ВГД требуется ведущий (админ)   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Церкви нижегородской епархии (галерея)


← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 16 17 18 19  20 21 22 23 24 25 Вперед →
Модератор: Perrula
snegir33333

Сообщений: 163
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 54
Волга252 Спасибо! Это и есть она.
---
Ищу : Снегиревы (Нижегородская ,Оренбургская области).,Штерновы(Нижегородская),Грациановы(Нижегородская),Хаборские(Киевская ,Тульская,Тверская губ),Рудины(Тульская)
Perrula
Модератор раздела

Perrula

Пермь
Сообщений: 2437
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 771
https://www.facebook.com/www.gttp.ru

Много фото (группа в Фейсбуке)
---
Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев,Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд)
Волга252

Нижний Новгород
Сообщений: 98
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 42
Очень заинтересовала церковь, купола которой виднеются на многих старых фото Нижнего Новгорода – его центральной части. Оказалось, что это Николаевская Верхнепосадская церковь у драмтеатра (с 1850-х гг. она же – Тихвинская). Церковь, как и многие другие была уничтожена, но история ее уникальна и с продолжением, о чем захотелось поделиться.
О первоначальной деревянной церкви во имя Святителя Николая в Сотной грамоте сказано, что она была «устроена на подклетех, и с папертью». Первое упоминание о Никольской нижегородской верхнепосадской церкви содержится в «Писцовых книгах» за 1621—1622 годы. Находилась она вблизи Никольских ворот кремля, и была «деревяна на подклетах вверх шатром и с папертью», строение Михаила Спирина. Упоминаемый строитель этого храма Михаил Спирин — балахнинский купец и солепромышленник, жил на рубеже XVI—XVII вв. Можно предположить, что в конце XVI столетия церковь уже существовала, и если учесть название улицы Никольской, а главное Никольской башни, то была она и того ранее. В 1715 году деревянная церковь сгорела, и в 1740—41 гг. тщанием приходских людей была построена каменная трехпрестольная церковь. Спустя столетие на средсва купца Александра Ивановича Костромина * она была перестроена. В обновлении церкви участвовали генерал Махотин с супругой и купцы Щукины, состоявшие в приходе церкви. «Церковь каменная, с таковою же колокольней, крепка, поместительна, при церкви имеется каменная сторожка». Н. Храмцовский описывает ее внутреннее убранство так: «Иконы в главном иконостасе греческого стиля, высокой работы, в приделах же — живописные. Ризницы, паникадила и вся вообще утварь Никольской церкви великолепна и изящна… По внутренней отделке, богатству украшений и ризницы, а особенно по вкусу, с каким все устроено и украшено в Никольской церкви, она есть одна из лучших церквей города…».
Купец Костромин пожертвовал храму капитал на строительство домов для причта , которые и были выстроены в 1844 году. В 1856—1877 гг. на церковные средства были сооружены два каменных двухэтажных флигеля и три одноэтажные лавки. (Это дома 9-а и 9-б на Большой Покровской, то есть часть улицы до магазина «Рубин»). В память спасения царской семьи в 1888 году по красной линии улицы, между домами причта, была возведена красивейшая каменная часовня. В 1913 году, к 300-летию дома Романовых, при церкви была открыта богадельня-приют, в которой имели призрение 15 старушек из мещан, цеховых и крестьян. Все строения размещались на церковной земле. Под усадьбой в общей сложности числилось 1348 кв. сажен. Доход от лавок, часовни, доходных домов шел на содержание причта, богадельни, домов священнослужителей и самого храма в центре города. В приходе Никольской церкви официально значилось 54 дома, в среднем одна тысяча прихожан различных сословий.

Прикрепленный файл: 2050b.jpg
---
Фамилии в роду: Недошивины, Кувыкины, Телеховы, Шкеневы-Оникины, Горбуновы, Созоновы, Кожевниковы, Китаевы-Корезины, Курановы, Фарафоновы, Волковы, Пипины, Деулины,
Волга252

