Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогический форум ВГД

На сайте ВГД собираются люди из многих городов и стран, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!

Генеалогический форум ВГД »   Дневники участников »   Дневник Tasha56 »   Прогулка по Московскому уезду »   Борисово, Шипилово, Братеево, Сабурово...
RSS

Борисово, Шипилово, Братеево, Сабурово...

ДИАЛОГОВАЯ ТЕМА по населенным местам и окрестностям Борисовского и Царицынского прудов...


  Вперед>>Страницы: 1 2 3 4 5 ... ... 70 71 72 73 74 75 [ >>>>>> ]
Модератор: Tasha56
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия. Москва
Сообщений: 10990
Регистрация: 14 июня 2008
Рейтинг: 12365 






Сбор материала по Шипилово (деревня Шипилово, хутор Шипилово, Шипиловская плотина)





---
Вопросы по местам и фамилиям моих исследований, пожалуйста, крепите в ТЕМУ дневника
ДНЕВНИК (Леоненко, Ершовы, Томилины, Злобины..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия. Москва
Сообщений: 10990
Регистрация: 14 июня 2008
Рейтинг: 12365 

1862 год

Московская губерния по станам





1873 год

Земская окладная книга Московского уезда




1911 год

Списки населенных мест Московской губернии.
Московская губерния, Московский уезд, Царицынская волость.


***



ЗЕМЕЛЬНЫЕ ВЛАДЕНИЯ РОДА ГОЛИЦЫНЫХ В ЦАРИЦЫНСКОЙ ВОЛОСТИ





КОЛХОЗЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА 1953 Г.


---
Вопросы по местам и фамилиям моих исследований, пожалуйста, крепите в ТЕМУ дневника
ДНЕВНИК (Леоненко, Ершовы, Томилины, Злобины..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия. Москва
Сообщений: 10990
Регистрация: 14 июня 2008
Рейтинг: 12365 






Появление первых заметных грунтовых путей в лесных краях Руси надо, по-видимому, относить к периоду окончания их славянской колонизации, когда, по выражению летописца»начали пути деять и мосты строить». А это могло быть не позднее Х-XI веков, а возможно и еще раньше, так как в Русской Правде имеется первое упоминание о взымании мыта на мостовых переправах через реки («урок мостников»). Это говорит за то, что в Х-ХI вв. уже существовали какие-то дороги проезжие — иначе не было бы надобности существовать мостам и пошлинам на них.

Появление сухопутных дорог в Подмосковье следует все же отнести к той же поре раннего феодализма на Руси,когда первые поселения на том месте, где ныне расположена Москва и ее ближайшие окрестности, уже были втянуты в сферу хозяйственного освоение занимаемой территории и обменно-торговых связей с соседними землями или городами, как, например, Новгородом, Черниговом, Смоленском, Тверью, Ростовом Великим и др. Поэтому надо полагать, что ко времени основания Москвы в этой части земли Ростово-Суздальского княжества помимо путей речных имелись уже более или менее наторенные и протяженные грунтовые дороги, которые вряд ли многим отличались от нахоженных путниками и наезженных всадниками троп.

По мере заселения подмосковного края шла расчистка лесов под пашни и селения. Сокращение же лесных площадей вызвало в свою очередь понижение уровня грунтовых вод, а это сказалось на обмелении рек и усыхании болот. Все это, безусловно, способствовало развитию местных грунтовых дорог, с устройством на сырых или заболоченных участках гатей и примитивных мостовых переправ на ручьях и речках. Позднее же, в связи с экономическим развитием края, с расширением политических и торговых связей удельных и великих князей эти первые грунтовые дорожные следы начали постепенно превращаться в наезженные торговые дороги, пересекавшие значительные лесные пространства. Однако по этим лесным дорогам гужевое движение могло происходить главным образом в зимнее время, так как в иное время года, а особенно весной и осенью, они были трудно проходимы для колесного транспорта.

Начиная со времен "Батыева погрома" Северо-Восточной Руси (ХIII в.), в этой лесной стороне подмосковного края значительную роль в развитии грунтовых дорог сыграло монголо-татарское засилье на Руси. Частая езда русских князей в ханскую Орду и частые наезды и разъезды ханских чиновников (баскаков) для переписей населения в целях исчисления налагаемой ханом дани, сами сборы этой дани, а также и частые разбойные вторжения ханских орд и полчищ и движения оборонных русских ратей для борьбы с ними и для междоусобных сражении — все это, безусловно, способствовало творению старых и прокладке новых дорог и троп. Широкая строительная деятельность Ивана Калиты в самой Москве и его территориальные расширения («промыслы») Московского княжества пробудили новые потребности в расширении дорожной сети. Именно в это время (начало ХIV в.) налаживается большой путь из Москвы в Золотую Орду.

