Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогический форум ВГД

На сайте ВГД собираются люди из многих городов и стран, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!

Генеалогический форум ВГД »   Дневники участников »   Дневник Elena N »   Музы Северо-Западного фронта »   "На войне музы могли жить по совместительству"
RSS

"На войне музы могли жить по совместительству"


<<Назад  Страницы: 1 * 2 [ >>>>>> ]
Модератор: Elena N
Elena N
Модератор раздела

Elena N

Санкт-Петербург
Сообщений: 2502
Регистрация: 20 апр. 2012
Рейтинг: 4272 

Семен Кириллович Галадж


ГАЛАДЖ СЕМЁН КИРИЛЛОВИЧ (1910, Варшава, Царство Польское – 1984, М.), кинооператор. Отец – горный инженер, мать – артистка драмы и кино. После завершения учебы в средней школе работал в 1927–1931 киномехаником. Будучи студентом операторского ф-та ВГИКа, с 1932 одновременно служил ассистентом оператора на столичной кинофабрике «Союзкино». Окончив институт (1934), стал оператором «Союзтехфильма», вскоре был призван в РККА. В 1936 начинает работать на к/ст. «Мосфильм». Ассистент оператора в фильмах «Волга-Волга» (1938, реж. Г.В. Александров), «Девушка с характером» (1939, реж. К.К. Юдин), «Сердца четырех» (1941, реж. Юдин).
В первые месяцы войны эвакуирован в Алма-Ату. Срочно завершив съемки короткометражного фильма «Мать и сын», Галадж в окт. 1941 возвращается в столицу и вступает в ополчение (3-я Моск. коммунистич. дивизия Киевского р-на). Назначенный командиром отряда истребителей танков, Галадж прибыл на оборонительные позиции в ближнем Подмосковье с киноаппаратом. 24 нояб. оперативно зафиксировал все свидетельства схватки однополчан с превосходящими силами противника. К этим первым кадрам летописи дивизии московских ополченцев оператор день за днем прибавлял новые киностраницы. В нач. 1942 снял одну из первых успешных контратак на укрепленные траншеи гитлеровцев у безымянного подмосковного села. Постоянно накапливаясь, разнообразные кино- и фотоданные о боях и походах воинов-москвичей составили большое историко-документальное полотно. Перед объективом Галаджа прошли практически все воины дивизии, которая к тому времени уже носила название 53-й гвардейской стрелковой Тартусской дивизии. Ему же довелось снять и незабываемые кадры ее возвращения в столицу.
Вернувшись в павильоны студии, Галадж с бригадой мосфильмовцев сразу приступил к подготовке для проката снятых на войне кинороликов, из которых составился подготовленный к сер. 1947 фильм «В боях за Родину» (хранится в РГАФД).
В послевоенный период Галадж трудился на «Мосфильме». Оператор картин: «Три встречи» (1948, режиссеры В.И. Пудовкин, С.И. Юткевич, А.Л. Птушко), «Большой концерт» (1951, реж. В.П. Строева), «Морской охотник» (1954, реж. В.В. Немоляев) и др. Ряд лет возглавлял профсоюзный комитет «Мосфильма». Жил на ул. Пудовкина, 3. Похоронен на Востряковском кладб.

"Девушка с характером", Мосфильм, 1939 - ассистент оператора.

"Сердца четырех", Мосфильм, 1941 - ассистент режиссера.

Фильм фронтового оператора Галадж С.К. о боевом пути от Москвы до Прибалтики воинов 3-ей Московской коммунистической стрелковой дивизии народного ополчения, позднее - 130 сд(2-е формир.) - 53-я Гвардейская Краснознаменная Тартуская сд, в годы ВОВ 1941-1945 г.

"Морской охотник", Мосфильм, 1954 - оператор

"Честь семьи", Мосфильм, 1956 - оператор.

"Вечер в Москве", стерео, "Мосфильм", 1962 - оператор

Его сын Н.С Галадж - редактор издательства "Малыш", организатор и директор Музея истории Артека.

