Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогический форум ВГД

На сайте ВГД собираются люди из многих городов и стран, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!

Генеалогический форум ВГД »   Поиск предков, родичей и/или однофамильцев »   Генеалогия знаменитостей и исторических личностей »   Романовы
RSS

Романовы


<<Назад  Вперед>>[ <<<<< ] Страницы: 1 2 3 4 5 ... 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 [ >>>>>> ]
Модератор: TatianaLGNN
Commeng
Долгожитель форума

Commeng

Москва
Сообщений: 818
Регистрация: 26 фев. 2010
Рейтинг: 151 

Незаконная связь и последующий брак вел. кн. Михаила Александровича со скандальной Натальей Сергеевной Шереметьевской (1880-1952) – хорошо изученная тема.

Однако в ней есть моменты, требующие уточнения.

Первое. Титул «графини Брасовой», якобы пожалованный ей императором. Это - ошибка, встречающаяся в подавляющем большинстве монографией, справочников, в Википедии, а также в многочисленных околоисторических повествованиях.
В «Семейно хронике» Т.А. Аксаковой-Сиверс читаем:

«Вся эта фронда плохого тона быстро становилась известной в Петербурге, и там, по приезде Натальи Сергеевны в Россию, ограничились тем, что, не предоставив аудиенции, дали ей и ребенку фамилию «Брасовы» без всякого титула. (Ведь надо же им как-нибудь называться!) (Указ. Соч., Т.1, с. 268; Интернет-ссылка:
В обстоятельной и точной в деталях статье Кирилла Серебренитского о графе Георгии Брасове читаем о том же:
«13 ноября 1910 Николай II секретным указом даровал нежданному племяннику дворянство, отчество Михайлович и фамилию – Брасов, от орловского села Брасово, где было любимое поместье Михаила. И – не более»

«26 марта 1915 года – новый знак примирения от Императора: Георгий Брасов был возведён в титул графа Российской Империи. Мать пятилетнего графа, Наталья Сергеевна, тоже стала именоваться графиней Брасовой, – но вот имела ли она на это право, – есть сомнения. Не только титула, но и фамилии Брасовой – ей никто не давал».

Генеалог Николя Энаш пишет: «Именуемая «графиней» Брасовой, мадам Вульферт никогда не получала этот «титул учтивости» официально. Во время своей совместной с вел. кн. Михаилом Александровичем поездки Берлин в сентябре 1911 г., а затем и в Вену, где они тайно поженились, они взяли титул «графа и графини Брасовых», возможно потому, что их сын, родившийся 15 месяцами ранее, уже получил при рождении российской дворянство под именем Брасова». (N. Enache. La descendance de Pierre le Grand, tsar de Russie. Editions Sedopols, 1983, p. 127).

Кстати, о дате свадьбы вел. кн. Михаила Александровича и Н.С. Вульферт. В справочной литературе фигурируют разные даты: 17 октября 1912 г. (напр., Пчёлов Е.В. Романовы. История династии. М.: 2002, С. 361); 15 октября того же года (напр., Кузьмин Ю.А. Российская императорская фамилия. Спб.: 2005, С. 117).

В начале 90-х гг. прошлого века г. д-р Гельмут Гроссинг, архивист Государственного архива Вены разыскал свидетельство о венчании вел.кн., относящееся к православной церкви Св. Савы (Вена) (acte n°32 за 1912). По нему, вел.кн. Михаил Александрович, проживающий в Вена по адресу Johannesgasse 23 и «потомственная дворянка Наталья Сергеевна Брасова (! – так в документе), дочь дворянина Сергея Александровича Шереметьевского и Юлии Владиславовна (на самом деле – Вячеславовны), разведенной, поженились 16(29) октября 1912 г. (Huberty M., Giraud A. L'Allemagne dynastique. T. VII (1994), p. 308, note 55).