Из древних грунтовых дорог, ведших из Москвы в Коломну известны три. Так, согласно древним сочинениям о Мамаевом побоище явствует, что русские рати из Москвы двигались по указанию вел. князя Дмитрия Ивановича на сборное место в Коломну тремя дорогами: Болвановской, Бращевской и Котловской. Котловская дорога, как и Брашевская, пролегала через деревню Котлы (от нее и название дороги). А далее, начиная от развилки с нее на Серпухов и Каширу, шла по последней. Поэтому Котловская дорога являлась, собственно, той же Каширской. Этот путь на Коломну считался в те времена обычным, как наиболее безопасным от всяких случайных и неожиданных дорожных татей и т.п. опасностей.

По нашим понятиям, большие дороги и вообще удобные пути сообщения являются всегда несомненным благом, но в условиях жизни Руси в средние века были особые обстоятельства, которые заставляли население смотреть на это дело иначе и избегать близкого соседства с большими дорогами. При больших дорогах крупные селения стали возникать и образовываться значительно позднее, в XVII в., когда страна вступила в новый период истории, обусловленный усиливающимся обменом между областями, постепенно растущим товарным обращением, концентрированием небольших местных рынков в один всероссийский рынок.

Московские князья по требованию золотоордынских ханов должны были организовать прием и проводы ханских «послов». Послами тогда называли вообще всяких агентов Золотой Орды, которые часто, по разным делам и поводам, приезжали в Москву. Они являлись на Русь как хозяева, в сопровождении вооруженной охраны, а под их покровительством приходили большие караваны торговых людей с различными товарами и косяками степных лошадей, находивших на Руси всегда хороший спрос.

От проходов татарских послов и караванов страдали преимущественно обитатели селений возле южных дорог Подмосковья, но по всей Руси тяжелым бременем для придорожных селений были частые проезды княжеских гонцов и ратных людей. По обычаям того времени, они имели право только на постой, а кормы себе и лошадям должны были покупать «ценою», т. е. по добровольному соглашению. На деле ратные люди и гонцы постоянно нарушали этот обычай и вызывали бесконечные жалобы населения. Хорошо еще было, если ратные люди шли большими соединениями под начальством воевод, которые поддерживали дисциплину и не позволяли «обижать» население. Но в большинстве случаев ратные люди сходились со всех концов Руси на сборные пункты мелкими партиями или даже в одиночку и таким же порядком разбредались по домам после службы. Население жаловалось, что гонцы и ратные люди берут кормы не ценой, а «сильно», травят и вытаптывают лошадьми посевы и покосы и обжигают «хоромы», т. е. употребляют на топливо «нутро избяное», все, чем можно обогреться.

Не менее серьезной опасностью на больших дорогах являлись разбои. При Иване Калите и долгое время после Калиты, и в XV, и в XVI, и даже в XVII веках, разбои, конокрадство и «татьбы» на больших дорогах были постоянной угрозой для жителей придорожных селений. Недаром сложилась и удержалась на много веков поговорка: разбойник с большой дороги — поговорка, которую многие употребляют иногда до наших дней, не всегда даже понимая ее историческое происхождение.

В мелких деревнях, разбросанных в непроходимых лесах, за мхами и болотами, жилось безопаснее, чем при больших дорогах. Во-первых, лихим людям здесь была небольшая пожива, а главное, что такие селения защищало бездорожье и невозможность ни добраться до них, ни выбраться из них, не оставив после себя следов. Спокойнее всего жилось в таких деревушках зимой, когда глубокий снег заносил все дороги.

Дороги в основном проходили в обход глубоких оврагов от чего нередко петляли.Отсюда идет поговорка "Семь загибов на версту».

В Рязанскую землю и на Дон отправлялись по Каширке. Каширка изначально начиналась у Котлов и проходила через Большой овраг (приблизительно как и сейчас) на Фроловский ям на Пахре, затем на Шибанцево, Купчинино, Князеве и Каширу.

Позже(после 1849г.) Каширка отделялась от Серпуховки после Большого оврага речки Жужы и шла по водоразделу между речкой Чертановкой и рекой Москвой. Далее у деревни Беляево была развилка - Каширка на юг, и дорога на восток, в Братеево, Борисово, Беседы.



Пo старинному Каширский тракту, в Москву купцы Орла, Тулы, Ельца и других городов ежегодно в сентябре-октябре гнали гурты крупного и мелкого рогатого скота. В 1765 г., например, по нему прошло 28453 головы скота.



"Каширка" была торговой дорогой. В Списке населенных мест Московской губернии за 1859 год говорилось: "Дорога почти всю зиму покрыта обозами с хлебом идущим из Тульской губернии». В черте нынешней Москвы Каширка шла через Беляево, Шайдрово, Хохловку, Черную грязь и Орехово.

Хороший сайт нашего коллеги -

При создании Василием Голицыным в XVIIв. прудов, дорогу провели по Шипиловской плотине, мимо Сабурово и Шипилово.

За деревней Орехово заканчивался Московский уезд и начинался Подольский. В 1972 году Каширское шоссе, именуемое так с XIX века, вновь меняет направление и проходит от Сабурово по Борисовским мостам, соединяясь со старой дорогой в районе т.н. Орехово-3 (Остановка на Старой Каширке: Орехово 1-в районе метро Орехово; 2-в районе магазина Белград; 3-в районе пересечения Каширки и Ясеневой улицы).

