Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогический форум ВГД

На сайте ВГД собираются люди из многих городов и стран, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!

Генеалогический форум ВГД »   Сословия, вероисповедания, этносы »   Сословия разные »   Служилые татары
RSS


Служилые татары

Хочу открыть новую ветку о служилых татарах. Интересно, что они были не только мусульмане, но и православные (или католики - как литовские татары-липки). Существовали тептярские и нагайбакские казачьи части. Среди сибирских казаков были тюменские, тобол


<<Назад  Вперед>>[ <<<<< ] Страницы: 1 2 3 4 [ >>>>>> ]
Модератор: Konstantin Ivanov
Виктор Зайцев
Долгожитель форума

Виктор Зайцев

Ой, где был я вчера? Не найду, хоть убей
Сообщений: 600
Регистрация: 2013
Рейтинг: 467 

Кадомские татары (кадомские служилые татары) — этносословная группа в составе татарского народа, проживавшая в г. Кадом и прилегающей к нему территории (в наст. время северо-восток Рязанской и юго-запад Нижегородской областей). По всей видимости группа сформировалась на основе ордынского населения территории, вошедшей в состав расширяющегося Российского государства. В XV—XVIII вв. относились к служилому сословию. Ни территориально, ни административно не имели отношения к соседнему Касимовском ханству (1452—1681), однако военную службу зачастую проходили совместно с касимовскими татарами. Служба (пограничная) велась, как правило, в теплое время года двумя группами («половинами») по-очереди. В случае военных походов, могли быть призваны одновременно обе «половины». Отдельные лица проходили «административную службу», служа толмачами, писцами, послами.

В нач. XVIII в. указами Петра I, наряду с другими группами служилых татар, были переведены в сословие государственных крестьян. В результате миграций на восток совместно с другими группами служилых татар образовали субэтнос татарского народа мишарей. К современному татарскому населению региона термин не применяется.

Крупный населенный пункт потомков кадомских татар в историческом регионе — с. Азеево.

Фамилии кадомских мурз

Аганины (княжеский род)
князь Дивеевы
князь Енгалычевы
князь Мамины
князь Мансыревы
князь Токшеиковы
князь Тугушевы
Балюковы
Бахтыгозины
Бегишевы
Бигловы
Богдановы
Енговатовы
Илышевы
Крымские
Маматовы
Облесимовы
Сюндюковы
Уразгилдеевы
Чермонтеевы


Комментарий модератора:


---
Пироговы, Рощупкины, Червяковы, Меркуловы, Белолипские (Новосиль),
Зайцевы (Талдом)
IrinaFM
Долгожитель форума

IrinaFM

Москва
Сообщений: 3424
Регистрация: 2003
Рейтинг: 1430 

Виктор Зайцев
[q]
Кадомские татары (кадомские служилые татары)
[/q]

А из какаго источника/ов эти данные?

---
Ирина, администратор форума СВРТ
Прошу в личку не писать. Я про нее забываю, если для ответа надо более 3-х минут :). На письма без приветствия и подписи не отвечаю.
Виктор Зайцев
Долгожитель форума

Виктор Зайцев

Ой, где был я вчера? Не найду, хоть убей
Сообщений: 600
Регистрация: 2013
Рейтинг: 467 

Из Википедии

---
Пироговы, Рощупкины, Червяковы, Меркуловы, Белолипские (Новосиль),
Зайцевы (Талдом)
Виктор Зайцев
Долгожитель форума

Виктор Зайцев

Ой, где был я вчера? Не найду, хоть убей
Сообщений: 600
Регистрация: 2013
Рейтинг: 467 

Татарское служилое сословие «йомышлы» начало формироваться практически сразу после завоевания Сибири. Уже в 1595 году в гарнизоне города Тюмени имелись служилые татары. А в 1598 году, во время последнего похода на хана Кучума, тобольский воевода Андрей Воейков поручил отдельную операцию отряду, в который входили 40 казаков и 60 татар. Как предполагал Г.Ф. Миллер, отдельные служилые татары были приняты на военную службу по особому распоряжению Ермака.

