Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогический форум ВГД

На сайте ВГД собираются люди из многих городов и стран, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!

Генеалогический форум ВГД »   Дневники участников »   Дневник Zabellisa »   Альманах »   Генеалогия мифов и сказок
RSS


Генеалогия мифов и сказок

околонаучные размышления и догадки


<<Назад  Вперед>>[ <<<<< ] Страницы: 1 2 3 4 5 [ >>>>>> ]
Zabellisa
Администратор
следопыт

Zabellisa

Москва
Сообщений: 12056
Регистрация: 2003
Рейтинг: 6196 

valcha

теряюсь в догадках, но осмелюсь предложить 2 варианта - либо Гермес, который по роду своей деятельности должен успевать везде, либо, следуя значению слова "пострел" - Апполон или Эрос

а на самом деле?

---
С просьбами о поиске и по темам форума в личку обращаться НЕ НАДО!
Платным архивным поиском не занимаюсь
дневник Zabellisa
Zabellisa
Администратор
следопыт

Zabellisa

Москва
Сообщений: 12056
Регистрация: 2003
Рейтинг: 6196 

Генеалогическое древо царя Салтана -

Кто такая Бабариха? из "Сказки о царе Салтане"

БАБАРИХА. Бабари (также Бавари) - древнее колено мавров, обитающее в гористой части страны Бабора (сев. Африка). Бабариха - это очевидно прозвище (типа Салтычиха), так как у Пушкина в тексте она идет с большой буквы. И это прозвище образовано от фамилии (имени) мужа - Бабарь.

СЕСТРЫ. Как мы все помним, сказка начинается с мечтаний 3-х девиц "под окном". То, что они сестры - в тексте это показывается прямо: "Говорит ее сестрица", "Третья молвила сестрица". Таким образом, девицы имеют родство. Вопрос - какое это родство? Почему тогда Царицу постоянно унижали?

МАЧЕХА. Раскапывая историю написания Пушкиным сказки, обнаруживаем, что существуют записи семи сказок Арины Родионовны, няни поэта. Одна из этих сказок с небольшими изменениями и превратилась в "Сказку о царе Салтане". В процессе "Мачеха" из сказки Арины Родионовны заменена бабой Бабарихой!

Таким образом, понимаем, что Бабариха - родная мать Поварихи и Ткачихи, а для Царицы (3-ей девицы) она - мачеха. Молодая царица досталась Бабарихе в падчерицы со вторым мужем (о котором в тексте не упоминается). И тогда становится вполне понятно, почему эта троица чинила всяческие препятствия (вспомните классическую "Золушку" и ей подобные).


Теперь еще бы выяснить почему Пушкин называет ее сватьей, про родителей Салтана в сказке ничего нет, т.е. сватьей ей быть по тексту некому
Сватья - мать одного из супругов по отношению к родителям другого супруга, то есть тёща сына или свекровь дочери.
Гвидон принимает (знает) Бабариху, как бабушку со слов матери, вспомним: обратившись в комара, Гвидон хочет укусить Бабариху, но не решается:
"Но жалеет он очей
Старой бабушки своей."
Итак, Баба-Бабариха - это бабушка Гвидона. Но с какой стороны? Казалось бы, слово "баба" указывает на ее простонародное происхождение. То есть, она должна быть матерью трех девиц, которые "под окном пряли поздно вечерком". Но тогда совершенно неясна мотивация ее поступков. Зачем ей интриговать против собственной дочери и внука? После их заточения в бочку и якобы утопления в море положение бывшей тещи царя при дворе становится достаточно шатким. Поэтому она должна была быть заинтересована в их благополучном пребывании при дворе. А если она мачеха, как писалось выше, то устранив падчерицу, у нее появляется шанс пристроить за царя одну из дочерей и тем самым усилить свое влияние при дворе.
Какие соображения по этому поводу могут быть еще???

