ВГД требуется ведущий (админ)   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Герб Бонча

употреблял Павел Евсеевич Осмоловский около 1551 г.
Поиск рода, которому принадлежал этот герб в Италии до X века.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 75 76 77 78  79 80 81 82 Вперед →
Модератор: Bontch–Osmolovskaia Marina
Вива

Сообщений: 731
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 427
[q]
Марина, Вы уже разобрались с происхождением фамилии Бонч-Осмоловский? Если да, то скажите, пожалуйста, отчего произошли Бонч-...?
[/q]


Бонч – это приставка к фамилии Осмоловский. Она происходит от названия герба Бонча.

[ Изображение на стороннем сайте: 13f1a7d7be65.jpg ]
Изображение герба Бонча с одного из итальянских форумов. Некоторые считают, что единорог в его самом старом изображении имел бородку, шерсть на ногах и сложной формы хвост.

Одна из версий, повествующая о появлении герба в Польше, – это гербовая история в изложении Каспара Несецкого[1]
Ниже смотрите литературу:


«В голубом поле белый единорог, похожий на лошадь. Его передние ноги подняты и направлены в правую сторону щита. На его голове витой рог. На шлемовой короне половина единорога, такого же, как на щите. Окольский[2] считает, что единорог был не на голубом, а на красном поле и повернут вправо. Другие названия герба Бонча: Buncza, Buncze, Boncze, Jednorozec, Jenorozec, Genorozecz, Unicornus, Rinocerus, Rinocervus.

Все согласны в том, что герб Бонча перенесен в Польшу из Италии, после принятия Польшей христианской веры. По одной из гипотез, герб этот появился вместе с Клеменсом, епископом Крушвицким или Куявским в столице Польши в 996 г., во время Люцида, первого в Польше епископа, с разрешения папы Бенедикта VII. Так пишет Б. Попроцкий[3], цитируя Я. Длугоша[4], правда, последний считает, что в 1005 г. Клемент заменил покойного Урбана на кафедрах Вроцлава и Силезии, а не Крушевицы; умер в 1027 г.

Другие источники говорят, что этот герб прибыл из Италии с Прокульфом, епископом Краковским, и носил его достойный человек по имени Мир или Мерб (Межб), который служил Мечиславу, польскому монарху, и был одарен имениями. Брат Мира, Клеменс, возглавил епископство в Крушвице (можно искать список епископов, который должен сохраниться в точности – мое примечание), а сам Мир основал деревню в Мазовии, недалеко от Червинска и назвал ее Бонча.
Есть деревня Бонча в районе Хелма, но, вероятно, это название она получила позже от своих владельцев Синицких герба Бонча. Что до имени Бонча, то С. Окольский и Рев Рутка предполагают, что правильное имя Мира было Бонифаций, которое по-польски звучало как Бонча. Его имение и герб также были названы Бончей. М.С. Разрезов думает, что эта фамилия в Италии звалась Бонтемпо, то есть «добрые времена», и от этого имени произошло в Польше имя Бонча. Папроцкий упоминает двоих сыновей Мира (Мерба, Межба) под 1061 годом. Ламберт Жула, епископ Кракова, называет обоих по именам, Миколай и Богуш, и добавляет к их именам «с Всеклиц». Есть упоминание, что оба эти брата родились в один день и умерли в один день. Также Миколай с Векслиц герба Бонча упомянут Старовольским. Папроцкий упоминает Богуслава (Богуша) с Векслиц под 1100 годом».

Каспар Несецкий сомневается в итальянском происхождении Мира (Мерба, Межба), считая его имя не итальянским.

Хотя в Польшу герб попал в X веке, первое «официальное» упоминание о нем относится к 1396 г. Это означает, что по крайней мере до этого года герб Бонча принадлежал только тому итальянскому роду, который поселился в Польше.

К гербу Бонча примкнуло 140 фамилий. Среди них есть фамилии, звучащие по-испански или венгерски (Фредро, Fredro), по-итальянски (Францесони, Franceson), по-немецки (Оттенхаузен, Ottenhausen), по-английски (Фокс, Fox; Fink), есть фамилия Олфинери (Olfinier), но большинство родов польские. Недавно нашлась итальянская семья Бадени, которая имеет этот герб. Также его использовали несколько немецких родов.