КАК СОЗДАВАЛСЯ ФИЛЬМ Автор-оператор С. Галадж

В конце 1941 года киностудия Мосфильм, где я работал, эвакуировалась в Алма-Ата. Враг подходил к Москве. Не закончив съемки короткометражного фильма «Мать и сын», я добровольцем отправился на фронт. Командовал отрядом истребителей танков, а позднее пулеметным взводом.

Уходя воевать, я, как и многие творческие работники, захватил свое оружие - киноаппарат. Совмещая обязанности командира и кинооператора, я не думал в то время о создании картины об истории своей части. Моей задачей было заснимать все наиболее яркое в боевой жизни подразделений, что могло тогда же интересовать солдат, сержантов и офицеров, работников далекого тыла.

Но если художнику достаточно взять с собой краски, полотно и кисти, а писателю бумагу и карандаши, то «хозяйство» кинооператора гораздо сложнее: ему нужно больше оборудования и дорогостоящего сырья. Это была первая и основная трудность, которая, разумеется, не могла не отразиться на качестве съемок. Но стремление запечатлеть неповторимые эпизоды Отечественной войны заставляли забыть о многих недостатках и трудностях.

А трудности были. Во фронтовых условиях нелегко предохранить аппарат от сырости и ржавчины, а пленку - от резкой перемены погоды. Нельзя забывать и о том, что съемки производились в боевой обстановке. Однажды, стремясь запечатлеть интересный эпизод, я уронил аппарат в речку, где он пролежал минут 15-20. Сцену налета немецкой авиации пришлось снимать, лишь протерев доступные части аппарата, без капитальной чистки его.

Все это, конечно, отложило свой отпечаток на качество работы. Тем не менее коллектив работников студии Мосфильм сделал из этого материала полнометражный звуковой фильм «В боях за Родину». В картину вошли, в основном, все этапы боевого пути части, начавшегося у стен Москвы и закончившегося у побережья Балтики.

Однако одного моего желания сделать такой фильм было недостаточно, потому что требовались такие материалы, как негативная и позитивная пленка. Надо было обработать заснятое, смонтировать фильм, музыкально оформить его, написать дикторский текст, снять мультипликационные карты и т. д.. Во всем этом мне помогли товарищи: Саврасов, Семин, Суркова, Вайнфельд, Саркисов, Науменко и многие другие, которым я очень благодарен.

Фильм «В боях за Родину» создавался при активной помощи МК ВКП(б), ВЦСПС, Моссовета, Октябрьского райкома ВКП(б) г. Москвы, комиссии по истории Отечественной войны и орденоносной студии Мосфильм.

Если картина будет способствовать сохранению славных традиций части, воспитанию воинов в духе беспредельной преданности Родине, партии, Сталину – я буду иметь основания считать свою задачу выполненной.




КИНОФИЛЬМ О ГВАРДЕЙЦАХ Гвардии старший лейтенант И. ПОДОРОЖАНСКИЙ

На фото: И.Подорожанский

На сборном пункте добровольцев Киевского района Москвы многие с веселым недоумением следили за странным бойцом батальона.

Ожидая вызова к комиссару, по коридору нервно похаживал человек, весь увешанный сумками, сумочками, коробками. Через плечо, глубоко вдавив шинель и гимнастерку, красовался солидный футляр с увесистым аппаратом... Так 15 октября 1941 года добровольцы-москвичи познакомились с одним из своих товарищей по оружию-с молодым оператором студии «Мосфильм» Семеном Кирилловичем Галадж. И уже через час, когда коммунистический батальон рабочих Киевского района выстраивался на просторном дворе сборного пункта, защелкал киносъемочный аппарат - главное оружие оператора.

Так началось создание замечательного документа защиты столицы, боев и походов воинов-москвичей - создание кинофильма об истории нашей части.

Вот уходят на первое боевое задание разведчики Веселова. Через пару часов они отбили у врага три первых подмосковных деревни. Вот они осматривают первые трофеи - отбитые в лихом налете немецкие танки. Кинопленка навеки запечатлела их подвиг, такой знаменательный в те грозные октябрьские дни.

...Сотни крохотных фигурок, утопая в смежных холмах, опоясали горящую деревню. Многие падают, но остальные все ближе и ближе подходят к черному поясу траншей у околицы. Вы видите вспышки - это рвутся гранаты. Стремительно рванулась вперед человеческая лава. Это одна из первых атак нашей части. Это битва за Москву .

