Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогический форум ВГД

На сайте ВГД собираются люди из многих городов и стран, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!

Генеалогический форум ВГД »   Поиск предков, родичей и/или однофамильцев »   Генеалогия знаменитостей и исторических личностей »   И. С. Тургенев
RSS

И. С. Тургенев

Тургеневы - Лутовиновы


<<Назад  Вперед>>Модератор: TatianaLGNN
valcha
Долгожитель форума
Не историк! Просто diletto к истории имею.

valcha


Сообщений: 21410
Регистрация: 2 мар. 2006
Рейтинг: 9241 

ЗАГАДКА МОЗГА ТУРГЕНЕВА
Кандидат медицинских наук Н. БОГДАНОВ и кандидат биологических наук Е. КАЛИКИНСКАЯ


.........О родственниках Тургенева мы знаем немного. Но со школьных лет в нашем сознании укоренился штамп: мать писателя была "жестокой крепостницей", и ее образ жизни внушал ужас гениальному сыну, ставшему поэтому впоследствии страстным обличителем крепостного права на Руси. В те времена другого понимания и не требовалось. Однако при самом поверхностном анализе вырисовывается иная картина.

Мать писателя - Варвара Петровна Тургенева, урожденная Лутовинова, личность яркая и неординарная, была, несомненно, центральной фигурой в семье. Родившись через месяц после смерти своего отца, она провела детство и юность в доме отчима, притесняемая его родственниками. Но несмотря на это, Варвара Петровна смогла стать богатейшей невестой края, не без борьбы объединив в своих руках наследство многочисленных ветвей своего рода. Вышла замуж за любимого человека, за того, кого выбрала сама, - красавца Сергея Николаевича Тургенева. В те времена это случалось не так уж часто. В первые годы жизни брак их был счастливым.

Не получив систематического образования, Варвара Петровна тем не менее хорошо разбиралась в искусствах, общалась с лучшими представителями русской культуры того времени. А это был "золотой век" русской поэзии, когда творили Пушкин, Баратынский, Жуковский! Последний считался ее конфиденциатом. В пятьдесят лет, пережив боль разрыва с любимым мужем, Варвара Петровна родила еще одного ребенка, дочь Варвару - для себя. Какая сила характера!

Хотя до конца своих дней Варвара Петровна писала против всяких правил, ее язык отличался образностью и энергией. Так что литературный талант ее сына возник не на "пустом месте".

А вот ее психический склад, хотя мы можем судить о нем лишь по свидетельствам ее близких, психиатры относят к эпилептическому характеру. Не стоит думать, что такой характер предстает лишь в черном цвете. В нем есть сочетание противоположных качеств - скупости и щедрости, жестокости и чувствительности, способности к резким вспышкам гнева, решительным поступкам и неспособности отрешиться от каких-то воспоминаний и привычек. Типичны резкие смены настроения.

Став богатой и полновластной помещицей, Варвара Петровна дала волю своему "ндраву". О ее причудах ходили легенды: то она наряжала слуг в специальную форму, имитирующую костюмы служащих государственных департаментов, называла их по фамилиям министров. А чего стоит стеклянный ящик, в котором барыня требовала выносить себя на улицу во время эпидемии холеры, дабы не заразиться! Говорят, над ее усадебным домом висели два вымпела с гербами Тургеневых и Лутовиновых. Если Варвара Петровна была не в духе, она приказывала спустить вымпелы. И гости, подъезжавшие к усадьбе, видя столь зловещий знак, считали за благо тут же поворачивать восвояси. Позже она рассорилась со всеми своими детьми. Уже на смертном одре сказала сыну Николаю, примчавшемуся к ней попрощаться: "Ты еще не знаешь, простила ли я тебя. Поезжай в Петербург и открой высланный тебе сундук. Коли в нем икона - значит, простила".

Сын не осмелился перечить и уехал. В сундуке он нашел икону. Но проститься с матерью уже не успел...

