Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогический форум ВГД

На сайте ВГД собираются люди из многих городов и стран, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!

Генеалогический форум ВГД »   Дневники участников »   Дневник Tasha56 »   Задушевные темы: о нас, о нем, и обо всем »   НЕПРИЗНАННЫЕ ПРИ ЖИЗНИ
RSS

НЕПРИЗНАННЫЕ ПРИ ЖИЗНИ

Помним предков и думаем о потомках...


<<Назад  Вперед>>[ <<<<< ] Страницы: 1 2 3 4 5 ... ... 8 9 10 11 12 * 13 [ >>>>>> ]
Модератор: Tasha56
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия. Москва
Сообщений: 10956
Регистрация: 14 июня 2008
Рейтинг: 11798 

Невыдуманные истории о людях, живших на земле и оставивших после себя добрую память потомкам. Они опередили время, и современники не были готовы и способны оценить и понять их талант, поведение, поступки….



Содержание:
1. А.В. Колчак и А.В. Тимирева
2. Лили Брик и В.Маяковский
3. Сафонова Е.В.
4. Музей истории Гражданской войны
5. Софья Федоровна Колчак
6. Валентина Васильевна Серова и Константин(Кирилл) Михайлович Симонов
7. Ефросиния Антоновна Керсновская
8. Женщины Куприна Александра Ивановича
9. \"Жизнь полосатая\". О Маргарите Назаровой.
10. Алексей Верстовский и Надежда Репина
11. Виктория Петровна Денисова (Брежнева)
12. Александра Федоровна Романова
13. Дзига Вертов
14. Надя Рушева
15. Некрасова Зинаида Николаевна
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27. Петр Петрович Павлов (1860-1924)
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.

36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.



---
Вопросы по местам и фамилиям моих исследований, пожалуйста, крепите в ТЕМУ дневника
ДНЕВНИК (Леоненко, Ершовы, Томилины, Злобины..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия. Москва
Сообщений: 10956
Регистрация: 14 июня 2008
Рейтинг: 11798 

16 мая родился

Иван Владимирович Цветаев
(1847 – 1913 гг.)



1913. Фото К.А.Фишера

Иван Владимирович Цветаев – сын бедного сельского попа, уроженец села Талицы Владимирской губернии. Известно, что жил он в таких “достатках”, что до двенадцати лет сапог в глаза не видывал. Трудом и талантом Иван Владимирович пробил себе дорогу в жизни. Он стал известным филологом и искусствоведом, профессором Московского университета, директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств (Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). Основу первоначальной экспозиции составляли подаренная музею Цветаевым богатая коллекция слепков и копий с произведений искусства Древнего мира и Западной Европы. У подъезда музея установлена мемориальная доска в честь И.В. Цветаева. Умер он в 1913 году.
[q]
Был дважды женат – первым браком, с 1880 г. – на Варваре Дмитриевне Иловайской (1858–1890), их дети Валерия и Андрей; вторым браком, с 1891 г. – на Марии Александровне Мейн (1868–1906), их дети Марина и Анастасия.
[/q]

Иван Владимирович был женат два раза. Первая жена Варвара Иловайская, дочь знаменитого историка, “первая любовь, вечная любовь, вечная тоска моего отца” ушла из жизни в 1890 году. Чтобы дать новую мать свои крошечным детям (Валерии и Андрею), А.В. Цветаев женился во второй раз на Марии Александровне Мейн, очень культурной и образованной девушке - из обрусевшей польско-немецкой семьи. Ей было тогда 23 года. Мария Мейн, мать Марины Цветаевой, - натура художественно одаренная, она увлекалась музыкой, считалась ученицей Рубинштейна. Скончалась рано (в 1906 году), но, по словам Марины, успела оказать на нее “главенствующее влияние”: “Музыка, природа, стихи, Германия… Одна против всех, Heroica”.

[q]
Дед Марины Цветаевой – Александр Мейн из прибалтийских немцев, человек не бедный. Женат на графине Ледоховской (родовитая польская фамилия). Она умерла в 28 лет. Портрет этой молодой бабушки висел в гостиной Цветаевых. Старинный этот портрет с детства возбуждал фантазию Марины.

Продолговатый и твердый овал,
Черного платья раструбы …
Юная бабушка! Кто целовал
Ваши надменные губы ?
[/q]

---
Вопросы по местам и фамилиям моих исследований, пожалуйста, крепите в ТЕМУ дневника
ДНЕВНИК (Леоненко, Ершовы, Томилины, Злобины..)
TatianaLGNN
Модератор форума

TatianaLGNN

Нижний Новгород
Сообщений: 17552
Регистрация: 27 мая 2003
Рейтинг: 3693 

Наташа, К сожалению то, что ты скопировала про Надежду Петровну Ламанову
http://forum.vgd.ru/post/601/43735/p2163417.htm#pp2163417 Многое уже неправда, с сайта некой Веры, которая пытается присвоить себе НП Исследования, котоые провела Мария Маркович и частично я опровегает биогарфии, растиражированную в Интернете
Вот частично то. что мы нашли с Машей. Но ее заслуга большо во многораз svrt.ru/lib/znakomaya.pdf

---
Уважаемые друзья, вновь пришедшие на форум. Очень прошу, прежде чем задать мне вопрос в личку, ну почитайте немного форум.И потом мои знания распространяются не на всю бывшую Российскую империю, а в основном на Нижегородскую губернию.
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия. Москва
Сообщений: 10956
Регистрация: 14 июня 2008
Рейтинг: 11798 

TatianaLGNN
Таня, добрый день.
Я видела статью Марии Маркович, читала ее исследования по потомкам Ворониной. Не знала только, что исследования проходят вместе с Вами (на СВРТ).
Что касается текста в моем сообщении, то за основу была взята не статья блогера, а нашлась в личной библиотеке книжица о моде 70-х лет издания, где был небольшой рассказ о Ламановой...это уже позже пошел поиск по сети.
Видела работу Vera Radvila , но есть ведь еще много других изданий о Ламановой:
Андрей Добров. "Последний крик моды. Гиляровский и Ламанова"



Ольга Куницкая. "Властительницы мира моды"



М.Б.Романовская



Да и много других печатных источников. Так что, не все в моем тексте " от Веры"..... :)
Работа Марии мне понравилась. Выходит, что добралась она до документа об аресте Каютова. Интересно.
Видимо, что раньше такого доступа в архивы у авторов не было...сколько сегодня уточняется биографий известных людей кропотливым трудом и исследованиями по архивным документам.
Спасибо за ссылочку на ваши материалы, прочитала с интересом.....сопоставив фрагменты биографии Ламановой, описанные разными авторами. Уверена, что "забежавшие" на эти странички, тоже найдут для себя интересным предложенный Вами материал.

