной информацией о каждом. В этих графах обозначается номер страницы персональной книги, где записаны краткие биографические сведения о данном лице.
Таким образом, лютеранские метрические книги являются первичным документом учета приходского населения. Они предоставляют в распоряжение исследователей массовые данные о лютеранах Российской империи, собранные по определенной программе, положенной в основу формуляра. Эти книги представляют собой комплекс документов, в которых зафиксированы систематические сведения и данные, целенаправленно собираемые для учета статистики прихожан.
Параллельно с ними существовали копийные экземпляры, высылавшиеся пасторами в начале следующего года в Генеральную консисторию. Они
являлись основным источником для консистории при составлении ежегодных статистических отчетов, представлявшихся в Министерство внутренних дел. Они были сконцентрированы в консисторском архиве и являлись запасным хранилищем данных о лютеранах в России. Так как копийные экземпляры имеют лучшую сохранность, чем церковные метрики, то по ним проводились все исследования, помещенные в данной работе, с частичным привлечением приходских регистров.
3.4 Особенности ведения метрических книг вразноэтнических общинах
В данном параграфе ставится задача выяснить, как проводилась метрикация в каждой этнической группе, принадлежавшей к лютеранской конфесси. Здесь важно проследить зависимость ведения метрических книг от исторических процессов, происходивших внутри приходов, от специфики образования общин, от района проживания отдельных этнических групп. В связи с этим необходимо установить районы расселения этих групп и приходы, в составе которых они находились.
За основу исследования взят региональный принцип. В научный оборот были введены данные метрических книг и дополнительная церковная статистика о динамике национального состава лютеран.
3.4.1 Метрические книги немецких приходов Петербургского консисториального округа
Для исследования нами были выделены городские и колонистские немецкие приходы. В свою очередь, они рассматриваются относительно районов расселения немцев-лютеран: в Петербурге и Петербургской губернии, в южных и юго-западных губерниях Российской империи. Отдельно рассматривается вопрос регистрации немцев в этнически смешанных приходах.
3.4.1.1 Метрические книги приходов Петербурга
В Петербурге основная часть немцев была приписана к трем крупным приходам: св. Петра, св. Анны, св. Екатерины и двум средним по числу прихожан - св. Михаила и св. Марии на Петербургской стороне. В столице существовал и ряд небольших общин при учреждениях: св. Георгия при втором кадетском корпусе, св. Михаила при первом кадетском корпусе, Христа Спасителя при евангелическом госпитале, св. Марии при городских богадельнях, а также при больнице "всех скорбящих", при доме призрения бедных императрицы Александры Федоровны. Здесь необходимо назвать и два этнически смешанных прихода: немецко-латышский Христа Спасителя, немецко-эстонский св. Иоанна.
1857 и 1904 гг.
В табличном выражении это выглядит следующим образом:
Метрические книги этих приходов хранятся в двух архивохранилищах Петербурга: РГИА, ЦГИА СПб. Большинство из них находится в церковных фондах ЦГИА СПб: св. Анны, Екатерины, Петра и Михаила. За XVIII в. сохранилось 47 книг. Значительная их часть сосредоточена в фондах церквей св. Петра и Михаила. Самые ранние записи сделаны в 1728 г. пастором прихода св. Екатерины. Наименьшее число метрик сохранилось из церкви св. Анны. При выявлении книг были найдены два приходских экземпляра этой церкви с записями крещений за 1785-1799 гг. и с записями венчаний за 1910 г. Они находятся на хранении в Российской национальной библиотеке в Петербурге, в
1 о с
"Собрании отдельных поступлений" (ф. 1000). По регистрационному журналу удалось установить время приобретения библиотекой этих источников. Книга крещений поступила в 1944 г., а книга венчаний - в 1938 г.