Не меньшими странностями поведения отличались и предки Варвары Петровны. Среди них наиболее известен ее дядя по отцу Иван Иванович Лутовинов. О нем упоминается в знаменитом рассказе Тургенева "Бежин луг": призрак Ивана Ивановича ходит по ночам от места своего упокоения - мавзолея в усадьбе Спасское к Варнавицкому оврагу. Это его спрашивает старый садовник: "Что, мол, батюшка, ищешь?".

Иван Иванович Лутовинов - фигура по-своему замечательная. Именно он построил усадьбу в родовом гнезде Спасское-Лутовиново, собрал прекрасную библиотеку, содержал домашний театр. К несчастью, дом сгорел, и сегодня посетители усадьбы осматривают лишь жалкие остатки былого великолепия. Построил эту усадьбу Иван Иванович в конце XVIII века для своего внебрачного сына, наследника Ванечки. Поговаривали, что матерью мальчика была родная сестра барина. Считается, что глухие предания об этой истории отразились в рассказе Тургенева "Три портрета".

К несчастью, мальчик умер. Потеря наследника стала тяжелейшим ударом для самовластного барина. И может быть, именно поэтому он согласился принять в дом племянницу Варвару, бежавшую от родительского произвола. И не только принять, но и сделать своей наследницей.

Еще более яркая фигура - Петр Иванович, отец Варвары Петровны и дед писателя. Служа в Петербурге в Преображенском полку, он прославился громкими скандалами: однажды, принимая участие в охране Петербургского тракта по случаю проезда Государыни, он стал требовать лошадей для собственной надобности, а получив отказ, скомандовал своей роте: "В ружье!". Лошади, конечно, были выданы, но дело получило огласку, назначили суд, на котором вспомнились и другие прегрешения Петра Лутовинова: пьянки, драки, кутежи, карты, и его уволили из полка, как бы теперь сказали, "с волчьим билетом"... Оказавшись в родных местах, дед писателя дал выход обуревавшей его обиде по поводу неудавшейся карьеры. Семья отвернулась от него из-за его "неукротимого нрава". Самым громким "подвигом" был погром однодворцев, которые прихватыва ли в собственность его угодья. Петр Лутовинов сначала протестовал против этого, потом подал жалобу в суд, а затем, видя, что его дело затягивается, устроил со своими дворовыми настоящее побоище, в котором погибли полтора десятка человек. Побросав трупы на телеги, он отправился в уездный город Ливны, по пути поджег хлеба своих врагов и, стоя на телеге, кричал: "Я - бич ваш!".

Таковы были братья. О сестрах Лутовиновых известно немного. Исследователю жизни и творчества Тургенева Николаю Чернову удалось отыскать в Орловском архиве дело Аграфены Ивановны Лутовиновой, в замужестве Шеншиной. Название его газетной публикации "Вторая Салтычиха" говорит само за себя. Отголоски этих событий, а также история ее младшей сестры Елизаветы Ивановны, тоже отличавшейся тяжелым характером, по-видимому, нашли отражение в рассказе И. С. Тургенева "Бригадир".

О родственниках И. С. Тургенева по отцовской линии мы знаем очень мало. Однако известно, что родной брат отца писателя, Алексей Николаевич Тургенев, страдал эпилепсией. Он отличался странным поведением, и Варвара Петровна даже избегала бывать у него в гостях и неохотно принимала у себя. Большими странностями отличался и его сын Михаил Алексеевич, послуживший прототипом героя тургеневского рассказа "Отчаянный".

Таким образом, в роду Тургеневых-Лутовиновых очень часто встречаются эпилептоидные характеры и больные эпилепсией. При этом заболевании значительно меняется характер человека, чем и объясняются более чем экстравагантные особенности поведения предков писателя.

ВОПРЕКИ ПРИРОДЕ

Люди, в чем-то схожие, часто соединяются в семейные пары, словно внешние и психические особенности "притягивают" их друг к другу. Мужчины со склонностью к эпилепсии часто женятся на женщинах с такими же особенностями характера. Соединение двух людей со склонностью к эпилепсии еще больше увеличивает шансы их потомков унаследовать болезнь.