---
Вопросы по местам и фамилиям моих исследований, пожалуйста, крепите в ТЕМУ дневника
ДНЕВНИК (Леоненко, Ершовы, Томилины, Злобины..)
TatianaLGNN
Модератор форума

TatianaLGNN

Нижний Новгород
Сообщений: 17552
Регистрация: 27 мая 2003
Рейтинг: 3693 

Tasha56 Спасибо Книги почитаю обязательно. И если с точки зрения моды- нет претензий ни у кого А вот биографии выдумывают всем кому не лень Даже был челочек, который утверждал, что20 лет изучала дела в архивах по НП. Но, увы дела показывают обратное Многое Маша брала первая. :)
НП была очень видимо сложным человеком и не все еще тайны ее биографии удалось открыть Не дается имя ее первого мужа,хотя фамилию знаем. Есть много странностей про дворянство. По документам в ЦАНО такое чувство, что после окончания гимназии мать просто вычеркнула ее из своей жизни. Ек ясна судьба ее сестры Анны. тгоже как будто не стало человека.
Почему-то везде пишут , что НП пошла работать, чтобы кормить после смерти матери сестер Но еще на 1886 год мать была жива А НП уже работала. :(
Единственно, что я теперь знаю точно, это то, что детей она просто боялась иметь .т.к они бы могли заболеть тяжелым заболеванием. Кстати этим заболеванием страдала ее сестра Мария. И.... главное отец.,которого уволили именно из-за него со службы.
А вот талант передался по линии матери. Ее род дал стране многоизвестных людей в мире искусства.
А насчет ареста Каютова, ты права, скорее раньше не было доступа к нему.

---
Уважаемые друзья, вновь пришедшие на форум. Очень прошу, прежде чем задать мне вопрос в личку, ну почитайте немного форум.И потом мои знания распространяются не на всю бывшую Российскую империю, а в основном на Нижегородскую губернию.
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия. Москва
Сообщений: 10956
Регистрация: 14 июня 2008
Рейтинг: 11798 

Еще одна история.....

Субботним вечером 4 сентября 1982 года инспекторы ГАИ Суздальского РОВД Владимирской области были подняты по тревожному звонку. На дороге из Владимира в Суздаль в районе села Павловское случилось страшное ДТП. «Волга» и ПАЗ столкнулись лоб в лоб, в битком набитой легковушке есть жертвы. Опергруппа немедленно выехала на место аварии. Когда ГАИшники прибыли в Павловское, пострадавших уже увезли в больницы. Началось выяснение обстоятельств трагедии.



Позднее, часов в 10 вечера, в Суздальскую милицию опять позвонили. На этот раз из Владимира, из областной ГАИ. Сообщение было очень печальным: в ДТП под Павловским разбилась известная ведущая Центрального Телевидения Татьяна Коршилова. Областное начальство наказало суздальским коллегам, чтобы отнеслись к делу с особой внимательностью, и предупредило, что завтра разбираться в ситуации приедет лично заместитель министра Внутренних Дел СССР.



Для чего ты живешь?
Просто так...
Дни бесцельны, а значит похожи
Говоришь, что в душе пустота
И никто и ничто не поможет
Где-то Лондон, а где-то Париж
И далекие песни фиесты
И прилива...Но ты говоришь
Что не можешь найти себе места
Понимаю,болит голова,
От привычной ,пронзительной скуки
И давно надоели слова
Дорогая, возьми себя в руки.
Не бери.Ни к чему ты права!
Лишь смотри повнимательней в лица
Если рядом и в сердце-Москва
Значит, все-таки жизнь состоиться

Т.Коршилова


Татьяна Владимировна Коршилова
(13 сентября 1946 — 4 сентября 1982, Москва, СССР)
— советская журналистка, телеведущая, поэтесса.

Татьяна Владимировна Коршилова родилась 13 сентября 1946 в семье композитора и пианиста Владимира Сидорова, который аккомпанировал Вадиму Козину и написал немало популярных до сегодняшнего дня песен. В январе 1980 г. на экраны СССР вышел фильм режиссера Владимира Шамшурина «Опасные друзья» (психологическая драма о жизни заключенных в ИТК строгого режима, в главных ролях Л.Прыгунов, П.Вельяминов). Фильм довольно рядовой, и так бы и канул в Лету, но в нем прозвучала в исполнении Сергея Беликова песня композитора Евгения Птичкина на стихи поэтессы и телеведущей Татьяны Коршиловой «Сон-трава», более известная по первой строчке как «У беды глаза зеленые». Вот песня как раз и стала поистине народной, а в связи с ней вспоминают и фильм.

У беды глаза зеленые, -
Не простят, не пощадят;
С головой иду склоненною,
Виноватый пряча взгляд.
В поле ласковое выйду я
И заплачу над собой.
Кто же боль такую выдумал,
И на что мне эта боль?
Кто же боль такую выдумал,
И на что мне эта боль?



Я не знаю, просто вышло так:
По судьбе, не по злобе -
Не тобой рубашка вышита,
Чтоб я нравился тебе!
И не ты со мною об руку
Из гостей идешь домой,
И нельзя мне даже облаком
Плыть по небу над тобой!
И нельзя мне даже облаком
Плыть по небу над тобой!



В нашу пору мы не встретились,
Свадьбы сыграны давно.
Для тебя быть лишним третьим мне
Знать навеки суждено!
Ночи, ночи раскаленные
Сон-травою шелестят -
У беды глаза зеленые,
Неотступные глядят!
Ночи, ночи раскаленные
Сон-травою шелестят -
У беды глаза зеленые,
Неотступные глядят!

«У беды глаза зеленые» пели и поют многие исполнители, в том числе Сергей Беликов, Галина Невара, Елена Ваенга. Другие известные песни Коршиловой - «Цветет черемуха к похолоданию» и «Это я была» - вошли в репертуар Валентины Толкуновой и Татьяны Петровой.



Коршилова заведовала литературной частью Московской оперетты, редактировала и вела музыкальные программы «С песней по жизни» и «Шире круг». В соавторстве с Евгением Петросяном она придумала передачу «Вечера юмора». Вела телеконцерты и «Голубые огоньки» с участием мировых знаменитостей: Поля Мориа, Анны Герман, группы «Бони М», Мирей Матье, Рэя Конниффа.









Коршилова запомнилась зрителям как ведущая и автор сценария популярного телефестиваля «Песня года» в 1980 и 1981 годах. Вместе с ней эти передачи из концертного зала «Останкино» вели Муслим Магомаев и Александр Масляков.







Суздальские районные и владимирские областные газеты гибель известной телеведущей вниманием обошли. В те годы, очевидно, не принято было писать о таких страшных вещах. Хотя в газете «Суздальская новь» спустя недели две вышла статья «Опасная небрежность», посвященная ситуации с аварийностью в Суздальском районе. «В последнее время в населенных пунктах и на дорогах района участились случаи нарушения Правил дорожного движения, что привело к авариям, многие из которых закончились трагически», написал корреспондент Владимир Сухов и привел статистику: за неделю 4 происшествия, 2 человека погибли, 3 ранены. Был проведен специальный рейд с суздальскими госавтоинспекторами. Автор пришел к выводу, что многие водители, механизаторы, завгары и руководители совхозов не уделяют должного внимания ПДД, и очень часто водители садятся за руль пьяными.

Я не поверила в примету давнюю:
Цветет черемуха к похолоданию,
К похолоданию, ветрам неистовым...
Цветет черемуха, цветет душистая.

В ту пору майскую неслышной поступью,
Дурманом-веткою, да белой россыпью,
Светла, как вешний сад, как даль заречная,
Пришла любовь моя, печаль сердечная...

Пришла, прихлынула и встала гордая
Над пересудами, недоговорками.
Ему навстречу я летела птицею.
Крута тропиночка — не оступиться бы...

Я не поверила в примету давнюю :
Цветет черемуха к похолоданию,
Темным-темна вода в глубоком омуте.
А у любимого — невеста в городе...

Т.Коршилова

Эти стихи принадлежат удивительной женщине - Татьяне Коршиловой. Жизнь её рано оборвалась, но была яркой и содержательной . Татьяну Коршилову похоронили на Введенском кладбище Москвы рядом с отцом. Мать Коршиловой пережила дочь всего на несколько месяцев.
Мы помним о Татьяне.





