ВГД требуется ведущий (админ)   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

О Лене, Леночке, Алёне, Алёнушке, Елене

Песни, стихотворения, сказки, картины.
Знаменитые обладательницы данного имени.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 18 19 20 21  22 23 24 25 26 ... 28 29 30 31 32 33 Вперед →
Модератор: PElena
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 6609
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5790
посвящены Лене, Леночке, Алёне, Алёнушке, Елене:

Песни

119 песен про Лен http://clubs.ya.ru/46116860184...em_no=308


А я нашла еще песни:


Стихотворения


Сказки


Об именах

Картины, скульптуры


Фильмы


Острова


Горы
гора Сент-Хелина — вершина в горах Майакмас (англ. Mayacmas Mountains) в штате Калифорния, США.
вулкан Сент-Хеленс — активный стратовулкан, расположенный в округе Скамания штата Вашингтон, США.

Города и административные единицы

Заповедники

Остров Святой Елены (заповедник) (англ.) — заповедник в Австралии в штате Квинсленд к востоку от Брисбена;

Техника

«Святая Елена» — 74-пушечный парусный линейный корабль Балтийского флота России
Елена — тип ядерного реактора.
«Елена» — прозвище паровоза ЕЛ
Лена — Федеральная автомобильная дорога М56 «Лена».
Лена — станция Восточно-Сибирской железной дороги в городе Усть-Куте Иркутской области.
Лена — скоростное пассажирское судно (проект А45).
Лена (дизель-электроход) — участник Второй Антарктической экспедиции.

Топонимы
озеро Святой Елены (англ.) — озеро в штате Мичиган, США
Елена — река в России, протекает в Ленинградской области; приток Волхова.
Лена — река в Сибири, одна из крупнейших рек мира.

Астронимы
Елена — спутник Сатурна
(101) Елена — астероид Главного пояса
Елена — кратер на астероиде (4) Веста
Еленовка — метеорит-хондрит, упавший 17 октября 1951 года
789 Лена — малая планета (789 Lena), названная в честь матери астронома Г. Н. Неуймина Елены Петровны Неуйминой.

монеты

Знаменитые Елены
---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 6609
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5790
http://www.olesya-emelyanova.r...ushka.html

Олеся Емельянова

Сестрица Аленушка и братец Иванушка

Сценарий для постановки русской народной сказки в кукольном театре /сказка в стихах/
---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 6609
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5790
http://babylib.ru/childrens-poems/blaginina-elena/alenushka/

Елена Благинина

Аленушка

1
А у нас есть девочка,
Звать её Алёнушка,
Девочка-припевочка,
Круглая головушка.
Целый день “уа-уа”,
Вот и все её слова.

2
Как у нашей дочки
Розовые щечки.
Как у нашей птички
Тёмные реснички.
Как у нашей крошки
Тёпленькие ножки.
Как у нашей лапки
Ноготки-царапки.

3
Ой, ладушки, ладушки,
Испечем оладушки,
На окно поставим,
Остывать заставим.
А остынут – поедим
И воробышкам дадим.

Воробышки сели,
Оладушки съели,
Оладушки съели,
Шшу–у-у!.. и улетели.

4
Мы не ляжем рано спать:
Дочку надобно купать.
Теплую водичку
Льём на нашу птичку.

Ой, с гуся вода,
С Алёнушки худоба!
Дайте-ка пелёнку
Завернуть Алёнку.

5
Баю-баю-баиньки,
Прискакали заиньки:
- Спит ли ваша девочка,
Девочка-припевочка?
- Уходите, заиньки,
Не мешайте баиньки! –
Люли-люли-люленьки,
Прилетели гуленьки:
- Спит ли ваша девочка,
Девочка-припевочка?
- Улетайте, гуленьки,
Дайте спать дочуленьке!

Завтра встанет солнышко,
Встанет и Алёнушка.
Будет солнце греть,
Будет дочка петь.
Целый день “уа-уа”,
Полюбуйтесь, какова!

6
Доченька проснулась,
Сладко потянулась,
Полежала, полежала,
Да и улыбнулась.

Сердце бьется шибко.
Ах ты, моя рыбка!
До чего же дорога
Мне твоя улыбка!

7
А-ту-ту,
А-ту-ту,
Пять зубов у нас во рту.
А годок пройдет,
Будет полон рот.
Попадет морковь на зуб –
Хруп-хруп,
Хруп-хруп!

Попадет капустка,
И ей не будет спуска.
И в орехах знаем толк –
Щелк, щелк,
Щелк, щелк!

8
Тяжела дорога
От печки до порога!
От порога до стола
Тоже очень тяжела.

Топ-топ, топ-топ,
Покачнулась – шлёп!
А сидит не плачет:
Не ушиблась, значит?

9
Каша масленая,
Ложка крашеная!
Мы Аленку никогда
Не упрашиваем.
Никогда,
Никогда,
Право слово,
Никогда!

10
Глянула в оконушко
Круглая луна…
Наша-то Аленушка
Сделалась больна!

Сердце бьется шибко,
Чуть не плачу я:
- Что с тобою, рыбка,
Тихая моя?

Я за доктором пошла,
Побежала – привела.

Доктор вылечил Аленку,
Дочка снова весела!

11
А в колхозе есть домок –
Прямо терем-теремок!
Кто, кто в теремочке живет,
Кто, кто в невысоком живет?
Может, мышка-норушка?
Нет!
Ну, лягушка-квакушка?
Нет!
Значит, зайка-трусишка?
Нет!
Ну, лисичка-сестричка?
Нет!

В теремке-то кроватки стоят,
На кроватках ребятки спят.
Подымаются ранешенько,
Умываются белешенько,
За столами тихонько сидят,
На еду не глядят, а едят.

После пляшут, да ведь как!
И вот этак,
И вот так,
И попарно,
И кружком,
И вприпрыжку,
И шажком…
Впереди Аленка наша
Машет аленьким флажком.

12
Я на улицу пойду,
На веселую пойду,
Я Аленушку за ручку,
Как большую, поведу.

Свети, свети, солнышко,
Зеленей, лужок!
Подымай, Аленушка,
Первый свой флажок!

Выше, выше подымай –
Нынче праздник Первомай!
---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 6609
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5790
http://www.lomonosov.org/frien...05423.html

Елена Орлова

Древнерусская Афродита.