Бывают случаи, когда метрические книги неверно атрибутированы и присоединены к другим церковным фондам. Чтобы выявить такие ошибки и правильно установить принадлежность метрической книги к какому-либо приходу, необходимо учитывать несколько моментов. Например, в Петербурге в XVIII в. одновременно имелось две лютеранские немецкие церкви св. Петра. Первая церковь существующего ныне прихода св. Анны освящена 18 марта 1722 г. в честь св. Петра. Это название сохранялось до постройки нового церковного здания и освящения его 26 октября 1740 г. во имя св. Анны. Действующая сейчас церковь св. Петра получила свое название при освящении 14 июня 1730 г. Таким образом, с 1730 по 1740 гг. в Петербурге имелось две церкви св. Петра, принадлежавшие совершенно разным общинам. Установить к
какому приходу относится метрическая книга можно по подписи пастора в конце ежегодных метрических списков или в самих метрических записях, где сообщается, кем совершен обряд. Таким образом, при работе с метрическими книгами XVIII в. автором обнаружены в ЦГИА СПб в фонде св. Петра две
книги из церкви св. Анны. Данный факт установлен не только по фамилиям
пасторов, но по записи в одной из книг о времени освящения новой церкви. На титульном листе книги имеется также запись о пожаре в пасторате в 1739 г. и гибели первых церковных метрик этого прихода, что снимает вопрос о продолжении поиска церковных книг до 1739 г.
Во второй половине XVIII в. в Петербурге также числились две церкви св. Петра. Первая лютеранская церковь на Васильевском Острове была освящена 29 июля 1744 г. в честь св. Петра. Это название сохранялось до постройки нового здания и его освящения 26 января 1771 г. во имя св. Екатерины. Следовательно, с 1744 до 1771 г. в столице вновь действовали две церкви св. Петра, принадлежавшие разным общинам.
185 РНБ. Отдел рукописного фонда. Ф. 1000. Оп. 2. Ч. I. Д. 46. Оп. 3. Д. 354.186 ЦГИА СПб. Ф. 708. Оп. 1.Д. 24(1739-1741 гг.), 31 (1750-1772 гг.).
Здесь следует сказать и об особенностях оформления немецких метрических книг XVIII в. Их формуляры отличаются от формуляров финских книг. Это можно объяснить тем, пасторы, приглашавшиеся в немецкие приходы из Германии, продолжали свои традиции ведения церковных книг и в России. Они существенно отступали от требований шведского устава, которым руководствовались финские лютеранские священники в XVIII в. Такая практика существовала даже не смотря на то, что по распоряжению Юстиц-Коллегии лифлянских, эстляндских и финляндских дел шведский устав 1686 г. являлся основным регламентирующим документом для всех российских пасторов. В немецких книгах формуляр трех видов записей гражданского состояния прихожан располагался на одной странице. Часто отсутствовали порядковые номера, при крещении не всегда записывалось имя матери и день
рождения. При погребении указывались: дата погребения, имя и фамилия, род занятий, место рождения (не всегда), дата смерти (не всегда), место погребения, возраст. Вместо заболевания записывалось время продолжительности болезни, например: умер на седьмой день болезни, на третьей недели болезни и т. д. Метрические книги немецких церквей св. Петра, Анны и Екатерины очень похожи по своей структуре на метрические книги церквей г. Любека.
К началу XIX в. метрические книги принимают устойчивые формы общие для всех приходов. В ЦГИА СПб несколько метрик первой трети XIX в. имеется лишь в фондах церквей св. Петра и св. Михаила и две метрики за 18431867 гг. в фонде церкви св. Иоанна
Начало XX в. представлено пятью книгами из церквей св. Екатерины, св. Петра и св. Михаила за период 1892-1937 г. Три из них имеются в фонде, содержащем консисторские копии (Ф. 2294).
В РГИА имеются церковные метрики городских приходов XIX в. в
количестве 14 единиц. Они хранятся в фонде Генеральной консистории вместе с консисторскими копиями.
Известно, что до момента освящения церкви св. Анны 26. 10. 1740 г. она называлась церковью св. Петра. Таким образом, с 14. 06. 1730 г. (время освящения церкви св. Петра) по 26. 10. 1740 г. в столице существовало два церковных здания с одним и тем же названием. 188 Метрические книги XIX в. имеются в РГИА в фонде Генеральной евангелическо-лютеранской консистории (Ф. 828. Оп. 14.) по приходам: св. Екатерины о рождении/крещении в 1873-1890 гг., 1875-1891 гг. (по двум молитвенным округам пасторов Р.Вальтера и Р.Хазенегеря), о смерти/погребении за 1875-1891 гг. (пастора Хазенегеря); св. Михаила о рождении/крещении за 1851-1870 гг. (пастора Д.Флитнера), о венчании/оглашении за 1851-1876 гг., 1864-1879 гг. (пасторов Девида Флитнера и сменившего его Карла Мазинга), о смерти/погребении за 1864-1876 гг., 1864-1891гг. (тех же пасторов), 1877-1891 гг. (пастора Пингоуда, сменившего К. Мазинга); немецкой общины Христа Спасителя о рождении/крещении за 1860-1891 гг. (пастора Зееберга), за 1872-1890 года (пастора Гессе и Керстена), о венчании за 1851-1891 гг. (пасторов Рихтера и Зееберга), за 1873-1891 (пасторов Гессе и Керстена), о смерти/погребении за 1872-1892 гг. (пастора Зееберга).