Сообщение составлено по страницам -




---
Вопросы по местам и фамилиям моих исследований, пожалуйста, крепите в ТЕМУ дневника
ДНЕВНИК (Леоненко, Ершовы, Томилины, Злобины..)
квасник
Долгожитель форума
квасник



г. Омск
Сообщений: 682
Регистрация: 21 дек. 2008
Рейтинг: 1037 


Tasha56 написал:
[q]
Эти стихи принадлежат удивительной женщине - Татьяне Коршиловой. Жизнь её рано оборвалась, но была яркой и содержательной .
[/q]

Спасибо, Наталья, за память о Татьяне! Вы возвратили её образ, лик в нашу жизнь. У неё была отличная дикция и мягко-сдержанная свобода движений по сцене. Она обладала удивительной харизмой- разговаривала как будто с тобой и со всеми , кто её слушал, смотрел на экране.

---
Фефеловы из Верхнего Приобья, Алтая. Толстых , Кузнецовы-переселенцы на Алтай, 1870 и 1875гг, из Воронежской губернии. Сродники этих же фамилий - воины Первой и Второй Мировых войн, - участники Белого и Красного движений.
valcha
Долгожитель форума
Не историк! Просто хобби имею.

valcha


Сообщений: 21121
Регистрация: 2 мар. 2006
Рейтинг: 9008 

Русский Бёрдсли
Исчезающий Лодыгин.


Виктор Голубинов, Елена Савельева


Опубликована в журнале "Антиквариат: предметы искусства и коллекционирования", 2013, № 9, стр. 24-45.
сайты: Исчезающий Лодыгин
Племянник чародея. Техника молодежи №7-8. 2016 г.

Художнику-графику Сергею Лодыгину удивительно не повезло с посмертной известностью.

Немного опоздав к началу Серебряного века, он быстро наверстал упущенное, добился успеха, прославился как модный петербургский иллюстратор. Потеряв в Петрограде работу после Октябрьского переворота, оказался в центре художественных и театральных экспериментов послереволюционной российской провинции.
В 20-40-х годах вновь был востребован как журнальный и книжный график, уже в новой столице. Не избежав ни профессиональных взлетов, ни оформительской поденщины, мастер модерна и советского арт-деко умер в високосном 1948-м.

А «дальше – тишина…».

Лодыгин надолго исчезает из истории искусства. Упоминания о нем редки и сопровождаются ошибками. Разночтения в написании фамилии – то «Лодыгин», то «Ладыгин» – создают путаницу в каталогах и справочных аппаратах тех немногочисленных изданий, в которых художник все-таки упоминается.
Сергею Лодыгину приписывают два разных отчества: Петрович и Павлович. Постоянно расходятся сведения о датах рождения и смерти.

Если для первой погрешность составляет год, то разброс дат предполагаемой кончины – более десятилетия.
В единственном некрологе художнику добавлено 6 лет в возрасте. Встречаются неточности или просто выдумки о происхождении и сексуальной ориентации художника.
В сохранившихся документах в графе об образовании художника чаще всего фигурирует Боголюбовское рисовальное училище, в то время как Петербургский Институт гражданских инженеров, где Лодыгин проучился несколько лет, не упоминается. Ему приписываются чужие произведения и места работы, а наиболее интересные подлинные – замалчиваются.

Проиллюстрировавший массу рассказов, стихов и статей самых разных авторов, Сергей Лодыгин практически не упоминается в литературных мемуарах; а те, кто пишет о нем, называют его мельком1, путают с кем-то другим (2), порой подают в заведомо вымышленном и искаженном контексте (3).
Не помнит о нем ни Ростов-на-Дону, где он совсем позабыт, не смотря на активную театрально-декорационную работу в начале 20-х, ни Саратов, где в обширном анализе местного «культурного взрыва» 1910-30-х годов фигура Лодыгина занимает минимальное место(4).

Но время работает на художника. Причины, побудившие авторов статьи обратиться к его жизни и творчеству, двояки. Во-первых, стремление заполнить еще одно «белое пятно» в панораме художественной жизни Саратова, авторам не безразличного.
Во-вторых, давно назревшая необходимость обратить внимание на поколение художников-графиков, сформировавшихся накануне первой мировой войны, и до сих пор недостаточно исследованных или вовсе неизученных.

В последние годы картина начинает меняться. Возвращаются забытые имена художников, связанных с Саратовом: А.Арапов (Алексей-Поль), Н. Загреков, Н. Симон. Преодолевается «достаточно пренебрежительное» до недавнего времени отношение к графике символизма вне круга «Мира искусства».

«Потерянные» художники начала XX века, О.Амосова, Н. Герардов, В. Масютин и другие, обретают биографии, выставки, каталоги-альбомы. Не за горами преодоление того, что «творчество таких графиков, как Мисс, В. Дриттенпрейс или С. Лодыгин, оказалось совершенно (и, как представляется, незаслуженно) забытым»(5).
На пересечении этих тенденций и родилось данное исследование. Начав с двух противоположных концов, один – с происхождения художника и документов саратовских архивов, другой – с кончины и московских источников, авторы, нашли достаточно много материалов, позволяющих выстроить, пусть и пунктирно, жизненный путь нашего героя.
28 января 1892 года в уездном городе Аткарске Саратовской губернии, на улице Дворянской, в собственном деревянном доме коллежского секретаря Петра Лодыгина родился мальчик.

6 февраля он был крещен в Михайло-Архангельской церкви и наречён Сергеем. Отец – Петр Сергеевич, сын штабс-капитана Сергея Петровича Лодыгина (полного тезки нашего героя), прослужил во флоте от матроса до унтер-офицера – старшим писарем флотского экипажа(6). После увольнения в запас – письмоводитель канцелярии Аткарского уездного предводителя дворянства, помощник секретаря съезда Мировых судей Аткарского округа, член Городской думы Аткарска(7). Принадлежал к потомственному дворянству Тамбовской губернии, а после двадцати лет проживания в Саратовской губернии был приписан к саратовскому дворянству. Мать – Виктория Алексеевна, из дворян, дочь губернского секретаря Алексея Петровича Карпова, владелица части родового имения в Аткарском уезде.

Старшие сестры: Софья (род. 7.07.1884), в начале 1920-х заведующая диапозитивной мастерской Саратовского Педагогического музея8, и Варвара (род. 1.03.1887), воспитанница Саратовского Мариинского института благородных девиц(9).

У знаменитого изобретателя лампы накаливания А. Лодыгина(10) и художника С. Лодыгина общий предок – прапорщик Наваринского полка Николай Иванович Лодыгин (прадед первого и прапрадед второго).
Художник – троюродный племянник электротехника, сын его троюродного брата, проще говоря, кузен.
В августе 1901 года Сергей Лодыгин поступил в Саратовское Александро-Мариинское реальное училище(11). Учившийся там одновременно будущий член группы «13» В.Милашевский пересказывает отзыв преподавателя-словесника: «За двадцать лет моего преподавания я не встречал ученика более талантливого, чем Сергей Лодыгин. Его домашние сочинения за пределами и нормами «ученика 6-го класса» - это молодой писатель, молодой мыслитель, словом – это молодой Грибоедов»(12). Из воспоминаний В.Милашевского узнаём о частных уроках рисования, которые юные реалисты брали у А.Никулина, преподавателя Боголюбовского рисовального училища(13). Можно предположить, что Лодыгин, также как В.Милашевский посещал вечерние классы Боголюбовки.
Полный курс Александро-Мариинского училища (с отличными оценками по русскому языку, закону Божьему, рисованию и черчению) Сергей закончил 6 июня 1909 года(14) и отправился в Петербург учиться в Институте гражданских инженеров (с 1910 года).