Не секрет, что наши предки-славяне были язычниками. Кому они поклонялись? Каким богам? Оказывается, многие наши исконно славянские боги тождественны богам древнеиндийским, арийским, греческим, римским, скифским и многим другим.
Вот возьмем, к примеру, старшую богиню-рожаницу Ладу. Лада – красивое древнерусское имя, означающее мир, лад, порядок и любовь. Какой неповторимой теплотой и нежностью веет от этого прекрасного имени.
Славяне поклонялись двум богиням-рожаницам: Ладе и ее юной красавице-дочери Леле. Астрологическим символом Рожаниц являлась утренняя и вечерняя звезда Венера. Супругом Лады выступал солнцебог Ярило, а в другом варианте Лад или Олад. Кроме дочери, у Лады было еще три сына: Купала, и близнецы Лель и Полель. Такое вот сложилось прекрасное «солнечное» семейство.

У греков славянский божественный образ Лады интерпретируется, как Богиня Лето и царственная Леда – обе богини любви и красоты. Купала – это солнечный бог Аполлон. А Леля – прекрасная Елена, рожденная Ледой от могущественного Зевса. Позднее Лето превратилась у эллинов и римлян в «пеннорожденную» Афродиту-Венеру.
Старшая рожаница Лада у славян выступала как богиня плодородия, свадеб, брака, семейного счастья и любви. Культ младшей рожаницы Лели неизменно был связан с весной, красотой, юностью и весенним расцветом природы. Культ Рожаниц тесно переплетался с образом и обрядом жертвоприношения оленя. А на старинных русских вышивках обе богини изображались непременно с оленьими рогами. Возможно, именно отсюда и произошел просторечный русский вариант имени Лели – Олена (совр. Алена), Оленушка. Кстати, имя главного гиперборейского жреца в древности было тоже Олень. Что это – просто совпадение или нечто большее?

Леле был посвящен женский языческий праздник Лельник или Ляльник. Отмечался он так: «Девушки выбирали из своей среды самую красивую, и она исполняла роль Ляли. Для Ляли изготавливалась особая дерновая скамья, которая, очевидно, должна была символизировать землю с начавшей прорастать растительностью. На середину скамьи садилась увенчанная венком Ляля, а по сторонам от нее на скамью укладывались приношения: по одну сторону - хлеб, а по другую – кувшин с молоком, сыр, масло, яйца и сметана. У ног Ляли лежали сплетенные венки. Девушки водили хоровод вокруг торжественно восседавшей Ляли, прославляя ее как кормилицу и подательницу урожая. По окончании хороводной пляски и пения Ляля наделяла девушек венками». Добавим ещё несколько штрихов: А.Н. Афанасьев в своих «Поэтических воззрениях славян на природу» пишет, что «Лялю» одевали в белое, и украшали зеленью; зелень и венки, которые она раздавала, сохраняли до следующей весны. Ляльник справлялся 22 цветня (апреля). (Б.А.Рыбаков «Язычество древних славян», - М.: Русское слово, 1997).

Имя славянской богини Лады помимо всего прочего было тесно связано с лебединым культом. А так как наша Лада тождественна греческой царице Леде, то не случайно Зевс явился к той в образе именно белого Лебедя и овладел ею. Древнерусская Лада – это белая лебедушка. Молодые девушки на Руси так и назывались ласково лебедушками. Что значило, красивые и прекрасные, как лебеди. Есть версия, что и земля наша русская в древности называлась не иначе как Лебедией. Этого мнения придерживался писатель и научный исследователь В. Демин. Лебедия. Название-то, какое!

Восточные славяне почитали Ладу особо. В древности, задолго до принятия на Руси христианства на древней Киевской земле, на Подоле, был построен прекрасный храм Лады. В центре деревянного храма стояла величественная статуя красивой женщины с золотыми волосами, украшенными жемчугом и венком из роз. Длинное платье богини с золотым поясом было искусно расшито драгоценным орнаментом. У подножия статуи курились ароматные благовония и лежали охапки свежих цветов. Сам храм был красиво украшен пластинами из чистого серебра, а вокруг повсюду горели зажженные свечи, яркими сполохами освещая богатое храмовое убранство.

Сын Лады, прекрасный златокудрый Аполлон, несомненно, как я уже говорила, тождественен нашему славянскому Ивану Купале. Он символизирует Солнце в летнее солнцестояние. Его имя близко по значению славянскому слову «купава», что значит, белый, светлый и красивый. Образ Аполлона также связан с символом Лебедя.
Греческая богиня-охотница Артемида (римская Диана) в древности отождествлялась с Луной, ее светлой стороной, освещенной Солнцем. А Артемида - Луна - Селена, тождественна прекрасной Елене, дочери Леды, и славянской младшей рожанице Леле.

Откуда же взялось это поразительное сходство? Существует гипотеза, что древние греки переняли свой миф о рождении небесных детей Аполлона и Артемиды с нашего русского севера, а точнее, пришел он к ним из легендарной Гипербореи. Выходит, что более поздним греческим солнцебогам поклонялись еще гиперборейцы. Культ Солнца - таинственный и древний…
В ведических гимнах культ небесной богини любви Урании Афродиты занимал ведущее место. Сама богиня называлась Зарей или Ушас.
Получается, что славянские и греческие образы восходят к богам арийского пантеона.
Позднее древнеиндийская Ушас, по одной из версий, трансформируется в Венеру – Лакшми - тоже богиню любви и красоты. Прекрасная Лакшми подобно древнегреческой Афродите рождается из морских вод, появляясь из цветка лотоса. Афродита рождается из морской пены, но это не слишком существенное отличие от индоарийской красавицы. В большинстве случаев эта богиня связана с водной стихией и идеей зарождения жизни из первичных вод мироздания. В древнеиндийской мифологии Лакшми выступает божественной супругой верховного бога Вишну. А Афродита эллинов иногда называется Уранией, что связывает ее с небесным богом Ураном или Варуной. По одной из версий, Лакшми-Афродита тождественна славянской богине Ладе, а по другой, ее дочери Леле. Давайте с вами разберемся в этой несколько запутанной классификации.

Итак, нашей древнерусской Ладе соответствует в греческой традиции, как мы уже выяснили, Лето или Леда, Латона. У друидов и кельтов она отождествлялась с богиней Воды Дану, а наши русские предки поклонялись Матери-Сырой-Земле, аналогу греческой Геи, супруги Урана, или Деметры. У иранцев Лада известна под именем Ардвисуры Анахиты. У Шумеров она – Инанна, у малоазиатских племен – Кибела или Цибелла, в латинском языке ее имя звучит, как Церера, Юнона и т.д. и т.п. Следовательно, Лада – это и есть Богородица, старшая Рожаница, великое женское божество, вероятно, аналогичное Матери Мира или Ее заместительнице, представительнице богини на земном плане. Лада является также женской ипостасью Рода – Верховного Божества и создателя мира. Она же жена Сварога – «отца богов» и богиня земного плодородия.
Леля, согласно наиболее широко распространенной версии, это и есть древнегреческая Афродита, она же индийская Лакшми, она же скифская Артимаспа – богиня любви, красоты и счастья, и, наконец, героиня русских народных сказок сестрица Аленушка или Елена Прекрасная. Муж Лели – Огневик, Семаргл – бог Огня. Тотемные символы – воробей и лебедь. Так же Леля имеет сходство с другой славянской богиней – Дивой или Дивией, Девой. А та, в свою очередь, тождественна лунной богине Диане, древнеисландской Skadi, Артемиде эллинов – богине лесной охоты. Дива у славян – дочь Додолы и Перуна и супруга Змия-Волхова. Ее воплощение – светлая сторона луны.

