Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогический форум ВГД

На сайте ВГД собираются люди из многих городов и стран, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!

Генеалогический форум ВГД »   Дневники участников »   Дневник elena_krd »   Кубанский хутор
RSS


Кубанский хутор


<<Назад  Вперед>>Страницы: 1 * 2 [ >>>>>> ]
Модератор: elena_krd
elena_krd
Модератор раздела

elena_krd

Сообщений: 6876
Регистрация: 11 мая 2008
Рейтинг: 7470 

Не знаю как для кого, а для меня очень сложная тема. Инфы - почти гольный ноль. Сохранность доков, по которым можно было бы попытаться сделать реконструкцию по интересующей местности, - традиционная (также стремящаяся к нулю).
Перетрясла инетку. Навроде как довольно много работ на эту тему есть у этой госпожи . Заголовки все такие многообещающие:


;
и др.


Пишет автор:
В историографическом плане казачий хутор остается малоизученной и полузабытой страницей в региональной истории. Формирование хуторов, с одной стороны, объяснялось изначальным стремлением казаков к хозяйственной обособленности, а с другой – известной перенаселенностью кубанских станиц, что даже при наличии организационно-хозяйственных сложностей подстегивало определенную часть казаков выделяться на хутора. Казаки – общинники, по остроумному утверждению И. Попки «шли на хутора траншеями» оспаривая права на землю. В результате обозначенных обстоятельств каждая крупная кубанская станица насчитывала не менее 10 – 40 хуторов. В описании станицы Васюринской, насчитывавшей 32 хутора, отмечалось: «В юрте станицы очень много хуторов, расположенных по течению рр. Кочеты 2-е и Кочеты 3. Хутора, как и сама станица, летом тонут в зелени садов и рощиц. Заниматься хозяйством, разводить птицу, скот гораздо удобнее на хуторах»[5 - из Исторический обзор Терека, Ставрополья и Кубани. – Михайлов Н.Т. Справочник по Ставропольской епархии (обзор городов, сёл, станиц и хуторов Ставропольской губернии и Кубанской области). М.: Изд-во Надыршин, 2008, с. 533.].

Что малоизученная и полузабытая страница - кто ж поспорит.
Почитала... :confuse Приведу пару выдержек из "трудов" (ибо хорошо цитируемый автор). А каждый пусть решает себе сам - верить, не верить...

[q]
Скажем, в приговоре (решении) станичного схода жителей станицы Новомышастовской Ейского отдела от 14 сентября 1910 г. говорится о переселении на хутор Кухаривский.
ГАКК. Ф. Р-449. Оп. 5. Д. 217. Л. 90.
[/q]

Кажись, ошибочка тут закралась. Насколько знаю, Новомышастовская входила в Темрюкский, ставший позднее Таманским, отдел. А Кухаривка - действительно в Ейском. Если я жестоко ошибаюсь и Новомышастовская входила хоть когда в Ейский отдел и мне подскажут подтвердительные на то доки - буду весьма признательна.
И фонд, скорее 449, Кубанское областное правление, г. Екатеринодар Кубанской области 1870 - 1920 гг.
___________________________

[q]
В 1920-е гг. изменяется и внешний облик кубанских хуторов, когда от былого благополучия почти не остается и следа. Прибывая на Кубань, переселенцы строили первые землянки и заселяли хутора двумя или тремя рядами домов вдоль водоемов или рек. Возводились дома турлучные, саманные, с применением простейших строительных технологий и использованием подручных материалов. Крыши сооружали из соломы, камыша или вообще укрывали кукурузными стеблями (бадылкой). Внутри каждого двора вырывали колодец, из которого брали воду для домашней стирки, поили животных и птицу.
Внешняя убогость части кубанских хуторов 1920-х гг. объясняется во многом тем, что переселенцы нередко прибывали из очень отдаленных мест, поэтому их благоустройство на хуторах носило минималистский характер, ведь главной задачей являлась организация пропитания своих семей.
[/q]

Тут слов нет. Нищета на Кубани в 1920 никак не связана с только-только окончившейся гражданской? Опять же, хотелось бы сведений из источника, которому можно было бы поверить на слово.
____________________________