Институт готовил специалистов в области архитектуры и гражданского строительства и славился высоким уровнем образования, включавшим архитектурное проектирование и черчение, рисунок, отмывку тушью, акварельную живопись.

В Институте Лодыгин проучился три года, включая 1912/13 учебный год(15), но ушел, предпочтя архитектуре иллюстрацию и шрифт. Работать как художник-график начал в 1909-м(16).
Правда, сам художник называл годом начала работы в петербургских журналах 1910-й(17) или даже 1912-й: «С 1912 по-18 гг. работал иллюстрации во всех периодических изданиях»18. Преувеличение, но небольшое. Очень быстро рисунки молодого художника стали привычными в «Аргусе», «Журнале для хозяек», «Лукоморье», «Ниве», «Огоньке», «Солнце России», «Столице и усадьбе»…

Изначально графическая техника Лодыгина лежит в русле общей традиции журнальной иллюстрации того времени и схожа с манерой О. Амосовой, И. Гранди, В. Сварога: черно-белые полутоновые рисунки, динамично, в острых ракурсах подчеркивающие яркие, ключевые повороты сюжета. Но скоро художник вырабатывает свой стиль, в основе которого увлечение английским модерном и Одри Бердслеем. «Воистину Россия вскормила множество «маленьких бердслеев», в том числе Владимира Левитского, Сергея Лодыгина, Мисс и Дмитрия Митрохина, а также Калмакова»(19).

Многие тогда им переболели: «Все мы старались делать наброски, как Бердслей»(20). «…Мисс, Ладыгин и целый легион мелких подражателей приспособили прихотливый стиль рафинированного английского мальчика для вкусов читателей журналов «красивой жизни»(21). «Рисунки А.В. Ремизовой, работавшей под псевдонимом Мисс, Н.П. Крымова, Н.А. Андреева, Б.И. Анисфельда, С.П. Лодыгина составляют достаточно цельную группу, объединенную общностью приемов. Их отличает «ювелирная» работа пером, тяга к стилизации, богатство и разнообразие орнаментальных мотивов»(22). Но хватит цитат. Лодыгин – один из лучших в этой плеяде.
Профессиональные, а затем и дружеские, отношения (видимо, с 1913 года) надолго связали художника с известным репортером и издателем, Василием Регининым, редактором журнала «Аргус». На одном из рисунков Лодыгина на полях – комментарий: «Многоуважаемый Георгий Степанович <неустановл. лицо>. Весьма рекомендую для следующего № «Аргуса» сию обложку. По плакатности – совершенна! Как вот только отнесутся члены Правления. Автор обложки – Лодыгин. Сезонная, осенняя. Ваш Вас. Регинин»23.

В №6 «Аргуса» за 1915 год была опубликована сказка А. Ремизова «Царь Нарбек» с иллюстрациями Лодыгина, причем выбор текста для публикации был сделан самим художником. 25 октября 1915 года Регинин сообщал Ремизову: «Художник отдал предпочтение для иллюстраций первой сказке»24. Для №12 за тот же год Лодыгин сделал иллюстрации к новелле Л. Андреева «Рогоносцы». А рассказ «Чемоданов» для «Огонька» (№1, 3 января 1916) был проиллюстрирован, по согласованию с автором: Андреев дал художнику советы, как лучше изобразить героев рассказа25. С января 1914 года, параллельно с работой в «Аргусе», Лодыгин – в списке-анонсе авторов, готовых работать в наступающем году в другом быстро ставшем знаменитым журнале – еженедельнике «Лукоморье». Как художник избежал фронта с началом войны, мы не знаем. По свидетельству конферансье и режиссера А. Алексеева, знавшего всех сотрудников «Аргуса», людская убыль во «фронтовой мясорубке» была столь велика, что заставляла власти «придирчиво пересматривать списки освобожденных и негодных»26.
Но Лодыгин продолжает работать.

Эффектны полосные иллюстрации в стиле «модерн» в журнале «Столица и усадьба» за 1916-1917-е годы. Сохранились отзывы о «сказочной пышности, богатстве и очаровательности» шестидесяти его иллюстраций к «Суламифи» А. Куприна, выполненных для издателя Амосова27. А самая известная работа художника тех лет – популярная среди филокартистов серия из 10-ти «эротических» открыток, напечатанных в две краски. В 9-ти из них, разбитых по трое, черный цвет дополняется зеленым, красным или фиолетовым, в десятой – желтым. На каждой – ню «в фантастически-экзотическом антураже – со змеями, бабочками, орхидеями, пантерам»28. Открытые письма вышли под эгидой издательства «Художественная Открытка» – с товарным знаком, нарисованным самим Лодыгиным, и адресом: Петроград, Демидов переулок, 229.

Начиная с 1916 года Лодыгин «работал декоратором театров»30. После февральской революции опубликовал в «Огоньке» рисунки на злободневные социально-политические темы31. Наиболее ярко общественные настроения он передал на обложке 42-го номера от 29 октября 1917 года, прямо по горячим следам переворота воплотив «новые образы «настоящего»: над городом, в черном вихре, мчится стая воронов, на одном из которых восседает сама Смерть и трубит в трубу»32.

В Петрограде останавливаются издания, начинается голод, идут аресты. Лодыгин, откровенно «высказавшись» во вскоре закрывшемся «Огоньке», рискует испытать и то, и другое. Как и многие уроженцы провинции, он решает исчезнуть из столицы и, несмотря на ограничения выезда, возвращается в Саратов. Город его юности переполнен талантами: писатели Б. Пильняк, Л. Гумилевский, А. Скалдин, лингвист и литературовед В. Жирмунский, философ С. Франк, режиссёр А. Роом. Но революция бушует и в Поволжье. Голод и аресты угрожают и здесь. Защитная реакция публики на перемены и угрозы – спрос на всё новое: учебу и развлечения. Лодыгин подвизается и там, и там. Он преподает графику в Саратовской Центральной Студии, как громко, в духе времени стала именоваться студия Ф. Корнеева (1918).

Остались в хронике художественной жизни Саратова два вечера отдыха, организованные профсоюзом художников: 8 и 9 февраля 1919 года. Зал консерватории оформляли В. Юстицкий и Н. Симон, фойе - «график-модернист» С. Лодыгин33. Он же был автором костюмов для балета на музыку Л. Цеге «Танцы красок», в котором участвовали профессиональные актёры и актёры-любители изображавшие «Зелёный», «Жёлтый», «Красный», «Белый», «Оранжевый», «Фиолетовый», «Голубой». В Саратове дислоцируется штаб Юго-восточного (с января 1920-го – Кавказского) фронта Красной армии. Армии требуются художники, и А. Кравченко, назначенный А. Луначарским в Саратов для работы в губернской коллегии Отдела изобразительных искусств Наркомпроса (ИЗО), создает при штабе агитационно-плакатную мастерскую, привлекая туда молодежь34.