Копии метрических книг столичных церквей имеются в наличиитолько с 1841 г. При их исследовании было установлено отсутствие консисторских списков за несколько лет: 1843-1844, 1846-1847, 1851, 1864-1865, 1868, 1874 гг. Можно предположить, что книги этих лет утрачены. За перечисленные годы в
фонде Генеральной консистории сохранились статистические отчеты, составленные на основе несохранившихся книг.
Приходские и копийные списки могут служить источником по истории городских приходов. В них отражаются изменения, происходившие в общинах: освящение церквей, смена пасторов, деление, слияние и образование новых приходов. Приведем несколько примеров, которые мы объединили по темам.
1. Сопоставление времени утверждения общины и начала ведения метрических книг. Консисторские копии церковных книг из прихода св. Марии на Петроградской стороне имеются в РГИА за 1867-1884 г., хотя церковь св. Марии выстроена в 1874 г. Это объясняется тем, что для лютеран данного района в 1867 г. был утвержден свой духовный округ, куда пастором был определен Альберт Мазинг. В его отчетах за 1867-1873 г. название прихода обозначено как "община при молитвенном доме на Петроградской стороне". После освящения церкви во имя св. Марии и утверждения прихода в 1874 г. Мазинг подписывает копии списков как пастор прихода св. Марии.
Копии метрических книг общины при втором кадетском корпусе в РГИА имеются в наличии с 1839 г. Но только в 1852 г. в корпусе была освящена церковь св. Георгия. С 1852 г. произошло изменение и в заглавии метрических списков. Например "списки венчавшихся в лютеранской общине при втором кадетском корпусе" поменяли название на "списки венчавшихся в общине св. Георгия при втором кадетском корпусе".
Списки родившихся и умерших в общине при боготворительных заведениях императрицы Александры Федоровны существуют с 1865 г., т. к. здесь в 1864 г. была устроена и освящена капелла и стали проводиться богослужения.
Похожая ситуация наблюдается в отношении общины Христа Спасителя при евангелической больнице. Списки сохранились с 1875 г., со времени образования общины и назначения в нее проповедника.
Копийные списки метрических книг позволили установить по подписям точные годы служения в разных общинах пастора Александра Нильзена.
Полученные сведения существенно расходятся с данными Э. Амбургера. А. Нильзен одновременно проводил богослужения в нескольких городских общинах: св. Георгия и св. Марии при градских богадельнях в 1867-1915 гг., при богоугодных заведениях императрицы Марии Федоровны в 1866-1915 гг.
2. Определение по метрическим книгам статуса общины: филиальной или самостоятельной. Приведенные в этом пункте примеры рассматривают те случаи, когда община первоначально находилась в составе большого прихода и лишь спустя некоторое время утверждалась как самостоятельная. Такая ситуация определяла место записи гражданского состояния лютеран в метрических книгах. Члены филиальных общин, если у них был один пастор, записывались в одну общую приходскую метрическую книгу. При получении общины статуса самостоятельного прихода сразу же заводились новые метрические книги.
К приходу св. Анны до 1866 г. была приписана община при градских богадельнях при Смольном монастыре, существовавшая с 1798 г. Родившиеся и умершие в этой общине записывались до 1866 г. в метрические книги церкви св. Анны. После освящения часовни как церкви 10 сентября 1866 г. пастор общины стал составлять свои отдельные списки.
До 1900 г. в состав прихода св. Анны были включены члены общины при Вдовьем доме. Поэтому поиск сведений о лютеранах этой общины следует проводить до 1900 г. по метрикам прихода св. Анны.