В 1592-93 годах по Московскому уезду числятся двести восемьдесят с половиной селений и двести пятьдесят три пустоши, в 1616 году - девяносто одно селение и двести восемьдесят восемь пустошей.Через десять лет-сто пятьдесят пять с половиной селений и четыреста двенадцать пустошей.





Административное деление Московского государства XVII века, вопрос весьма сложный в русской историографии - эта неопределенность и непостоянство тогдашних границ уездов , станов, волостей. Наряду с государственным административным делением существовало церковно-административное деление на десятины. Патриаршия область (Московская) делилась на десятины, которые не имели никакого отношения к административным территориям уездов и станов. Начало деления на десятины точно не определено, но известно, что десятины существовали уже в XVI столетии.


В результате Петровской реформы, в 1708 году возникло новое административное деление - губернии. Окрестные поселения вошли в Московскую губернию, Московский уезд , Коломенскую дворцовую, а позже и в Черногрязскую (Царицынскую)волость. Лишь Зябликово относилось к Подольскому уезду . В сёлах волости причт церковников жалования не получал, священнослужители имели пахотные земли и сенокосные угодья и работали на земле сами, за исключением богатых приходов. Священник села Борисова отец Максим имел пять зависимых людей, которые обрабатывали 12 десятин пашни.
***
После революции,14 января 1929 года Московская губерния преобразована в область.
Вместо уездов созданы районы, а волости преобразовали в сельские округа. Царицыно переименовывают в Ленино, а Царицынская волость преобразована в Ленинский район.Часть района, не вошедшая в состав Москвы, долгое время существовала, с центром в городе Видное,сохранив старое название Ленинский, сейчас эта часть, с 2008 года, вошла в границы города Домодедово.
***
Во время Великой Отечественной войны здесь двигались на южный фронт войска, обратно везли раненных в московские госпитали .Один из таких госпиталей находился в Царицыно, в волостной школе, которая после очередного разграбления в 90-х годах, до реставрации Царицынского парка, представляла груду развалин.
В этот госпиталь, в 1941 году, после второго ранения и попал мой родной дед Черников Константин Мартынович, первый муж бабушки Леоненко. Второе ранение было настолько серьезным, что никто не верил в его выздоровление. Бабушке Наталье, работавшей в то время в госпитале Казахстана и растившей двух дочерей, была направлена «похоронка», кто-то из медперсонала поторопился с выводами. А деда выходила жительница деревни Шипилово –Жиляева Александра Сергеевна, у которой на руках было двое своих детей: Мария и Петр, муж – Петр Жиляев воевал.
***
В октябре 1941 года по линии Царицынских и Борисовского пруда строились оборонительные сооружения, так называемый "Главный рубеж", располагавшийся на расстоянии 15-20 км. от центра Москвы. Рубеж состоял из двух полос и был укреплен дзотами и дотами. В 1956 году начинается строительство Московской кольцевой автомобильной дороги (движение открыто в 1962г.)
В августе 1960 г. села Коломенское, Царицыно, Борисово, Сабурово, Братеево, деревня Шипилово и др. входят в границы г. Москвы. До ноября 1968 года относятся к Пролетарскому району (административное здание было у м. Автозаводская), затем все эти населенные пункты вошли в образовавшийся Красногвардейский район. В 1991 году, в результате очередной административной реформы, был образован Южный административный округ Москвы. Куда вошли все населенные пункты Красногвардейского района.

Источники:
** Энциклопедия «История Московских районов» под редакцией Аверьянова.
** Царицыно. Подмосковье .Автор: Сергеев И.Н. Год издания: 1998.
** Сайт

* *

В копилочку....



Кормление -
Орган, ведавший государевыми (дворцовыми) землями. Орган, ведавший государственной печатью, финансами и внешней политикой. Совет знати при великом князе. Местное управление (Уезды. Волости. Станы. Наместники. Волостели).



А. ЗАМОСКОВНАЯ ПОЛОВИНА

Обозначение (буква -д-)

16. Село Коломенское . Группа дворцовых земель, тянувших к этому селу и расположенных на правом берегу реки Москвы, ниже города. Первое известие в духовной Владимира Андреевича Серпуховского (С. Г. Г. и Д., I, №40; Дебольский, II, стр.15).
Борисово, Сабурово, Братеево...... входили в группу дворцовых земель.

---
Вопросы по местам и фамилиям моих исследований, пожалуйста, крепите в ТЕМУ дневника
ДНЕВНИК (Леоненко, Ершовы, Томилины, Злобины..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия. Москва
Сообщений: 10990
Регистрация: 14 июня 2008
Рейтинг: 12365 

МОЛЕННЫЙ ДОМ
В одном из источников прочитала о Борисово следующее.