В 1920-м совместно с А. Кравченко Лодыгин выпускает «превосходные» литографические портреты Ленина и Троцкого, работает в политотделе Запасной армии и мастерской графических работ армии Кавказского фронта, выполняет «вдвоем с другим художником в течение года с небольшим до 5.000 графических рисунков для Народного словаря, намеченного к изданию Крайсоюзом»35. Художник декорирует митинги и (совместно с В. Юстицким и Н. Симоном) агитпоезд политотдела Рязано-Уральской железной дороги36, делает портреты, знамена, плакаты. «Едва просохшие листы отправлялись прямо на фронт»37. И не только «листы», но и их мобилизованные авторы.
В 1919 году у Лодыгина уже «собственная мастерская графики» в 10-й армии. И когда штаб армий Кавказского фронта с политотделом Запасной армии и графической мастерской перемещается в Ростов-на-Дону (апрель 1920 – май 1921), там оказывается и Лодыгин. Он поступает в Театр интермедий А. Сорина, актера провинциальной драмы и режиссера сатирически-комедийного направления; работает декоратором праздников и митингов, спектаклей других Ростовских и деревенских театров38.

Оперный режиссёр Н. Боголюбов, приглашенный в Ростов-на-Дону в театр Политотдела фронта, оставил воспоминания о работе с Лодыгиным над опереттами. В «Розе Стамбула» Лео Фалля «талантливому художнику» было поручено «нарисовать на стене фреску – дама и кавалер танцуют какое-то замысловатое танго». Фреска была написана на тюле, позади него исполнялся танец. Когда фигуры танцоров освещались, «казалось, фреска оживала». Для «Прекрасной Елены» Жака Оффенбаха «талантливый и высококультурный петроградский художник Ладыгин, – продолжает Н. Боголюбов, – очутившийся, как и мы, на мели в Ростове, улыбаясь, …принял мои режиссерские мысли. Он создал лаконические декорации, поражавшие изяществом своих форм. И все это было сделано из бумаги!.. Все декорации и обстановка были выполнены в черных, как на греческих краснофигурных вазах, тонах и только кое-где был применен цвет терракоты». Особо отмечает режиссер костюмы актеров, декорацию ресторана огромного небоскреба и бутафорский самолет-аэроплан в третьем акте, когда действие было перенесено в современность39. Получив, пусть и неоконченное, образование инженера, Лодыгин знал и любил современную архитектуру и технику, был мастер в их изображении.

В Ростове пересекались дороги художников, писателей, актеров и режиссеров из самых разных мест. Помимо театра «Скоморох» и опереточной труппы славились театры: дома Политпросвещения (режиссер – недавно покинувший Саратов Д. Бассалыго), «Гротеск», возглавлявшийся знакомым Лодыгина еще по Петрограду А. Алексеевым, и «Театральная мастерская»40 , где Лодыгин оформил спектакль по пьесе А.Ремизова «Иуда – принц Искариотский» (режиссер А. Надеждин). В «Театральной мастерской» кроме Лодыгина работали художники А. Арапов, М. Сарьян, Д. Федоров, играли знаменитые в будущем актеры А. Костомолоцкий, Г. Тусузов, Р. Холодов, Г. Холодова (Халайджиева), драматург Е. Шварц, А. Литвак, позднее американский кинорежиссер, и др. «Тяжело тогда было в Ростове – никакие миллионы или «лимоны», как их называли, не помогали»41, «...театр давал …крошечную зарплату, право обедать в столовой Рабис и …хлеб»42. Многие хотели уехать, а «Театральной мастерской» это удалось – благодаря хлопотам поэта Н. Гумилева, в 1921-м увидевшего в Ростове спектакль, поставленный по его драматической поэме «Гондла», и пригласившего театр в Петроград. По злой иронии судьбы, когда «Мастерская» туда добралась, поэта уже расстреляли. В поезде, в котором покидала Ростов «Театральная мастерская», «в высоких, метра в полтора, бидонах плескалось подсолнечное масло – весь капитал театра. Деньги падали каждый день, и поэтому заказаны были специальные бидоны и все, что …причиталось, обращено в масло. Бидоны подтекали, …но знатоки утешали, утверждали, что это неизбежно»43.

С этой или другой оказией удалось Лодыгину исчезнуть из Ростова, не знаем, но с 1922 года художник – в Москве. Много старых знакомых работали здесь в небольших эстрадных театрах, рождённых НЭПом: А. Алексеев, О. Амосова, А. Кошевский, Г. Тусузов и др. Присоединяется к их числу и Лодыгин, недолго, по 1923-й год, работая «декоратором театров»44. Если судить по его сохранившемуся эскизу, как тогда говорили, «фабричной марки» театра-кабаре «Нерыдай»45, некоторое время он был связан с этим театром, основанным комическим актёром и режиссёром А. Кошевским. В кабаре «Нерыдай» бывал весь цвет артистической, художественной и литературной Москвы: В. Ардов, С. Есенин, В. Маяковский, В. Шершеневич,Н. Эрдман. В представлениях участвовали М. Гаркави,М. Жаров, Рина Зелёная, И.Ильинский, Г.Тусузов.

В 1923 году Лодыгин вступает в Ассоциацию художников революционной России (АХРР)46, возобновляет контакты с кругом В. Регинина. Помимо театров работу художнику начинают давать возрождающиеся с началом НЭПа издательства. В 1923-м году в журнале «Всемирная иллюстрация» о Лодыгине публикуется статья, призванная напомнить о «замечательном графике», «до революции обращавшего на себя всеобщее внимание в петроградских художественных журналах, а потом неизвестно куда исчезнувшего»47. Редактор «Всемирной иллюстрации» – литератор Н.Шебуев, прославившийся в революцию 1905 года сатирическим изданием «Пулемет». Когда-то помогший В. Регинину войти в литературу, Шебуев и в 20-е годы «считал себя обязанным поддержать»48 своих молодых сотрудников: С. Грузенберга, архитектора и книжного графика, В. Пудовкина, будущего кинорежиссера, а тогда автора обложек журнала, и С. Лодыгина. «Всемирная иллюстрация» утверждала, что если «ранние работы Сергея Лодыгина женственны, салонны и бердслеичны...», то «пройдя через горнило революции, художник развился, окреп и возмужал», «потерял ту слегка слащавую женственность, которою напоены» его прежние рисунки. Подчеркивалось, что «мастер, не переставая быть ювелиром пера, виртуозом штриха, отошел от Бердслея, впитав и по своему претворив левые течения в новую технику»49.

Освоение «левых течений», оригинальные приемы, «мерцающий своими ритмическими утолщениями штрих, мастерское использование пунктира», опыт плакатно-агитационной работы, свежие воспоминания о революции и фронте находят воплощение в новом стилевом подходе художника к иллюстрации. Наиболее показательные работы Лодыгина в книжном дизайне тех лет: «Своими руками» Л. Гумилевского (М., Госиздат, 1925), «Десять дней, которые потрясли мир» Джона Рида (М., ЗИФ, 1928. Не путать с работой С. Чехонина для другого издания той же книги), «Красные дьяволята» П. Бляхина (М., ЗИФ, 1928). Оформление последней из названных книг – одно из высших достижений художника. Увеличенный формат, плотная бумага, заставки и виньетки, большие штриховые иллюстрации, иногда распашные, на весь разворот – всё это, наряду с увлекательным текстом и актуальной темой недавней Гражданской войны, сделало книгу настолько востребованной, что у М. Шолохова, например, подаренный ему экземпляр был украден «так быстро», что тот «и рисунки не успел посмотреть»50. Издательство, с которым Лодыгин преимущественно сотрудничает, – знаменитое акционерное общество «Земля и фабрика», основанное поэтом, прозаиком и критиком В. Нарбутом.