---
Вопросы европейской генеалогии: скандалы, интриги, расследования http://forum.vgd.ru/1127/
zЛукz
Почетный участник



Москва
Сообщений: 181
Регистрация: 31 июля 2013
Рейтинг: 91 

О браке вел. кн. Михаила Александровича см.:
Брак в. к. Михаила Александровича. (Сыскной надзор за братом царя.) Документы // Николай II и великие князья. Родственные письма к последнему царю. Ленинград - Москва. 1925. С. 127 - 130.

---
А.Л.
Commeng
Долгожитель форума

Commeng

Москва
Сообщений: 818
Регистрация: 26 фев. 2010
Рейтинг: 151 

Герцог Константин Петрович Ольденбургский (1850) был женат на Агриппине (Аграфене) Константиновна Джапаридзе (1855-1926), ставшей матерью целого выводка графов фон Зарнекау.
Не посчастливилось найти, кто были ее родители. Есть, конечно,, но не понятно, откуда взяты сведения.
Буду признателен за прояснение этого вопроса.

---
Вопросы европейской генеалогии: скандалы, интриги, расследования http://forum.vgd.ru/1127/
zЛукz
Почетный участник



Москва
Сообщений: 181
Регистрация: 31 июля 2013
Рейтинг: 91 

В форм. списке князя Тариела Александровича Дадиани 1881 г. сказано, что он женат вторым браком на княжне Аграфене Джапаридзе. В посл. списках принца Константина Петровича Ольденбургского 1886 г. и 1902 г. сказано, что он женат на графине Аграфене Константиновне Зарникау (Зарнекау), урожденной княжне Джапаридзе. О князе Константине Джапаридзе у меня никаких сведений нет. Если верить Almanach de St. - Petersbourg, у графини Аграфены Константиновны Зарнекау была сводная сестра - Нина Георгиевна Джакели, урожд. Иоселиани (дочь Георгия Николаевича Иоселиани и его жены Мелании Алексеевны, прежде жены Константина Джапаридзе [без титула!], урожденной [также!] Джапаридзе). Таким образом, мать графини Зарнекау - Мелания Алексеевна, урожд. Джапаридзе.

---
А.Л.
Commeng
Долгожитель форума

Commeng

Москва
Сообщений: 818
Регистрация: 26 фев. 2010
Рейтинг: 151 


zЛукz написал:
[q]
прежде жены Константина Джапаридзе [без титула!]
[/q]


Ага,без титула...
Посмотрел с помощью переводчика Гугл довольно подробную статью об Аграфене Джапаридзе :doof:
Там Константин Джапаридзе тоже не князь.
Проблема в том, что лишь часть рода Джапаридзе была утверждена в 1850 в княжеском достоинстве, другие Джапаридзе - дворяне.
К сожалению, 5-й том "Дворянский родов Российской империи", где планировались Джапаридзе, так и не вышел.
В IV-ом томе в росписях князей Дадиани Агриппина (Аграфена) Константиновна действиельно показана как княжна Джапаридзе.

---
Вопросы европейской генеалогии: скандалы, интриги, расследования http://forum.vgd.ru/1127/
Commeng
Долгожитель форума

Commeng

Москва
Сообщений: 818
Регистрация: 26 фев. 2010
Рейтинг: 151 

Вот, что как этот сюжет (в сокращениях) комментируется в L’Allemagne Dynastique:

«Отвечая на наш на вопрос о предках со стороны матери, гр. Николай Заркенау сказал нечто поразительное:

«На Кавказе владельцы трех баранов зачастую объявляют себя князьями. Не знаю, так ли это с Джапаридзе, но их трудно соотнести с любой социальной группой: лавочниками ли, дворянами, пойди разберись! Брак принца Ольденбургского был скандальным, от был выслан в гарнизон в Кутаиси, откуда родом была его жена и где родились все его дети. Позже, прощенная, графиня Заркенау заняла заметное место на всех тожествах при дворе».