В 1859 г. в Борисовский приход церкви Святой Троицы был назначен новый священник Николай Смирнов. Храм, стоявший на самом берегу пруда, у плотины, подмывало (равно как и церковное кладбище) при каждом подъеме воды в пруде. В результате здание церкви пришло в аварийное состояние, да и вообще было уже ветхим. Поэтому стараниями Н. Смирнова в 1873 г. в Борисове был освящен новый теплый храм на берегу Борисовского пруда.

Значительную часть населения села составляли старообрядцы, препятствовавшие строительству храма на общинной земле, поэтому пришлось его строить на усадебной земле священника. Ограниченным размером этого участка и объяснялся несколько «урезанный» вид храма, некая непропорциональность его формы. Старый белокаменный храм, между тем, не был сломан, и началась тяжба за его снос с Московским археологическим обществом, выступавшим в защиту памятников старины. Наконец, при священнике Василии Богоявленском разрешение на снос старого храма было получено, и в 1898 г. он был разобран. В 1900 г. на его месте появилась часовня, которую при Советской власти снесли и построили там, в 1953 г., дом культуры «Борисово». На берегу пруда, там, где бьют родники, стояла другая часовня — водосвятная. В 1875 г. по инициативе Н. А. Смирнова в селе было открыто земское училище. По данным 1884 г., оно помещалось в деревянном наемном здании, душном и тесном. При училище была библиотека, посещали его учащиеся из Борисова, Братеева и Зябликова, а содержание его обходилось земству около 1000 руб. в год. Старообрядцы, однако, не признавали официального образования и имели свои частные школы, в которых дети обучались грамоте по Псалтырю, чтобы затем участвовать в отправлении церковных служб.

Кроме земского училища в селе существовала ещё двухклассная церковно-приходская школа, 88 % мужчин и 37 % женщин в возрасте выше 11 лет были грамотные. При церковном попечительстве была богадельня на 3 человека.

13 января 1912 г. в селе была зарегистрирована Троицкая старообрядческая община. Её временный храм находился в доме крестьянина И. В. Балыкова, а незадолго до 1917 г. община выстроила новую одноэтажную деревянную церковь с колокольней, закрытую в 1925 г. По другим данным, старообрядческая двухэтажная молельня находилась в доме на Южной ул. села, купленном в 1913 г. для этой цели у крестьянина Леонова.

Каково же было мое удивление, когда родная тетя, сестра моего отца, показала мне фотографию Борисовской моленной со словами: "Верхний ряд, крайний справа, сложил руки твой прадед - Борис, а в первом ряду, в центре, наша с твоим отцом родная тетка - Таличка". "Таличкой" звали Наталью Борисовну Короткову, я ее застала. Пела в церкви на Рогожке, никогда не была замужем, поэтому для нас, детей племянников, находила всегда время. Голос у нее был низкий и мелодичный. А моленная была на Южной улице, я знаю это место, это был дом моего прадеда.


Моленный дом. Староправославный приход. Троица 1928г. Улица Южная.

У этой фотографии есть еще одна история, более поздняя по времени. Уже рассказывала в одной из тем как поместила фото в дневнике Kaaskop. Потом выяснилось, что такая же фотография есть еще у одного потомка рода из села Борисово (коллега на ВГД). На второй фото четко сказано, что это - копия. Важно не это. На "тетиной" и "другой" есть надписи на обороте. На нашей стоит дата 1928 год. На другой - 1937 год. Так какого года фото?

С этим вопросом снова обратилась к тете, 1930 года рождения. По ее словам деревянный настил перед моленной был до ее рождения, а родилась она здесь. Таличка, после ее рождения, переехала с братом Григорием Борисовичем в дом напротив "Моленной", через дорогу, а для родителей тети и моего отца был построен дом №80 в Южном переулке, в "аппендиксе" от Южной, где прошли мои 9 лет. Так что .....
На вопрос о том, когда дом с моленной сгорел (был поджог), то тетя и мой отец называют один и тот же год - после войны, в 1947 г.

Вот такая очередная фамильная история.



На этой старой фотографии (8 ноября 1955 г.) очень хорошо видно: клуб, развалины церкви у пруда, вдали, на горе - школа. Там же была автобусная остановка.




---
Вопросы по местам и фамилиям моих исследований, пожалуйста, крепите в ТЕМУ дневника
ДНЕВНИК (Леоненко, Ершовы, Томилины, Злобины..)
Bontch–Osmolovskaia Marina
Долгожитель форума

Bontch–Osmolovskaia Marina

Сообщений: 3295
Регистрация: 23 июля 2009
Рейтинг: 3293 

Наташенька, дорогая, как же у Вас всегда интересно! Вы так основательно и разносторонне подаете материалы - одно удовольствие читать :) Спасибо!


Комментарий модератора:
Марина, спасибо за добрые слова. Как "бальзам на сердце" знать, что темы читаются и кому-то помогают.