Причины эпилепсии различны. Мозг содержит огромное количество нейрохимических систем, поломка любой из которых может стать причиной судорожной готовности. В таком случае в семьях с предрасположенностью к эпилепсии от поколения к поколению должно идти вырождение: эпилепсия у потомков будет возникать все чаще, протекать все тяжелее из-за накапливающихся нарушений в нервной системе. Но на самом деле этого не происходит: такие роды не исчезают, а продолжают давать потомство и часто очень незаурядное. В чем же дело? Может быть, от поколения к поколению накапливаются и какие-то другие изменения, препятствующие развитию эпилепсии? Естественный отбор должен закреплять любые отклонения от нормы, не допускающие вырождения.

Как уже говорилось, Иван Сергеевич Тургенев эпилепсией не страдал. Вспышки гнева случались у него нечасто (правда, на одном приеме, где все говорили по-французски, он рассердился и начал громко кричать: "Баба! Репа! Лопата!", напоминая присутствующим о звучании их родного языка).

Почему же Тургенев не унаследовал склонность к эпилепсии, четко прослеживающуюся у его родственников? Вот тут-то пора вспомнить о необычайной массе его мозга. Может быть, дело именно в ней? Если у животных большая масса мозга препятствует развитию судорог, то, несомненно, нечто подобное может происходить и у людей! Возможно, естественный отбор "оттачивал" эту уникальную особенность в роду Лутовиновых-Тургене вых не одно поколение. В результате появился такой гениальный человек, как Иван Сергеевич. Огромная масса мозга "страховала" его от развития болезни. А все положительные черты эпилептоидного характера - упорство, работоспособность, умение добиваться поставленной цели - он сохранил и смог развить в себе более чем кто-либо другой.

Остается только воздать должное его выдержке и деликатности, его гуманному отношению к человеку, его неуклонному стремлению идти по дороге просвещения и либерализма, которые он развил в себе вопреки семейной традиции.




Прикрепленный файл (Сергей Николаевич Тургенев.gif, 52052 байт<!--, скачан: 0 раз-->)
---
С просьбами об архивном поиске в личку обращаться НЕ НАДО!
митоГаплогруппа H1b
Дневник
valcha
Долгожитель форума
Не историк! Просто diletto к истории имею.

valcha


Сообщений: 21410
Регистрация: 2 мар. 2006
Рейтинг: 9241 



Судьба мемориального наследия Тургенева сложилась драматически. В России после смерти у него не осталось законных правопреемников. Имущество, по сути, разошлось по чужим рукам. Хорошо, что благодаря заботам Галаховых, получивших Спасское, удалось, хоть и не без ущерба, сберечь библиотеку писателя и некоторые его родовые святыни, такие как древний образ Спаса Нерукотворного. Сохранилась почти вся подлинная обстановка тургеневского дома поздних лет.
......

В 1936 году Иван Антонович Мошков, женатый на Екатерине Конусевич, внучке Н.Н.Тургенева, продал Литературному музею акварель-ные портреты деда и бабки писателя, работы худ. Моргунова, живо-писное изображение И.С.Тургенева кисти Э.Лами ( выставлено теперь в т.н. "аксаковском доме" в Москве), карандашный набросок молодого Тургенева в утреннем колпаке, сделанный в 1841 году Алексеем Бакуниным, и юношеский акварельный портрет, считающийся изображе-нием Ивана в возрасте 12 лет. В действительности же это, всего вероятнее, старший брат Николай, коему преподнесён подарок в виде портрета ко дню его ангела в 1830 году, о чём есть авторская помета на ободке картонного задника.

После революции семейство Мошковых бедствовало, в 1937 году они подверглись высылке. Имелось ли что "тургеневское" у двух других дочерей Е.Н.Конусевич - сведений нет. Варвара Николаевна Конусевич ( внучка дяди ) жила перед революцией в Берлине, судьба её неизвестна. Ещё одна внучка, Татьяна Конусевич, по мужу Прудникова, пропала без вести в годы Великой Отечественной войны в Смоленске (архив Н.М.Чернова).