Члены Новопарголовской общины Марии Магдалины с момента утверждения в 1877 г. до 1903 г., числились в книгах Новосаратовского прихода.
Часовня св. Петра и Павла на Волковском кладбище, освященная в 1879 г., входила в приход св. Петра.
Регистрация лютеран в книгах домовой церкви во дворце принцев Ольденбургских начинается с 1876 г., с момента обретения общиной
Amburger Е. Die Pastoren der evangelischen Kirchen Russlands vom Ende des XVI. Jahrhunderts bis 1937. Erlangen, 1998. S. 426.
собственного проповедника. Но церковь во дворце освящена в 1841 г. С 1852 по 1859 г. в домовой церкви проводил богослужения пастор из немецко-латышского прихода Христа Спасителя Юлиус Рихтер во время приезда принца в столицу. Он заносил всех родившихся, венчавшихся и умерших членов этой общины в метрики своего прихода. Дальнейшая судьба общины придворной церкви принцев Ольденбургских связана с деятельностью Ораниенбаумского пастора Христофа Херценберга. В границах Ораниенбаумского прихода находилась и дача принцев Ольденбургских. Херценберг являлся проповедником этого прихода с 1859 по 1875 г. В эти годы он регистрировал в метрических книгах состояния своих прихожан и прихожан общины при дворце принцев Ольденбургских. С 1876 г. до своей смерти в 1909 г. Херценберг обслуживал только членов общины дворцовой церкви. С этого момента в общине появляется собственная метрическая книга.
Деление немецко-эстонского прихода св. Михаила при первом кадетском корпусе также нашло свое отражение в составлении метрических книг. С 1732 г. при первом кадетском корпусе существовала лютеранская церковь, которую посещали немцы и эстонцы из военных чинов. Церковь получила название св. Михаила и сохраняла его до упразднения там прихода в 1878 г. В 1841 г. произошло разделение прихода св. Михаила на две общины: эстонскую и немецкую. Обе общины поменяли свой адрес пребывания. Немецкая община переехала в здание на 3-й линии, а затем во вновь построенное в 1876 г. на Среднем проспекте Васильевского острова, но сохранила прежнее название общины св. Михаила. В здании первого кадетского корпуса лютеранская церковь продолжала действовать для учащихся и преподавателей под тем же именем вплоть до упразднения там общины в 1878 г. В фонде Генеральной консистории с 1841 г. по 1876 гг. имеются копии метрических списков из двух общин св. Михаила: немецкой и при первом кадетском корпусе. Определить их принадлежность можно путем уточнения фамилий пасторов и времени их службы в общине, по объему списков (число прихожан общины при первом
кадетском корпусе было незначительно), по сословной принадлежности членов прихода.
3. Особенности регистрации прихожан в этническисмешанных приходах. Выявление записей немецкоязычных прихожан в консисторских книгах немецко-латышского прихода Христа Спасителя за 1839-1863 г. осложнено тем, что пастор по каждому виду метрических записей вел один список на всех прихожан обеих национальностей. Лишь с 1864 г. они стали выделяться в общих списках отдельной нумерацией, а с 70-х годов списки стали вестись для каждой группы - свои. Сложнее работать с консисторскими копиями из немецко-эстонского прихода св. Иоанна. В данном источнике за 1841-1883 г. немцы и эстонцы регистрировались в одном списке под общей нумерацией, как это с начала наблюдалось в приходе Христа Спасителя.
Таким образом, при работе с консисторскими экземплярами при поиске метрических записей необходимо проводить уточнение времени образования приходов и освящения церквей, определять место приписки филиальных общин, время служения пасторов, проводивших регистрацию прихожан в общинах. Важно так же обращать внимание на то, как пасторы регистрировали немцев в метрических книгах этническисмешанных приходов.
3.4.1.2 Метрические книги приходов Петербургской губернии а) приходы в уездных городах190 РГИА. Ф.828.0п.З-1857. Д. 82. Л. 71-81. Оп.13.Д.612. Л.Ыоб.
