Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогический форум ВГД

На сайте ВГД собираются люди из многих городов и стран, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!

Генеалогический форум ВГД »   Дневники участников »   Дневник Zabellisa »   Альманах »   Генеалогия мифов и сказок
RSS


Генеалогия мифов и сказок

околонаучные размышления и догадки


<<Назад  Вперед>>Страницы: 1 2 3 4 5 [ >>>>>> ]
Zabellisa
Администратор
следопыт

Zabellisa

Москва
Сообщений: 12057
Регистрация: 2003
Рейтинг: 6198 


В предверии Нового года, хочется узнать, а кто же такой на самом деле Дед Мороз? Эта тема уже поднималась на форуме в начале этого года - , но вопрос остался открытым....а хочется все же докопаться до корня могучего ;)

Кто его предки, раз уж мы занимаемя своимии корешками, почему бы не заняться и сказочно-мифологическими персонажами?
Тем более по поговорке, сказка ложь, да в ней намек....а вдруг там скрыто что-то такое....

Итак, начнем с Деда Мороза, вот составила дайджест по материалам из интернета, чтобы все же понять - кто он?

Есть множество способов охарактеризовать человека.
Один из самых верных - узнать, что ему больше нравится: делать подарки или принимать их.
В этом плане Дед Мороз - уникальный персонаж. Его деятельность чиста и бескорыстна, моралей он не читает, жизни не учит - без затей, не заглядывая в личное дело, исполняет желания. Взамен он не требует ничего, даже взаймы не просит.

Метафизическая сущность Деда Мороза не менее загадочна, чем у других персонажей русского фольклора - Курочки Рябы, Иванушки, Кощея Бессмертного и Бабы-Яги.
Западный аналог Деда Мороза - Санта- Клаус. Но он имеет христианские корни, наш старик - безбожник. Он легко переметнулся с юлианского календаря на григорианский, чего православная церковь сделать не решается, порождая в умах страшную путаницу. Мыслимое ли дело - обрезание Господне, то бишь Новый год, мы празднуем до Рождества.
В Италии хранятся вывезенные крестоносцами из Малой Азии мощи Святого Николая, но русская история всегда сокрыта во мраке, правды не имеет. Корни Деда Мороза вызывают не меньше споров, чем генеалогия Рюриков.

Возможно, кто-то удивится, но отечественный Дед Мороз никогда не состоял в родстве ни с христианскими святыми, ни с американскими Сантами.
Генеалогическое древо Деда Мороза уходит корнями в самое что ни на есть дремучее идолопоклонство.
Славянский фольклор наградил этого неласкового зимнего духа множеством прозвищ – Зимник, Трескунец, Морозко, Студенец, Карачун. Сначала никаким альтруизмом сей персонаж не страдал, святостью не отличался – морозил людишек почём зря и подарков, естественно, не дарил. Наоборот, его задабривали.
Накануне Рождества выходили на порог с ложкой киселя или кутьи и кричали: «Мороз, Зазимье! Приходи кисель есть; Мороз, Холодрыга! Не бей наш овёс (или другое какое-нибудь посевное растение)!».

В общем, как понимаете, дядькой он был суровым, холодным и даже от его застывшей любви веяло смертью. Лучше всего этот образ оказался запечатлен в поэме Н. Некрасова «Мороз Красный Нос».
«…Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи -
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.

Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?

Идет – по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде…»

А теперь чуть далее:
«…Люблю я в глубоких могилах
Покойников в иней рядить,
И кровь вымораживать в жилах,
И мозг в голове леденить.

Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро;
Я царство мое убираю
В алмазы, жемчуг, серебро.

Войди в мое царство со мною
И будь ты царицею в нем!
Поцарствуем славно зимою,
А летом глубоко уснем».