Правнук Н.Н.Тургенева, Георгий Иванович Мошков ( р. 1916 г.) - тоже участник войны - оказался в немецком плену, за что был потом осуждён. Отбыв заключение, жил в Донецке и работал в шахте. О прошлом соей семьи вспоминать не любит. В 1965 году от его сестры Ольги Ивановны Мошковой поступило в Государственный литературный музей около 30 фотопортретов из родственного окружения писателя. Дочь Ольги Ивановны, Наталья Викторовна Чаурская, живет теперь в Москве. К сожалению, от связей с музеями она уклоняется.
По-видимому, ещё в начале 1900-х годов юшковско-карачевская коллекция наследников дяди Николая Николаевича была разделена. Некоторую её часть увезла с собой в Сестрорецк Анна Семёновна Бе-локопытова, свояченица дяди. Когда-то она вместе с сестрой долго жила в Спасском. Оставшись одинокой, поселилась у племянницы - Варвары Николаевны Мосиной, урожденной Тургеневой, двоюродной сестры писателя. Генерал С.И.Мосин (1849-1902), второй муж Вареньки Тургеневой, был тогда начальником Сестрорецкого оружейного завода. У Мосиных образовалось таким образом значительное собра-ние тургеневских реликвий.
К Варваре Николаевне Мосиной перешло от тётки серебряное ко-ваное кольцо Ивана Сергеевича, которое он постоянно носил на ми-зинце левой руки. Мосины представляли на выставку и несколько книг из спасской библиотеки. Некоторые с памятными надписями. Там же хранилась (где находится теперь - неизвестно!) миниатюрная книжка Варвары Петровны с записями о рождении сыновей и о других семейных событиях. По имеющимся сведениям, её тоже увезла с собой Анна Семёновна Белокопытова ( "Нов. вр." 1903, N 98881, с.4). У последней же находились редчайшие портретные фотографии И.И.Чертова, М.Н.Туленинова, Н.В.Киреевского, Н.В.Успенского и других, близких Тургеневым людей. Вместе с мосинской коллекцией утрачены два рисунка видов спасской усадьбы до пожара 1839 года, в том числе "Вид с поля от Петровского, с северной стороны". По преданию, эта картинка висела в комнатке дворника, выведенного в расс-казе "Муму" под именем Герасима.
О количественом составе сестрорецкго собрания и его уровне мы судим по тексту Каталога 1909 года. Сын В.Н.Мосиной от первого брака, Н.Н.Арсеньев (старший внук Н.Н.Тургенева), как известно, был поклонником своего знаменитого родственника. Записывал воспо-минания тётушек и матери о Тургеневе. После революции он обосно-вался в Краснодаре. Ему принадлежали уникальные автографы из Спасского-Лутовинова. Некоторые выставлялись на упомянутой академической выставке. Например, детские письма, или черновик статьи о смерти Гоголя, с пометой 24-м февраля 1852 года, за которую И.С.Тургенев отправлен в ссылку (Каталог, N 247).

В молодости Н.Н.Арсеньев (1873-1952) служил инспектором уездного училища в Лодейном Поле, потом ревизором в банке. В Краснодаре преподавал педагогику и психологию. Детские дневни-ки-письма Ивана Тургенева к дяде (1831г.) после смерти Н.Н.Ар-сеньева поступили в Государственную библиотеку им. В.И.Ленина. У Арсеньевых находились кроме прочего акварельный рисунок с плана тургеневской виллы в Баден-Бадене (Каталог, N 592 а) и принад-лежавший Ивану Сергеевичу литографированный экземпляр журнала "Колокол". Куда всё это последовало - пока не установлено.
Среди владельцев тургеневских вещей значится также крестник писателя, младший сын В.Н.Мосиной, Александр Николаевич Арсеньев (р.1881, после 1917 участь его неизвестна). Некоторые письма И.С.Тургенева - к дяде Н.Н., к А.С.Белокопытовой, И.Н.Серебрякову и другие, - кажется, находившиеся в свое время у Арсеньевых, опубликованы Б.Л.Модзалевским в альманахе "Литературная мысль" (Вып. I, Пгд. 1922 г.).