Наконец, Елена олицетворяет Луну или Селену, Солнцеву сестру. От греческого имени Елена произошло впоследствии просторечное исконно русское имя Олена или Алена. Известно также, что имя Олена-Алена происходит от имени славянского божества утренней зори - Оленихи. А культ Лели, насколько мы помним, был непосредственно связан с культом оленя. Отсюда и происхождение имени – Олена-Олениха.
Имя Алёна в переводе со старославянского языка значит – алая, огненная, солнечная.
В переводе с греческого Еле́на (Еλέν&#951a_003.gif означает «огонь, светоносная, огненная, "факел". Именно таким «огненным факелом» была на нашей Земле Елена Ивановна Рерих и ее великая предшественница Елена Блаватская.

В арийском пантеоне Елена является солнцедевой-Сурьей. Греческое имя Елена тождественно Солнцу-Гелиосу. Таким образом, прослеживается общность происхождения этого имени, непосредственно связанного с солнечным культом.
Не случайно особой любовью на Руси пользовался в сказках образ молодой княжны Елены Прекрасной.
В русских сказках Елена не одинока. Рядом с ней неизменно фигурирует ее сказочный жених Иван-царевич или братец Иванушка. Все мы хорошо помним сказку про сестрицу Аленушку и братца Иванушку.
Аленушка и Иванушка, излюбленные герои русских сказок, ни кто иные как небесные дети Леды-Лады – Аполлон-Купала и Елена-Леля.
Такое вот неожиданное толкование получают эти знакомые всем нам с детства сказочные имена.
---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 6609
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5790
http://oldtale.ru/ivan-bestalannqiy-i-elena-premudraya.html

Иван бесталанный и Елена премудрая

Жила в одной деревне крестьянка, вдова. Жила она долго и сына своего Ивана растила.
И вот настала пора - вырос Иван. Радуется мать, что он большой стал, да худо, что он у неё бесталанным вырос. И правда: всякое дело у Ивана из рук уходит, не как у людей; всякое дело ему не в пользу и впрок, а все поперек. Поедет, бывало, Иван пахать, мать ему и говорит:
- Сверху-то земля оплошала, поверху она хлебом съедена, ты её, сынок, поглубже малость паши!
Иван вспашет поле поглубже, до самой глины достанет и глину наружу обернет; посеет потом хлеб - не родится ничего, и семенам извод. Так и в другом деле: старается Иван сделать по-доброму, как лучше надо, да нет у него удачи и разума мало. А мать стара стала, работа ей непосильна. Как им жить? И жили они бедно, ничего у них не было. Вот доели они последнюю краюшку хлеба, самую остатнюю. Мать и думает о сыне - как он будет жить, бесталанный! Нужно бы женить его: у разумной жены, гляди-ко, и неудельный муж в хозяйстве работник и даром хлеба не ест. Да кто, однако, возьмет в мужья её бесталанного сына? Не только что красная девица, а и вдова, поди, не возьмет!
Покуда мать закручинилась так-то, Иван сидел на завалинке и ни о чем не горевал.
Глядит он - идет старичок, собою ветхий, обомшелый, и земля въелась ему в лицо, ветром нагнало.
- Сынок, - старичок говорит, - покорми меня: отощал я за дальнюю дорогу, в суме ничего не осталось.
Иван ему в ответ:
- А у нас, дедушка, крошки хлеба нету в избе. Знать бы, что ты придешь, я бы давеча сам последней краюшки не ел, тебе бы оставил. Иди, я тебя хоть умою и рубаху твою ополощу.
Истопил Иван баню, вымыл в бане прохожего старика, всю грязь с него смыл, веником попарил его а потом и рубаху и порты его начисто ополоскал и спать в избе положил.
Вот старик тот отдохнул, проснулся и говорит:
- Я твое добро упомню. Коли будет тебе худо, пойди в лес. Дойдешь до места, где две дороги расстаются, увидишь, там серый камень лежит, толкни тот камень плечом и кликни: дедушка, мол, - я тут и буду. Сказал так старик и ушел.

А Ивану с матерью совсем худо стало: все поскребышки из ларя собрали, все крошки поели.
- Обожди меня, матушка, - сказал Иван. - Может, я хлеба тебе принесу.
- Да уж где тебе! - ответила мать. - Где тебе, бесталанному, хлеба взять! Сам-то хоть поешь, а я уж, видно, не евши помру... невесту бы где сыскал себе, - глядь, при жене-то, коли разумница окажется, всегда с хлебом будешь.
Вздохнул Иван и пошел в лес. Приходит он на место, где дороги расстаются, тронул камень плечом, камень и подался. Явился к Ивану тот дедушка.
- Чего тебе? - говорит. - Аль в гости пришел?
Повел дедушка Ивана в лес. Видит Иван - в лесу богатые избы стоят. Дедушка и ведет Ивана в одну избу - знать, он тут хозяин.
Велел старик кухонному молодцу да бабке-стряпухе изжарить на первое дело барана. Стал хозяин угощать гостя.
Поел Иван и ещё просит.
- Изжарь, - говорит, - другого барана и хлеба краюху подай.
Дедушка-хозяин велел кухонному молодцу другого барана изжарить и подать ковригу пшеничного хлеба.
- Изволь, - говорит, - угощайся, сколь у тебя душа примет. Аль не сыт?
- Я-то сыт, - отвечает Иван, - благодарствую тебе, а пусть твой молодец отнесет хлеба краюшку да барана моей матушке, она не евши живет.
Старый хозяин велел кухонному молодцу снести матери Ивана две ковриги белого хлеба и целого барана. А потом и говорит:
- Отчего же вы с матерью не евши живете? Смотри, вырос ты большой, гляди - женишься, чем семейство прокормишь?
Иван ему в ответ:
- А незнамо как, дедушка! Да нету жены у меня.
- Эко горе какое! - сказал хозяин. - А отдам-ка я свою дочь тебе в замужество. Она у меня разумница, её ума-то вам на двоих достанет.
Кликнул старик свою дочь. Вот является в горницу прекрасная девица. Такую красоту и не видел никто, и неизвестно было, что она есть на свете. Глянул на неё Иван, и сердце в нем приостановилось.