Приходы в уездных городах, как и столичные, часто объединяли в себе несколько национальных общин. Объектом нашего внимания в данном случае являются церковные метрические книги и консисторские копии тех приходов, где численность немецкоговорящего населения преобладала. Цифровые показатели, выбранные из отчетов пасторов за 1904 год190, свидетельствуют, что только в Гатчине, Ямбурге, Гдове число немцев было незначительно. В Гатчине и Ямбурге они составляли 6-7% от общего числа прихожан, в Гдове -1,4%. Чтобы представить динамику роста числа немцев в уездных городах
городов Петербургской губернии в 1856 и 1904 гг.
приведем некоторые данные по приходам в форме таблицы с разрывом в 50 лет. В таблицу включены так же данные о приходах в Лигово и Тешково, которые по своему церковному устройству больше подходят к рассматриваемой категории приходов.
Из таблицы видно, что за 50 лет значительно увеличилось число немцев в приходе Петергоф. Это обясняется изменением его границ. К 1904 г. в составе Петергофского прихода значилось несколько колоний, входивших ранее в соседние приходы. Например, к нему присоединились колонии Кронштадтская, Ораниенбаумская и Петергофская, ранее находившиеся в границах Ораниенбаумского прихода, а также колонии Александрийская и Луизино, числившиеся в Стрелинском приходе. Все происходившие корректировки границ отражались в метрических книгах. Населенные пункты переходили из ведения одного пастора к другому и соответственно регистрация рождений, венчаний и смертей жителей этих селений совершалась уже другим пастором в метрических книгах других приходов. Информация о смене места приписки селений является важной для проведения персонифицированного поиска сведений о лютеранах.
Церковные книги и их копии указанных в таблице приходов сосредоточены в РГИА и ЦГИА СПб. Ранние метрики общин, ведущих свое начало с XVIII в., св. Елизаветы в Кронштадте, Иоанна в Нарве, св. Доротеи в Павловске, св. Николая в Гатчине, не сохранились.191
Исключение составляет приходской регистр Ораниенбаумской церкви, обнаруженный в ЦГИА СПб, в церковном фонде св. Петра. Ошибочное присоединение его к фонду объясняется тем, что в XVIII в. Ораниенбаумская церковь имела такое же название. Приход в Ораниенбауме образовался в 1759 г. из чинов Голштинской гвардии Петра Федоровича. В 1762 г. выстроили и освятили церковь во имя св. Петра. Ораниенбаумская община носила это название до переосвящения церкви в 1848 г. во имя св. Елены, в честь великой княгини Елены Павловны, способствававшей церковному строительству и основанию богоугодных заведений.
Данный источник содержит в себе записи родившихся, венчавшихся и погребенных за длительный хронологический период с момента основания
общины до учреждения Петербургской консистории (с 1763 по 1833 г.). По этой книге можно восстановить личный и сословно-профессиональный состав прихода. По истории населения прихода данный источник является уникальным, так как церковные документы Ораниенбаумского прихода за XVIII в. не сохранились.
С 1834 г. продолжить исследование по составу прихода позволяют сохранившиеся в РГИА в фонде Генеральной консистории консисторские копии. Они сохранились по 1875 г., до присоединения общины к Стреленскому приходу. Далее поиск немцев-лютеран, проживавших в его границах, следует проводить по спискам прихода в Стрельне по 1918 г. включительно. Таким образом, историю населения общины в Ораниенбауме можно изучать на протяжении 155 лет (1763-1918).
К сожалению, этого нельзя сказать в отношении других немецких общин Петербургской губернии. Их церковные архивы полностью утрачены. Имеющиеся в наличие немногочисленные метрики сосредоточены в двух архивохранилищах РГИА и ЦГИА СПб. Они хранятся вместе с консисторскими копиями в фонде Генеральной консистории (РГИА.Ф. 828. Оп. 14) и в фонде коллекции метрических книг евангелическо-лютеранских приходов (ЦГИА СПб. Ф. 2294. On. 1).
Остальные приходы образовались позднее: Преображения Господня в Царском Селе-в 1811г., св. Лазаря в Ямбурге - в 1823 г., св. Петра в Петергофе - в 1849 г., св. Троицы в Гдове - в 1884 г., св. Николая в Лигово - в 1906 г.
192 ЦГИА СПб. Ф. 36- Гатчинская церковь св. Николая (1725-1913г.). Ф. 663- Ямбургская
церковь св. Лазаря.
193 Сохранились церковные метрики венчавшихся в 1852-1891 гг. и крестившихся,
---
Ищу Езерских,Бурле,Шпурик,Берг,Сно,Шеньян
"Полезные" советы
мой дневник
Моя Карта
Лайк (1)
Demidoff_von_Albedyll
Коллеги! Подскажите.....