Бежал разгромленный враг. Вот другие кадры: белым паром окутаны теплушки эшелонов...

- До свиданья, Москва! Мы едем выручать Ленинград.

22 февраля 1942 года, после 150 километрового марша по льду Селигера и заснеженным высотам Валдая, наши части ворвались в Молвотицкий укрепрайон немцев. Вы видите на экране эти бои, счастье на лицах освобожденных русских людей и горечь пожарищ... Здесь полчаса назад был враг. Сюда поспешил с передовыми отрядами воин-оператор. Когда он пришел в Новую Руссу, на окраине еще шел бой. Вы видите героев этого боя - «верстаковцев», как их любовно называла вся часть, и их комбата - капитана Верстака.

На многих сотнях метров кинопленки оператор С. Галадж собрал все самое яркое в истории части. Разгром «Демянской крепости» немцев и стремительный прорыв от Ленинграда до Пскова, эпопея прорыва на реке Великой и героический поход по освобождению Прибалтики запечатлены с документальной точностью.

Молодые бойцы увидят на экране Старую Руссу и Псков, Валгу, Тарту и красавицу Ригу - города нашей славы. Они увидят Героев Советского Союза Берендеева, Поливанову и Ковшову, бесстрашного разведчика Маргусевича, прославленных комбатов Серафима Попова и Якова Косенко, славного командира орудия Пономаренко и офицеров-артиллеристов Абазу и Алафердова, сапера Геннадия Зубарева, с 22 бойцами разгромившего и взявшего в плен немецкий батальон в 300 штыков, и сотни других воинов нашей части, чьи имена - гордость подразделений, чьими подвигами завоеваны гвардейские знамена и боевые ордена на них.

Незабываемы кадры возвращения воинов-победителей в родную столицу. Сотни тысяч москвичей встречали героев, отстоявших Москву в грозные дни, добивших врага в его логове.

Сейчас в нашей части работает бригада киностудии «Мосфильм» - кинорежиссер Александра Петровна Суркова и оператор, ветеран нашей части Семен Кириллович Галадж. Они снимают эпизоды учебы и быта воинов-победителей, стоящих на страже мира. Пройдет немного времени и мы увидим на экране полнометражный документальный фильм об истории нашей части. Увидят его и тысячи воинов других частей Красной Армии.

Этот фильм не только воскресит перед зрителями героические картины великих битв. Он учит воинов любить свою Редину так же беззаветно, как любили ее герои нашей части, учит быть верными присяге до конца, как были верны ей Поливанова и Ковшова. Фильм привьет молодым бойцам гордость за свои роты и батальоны, прошедшие величественный победный путь. В этом главное значение замечательной и трудной работы кинооператора - гвардейца Семена Кирилловича Галаджа.
Elena N
Модератор раздела

Elena N

Санкт-Петербург
Сообщений: 2502
Регистрация: 20 апр. 2012
Рейтинг: 4272 

Дивизионный клуб 130 сд


На фото: Нач.клуба Марина Владимировна Алексеева
Редактирование фотографии: И.А.Булатова (Кучерявая)

В начале 1943 года меня перевели в политотдел на должность начальника клуба.
Несколько слов о том, что такое клуб стрелковой дивизии в военное время.

По штату в него входили: начальник клуба, дивизионный оркестр (кстати, в мирное время военный оркестр подчинялся начальнику штаба дивизии, а в военное время был переподчинен начальнику политотдела), фотограф для оформления партбилетов, библиотекарь — он же начальник клуба, киномашина.

На начальника клуба возлагалась ответственность за военную подготовку штатных работников, обеспечение личного состава дивизии политпросветимуществом и ответственность за культурно-воспитательную работу.

Клуб нашей дивизии располагался вблизи стрелковых полков в зависимости от времени года, в землянках, палатках, редко в домиках, построенных саперами, но никогда не в домах деревень.

Фактически в составе клуба нашего было 25 человек музыкантов под руководством капельмейстера, 3 фотографа, 2 киномеханика с машинами (1 специальная), 2 художника и агитбригада в количестве 7 человек.