Семен Ремезов сообщает, что после поражения в августе 1598 года Кучум с небольшим числом своих сторонников направился в Ногайскую землю, где был убит, а его люди «приидоша ко граду Тобольску и приложася ясак платити, овии же крестишася во христианство и поверстаны в службу в новокрещенский список, овии же мурзы и мурзичи, 300 человек поверстаны в службу и оклад им учинен по 15 рублей и по 7-ми.
И поставиша русского голову, чиновника».

По всей видимости, именно эти 300 «мурз и мурзичей» впоследствии составили основу контингента служилых татар главного сибирского города Тобольска. Численность их почти не менялась и оставалась в Тобольске в течение всего XVII века в пределах 250 - 255 человек. Таким образом, основа служилого татарского войска складывается из представителей военно-служилой элиты Сибирского ханства.

Потомки служилых татар вели свои родословные от военно-феодальной верхушки Сибирского ханства. Многие из них были связаны происхождением со знатными родами тюрко-монгольского мира. Поступив «за многие привилегии» на царскую службу и сохранив в определенной мере свои прежние права, они составили особый разряд так называемых «юртовских служилых татар», выделенных из основной массы ясачных людей».

В конце XVI века из юртовских татар были сформированы команды, сосредоточенные в Тобольске, Тюмени и Таре. Позже подобные подразделения появились в Томске, Кузнецке и Красноярске. Сумев привлечь на свою сторону сибирскую татарскую аристократию, Москва получила в их лице профессионально подготовленный военный контингент, не требующий значительных затрат на обучение и вооружение, который играл важную роль в процессе дальнейшей колонизации Сибири. В XVII веке служилые татары успешно выполняли возложенные на них функции, связанные, прежде всего, с несением конной службы.

В русские казачьи команды, как правило, набирались лишь те инородцы, которые приняли православную веру. Новокрещенные татары служили в русских либо литовских командах. Обычно они выделялись в отдельный список. По этому списку в 1633 году тобольских новокрещенных татар и новокрещенных казаков числилось 25 человек.

Поставленная Московским правительством важная стратегическая задача привлечь на свою сторону татарскую феодальную знать предписывала сибирским воеводам проявлять «береженье к ним и ласку» и не ущемлять религиозные чувства татар.

По данным историка С.В. Бахрушина, число служилых татар в XVII веке в Тобольске составляло около 250 человек, в Тюмени —75, на Таре — 36 человек. Общая же численность военно-служилого населения Тобольска составляла 730 человек, Тюмени — 334, Тары — 425 человек. По «Расписанию» Сибирского приказа 1737 года, в русских казачьих командах Тобольска было положено по штату 583 казака, в татарских — 364. По «Расписанию» 1849 года в Тобольском конном Сибирско-Татарском городовом казачьем полку числилось 1354 казака (по Тобольскому, Тюменскому и Ялуторовскому округам). В Тобольском русском пешем казачьем батальоне в это время числилось 1707 казаков. В середине XIX века общая численность Сибирского линейного казачьего войска составляла 11943 человека. Таким образом, на протяжении всего периода своего существования татарское казачество составляло весьма значительную часть сибирского казачьего войска.

Казаки «содержали везде стражу, употреблялись при построении слобод, отправляли разные службы по городам при воеводах, чинили сбор ясака в казну от ясашных народов и удерживали их в надлежащем повиновении начальству». Служилые татары направлялись в «соляные» походы на Ямыш-озеро. Позднее, в конце XVIII- начале XIX веков, когда необходимость в подобных мероприятиях отпала, казаки татарских сотен, наряду с русскими городовыми казаками, стали использоваться «для содержания стражи и посылок», «употребляться в разные городовые караулы» в земских судах Кургана, Ишима, Ялуторовска, а также служили в качестве переводчиков в приграничных крепостях.

В результате проведенных в 1822 году реформ в Западной Сибири были сформированы Тобольский городовой полк, Сибирский татарский казачий полк (с командами в Тобольске, Тюмени, Томске), Томский (с командами в Томске, Кузнецке, Нарыме). Положения «Устава о сибирских городовых казаках» и «Устава об инородцах» приводят к дальнейшей унификации прав и обязанностей русских казаков и казаков-татар, в том числе и в земельных вопросах. Завершается этот этап в 1868 году упразднением Сибирского Татарского казачьего полка.