Для ЗИФ в 1928 году Лодыгин оформил Библиотеку исторических романов (приложение к журналу «30 дней») – книги В. Гюго, В. Джованьоли, А. Дюма, Э. Золя, Н. Костомарова, И. Лажечникова, Марка Твена, П. Мериме, Э. Синклера, В. Скотта, Г. Флобера, А. Франса, Г.Р. Хаггарда, Г. Эберса и других.
Помимо книг ЗИФ выпускало несколько журналов. Особо популярны были приключенческий «Всемирный следопыт» и упомянутый ежемесячник «30 дней», главное издание журнального бума эпохи. В обоих активное участие принимал Лодыгин. Редактором «Всемирного следопыта» до 1931 года был В. Попов, издатель и популяризатор научной фантастики в конце 20-х – «золотой век» жанра в СССР. В «эпоху» Попова с журналом сотрудничали ведущие авторы и замечательные художники: В. Ватагин, В. Голицын, А. Шпир. С 1927 года «Всемирный следопыт» стал сопровождаться приложением «Вокруг света», заимствовавшим дореволюционное название. По работе Лодыгина 20-х годов во «Всемирном следопыте» и «Вокруг света» (иллюстрации к рассказам А. Беляева, С. Григорьева, Э. Миндлина, А. Платонова), продолженной позже в журнальной и книжной графике 1930-40-х годов, видно, что Сергей Лодыгин – один из лучших в то время отечественных иллюстраторов фантастики. Яркие образы, динамика, оригинальная техника рисунка, уверенная штриховка, четкость и контрастность изображений, обеспечивающие их адекватное, без потерь, воспроизведение при печати, говорят о таланте, мастерстве, увлеченности и большом полиграфическом опыте автора. В. Милашевский так передает прямую речь Лодыгина, рассказывающего о своих иллюстрациях фантастики: «Работа есть... ее много и, знаешь, больше, чем это нужно художнику! <...> Ты знаешь, мне повезло! <...> Темы изумительные, я очень увлекаюсь»51.

Параллельно Лодыгин работает в основанном В. Нарбутом и В. Регининым журнале «30 дней», одном из самых интересных периодических изданий 1920-х, вокруг которого группировались и известные авторы, и талантливая литературная молодёжь. Сохранился, выполненный Лодыгиным для предоставления в редколлегию издательства «Гудок», примерная, как теперь бы сказали, дизайн-концепция самого первого номера журнала: обоснование идеи журнала, приблизительный эскиз обложки, сохранившей затем в тираже задуманное цветовое решение, но обернувшейся фотомонтажом, иллюстрации в тексте, подписанные художником, перечень задуманных публикаций52.

Современники оценили не только тексты, но и дизайн журнала: он «был прекрасно оформлен»53 и показал, что «можно соединить высокое литературное содержание и авторитет с приятной внешностью» (М. Кольцов), «внешность журнала – образцовая» («Журналист», 1925, №6-7), журнал «богато иллюстрирован и, главное, что хотелось бы отметить, с большим вкусом сверстан» («Правда», № 173, 3104)54. В.Шкловский назвал журнал «30 дней» «виртуозным делом»55. Имя Лодыгина – в выходных данных целого ряда номеров журнала, художник не только делал отдельные обложки, иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы и заголовки, но выполнял ответственную роль в формировании визуального облика журнала, вел переговоры с художниками. А ведь в журнале «в числе иллюстраторов были лучшие художники»56 того времени: Ю. Ганф, А. Дейнека, В. Денисовский, Б. Ефимов, Д. Кардовский, В. Квиринг, Г. Клуцис, В. Козлинский, Д. Моор, Б. Нечаев, Ю. Пименов, А. Радаков, А. Родченко, К. Ротов, В. Сварог, Б. Титов.

Журнал «30 дней» неоднократно переживал трудные времена. Например, в 1928-м, когда В. Нарбут был исключён из партии и уволен со всех руководящих постов.
Письмо Лодыгина57 Регинину, видимо, относится именно в такому тяжелому периоду: "Милый Василий Александрович! Пусть рука моя с карандашом, дрожащим от избытка чувств, прольёт бальзам на вашу свежую рану: 1) Конечно не приезжайте до конца отпуска, купайтесь отдыхайте и всё прочее. Выпуск дипломатично затянем. По ходу дела лучше сумеете разобраться в причинах. «30 дней» конечно не погибнет и не должен. Никаких компрометирующих об'явлений не будет. Словом ложных шагов не сделаем. Короче говоря не волнуйтесь. 2) Работу вели и ведем обычным порядком и темпом. О деталях уже упоминают ребята. Для номера не хватает только головы и хвоста и над ними уже начинаем возится. 3) С художниками сначала немного туговато пришлось, все бандиты пораз'ехались. Теперь уловили и заказали. Для Гехта работал Гетманский (рисунки уже сделаны) (достоинство удовлетворительное исключительностью и оригинальностью не поражают - скромны). Всеволод Иванов у Черемных ждем на днях. Вероятно постарается. Вообще пусть Вас не оставляет спокойная уверенность, что по возвращении ни трупов ни обгорелых обломков «30 дней». Страшно рад был-бы написать еще несколько дружеских теплых слов но Нюма стоит над душой и боится опоздать отправить письма поэтому кончаю самым горячим приветом Вам, М. А и Кирочке. Ваш С. Лодыгин".

С увольнением Нарбута трудности не прекратились. В 30-е годы покидает журнал В. Регинин, а затем и Лодыгин. Какое-то время он участвует в издании ведомственного журнала Трактороцентра «На стройке МТС». А с июля 1933 года уже до самой смерти сотрудничает с журналом «Техника – молодёжи» издательства «Молодая Гвардия». Со своим архитектурно-инженерным образованием, сложившимся графическим стилем, сочетающим черты модерна и авангарда (по сути дела, тем, что составляет стиль арт-деко, и особенно его техноцентрическое направление – искусство «века машин»), навыками научно-фантастической иллюстрации, огромным опытом журнальной, книжной, редакционной работы, талантом и работоспособностью Лодыгин оказывается настоящей находкой для нового журнала. В «Технике – молодежи» были (почему «были», если Лодыгин сотрудничал со времени основания?,тогда «были и другие….») свои мастера: внук И.К.Айвазовского, летчик-ас первой мировой войны К. Арцеулов, В. Брискин, Н. Немчинский, Л. Смехов (дядя актёра В.Смехова), конструктивист В. Стенберг (тоже возможна перетасовка внутри ряда, я Немчинского как художника в интернете не нашла, только как автора «Техники-молодёжи»), но Лодыгин среди них не затерялся. Многие его обложки, шрифтовые композиции и иллюстрации, особенно те, в которых присутствует футуристические здания и техника, производят впечатление и сегодня. Одна из ярких работ, поражающая своей временной привязкой, – реактивная ракета, штурмующая небо, опубликована на обложке июньского номера за 1941 год!

В годы войны Лодыгин остаётся в Москве. В 1943-м вступает в графическую секцию Московского Союза Советских Художников59. Сохранилось его заявление о приеме60, из которого узнаём ещё некоторые подробности: о работе в бюро печати при музее Охраны материнства и младенчества61, Воениздате и участии на выставках АХРР, общества «Жар-цвет», на выставках за рубежом.

Действительно, Лодыгин был экспонентом немногих, но значительных художественных выставок. И судя по работам, упомянутым в каталогах6263, во второй половине 1920-х годов он занимался не только иллюстрациями, но делал и станковые вещи. Затем принимал участие на зарубежных выставках советского искусства в Берлине (1930), Кёнигсберге (1932), Нью-Йорке (1933) и Лондоне (1934), показывая плакаты64.