Старый отец посмотрел на дочь со строгостью и сказал ей:
- Вот тебе муж, а ты ему жена. Прекрасная дочь только взор потупила:
- Воля ваша, батюшка. Вот поженились они и стали жить-поживать. Живут они сыто, богато, жена Ивана домом правит, а старый хозяин редко дома бывает: ходит он по миру, премудрость там среди народа ищет, а когда найдет её, возвращается ко двору и в книгу записывает. А однажды старик принес волшебное круглое зеркальце. Принес он его издалече, от мастера-волшебника с холодных гор, - принес, да и спрятал. Мать Ивана жила теперь сыта и довольна, а жила она, как прежде, в своей избе на деревне. Сын звал её жить к себе, да мать не захотела: не по душе ей была жизнь в доме жены Ивана, у невестки.
- Боюсь я, сынок, - сказала матушка Ивану. - Ишь она, Еленушка, жена твоя, красавица писаная какая, богатая да знатная, - чем ты её заслужил? Мы-то с отцом твоим в бедности жили, а ты и вовсе без судьбы родился.
И осталась жить мать Ивана в своей старой избушке. А Иван живет и думает: правду говорит матушка; всего будто довольно у него, и жена ласковая, слова поперек не скажет, а чувствует Иван, словно всегда холодно ему. И живет он так с молодой женой вполжитья-вполбытья, а нет чтобы вовсе хорошо. Вот приходит однажды старик к Ивану и говорит:
- Уйду я далече, далее, чем прежде ходил, вернусь я не скоро. Возьми-ко, на тебе, ключ от меня. Прежде я при себе его носил, да теперь боюсь потерять: дорога-то мне дальняя. Ты ключ береги и амбар им не отпирай. А уж пойдешь в амбар, так жену туда не веди. А коли не стерпишь и жену поведешь, так цветное платье ей не давай. Время придет, я сам ей выдам его, для неё и берегу. Гляди-ко запомни, что я тебе сказал, а то жизнь свою в смерти потеряешь!
Сказал старик и ушел. Прошло ещё время. Иван и думает: "А чего так! Пойду-ка я в амбар да погляжу, что там есть, а жену не поведу!"

Пошел Иван в тот амбар, что всегда взаперти стоял, открыл его, глядит - там золота много, кусками оно лежит, и камни, как жар, горят, и ещё добро было, которому Иван не знал имени. А в углу амбара ещё чулан был либо тайное место, и дверь туда вела. Иван открыл только дверь в чулан и ступить туда не успел, как уже крикнул нечаянно:
- Еленушка, жена моя, иди сюда скорее!
В чулане том висело самоцветное женское платье. Оно сияло, как ясное небо, и свет, как живой ветер, шел по нему. Иван обрадовался, что увидел такое платье; оно как раз впору будет его жене и придется ей по нраву.
Вспомнил было Иван, что старик не велел ему платье жене давать, да что с платьем станется, если он его только покажет! А Иван любил жену: где она улыбнется, там ему и счастье.
Пришла жена. Увидела она это платье и руками всплеснула.
- Ах, - говорит, - каково платье доброе!
Вот она просит у Ивана:
- Одень меня в это платье да пригладь, чтоб ладно сидело.
А Иван не велит ей в платье одеваться. Она тогда и плачет:
- Ты, - говорит, - знать, не любишь меня: доброе платье такое для жены жалеешь. Дай мне хоть руки продеть, я пощупаю, каково платье, - может, не годится. Иван велел ей:
- Продень, - говорит, - испытай, каково тебе будет.
Жена продела руки в рукава и опять к мужу:
- Не видать ничего. Вели голову в ворот сунуть. Иван велел. Она голову сунула, да и дернула платье на себя, да и оболоклась вся в него. Ощупала она, что в одном кармане зеркальце лежит, вынула его и поглядела.
- Ишь, - говорит, - какая красавица, а за бесталанным мужем живет! Стать бы мне птицей, улетела бы я отсюда далеко-далеко!
Вскрикнула она высоким голосом, всплеснула руками, глядь - и нету её. Обратилась она в голубицу и улетела из амбара далеко-далеко в синее небо, куда пожелала. Знать, платье она надела волшебное. Загоревал тут Иван. Да чего горевать - некогда ему было. Положил он в котомку хлеба и пошел искать жену.

- Эх, - сказал он, - злодейка какая, отца ослушалась, с родительского двора без спросу ушла! Сыщу её, научу уму-разуму!
Сказал он так, да вспомнил, что сам живет бесталанным, и заплакал.
Вот идет он путем, идет дорогой, идет тропинкой, плохо ему, горюет он по жене. Видит Иван - щука у воды лежит, совсем помирает, а в воду влезть не может.
"Гляди-ко, - думает Иван, - мне-то плохо, а ей того хуже". Поднял он щуку и пустил её в воду. Щука сейчас нырнула в глубину да обратно кверху, высунула голову и говорит:
- Я добро твое не забуду. Станет тебе горько - скажи только: "Щука, щука, вспомни Ивана!". Съел Иван кусок хлеба и пошел дальше. Идет он, идет, а время уже к ночи.
Глядит Иван и видит: коршун воробья поймал, в когтях его держит и хочет склевать.
"Эх, - смотрит Иван, - мне беда, а воробью смерть!"
Пугнул Иван коршуна, тот и выпустил из когтей воробья.
Сел воробей на ветку, сам говорит Ивану:
- Будет тебе нужда - покличь меня: "Эй, мол, воробей, вспомни мое добро!".
Заночевал Иван под деревом, а наутро пошел дальше. И уже далеко он от своего дома отошел, весь приустал и телом стал тощий, так что и одежду на себе рукой поддерживает. А идти ему было далече, и шел Иван ещё целый год и полгода. Прошел он всю землю, дошел до моря, дальше идти некуда.
Спрашивает он у жителя:
- Чья тут земля, кто тут царь и царица?
Житель отвечает Ивану:
- У нас в царицах живет Елена Премудрая: она все знает - у неё книга такая есть, где все написано, и она все видит - у неё зеркало такое есть. Она и сейчас видит небось.