---
С просьбами о поиске и по темам форума в личку обращаться НЕ НАДО!
Платным архивным поиском не занимаюсь
дневник Zabellisa
milira
Долгожитель форума



Сообщений: 3034
Регистрация: 2009
Рейтинг: 1167 

Zabellisa


Я читала ранее, что бабушкой ранее называли не только кровную родственницу, а возможно даже и кормилицу. Либо это любая родственница преклонных лет.
Zabellisa
Администратор
следопыт

Zabellisa

Москва
Сообщений: 12056
Регистрация: 2003
Рейтинг: 6196 


milira написал:
[q]
а возможно даже и кормилицу.
[/q]


есть такое, но кормилица не была сватьей.

А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Извести ее хотят...

и еще
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы.
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха

А может Бабариха была матерью Салтана? Но тогда не понятно, почему она так тесно "сотрудничала" с сестрами? Так что, вероятнее всего, что она приходится мачехой царице.
milira
Долгожитель форума



Сообщений: 3034
Регистрация: 2009
Рейтинг: 1167 

Zabellisa

Бабариха могла быть и тещей Солтана...

Мать его первой жены...
valcha
Долгожитель форума
Не историк! Просто diletto к истории имею.

valcha


Сообщений: 24357
Регистрация: 2006
Рейтинг: 11678 


milira написал:
[q]
Так что, вероятнее всего, что она приходится мачехой царице.
[/q]


Если Бабариха - мачеха царицы, то почему Гвидон считает ее своей бабушкой?


Zabellisa написал:
[q]
Гвидон хочет укусить Бабариху, но не решается:
"Но жалеет он очей
Старой бабушки своей." Итак, Баба-Бабариха - это бабушка Гвидона
[/q]


Я б, на месте Гвидона, за бочку и пр. обязательно мачеху матери укусила... слегка ;)

Или
Бабариха оженила на себе отца Царицы. Или старика татарина Бабая (дедушку) уже с внучкой - будущей царицей.

Бабарь, Бабарыка, Баборыка, Бабур - как женщина, женоподобный; баба; или - с женскими качествами, например, «бабура» - болтун. Бабурой дразнили человека, не умеющего сдержаться и выбалтывающего любую чужую тайну, или просто надоедливого говоруна (на юге, ближе к морю :lol: так назывался мотылек).

---
С просьбами об архивном поиске в личку обращаться НЕ НАДО!
митоГаплогруппа H1b
Дневник
valcha
Долгожитель форума
Не историк! Просто diletto к истории имею.

valcha


Сообщений: 24357
Регистрация: 2006
Рейтинг: 11678 


воспроизведу тезисно все известные мне утверждения в отношении сватьей бабы, представляющие какой-то интерес.

"Бабариха" не придумано Пушкиным. Она изредка встречается в литературе вплоть до XIX века.
Значение примерно то же, что в "Сказке". Вредноватая старушка.

Происхождение иногда связывают с "варвар", но вряд ли.

Бабариха - от собственного якобы украинского имени Бабар, то ли тюркского, то ли иранского происхождения, которое рассматривают как фонетический фариант слов бабр, бабур - тигр. Вряд ли. Имя такое, если и существовало, то было редчайшим.

Весьма вероятно, что "Бабариха"- фонетический вариант нецерковного имени-прозвища Боборыка, от основы, означающей рыбу с большой головой.

Другой вариант связывают с "бобылиха", но это возможно только в переносном значении, всё-таки у неё, похоже, были дети. А вот диалектное "боболиха" - неряшливая, грязная старушка - вполне подойдёт.

Вышеприведенная версия Суперанской. Никаких обоснований автор не приводит. Сомнительно.

Известный "грамотный" форумчанин adada связал "бабариха" с гипотетическим баба+арь/арка, каковым словом могли бы называть повитуху. Крайне сомнительно.

Кстати о детях. "Сватья баба" и "но жалеет он очей//старой бабушки своей" заставляют ломать голову не одно поколение доморощенных и вполне маститых серьёзных исследователей. Поэтому "до кучи" даю известные соображения, включая взаимоисключающие и даже внутренне противоречивые.