Не стоит, наверное, говорить, что в детские сборники и хрестоматии попал именно первый отрывок, где Мороз выглядит солидным воеводой и волшебником без всяких там криминально-некрофильских замашек.
Начал смягчаться образ Деда Мороза и в сказках. Уже в народной сказке «Морозко» этот седобородый старик, хоть и издевается над одинокими девицами, устраивая им тест на морозостойкость, в итоге за терпение и вежливость вознаграждает, а за грубость – наказывает (наказание, правда, опять-таки чересчур уж строгое). Как говорится: «Строгий, но справедливый».

В 1840 г. князь В. Одоевский публикует еще одну этапную сказку – «Мороз Иванович». В ней образ нашего героя подвергается дальнейшей трансформации. Здесь снова участвуют две девицы-антагонистки, но события развиваются не в зимнем лесу, а на дне студеного колодца. Первая девица лезет в этот колодец за упавшим ведром, а в результате встречает там Мороза Ивановича – статного дедушку с белой бородой («Тряхнет головой – иней сыплется»). Живет дед в ледяном дворце, а спит на снежных перинах. Гостью он подарками одаривает, но не за красивые глаза и даже не за вежливость, а за добротное исполнение хозяйственных работ. Ленивая девица хоть подарков и не получает, но, в отличие от героини Морозко, домой добирается живой и невредимой.
Пока из грозного зимнего «терминатора» постепенно выкристаллизовался добрый дедушка, прошло немало лет. А к этому времени и новогодняя елка подоспела.
Дело в том, что хотя Петр I и повелел в 1699 г. царской волей «счислять» новый год с 1 января и украшать дома елками, народ это нововведение принял не сразу. Сначала елочные торжества устраивали иностранцы, в основном немцы, а потом как-то и наши втянулись.
Только в 1852 году в Петербурге была установлена первая публичная елка! Не удивительно, что на роль того, кто стоит под елкой и дарит подарки сначала претендовали западные персонажи – от дедушки Николая до немецкого старого Рупхерта. Вскоре святые и немцы отпали, и остался рядом с елкой наш человек – «истинный славянин с нордическим характером». Достойную конкуренцию ему составляли лишь рождественские ангелочки. Впрочем, всероссийскую популярность Дед Мороз завоевал не сразу, оставаясь в начале ХХ в. участником только городских торжеств. Сельское население справляло Рождество по старинке, ограничиваясь церковью и колядками....

Островский написал "Снегурочку", где Морозу в жены приписал Весну, а в дочери саму Снегурку, почему же все тогда называют ее внучкой?
А ведь странно, откуда у престарелого и неженатого Деда Мороза появилась сразу взрослая спутница-внучка. Детей это интересует мало, но взрослые могли бы задуматься о двусмысленности такого тандема... :shocked


и еще 18 ноября в России официально отмечают день рождения Деда Мороза.

Каков возраст зимнего волшебника - доподлинно неизвестно, но точно, что более 2000 лет. Дату рождения Деда Мороза придумали дети, поскольку именно 18 ноября на его вотчине - в Великом Устюге - в свои права вступает настоящая зима, и ударяют морозы.

Особенно тщательно к этому празднику готовятся на родине именинника. В этот день открывают специальный почтовый ящик, в который можно опустить поздравление для Деда Мороза. Этой возможностью с удовольствием пользуются и местные детишки, и приезжие туристы.

Поздравить сказочного именинника приезжают его многочисленные родственники - Санта-Клаус из Финляндии, Чисхан - якутский Дед Мороз, карельский Паккайне, зимний сказочник Микулаш из Чехии, Снегурочка из Костромы, а также официальные делегации из Вологды, Москвы, Нижнего Новгорода и многих других городов. А помощники Деда Мороза каждый год ему в подарок готовят новый костюм.
Остается открытым вопрос - кто же родители ?