---
http://lit.lib.ru/b/bonchosmolowskaja_m_a/Бонч-Осмоловская М.А. Литературная страница

Данные о предках помещены на сайт VGD.RU с целью восстановления родословной.
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия. Москва
Сообщений: 10990
Регистрация: 14 июня 2008
Рейтинг: 12365 



В Борисово и Шипилово было несколько общих колодцев. В основном, жители использовали эту воду для стирки или уборки.
На хуторе Шипилово, у жителей четных домов, огороды спускались к пруду, у каждого был свой мосток. Над мостком деда Кости и Александры Сергеевны рос большой тополь, к которому привязывалась «тарзанка» - детская забава, рядом находилась небольшая поляна, на которой летом цвело разнотравье. Дед сам часто любил здесь сидеть, мы всегда знали, в случае чего, где его искать. Этот тополь и сейчас растет. По нему, гуляя в ныне обустроенном парке, определяем прежнее место нахождения дома.


В Борисово, также, воду из колодцев использовали для бытовых целей, а вот за водой для питья, большие любители почаевничать, ходили на «ключик». Родник находился у Борисовского пруда (отметила это место у деревьев). Его благоустроили и не засыпали.


А раньше сюда гуськом шли по воду. Путь был неблизкий, поэтому брали сразу два ведра и коромысло. До сих пор помню, что, по каким-то народным «законам», два пустых ведра нужно было нести в левой руке, а коромысло в правой. Была своя «технология» и по подъему ведер. Сначала подхватывалось «заплечное» ведро, а потом «видимое». В селе даже были мастерицы по «перебрасыванию» коромысла с одного плеча на другое, не расплескав воды. Все это было зрелищно - интересно, поэтому, наверное, так образно отразилось в памяти.


Еще одна достопримечательность Борисова – это «малый прудок», который находился между развалинами церкви и Борисовскими прудами. Этот прудок был по уровню выше прудов, на возвышенности. Образовали его подземные ключи, вода здесь всегда была ледяной. По трубе, зарытой в землю, она вытекала в основной пруд, в этом месте старались не купаться. «Малый прудок» использовали жительницы села, которые приходили сюда с плетеными корзинами полоскать уже стираное дома белье.


Борисовская бабушка Лизавета очень любила печь пироги в своей русской печке, а поскольку, по родословию, Александра Сергеевна была ее сводной сестрой, то миссия Красной шапочки – отнести пирожки, после того как я повзрослела, стала возлагаться на меня. Вот по берегу Борисовских прудов, мимо малого прудка, ключика, овражка, заросшего черемухой, Шипиловского кладбища, запруды, разделяющей Шипиловский хутор от деревни Шипилова, и навещались родственники из Борисова в Шипилово и наоборот.



Коромысло с ведром
Загремело на весь дом:

- Никто по воду не ходит,
Коромысла не берет.
Стали жить по новой моде -
Завели водопровод.

Разленились нынче бабы.
Али плечи стали слабы?

Речка спятила с ума -
По домам пошла сама!

А бывало, с перезвоном
К берегам ее зеленым
Шли девицы за водой
По улице мостовой.

Подходили к речке близко,
Речке кланялися низко:
- Здравствуй, речка, наша мать,
Дай водицы нам набрать!

А теперь двухлетний внучек
Повернет одной рукой
Ручку крана, точно ключик, -
И вода бежит рекой...

Нынче в людях мало смысла,
Пропадает коромысло!

Самуил Маршак - Вчера и сегодня



[q]
Александра Михайловна начинала преподовать в красной школе №3, став первым директором школы №579 в Москворечье)
[/q]

На поселке Москворечье было три школы: 866, 511 и 579, последняя была математической и тесно контактировала с институтом МИФИ. Находилась она рядом с музыкальной школой (сейчас Детская школа искусств №3 им. С.Т.Рихтера), куда я возила сестру на занятия. Играла она на виолончели. «Красный сарафан» Варламова с тех пор слушать не могу, уж так часто он звучал дома. :)
А школа 579 сейчас гимназия №1579 по адресу: Пролетарский проспект, дом 7, корп.3.

Прикрепленный файл (file.jpg, 202356 байт<!--, скачан: 0 раз-->)
---
Вопросы по местам и фамилиям моих исследований, пожалуйста, крепите в ТЕМУ дневника
ДНЕВНИК (Леоненко, Ершовы, Томилины, Злобины..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия. Москва
Сообщений: 10990
Регистрация: 14 июня 2008
Рейтинг: 12365 

Хотела бы поведать об одной достопримечательности ЮАО, построенной на стыке бывших населенных пунктов Борисова и Шипилова. Нанесла обозначения на карту, надеюсь, что место «себе представить можно» тому, кто не видел храма «воочую».



Речь, действительно, идет о храме, который появился, в буквальном смысле, «из пепла». Столько, разного рода препятствий, стояло на пути этого строительства, и вот теперь мы любуемся этим архитектурным «шедевром». Итак

Мысль о строительстве административного центра Русской Православной Церкви (РПЦ), который включал бы в себя комплекс сооружений, зародилась в далеком 1988 году, в год 1000-летия Крещения Руси, год только начинающейся оттепели по отношению к Православной Вере в Советском Союзе.