Позднейшая судьба самой В.Н.Мосиной и её семейства до конца не выяснена. Сестрорецкие краеведы на запросы не отвечают. Надо туда ехать. Известно, что у Мосиных, кроме прочего, хранился не найденный до сих пор юношеский портрет Ивана Тургенева, акварель 1828 года, с надписью его отца Сергея Николаевича (см. Каталог-1909, N 2). Остальные ранние изображения будущего писателя, демонстрируемые ныне в музеях (не считая акварели 1824 года из частного собрания в Париже), представляют, скорее всего, двух других братьев. Родители Тургенева, вне сомнения, располагали портретами каждого из трех сыновей, а не тремя одного из них.
Часть памятных тургеневских вещей осталась в 1850 году у Варвары Николаевны Богданович-Житовой, воспитанницы Тургеневых, когда она покидала их московский дом на Остоженке. Впоследствии всё это хранилось у неё в Егорьевске. В 1930-е годы Государственный лите-ратурный музей приобрёл из житовского наследия у её внука
Л.М.Змиёва альбом-дневник В.П.Тургеневой (1839-42 гг.) на фран-цузском языке с записями "своих и чужих мыслей" (см. И.С.Турге-нев. Рукописи, переписка, документы. М. 1935, с.177; РГАЛИ, ф. 509, N 170), несколько фотографий (в том числе Лобановых), серебряный ларец Варвары Петровны и подлинник берлинского аква-рельного портрета Ивана Тургенева 1838 года. Он без достаточных оснований, как полагают иные специалисты, считается работой 15-летнего в то время художника К.А.Горбунова. Но это - особая тема.
Известно какой бережливостью отличался Н.С.Тургенев - старший брат писателя. Хранил у себя в московском доме старые лутовиновские портреты 18 - нач. 19 вв., собирал не только собственную переписку, но и письма матери к Ивану, которые она посылала ему за границу, в Петербург и Москву. После смерти Николая Сергеевича фамильная галерея, еще при жизни писателя, бала возвращена в Спасское. Портреты выставлялись в 1909 году и почти все обнародованы по некачественным фотокопиям того времени. Письма В.П.Тургеневой 1830-1840-х годов к Ивану проданы наследниками Николая Сергеевича коллекционеру П.Я.Дашкову, от которого в 1914 году поступили в Императорскую публичную библиотеку. Там хранятся и поныне. Можно лишь сожалеть, что Маляревские, либо Дашков, отъединили ответные письма Ивана Сергеевича матери и брату. То, что Николай Тургенев их тоже хранил, сомнений немного.

В 1965 году в Москве умерла Евдокия Ивановна Лауриц, последняя представительница семьи Маляревских. Тогда и выяснилось, что в её квартире на Мясницкой сберегались два портрета из деревенского дома Николая Сергеевича Тургенева. Один из них - пастель худ. Дессана заграничной работы, 1845 года. Специалисты знали этот портрет ещё по дореволюционным журнальным репродукциям как изображение Н.С.Тургенева. Второй портрет - пожилого мужчины, - тоже пастель, в овальном паспарту, декорированном зелёным плюшем. Обе вещи приобретены Литературным музеем и переданы в Спасское-Лутовиново. Второй (овальный портрет) условно атрибутирован здесь как изображение дяди Н.Н.Тургенева. Однако, более вероятно, что это отец писателя во время его предсмертной болезни.
Оба предположения, конечно, нуждаются в тщательной проверке. Из воспоминаний О.В.Аргамаковой (ИВ, 1884, N 2, с. 325) и В.Н.Колонтаевой (ИВ, 1885, N 10, с. 51-52 ), из письма Варвары Петровны к Ивану от 30 июля 1838 года нам известно, что второй портрет отца имелся когда-то в Спасском. Его избегали показывать, считали таинственным и более похожим, чем юношеский, кавалергардский. Жюль Мурье в конце прошлого века не смог его отыскать, хотя и упомянул о нём со ссылкой на О.Аргамакову. Наша современница, покойная Татьяна Петровна Ден полагала, что этот портрет С.Н.Тургенева не сохранился
(РЛ, 1967, 2, с.131).
Иностранец Жюль Мурье первым по настоящему серьёзно отнесся к составлению книги о спасско-лутовиновском мемориале в том виде, как он остался после Тургенева. Этот французский путеводитель, как и личность его автора, ещё ожидают вдумчивого изучения. Пока же книга Ж.Мурье служит нам надёжной отправной точкой для учёта и поиска того, что осталось из семейных реликвий после писателя. Биографы Тургенева только из этой книги могут извлечь первые пуб-ликации фамильных лутовиновских портретов, ныне безуспешно разыскиваемых. С.Л.Жидкова, сопоставив различные данные, пришла к справедливому заключению, что родовые портреты, обнародованные Ж.Мурье, те самые, что были в экспозиции 1909 года (см. "Тургениана". Сб. статей и материалов. Гос.литер. музей И.С.Тургенева. Орел, 1991, с. 38). На выставку эти портреты (за исключением нескольких) представляли Хвостовы, отец и сын.