Своей машины у нас не было, передвигались обычно или пешком, или на машинах со снарядами. Нештатных специалистов обычно прикрепляли, ставили на довольствие или в стрелковые полки, или в химроту. Я отвечала как командир за 41 человека.

В 1941-42 гг. клуб практически не работал по своему назначению. Начальники клуба менялись очень часто, политотдел ими не руководил. Членов агитбригады собирали от случая к случаю.

Надо сказать, что люди, входящие в клуб, были специалистами высокого класса. Дивизия формировалась из Москвы, и в нее пошли интеллигенты. Так, например, капельмейстером духового оркестра был Виктор Кнушевицкий (он был руководителем джаз-оркестра в Москве), а после того как его отозвали, — В.Я. Ронинсон, скрипач Большого театра и Московской государственной консерватории. Художники — член МОСХ П.И. Шолохов и член Серпуховского общества художников Ю.А. Авдеев. Со специальным образованием были киномеханики. В числе фотографов был кинорежиссер Мосфильма С.К.Галадж, уже имевший свои кинокартины. В составе агитбригады был студент ГИТИСа П.Т.Листопадов, ученица балетного техникума З.Андрианова, мастер спорта по художественной гимнастике Т.Венедиктова, В.Лебедев, актер художественного чтения Мосэстрады, после освобождения Ленинграда — лирический тенор Ленинградской эстрады Володя.

В дивизии также служила снайпером киноартистка Зибаганиева, игравшая в кинокартине «Тахир и Зухра». В дивизии служили также: поэт Ермаков, доцент высшей партийной школы Анна Федоровна Жидкова, профессор С.П.Партигул, сотрудник Минфина профессор А.Л.Сидоров (оба последние выбыли по ранению). Всех их я знала лично.

Драматург Петров-Соколовский был редактором газеты «На защите Москвы», а редактором фронтовой газеты «Вперед, на запад» был кандидат исторических наук А.А. Полетаев.

Главная задача, которую я перед собой ставила, когда приняла клуб, — найти свое место, как в обороне, так и в бою, чтобы быть необходимой и завоевать уважение дивизии. Поэтому в период боя я делила клуб на две части.
Половину самых сильных его сотрудников я направляла в артснабжение для погрузки снарядов. А часть направляла в медсанбат (в сортировочный и эваковзводы) на шинирование, переноску и погрузку раненых.

В период обороны клуб выполнял свою главную роль — культурно-воспитательную работу. Мы разрабатывали программы коротких концертов и больших праздничных, где были монтажи, скетчи, песни, пляски, художественное чтение. В монтажи и частушки включались четверостишия о подвигах бойцов последнего боя.

Обычно я знала, какой полк и когда будет наступать. Я шла на КП этого полка и просила рассказать мне о подвигах отличившихся бойцов. Руководитель агитбригады (Листопадов), составляя очередной концерт, сразу придумывал четверостишия. Таким образом мы рассказывали о командире саперного батальона Зубареве, пулеметчике Роеве, пулеметчике-казахе Ирслам-Айтумуханбекове и др. Через 2-3 дня мы уже давали концерт в этом полку, а потом показывали его и в других полках.

Политотдел обычно отмечал, что своими концертами мы помогаем воспитывать у молодых бойцов, приходящих в пополнение, боевой дух, а также показываем ведущую роль комсомола и коммунистической партии в организации боевых действий. Напоминаю, что в октябре 1941 года в дивизии было 92% комсомольцев и коммунистов. Коммунисты всегда шли впереди, многие погибли, но пополнение рядов партии шло постоянно.

На фото: начальник политотдела дивизии В.И.Пилюгин

Все члены агитбригады были участниками боев и добивались возвращения из госпиталей в свою дивизию.
Художники периодически готовили большие плакаты с фотографиями, которые мы показывали во время концертов в полках и на армейских смотрах.

Из воспоминаний "ОН ВИДЕЛ, ЧТО Я В НЕГО СТРЕЛЯЮ" Алексеевой Марины Владимировны.
стр.28
Elena N
Модератор раздела

Elena N

Санкт-Петербург
Сообщений: 2502
Регистрация: 20 апр. 2012
Рейтинг: 4272 

Редакция газеты 130 сд "Вперед, на Запад!"