Увы, но материальных свидетельств: наград, воинской формы, царских грамот, пожалованных в свое время казакам-мусульманам, проживавшим на территории Тобольска и Тобольского района, практически не осталось. Во времена установления Советской власти в Сибири многие из казаков, в том числе и мусульман, попрятали свидетельства своих прошлых заслуг перед царской властью. И теперь добыть эти доказательства можно, в основном, занимаясь поиском кладов, на которые богата земля Тобольская.

---
Пироговы, Рощупкины, Червяковы, Меркуловы, Белолипские (Новосиль),
Зайцевы (Талдом)
Виктор Зайцев
Долгожитель форума

Виктор Зайцев

Ой, где был я вчера? Не найду, хоть убей
Сообщений: 600
Регистрация: 2013
Рейтинг: 467 

После падения Сибирского ханства в конце XVI века, основная часть оставшейся в живых татарской феодальной верхушки, переходит на службу новому правительству в качестве служилого сословия - «йомышлы»
Семен Ремезов в «Истории Сибирской» сообщает, что в 1598 г. «в поход за царем Кучумом» была направлена рать. В результате боя было захвачено много пленных, в том числе 3 сына, 2 дочери и 6 жен «кучумовых» и «з достальным имением и со скотом возвратишася здравии». Плененные «кучумовичи» были отправлены в Москву. После поражения хан Кучум бежал к верховьям Иртыша и по пути «похитил у калмыков коней многое число». Однако калмыки настигли обидчика, и «многих кучумлян побиша и коней, свои стада отняша». С небольшим числом своих сторонников Кучум направился в Ногайскую землю, где сам он был убит, а его люди «приидоша ко граду Тобольску и приложася ясак платити, овии же крестишася во христианство и поверстаны в службу в новокрещенский список, овии же мурзы и мурзичи, 300 человек поверстаны в службу и оклад им учинен по 15 рублей и по 7-ми. И поставиша русского голову, чиновника»
По всей видимости, именно эти 300 «мурз и мурзичей» и составили основу контингента служилых татар главного сибирского города - Тобольска. Численность ихпочти не менялась в течение всего XVII в. и оставалась в Тобольске, по данным С.В. Бахрушина, в пределах 250-255 человек
Сведения относительно пленения «лутших мурз» и приведения их к шерти в 1598 г. подтверждаются и в Наказе русскому послу Александру Федоровичу Жировому-Засекину, где сообщается, что «...государевы наши люди зашед Кучума царя на поле, побили на голову самого Кучума царя да брата его Илитеня царевича и детей его и племянников и с ним трех царевичей ми многих князей, и мурз и всяких людей побили болши шти тысеч человек, а пяти царевичей Кучумовых детей Асманака царевича з братьею, десять цариц Кучюмовых и детей его жон да восмь царевых Кучюмовых дочерей, лутших мурз болши трехсот человек живых взяли и к государю нашему царю и великому князю Борису Федоровичу всея России самодержца привели, а улусы Кучумовы разорили...».
Таким образом, основа служилого татарского войска сложилась из представителей феодальной верхушки бывшего Сибирского ханства. До присоединения Сибири они составляли военно-служилую элиту Сибирского ханства. Среди них С.В. Бахрушин называет князя Енбулата, служившего в Тобольске в 90-е годы XVI в., его сына князя Кутука и внука Аллагур-мурзу, мурзу Кайдаула Байсеитова, его сыновей Мамета, Читея и Аиткула Кайдауловых, тарского князца Тынмамета Берделей-мурзина, его сына Кучука Тынмаметова и внука Талайку Кучукова. Среди татарских мурз начала XVII в. известен тюменский служилый татарин «князь
По сведениям Г.Ф. Миллера, уже в 1595 г. служилые татары имелись в гарнизоне г. Тюмени. Так, он сообщает об уходе из Тюмени в 1595 г. 50 служилых татар с женами и детьми, которые направились в область, лежащую по верхнему течению Тобола, и захватили с собой еще 30 человек ясачных татар и тюменских служилых татар. В 1598 г., во время последнего похода на хана Кучума, тобольский воевода А. Воейков поручил отдельную операцию отряду, в который входили 40 казаков и 60 татар.
Аткачарко Ахманаев», тюменские «юртовские служивые татарове лучшие люди» Девей Иртышов, Буйдак Емачтаев, Тугока Келементеев, Моюмас Азехматов, Казад Енгильдеев, Устемир Канчюрин и др. Некоторые из попавших в русский плен сибирско-татарских феодалов были отправлены в Москву. Известно, что плененный царевич Маметкул в 1584 г. был отправлен в сопровождении отряда казаков под предводительством атамана Грозы. В Москве Маметкул был милостиво принят царем Федором и, поступив на русскую службу «полковым воеводою», принимал участие в 1590 г. в шведском походе, а также в походах по усмирению татар.