Нижний Новгород
Сообщений: 98
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 42
Продолжение: В штате было два священника, диакон и два псаломщика. В 1870-е годы при храме был утвержден дополнительный второй штат священнослужителей. Настоятелями Верхнепосадской Никольской церкви были лучшие выпускники духовных учебных заведений, умнейшие, образованнейшие пастыри. Трое из них были близкие знаменитого нижегородца литературного критика Николая Добролюбова. В первой трети XIX века настоятелем церкви многие годы был Василий Феодорович Покровский — дед Николая Александровича Добролюбова по материнской линии. После смерти Покровского в 1834 году на его дочери, Зинаиде Васильевне, женится Александр Иванович Добролюбов и получает приход ее отца, а именно Никольскую церковь. Он окончил Нижегородскую Духовную семинарию и двадцать лет прослужил настоятелем храма. Это именно при нем были построены два трехэтажных дома для причта. После скоропостижной смерти Александра Добролюбова на его дочери Антонине (сестре Николая Александровича) женится Михаил Алексеевич Костров и получает настоятельское место. Он являлся давним другом семьи Добролюбовых, когда-то был учителем Николая Александровича, готовил 11-летнего мальчика к поступлению в духовное училище. Сам же Костров был выпускником Московской Духовной академии. В период его настоятельства в Никольском храме на церковной усадьбе были выстроены двухэтажные флигели и каменные лавки. В дальнейшем сравнительно недолго, в общей сложности по пять—семь лет, служили: кандидаты богословия — Дмитрий Александрович Добролюбский (при котором и возводится часовня) и Алексей Александрович Порфирьев, который одновременно исполнял обязанности библиотекаря в семинарии и преподавал историю и обличительное богословие (раскола). Следующий пастырь, протоиерей Павел Петрович Иорданский на свои средства и средства причта произвел в конце XIX столетия капитальный ремонт домов священнослужителей. В 1895 году в Никольскую церковь вторым священником был рукоположен Василий Георгиевич Лебедев. За восемь лет до этого назначения он окончил Нижегородскую семинарию, вторым учеником по курсу. Через двенадцать лет службы, после смерти отца Павла Иорданского, он был назначен настоятелем церкви и прослужил в ней до момента ее ликвидации, в общей сложности 37 лет. На его долю и пришлись годы невиданного лихолетья. После Октябрьской революции на православную церковь в России начались массовые гонения, выражавшиеся в самых различных формах. Национализированы были земля и собственность церкви. Верхнепосадская Никольская церковь лишилась домов, флигелей и лавок. Изменилось и юридическое положение приходских церквей: при храме была зарегистрирована община, с поименным списком верующих, входящих в ее состав. Из членов общины избирался Приходской совет, а настоятель церкви — протоиерей Василий Лебедев — стал его председателем. 13 ноября 1918 года община в количестве 340 человек заключила с органами государственной власти соглашение, по которому церковь Святителя Николая переходила в ее пользование.
Приходская община выполняла все условия, поставленные ей при передаче храма, производя из своих средств необходимый ремонт как внутри, так и снаружи церкви, и храм находился в должном порядке. Но власти не оставляли церковь в покое. От Нижегородского Комиссариата по отделению Церкви от государства постоянно в приход приходили представители «Комиссии по вопросам культа». Одни работники этой Комиссии обмеряли здание церкви, чертили планы, простукивали стены храма и колокольни, на предмет их прочности.
Другие запретили существование при храме богадельни, притеснили, уплотнили больных и обездоленных ее обитателей, угрожая и вовсе выселить несчастных стариков на улицу.
Третьи запретили звонить в колокола, ссылаясь на жалобы из больниц, школ, детских домов и т.н. ЖАКТов района: «колокольный звон препятствует нормальной жизни указанных организаций и населения». В 1920-е годы опустошали Никольскую церковь, наряду с другими храмами Нижнего Новгорода, Комиссии по изъятию «из рук церковников предметов историко-худо-жественного значения, которые представляют материальную ценность и передали их на хранение в государственный музей». Для этих целей все имущество храма описали, а затем изъяли все самые ценные, самые уникальные иконы, оклады, потиры, кресты, подсвечники, лампады и другие предметы церковной утвари.
Отец Василий с причтом и старостой церкви заполняли оголенные места от исчезнувших икон старого иконописного письма в дорогих ризах из чеканного серебра, с жемчугом и ажурной цветной эмалью, обычными иконами хорошего письма, на которых уже не было столько убранства, но с которых все также смиренно созерцали лики святых угодников Божьих. Процесс закрытия и сноса церквей в Нижнем Новгороде начался еще в 1918 году, и за последующие 12—13 лет было закрыто 42 молельных здания и 6 молельных помещений, из этого количества 11 снесено, 26 переоборудовано и использовано и 11 занято без переоборудования.
Среди закрытых храмов в 1930 году числилась и церковь Святителя Алексия, митрополита Московского, на Благовещенской площади (пл. Минина). В письме верующих нижегородцев в Москву, во ВЦИК, сказано, что: «В 1929 году к общине Никольской присоединилась община соседнего закрытого Алексеевского храма <…> в числе 160 человек, зарегистрированы, они как члены Никольской православной общины». Таким образом, произошло объединение двух приходов в одном храме.
В 1931 году в состав Никольской общины вошел еще приход в количестве 200 человек из ликвидированного Тихоновского храма (на ул. Ульянова). И к этому моменту, в Никольской общине по официальным данным уже насчитывалось 600 членов. Впоследствии на храмы Нижнего Новгорода обрушился поток всевозможных решений, постановлений и резолюций как от местных властей, так и от центральных.
Выписка из приказа по Нижкомхозу: «В связи с выявившимся кризисом кирпича на строительный сезон 1929—30-х гг. предлагаю: жилищному подотделу и тресту Нижкомстрой в двухнедельный срок собрать полные сведения по всему Нижнему Новгороду о всех зданиях, включая и церкви, по возможности их разборки».
Через пять недель данный список был готов. «Нижкоммунстрой просит Президиум Горсовета санкционировать ему передачу намеченных НКХ разборку нижеследующих закрытых церквей и часовен: 1) Троицкая церковь на Кооперативной улице (ул. Рождественская). 2) Козьмодемьянская церковь на той же улице. 3) Казанская церковь на Зеленском съезде. 4) Часовня на Варварке. 5) Часовня на Свердловской (Покровской) улице и два магазина при ней, на участке Никольской церкви с тем, чтобы полученный от разборки этих зданий строительный кирпич остался в распоряжении Нижкоммунстроя». Обмеры и простукивание стен храмов впоследствии обосновали заключение технической Комиссии при участии представителя Крайстройконтроля от 25 января 930 года: «…здание Никольской церкви в Нижнем Новгороде признано подлежащим сносу вследствие деформации стен и неравномерной осадки всего здания, расположенного возле бровки оврага Зеленского съезда… Комиссия считает, наиболее целесообразным использование участка под застройку многоэтажного здания общественного назначения, причем для освобождения участка церковь должна быть снесена ввиду имеющихся у нее дефектов и могущего быть, увеличения их от несвоевременного производства работ и реставрации церкви».