Современный украинский историк-геральдист О.А. Однороженко[5] считает, что герб Бонча попал в Русские земли, объединенные с Польшей, из Венгрии вместе с родом Фредров. Действительно, одна из приписанных к гербу фамилий – Фредро (Fredro). «Руськая» (в значении населения Киевской Руси) колонизация Венгрии продолжалась, начиная с XII в. Северо-восточные комитаты этого королевства практически с момента основания Венгрии и до сегодняшнего дня являются местами компактного проживания «руських» (позднее русинов). Именно поэтому связь Венгрии с Киевской Русью (а потом с ее осколками) была гораздо более тесной, нежели с Польским королевством. Продолжительное время венгерские короли даже носили титул «короля Галицкого» (позже Галицко-Лодомерийского)[6].

В Венгрию же герб Бонча пришел, по мнению Однороженко, из королевства Неаполитанского во времена Анжуйской династии . Отсюда и возник его «итальянский след».

[1] Niesiecki, Kasper. Herby i familie rycerskie tak w Koronie jako y w W.X.L. Lwów, 1728. – herb Bończa. – t. 2 – s. 230–233. Перевод с англ. яз. А. Высоцкого, правлено мною, ссылки мои.
[2] Okolski, Simon. Orbis Polonus. Krakow, 1642. T. 1.
[3] Paprocki, Bartosz. Herby rycerstwa polskiego. Kraków, 1584.
[4] Długosz, Jan. Insignia seu Clenodia Regis et Regni Poloniae. – Poznań: Zygmunt Celichowski, 1885 // Wielkopolska Biblioteka Cyfrowa.
[5] Однороженко О.А. Родова геральдика Руського королівства та Руських земель Корони Польської XIV–XVI ст. – Харків, 2009. – 312 с.
[6] История Румынии, Т. 1, М. 1971 г., Грушевский История Украины-Руси, Т. 2, Д. Кришто, Русские в Венгрии в эпоху династии Арпадов // Славяноведение, 1971 г.
---
Ищу информацию по фамилиям:
Годило, Годлевский Черниговщина; Годило-Годлевские все и везде;
Семеников Ельнинского, ранее Дорогобужского уездов, Смоленской губернии;
Цуркан, Берсан, Левинский Ананьевский уезд, Херсонской губе
Bontch–Osmolovskaia Marina
Модератор форума

Bontch–Osmolovskaia Marina

Сообщений: 3767
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 7465
Geo Z

[q]
Это был период становления польской народности из разных западно-славянских племен. Краков находился на территории племени вислян, которые были под чешским влиянием. Польское государство возникло на территории племени полян и расширяясь, в конце X века присоединило контролируемых чехами вислян.
[/q]


Совершенно верно. Это был период становления и не более того. Краков не был польским городом в изучаемое нами время.

[q]
Bontch–Osmolovskaia Marina написал:

[q]

что гербы официально появились во время Крестовых походов, но на самом деле, значительно раньше.
[/q]


Не было официального появления гербов. Был длительный процесс превращения простейших знаков отличия к сложным гербам. Полноценными гербами можно назвать время приблизительно с первой половины XII века.

Geo Z написал:

[q]

Указывается и более узкий период: между 1120 и 1150 годами.
[/q]


То есть, ранее этого времени ни о каких гербах не может быть и речи.
[/q]


В переписке не всегда есть излишек времени, чтобы выбирать точные выражения. Естественно, я имела в виду, что "официально" - это не значит, что гербы официально были признаны за таковые тогда, в "н-ые века". Все знают о времени Крестовых походов как периоде становления гербов, это и считается официальным временем. Но если, как мы, глубже копнуть предмет, то выясняется много подробностей о значительно более раннем времени превращения знаков отличия, инсигний и т.п. в гербы. На эту тему есть различная литература. И на этой ветке было достаточно ссылок. 12 век - это для ленивых 101.gif



---
http://lit.lib.ru/b/bonchosmolowskaja_m_a/Бонч-Осмоловская М.А. Литературная страница

Данные о предках помещены на сайт VGD.RU с целью восстановления родословной.
Bontch–Osmolovskaia Marina
Модератор форума

Bontch–Osmolovskaia Marina

Сообщений: 3767
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 7465
Богатов

Михаил, да, Вы писали раньше о голубой краске, но неясно, что Вы будете делать с этой информацией. Искать статьи в художественных журналах на эту тему?