Бабушка - не обязательно кровная родственница во втором колене. Но если она, то помимо прямого значения "бабка по отцу или матери" (она вероятно и была бы "бабкой") может быть просто любой престарелой родственницей.

"Своей" здесь не добавляет ясности. Такую родственницу тоже могли назвать "своей".
Бабушка - ещё и мать или бабка кормилицы.

Сватья - совсем не "сваха". Это мать одного из супругов по отношению к родителям другого. Сейчас эти значения сильно смешались, у "сватьи" появилось второе, просторечно-разговорное значение "сваха" и наоборот. Но во времена Пушкина, похоже, до этого было ещё ой как далеко.

"Сватья баба" даёт абсолютный простор для домыслов. От полного синонима "сватьи" или жены свата (в обоих значениях: отец супруга сына или дочери или лицо, занимающееся сватовством), до "сватьи" во втором или даже третьем поколении, т.е. матери или бабушки сватьи.

Самое вкусное: анализ пушкинского текста. Даю только одну версию, наиболее для меня убедительную. Копирайты частично мои, остальное - выжимка из разных источников.

Сватья" баба всегда поминается в связи и близости двух неудавшихся царских невест, приставленных высочайшей волей к холстам и борщам. Логично предположить, что она их мать (или менее вероятно - другая родственница). Тем более, что размякший монарх под конец отпускает всех трёх восвояси. Это вполне согласуется с версией, что "сватья баба" доводится Гвидону родной бабкой. А вот Салтану этот персонаж приходится... тёщей. Что многое, конечно, объясняет, но только не странную нелюбовь старухи к одной из своих дочерей, да ещё так высоко взлетевшей.

Вариант Золушки или "стариковой дочки" тут не проходит, мы приняли, что Гвидону-то она - родная бабка. Так, может, всё-таки не совсем родная?

"Бабушкой" ей это быть не помешает. Бабушка - вообще любая престарелая родственница. А вот "сватья баба" плохо объяснима. Русские семейные термины позволяют не различать точного родства супруга по отношению к семье другого (сравните: "зять" и "невестка" употребимо по отношению ко всей семье супруга). А вот для обратных отношений всё очень регламентировано. Всякие шурины-золовки-свояченицы жестко привязаны к конкретному свойственнику (родственнику из семьи супруга).

Сестру или тётку родителя супруга вряд ли назовут тем же термином, что и жену этого родителя. Всё-таки баба - жена. Но чья?

И тут возникает совершенно невероятное на первый взляд предположение. А не мать ли она первой, вероятно умершей, жены Салтана? Салтану она приходится экс-тёщей, Гвидону - этакой "внучатой мачехой" (вполне себе бабкой), по отношению к молодой царице совмещает роли свекрови и мачехи. Хуже, как говорится, быть не может, потому что некуда.
И термин "сватья баба" очень даже хорошо ложится в этот ряд. После смерти гипотетической первой жены Салтана, экс-тёща ему никто более. Только жена бывшего свата его, Салтанова, отца. В момент той, первой, свадьбы - ещё, видимо, царствующего монарха. Семьдесят седьмая вода на киселе, а не бросишь.

Сложновато, конечно, для стилизации простой крестьянской сказки, но чего только у Пушкина не бывает.
Но почему Пушкин ни словом о том не обмолвился?