Далее идет цитата из письма Кирилла Туманова, известного специалиста по генеалогии грузинских фамилий:
«Для крестьянский семей Грузии принимать фамилию господ, которым они служили, было вполне естественно. Случай с Агриппиной Джапаридзе, похоже, лежит в той же плоскости неоднозначности. Проф. Михаил Церетели, специалист по старой Грузии, говорил мне, что отец этой дамы был трактирщиком (un tavernier); потому неудивительно, что имя ее матери неизвестно. Тот факт, что она первым браком вышла замуж за князя Дадиани, позволил некоторым впоследствии писать, что она была урожденной княжной Джапаридзе. К сожалению, эта ошибка повторяется уважаемыми исследователями. В то же время Н. Иконников (La Noblesse Russie, II, 1957, p.316), указывая первую жену князя Териела Дадиани из рода Шервашидзе, не знает имени его второй супруги».



---
Вопросы европейской генеалогии: скандалы, интриги, расследования http://forum.vgd.ru/1127/
zЛукz
Почетный участник



Москва
Сообщений: 181
Регистрация: 31 июля 2013
Рейтинг: 91 

Думаю, что графиня Зарнекау происходит из грузинского дворянства и утверждения проф. Михаила Церетели сомнительны. В подтверждение приведу цитату из дневника великого князя Георгия Александровича:
4(16) сентября 1893 г. Амбралаури (Рачинский уезд).
<...> Обедали на воздухе; я пригласил нескольких князей; один из них, князь Гелавани, двоюродный брат графини Зарнекау. <...>


---
А.Л.
Commeng
Долгожитель форума

Commeng

Москва
Сообщений: 818
Регистрация: 26 фев. 2010
Рейтинг: 151 


zЛукz написал:
[q]
Обедали на воздухе; я пригласил нескольких князей; один из них, князь Гелавани, двоюродный брат графини Зарнекау
[/q]


Александр, не знаете, о каком именно кн. Гелавани идет речь? К сожалению, у меня нет "Дневников" (они издавались? не попадалось на глаза), может комментатор указал, о ком именно речь...

---
Вопросы европейской генеалогии: скандалы, интриги, расследования http://forum.vgd.ru/1127/
zЛукz
Почетный участник



Москва
Сообщений: 181
Регистрация: 31 июля 2013
Рейтинг: 91 

Commeng
Дневники, насколько я знаю, не издавались; они хранятся в ГАРФ. Какой именно кн. Гелавани упомянут - не знаю.

---
А.Л.
Commeng
Долгожитель форума

Commeng

Москва
Сообщений: 818
Регистрация: 26 фев. 2010
Рейтинг: 151 


zЛукz написал:
[q]
Commeng
Дневники, насколько я знаю, не издавались; они хранятся в ГАРФ. Какой именно кн. Гелавани упомянут - не знаю.
[/q]


"Дворянские роды РИ" дают ти пересечения родов Геловани и Джапаридзе:

Аслан Георгиевич Геловани (1860-1919) женат 2-м браком на дворянке Саре Николаевне Джапаридзе (ум. 1927)
Давид Георгиевич Геловани (ум.до 1866) женат на княжне Турпе Отиевне Джапаридзе (1830-1908)
Кация Вахтангович Геловани (1849-1910) женат на княжне Русудане Минаговне Джапаридзе (ум. 1899)

Одна из них, видимо, - сестра либо Константина Джапаридзе, либо Мелании. Мелания вроде "Алексеевна" - отпадает.

Все-равно гадание на воде...

Противоречивая история.
С одной стороны, великий князь и послужные списки - тут не до игры в "авось".
С другой стороны, скандальный брак, о котором так пишут, не выглядел бы столь вопиющим, будь невеста княжна по рождению.
Правда, скандальными были и обстоятельства развода с Тариелом Александровичем Дадиани, который чуть ли не продал жену герцогу Ольденбургскому.
В-третьих, непонятно, почему сын Агриппины ничего не знал происхождении свой матери.

---
Вопросы европейской генеалогии: скандалы, интриги, расследования http://forum.vgd.ru/1127/
<<Назад  Вперед>>[ <<<<< ] Страницы: 1 2 3 4 5 ... 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 [ >>>>>> ]
Модератор: TatianaLGNN
Генеалогический форум ВГД »   Поиск предков, родичей и/или однофамильцев »   Генеалогия знаменитостей и исторических личностей »   Романовы
RSS