[q]
Дело в том, что годубая краска была фантастически дорогой (дороже золота) и использовать ее в гербе ранее приблизительно XII было абсолютно не рационально (если не невозможно).

В связи с этим вопрос. Мог ли герб поначалу появиться в черно-белом исполнении, и лишь потом появиться в цветном (так сказать) исполнении ? Была ли такая практика ?
[/q]


Я перечитала Пастуро по Вашей ссылке. Он называет применение синего цвета с 13 века. Относительно монохромной гаммы герба... Нужно искать специальную литературу по такому вопросу. Пастуро пишет, что цветом вообще мало занимались. По логике вещей герб первоначально мог быть почти какого угодно цвета - по желанию владельца.

[q]
Если учесть, что Польша для христианства ассоциировалась прежде всего с Девой Марией, то голубой цвет является подходящим именно для польского герба.
[/q]


Это речь идет о более поздних временах, судя по Пастуро - с 13 века. Но Вы забыли, Михаил, что Бонча - не польский герб.

У Вас появилась интересная гипотеза, Вы даже нашли единорога в той местности. Мне кажется, эту версию необходимо развивать, в частности, поскрести: когда у них появился герб в этом изображении? Не был ли он другим поначалу? Наверняка в историческом или краеведческом музее этого города есть инфа. А Ваше мнение?
---
http://lit.lib.ru/b/bonchosmolowskaja_m_a/Бонч-Осмоловская М.А. Литературная страница

Данные о предках помещены на сайт VGD.RU с целью восстановления родословной.
Богатов

Сообщений: 218
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 63
[q]
Михаил, да, Вы писали раньше о голубой краске, но неясно, что Вы будете делать с этой информацией. Искать статьи в художественных журналах на эту тему?
[/q]


Есть следующая гипотеза к обсуждению. Герб попадает в Краков в классической цветовой гамме (черный, красный, зеленый и белый), а уже в Кракове получает характерную голубую окраску. Почему и когда ?

Почему ?
Популярность голубого цвета, связь с Девой Марией и следовательно с этой территорией (в перспективе с Польшей) .. Возможно все гораздо проще и связано с голубым цветом неба - необычным для жителя юга (в частности Италии). Чем ближе к экватору, тем более блеклым выглядит небо (это связано с толщиной атмосферного слоя, через который проходит свет - явление рефракции). Чем далее на север - тем более голубое небо. Для жителя Италии - это например небо Польши. Для жителя Византии - небо России. Я сейчас живу на юге Китая и приезжая в Москву, удивляюсь всегда ярко голуюому цвету неба. На юге оно почти белое.

Когда ?
У Пастуаро сказано:
"В начале второго тысячелетия, и в особенности начиная с XII века, синий в западноевропейской культуре перестает быть второстепенным и редко используемым цветом, каким он был в Древнем Риме и в эпоху раннего Средневековья. Отношение к нему меняется на прямо противоположное: синий становится модным, аристократическим цветом и даже, по мнению некоторых авторов, прекраснейшим из цветов. За несколько десятилетий его экономическая ценность многократно возросла, его все активнее используют в одежде, он занимает все большее место в художественном творчестве. Столь неожиданная и разительная перемена свидетельствует о том, что иерархия цветов, задействованных в социальных кодах, системах мышления и восприятия, была полностью реорганизована."

То есть все вроде совпадает. И место (Польша с ее голубым небом) и время (голубой стал модным цветом и в это время происходит христианизация Польши) .

Поэтому - Герб пришедший на территорию Польши (то что мы ищем) "перекрашивают" в голубой цвет и получается герб Бонча - "В начале второго тысячелетия, и в особенности начиная с XII века.." Мы же говорим о 998 годе (это попадание герба - а перекрашивают - чуть позже ..). Чтобы не путать себя и других, можно согласиться что это мог быть и не совсем герб (то есть не личный герб), а например - ХОРУГВЬ, или штандарт (ведь Мерж был человеком военным) - символом не его рода, а например символом воинского подразделения которым он управлял...