[q]
Прежний большой кубанский хутор нередко дробился на отдельные мелкие хутора, поглощая миграционные потоки и переселенческое движение из разных мест. В результате возникали целые компактные группировки хуторов. Показателен в этом отношении пример формирования хуторов на землях бывшего имения «Курго», принадлежавшего в свое время известному на Юге России торговому дому «А.М. Ерошов и сыновья». Сразу десять хуторов возникли на землях прежнего имения еще в начале 1920 г. Нам удалось восстановить ориентировочные названия этих хуторов: Братский, Фокин (вероятно, было два хутора с таким названием: Фокин 1-й и Фокин 2-й), Процай, Городской, Терновый, Мелехов, Беляев. Земли бывшего имения «Курго» вошли позднее в Курго-Терновский сельсовет, а сегодня они по большей мере скрыты под водной гладью Краснодарского водохранилища. Проживало тогда, в 1920 г., в вышеназванных 10 хуторах примерно 150 человек.
[/q]

Последняя выкладка мне "понравиалсь" больше всего.
А теперь к ней "иллюстрации".
х. Городской существовал еще в 1902 г.
Терновый и Мелихов есть в Списке нас. мест от 1917 г. (составленном по данным переписи 1917 г.) Так и помимо них там других хуторов списочек внушительный (причем тут послереволюционное "дробление"?). Страничка внизу - это из Списка насел. мест Адыгеи 1927. В скобочках даты образования поселений приводятся. Как минимум, цитируемый перечнь названий вновь образованных после 1917 поселений не совсем верен. Все их можно увидеть тут
А вот тут есть иная точка зрения:

______________________________

Спросите, зачем мне нужно было все это писать?
Жаль затраченного времени на вдумчивое чтение опусов, в которых все нужно еще как следует выверить. А еще досаднее от глубокомысленных выводов автора (повторюсь, которые цитируют), что едва ли не основным источником всех бед, оказывается, были иногородние, которые (автор сама приводит данные) составляли минимум половину населения края, но были при этом основательно ущемлены в своих правах:
[q]
До 1917 г. в пределах территории Кубанского казачьего войска насчитывалось 2 800 000 чел., населения, из которого 43 % составляли казаки, 53 % иногородние и 4 % горцы [5 - Из Архив ГУВД Краснодарского края (далее АГВДКК) ф. 18. Оп. 1, Д. 16. Л. 54.]
В общей своей массе казачество до 1917 г. считалось зажиточной частью населения, так как пользовалось большими привилегиями в земельном вопросе. Форма землепользования строилась по принципу наделения каждого казака, достигшего 17 лет, земельным наделом в определенном количестве десятин. В некоторых станицах этот надел доходил до 10 десятин, средний же душевой надел доходил до 5 дес. Параллельно с этим иногороднее население, составлявшее половину всего количества жителей, указанными правами не пользовалось. Им только предоставлялось право арендовать или покупать землю. Последняя категория исчислялась единицами, а основная масса иногороднего станичного населения вынуждена была батрачить или, при возможности, арендовать землю у казака. Такое положение вещей не устраивало иногороднее население, которое в конечном итоге объявило «об организации на Кубани «не казачьего» населения».
[/q]


_______________________________

А искала я не лозунгов и агиток... :cry:
Насущный интерес - какие хутора каким станицам подчинялись административно-территориально и к приходам каких станиц относилось население. А иначе как найти нужные МК и хоть что-то в той же Войсковой канцелярии. Справочник Ставропольской епархии, 1911 - плоховатое в этом подспорье.
Ладно, будем искать дальше... (с)

На сегодня хватит, пожалуй.
_______________________________

UPD от 24.11.2016
С административно-территориальной принадлежностью и соотнесением к конкретным приходам я таки самостоятельно разобралась.
См. тут
Полагаю, что верно. :)

Прикрепленный файл (32.jpg, 784128 байт<!--, скачан: 0 раз-->)
---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
elena_krd
Модератор раздела

elena_krd

Сообщений: 6876
Регистрация: 11 мая 2008
Рейтинг: 7470 

Еще на одном моменте хотелось остановиться чуть подробнее.
Таки 1920-е. Не вдаваясь в подробности, поскольку навскидку по памяти не смогу даже назвать, сколько раз и в какие годы менялась на Кубани власть, а поднимать документы лениво, если честно. Помню только в общих чертах немного о "Ледяном походе" - февраль 1918... Но он-то как раз и коснулся непосредственно тех мест, где проживали предки.