Важно отметить что, на этом документе есть такая приписка, что: « …священник Лебедев от подписи данного акта отказался, так как по его словам он на свой храм не хочет допустить возможного, т. е. не хочет быть членом комиссии, которая осматривала церковь в плоскости сноса ее, так как он в церкви служит, тем самым добывает себе средства к существованию».
На основании такого заключения Нижегородское краевое административное управление в феврале 1930 года подает в Президиум крайисполкома «Представление о закрытии и сносе Никольской церкви», и крайисполком 16 марта 1930 года выносит постановление о том, чтобы «…договор с обществом верующих на пользование Никольской церковью в г. Нижнем Новгороде расторгнуть, церковь эту закрыть и здание ее снести».
На оборотной стороне этого документа, написано: «Постановление объявлено».
В ответ на решение местных властей о сносе храма, прихожане обратились с жалобами в различные инстанции: «В 1930 году было объявлено председателю приходского исполнительного органа (протоиерею Василию Лебедеву), что храм Никольский постановлено закрыть и снести и что на обжалование этого постановления дается двухнедельный срок. Постановление Крайисполкома было обжаловано во ВЦИК, храм стоял и стоит до настоящего времени и мы спокойно исполняли в нем религиозные нужды…».
Пока верующие ждали ответа из Москвы, деятели нижегородских властных структур и государственных учреждений «хоронили церковь». Из переписки о закрытии Никольского храма: «Народный Комиссариат по просвещению Главнаука <…> сообщает, что не возражает против разборки здания Покровской церкви (1709—1826 гг.) и Никольской 1841 года, не представляющих собой историко-архитектурной ценности». В Президиум Нижкрайисполкома: «По наведенным справкам в Крайадмуправлении, группа верующих возбудила ходатайство об отмене решения, причем результаты ходатайства до сих пор не известны. Имея в виду, что на участке расположения Никольской церкви предназначено строительство городской гостиницы, и церковь по решению Горсовета подлежит сносу с использованием кирпича на нужды строительства, вопрос о закрытии церкви является решающим вопросом…». Подпись — Председатель Свердловского райсовета А. Рощин.
Своим решением Президиум Нижгорсовета также согласился со сносом храмов в центре Нижнего Новгорода: «…с предложением Главнауки согласиться и предложить Нижкоммунстрою снести Покровскую, Никольскую и Благовещенскую церкви». В свою очередь «хор» из Советов всех уровней «охлаждает» Москва: «ВЦИК принял обжалование расторжения договора с группой верующих и изъятия молитвенного здания Николаевской церкви в г. Нижнем Новгороде, по Зеленскому съезду. По поручению
члена Президиума ВЦИК т. Смидовича секретариат Председателя ВЦИК просит выслать в месячный срок Ваш доклад и исчерпывающие данные… Необходимо приложить план имеющихся в распоряжении суммах на переустройство. До решения дела ВЦИКом здание церкви остается в пользовании верующих» — Подпись: Замзав секретариатом Председателя ВЦИК Бабинцев. Препровождается в Адмуправление для исполнения».
Данное письмо отправляется в соответствующие инстанции городских властей и всем вышеназванным организациям, стремившимся ликвидировать храм. Инспектор Административного надзора тов.Бородин дал письменные уведомления, о том, что: «Адмнадзор КАУ сообщает, что дело по закрытию Никольской церкви находится во ВЦИКе и до решения последним данного вопроса церковь остается в пользовании верующих».
Письмо из Москвы продлило жизнь Никольской церкви еще на два года. И если бы не местные «деятели и строители социализма», а возможно и ведомственные (корпоративные) выгоды, добивавшиеся ее уничтожения, то она могла бы существовать до сих пор. Доклад, который запросила Москва исполнить в месячный срок, был отослан уже через неделю, 18 апреля. «По ходатайству Нижпромкредитсоюза НКХ Нижкрайсовета отвело для постройки дома Промкредитсоюза место на Театральной площади близь улицы Якова Свердлова, занятое в настоящее время Никольской церковью. Мотивами для занятия данного участка земли служит невозможность получения другого соответствующего участка в центре города».
Далее в документах излагается техническое заключение о трещинах, о неравномерной осадке, о тяжести храма и колокольни, об опасном расположении строения у бровки оврага. Противореча всему этому, чиновники также пишут: «Учитывая, что место расположения церкви центральное, сам участок размером весьма значителен и вполне соответствует под застройку… многоэтажного здания общественного значения со сносом церковного здания. Краймузей, на учете которого состоит указанное здание, против сноса не возражает… верующие могут удовлетворить свои религиозные потребности в других остающихся 16-ти церквах. На основании вышеизложенного Президиум Крайисполкома просит… Постановление о закрытии и сносе Никольской церкви утвердить, и ходатайство общества верующих Никольской церкви оставить без удовлетворения. Председатель Нижкрайисполкома».
Для реализации данного ходатайства нижегородских властей в Москве уже в те годы действовал постоянный представитель Нижкрайисполкома, которому и посылались на этот счет свои директивы: «…ПередПрезидиумом ВЦИКА возбуждено ходатайство… о закрытии церкви. До сих пор ответа не имеется. Необходимо принять меры к продвижению». В апреле 1931 года крайисполком вновь возбуждает ходатайство, в котором пишет,что: «Вопрос о необходимости сноса Никольской церкви достаточно ясен — оставлять ее без капитального ремонта нецелесообразно». Но Москва молчала весь 1931 год, не давая никакого ответа, очевидно в силу тех обстоятельств, что ВЦИК был завален подобного рода прошениями активистов с мест и жалобами верующих. В феврале 1932 года Нижкрайисполком начинает очередную атаку Комиссии по вопросам культа при Президиуме ВЦИК. «Считая, что дело о ликвидации Никольской церкви не может вызвать в Президиуме ВЦИК каких либо сомнений, местными органами уже решен вопрос о дальнейшем использовании земельного участка, на котором расположена церковь. В план строительства текущего года включена постройка на этом участке многоэтажного здания гостиницы «Интурист». В ответ на очередной запрос с Нижегородчины, из Москвы отписали, что в Комиссии есть дело о закрытии данного храма, и окончательное решение не вынесено из-за нехватки всех необходимых документов.