---
С просьбами о поиске и по темам форума в личку обращаться НЕ НАДО!
Платным архивным поиском не занимаюсь
дневник Zabellisa
Мурзилка
Долгожитель форума

Мурзилка

Сообщений: 3800
Регистрация: 2009
Рейтинг: 908 

Вообще-то в нашем Деде Морозе мне нравится его семейственность.
Единственная страна, где Дед приходит в дом не в компании гномов и всяких там лиц мужеского полу, а со Снегурочкой-красавицей, внучкой. Что является явным признаком его традиционной сексуальной ориентации.
и каждый год появляется с ним новый мальчик - новорожденный Новый Годик. Демографические проблемы, похоже, в семействе Деда Мороза, решаются положительно
Мурзилка
Долгожитель форума

Мурзилка

Сообщений: 3800
Регистрация: 2009
Рейтинг: 908 

И перескажу одну околонаучную версию.
Мол, давным давно в незапамятные времена на Северном полюсе высадилась какая-то внеземная экспедиция. Жить могли только при очень низких температуах, но желание участвовать в совершенствовании земной цивилизации имели и даже чувствовали свою ответственность за все происходящее.
Высадились, посмотрели, что далеко землянам до достижений их внеземной цивилизации и решили что-то с этим делать.
Поскольку членов экспедиции было мало, то охватить большие пространства не могли. И тогда снарядили они сани с подарками. Ну, самым необходимым, по их мнению, для начала окультуривания Земли.
Так родилась добрая традиция этой внеземной цивилизации: появляться в северных странах с подарками - которых ждали целый год, чтобы двигаться к прогрессу.
А наивные земляне, увидев космических прицельцев в их красных скафандрах, огромного роста, с подарками, стали думать, что счастье сие будет продолжаться до бесконечности. И стали загадывать желания: чего бы такого пожелать, чтобы этот великан в следующие морозы принес им?
Подкинул он им идею колеса. Понравилась. Научил плавить из камней метал - радости не было предела.
Появлялся он из лесов, которых в древности было тьма-тьмущая, так стали елки в домах ставить, чтобы на мороз не выбегать. Мол, вдруг увидит в пещере елку и заблудится к ним на дом прям с подарками.
Вот пробовал им инженерные мысли подкидывать - типа самолетов, автомобилей, - так не поняли. Уселись на ковры да печки, дожидаясь исполнения желаний. Лампы подарил, так когда керосин закончился, стали тереть их до блеска. Потом додумались, наконец, совместить лампу с печкой и вместо паровоза изобрели самовар для начала. И сидят в морозы, чайком балуются, бублтками, которые те , подаренные, колеса напоминают, едят.
И стало это называться традициями. И дошло до наших дней.
valcha
Долгожитель форума
Не историк! Просто diletto к истории имею.