В таком случае Мерж - принес в Краков "герб" - или то что потом стало гербом. Но в тот момент это был не герб ..

Еще одна гипотеза. - Свое наименование (Бонча) герб получает после того как его "перекрасили". ДО ТОГО - он мог называться КАК угодно и принадлежать - КОМУ угодно ! Выше я предположил, что он мог быть символом воинского подразделения (как это было у римлян) - орел, лев, волк итд ..

Такой подход поможет снять проблему - отсутствия на данный (998 год) момент официальных гербов...

Почему выбрали именно герб с единорогом ? - Опять же тесная связь единорога с Девой Марией.

Думаю по этому поводу посмотреть - символику военных подразделений того времени.. (Х век) и есть ли там единорог

Есть кое-что - https://ru.wikipedia.org/wiki/...1%83%D0%BC -

Вексиллум (лат. Vexillum) — военный полевой штандарт, знамя древнеримской манипулы (ветеранов, рекрутов и т. д.) или отряда конницы (турмы). Он состоял из четырехугольного куска ткани, висящего на перекладине древка[1] и часто содержал номер и название части, имя императора и т. д. Его носил специальный солдат вексиллярий. У полководца в руках был отдельный вексиллум красного цвета.

Вексиллум военный знак ветеранских и вспомогательных подразделений, представлявший собой тканое полотнище, подвешенное на горизонтальной планке, закреплённой на древке копья. Знак присваивался, во-первых, ветеранским подразделениям, состоявшим из вексилариусов (лат. vexillarius), которые освобождались от большинства повинностей, исключая непосредственно военные, во-вторых, временным специальным или вспомогательным подразделениям, с целью отличать их от регулярных соединений. За редким исключением, на вексиллуме изображались животные, соответствовавшие знакам Зодиака[2]. Человека, непосредственно переносившего вексиллум, также называли вексилариус или вексиллярий (лат. vexillifer).


УРА ! Посмотрите - у значительного числа римских легионов символом был ЕДИНОРОГ - https://ru.wikipedia.org/wiki/...0%BE%D0%B2








Прикрепленный файл: 250px-PraetorianVexillifer_1.jpg
Tasha56
Почетный учаcтник

Tasha56

Россия
Сообщений: 12291
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 32761
Богатов
Если есть возможность добраться до книги
Древнерусская книжная гравюра
Алексей Алексеевич Сидоров
Издательство Академии Наук СССР, 1951 - Всего страниц: 392


На стр. 108 найдете еще одну версию по изображению Единорога.

Прикрепленный файл: Книга.jpg
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Богатов

Сообщений: 218
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 63
Tasha - спасибо ! Попробую найти в интернете. В Китае этого точно нет :-) ..

Вот еще одна история о единороге - "Мышки времени и злой единорог (об одном древнем сюжете)." - http://biblia.okis.ru/mishki-vremeni-i-zloj-edinorog.html
Богатов

Сообщений: 218
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 63
Это было, но напоминаю -

Византийские императоры в государственной символике в сочетании с двуглавым орлом употребляли четыре герба крупнейших префектур бывшей Римской империи, а именно: орла Италии, грифа Галлии, единорога Азии и льва Иллирии[3]

Мог ли посланник в Краков прибыть из провинции Азия (Иерусалима например) или Сирии или .. ? В этом случае у него мог быть символ единорога, который позже и трансформировался в герб Бонча ..
Geo Z

Geo Z

LT
Сообщений: 20191
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 13095

Богатов написал:
[q]
Мог ли посланник в Краков прибыть из провинции Азия (Иерусалима например) или Сирии или .. ?
[/q]
Провинция Азия - это в нынешней юго-западной Турции.

https://ru.wikipedia.org/wiki/...sia-pt.svg
Bontch–Osmolovskaia Marina
Модератор форума

Bontch–Osmolovskaia Marina

Сообщений: 3767
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 7465
Богатов

Всем огромный привет! Мой кошмарный экзамен отложен до конца весны, и я свободна!!! biggrin1.gif

[q]
УРА ! Посмотрите - у значительного числа римских легионов символом был ЕДИНОРОГ - https://ru.wikipedia.org/wiki/...0%BE%D0%B2
[/q]


Ну вот и все, вот мы и приехали! Я знала, чувствовала, что единорог был связан с Византией, которая и была (только чуть более поздним) Римом. Византийцы звали себя ромеями, они и были римляне. Михаил, это огромная удача! Ведь мы занимались южными княжествами Италии, смотрели на Византию, а легионы не догадались перепроверить.