Списки прихожан, причастия, исповеди лютеранской ЭСТОНСКОЙ церкви Св. Ионанна в Петербурге, за период 1905-1914 гг., сохранились?
Где?

С уважением, Никита
campsis59

campsis59

Латвия Рига
Сообщений: 10763
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 4087
Demidoff_von_Albedyll
посмотрите на сайте Мормонов family search
Demidoff_von_Albedyll
Светлана, спасибо! Но, там более ранние годы......
litana

litana

Россия, Москва
Сообщений: 6153
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 2784
---
Ищу Езерских,Бурле,Шпурик,Берг,Сно,Шеньян
"Полезные" советы
мой дневник
Моя Карта
Nathalie

Nathalie

Москва
Сообщений: 3888
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 17453
Доступ к российским метрикам на сайте familysearch.org закрыт по инициативе РОИА
https://forum.vgd.ru/169/38807/

В сложившейся ситуации предлагаю делиться теми материалами, которые успели скачать.
У меня есть лютеранские метрики прихода Беловеж (Черниговская губерния) за 1840,1841, 1846, 1847, 1850, 1852-55, 1857, 1858, 1860-62, 1864-1883, 1885.
Готова, если у кого-то возникнет интерес, выкладывать на файлообменник метрики за отдельные годы.

Надеюсь, не я одна отнеслась к немецким метрикам с немецкой тщательностью. 101.gif
greatmak

greatmak

Москва
Сообщений: 164
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 42
Здравствуйте!
Подскажите пожалуйста где можно найти метрические записи лютеранских приходов Москвы, в частности собора Петра и Павла?
GenForsch

Не скажу. :)
Сообщений: 695
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 136

greatmak написал:
[q]

Здравствуйте!Подскажите пожалуйста где можно найти метрические записи лютеранских приходов Москвы, в частности собора Петра и Павла?
[/q]

В ЦИАМ, в фонде Московской лютеранской консистории.
---
Грузинские лютеране
    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4  5 6 7 8 9 ... 57 58 59 60 61 62 Вперед →
Вверх ⇈