фото: за зданием - сейчас магазин Рубин на Б.Покровской - виднеется колокольня этой церкви,

Прикрепленный файл: нижний н театр пллощадь.jpg
---
Фамилии в роду: Недошивины, Кувыкины, Телеховы, Шкеневы-Оникины, Горбуновы, Созоновы, Кожевниковы, Китаевы-Корезины, Курановы, Фарафоновы, Волковы, Пипины, Деулины,
Волга252

Нижний Новгород
Сообщений: 98
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 42
Продолжение: Ни вандалы, ни варвары, ни ордынцы какие-нибудь приступали к храму с огнем и мечом, но различного рода «Комиссии» и исполкомы, в которые входили местные жители, добивавшиеся сноса церкви. Еще за два года до ликвидации храма, в 1929 году нижегородцами было сделано такое заявление: «Мы рабочие и служащие Нижегородского Промыслово-производственного кооперативного товарищества «Швейник» накануне предстоящих праздничных дней «Рождества», заявляем: В дни культурной революции, когда каждый рабочий должен заботиться о своей культурности, сознавая всю важность культурности рабочего советской страны, а мы кустари кооперативные и организованные советским правительством имея еще не особенно яркие результаты в нашей культурной работе, считаем что с бытом старым, бытом мракобесия и беспросветной религиозности нужно покончить, нужно наступить на религиозные праздники и жульнические мероприятия, проводимые во имя религии — путем культурного похода, путем культивирования и просвещения широких слоев трудящихся кустарей.
Мы предлагаем дабы иметь постоянный очаг культуры — клуб для кустарей, в котором широко развернуть столь важную работу, необходимо закрыть одну из церквей Нижнего Новгорода, в частности церковь, находящуюся у городского театра. Пусть трудящиеся массы кустарей получат культурно-просветительское образование, пусть кустарь перевоспитает себя, имея клуб, свой клуб».
А чиновники вновь и вновь писали в столицу: «…церковь по настоящее время остается в пользовании верующих, но вокруг нее вся территория огорожена – занята стройматериалами и уже начаты работы по постройке гостиницы «Интурист», — и не дожидаясь ответа из Москвы выносят свой приговор храму. 23 февраля 1932 года, по ходатайству Свердловского райсовета, решением крайисполкома Никольская церковь была определена к закрытию и сносу для освобождения места под постройку гостиницы. Спустя шесть дней, 29 февраля, члены исполнительного и ревизионного комитетов Никольской приходской общины были вызваны в Свердловский райисполком, где им объявили о закрытии и сносе храма. В ответ на данное решение, 2 марта община во главе с протоиереем Василием Лебедевым подает снова прошение во ВЦИК, где сообщает: «Тов. Журин, объявивший постановление, сказал, что ходатайство общины будет безуспешным, так как Райсовет пошлет во ВЦИК своих представителей поддерживать постановление о закрытии и сносе храма. Но, принимая во внимание, что мы выполняли и выполняем принятые по соглашению обязательства и что недавно, в январе текущего года произвели необходимый ремонт в ризнице храма с разрешения коммунального отдела и что Центральная власть более объективна в разрешении этих вопросов… — просим ВЦИК отменить…постановление Райсовета о закрытии и сносе нашего Никольского храма…церковь производящейся стройке не мешает и верующие не касаются места, где производится стройка, а пользуются отведенными строителями путями для прохода к храму…».
10 марта, аналогичное прошение с мольбами сохранить храм поступает от верующих и в крайисполком. Но, на письмо их была наложена резолюция: «Оставить без удовлетворения». А на следующий день, 11 марта 1932 года, из Москвы в Нижний Новгород партийным руководителям пришел долгожданный ответ: «Ваше постановление от 16 марта 1930 года о ликвидации и сносе Никольской церкви по Зеленскому съезду в г. Нижнем Новгороде вступило в законную силу. Объявите об этом заинтересованной группе верующих. Председатель Комиссии, член Президиума ВЦИК Смидович П.».
Таким образом, руки строителям были развязаны, и они приступили к сносу храма. Нижкоммунстрой для этих целей разработал два важных документа: «Заключение по предварительному надзору», своеобразные правила по технике безопасности. В них предписывается установить дежурство сторожа около разбираемого здания, назначить ответственного бригадира, снабдить рабочих инструментами, обеспечить исправные лестницы, прочные леса с высокими перилами, желоба для спуска кирпича и прочее.
Второй документ – «План работ по разборке церкви на Театральной площади», где в частности было записано, что: 1) Разборка железной кровли… 2) Разборка кирпичных частей… 3) После разборки главы разбирается купол… 4) Разборка колокольни начинается после окончания разборки купола и 50 % главной части. Полученный кирпич спускается на землю внутрь колокольни, винтовым желобом… 5)Разборка пола из метлахских плит должна быть закончена до вскрытия сводчатой части перекрытий… 6) Все работы по разборке церкви предположено производить постепенно, вручную, без применения взрывного способа».
Именно последний пункт этих правил, и способствовал тому, что при ликвидации Никольской церкви не было затронуто древнее православное кладбище вокруг храма, которое было обнаружено, спустя десятилетия, в 1997 году, при сносе гостиницы «Москва». В результате археологических изысканий было найдено около 300 погребений, в большинстве своем датируемых XVIII веком.
25 мая 1932 года Нижегородские власти рапортовали в Москву, «…о сносе вышеназванной церкви объявлено заинтересованной группе верующих. Церковь снесена». Священнослужители и прихожане Никольского храма 20 августа официально были вынуждены перейти в Варварскую церковь. На тот момент в составе общины уже значилась бывшая Алексеевская — 180 чел., Тихоновская — 222 чел., Георгиевская и собственно сама Никольская — 200 чел. Варварский храм будет закрыт позднее, после массовых расстрелов в 1938 году, по причине отсутствия в ней священников.
Автор Вяхирева Г. Н. История «приговора»по делу Верхнепосадской Никольской церкви . НИЖЕГОРОДСКАЯ СТАРИНА •16•2008
Ссылки:
Журнал Нижегородская старина 2008 г № 16 можно скачать здесь: http://nipol.ucoz.ru/load/nizh...8-1-0-3181
Perrula
Модератор раздела