Итак, у нас было две задачи: установить географический регион, откуда мог появиться герб, и найти данные о первом владельце герба Бонча.

Читая о происхождении гербов, мы узнали, что некоторые семьи принимали один герб, иногда после войн меняли его, далее разные гербы создавались для разных веток клана. Это крайне важная информация общего порядка, о которой мы раньше не знали, а именно: герб мог меняться несколько раз, он был не статичным. Раньше мы полагали, что братья, родственники могли только добавлять что-то в герб, делая его личным. Для нас эта информация имеет большое значение, потому что может ответить на вопрос о том, к какому роду относился Бонифаций. Есть фамилии, к которым он гипотетически мог бы принадлежать, но нас останавливал факт иных гербов у этих родов. Теперь мы думаем, что Бонифаций, сопровождавший епископа, говоривший на латинском и греческом языках, первостепенных в то время среди образованного класса, сам, несомненно, придерживался того же византийского обряда, что и епископ, с которым он приехал. А следовательно, он был знаком с византийской символикой. Так как гербы с изображением единорога появились в Европе позже нужного нам X в., можно высказать предположение, что Бонифаций мог видеть изображение единорога в Византии или в ее провинциях.
Мы знаем, что в этом государстве единорог был значительным символом – одной из сторон света, Азии. А значит, он мог быть изображен где угодно – был на виду. Нашу версию подкрепляет близость Италии и Византии, общность культуры (широкие заимствования из Византии), отличное образование, которое можно было получить в данное время только в этой развитой империи. Все говорит за то, что Бонифаций не мог не бывать в этой соседней стране: он где-то должен был познакомиться с Прокульфом. А епископ в то время мог получить подобающее образование только в Константинополе. Примерно так же появлялись греки из Византии в Москве. Если нужен был образованный человек – где его можно было найти? Только в Византии, так как образованных людей в Европе не было. Посылали приглашение таким людям, как, например, Максим Грек, которые приезжали с большой свитой, а часть их свиты оставалась в Москве.

Учитывая все эти факторы, можно высказать гипотезу о том, что герб Бонча был создан исходя из византийского символа.
Символы – это то, из чего несколько позже появились гербы, – несомненно, существовали и в Византии, и в Римской империи. Они назывались insignia. Это были знаки римских «институтов»: императоров, легионов, губернаторов, чиновников... Употребление их описано многократно в художественной литературе. Например, у Иосифа Флавия в «Иудейской войне» рассказывается, как восставшие иудеи сорвали с дворца губернатора его insignia: легионеры носили штандарты с этим знаком по Иерусалиму, а у евреев запрещено изображение животных; этот акт был одним из первых в нападении на дворец.
Insignia была на форме легионеров и на их щитах. Знаки различных легионов – это такие же знаки, как знак быка на одежде и оружии самнитов.

(Михаил, это была только догадка! biggrin1.gif А теперь Вы притащили список легионов с единорогом)

Ю.А. Арсеньев пишет:

«В Италии, где культ классической древности никогда не прекращался и великие памятники древнего искусства всегда сохраняли влияние на направление художественного вкуса, и в геральдике замечается предпочтение к античным мифологическим фигурам: оне являются здесь как в гербах, так и виде щитодержателей» .

Из общих знаков постепенно выделялись личные знаки. Их пример в христианстве – самые ранние изображения четырех евангелистов в виде четырех животных: они выступают как символы.