После постигнувшей ее неудачи добровольческая армия, с телом убитого Л.Г. Корнилова в обозе, отходила из Екатеринодара (точнее от Елизаветинской) через х. Марьянский, ст. Андреевскую, нынешний х. Бойкопонура, Долиновку (тогда - немецкая колония Гначбау, так значится на карте Иваненко).
[q]
Так как и Старо и Ново-Величковская станицы оказались занятыми неприятелем, я приказал армии переправляться через реку Понура между двумя этими пунктами по двум мостам, возле немецкой колонии Гначбау, где и заночевать. Конница стала у переправы на хуторах.
"Очерки русской смуты" Деникин А.И.
[/q]

[q]
Другой взвод шел в общей колонне через х.х. Марьяновские и Мышастовские на переправу через р. Понура, у ст. Андреевка. Оба взвода соединились в кол. Гначбау.
"Отход от Екатеринодара и колония Гначбау", Виктор Ларионов, сборник "50 лет верности России. 1917 – 1967 - За Родину, Честь и Свободу!"
[/q]


Людей было не мало, лошадей при них - тоже. Голодны. Вымотаны. Спешно отступают.
Населению пришлось не сладко...

Форумчанкой проделана огромная работа в ГАРФ по фонду ф. Р7628 Общество содействия жертвам интервенции, 1918-1920гг.
Скомпилирована база по пострадавшим из числа мирных граждан
Точнее будет сказать - фамилии пострадавших вошли в общую базу данных по Кубанской области, обнаруженных ее в архивах Москвы (ГАРФ, РГВИА).

[q]
Пример названий дел:
Ф. Р7628, оп. 9 дд. 3522 - 3541 1924 - 1926 г. - Заявления, показания и доверенности на возмещение потерь, нанесенных частями Деникина и Врангеля гражданам Кубано-Черноморской губ. в 1918-20 гг.
Ф. Р7628, оп. 9 дд. 3701 - 3703 1924 - 1926 г. - Заявления, показания и доверенности на возмещение потерь, нанесенных частями Деникина и Колчака гражданам Кубано-Черноморской губ. в 1918г.

В заявлениях: когда, кем и при каких обстоятельствах причинен ущерб (в основном, имуществу), далее: кто свидетели.
Встретились заявления от имени попечителей сирот и обстоятельства убийства родителей:
Солодовникова Елена Ульяновна, 10 лет Станица Лабинская. Отец повешен белыми.
Гузенкина Александра Владимировна, 10 лет Станица Лабинская. Отец повешен белыми.

[/q]


[q]
Дубейковский Василий Викентьевич 47 лет, жена и 9 детей, разъезд Бичевой Сев. Кав. ж. д., артельный староста. 
Заявление на возмещение ущерба, полученного в Гражданскую войну, 1919 г.
При занятии разъезда Добровольческой армии Генерала Алексеева было разграблено имущество на 2100 руб., 
при перестрелке моя жена, 39 лет, была ранена в голову, после этого потеряла 50% умственных способностей 
Заявление написано на станции Торговая Сев. Кав. ж. д.
ГАРФ 7628-9-2099 
[/q]


[q]
Фонд сгруппирован по территориальному признаку.
[/q]

По маске «гражданам Кубано-Черноморской» поисковая система ГАРФ выдает 132 дела.
__________________________________________

Эти события для меня не пустой звук.
Среди "первопоходников" был мой "любимец" Николай Владимирович.
А родной брат прабабки - Яков Ульянович - сгинул в гражданскую. Вполне допускаю, что в связи с означенными событиями. Он был на стороне красных.

---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
elena_krd
Модератор раздела

elena_krd

Сообщений: 6876
Регистрация: 11 мая 2008
Рейтинг: 7470 

[q]
До 1917 г. в пределах территории Кубанского казачьего войска насчитывалось 2 800 000 чел., населения, из которого 43 % составляли казаки, 53 % иногородние и 4 % горцы [5 - Из Архив ГУВД Краснодарского края (далее АГВДКК) ф. 18. Оп. 1, Д. 16. Л. 54.]

[/q]


Страничка из материалов Переписи 1897
Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г./ под ред. [и с предисл.] Н.А. Тройницкого . - [Санкт-Петербург] : издание Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел , 1899-1905 . - 27 см
65: Кубанская область. - 1905.