И правда, Елена увидела Ивана в свое зеркальце. У неё была Дарья, прислужница. Вот Дарья обтерла рушником пыль с зеркальца, сама взглянула в него, сначала собой полюбовалась, а потом увидела в нем чужого мужика.
- Никак, чужой мужик идет! - сказала прислужница Елене Премудрой. Издалека, видать, идет: худой да оплошалый весь, и лапти стоптал.
Глянула в зеркальце Елена Премудрая.
- И то, - говорит, - чужой! Это муж мой явился. Подошел Иван к царскому двору. Видит - двор тыном огорожен. А в тыне колья, а на кольях человечьи мертвые головы; только один кол пустой, ничего нету.
Спрашивает Иван у жителя - чего такое, дескать?
А житель ему:
- А это, - говорит, - женихи царицы нашей, Елены Премудрой, которые сватались к ней. Царица-то наша - ты не видал её - красоты несказанной и по уму волшебница. Вот и сватаются к ней женихи, знатные да удалые. А ей нужен такой жених, чтобы её перемудрил, вот какой! А кто её не перемудрит, тех она казнит смертью. Теперь один кол остался: это тому, кто ещё к ней в мужья придет.
- Да вот я к ней в мужья иду! - сказал Иван.
- Стало быть, и кол пустой тебе, - ответил житель и пошел туда, где изба его стояла.
Пришел Иван к Елене Премудрой. А Елена сидит в своей царской горнице, и платье на ней одето отцовское, в которое она самовольно а амбаре оболоклась.
- Что тебе надобно? - спросила Елена Премудрая. - Зачем явился?

- На тебя поглядеть, - Иван ей говорит, - я по тебе скучаю.
- По мне и те вон скучали, - сказала Елена Премудрая и показала на тын за окном, где были мертвые головы.
Спросил тогда Иван:
- Аль ты не жена мне более?
- Была я тебе жена, - царица ему говорит, - да ведь я теперь не прежняя. Какой ты мне муж, бесталанный мужик! А хочешь меня в жёны, так заслужи меня снова! А не заслужишь, голову с плеч долой! Вон кол пустой в тыне торчит.
- Кол пустой по мне не скучает, - сказал Иван. - Гляди, как бы ты по мне не соскучилась. Скажи: чего тебе исполнить?
Царица ему в ответ:
- А исполни, что я велю! Укройся от меня где хочешь, хоть на краю света, чтоб я тебя не нашла, а и нашла - так не узнала бы. Тогда ты будешь умнее меня, и я стану твоей женой. А не сумеешь в тайности быть, угадаю я тебя, - голову потеряешь.
- Дозволь, - попросил Иван, - до утра на соломе поспать и хлеба твоего покушать, а утром я исполню твое желание.
Вот вечером постелила прислужница Дарья соломы в сенях и принесла хлеба краюшку да кувшин с квасом. Лег Иван и думает: что утром будет? И видит он - пришла Дарья, села в сенях на крыльцо, распростерла светлое платье царицы и стала в нем штопать прореху. Штопала-штопала, зашивала-зашивала Дарья прореху, а потом и заплакала. Спрашивает её Иван:
- Чего ты, Дарья, плачешь?
- А как мне не плакать, - Дарья отвечает, - если завтра смерть моя будет! Велела мне царица прореху в платье зашить, а иголка не шьет его, а только распарывает: платье-то уж таково нежное, от иглы разверзается. А не зашью, казнит меня наутро царица.
- А дай-ко я шить попробую, - говорит Иван, - может, зашью, и тебе умирать не надо.
- Да как тебе платье такое дать? - Дарья говорит. - Царица сказывала: мужик ты бесталанный. Однако попробуй маленько, а я погляжу.
Сел Иван за платье, взял иглу и начал шить. Видит - и правда, не шьет игла, а рвет: платье-то легкое, словно воздух, не может в нем игла приняться. Бросил Иван иглу, стал руками каждую нить с другой нитью связывать. Увидела Дарья и рассерчала на Ивана:
- Нету в тебе уменья! Да как же ты руками все нитки в прорехе свяжешь? Их тут тыщи великие!
- А я их с хотеньем да с терпеньем, гляди, и свяжу! - ответил Иван. А ты иди да спать ложись, к утру-то я, гляди, и отделаюсь.
Всю ночь работал Иван. Месяц с неба светил ему, да И платье светилось само по себе, как живое, и видел он каждую его нить.
---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 6609
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5790
/продолжение/

На утренней заре управился Иван. Поглядел он на свою работу: нету больше прорехи, повсюду платье теперь цельное. Поднял он платье на руку и чувствует - стало оно словно бы тяжёлым. Оглядел он платье: в одном кармане книга лежит - в неё старик, отец Елены, записывал всю мудрость, а в другом кармане - круглое зеркальце, которое старик принес от мастера-волшебника из холодных гор. Поглядел Иван в зеркальце - видно в нем, да смутно; почитал он книгу - не понял ничего. Подумал тогда Иван: "Люди говорят, я бесталанный, - правда и есть".
Наутро пришла Дарья-прислужница, взяла она готовое платье, осмотрела его и сказала Ивану:
- Благодарствую тебе. Ты меня от смерти спас, и я твое добро упомню.
Вот встало солнце над землею, пора Ивану уходить в тайное место, где царица Елена его не отыщет. Вышел он во двор, видит - стог сена сложен стоит; залег он в сено, думал, что вовсе укрылся, а на него дворовые собаки брешут, и Дарья с крыльца кричит:
- Экой бесталанный! Я и то вижу тебя, не токмо что царица! Вылезай оттуда, сено лаптями не марай!
Вылез Иван и думает: куда ему податься? Увидел - море близко.
Пошел он к морю и вспомнил щуку.
- Щука, - говорит, - щука, вспомни Ивана!
Щука высунулась из воды.
- Иди, - говорит, - я тебя на дно моря упрячу!
Бросился Иван в море. Утащила его щука на дно, зарыла там в песок, а воду хвостом замутила. Взяла Елена Премудрая свое круглое зеркальце, навела его на землю: нету Ивана; навела на небо: нету Ивана; навела на море на воду: и там не видать Ивана, одна вода мутная. "Я-то хитра, я-то умна, - думает царица, - да и он-то не прост, Иван Бесталанный!" Открыла она отцовскую книгу мудрости и читает там: "Сильна хитрость ума, а добро сильнее хитрости, добро и тварь помнит". Прочитала царица эти слова сперва по писанному, а потом по неписанному, и книга сказала ей: лежит-де Иван в песке на дне морском; кликни щуку, вели ей Ивана со дна достать, а не то, мол, поймаю тебя, щуку, и в обеде съем.
Послала царица Дарью-прислужницу, велела ей кликнуть из моря щуку, а щука пусть Ивана со дна ведет.
Явился Иван к Елене Премудрой.
- Казни меня, - сказывает, - не заслужил я тебя. Одумалась Елена Премудрая: казнить всегда успеется, а они с Иваном не чужие друг другу, одним семейством жили.
Говорит она Ивану:
- Пойди укройся сызнова. Перехитришь ли меня, нет ли, тогда и буду казнить тебя либо миловать. Пошел Иван искать тайное место, чтобы царица его не нашла. А куда пойдешь! У царицы Елены волшебное зеркальце есть: она в него все видит, а что в зеркальце не видно, про то ей мудрая книга скажет. Кликнул Иван:
- Эй, воробей, помнишь ли мое добро?
А воробей уже тут.
- Упади на землю, - говорит, - стань зернышком!
Упал Иван на землю, стал зернышком, а воробей склевал его.
А Елена Премудрая навела зеркальце на землю, на небо, на воду - нету Ивана. Все есть в зеркальце, а что нужно, того нет. Осерчала премудрая Елена, бросила зеркальце об пол, и оно разбилось. Пришла тогда в горницу Дарья-прислужница, собрала в подол осколки от зеркальца и унесла их в черный угол двора. Открыла Елена Премудрая отцовскую книгу. И читает там: "Иван в зерне, а зерно в воробье, а воробей сидит на плетне".