Из знаков, символов оформились гербы. Приведем несколько источников, указывающих на появление гербов в значительно более ранние времена, чем XII в.:

«Р. [рыцарство], как военное и землевладельческое сословие, возникло у франков в связи с переходом в VIII в. от народного пешего войска к конному войску вассалов» .
«…забывали, что герб обрел свою форму в XI в., между тем как рыцарство появилось в VII–VIII вв., когда варварский воин встретил на своем пути, озаренном пламенем пожаров, христианскую религию. <…> …рыцарь, живший примерно в начале 1000 г., восседавший на боевом коне, со своим отличительным флажком на копье [веком позже этот флажок превратится в его герб]… <…> Фактически рыцарь почти всегда занимал пост военачальника. <…> …Самый древний сохранившийся церемониал посвящения датирован 950 г. и при этом похож на компиляцию более старого текста. Можно утверждать, что рыцарство постепенно вырисовывалось, начиная с обряда вручения оружия, приблизительно в конце VIII в…»

Таким образом, XII в. – время Крестовых походов – период уже сложившегося рыцарского сословия. Известный геральдист Клод-Франсуа Менестрье в своей книге 1659 г. «Истинное искусство геральдики и происхождение гербов» утверждает, что эмблематическая символика зародилась в Германии, где битвы-турниры между воинами были в традиции с первой трети X в.
Ю.А. Арсеньев пишет:

«...Некоторые их них [гербы], как мы видели, существовали до крестовых походов, но являлись еще довольно редкими… <…> Замечательно, что при шотландском короле Кеннете Третьем, в конце Х века, здесь уже встречается установленный порядок пожалования дворянства и герба – древнейших в Средние века; так некто Гойюс с сыновьями был возведен названным королем в дворянское достоинство, награжден поместьями и гербом, представлявшим три красных щита в серебряном поле. <…> Окончательное распространение геральдических формул [произошло] в течение XI века и появление в языке того времени главнейших терминов, которые с тех пор стали употребляться в геральдике... <…> Вполне соглашаясь с мнением, что наука гербов первоначально вырабатывает свою теорию в XI веке, мы, однако, усматриваем в этой последней лишь развитие более ранних начал, которые до тех пор были весьма изменчивы и мало объединены, а не создание чего-то нового и до тех пор совершенно неизвестного» .

Следовательно, Бонифаций видел единорога не только, что называется, вокруг себя, как символ Азии, но и на штандартах легионеров - военных, как бы они не назывались в его время. Он и сам наверняка был военным.
Найти бы теперь инсигнии с единорогом! Может быть, один из них окажется на голубом 101.gif


---
http://lit.lib.ru/b/bonchosmolowskaja_m_a/Бонч-Осмоловская М.А. Литературная страница

Данные о предках помещены на сайт VGD.RU с целью восстановления родословной.
Богатов

Сообщений: 218
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 63
http://www.romanempirestore.com/resources.html - это флаги римских легионов (магазин ;-)

И тут можно посмотреть - http://znichk-a.livejournal.com/89621.html Между прочим, позапрошлым летом были мы с семьей в Переяславле-Залесском, правда в другом монастыре - Никитском. Забрались на колокольню. Вид замечательный и я спросил местного священника, который нас сопровождал: "Можно ли сфотографировать эту красоту ? Вид на плещеево озеро итд. Он ответил так - вы должны все это запомнить. Если сфотографируете, то не запомните :-) "

Это мы посмотрели в Византию 998 года из прошлого ( Римская империя - легионы и их символы). А если посмотреть в 998 год, так сказать из "будущего", то что мы увидим ? Наследницей Византии считается Московское царство. Какую символику переняло оно из Византии ? Хорошая статья - http://traditio.wiki/%D0%95%D0...E%D0%BB%29 . Популярность Единорога в Московском царстве является косвенным подтверждением его популярности и в Византии. Московское царство старалось копировать Византию. Судя по статье, единорог - это третий по популярности визатийский символ.
Хотя в статье содержится и следующее высказывание - "Поэтому нельзя всерьез отнестись к мнению некоторых исследователей о заимствовании символа единорога из византийской геральдической традиции. Многие ученые отрицают в принципе существование в Византии института герба и каких-либо геральдических традиций даже в таком незаконченном виде, в каком гербы начинают появляться у южных славян в XIV-XV вв. или в "предгербовый" период в XIV-XVII вв. - на Руси" - это лишь мнение автора и оно указывает на то, что есть и другое мнение.