В отличие от русского казачества, в подавляющей массе формировавшегося из низов сибирского общества и благодаря службе достигавших определенного социального статуса, изменения в социальном положении казаков-татар происходили в прямо противоположном направлении. Потомки служилых татар вели свои родословные от военно-феодальной верхушки Сибирского ханства. Многие из них были связаны происхождением со знатными родами тюрко-монгольского мира. «За многие привилегии» поступив на царскую службу и «сохранив в определенной мере свои прежние права, они составили особый разряд так называемых «юртовских служилых татар», выделенных из основной массы ясачных людей». В лице татарской военно-служилой знати Московское государство получило профессионально подготовленный военный контингент, который играл исключительно важную роль в процессе дальнейшей колонизации Сибири. Татарская военная знать, как отмечал С.В. Бахрушин, «безболезненно перешла на царскую службу, переменив без резкого перерыва одного господина на другого».
Подобная же ситуация наблюдалась и в других покоренных Русским государством постзолотоордынских государствах - Астраханском, Казанском ханствах. Казанским феодалам после завоевания Казанского ханства, когда мощь татарской знати была сломлена, также пришлось всецело ориентироваться на политику московского правительства. Те феодалы, которые проявили лояльность по отношению к русскому правительству, были оставлены на своих местах. За это они должны были служить новой власти. Их стали называть мурзами и служилыми татарами. Служилые татары использовались в качестве толмачей, переводчиков, послов, писцов и т. д. Они участвовали в Ливонской войне, военных походах, охране границ Русского государства и пр. За службу они получали земли, денежное и хлебное жалованье. Служилые татары обладали некоторыми привилегиями в торгово-ремесленных занятиях. Общее же число татар в русской армии в XVII в., по данным С.Х. Алишева, составляло около 10 %, а в 1651 г. их было 6,5 % или 9113 человек конных воинов.
По окладным книгам 1696 г. обнаруживаем, что самые большие оклады среди тобольских служилых татар были у голов служилых татар - Авазбакея Кульмаметева - 23 рубля, и его сына Сабанака Азбакеева - 16 рублей. Наибольшие оклады среди служилых татар - по 15 рублей - были у Кармышана Кочемаметева, Тахлыбая Копландина, Юзюпа Алышаева, Мамета (по другим источникам -Ишмамета) Семенеева и Мамет Мурата Азбакеева. По 14 рублей получали Акшац Мамеделеев, Кутлумамет Исенеев, Аничко Аиткулов, Урмашко Надыров. Русская администрация сохраняла иерархию среди «лучших людей» аборигенного населения на протяжении XVII в., поэтому в окладах служилых татар отражалась социальная значимость прежней ханской элиты. Кроме того, обычно на места умерших служилых с их окладом приверстывались их дети или братья. Исходя из этого, в указанных служилых татарах со старшими окладами можно видеть потомков высшей аристократии Сибирского ханства, в том числе, возможно, и карача-беков.
Как замечает П. Небольсин, в Сибири в сословие служилых людей татары верстались за особенные услуги, часто по их собственной просьбе, но преимущественно из тех, «от которых измены не почаяти».
Привлечение на свою сторону татарской военно-служилой знати для Московского государства имело огромное значение. Поэтому действия местной власти были направлены на то, чтобы выполнять установку центрального правительства: «.от Кучума царя людей лучших отговаривать, чтобы ехал к государю служить». Для этих целей привлекались и уже перешедшие на русскую службу тобольские татары. Была предусмотрена система поощрений и льгот: «а которые от царя приедут и тех жаловать, и сукна давать и хлебца. И которые князьки и Татарове государю служат и в город к воеводам приходяти ясаки платят, и про всякие вести про Кучума царя, и про его умышление и про Ногай, учнут приходя сказывать - и тех татар поить и кормить государевым запасом и береженье к ним и ласку держат великую и отпускати их к себе домой не задерживая».