Perrula

Пермь
Сообщений: 2437
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 771
Волга252
Галина, огромное спасибо за чудесную подборку с фото! меня эта церковь тоже очень интересует, так как в ней в конце18 века - и до 1811 г. служил мой двоюродный 5-прадед протоиерей Василий Иванович Зеленецкий.
в №15 Нижегородский епархиальных ведомостей за 1890 год есть интересная статья: "Из летописи Николаевской верхнепосадней церкви города Нижняго-Новгорода."
---
Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев,Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд)
Perrula
Модератор раздела

Perrula

Пермь
Сообщений: 2437
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 771
Вот эта статья:
" Из летописи Николаевской верхнепосадней церкви города Нижняго-Новгорода."
(Как стоящая на верхнем посаде, или, как ныне говорят «на верхнем базаре», церковь называется верхнепосаднею в отличие от двух других Николаевских церквей в Нижнем:
1) Николаевской нижнепосадней, построенной в 1371 году Великим князем Димитрием Константиновичем. В летописях называется эта церковь: «Никольская на посаде», «на Почайне», «в торгу» и «на бечеве».
2) Николаевской-гребешковской (Никола на гребешке), построенной после пожара 1715 года в 1719 году, иначе называемой Одигитриевской.)


О времени основания Николаевской верхнепосадней церкви точных сведений не сохранилось. Бывший протоиерей оной церкви Михаил Алексеевич Костров в составленной им краткой летописи о церкви. (М.А.Костров состоял сначала с 1 декабря 1857 года священником, а потом с 1 апреля 1878 года протоиереем при Николаевской церкви до своей смерти, последовавшей 19 июня 1886 года.) Основываясь на том:
1) что одна из находящихся против Николевской церкви башен в стенах Нижегородского кремля, устроенного в начале XVI столетия, называется Никольскою, и
2) что в 1621 году церковь эта упоминается в так называемой сотной грамоте, - утверждает, что она несомненно существовала в XVI столетии. В начале, по словам протоиерея Кострова, церковь эта была деревянная. Нынешнее здание – каменное построено в 1740-1741 годах, при Епископе Нижегородском и Алатырском Иоанне 1 Дубинском, на месте, по всей вероятности, прежней деревянной, сгоревшей вместе с другими приходскими церквами города Нижнего в 1715 году. В пожертвованном в Церковное Древлехранилище при Нижегородской Семинарии протоиереем Д.И.Страховым «Нижегородском Летописце», писанном 1793 года, в прибавлениях «о построенных в Нижнем церквах», между прочим, написано: «Церковь Николая Чудотворца начата строиться ассесором Степаном Межениковым, а окончена подаянием от доброхотных дателей в 1740 году». Тоже сообщается о построении Николаевской верхнепосадней церкви и в «Памятниках Церковных Древностей Нижегородской губернии»: «В настоящем виде, - сказано там, - кроме трапезы с двумя приделами, она построена в 1741 году тщанием прихожан и других доброхотных дателей, а начата была ассесором Степаном Межениковым. До 1740 года церковь была деревянная с давних времен. В сотной грамоте 1621 года о ней пишется : «Против Никольских ворот каменного города церковь Святого Николы Чудотворца Шухобонского древяна на подклетех верх шатром и с папертью; строение Михаила Спирина».
После построения в 1740-41 годах Николаевская церковь неоднократно была исправляема. Последнее капитальное исправление и улучшение ее, по словам протоиерея М.А. Кострова, происходило в самом начале настоящего столетия, благодаря особенному усердию к ней Нижегородского 1-й гильдии купца Александра Ивановича Костромина, и благодаря заботливости и ревности о благолепии храма настоятеля онаго, протоиерея Василия Иванова. Протоиерей Василий Иванов был настоятелем Николаевского храма с 1783 года по 1811 год. В 1795 году он возведен был в сан протоиерея. (Летопись протоиерея Кострова л 8-9)
О купце А.И.Костромине протоиерей М.А.Костров в своей летописи, со слов, ныне умерших, старожилов купца С,И.Переплетчикова и священнической вдовы Ф.В.Благообразовой, сообщает следующия сведения: Костромин содержал винный откуп и был очень богатый человек. Жил он в собственном каменном доме, против Николаевской церкви на том месте, где ныне стоит дом купца Щелокова. Как старообрядец, Костромин в православные храмы не ходил, доколе промысл Божий не привел его на путь истинный.