Тогда еще боялись вслух говорить о возможном восстановлении Храма Христа Спасителя, на месте которого все еще плескался народ в бассейне «Москва», не зря прозванном современниками «лужей». Было принято решение построить комплекс Патриаршего Подворья в самом большом районе Москвы – Орехово-Борисово, недалеко от Борисовских прудов.
Строительство намечалось грандиозное: собор вместимостью более 20 тысяч человек (больше нынешнего Храма Христа Спасителя), окруженный разнообразными административными сооружениями. Для комплекса было предложено 3 площадки: нынешнее расположение, у музея-заповедника «Царицыно» и у близлежащего храма Живоначальной Троицы в Борисово, но не все люди еще «созрели» для таких резких перемен от безбожия к открытому исповеданию христианства, поэтому для застройки было выделено место, самое неприметное с одного из главных транспортных узлов столицы нашей Родины – Каширского шоссе – у музея-заповедника «Царицыно», где в 1988-ом году святейшим Патриархом Пименом был отслужен молебен и освящен закладной камень будущего храмового комплекса.

Но строительство так и не началось из-за того, что все финансы были брошены на приходские храмы, которые более нуждались в реальной поддержке, чем строительство одного собора. А в 1995 году началось воссоздание Храма Христа Спасителя, на строительство которого были брошены все силы и средства.

И только после открытия Кафедрального собора Русской Православной Церкви вспомнили про задумку 12-летней давности – о строительстве Патриаршего Подворья в память 1000-летия Крещения Руси. Было поднято очень много архивных документов, в том числе и конкурс проектов храмового комплекса. Оказалось, что большая часть работ были похожи на Храм Христа Спасителя, поэтому было решено выбрать лучший и подработать его для нынешних условий, ведь комплекс должен был вобрать в себя все функции, которые ныне вобрал в себя Храм Христа Спасителя.

За строительство взялась Балтийская Строительная Компания (БСК), которая стала финансировать проект и готовиться к строительным работам. Не без помощи мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова было получено разрешение на застройку площадки близ Каширского шоссе.

Как основа был предложен проект в Византийском стиле, ведь тысячу лет назад в православно-храмовой архитектуре наибольшее влияние имела византийско-греческая культура, которая повлияла на развитие и расцвет многих других культур, в том числе и русской. Поэтому, в строительстве храма-памятника нельзя было не обратиться к истокам. Отсюда и крестообразный в плане однокупольный храм и бирюзово-голубые купола – символ Божьей Матери и ангельских сил.

Проект в кротчайшие сроки был выполнен силами Моспроекта 2 – архитектурной мастерской АМ-19 под руководством Владимира Колосницына. От первого проекта остались: храм, звонница, дом причта, музыкальная школа и часовня. Площадь храма была уменьшена более чем в 5 раз и составила 1100 кв. м.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в октябре 2000 года Балтийская Строительная Компания приступила к строительным работам на месте. Был перенесен камень и крест. На должность и.о. ключаря назначили настоятеля близлежащего храма Усекновения главы Иоанна Предтечи иерея Олега Воробьева, который уже в конце месяца отслужил первый молебен на месте будущего комплекса. Строительство храмового комплекса встретило бурное недовольство со стороны местных жителей, которые переживали о потере части зеленых насаждений, связанных со строительными работами, но был быстро найден компромисс: отказались от строительства еще одного здания, под пятно застройки которого попадало много зеленых насаждений, к каждому пересаженному на новое место дереву, как компенсация, было посажено 5 молодых. Всего из-за строительства было пересажено всего 12 деревьев.

А уже 1 сентября 2001 года, в день города, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, при огромном стечении народа, было совершено освящение закладного камня будущего храма Живоначальной Троицы в честь 1000-летия Крещения Руси в комплексе Патриаршего Подворья, превратившееся в удивительно красивый и одухотворенный праздник.



Строительство комплекса было осложнено пожаром, который случился на Троицу 2002 года.
Полностью сгорел деревянный каркас главного купола и купола южного придела собора, но он был быстро локализован, и сразу начались восстановительные работы, и строительство продолжилось в прежних темпах.



На протяжении всего строительства, по воскресным дням, совершались еженедельные молебны, сопровождаемые колокольным звоном. В этом огромная заслуга о. Олега Воробьева, который, несмотря на дождь и снег, ветер и стужу, проводил богослужения на месте будущего храмового комплекса.

В начале 2004 года был привезен и смонтирован уникальный фарфоровый иконостас работы петербургской художественно-реставрационной мастерской «Гильдия мастеров» Юрия Волкотруба. Общее руководство художественными работами в Храме осуществлялось Экспертным Советом под руководством архиепископа Орехово-Зуевского Алексия (Фролова). Главная идея, которой подчинено все художественное убранство Храма – идея соборности 1000-летней Русской Православной Церкви, духовное единство разнообразных типов святости, присутствующих не только в пределах России, но и во многих странах мира.

