Na_dina написал:
[q]
1. Как задолго до венчания проводился брачный обыск? [/q]
Сбор документов и получение разрешений мог длиться долго.
Но....."Параллельно с производством брачного обыска в праздничные или воскресные дни в храме
трижды происходило оглашение, а если невеста принадлежала к другому приходу, то оглашение происходило и в ее приходской церкви. Все, кто имел сведения о препятствиях к браку, были обязаны сообщить об этом священнику не позднее последнего из трех оглашений.......".
Соответственно, начало процедуры - не позднее, чем за три недели до даты венчания.
Полный набор документов, прилагаемых к обыску включал:
— прошение о вступлении в брак;
— разрешение начальства (с подписью и печатью);
— свидетельство или удостоверение о разрешении на вступление в брак жениху, выданное купеческой или мещанской управой, если он принадлежал к этим сословиям;
— паспорт, если жених или невеста были из другого прихода;
— метрическое свидетельство о рождении;
— свидетельство об исповеди и причастии;
— свидетельство об оглашении с подписями причта и церковной печатью;
— свидетельства о номере брака после вдовства или развода; указ консистории о разрешении повенчать 3-й брак (с 1840 г.);
— указ консистории о расторжении брака и разрешении вступить в новый;
— свидетельство о явке к исполнению воинской повинности от тех, кому исполнился 21 год (с 1871 г.);
— показание-обязательство для иноверцев при вступлении в брак с православными соблюдать законы Российской империи
На практике такого рода документов для отдельных категорий жителей Российской империи могло быть гораздо больше.
При вступлении в брак крепостных в качестве поручителей выступали их владельцы, дававшие разрешение на брак.
При вступлении в брак военнослужащего или приравненного к нему казенного мастерового таким поручителем выступал командир, дававший разрешение на вступление в брак:
Разнообразными были документы, удостоверявшие личность жениха и невесты. При отсутствии единой паспортной системы, к числу таких документов относились свидетельства полиции или городской думы, в которых приводились дополнительные данные, такие, к примеру, как номер записи в ревизской сказке при последней ревизии (переписи населения) или же сведения об отбытии воинской повинности.
Личность невесты удостоверялась ее родителями (при необходимости прилагалась выписка из метрической книги), опекунами, при их отсутствии — органом местного самоуправления:
Вдова при вступлении в брак обязана предъявить т.н. «вдовий паспорт» (свидетельство о вдовстве с перечислением детей и разрешением на проживание во всех местах империи)
Обязательным элементом конечного документа обыска брачного являются подписи жениха, невесты, их поручителей, а также священнослужителя — составителя документа, который его написал.
Если же после завершения брачного обыска возникало какое-либо сомнение или непредвиденное препятствие, даже после того как уже была сделана запись в брачно-обыскной книге, священник сохранял право отказать в заключении брака. С подобным случаем сталкиваемся в брачно-обыскной книге Николаевского Адмиралтейского собора за 1836-1837 гг., в которой одна из записей перечеркнута и рукой священника дописано «Брак сей не чинить». За ошибки и ненадлежащее ведение обыскных книг для священно- и церковнослужителей вводились наказания вплоть до судебной ответственности «дабы каждый из них знал всю силу сего предписания, и не отговаривался бы неведением о том».
Во ІІ половине ХІХ в. устанавливался сокращенный текст записи обыска, а к концу ХІХ в. запись приобретала все более формальный характер, листы брачно-обыскных книг оформлялись в виде стандартного бланка, в который оставалось внести минимальное количество данных.
http://history.mk.ua/brachnyj-...elstvo.htm