Велела тогда Елена Дарье позвать с плетня воробья: пусть воробей отдаст зернышко, а не то его самого коршун съест.
Пошла Дарья к воробью. Услышал Дарью воробей, испугался и выбросил из клюва зернышко. Зернышко упало на землю и обратилось в Ивана. Стал он как был.
Вот Иван является опять пред Еленой Премудрой.
- Казни меня теперь, - говорит, - видно, и правда я бесталанный, а ты премудрая.
- Завтра казню, - сказывает ему царица. - Завтрашний день я на остатний кол твою голову повешу. Лежит вечером Иван в сенях и думает, как ему быть, когда утром надо помирать. Вспомнил он тогда свою матушку. Вспомнил, и легко ему стало - так он любил её.
Глядит он - идет Дарья и горшок с кашей ему несет.
Поел Иван кашу. Дарья ему и говорит:
- Ты царицу-то нашу не бойся. Она не дюже злая. А Иван ей:
- Жена мужу не страшна Мне бы только успеть уму-разуму её научить.
- Ты завтра на казнь-то не спеши, - Дарья ему говорит, - а скажи, у тебя дело есть, помирать, мол, тебе нельзя: в гости матушку ждешь.
Вот наутро говорит Иван Елене Премудрой:
- Дозволь ещё малость пожить: я матушку свою увидеть хочу, - может, она в гости придет. Поглядела на него царица.
- Даром тебе жить нельзя, - говорит. - А ты утаись от меня в третий раз. Не сыщу я тебя, живи, так и быть.
Пошел Иван искать себе тайного места, а навстречу ему Дарья-прислужница.
- Обожди, - велит она, - я тебя укрою. Я твое добро помню.
Дунула она в лицо Ивана, и пропал Иван, превратился он в теплое дыхание женщины. Вдохнула Дарья и втянула его себе в грудь. Пошла потом Дарья в горницу, взяла царицыну книгу со стола, отерла пыль с неё да открыла её и дунула в неё: тотчас дыхание её обратилось в новую заглавную букву той книги, и стал Иван буквой. Сложила Дарья книгу и вышла вон. Пришла вскоре Елена Премудрая, открыла книгу и глядит в неё: где Иван. А книга ничего не говорит. А что скажет, непонятно царице; не стало, видно, смысла в книге. Не знала того царица, что от новой заглавной у буквы все слова в книге переменились.
Захлопнула книгу Елена Премудрая и ударила её обземь. Все буквы рассыпались из книги, а первая, заглавная буква, как ударилась, так и обратилась в Ивана.
Глядит Иван на Елену Премудрую, жену свою, глядит и глаз отвести не может. Засмотрелась тут и царица на Ивана, а засмотревшись, улыбнулась ему. И стала она ещё прекраснее, чем прежде была.
- А я думала, - говорит она, - муж у меня мужик бесталанный, а он и от волшебного зеркала утаился, и книгу мудрости перехитрил!
Стали они жить в мире и согласии и жили так до поры до времени. Да спрашивает однажды царица у Ивана:
- А чего твоя матушка в гости к нам не идет. Отвечает ей Иван:
- И то правда! Да ведь и батюшки твоего нету давно! Пойду-ка я наутро за матушкой да за батюшкой.
А наутро чуть свет матушка Ивана и батюшка Елены Премудрой сами в гости к своим детям пришли. Батюшка-то Елены дорогу ближнюю в её царство знал; они коротко шли и не притомились.
Иван поклонился своей матушке, а старику так в ноги упал.
- Худо, - говорит, - батюшка! Не соблюдал я твоего запрету. Прости меня, бесталанного!
Обнял его старик и простил.
- Спасибо тебе, - говорит, - сынок. В платье заветном прелесть была, в книге - мудрость, а в зеркальце - вся видимость мира. Думал я, собрал для дочери приданое, не хотел только дарить его до времени. Все я ей собирал, а того не положил, что в тебе было, - главного таланту. Пошел я было за ним далече, а он близко оказался. Видно, не кладется он и не дарится, а самим человеком добывается.
Заплакала тут Елена Премудрая, поцеловала Ивана, мужа своего, и попросила у него прощения. С тех пор стали жить они славно - и Елена с Иваном, и родители их - и до сей поры живут.
---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 6609
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5790
http://www.stihi.ru/2011/12/01/9653

Сказка ледяного замка

Елена Картунова

на "декабрьское" Джакометто - http://www.stihi.ru/2011/12/01/6657
..................................................

За тридевять земель горит окно
в оплывшей башне замка ледяного.
На плоскости хрустального панно
рождаются картины из иного
…………………… пространства
недосказанности слов,
стреноженной надежды,
хлипкой веры, -
им здесь вручили крылья от ветров,
расширив горизонты звездной сферы.

Здесь минус в зеркалах совсем другой, -
по центру аккуратно перечеркнут.
А тот, кто тосковал, обрел покой.
Ресницы лишь от счастья только мокнут.

Огонь свечи танцует для двоих.
Теням теперь милей процесс слияний.
А каждый вечер так уютно тих
и жмурится котом в тепле признаний,
что больно оторваться от мечты,
живущей за преградой ярких окон.
… Наверно, в этих комнатах пустых
ей тоже непомерно одиноко


[
Изображение на стороннем сайте: f8bee76638bb.jpg ]
---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 6609
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5790
http://www.stihi.ru/2011/12/22/3803

Леночка, Лена, Елена прекрасная!