Византийская символика в истории Российскрго государства

"Одним из древнейших военных значков у римлян был орел. В I в. н. э. императором Траяном было введено императорское знамя из ткани, выкрашенной в пурпурный цвет, которое имело форму дракона. Этот знак укрепился, только другого цвета, в качестве одного из подразделений римского легиона – когорты. Конные подразделения римлян также имели либо дракона, либо вексиллумы. Вексиллумы представляли собой четырехугольный кусок ткани пурпурно-красного цвета, который крепился на древке. Вексиллум мог являться и штандартом полководца, который водружался на кануне битвы. Византия являлась наследницей Древнего Рима. Древняя Русь много заимствовала у Византии. Из вексиллума в Византии развился Лабарум. Не совсем ясно, чем именно он являлся: императорским штандартом или чисто религиозным знаменем, не имеющим отношения к войне.

Поначалу он имел форму вексиллума с расположенной на нем монограммой Иисуса Христа в виде перекрещенных букв Х и Р.Согласно церковной легенде перед решающей битвой этот знак явился императору Константину Великому, который сделал христианство государственной религией. Впоследствии Лабарум представлял собой квадратный пурпурный кусок ткани с бахромой, богато украшенный золотом и драгоценными камнями, с вышитой монограммой Иисусу Христа. Он крепился на горизонтальной штанге, которая уже крепилась к вертикальному древку. Древко завершалось золотым венком также с монограммой Иисуса Христа в середине. У византийцев имелись и собственно военные знамена. Одна из их разновидностей называлась бандон. Оно состояло из легкого небольшого полотнища с вышитыми на нем знаками. В коннице применялись фламмулы. Это были флажки треугольной формы.

Перед боем знамена освящались. После боя они помещались в специальные футляры для сохранности. Позднее (IX-X вв.) на византийских военных знаменах стали изображать и иконографические сюжеты: святых-воинов, покровителей ратников. Это могли быть святой Георгий, св. Фёдор Тирон, св. Дмитрий Солунский, св. Фёдор Стртилат. Таким образом возникают хоругви, получившие распространение и на Руси. " - http://2dip.su/%D1%80%D0%B5%D1...%8B/35027/

Вегеций говорит о шести типах римской военной символики: орел – aquila, дракон – draco, вексиллум – vexillum, фламмула – flammula, туфа – tufa и пинна – pinna. .. http://www.e-reading.by/chapte...ubicy.html

И на последних четырех символах могло быть изображение единорога ? Не знаю, но на бандоне могло быть.

"В VI веке появляются известия о военных знаменах, называемых византийцами «бандон», связываемых с небольшими военными соединениями. Исследователи предполагают, что в кавалерии использовались штандарты, идентичные римским вексиллумам. К VII веку относятся более подробные сведения о легких и небольших бандонах, цвет полотнищ которых был одинаковым для знамен различных воинских частей, но они отличались вышитыми на полотнищах знаками. "

По поводу цветовой символики в Византии

"Цветовая гамма византийских знамен не выделялась из общих цветовых соотношений, выработанных в Византии уже в V–VI веках и основанных на небольшом числе значимых цветов. Византийский цветовой канон составляли пурпурный, белый, желтый (золотой), зеленый, синий (голубой) и черный цвета. Пурпурный цвет (соединение красного с синим) – это прежде всего императорский цвет. Только василевс восседал на пурпурном троне, подписывал грамоты пурпурными чернилами, имел пурпурную одежду – багряницу. Известно, что в евангельском эпизоде «Поругание Христа» римские воины, издеваясь над Христом, надели на него багряницу и кричали: «Радуйся, царь Иудейский!». С тех пор багряница (пурпурная одежда иерарха) стала для христиан символом истинного «царства Христова», знаком его мученичества, вошла и в церковный культ.
В византийской цветовой символике пурпур объединял вечное небесное (синее, голубое) с земным (красным). За пределы иерархической власти в византийском искусстве пурпур практически не вышел. В обыденной жизни пурпур заменили составляющие его цвета – красный и синий, воплотившие в себе различный символический смысл. Красный цвет воспринимался как цвет пламенности, огня, животворного тепла и был символом жизни. В то же время он – цвет крови Христовой и знак истинности Его пришествия и спасения рода человеческого. В эмблематике красный цвет трактуется как цвет и богов солнца, и богов войны, как символ власти в целом.
Красному цвету в византийском изобразительном искусстве противостоит обычно белый цвет, означающий светоносность и еще со времен античности символизировавший чистоту и отрешенность от земного. На иконах и в росписях многие святые и праведники изображены в белой одежде, белыми пеленами было обвито тело новорожденного Христа, одежды его также белые, светоносные. Темно-синий цвет, как указывалось выше, воспринимался византийцами как символ неба, поэтому он считался нематериальным, условным и ассоциировался с божественной истиной. "
http://modernlib.ru/books/kuzn..._1/read_7/