Известно не менее 50 плакатов художника, сделанных на темы строительства, выборов в Советы народных депутатов, культуры быта, торговли и производства, охраны труда, гигиены, профилактики детских болезней. Конечно, много рутины, но куда ж без нее: лозунги, технические иллюстрации, изостатистика. Он оформляет научно-популярную65, военно-патриотическую66, санитарно-просветительскую67, детскую 68 литературу, а в конце жизни возвращается к фантастике – делает замечательные рисунки, обложку и форзац для «Затерянного мира» А. Конан-Дойля, изданного, увы, без указания имени художника, в серии «Библиотека приключений» (М., Детгиз, 1947)69.
Известны московские адреса художника. В начале 20-х – Спасский пер., 3, кв.1070 – нынешний Копьёвский переулок, недалеко от Большого Театра. Затем Лодыгин всегда указывал адрес издательства «ЗИФ»71: Малый Черкасский переулок, д.3/4 (позднее д.1), кв.59-а 727374. В этом же доме располагалось издательство «Детская литература», с которым Лодыгин также сотрудничал. Жил он там или давал адрес издательства для удобства, неизвестно.
С 20-х годов Лодыгин женат. Жена – Мария Яковлевна – намного пережила художника и умерла в начале 80-х.
Детей у них не было. В 30-е годы долгие дружеские отношения, своего рода «интеллектуальный роман», связывали Лодыгина с коллегой по плакатной работе в ИЗОГИЗ, художницей Галиной Константиновной Шубиной (1902–1980).
По ее воспоминаниям, известным со слов внучки художницы А. Дмитриевой, которую благодарим за рассказ, Лодыгин был замечательным человеком высокой культуры, добрым, скромным, умным, хорошо образованным, знающим и ценящим искусство, хранившим в памяти большое количество стихов. 9 июня 1948 года Сергея Лодыгина не стало. Данные о времени смерти документально подтверждены архивом ЗАГСа Москвы и зафиксированы в некрологе: «9 июня с. г. в возрасте 62 лет 75(возраст указан ошибочно, С. Лодыгину было 56 лет) безвременно скончался старейший художник журнала «Техника — молодежи», член Московского отделения Союза советских художников Сергей Петрович Лодыгин.

Работая в журнале с первых лет его основания, Сергей Петрович был одним из тех людей, которые создали художественный облик нашего журнала. Читатели хорошо знают и любят блестящие работы Сергея Петровича. Его глубоко проникновенные рисунки, посвященные истории русской науки и техники, раскрывают перед молодым поколением благородный облик отечественных ученых. Племянник великого русского деятеля науки А. Н. Лодыгина — изобретателя электролампы, Сергей Петрович свой талант художника отдавал делу утверждения величия русской науки. С прекрасным пониманием существа дела он иллюстрировал статьи, посвященные достижениям советской наук» и техники. Его рисунки органически дополняли текст, в языке живописи раскрывая сущность сложнейших процессов, машин и аппаратов, помогая читателю проникнуть в мир высокой науки и техники наших дней. Произведения Сергея Петровича стали необходимой частью молодежного журнала. Художник горячо любил советскую молодежь. С подлинным вдохновением работал он на трудном и почетном поприще пропаганды научных знаний среди молодежи. И молодежь ценила старого художника. С каким волнением и радостью читал Сергей Петрович письма, исполненные благодарности, присылаемые в редакцию молодыми читателями! Лодыгин был прекрасным и отзывчивым товарищем, человеком высокой и благородной души, не жалевшим ни времени, ни сил на общее благо. Коллектив работников журнала «Техника–молодежи» глубоко скорбит об утрате замечательного художника и человека»76.

Прежде, чем поставить точку, зададимся вопросом, что в остатке? Блестяще одаренный молодой художник из волжской провинции, почти самоучка, мечтал стать «Русским Бердслеем» и стал им. Он не единственный, но, пожалуй, лучший из добившихся популярности. Но стать другим человеком невозможно. Лодыгину потребовались годы иллюстраторской и книжной работы, чтобы стать самим собой и выработать свой собственный стиль. И вся жизнь – на то, чтобы, растворившись в море журнальных страниц, книжных обложек, плакатов, иллюстраций и заголовков, научиться не афишировать эту уникальность и выжить, будучи на самом виду, но постоянно исчезая и, в конце концов, успешно исчезнув не только из сферы внимания художественной критики, но и, берите выше, из-под контроля и бдительного ока Большого Брата.

Только в 1967-м «художника Лодыгина» (именно так, без инициалов, воспроизводя подпись к плакату) вспоминают, включая его плакат «К учёбе, к станку, к общественной жизни» в юбилейное переиздание лучших отечественных плакатов. Тремя годами позже о Сергее Лодыгине рассказывает товарищ его юности В. Милашевский. Но в основном творчество Лодыгина становится уделом внимания коллекционеров, а с появлением интернета – блогеров – поклонников русского модерна и эротической иллюстрации. В последнее время ситуация начинает меняться. Появляются репродукции отдельных полиграфических работ художника – в изданиях, посвященных русской иллюстрированной периодике , «печатным картинкам революции» , художественной открытке и эротике Серебряного века (в последнем случае – без указания источника или анонимно). Наиболее подробная биографическая справка – в монографии М. Нащокиной.

Данная публикация готовилась к 120-летию художника, но уточнение даты рождения показало, что с юбилеем мы опоздали. Утешением может служить то, что в 2012 году совершенно неосознанно и по каким-то «промыслительным совпадениям» годовщина все-таки была отмечена (пусть и с привычными ошибками в датах жизни и отчестве) – публикацией работы Лодыгина и небольшой заметки о нем в родном для него Саратове и, главное, экспонированием двух его рисунков, впервые опубликованных в журнале «Столица и усадьба» в 1916 году («XXVIII век. Маркиза» и «XX век»), на выставке в Государственной Третьяковской галерее. Усилиями куратора выставки Олега Антонова работы Лодыгина заняли на экспозиции достойное место между работами совсем небезразличных для художника и по-разному связанных с его биографией П. Кузнецова, Г. Нарбута и Мисс (А. Ремизовой).

Лодыгин возвращается, а вместе с ним – возможность оценить его творчество по достоинству и, будем надеяться, разгадать остающиеся до сих пор нераскрытыми загадки его биографии.

http://atkarskgazeta.ru/article/1496



Источники статьи и ссылки на сайте



Комментарий модератора:
Валерия, спасибо за интересный материал.
Пользуясь "властью" модератора, разбила текст на абзацы, большие тексты (мое мнение) так читаются и воспринимаются легче.


Прикрепленный файл (С.П. Лодыгин1.jpg, 368580 байт<!--, скачан: 0 раз-->)
---
С просьбами о поиске в личку обращаться НЕ НАДО! Архивным поиском не занимаюсь
митоГаплогруппа H1b
Дневник
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия. Москва
Сообщений: 10956
Регистрация: 14 июня 2008
Рейтинг: 11798 

valcha
[q]
Русский Бёрдсли
Исчезающий Лодыгин.
[/q]

Интересная личность. Помню в детстве разглядывала обложки журналов "Техника-молодежи" с его рисунками....были такие в кладовке.