Угроза отпадения Сибири от центра существовала в течение всего XVII в. Эта угроза обязывала Российское правительство предпринимать меры по установлению прочных административных, политических и экономических связей с «дальней сибирской вотчиной». Тобольск с конца XVI в. являлся связующим звеном между новой государевой вотчиной и центром, объединял сибирские города под своим началом.
Исходя из этих установок, на первых порах государство всячески старалось поощрять служилых татар и оберегать их интересы, в том числе и от представителей местной власти. Когда в 1598 г. воевода Ефим Бутурлин «мимо государеву указу» наложил на юртовских татар ясак по 10 соболей с человека и «не в меру, но по большому окладу» наложил ясак на тобольских «кречатников», которые прежде «за ясак давали кречеты», а после обложения ясаком «государю изменили, побежали», то служилые татары обратились к царю с челобитной, в которой жаловались, что «у них вотчин никаких нет и соболями не промышляют» и прежде ясака с «них не имали». Царь освободил юртовских татар от ясака, а новым воеводам предписал произвести розыск об этих незаконных действиях Ефима Бутурлина и велел «за то на Ефима опалу свою государеву положить». Из Москвы поступает предписание воеводам «льготить и беречи...» юртовских татар, и чтобы «.они б жили в государевом жалованье безо всякого сумненья и юрты свои полнили». «Имянной указ» царей Ивана и Петра Алексеевичей от 21 января 1696 г. гласил: «будет по розыску явится, что ясачные люди разбрелись в дальние страны и изменили от воеводских нападков и тех воевод, которые по совершенным уликам будут тому вины - за то самих казнить смертью же».
По всей видимости, именно дипломатическими расчетами и политической дальновидностью московской власти объясняется и то, что служилые татары на протяжении всего периода существования данного сословия оставались мусульманами. Активных насильственных мер по христианизации служилых татар в Сибири, в отличие от Казанского ханства, не предпринималось. И хотя одним из важнейших постулатов казачества являлось православие, и в казачьи команды обычно набирались лишь те инородцы, которые приняли христианскую веру, тем не менее, основная масса татар-казаков в Сибири осталась «магометанами». Татары же «новокрещены» служили в русских, либо «литовских» командах. Как правило, они выделялись в отдельный «список». По этому «списку» в 1633 г тобольских новокрещеных татар и новокрещеных казаков числилось 25 человек. «Новокрещены» на первых порах составляли особый разряд полуслужилых инородцев - т.н. «кормовые новокрещены», которые получали неопределенный денежный «корм» за разные служебные поручения, а не постоянное, годовое «жалованье», которое выдавалось «служилым татарам» (некрещеным) и другим служилым инородцам, составлявшим постоянные воинские части.
«Кормовые новокрещены» часто били челом о поверстании в русские войсковые части - в казаки и др. Обычно эти просьбы удовлетворялись, и новокрещеные татары очень быстро сливалась с русским казачеством.
В целом число новокрещеных татар было незначительным, так как, несмотря на все усилия рьяных сибирских православных просветителей Филофея Лещинского, Сильвестра Главацкого и их последователей, новая вера плохо приживалась у сибирских народов, и особенно у татар. В то время как князьки северных княжеств (Обдорского, Пелымского, Куноватского и пр.), хотя бы номинально принимают православие, ситуация с верхушкой бывшего Сибирского ханства остается иной. В их отношении Москва выбирает иную, более гибкую политику.
Таким образом, на первых порах для сибирской верхушки не происходит существенных изменений при смене сюзерена. С присоединением Сибирского ханства к России царское правительство в основном сохранило традиции военной службы, сложившиеся еще в период существования ханства. В конце XVI - начале XVII вв. они по-прежнему считаются «лучшими людьми», за ними сохраняются их «вотчинные угодьи», им даются различные привилегии. Кроме того, они, наряду с русскими служилыми людьми, за службу получают денежное, хлебное и соляное жалованье. Но в дальнейшем положение служилых татар постепенно меняется.