Валерий Вихров


Имя твоё, как волшебная музыка,
Как разноцветье июньских лугов;
И в голове вальсом красочным кружится
Ярким букетом созвездие слов.

Леночка, Лена, Елена прекрасная!
Как я тебя несказанно люблю!
Если не вижу Елену - то гасну я,
Если со мною - я песни пою.

Мне имя Лена во снах светлых видится
И наяву силы мне придаёт;
Лена, что ищем, само то отыщется,
Главное верить в совместный полёт!
---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 6609
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5790
http://ru.calameo.com/read/001324214e5a3de3e2041

презентация "Я и моё имя! Елена"

выполнила Милосердова Елена, ученица 7-А класса, учитель Агеева М.В.
---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 6609
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5790
http://www.virtualrm.spb.ru/ru/node/10816


[
Изображение на стороннем сайте: d64b5097c666.jpg ]


Коробочка "Аленушка"
1992
Л. И. Костакова (род. 1949)
Мстера, Владимирская область
Папье-маше, темпера, золото, лак, миниатюрная живопись. Высота - 2,5; Диаметр - 5
Р-5043

Л. И. Костакова исполнила на коробочке миниатюру на сюжет народной русской сказки „Сестрица Аленушка и братец Иванушка“.

Однажды Иванушка не послушался своей старшей сестры, напился в жару из козьего копытца и превратился в козленочка. Добрый купец взял Аленушку в жены, с ними и братец-козленочек стал жить. Но однажды ведьма обманом заманила Аленушку купаться, да утопила в речке, а сама превратилась в Аленушку, да так, что никто не распознал подмены, кроме братца. Стал он на речку бегать, звать сестру, та жалобно отвечала ему из глубины. Прослышал про то чудо купец, сетями шелковыми вызволил со дна живую и здоровую Аленушку, а злую ведьму-обманщицу наказал жестоко. А козленочек на радостях снова обернулся мальчиком Иванушкой.
---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 6609
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5790
http://www.friendship.com.ru/fairy_tale/24.shtml

СЕМЬ СИМЕОНОВ - СЕМЬ РАБОТНИЧКОВ

(русская народная сказка)

Жили-были семь братьев, семь Симеонов - семь работничков.
Вышли они раз на поле пашню пахать, хлеб засевать. В ту пору ехал мимо царь с воеводами, глянул на поле, увидел семь работничков, удивился:
- Что, - говорит, - такое? На одном поле семь пахарей, росту одинакового и все на одно лицо. Разузнайте, кто такие эти работнички.
Побежали слуги царские, привели к царю семь Симеонов - семь работничков.
- Ну, - говорит царь, - отвечайте: кто вы такие и какое дело делаете?
Отвечают ему молодцы:
- Мы семь братьев, семь Симеонов - семь работничков. Пашем мы землю отцовскую и дедову, и каждый своему ремеслу обучен.
- Ну, - спрашивает царь, - кто какому ремеслу обучен?
Старший говорит:
- Я могу сковать железный столб от земли до неба.
Второй говорит:
- Я могу на тот столб влезть, во все стороны посмотреть, где что делается увидеть.
- Я, - третий говорит, - Симеон-мореход. Тяп-ляп-сделаю корабль, по морю поведу и под воду уведу.
- Я, - говорит четвёртый, - Симеон-стрелец. На лету муху из лука бью.
- Я, - пятый говорит, - Симеон-звездочёт. Звёзды считаю, ни одной не потеряю.
- Я, - шестой говорит, - Симеон-хлебороб. За один день вспашу и посею и урожай соберу.
- А ты кто такой будешь? - спрашивает царь Симеона-младшенького.
- А я, царь-батюшка, пляшу-пою, на дуде играю.
Вывернулся тут воевода царский: "Ох, царь-батюшка! Работнички нам надобны. А плясуна-игреца вели прочь прогнать. Только зря хлеб будет есть да квас пить".
- Верно, - отвечает царь.
А Симеон-младшенький поклонился царю да и говорит:
- Дозволь мне, царь-батюшка, моё дело показать, на рожке песенку сыграть.
- Что ж, - говорит царь, - сыграй напоследок, да и вон из моего царства.
Взял тут Симеон-младшенький берестяной рожок, заиграл на нём плясовую русскую. Как пошёл тут народ плясать, резвы ножки переставлять! И царь пляшет, и бояре пляшут, и стражники пляшут. В стойлах лошади в пляс пошли. В хлевах коровушки притопывают. Петухи, куры приплясывают.А пуще всех царский воевода пляшет. С него пот ручьями катится, он бородой трясёт, слёзы по щекам льются.
Закричал тут царь:
- Перестань играть! Не могу плясать, нет больше моченьки.
Симеон-младшенький говорит:
- Отдыхайте, люди добрые, а ты, воевода, за злой язык, за недобрый глаз ещё попляши.
Тут весь народ успокоился - один воевода пляшет. До того плясал, что с ног упал. Лежит на земле, словно рыба на песке. Бросил Симеон-младшенький берестяной рожок.
- Вот, - говорит, - моё ремесло.
Царь смеётся, а воевода зло затаил. Тут царь и приказывает:
- Ну, старший Симеон, покажи своё мастерство.
Взял старший Симеон молот в пятнадцать пудов, сковал железный столб от земли до синего неба.
Второй Симеон на тот столб полез, во все стороны поглядывает. Царь ему кричит:
- Говори: что видишь?
Отвечает второй Симеон:
- Вижу, на море корабли плавают, вижу - на поле хлеба зреют.
- А ещё чего?
- Вижу, на море-океане, на острове Буяне, в золотом дворце Елена Прекрасная у окошка сидит, шёлковый ковёр ткёт.
- А она какова? - царь спрашивает.
- Такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Под косой - месяц, на каждой волосинке - по жемчужине.