И, наконец, 19 мая 2004 года, в день отдания праздника Пасхи Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II было совершено великое освящение центрального собора в честь Троицы Живоначальной и отслужена первая Божественная Литургия.
Закончилось строительство физическое, но началось строительство иное – строительство духовное: ежедневные Божественные Литургии и просветительская работа. В сентябре 2004 года начала свою работу Воскресная школа при комплексе Патриаршего Подворья для детей и взрослых, открылась подготовительная гимназия.



КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПОДВОРЬЕ
Настоятель: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
И.о настоятеля: иерей Олег Воробьев
Статус: Патриаршее подворье
Почтовый адрес: Каширское шоссе, вл.61а
Телефон: 393-40-11
Проезд: от ст.м."Домодедовская" в сторону центра авт. 95, тролл. 67, 71; от ст.м."Каширская" в сторону МКАД авт. 95, 117, 766, 298, 299, тролл. 11, 71, 67 до остановки "7-ой мкр.Орехово-Борисово"; от ст.м. "Орехово", авт. 117, 711, 709 до остановки "Каширское шоссе";от ст.м. "Красногвардейская" авт.711 до остановки "Улица генерала Белова" или тролл. 11, до остановки "7-ой мкр. Орехово-Борисово"
Святыни:
Духовенство: иерей Олег Воробьёв, протоиерей Георгий Гуторов, иерей Матфей Хаустов, иерей Михаил Шманов, иерей Олег Корытко, иерей Иоанн Холкин
Сайт:
***
При храме открыта православная школа искусств «Троица», в которой работают отделения:
Иконопись
Реставрация
Фреска
Мозаика
Рукописная книга
Обработка дерева и камня
Золотое шитье

---
Вопросы по местам и фамилиям моих исследований, пожалуйста, крепите в ТЕМУ дневника
ДНЕВНИК (Леоненко, Ершовы, Томилины, Злобины..)
Liolia
Долгожитель форума

Liolia

Москва
Сообщений: 1370
Регистрация: 29 мар. 2005
Рейтинг: 560 

Митинг у памятника погибшим на ВОВ жителям с.Борисово и д.Шипилово у ГКЗ "Авангард" состоится 8 мая 2010 года в 11.00.


Комментарий модератора:
Адрес Государственного концертного зала "АВАНГАРД":
м.Домодедовская. ул. Генерала Белова 18. Телефоны: 393 80 54, 394 79 00, 393 80 55.


---
Ищу:в Московском у.- Карасевых (д.Новинки и с.Коломенское), Ворониных (д.Батюнино), Никитиных (д.Братеево), Клоповых (д.Шипилово), Поздняковых -Удаловых(д.Нагатино) . Рязанская обл., Милославский р-он (Данковский у.) Мареевых , Колбаскиных, Семяшовых
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия. Москва
Сообщений: 10990
Регистрация: 14 июня 2008
Рейтинг: 12365 

ИСТОРИЯ О ЗЕМСКИХ ШКОЛАХ.

Начало земства было заложено реформой 1864 года; пик движения пришёлся на годы Первой мировой войны, когда оно составляло уже серьёзную конкуренцию правительственным учреждениям. В местные власти (земства) входили наиболее активные члены общества: крестьяне, самые крепкие из которых и при крепостном праве выходили «в люди»; помещики, самые активные из которых давно поняли непроизводительность крепостного труда; купцы и пришлые «гости», вышедшие из крестьян; разночинцы, то есть - выходцы из крестьян и купцов, и из всех остальных сословий (священников, мещан и др.).
Одним из основных направлений в земской реформе – было образование. Зе́мская школа — общеобразовательное учреждение под эгидой местного самоуправления (земства) в России в период с 1864 по 1918 годы. Приоритет образования отлично понимали в обществе — еще до всяких реформ явочным порядком были созданы Комитеты грамотности: в 1859 г. в Москве и в 1861 г. в Санкт-Петербурге.



Земские школы были двух типов — однокомплектные, с трехгодичным курсом обучения, рассчитанные на пятьдесят учеников с одним учителем, и двухкомплектные с четырехлетним курсом, более 50 учениками и двумя учителями. Это зависело от количества детей в селе, от потребности в образовании, от материальных и денежных возможностей местной земской управы. Хотя земства формально не имели права непосредственно влиять на учебный процесс: определять содержание программ, выбирать учебники и пособия, назначать и увольнять учителей, они, тем не менее, оказывали такое влияние.

Помимо обязательных предметов: Закон Божий, чтение, письмо, арифметика, пение, земские учителя, дополнительно, преподавали: природоведение, географию, историю.



Земства снабжали учителей лучшими, из существовавших в то время учебниками. Широко применяли наглядные пособия. Во многих земствах были организованы школьные, а позже и народные публичные библиотеки. И хотя «Закон Божий» преподавался в обязательном порядке всюду, но в земских, светских школах , он был наряду с прочими предметами, а в церковно-приходских, относившихся к ведению Синода, над прочими предметами.