Первый - Николай Алексеевич Хвостов (р. в 1844 ) - богатый елецкий помещик, юрист, обер-прокурор 2-го департамента Сената, железно-дорожный магнат. Был образованным для своего времени человеком, выступал с научными докладами, сотрудничал в газетах славянофиль-ского направления. Женат на Екатерине Порфирьевне, дочери одной из наследниц Спасского - Клеопатры Сухотиной, урожденной Мансуровой (р.1831, умерла ок. 1918). Три портрета, присланные на выставку Ни-колаем Хвостовым, нам неизвестны вовсе. Репродуцирования они по каким-то причинам миновали. Между тем, судя по краткому описанию в Каталоге, один из этих портретов ("мужчина в зеленом камзоле с позументами и треугольной шляпой..") напоминает тот, который некогда привлек особое внимание Тургенева. Не это ли полотно подверглось роковому проколу шпаги тургеневского героя Василия Лучинова? (См. воспоминания М.А.Щепкина. ИВ, 1898, IX, 911).
Второй владелец хвостовских портретов - сын Екатерины Порфирьевны, Алексей Николаевич Хвостов (1872-1918 ). В 1909 году он служил в Вологде, а потом в Нижнем Новгороде губернатором, в 1915-16 гг. недолгое время - министр внутренних дел. Считался ставленником Распутина, но в действительности интриговал против "старца" и пытался противодействовать прогерманской политике дво-ра (см. "Незав. газ.", 1997, 10 января ). Был убежденным противником революции. В 1918 году расстрелян по постановлению Совнаркома ( БСЭ, т.28, М.1978, с.678 ). Имения этого Хвостова находились в Ефремовском уезде.Принадлежавшие ему портреты из Спасского-Лутовинова, если остались целы, следует искать в Ельце, Нижнем Новгороде, Вологде, Петербурге и Ефремове. Но, может быть, и в Одессе.
И вот почему. Два или три из числа фамильных лутовиновских портретов представляла на академическую выставку Софья Порфирьевна, по мужу Лихнякович, дочь вышеозначенной Клеопатры, тётка А.Н.Хвостова. Одна из присланных ею "парсун" названа в каталоге "Н.С.Тургеневым". Не исключено, что именно этот мужчина средних лет представлен у Ж.Мурье на стр.11. Он именуется там "Иваном Ивановичем Лутовиновым", хотя тут - очевидная ошибка: и по обли-ку, и по одежде портрет середины 19 века. С.П.Лихнякович и ещё одна её сестра, по мужу Маньковская, некоторое время жили, кажет-ся, в Одессе. Короче, местонахождение портретов из собрания С.П.Лихнякович не установлено, как нет никаких сведений и о дру-гих находившихся у нее вещей И.С.Тургенева: чернильницы, бронзового подсвечника, звоночка, бронзовой статуэтки и топазовой печатки (Каталог, с. 302).