Захотел тут царь Елену Прекрасную себе в жёны добыть. Стал за ней сватов посылать. А злой воевода царя подучивает:
- Пошли, царь-батюшка, за Еленой Прекрасной семь Симеонов - они великие искусники. А не привезут царевну прекрасную - вели их казнью казнить, головы рубить.
- Ну что ж, пошлю! - царь говорит.
И велел он семи Симеонам Елену Прекрасную добыть.
- А то, - говорит, - мой меч - ваши головы с плеч!
Что тут делать? Взял Симеон-мореход острый топор, тяп-ляп да и сделал корабль, снарядил, оснастил, на воду пустил. Нагрузили корабль товарами разными, подарками драгоценными. Царь велит воеводе злому с братьями ехать, за ними надсматривать.
Побелел воевода, а делать нечего. Не рыл бы другому яму - сам бы в неё не попал.
Вот на корабль сели - паруса зашумели, волны заплескали,- и поплыли по морю-океану, к острову Буяну.
Долго ли, коротко ли ехали - до чужого царства доехали.
Пришли к Елене Прекрасной, принесли подарки драгоценные, стали за царя сватать.
Елена Прекрасная подарки принимает, рассматривает. А злой воевода ей на ухо шепчет:
- Не ходи, Елена Прекрасная: царь стар, не удал! В его царстве волки воют, медведи бродят.
Разгневалась Елена Прекрасная, сватов с глаз прогнала.
- Ну, братцы, - говорит Симеон-младшенький, - вы на корабль идите, паруса поднимите, в путь-дорогу готовьтесь, хлеба запасите, а моё дело царевну добыть.
Тут Симеон-хлебороб за один час морской песок вспахал, рожь посеял, урожай снял, на всю дорогу хлеба напёк. Корабль изготовили, стали Симеона-младшенького поджидать.
А Симеон-младшенький ко дворцу пошёл. Сидит Елена Прекрасная у окна, шёлковый ковёр ткёт. Сел Симеон-младшенький под окошком на лавочку, такую речь повёл:
- Хорошо у вас на море-океане, на острове Буяне, а на Руси-матушке во сто крат лучше! У нас луга зелёные, реки синие. У нас поля бескрайные, у заводей берёзки белые, в лугах цветы лазоревые. У нас заря с зарёй сходится, месяц на небе звёзды пасёт. У нас росы медвяные, ручьи серебряные. Выйдет утром пастух на зелёный луг, заиграет в берестяной рожок - и не хочешь, а за ним пойдёшь...

Заиграл тут Симеон-младшенький в берестяной рожок. Вышла Елена Прекрасная на золотой порог. Симеон играет, сам по саду идёт, а Елена Прекрасная за ним вослед. Симеон через сад - и она через сад. Симеон через луг - и она через луг. Симеон на песок - и она на песок. Симеон на корабль - и она на корабль.
Братья быстрёхонько сходни сбросили, корабль повернули, в сине море поплыли.
Перестал Симеон на рожке играть. Тут Елена Прекрасная очнулась - огляделась: кругом море-океан, далеко остров Буян.
Грянулась Елена Прекрасная о сосновый пол, полетела в небо голубой звездой, среди других звёзд затерялась. Выбежал тут Симеон-звездочёт, посчитал на небе звёзды ясные, нашёл звезду новую. Выбежал тут Симеон-стрелец, пустил в звезду золотую стрелу. Скатилась звезда на сосновый пол, снова стала Еленой Прекрасной.
Говорит ей Симеон-младшенький:
- Не беги от нас, царевна, от нас никуда не спрячешься. Если так тебе тяжко с нами плыть, отвезём тебя лучше к тебе домой, пускай нам царь головы рубит.
Пожалела Елена Прекрасная Симеона-младшенького:
- Не дам тебе, Симеон-певец, за себя голову рубить. Поплыву лучше к старому царю.
Вот они день плывут и другой плывут. Симеон-младшенький от царевны на шаг не отходит. Елена Прекрасная с него глаз не сводит.
А злой воевода всё примечает, злое дело затевает.
Вот уже дом близок, берега видны. Созвал воевода братьев на палубу, подал им ковш сладкого вина:
- Выпьем, братцы, за родную сторону!
Выпили братья сладкого вина, полегли на палубе кто куда, заснули крепко-накрепко. Не разбудит их теперь ни гром, ни гроза, ни материнская слеза. Было в том вине сонное зелье подмешано.
Только Елена Прекрасная да Симеон-младшенький того вина не пили.

Вот доехали они до родной стороны. Спят старшие братья непробудным сном. Симеон-младшенький Елену Прекрасную к царю снаряжает. Оба плачут-рыдают, расставаться не хотят. Да чего поделаешь! Не давши слова - крепись, а давши слово - держись.
А злой воевода вперёд к царю побежал, ему в ноги пал:
- Царь-батюшка, Симеон-младшенький на тебя зло таит, тебя убить хочет, царевну себе забрать. Вели его казнить.
Только Симеон с царевной к царю пришли, царь царевну с почётом в терем проводил, а Симеона велел в тюрьму посадить.
Закричал Симеон-младшенький:
- Братцы мои, братцы, шесть Симеонов, выручайте своего младшенького!
Спят братья непробудным сном.
Симеона-младшенького в тюрьму бросили, железными цепями приковали.
Утром-светом повели Симеона-младшенького на лютую казнь. Царевна плачет, жемчужные слёзы льёт. Злой воевода усмехается.
Говорит Симеон-младшенький:
- Царь немилостивый, по старому обычаю исполни ты мою просьбу предсмертную: дозволь последний раз на рожке сыграть.
Злой воевода голосом кричит:
- Не давай, царь-батюшка, не давай!
А царь говорит:
- Не нарушу обычаи дедовские. Играй, Симеон, да поскорей, заждались мои палачи, затупились у них острые мечи.
Заиграл младшенький в берестяной рожок. Через горы, через долы рожок тот слышен.
Услыхали его и братья старшие - пробудились, встрепенулись, говорят:
- Знать, беда стряслась с нашим младшеньким!
Побежали они к царскому двору. Только схватились палачи за острые мечи, хотели Симеону голову рубить - отколь ни возьмись, идут старшие братья.
Наступили они силой грозной на старого царя:
- Отпусти на волю нашего младшенького и отдай ему Елену Прекрасную!
Испугался царь и говорит:
- Берите братцы младшенького, да и царевну в придачу, она мне и так не нравится. Забирайте её скорей.
Ну, и был тут пир на весь мир. Попили, поели, песен попели.
Потом взял Симеон-младшенький свой рожок - плясовую песню завёл.
И царь пляшет, и царевна пляшет, и бояре пляшут, и боярышни. В стойлах лошади в пляс пошли. В хлевах коровушки притопывают. Петухи, куры приплясывают. А пуще всех воевода пляшет. До того плясал, что упал - и дух из него вон.
Свадьбу сыграли, за работу принялись: Симеон-хлебороб хлеб сеет; Симеон-мореход по морям плавает; Симеон-звездочёт звёздам счёт ведёт; Симеон-стрелец Русь бережёт... На всех работы на Руси хватит.
А Симеон-младшенький песни поёт, на рожке играет - всем душу веселит, работать помогает.
---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 18 19 20 21  22 23 24 25 26 ... 28 29 30 31 32 33 Вперед →
Модератор: PElena
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник PElena » Гостиная » О Лене, Леночке, Алёне, Алёнушке, Елене [тема №37630]
Вверх ⇈