Автор: Зайтуна Тычинских

---
Пироговы, Рощупкины, Червяковы, Меркуловы, Белолипские (Новосиль),
Зайцевы (Талдом)
vishnevskiy_74
Долгожитель форума

vishnevskiy_74

Сообщений: 828
Регистрация: 2013
Рейтинг: 5019 

Приветствую! Я тут думаю, стоит ли заводить отдельную ветку о нагайбаках. Под определение служилых татар они попадают - но, с другой стороны, у них своя уникальная история. Хочется и, так сказать, "не плодить лишних тем", и сделать так, чтобы ссылки и публикации не потерялись среди прочих сообщений по теме служилых татар. Как думают уважаемые форумчане?

---
Изучаю крестьянские и казацкие фамилии Южного Урала. Мой дневник.
Виктор Зайцев
Долгожитель форума

Виктор Зайцев

Ой, где был я вчера? Не найду, хоть убей
Сообщений: 600
Регистрация: 2013
Рейтинг: 467 

Нагайбаки - это те же кряшены, православные татары.

---
Пироговы, Рощупкины, Червяковы, Меркуловы, Белолипские (Новосиль),
Зайцевы (Талдом)
I am Ural
Долгожитель форума



Сообщений: 497
Регистрация: 2014
Рейтинг: 180 

в этногенезе нагайбаков участвовали многие народы, не только татары, но и казахи и башкиры
Старухинъ Андрей
Долгожитель форума

Старухинъ Андрей

Плавск Тульской обл.
Сообщений: 853
Регистрация: 2012
Рейтинг: 885 


вот в моих старых архивных выписках встретил служилых татар участников сражения в составе Русского войска с поляками под Старым Быховым в 1661 году

например упоминаются следующие раненные по Старым Быховым служилые татары в 1661 году

".....татарин Темниковского города - Алтанбу мурза Булатов сын Бачурин ( получил рану )

......татарин Алатарского города — Куней Алманов ( ранен )

........ татарин Касимовского города — Чюрай Ушаев сын Кондратьев ( ранен )

........ романовский татарин --- Кудаш Карамышев ( ранен )

........... татарин --- Борис Лукаев



.....и другие


---
однодворцы Старухины , Гребенкины , Зайцевы , Есиповы , Пироговы , Алехины , Стародубцевы --
Старухинъ Андрей
Долгожитель форума

Старухинъ Андрей

Плавск Тульской обл.
Сообщений: 853
Регистрация: 2012
Рейтинг: 885 


вот еще нашел — Тоузак Неклюдов сын Богданов - в 1580 году кадомский татарин , мищярин - служил по Арзамасу ( возможно от него идут арамасско пензинские дети боярские Тоузаковы )

в Арзамасском уезде в 1600 году на реке Пьяне владели землями : татарин Богдан Разбахтеев и Ждан Томаев , а так же мордвин Угос Каргашин и кучулмовский мордвин Салдуш Мелседеев

так же в Арзамасском уезде влалел поместными землями мурза Ишей Теребердеев - ему дано в поместье деревня Щербинина ( поместье Семена Щербина (ы) ) и деревня Ареховец 9 поместье мурзы Момета Момаева 9 возможно Томаева ? )

так же в Арзамасском уезде владели поместьями татары Чекей Янгельдеев и Байбарой Корамышев - у них пустошь изинзаева и роспашь Отяшина ( 55 чети )

еще татары по Арзамасу - татарин - новик Юзейко Исаков , и Богдан Ра (о) збахтеевъ



---
однодворцы Старухины , Гребенкины , Зайцевы , Есиповы , Пироговы , Алехины , Стародубцевы --
<<Назад  Вперед>>[ <<<<< ] Страницы: 1 2 3 4 [ >>>>>> ]
Модератор: Konstantin Ivanov
Генеалогический форум ВГД »   Сословия, вероисповедания, этносы »   Сословия разные »   Служилые татары
RSS

Реклама от YouDo
Английский в Московском городе - подробное описание тут.
Тут ремонт компьютера выезд - ссылка на описание.