Выскажу совершенно уж крамольное предположение. Вся эта сказочная канитель Бабарихи и Салтана сильно смахивает на постоянные сплетни вокруг Императорской семьи, начиная с непростых отношений Екатерины и Павла.
Гвидон же вполне годится на роль Александра Благословенного, Царица - любимой народом Вдовствующей Императрицы Марии Фёдоровны (жены, потом - вдовы Павла).
Все гипотетические "прототипы" этой истории к моменту написания сказки уже отошли в лучший мир, но память общества была сильнее. И общество вполне могло понять невиннейшую добрую сказку как карикатуру, к чему Пушкин, понятно, отнюдь не стремился. Некоторые совершенно явные и даже вопиющие нестыковки могли объяснить сознательным туманом автора.
А уж указание, что Гвидон - не родной внук Бабарихи, отмело бы последние сомнения. Ибо оно, это самое консервативное общество первых лет царствования Николая вполне позволяло себе почти открыто сомневаться в биологическом родстве как Павла, так и Александра со своими венценосными "отцами". Величайший из скандалов был бы обеспечен.

Во избежание недоразумений уточню, что не претендую на копирайты в отношении всех высказанных соображений. Но подозреваю, что я был первоисточником многого из высказанного, впоследствии разошедшегося по инету.


---
С просьбами об архивном поиске в личку обращаться НЕ НАДО!
митоГаплогруппа H1b
Дневник
valcha
Долгожитель форума
Не историк! Просто diletto к истории имею.

valcha


Сообщений: 24357
Регистрация: 2006
Рейтинг: 11678 

И еще вариант.



Где Бабариха - мать Салтана и строит козни против нелюбимой ею невестки молодой.
Тогда она точно бабушка Гвидона.



Конспективная запись Пушкина народной сказки на этот сюжет: тут Бабариха - мачеха Салтана и строит козни противу жены пасынка

Первая запись

Некоторый царь задумал жениться, но не нашел по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трех сестер. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая, что одним куском сукна оденет, третья — что с первого года родит 33 сына.
Царь женился на меньшой, и с первой ночи она понесла. Царь уехал воевать.
Мачеха его, завидуя своей невестке, решилась ее погубить. После девяти месяцев царица благополучно разрешилась 33 мальчиками, а 34-й уродился чудом — ножки по колено серебряные, ручки по локотки золотые, во лбу звезда, в заволоке месяц; послали известить о том царя. Мачеха задержала гонца по дороге, напоила его пьяным, подменила письмо, в коем написала, что царица разрешилась не мышью, не лягушкой, неведомой зверюшкой. Царь весьма опечалился, но с тем же гонцом повелел дождаться приезда его для разрешения.
Мачеха опять подменила приказ и написала повеление, чтоб заготовить две бочки; одну для 33 царевичей, а другую для царицы с чудесным сыном — и бросить их в море. Так и сделано.
Долго плавали царица с царевичем в засмоленной бочке — наконец, море выкинуло их на землю. Сын заметил это. «Матушка ты моя, благослови меня на то, чтоб рассыпались обручи, и вышли бы мы на свет». — Господь благослови тебя, дитятка. — Обручи лопнули, они вышли на остров. Сын избрал место и с благословения матери вдруг выстроил город и стал в оном жить да править. Едет мимо корабль. Царевич остановил корабельщиков, осмотрел их пропуск и, узнав, что едут они к Султану Султановичу, турецкому государю, обратился в муху и полетел вслед за ними. Мачеха хочет его поймать, он никак не дается. Гости корабельщики рассказывают царю о новом государстве и о чудесном отроке — ноги серебряные и проч. «Ах, — говорит царь, — поеду посмотреть это чудо». — Что за чудо, — говорит мачеха, — вот что чудо: у моря лукомория стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет — сказки сказывает, вниз идет — песни поет. — Царевич прилетел домой и с благословенья матери перенес перед дворец чудный дуб.

Новый корабль. То же опять. Тот же разговор у Султана. Царь опять хочет ехать. «Что это за чудо, — говорит опять мачеха, — вот что чудо: за морем стоит гора, и на горе два борова, боровы грызутся, а меж ими сыплется золото да серебро» и проч. Третий корабль и проч. так же. «Что за чудо, а вот чудо: из моря выходит 30 отроков точь-в-точь равны и голосом, и волосом, и лицом, и ростом, а выходят они из моря только на один час».