Если учесть тяжелое материальное положение крестьян, то стоит ли удивляться тому, что многие из них неохотно посылали своих детей в школу. Земство, конечно, принимало меры для вовлечения крестьянских ребятишек в училища. Но не всегда меры эти были понятны для родителей. В протоколе сессии (архивный документ) есть запись
[q]
...что же касается ходатайства управы о дозволении ей штрафовать родителей учащихся за удержание их от учебы без уважительных причин, то хотя собрание не имеет права давать такое дозволение, но не может не высказать единодушного убеждения всех членов собрания в необходимости введения обязательного учения как для мальчиков, так и для девочек (хотя бы в виде опыта на известное число лет), как единственно верное средство привить к народу сознание пользы учения...
[/q]

Пожелание благое, но, увы, для той поры нереальное. Для введения всеобщего обязательного обучения не было ни объективных условий, ни средств у земств.

Постоянные многолетние усилия земства (решение земельного вопроса путем развития единоличных хозяйств; поощрение кустарных промыслов; увеличение числа образованных крестьян — выравнивание по цензу грамотности очень значительной части населения и, следовательно, повышение общего уровня развития) начали сдвигать и «неподъемный камень» собственно деревни. Если раньше крестьянин предпочитал отхожие ремесла, он уходил из деревни в места более «развитые», теперь же в деревне, пусть медленно, стала складываться своя интеллигенция (врачи, учителя, агрономы, техники…), что для развития населенного места имело огромное значение.



Контролирующий орган образования был – попечительный совет. После Великой Октябрьской социалистической революции земские школы, как и другие учебные заведения, перешли в ведение наркомпроса и были преобразованы в школы 1-й ступени с 5-летним сроком обучения.

---
Вопросы по местам и фамилиям моих исследований, пожалуйста, крепите в ТЕМУ дневника
ДНЕВНИК (Леоненко, Ершовы, Томилины, Злобины..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия. Москва
Сообщений: 10990
Регистрация: 14 июня 2008
Рейтинг: 12365 

Продолжение..
БОРИСОВСКОЕ ЗЕМСКОЕ УЧИЛИЩЕ

[q]
Борисовское училище было открыто Земством в 1875 году по инициативе приходского священника. Училище все время помещается в наемных домах. До сих пор оно переменило три помещения. Первое было снято с отоплением и прислугой за 250 рублей. Через три года за теснотой и ветхостью школа переведена в новый дом, снятый за 180 рублей, без отопления и квартиры для учителя. Так как последнее помещение понадобилось самому владельцу, то школу в 1881 году снова перевели в помещение, снятое за 350 рублей, с отоплением и сторожем. Училище посещают дети из села Борисово, села Братеево и села Зябликово, имеющих всего 320 дворов. Школьное расстояние 2-3 версты.

Население занимается огородничеством, кроме того мужчины занимаются местным канительным промыслом, женщины и дети вертят патроны. Здание одноэтажное, деревянное, крыто железом. Помещение холодное, тесное и душное. Классная комната одна, вследствие этого происходит совместное преподавание обоих учителей. Квартира учителей при школе. Школа расположена среди селения, вблизи церкви. В учебных пособиях чувствуется недостаток. Из наглядных пособий имеются естественно исторические картины.

Библиотека устроена Земством; она состоит из 79 экземпляров разных книг. Пение не преподается, годовое содержание училища обходится в год до 1003 рублей. Попечителя нет. Законоучитель - местный священник Николай Александрович Смирнов. Учитель - Андрей Павлович Зайцев, окончивший курс в Поливановской учительской семинарии. Помощник - окончивший тот же курс, Митрофан Александрович Демокритов.

С 1 ноября 1882 года в селе Борисово Царицинской волости крестьянка Матрона Федоровна Головешина, староверка-читалка, проводила учение в собственной избе. Дети обучаются по псалтырю - часослову; учащиеся - старообрядцы из села Борисово. За выучку учительница брала 3-7 и 10 рублей, в зависимости от состояния родителей. Девочки-ученицы в последствии становятся читалками, участвуя в проведении церковных служб. Школа эта существовала еще до открытия в селе Царицино Земского училища.
[/q]




[q]
Сведения о Борисовском Земском училище: Одна классная комната. Площадь пола - около 96 кв. аршина. Световая поверхность - 9,9 кв. аршина. Объем помещения - 348 куб. аршина. С основания школы переменилось три учителя (сведения 1884 года). Средняя продолжительность служения учителей - 2 года.
[/q]


(Использовался материал музея школы №867).

---
Вопросы по местам и фамилиям моих исследований, пожалуйста, крепите в ТЕМУ дневника
ДНЕВНИК (Леоненко, Ершовы, Томилины, Злобины..)
  Вперед>>Страницы: 1 2 3 4 5 ... ... 70 71 72 73 74 75 [ >>>>>> ]
Модератор: Tasha56
Генеалогический форум ВГД »   Дневники участников »   Дневник Tasha56 »   Прогулка по Московскому уезду »   Борисово, Шипилово, Братеево, Сабурово...
RSS

Реклама от YouDo