Прикрепленный файл (Лодыгин1.jpg, 199869 байт<!--, скачан: 0 раз-->)
---
Вопросы по местам и фамилиям моих исследований, пожалуйста, крепите в ТЕМУ дневника
ДНЕВНИК (Леоненко, Ершовы, Томилины, Злобины..)
valcha
Долгожитель форума
Не историк! Просто хобби имею.

valcha


Сообщений: 21121
Регистрация: 2 мар. 2006
Рейтинг: 9008 


Tasha56 написал:
[q]
Интересная личность. Помню в детстве разглядывала обложки журналов "Техника-молодежи" с его рисунками....были такие в кладовке.
Фонд в РГАЛИ
[/q]


Посмотрела его фонд в РГАЛИ.
Переписка и иллюстрации.
Особенно к книжкам детской писательницы З.Н. Александровой. Тоже немного забытая?

Зинаида Николаевна Александрова (20 ноября (3 декабря) 1907, Санкт-Петербург — 1983, Москва) — русская советская поэтесса, журналист, переводчица.
Родилась в семье учителя. В 1919 году осталась сиротой и была отдана в детский дом. Окончила семилетку и пошла работать на прядильную фабрику им. С. Халтурина. Училась в Ленинградском техникуме печати.
Затем работала в редакциях многих газет и журналов. После ленинградского периода она некоторое время работала в рязанской газете «Путь молодежи». Потом перебралась в Москву, где стала заведующей редакцией отдела детской литературы в издательстве «Молодая гвардия». Затем трудилась в журнале «Искорка», в «Крестьянской газете», в журнале «Дружные ребята».
Похоронена в Москве на 10 участке Введенского кладбища.

Зинаида Александрова — автор около 70 поэтических произведений для детей. Детские произведения автора неоднократно переиздавались, вошли в хрестоматии, были положены на музыку и стали песнями.
Свои первые стихи начала писать ещё будучи в детском доме. Работая прядильщицей, продолжала писать стихи. Подруги без ведома автора послали их в журнал «Работница и крестьянка», некоторые из них были напечатаны в 1926 г. Вскоре вышли две её книжки — «Полевой Октябрь» и «Фабричные песни» (1928).
Дебют поэтессы в детской литературе относится к 1930—1931 годам. В 1930 написала ставшую популярной детскую песенку «Ветер на речке». После этого стала писать для детей.
Для стихов и песен автора характерны многообразие тематики, непринужденность интонаций, мягкий лиризм.

Песни на стихи Александровой

«Маленькой елочке холодно зимой», (знакомо, до сих пор поют в д\садах!)
музыка М. Красева

Маленькой елочке
Холодно зимой.
Из лесу елочку
Взяли мы домой.
Из лесу елочку
Взяли мы домой.

Сколько на елочке
Шариков цветных,
Розовых пряников,
Шишек золотых!
Розовых пряников,
Шишек золотых!

Ветку нарядную
Ниже опусти,
Нас шоколадною
Рыбкой угости!
Нас шоколадною
Рыбкой угости!

Встанем под елочкой
В дружный хоровод,
Весело, весело
Встретим Новый год!
Весело, весело
Встретим Новый год!



«Бескозырка белая»,
«Гибель Чапаева».
Книжки
«Колхозная весна» (1932),
«Майка» (1933),
«Зима» (1933),
«Наши ясли» (1934),
«Мишкины соседи» (1936),
«Гибель Чапаева» (1937),
«Хорошо живется» (1939),
«Мой Мишка» (1940),
«У нас в саду» (1941).
«Топотушки» (сборник),
«Про девочку Да и мальчика Нет»,
«Невидимка»,
«Станция Весна»
«Смешные человечки»,
«Что взяла, клади на место!» и др.
.................
«Островок на Каме»,
«Салют»
....................
«Биография песни» (1934),
* В приморской станице. (Поэма, 1954).
Зинаида Александрова — популяризатор детской литературы народов СССР. Известны её переводы грузинских, украинских, литовских, еврейских поэтов, пишущих для детей.
Она была в семье единственным ребенком...
В 19-м году от туберкулеза умирает отец, а через год - мать...
Тетка отдала свою племянницу в детский дом - бывший Павловский институт.
К детдомовскому периоду относятся первые поэтические опыты З.Н.Александровой. В детдоме она закончила семилетку и пошла работать на прядильную фабрику им.Степана Халтурина. Продолжала писать стихи. Подруги без ведома автора послали их в журнал "Работница и крестьянка". Некоторые были напечатаны...
Работу в детской литературе Зинаида Александрова начала в 1930 - 1931 годах...
Всего З.Н. Александровой выпущено около 70 наименований книг - как отдельных стихов, так и (в большинстве) сборников...
Зинаида Николаевна не только писала.
Вся жизнь ее была тесно связана с работой редакций газет и журналов. После Ленинграда она некоторое время работала в Рязанской газете "Путь молодежи".
Потом перебралась в Москву, где стала работать заведующей редакцией отдела детской литературы в издательстве "Молодая гвардия". Затем трудилась в журнале "Искорка", в "Крестьянской газете", в журнале "Дружные ребята".
Много внимания уделяла З.Н.Александрова работе с литературной молодежью. Многие ныне хорошо известные поэты, пишущие для детей, назовут ее имя среди своих учителей. Другой большой и важный раздел ее работы - популяризация детской литературы народов СССР. Известны ее переводы грузинских, украинских, литовских, еврейских поэтов, пишущих для детей.
Время брало свое. В 1981г. у Зинаиды Николаевны случился инсульт. Ей стало трудно писать - рука не слушалась. Сохранились, однако, отдельные листочки, по которым можно было судить, что творческие возможности писательницы далеко не исчерпаны.
З.Н.Александрова была награждена медалями "За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны", "Ветеран труда", Ленинской юбилейной медалью, а также многочисленными Почетными грамотами.
Источник: Публичная библиотека
Подробнее:

А рисунки С.П. Лодыгина к ее книжкам изящны и воздушны
!

Прикрепленный файл (С.П.Лодыгин8.jpg, 66435 байт<!--, скачан: 0 раз-->)
---
С просьбами о поиске в личку обращаться НЕ НАДО! Архивным поиском не занимаюсь
митоГаплогруппа H1b
Дневник
Tomilina
Почетный участник

Tomilina

Москва - С. Петербург
Сообщений: 201
Регистрация: 27 апр. 2016
Рейтинг: 697 

valcha
[q]
(...) к книжкам детской писательницы З.Н. Александровой. Тоже немного забытая?
[/q]

Великолепные стихи советской поэтессы читали сами, теперь читаем детям и внукам.



Раз-два-три-четыре-пять!

Раз-два-три-четыре-пять!
Будем пальчики считать
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.

На другой руке опять:
Раз-два-три-четыре-пять!
Пальчики быстрые,
Хоть не очень чистые!

Много пальчикам хлопот:
то играют в ладушки,
То зачем-то лезут в рот,
Книжки рвут у бабушки…

Переделав все дела,
Тянут скатерть со стола,
Лезут в соль и в компот,
А потом наоборот.

Пальчики дружные,
Все такие нужные!



Прикрепленный файл (img15.jpg, 51183 байт<!--, скачан: 0 раз-->)
---
Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.
<<Назад  Вперед>>[ <<<<< ] Страницы: 1 2 3 4 5 ... ... 8 9 10 11 12 * 13 [ >>>>>> ]
Модератор: Tasha56
Генеалогический форум ВГД »   Дневники участников »   Дневник Tasha56 »   Задушевные темы: о нас, о нем, и обо всем »   НЕПРИЗНАННЫЕ ПРИ ЖИЗНИ
RSS