valcha


Сообщений: 24358
Регистрация: 2006
Рейтинг: 11680 

История Деда Мороза
Мороз (Морозко, Трескун, Студенец) – славянское божество, повелитель зимнего холода. Мороз – сын Мары-смерти и мудрого Велеса. Древние славяне представляли его в образе низенького старичка с длинной седой бородою. Его дыхание – сильная стужа. Его слёзы – сосульки. Иней – замерзшие слова. А волосы – снежные облака. Супруга Мороза – сама Зима. Помощники – Мароссы (Трескуны). Зимой Мороз бегает по полям, лесам, улицам и стучит своим посохом. От этого стука трескучие морозы сковывают реки, ручьи, лужи льдами. А если он ударит посохом об угол избы – непременно бревно треснет. Очень не любит Морозко тех, кто дрожит и жалуется на стужу. А бодрым и весёлым дарует крепость телесную и жаркий румянец. С ноября по март Мороз так силён, что даже солнце перед ним робеет.
Дед Мороз первоначально был злым и жестоким языческим божеством, Великим Старцем Севера, повелителем ледяного холода и пурги, морозившим людей, это нашло отражение в поэме Некрасова «Мороз — Красный нос», где Мороз убивает в лесу бедную молодую крестьянскую вдову, оставляя сиротами её малолетних ребятишек. Дед Мороз впервые появился на Рождество в 1910 году , однако не приобрёл широкого распространения. В советское время был распространён новый имидж: он являлся детям под Новый год и дарил подарки; этот образ создан советскими кинематографистами в 1930-х годах. В декабре 1935 года соратник Сталина, член Президиума ЦИК СССР Павел Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года. В Харькове был организован детский новогодний утренник.
На праздник приходит с внучкой — Снегурочкой. Собирательный образ Деда Мороза построен по мотивам агиографии Святого Николая, а также описаний древнеславянских божеств Позвизда, Зимника и Корочуна.
Своеобразный характер языческих божеств обусловил первоначальное поведение Деда Мороза — поначалу он собирал жертвоприношения — воровал детей и уносил их в мешке. Однако со временем — как это часто бывает — всё стало «с ног на голову», и под влиянием православных традиций Дед Мороз подобрел и стал уже сам одаривать детишек. Дед Мороз стал символом праздника Нового Года, постепенно заменившего наиболее любимый (особенно детьми) в дореволюционной России праздник Рождества Христова.
Отношение Русской Православной церкви к Деду Морозу неоднозначное, с одной стороны как к языческому божеству и волшебнику, а значит противоречащему христианскому учению, а с другой стороны, как к русской культурной традиции. В 2001 году епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан (Лазаренко) заявил, что РПЦ поддержит проект «Великий Устюг — Родина Деда Мороза», только если Дед Мороз примет крещение (?)
По инициативе мэра Москвы Юрия Лужкова в Вологодской области с 1999 года действует туристский проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза».
Аналоги Деда Мороза в национальных регионах России и в других странах
В разных странах и у разных народов существуют свои новогодние и рождественские персонажи — аналоги русского Деда Мороза.
У многих народов России имеется «свой» Дед Мороз. Например, у карел его зовут Паккайне, что в переводе с карельского языка означает «Морозец». Паккайне молодой, его день рождения — 1 декабря.
В США, Канаде, Великобритании и странах Западной Европы его зовут Санта-Клаус. Он одет в красную курточку, отороченную белым мехом и в красные шаровары. На голове — красный колпак.
В Финляндии новогоднего деда зовут Йоулупукки. Он носит высокую конусообразную шапку, длинные волосы и красную одежду. Его окружают гномы в островерхих шапочках и накидках, отороченных белым мехом.
А в Эстонии Деда Мороза зовут Йыулувана и он похож на своего финского родственника.
В Швеции два Деда Мороза: сутулый дед с шишковатым носом — Юлтомтен и карлик Юлниссаар. И тот, и другой под Новый год ходят по домам и оставляют подарки на подоконниках.
Во Франции тоже два Деда Мороза. Одного зовут Пэр-Ноэль, что означает Отец Рождество. Он добрый и приносит детям в корзине подарки. Второго зовут Шаланд (Chalande). Этот бородатый старик носит меховую шапку и теплый дорожный плащ. В его корзине спрятаны розги для непослушных и ленивых детей.
На Кипре Деда Мороза зовут Василий.
В Италии к детям приходит старушка Бефана (La Befana). В новогоднюю ночь она прилетает в дома через дымоход и приносит хорошим детям подарки, а непослушным достается только зола.
В Стране Басков Деда Мороза зовут Олентцеро. Он одет в национальную домотканную одежду и носит с собой фляжку хорошего испанского вина.
В Румынии «снежного дедушку» зовут Мош Крэчун (Moş Crăciun). Он очень похож на нашего Деда Мороза.
В Монголии Дед Мороз похож на пастуха. Он одет в мохнатую шубу и большую лисью шапку. На боку у него табакерка, кремень и огниво, а в руках — длинный кнут.
В Узбекистане его зовут Корбобо (Qorbobo дословно "Снежный Дед"). Он одет в полосатый халат и красную тюбетейку. В кишлаки Корбобо въезжает на ослике, навьюченном мешками с новогодними подарками.
В мусульманские страны в начале мая приходит с подарками свой старичок по имени Хызыр Ильяс. Носит он красный колпак, обвитый зеленым шарфом и зеленый халат, на котором вышиты цветы.