Прикрепленный файл (11.jpeg, 100281 байт<!--, скачан: 0 раз-->)
---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
elena_krd
Модератор раздела

elena_krd

Сообщений: 6876
Регистрация: 11 мая 2008
Рейтинг: 7470 

[q]
ТАЙНА "ГНАЧБАУ". Загадки, связанные с гибелью Л.Г. Корнилова
Н.Корсакова, С.Илюхин

Большинство, вслед за А.И. Деникиным, говорит о «Гначбау». Упоминаются также «Гнадау» и «Гнаденау», и даже явно искаженное «Течбау». Ни одного из этих названий на современных картах края нет. Но маршрут отступления описан достаточно подробно, с указанием направления и дистанции (40 верст от Екатеринодара) и привязкой колонии к реке Понуре. На карте в этом месте сейчас хутор Найдорф (нем. — Новая деревня) и село Долиновское – бывшее до 2-й мировой войны немецкой колонией. Установить, в каком из этих населенных пунктов был захоронен Л.Г. Корнилов, можно после анализа карт и архивных документов. Исследование немецких колоний на Кубани, опубликованное в 1915 году Обществом любителей изучения Кубанской области, сообщает, что на правом берегу реки Понура, в юрте станицы Нововеличковской на участке генерала Бабыча есть немецкая колония Гнадау, насчитывающая 43 двора. В перечне населенных пунктов. Кубанской области Найдорф не значился, зато указано, что село Долиновское основано в 1884 году как колония Гнадау. Название «Долиновка» появилось не ранее 1921 года. В октябре 1981 года старейший казак станицы Нововеличковской Евтихий Степанович Куныцы (1900–2002) сообщил, что корниловцы останавливались в Долиновке, где захоронили тело генерала. Топоним «Гначбау» появляется впервые на «Карте района проектируемой линии Черноморско-Кубанской железной дороги» 1910 года в результате опечатки. Работая в 20-х годах в эмиграции над «Очерками русской смуты», А.И. Деникин, очевидно, имел в распоряжении эту карту, что и послужило причиной распространения ошибочного названия колонии (как отмечает генерал А.П. Богаевский, Деникин рисовал общую картину событий, мало интересуясь несущественными деталями). «Гнадау» на немецком языке приблизительно означает «Долина милосердия».
[/q]


Статья неплохая, но содержит как минимум две неточности.
Топоним Гначдау присутствует на карте Иваненко, 1902 года. Долиновкой н/п назывался уже в 1917 году, что вполне объяснимо. Петербург когда и почему вдруг стал Петроградом? :)
Если кому не верится, что х. Долиновка и с. Долиновское - это одно и тоже - Список нас. мест от 1925 года в помощь (число дворов в них совпадает).

_________________________

Upd 24.11.2016
ГНАДАУ/GNADAU (Долиновка), до 1917 – Кубанская обл., Екатеринодарский отд., Нововеличковская
вол.; в сов. период – Краснодарский край, Ново-Титаровский/Краснодарский/Медведовский р-н. Лют.
село на собств. земле, осн. в 1884. На прав. берегу р. Понура, в 40 км к сев.-зап. от Краснодара.
Основатели из Таврической губ. Лют. приход Екатеринодар-Новороссийск. Молельн. дом. Земли 1943
дес. Пар. мельница Л. Зоммерфельда. Школа. Сельсовет (1926). В 1918 здесь был захоронен генерал Л.Г.
Корнилов. Жит.: 435 (1905), 450 (1911), 440 (1914), 475 (1918), 483/425 нем. (1926).

НЕМЦЫ РОССИИ. НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ И МЕСТА ПОСЕЛЕНИЯ. ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

___________________________

Не согласная я и с переводом, что "Долина милосердия". Если в основе действительно два слова, как пишут интернеты, Gnaden (милость, знак благоволения) и Aue (луг, долина), то по аналогии с Gnadenbrot (милостыня) и Gnadenbrief (жалованная грамота) я бы перевела, скорее, как "Пожалованная долина" (к Долине претензий нет - просматривающаяся потом Долиновка, вроде как и вполне логична и уместна).
Могу, конечно, ошибаться...

upd 13.08.2018
Скорее даже - "благодатная долина", по аналогии с "Gnadenbild" - "благодатный образ".
____________________________



____________________________

Прикрепленный файл (021.jpg, 123172 байт<!--, скачан: 0 раз-->)
---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
helen_ka
Долгожитель форума

helen_ka

Россия
Сообщений: 834
Регистрация: 13 окт. 2006
Рейтинг: 907 


elena_krd написал:
[q]
Насущный интерес - какие хутора каким станицам подчинялись административно-территориально и к приходам каких станиц относилось население. А иначе как найти нужные МК и хоть что-то в той же Войсковой канцелярии. Справочник Ставропольской епархии, 1911 - плоховатое в этом подспорье.
[/q]

В клировых ведомостях каждой церкви указывалось какие хутора, деревни относятся к приходу данной церкви, какое расстояние, доступность.