Тужит царица об остальных своих детях. Царевич с ее благословения берется их отыскать. «Нацеди ты, матушка, своего молока, ты замеси 30 лепешечек». Он идет к морю, море всколыхалося, и вышли 30 юношей и с ними старик. — И царевич спрятался и оставил одну лепешечку. Один из них и съел ее. «Ах, братцы, — говорит он, — до сих пор не знали мы материнского молока, а теперь узнали». Старик погнал их в море. На другой день вышли они опять, и все съели по лепешке, и познали брата своего. На третий вышли без старика, и царевич привел всех братьев своих к своей матери. Четвертый корабль. То же самое. Мачехе уже более делать нечего. Царь Султан едет на остров, узнает свою жену и детей и возвращается с ними домой, а мачеха умирает.

Вторая запись

Царь не имеет детей. Слушает трех сестер: когда б я была царица, то я бы всякий день пиры. Вторая: когда бы я была царицей, завела бы хоромы...1)

На другой день свадьба. Зависть первой жены 2) война, царь на войне; царевна 3) рожает сына, гонец etc.4) ... Царь5) умирает бездетен. Избирают его6) царем. Оракул, буря, ладья. Он правит во славе — едет корабль у Салтана. Речь о новом государе. Салтан хочет слать послов, царица 7) посылает своего поверенного гонца, который клевещет. Царь объявляет войну. Царица 8) узнает с башни.

1) Слова третьей сестры Пушкин не записал.

2) С которой царь разошелся (из-за ее бездетности = с Бабарихой?).

3) Новая жена царя, младшая из трех сестер.

4) и так далее (франц.). Пушкин пропускает в записи историю изгнания царевны с царевичем.

5) Царь страны, куда попадает царевич с матерью.

6) Царевича.

7) Первая жена царя Салтана.

8) Мать царевича.


Первоначальная редакция начала сказки

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Если б я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь народ одна
Наткала б я полотна».
«Если б я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То сама на весь бы мир
Заготовила б я пир».
«Если б я была царица, —
Третья молвила девица, —
Я для батюшки царя
Родила б богатыря».
Только успела она выговорить эти слова, как дверь отворилась — и царь вошел без доклада, — Царь имел привычку
гулять поздно по городу и подслушивать речи своих подданных. Он с приятною улыбкою подошел к меньшой сестре, взял ее за руку и сказал: будь же царицею и роди мне царевича; потом, обратясь к старшей и средней, сказал он: ты будь у меня при дворе ткачихой, а ты кухаркою. —
С этим словом, не дав им образумиться, царь два раза свистнул; двор наполнился воинами и царедворцами, — серебряная карета подъехала к самому крыльцу. Царь сел в нее с новою царицей — а своячениц везти во дворец — их посадили в телеги, и все поскакали...

Вполне в духе Султанского двора при Сулеймане Великолепном.
Бездетная старшая жена интригует противу новой жены.
И чуть русского духа, типа бочки и кота на золотой цепи в Лукоморье.


---
С просьбами об архивном поиске в личку обращаться НЕ НАДО!
митоГаплогруппа H1b
Дневник
ra1qag
Долгожитель форума



г.Череповец
Сообщений: 344
Регистрация: 2003
Рейтинг: 89 

Сегодня День рождения Гвидона Салтановича. Родился он "к исходу сентября" по старому стилю + 12 дней = ~9 октября!
С чем всех и поздравляю!
ra1qag
Долгожитель форума



г.Череповец
Сообщений: 344
Регистрация: 2003
Рейтинг: 89 

Гвидону сегодня 202 года со дня рождения.
Добавил сюда: http://www.yaplakal.com/forum3/st/25/topic1246925.html
<<Назад  Вперед>>[ <<<<< ] Страницы: 1 2 3 4 5 [ >>>>>> ]
Генеалогический форум ВГД »   Дневники участников »   Дневник Zabellisa »   Альманах »   Генеалогия мифов и сказок
RSS

Реклама от YouDo