Однажды постигла Костромина тяжелая болезнь – паралич. Несколько лет лежал больной в постели, и никакия медицинския средства не помогали ему и не улучшали его здоровья. И вот когда болезнь сильно изнурила его и когда он уже потерял всякую надежду на выздоровление, во сне явилась ему Пресвятая Богородица и сказала, чтобы он, если желает быть здоровым, пригласил к себе в дом причт Николаевской церкви с иконою Боголюбовския Божия Матери; пред этою иконою попросил бы в своем доме отпеть молебен с водосвятием и после того пил бы святую воду. Костромин не послушался Царицы Небесной. Тогда чрез несколько времени во сне же явился ему Святитель Христов Николай и сказал, что если он не исполнит повеления Пресвятой Богородицы, то болезнь его усилится.
После этого видения Костромин обратился к настоятелю Николаевской церкви протоиерею Василию Иванову с просьбою принести в дом его икону Боголюбовския Божия Матери и отпеть молебен с водосвятием. Крайне удивлен был настоятель этой просьбой Костромина; тем не менее, собравши других членов причта, отправился в храм за иконою Боголюбовския Божия Матери; но такой иконы в храме не оказалось. Ее отыскали наверху свода церкви в числе складывавшихся там разных ветхих и негодных к употреблению церковных вещей. Очистивши от пыли и омывши икону, причт Николаевской церкви отправился с нею в дом Костромина, где и отслужен был молебен с водосвятием. Не могший долгое время без посторонней помощи вставать с постели, Костромин во время молебна стал чувствовать себя лучше, а после молебна в тот же день уже мог без посторонней помощи других встать с постели и ходить, хотя и не твердо. В последующее время здоровье Костромина мало-по малу совершенно, при помощи Божией, поправилось, только осталась слабость небольшая в ногах, заставлявшая его ходить с палкою и в храме во время Богослужения иногда сидеть в особо устроенном кресле. Кресло это доселе хранится в церковной ризнице (Летопись протоиерея Кострова).
Получив чудесное исцеление от болезни, Костромин сделался истинным сыном Православной церкви и во все остальное время своей жизни показывал особое попечение о Николаевском храме. Усердием и иждивением Костромина Николаевская церковь была надстроена, при чем на ней был устроен новый, остающийся доселе, купол; кресты на церкви и колокольне вызолочены. Соответственно возвышению церкви и главный иконостас в ней увеличен на один ярус. В главном алтаре вверху устроено особое помещение для ризницы. Полы в церкви сделаны новые из белого камня. Исправлены и украшены были иконы: Спасителя и Божией Матери по сторонам Царских врат, Боголюбовской Божией Матери за левым клиросом и многия другия. Одним словом, Костромин не жалел средств на устройство и украшение Николаевского храма, постоянно – до самой смерти своей заботясь о его благолепии.

Кроме А.И.Костромина, главного и более всех щедраго радетеля о Николаевском храме, в начале настоящего столетия на удовлетворение нужд этого храма и на его украшение приносили свои жертвы, по мере средств и другие прихожане его, будучи побуждаемы к тому бывшим тогда настоятелем храма протоиереем Василием Ивановым. Памятником заботливости этого протоиерея об устроении и украшении храма могут служить составленныя им два воззвания к прихожанам о пожертвованиях: одно – на покупку колокола и другое – на устройство новых лампад к иконам, подсвечников и т.д. Воззвания сии находятся в настоящее время на хранении в Церковном Древлехранилище при Нижегородской Духовной Семинарии (Оба воззвания написаны на одной тетрадке в два листа синей бумаги, сложенных в четверку. На двух последних страницах тетрадки находятся черновыя заметки, в которых поименованы некоторые предметы. Вновь для церкви устроенные, ил приобретенные, указан вес предметов, стоимость их т д., например: паникадило 125 фунтов, сосуды 4 ф. 35зол. 231-50 (вероятно рубли и копейки), крест большой 181 (?), колокол 141. 22-3963-40 (первые цифры указывают, вероятно, на вес, а последния на цену); в ризе Боголюбской иконы жемчугу крупного 135 (вероятно, зерен), средняго 7984… и т.д. Вверху этих заметок означен год 1802. В один ли год были написаны оба воззвания и приобретены разные предметы для церкви, или в разные годы, - об этом ничего не сказано в тетрадке.