---
Кравцовы, Юрченко, Кистановы, Донцовы, Донец, Кваша, Тарасовы (Харьковская губ Шульгинка, Александровка, Терны, Поповка, Ямполовка)
elena_krd
Модератор раздела

elena_krd

Сообщений: 6876
Регистрация: 11 мая 2008
Рейтинг: 7470 


helen_ka написал:
[q]
elena_krd написал:
[q]

Насущный интерес - какие хутора каким станицам подчинялись административно-территориально и к приходам каких станиц относилось население. А иначе как найти нужные МК и хоть что-то в той же Войсковой канцелярии. Справочник Ставропольской епархии, 1911 - плоховатое в этом подспорье.
[/q]


В клировых ведомостях каждой церкви указывалось какие хутора, деревни относятся к приходу данной церкви, какое расстояние, доступность.
[/q]

Спасибо большое!
До клировых ведь нужно еще дотянуться. :confz: И представлять, в каком приходе искать.
Я уже с этим разобралась:
Полагаю, что верно.
Upd: даже уверена, что верно. Карта составлялась областной чертежной с целью межеваний.




Прикрепленный файл (Kubanskaya_oblast_18.JPG, 553088 байт<!--, скачан: 0 раз-->)
---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
elena_krd
Модератор раздела

elena_krd

Сообщений: 6876
Регистрация: 11 мая 2008
Рейтинг: 7470 

Землевладельцы Кубанской области и разделы земель.

Иваненко Н.С. Землевладельцы Кубанской области и разделы земель
Известия Общества любителей изучения Кубанской области: Вып.3/ Под. ред. В.Сысоева, А.Дьячкова-Тарасова. – Екатеринодар: Тип. Кубанского обл. правления, 1902. – [2], 224 с.; табл., 11 л. ил.


Планы дач генерального и специального межевания, 1746-1917 гг. (коллекция). Кубанская область
РГАДА, фонд 1354, описи 196 - 209


ГАКК, фонд 574, Межевая комиссия Черноморского казачьего войска. Кубанская областная чертежная [межевая комиссия] Кубанского казачьего войска, г. Екатеринодар - 5745 дел, 1847 - 1920

---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
elena_krd
Модератор раздела

elena_krd

Сообщений: 6876
Регистрация: 11 мая 2008
Рейтинг: 7470 

Поселенные итоги переписи 1926 года по Северо-Кавказскому краю. - Ростов-на-Дону, 1929.
По сути - подробнейшие списки нас. мест с указанием числа жителей и их национального состава.
В фондах Донской государственной публичной библиотеки. Просмотр грустный (книга огромная, грузится тяжко, сохранять не дают - только скриншоты), но за неимением...


Алфавит литера "Л"

---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
elena_krd
Модератор раздела

elena_krd

Сообщений: 6876
Регистрация: 11 мая 2008
Рейтинг: 7470 

Многократно упоминаемый в интернетах и доступный к просмотру
"Список землевладельцев Кубанской области и Черноморской губернии. По данным уездных (окружных) по раскладке поземельных сборов Присутствий За 1909 – 1911 гг."

Сохранились ли делопроизводственные бумаги этих присутствий по Темрюкскому и Екатеринодарскому отделах и каких фондах ГАКК это нужно искать?
Встречал кто, нет? Работал с такими бумагами?
Речь не о чертежной ф. 574. А именно об аналоге налоговых структур

В Путеводителе фонд 573 "Екатеринодарская казенная палата Министерства финансов, г. Екатеринодар Кубанской области" (1881 — 1922, 958 д.) анонсируются "Дела по обложению землевладельцев поземельным налогом".
С этим фондом кто-нибудь работал?

---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
Valeriy68
Почетный участник



Сообщений: 143
Регистрация: 12 дек. 2012
Рейтинг: 95 

Елена! Вы не работали с упомянутым фондом 573? Что там?
elena_krd
Модератор раздела

elena_krd

Сообщений: 6876
Регистрация: 11 мая 2008
Рейтинг: 7470 

Добрый день, Валерий!
К сожалению, нет.
Были когда-то радужные мечты: "Как только выйду на пенсию..." Теперь поняла, что не суждено. А совмещать работу и посещение архива - не выходит. Работка у меня, с другим абсолютно не совмещаемая.

---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
<<Назад  Вперед>>Страницы: 1 * 2 [ >>>>>> ]
Модератор: elena_krd
Генеалогический форум ВГД »   Дневники участников »   Дневник elena_krd »   Кубанский хутор
RSS

Реклама от YouDo