Именно то что требовалось. Небольшое воинское подразделение сопровождеает посланника в Краков и есть тот, кто несет символ этого подразделения. А на бандоне этого небольшого отряда вполне мог быть вышит в качестве знака или символа - единорог .. И цвет бандоны скорее всего был - красный или синий (замена пурпурного).
Почему мог быть единорог ? Во-первых мы этого ожидаем :-) Во-вторых это мог быть - двуглавый орел (но это не только символ империи, но и императора, а его нет в составе отряда). Единорог один из самых популярных символов в Византии. Но почему именно он ?
Что это за миссия ? С точки зрения византийцев они несут свет просвещения, божественный свет на эту территорию .. А единорог -
"В христианстве рог единорога — это символ божественного единства, духовной власти и благородства, в связи с этим единорог становится образом Христа. Небольшой рост единорога связан с приниженностью Христа при его рождении; его белая окраска символизирует чистоту, то, что необходимо приобретать, следуя путями сыновей Божьих."
http://www.newacropol.ru/alexandria/symbols/edinorog/
Кроме того, в государственной символике Византии - единорог обозначал провинцию Азия - в которой и распологался Константинополь .. Опять же - христианство пришло в Европу (Рим) с Востока. Так что много тут причин и символизма.

То есть это символ христианского воинства и символ того что они несут учение Христа на новые земли (в Краков) и откуда (с Востока) ..

Позже христианизация происходила и в Азии и в Америке. А пока идет только христианизация Европы.


http://www.solium.ru/forum/showthread.php?t=7493 - о Византийской символике

Византийские императоры в государственной символике в сочетании с двуглавым орлом употребляли четыре герба крупнейших префектур бывшей Римской империи, а именно: орла Италии, грифа Галлии, единорога Азии и льва Иллирии<ref>Köhne v. В. Das Kaiserlich Russische Reichs-Wappen. Reiter und Doppel-Adler (Hierzu zwei Tafeln). Berlin, 1882, S. 4. Эта статья с небольшими сокращениями и без рисунков была помещена в газете St. Petersburger Zeitung, № 143, 146, 148, 149, 152, в мае и июне 1882 г.</ref>

В сязи с этим еще одно предположение. Бюрократическое. Возможно, что единорог на бандоне (если он был) - указывал на то что территорию Кракова (примыкающую) в плане религиозном - предполагалось отнести к Византийской провинции АЗИЯ .. Формально расходы в бюджете Византии требывалось куда-то списывать ?

А это вновь к швейцарской версии - http://gorbutovich.livejournal.com/89632.html - очень популярен единорог в швейцарской геральдике :-) ..
Geo Z

Geo Z

LT
Сообщений: 20191
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 13095

Богатов написал:
[q]
В сязи с этим еще одно предположение. Бюрократическое. Возможно, что единорог на бандоне (если он был) - указывал на то что территорию Кракова (примыкающую) в плане религиозном - предполагалось отнести к Византийской провинции АЗИЯ ..
[/q]

При чем тут Краков к Азии?
Провинция Азия была в Древнем Риме на юго-западе нынешней Турции. Еще в четвертом веке при Диоклетиане была разделена на семь более мелких провинций. Константинополь к ним не относился.

Прикрепленный файл: Clipboard01.jpg
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 75 76 77 78  79 80 81 82 Вперед →
Модератор: Bontch–Osmolovskaia Marina
Вверх ⇈