В Молдавии, как и в Румынии, Деда Мороза называют Мош Крэчун (Moş Crăciun).


---
С просьбами об архивном поиске в личку обращаться НЕ НАДО!
митоГаплогруппа H1b
Дневник
valcha
Долгожитель форума
Не историк! Просто diletto к истории имею.

valcha


Сообщений: 24358
Регистрация: 2006
Рейтинг: 11680 

Елена Душечкина

Снегурочка прочно связана с Дедом Морозом как родственной связью (она его внучка), так и сюжетной: появляясь на празднике одновременно (или почти одновременно), они приводят с собой лесных зверей, развлекают детей, приносят им подарки. Будучи помощницей Деда Мороза, Снегурочка способствует установлению контакта между Дедом Морозом и детьми. Дети заранее знают об их приходе на елку, однако вопросы о месте нахождения Снегурочки в другое время, о ее родителях, о том, почему она не стареет (в чем секрет ее вечной молодости), их обычно не беспокоят…
Восстанавливая историю формирования образа Снегурочки как литературной героини и как мифологического персонажа, обратимся к его источникам.
Если одним из прообразов (хотя и не единственным) Деда Мороза явился восточнославянский обрядовый Мороз, то образа Снегурочки в русском народном обряде не зафиксировано. Отсутствует она (в отличие от Леля) и в искусственно сконструированной мифологии ХVIII века. Однако в фольклоре образ Снегурки есть: он известен по народной сказке о сделанной из снега и ожившей девочке. Эта снежная девочка летом идет с подружками в лес по ягоды и либо теряется в лесу (и в этом случае ее спасают звери, привезя ее на себе домой), либо тает, прыгая через костер (по всей видимости, купальский). Последний вариант более показателен и, скорее всего, является исходным. В нем нашел отражение миф о природных духах, погибающих при смене сезона (рожденное зимой из снега существо при наступлении лета тает, превращаясь в облачко). Здесь обнаруживается связь с календарным (купальским) обрядом прыганья через костер, который является инициационным (в этот момент девочка превращается в девушку). Снегурочка как сезонный (зимний) персонаж погибает с приходом лета…
Варианты сказок о Снегурке были проанализированы А. Н. Афанасьевым с точки зрения «метеорологического мифа» в вышедшем в 1867 году втором томе его «Поэтических воззрений славян на природу». Именно под влиянием концепции Афанасьева у Островского тогда же возникает замысел «весенней сказки». Этот замысел был реализован в 1873 году; вскоре пьеса была напечатана в«Вестнике Европы» и поставлена в Большом театре. Современниками она была воспринята с недоумением и непониманием: Островскому не поверили, «Снегурочку» критиковали в печати, над ее текстом издевались…
В 1879 году за создание оперы по пьесе А. Н. Островского берется Н. А. Римский-Корсаков, которому она в первом чтении тоже не понравилась. «…Царство Берендеев показалось мне странным, — вспоминал позже композитор. — В зиму1879–1880 годов я снова прочитал “Снегурочку” и точно прозрел на ее удивительную поэтическую красоту. Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет…» Завершенная в 1881 году и впервые поставленная в 1882 году опера Римского-Корсакова имела громадный успех…
Когда в конце ХIХ — начале ХХ века педагоги и методисты начинают разрабатывать сценарии детского праздника новогодней елки, в него попадают и персонажи из народной сказки о Снегурке, «весенней сказки» Островского, хоры из оперы Римского-Корсакова. Стихотворения и песни о зиме, Новом годе и елке включают в себя персонифицированные образы Мороза (превратившегося постепенно в Деда Мороза), девушки/девочки Снегурочки (превратившейся в его внучку), Зимы, Метели, Снежинок и пр. …
Если образ Деда Мороза успевал оформиться в мифологический персонаж и войти в сценарий детских елок еще до революции, то со Снегурочкой этого не случилось. Возможно, Дед Мороз опередил Снегурочку потому, что у него оказались западноевропейские двойники: дарители елок и подарков (св. Николай, Санта-Клаус, Father Christmas и др.), в то время как Снегурка в этом отношении оказалась уникальной, существующей только в русской культуре. Тщетно было бы искать в западной новогодней и рождественской мифологии ее аналоги. Ни Маланка (участвующая в Галиции, Подолии и Бессарабии 31 декабря в обрядовом действе), ни св. Катерина и св. Люция, в день их тезоименитств выступающие у некоторых европейских народов в роли дарительниц, ни итальянская Бефана, в ночь на Богоявление бросающая детям в башмачки подарки, ничем не напоминают русскую Снегурочку и ни одна из них не имеет мужского «напарника». Женских персонажей, связанных с Новым годом и елкой, на Западе не существует…