Вот текст первого воззвания:
«Нижняго Нова града Николаевской церкви разнаго звания прихожанамъ и всемъ православнымъ христианамъ».
«О Господе радоватися».
«Всевышний Господь Бог в ветхом завете, чрез возлюбленного раба своего Моисея, завещавая сыном Израилевым о подаянии на сооружение церковное и о приношении всего потребного на украшение, тако подтвердил: да никто же явится тощь предо Мною и ничтоже даяй».
«Повинуясь таковому Божию заповеданию, обещавающему за подаяние в храм Божий великую пользу усердствующим…, многие из благочестивых создали и украсили святыя церкви в вечную себе похвалу, честь и славу… Подражая их ревностии горя усердием к Божией церкви, и мы должны также стараться о благолепии и украшении ея. Но как при всем довольстве церкви нашея, мы против прочих церквей оскудеваем звоном колокольным, который составляет великое украшение и благолепие для церкви, и глас колокольный есть знак гласа Божия, зовущаго нас на славословие; сея ради вины разсудилось нынешнего лета при помощи Божией выменять нам колокол к нашей церкви».
«Тем убо именем святыя Церкви Христовой, всех своих прихожан – христианскою любовию из сокрушения сердечнаго чрез сие приглашая, прошу и молю тепле Николаевской церкви настоятель протоиерей с братиею в сем благом и богоугодном намерении нас подкрепить, и, елико кто возможет, подати , вспоможение от своих праведных трудов, щедрот и достояния, в славу имени Господа нашего Иисуса Христа,Который да благословит начинание сие наше, и да подаст вам, яко доброхотным дателям, радость, мир о Дусе Святе и единение веры, щедроты же дателей да восприимет в пренебесный свой жертвенники обымет тем же благоволением, им же прославил есть две лепте, вдовицею положенныя в корван, и наградит всех вас вместо земных небесными, вместо тленных нетленными и вместо временных вечными благами. Аминь».

Второе воззвание есть сокращение перваго. Начало и конкц обоих воззваний буквально одни и теже; только в середине втораго воззвания предметом пожертвований назван не колокол, как в первом, а лампады и подсвечники: «при помощи Божией разсудилось нынешняго лета выменять нам к местным образам новыя лампады, также и подсвешники, а старыя по обветшалости променить, ибо ветхость не есть благолепие и украшение церкви».
На следующих страницах после обоих воззваний вверху (в заголовок) написано: «Господи благослови», и затемидут собственноручныя записи жертвователей с обозначением суммы. Большая часть жертвователей не называют себя по именам и фамилиям, а просто пишут: «дано 25 рублей»; «подано на колокол 10 рублей» и под. В числе написавших свои имена жертвователей на колокол, прежде всего находятся все члены причта, именно: протоиерей Василий Иванов – 20 руб.,
диакон Иван Михайлов – 10 руб.,
дьячек Петр Григорьев – 5 руб.
пономарь Петр Васильев – 10 руб.;
затем церковный староста Михаил Осипов – 30 руб.
и некоторые из светских прихожан, в их числе:
Костромин – 100 руб.,
генеральша Авдотья Андреевна Запольская – 25 руб.,
Котельников – 50 руб. и друг…
Протоиерей Василий Иванов, при котором происходило капитальное исправление Николаевского храма и который своими воззваниями, трудами и материальными жертвами немало способствовал устройству и украшению храма, скончался в феврале 1811 года.
Главный же жертвователь на Николаевский храм, купец А.И.Костромин помер 7 января 1829 года, на 79 году от рождения. Радея о храме, Костромин не забывал и причта. Пред своею смертию он пожертвовал 10 000 рублей ассигнациями на устройство, для помещения причта, двух домов, которые после смерти Костромина и были выстроены.

В.Б.
---
Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев,Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд)
Волга252

Нижний Новгород
Сообщений: 98
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 42
Perrula, очень интересно, в память о вашем двоюродном 5-прадеде протоиерее Василии Ивановиче Зеленецком даже получилось, и в память купца Костромина - а он близок мне - так как его род из слободы Печер, откуда и мои корни.

Еще дополню немного:
В 1997 году на Театральной площади в Нижнем Новгороде после сноса бывшей гостиницы Москва обнаружилось древнее захоронение. По информации пресс-службы Нижегородской митрополии, захоронение относилось к кладбищу при Никольской Верхне-Посадской церкви. Среди погребенных жителей были и участники Нижегородского ополчения 1612 года. Строительство было приостановлено по требованию Нижегородской епархии и только в 2010 году продолжено уже другой компанией. Найденные останки передали на хранение в Нижегородскую епархию. Потом было много всего интересно по-поводу этих останков, среди которых возможно были и наши предки. Например, нашли при археологических раскопках на этом захоронении женский головной убор ВОЛОСНИК, причем оказывается это довольно-таки редкая находка.
И вот, 24 октября 2014 г. состоялось торжественное перезахоронение останков нижегородцев, найденных в конце 1990-х годах во время строительства отеля на месте гостиницы «Москва» на Театральной площади в Нижнем Новгороде. Их торжественного погребли в храме-часовне в честь святителя Николая Чудотворца, заложенного 2013 г прошлом году в память о разрушенной святыне.
25.10.2014 Торжественная панихида прошла в новом храме-часовне в честь святителя Николая Чудотворца, выстроенном на месте старого Никольского Верхнепосадского храма, уничтоженного в прошлом столетии.

Фото: новый храм-часовня, отстроенный у (на) места уничтоженного Никольского Верхнепосадского храма, освященного так же в честь Николая Чудотворца, его хорошо видно с Зеленского съезда.