В конце 1930-х годов поклонники Тургенева впервые увидели акварельный портрет писателя работы художника А.П.Никитина. Один из самых примечательных в наших фондах. Исследователи знали о нем лишь по эпистолярным источникам. Написан портрет с натуры в 1857 году в Зинциге и в Риме. Он неразрывно связан с историей тургеневской повести "Ася". В Литературный музей в Москве портрет передан Е.П.Кирсановой, личность которой, как и прежнее местопребывание портрета, пока не установлены.
......... Например в Российской библиотеке ("Ленинке") есть редчайшие источники о писателе в собрании Хитрово (о петербургской юности Тургенева ), Сухотиных (соседи и родственники писателя), Н.П.Розанова (московская хроника 1820-30-х годов) и т.д. В Литературном музее в Москве имеются интересные биографические документы в фонде Е.И.Раевской, в "генеалогических тетрадях" Н.П.Чулкова.
Хотелось бы специально отметить наличие неоправданного разрыва между высоким уровнем изучения творческого наследия Тургенева и недостаточным вниманием к биографическим материалам. Пока за рамками доскональных исследований остаются судебные и имуществен-ные документы, письма к Ивану от родителей и родственников. Иногда один-единственный памятник стоит больше многих исследовательских упражнений по своей информационной значимости. Например, письмо Варвары Петровны к ее приятельнице М.М.Карповой, в котором мать Тургенева называет А.С.Пушкина в числе своих знакомых. Или послание некоей Фионии Черемисиновой, где сведения о ее дядьях, прежних владельцах известного тургеневского егеря Афанасия Алифанова. В Воронежском архиве имеются чрезвычайно важные свидетельства о проделках Николая Веневитинова, двоюродного брата писателя: о нём был задуман один из очерков "Записок охотника". Ценными для исследователей фондами располагают Орловский и Тульский областные архивы.



(Впервые опубликовано в "Спаском вестнике". Вып.4. Тула, 1997 г.)

---
С просьбами об архивном поиске в личку обращаться НЕ НАДО!
митоГаплогруппа H1b
Дневник
Victorin
Участник

Victorin

Москва
Сообщений: 57
Регистрация: 12 июня 2008
Рейтинг: 13 


valcha написал:
[q]
ЗАГАДКА МОЗГА ТУРГЕНЕВА
Кандидат медицинских наук Н. БОГДАНОВ и кандидат биологических наук Е. КАЛИКИНСКАЯ
"Почему же Тургенев не унаследовал склонность к эпилепсии, четко прослеживающуюся у его родственников? Вот тут-то пора вспомнить о необычайной массе его мозга. Может быть, дело именно в ней? Если у животных большая масса мозга препятствует развитию судорог, то, несомненно, нечто подобное может происходить и у людей! Возможно, естественный отбор "оттачивал" эту уникальную особенность в роду ЛУТОВИНОВых-Тургене вых не одно поколение. В результате появился такой гениальный человек, как Иван Сергеевич. Огромная масса мозга "страховала" его от развития болезни. А все положительные черты эпилептоидного характера - упорство, работоспособность, умение добиваться поставленной цели - он сохранил и смог развить в себе более чем кто-либо другой."
[/q]


Чепуха полная.Эпилепсия может быть и результатом травматической контузии. Причём тут наследсвенность? И вообще, автор статьи видимо плохо понимает механизм передачи рецессивных и доминантных признаков и заболеваний.


---
Собираю информацию по родам и фамилиям: Высоцкие - Курской Харьковской губ.;
Безручко-Высоцкие любой географии, Богуславские, Харьковской губ.; Зименковы- Ашхабад, Туркмения; Ореховы - Самарской и Липецкой, Чеховы, Курской губ.
valcha
Долгожитель форума
Не историк! Просто diletto к истории имею.

valcha


Сообщений: 21410
Регистрация: 2 мар. 2006
Рейтинг: 9241 


---
С просьбами об архивном поиске в личку обращаться НЕ НАДО!
митоГаплогруппа H1b
Дневник
<<Назад  Вперед>>Модератор: TatianaLGNN
Генеалогический форум ВГД »   Поиск предков, родичей и/или однофамильцев »   Генеалогия знаменитостей и исторических личностей »   И. С. Тургенев
RSS