---
С просьбами об архивном поиске в личку обращаться НЕ НАДО!
митоГаплогруппа H1b
Дневник
Zabellisa
Администратор
следопыт

Zabellisa

Москва
Сообщений: 12057
Регистрация: 2003
Рейтинг: 6198 



Замечательно, добрались-таки до родителей

значит выводим - Мороз – сын Мары-смерти и мудрого Велеса

Супруга Мороза – сама Зима.

Снегурочка все же внучка, но тогда кто ее родители? Если брать Островского - мать Весна, кто отец?

---
С просьбами о поиске и по темам форума в личку обращаться НЕ НАДО!
Платным архивным поиском не занимаюсь
дневник Zabellisa
ОВЧ
Долгожитель форума
Ассоциированный член РДС

ОВЧ

г. Москва
Сообщений: 12192
Регистрация: 2007
Рейтинг: 3429 



Весна










Снегурочка. В. Васнецов

Прикрепленный файл Снегурочка.jpg
---
Все мои личные данные, размещены мною на сайте добровольно и специально для поиска родственников.
Хочу объять необъятное.
ОВЧ
valcha
Долгожитель форума
Не историк! Просто diletto к истории имею.

valcha


Сообщений: 24358
Регистрация: 2006
Рейтинг: 11680 

Zabellisa
Выходит, что ВЕСНА - дочь МОРОЗА и ЗИМЫ у них дочь -СНЕГУРКА.
А ЛЕЛЬ, чей сын? ЯРИЛЫ ( кстати, как его по прозвищу - ЯРИЛ-енко или ЯРИЛов) и ЛАДЫ \ЛЕДЫ?

---
С просьбами об архивном поиске в личку обращаться НЕ НАДО!
митоГаплогруппа H1b
Дневник
Zabellisa
Администратор
следопыт

Zabellisa

Москва
Сообщений: 12057
Регистрация: 2003
Рейтинг: 6198 

valcha


[q]
ВЕСНА - дочь МОРОЗА и ЗИМЫ у них дочь -СНЕГУРКА
[/q]


у них у кого?

---
С просьбами о поиске и по темам форума в личку обращаться НЕ НАДО!
Платным архивным поиском не занимаюсь
дневник Zabellisa
ОВЧ
Долгожитель форума
Ассоциированный член РДС

ОВЧ

г. Москва
Сообщений: 12192
Регистрация: 2007
Рейтинг: 3429 


Да... Это в 20-м веке Дед Мороз резко подобрел... А до 1917 года он считался достаточно свирепым...

Вот детские стишки о нём - просто фильм ужасов :


"Вот идёт старик седой,
Он несёт мешок большой,

Шалунов туда сажает,
А потом в речку бросает

А рыбки в речке тех ребят
Переловят и съедят..".





Прикрепленный файл Мороз.jpg
---
Все мои личные данные, размещены мною на сайте добровольно и специально для поиска родственников.
Хочу объять необъятное.
ОВЧ
<<Назад  Вперед>>Страницы: 1 2 3 4 5 [ >>>>>> ]
Генеалогический форум ВГД »   Дневники участников »   Дневник Zabellisa »   Альманах »   Генеалогия мифов и сказок
RSS

Реклама от YouDo