Можно почитать доп здесь:
http://www.nn.ru/news/society/...novgorode/
ЗАХОРОНЕНИЯ: http://andykot.livejournal.com/8232.html ..
Открытие мемориальной доски по случаю перезахоронения останков нижегородцев,
обнаруженных на месте снесенного здания гостиницы «Москва» на Театральной площади: http://www.nne.ru/news.php?id=349241
ВОЛОСНИК: http://www.narodko.ru/article/...y_Novgorod
Новый храм-часовня: http://www.nne.ru/news.php?id=349431 . http://nntv.tv/?id=104821 .
Купец Костромин – род принадлежал к крестьянам Печерского Вознесенского монастыря: http://нижнийновгород.рф/references/mayor/kostromin.htm
http://milutkin.livejournal.com/54286.html
дом Костромина на ул.Б.Покровской: http://milutkin.livejournal.com/54286.html

Прикрепленный файл: Gorodgorky.ru.jpg
---
Фамилии в роду: Недошивины, Кувыкины, Телеховы, Шкеневы-Оникины, Горбуновы, Созоновы, Кожевниковы, Китаевы-Корезины, Курановы, Фарафоновы, Волковы, Пипины, Деулины,
Волга252

Нижний Новгород
Сообщений: 98
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 42
Perrula, про икону Божией Матери Боголюбовской, о которой вы написали, и после молебне перед которой стал исцеляться купец Костромин, что известно, сохранилась ли эта икона? М.б. у вас уже есть сведения о ней - а специально конечно искать эти сведения для ответа - большой труд, извините тогда за вопрос.
---
Фамилии в роду: Недошивины, Кувыкины, Телеховы, Шкеневы-Оникины, Горбуновы, Созоновы, Кожевниковы, Китаевы-Корезины, Курановы, Фарафоновы, Волковы, Пипины, Деулины,
Perrula
Модератор раздела

Perrula

Пермь
Сообщений: 2437
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 771
Галина, про судьбу Боголюбскую икону из Николаевской церкви мне ничего не удалось найти ((

Но вот такое попалось:
Путеводитель по святыням и церковным достопримечательностям г. Н. Новгорода. Сост.: протоиерей М. Добровольский, Н.Н., 1912, стр. III – V, 88 -90.

13. НИКОЛАЕВСКАЯ ВЕРХНЕПОСАДСКАЯ ЦЕРКОВЬ. На Большой Покровской (главной) улице города находятся две церкви – Николаевская и Покровская. На месте нынешней Николаевской церкви первоначально стояла деревянная церковь во имя Святителя Николая, о которой в Сотной грамоте сказано, что она была «устроена на подклетех, и с папертью». В 1740-41 г.г. вместо нее, вероятно сгоревшей в один из пожаров, построена была каменная церковь тщанием прихожан и доброхотных жертвователей, при участии в этом деле асессора Ст. Меженинова. Но так как эта церковь была небольшая и малопоместительная для прихожан, то рано или поздно эта нужда должна была повести ко многим перестройкам и переделкам. К этим перестройкам, совершенно изменившим и внешний вид старой Николаевской церкви, и приступлено было с началом прошедшего столетия. В первой четверти XIX века богатым откупщиком А.И. Костроминым, обратившимся из раскола в православие после совершившегося над ним чуда, исцеления от тяжкой болезни при помощи Боголюбской иконы Божией Матери, почти совершенно был перестроен главный храм Николаевской церкви. На его средства стены храма были надстроены и на них выведен был нынешний высокий купол, а внутри на целый ярус увеличен иконостас. После того, около половины минувшего столетия, на средства прихожан – генерала Махотина с супругой и купцов Щукиных была построена нынешняя трапеза. Потом церковь была неоднократно подновляема и внутри усердием прихожан-жертвователей, при чем стены её были отделаны под мрамор, и весь иконостас вызолочен. В нынешней церкви, хотя и носящей древнее название Николаевской, главный престол устроен уже в честь Тихвинской иконы Божией Матери, а святителю Николаю посвящён правый придел в трапезной церкви; левый – устроен во имя Преподобного Алексия Человека Божия. К числу достопримечательностей церкви относится старинный иконостас, весь украшенный искусною резьбою; в нем иконы греческого письма высокой работы. Из икон Николаевской церкви особенно замечательная упомянутая Боголюбская икона Божией Матери, от которой, как уже сказано, получил исцеление живший близ церкви богатый купец А.И. Костромин, обратившийся вследствие этого из раскола в православие и сделавшийся потом усердным прихожанином и благоукрасителем Николаевского храма; в благодарность за своё исцеление Костромин украсил сию икону богатой ризой. Близ Николаевской церкви, на Бол. Покровской улице, находится часовня, устроенная в русско-византийском стиле с пятью главами в 1887 году; в ней в числе других икон находится древний и весьма чтимый образ Св. Николая Мирликийского.

Источник: http://freeref.ru/wievjob.php?id=241038
---
Ищу сведения о фамилиях: Раев, Зеленецкий, Боде, Злыгостев (Сарапул), Юминов (Сарапул), Кармен, Шамшурин (Сарапульский уезд) , Хмельницкий, Баясов,Снигирев,Шамко (Минская губ.), Лысёнок (или Лысенков )(Могилевская губ. Оршанский уезд)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 16 17 18 19  20 21 22 23 24 25 Вперед →
Модератор: Perrula
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник perrula » Церкви нижегородской епархии (галерея) [тема №43718]
Вверх ⇈