На фото: В.Ермаков, А.Полетаев, Б.Тер-Григорьян, И.Подорожанский

На фото: Б.Тер-Григорьян, А.Полетаев, А.Перельман, Г.Красавцев

На фото: наборщики
Elena N
Модератор раздела

Elena N

Санкт-Петербург
Сообщений: 2502
Регистрация: 20 апр. 2012
Рейтинг: 4272 

Зиба Паша кызы Гани́ева (азерб. Qəniyeva Zibə Paşa qızı, 20 августа 1923, Чимкент, Казахская ССР — 2010, Москва)


Участник Великой Отечественной войны, радист, снайпер, разведчик. Награждена орденами Красного Знамени, Красной Звезды, медалью «За Оборону Москвы» и Орденом Отечественной войны 1-й степени. 7 Ноября 1941 года в составе 3-й Московской Коммунистической дивизии участвовала в параде на Красной площади.

Предвоенный период

Зиба Ганиева родилась 20 августа 1923 года в казахстанском городе Чимкент. Отец Зибы был азербайджанцем, мать — узбечкой. В 14 лет девушка становится сиротой при живых родителях. В 1937 году мать Зибы репрессируют, а отец — Паша Ганиев, вынужденно отказывается от своей дочери, чтобы спасти ей жизнь. В том же году Зиба уезжает в Ташкент, где поступает учиться на хореографическое отделение Узбекской филармонии. В 1940 году Зиба переезжает в Москву, где поступает на актерский факультет ГИТИС-а.

Великая Отечественная война

Уже будучи студенткой Московского государственного института театрального искусства имени А. В. Луначарского, в первые же дни войны, подобно сотням тысяч советских студентов, добровольцем записывается на фронт. Ганиева направляется на краткосрочные стрелковые курсы, где овладевает пулемётом, учится стрелять из снайперской винтовки а также знакомится с искусством разведки. 7 ноября 1941 года в составе 3-й Московской Коммунистической дивизии участвует в параде на Красной площади, сразу же после окончания которого уходит защищать Родину.

Красноармеец Зиба Ганиева — в РККА с 16 октября 1941 года. Место призыва — Краснопресненский РВК, Московская область, город Москва, Краснопресненский район. Зиба становится стрелком 3-й Московской коммунистической дивизии. В январе 1942 года на базе 3-й мксд формируется 130-я стрелковая дивизия (второе формирование). Весной 1942 года в составе дивизии прибывает на Северо — Западный фронт и включается в активные боевые действия. Будучи радистом, 16 раз в составе разведгрупп переходила линию фронта, откуда передавала по рации и приносила важные сведения о противнике. Считалась одним из лучших снайперов дивизии.

В октябре 1941 года Вместе с боевой подругой-комсомолкой Ниной Соловей, комсомолка Зиба Ганиева становится инициатором организации снайперского движения в дивизии. Согласно «Подвигу народа» с 12 апреля по 23 мая 1942 года снайпер-разведчик 151-го отдельного мотострелкового разведывательного батальона этой дивизии Зиба Ганиева, действуя в районе сел Чёрное, Лунево, Ожееды и Дягилево Ленинградской области, уничтожила 20 немцев, в том числе двух офицеров. Согласно книге В. С. Мурманцевой «Советские женщины в Великой Отечественной войне», за короткое время Ганиева убила 21 гитлеровца. Из воспоминаний художника Таира Салахова: в одной из бесед она сказала: «Таир, я убила сто двадцать девять фашистов».

Слухи о подвигах отважной комсомолки разлетаются по всей советской стране. Во всех центральных и местных газетах помещаются её фотография и сообщения о том, что Зиба Ганиева из снайперской винтовки уничтожила уже 20 фашистов. А когда немецкие войска рвались к богатствам Кавказа и бакинской нефти, она обратилась с призывом к матерям, сёстрам и подругам встать на защиту своей великой Родины! В 1942 году журнал «Работница», в № 19-20 публикует её обращение:

«Враги посягают на наш чудесный, величественный Кавказ. Женщины гор: казачки, чеченки, кабардино-балкарки, азербайджанки, грузинки, армянки — все, кто живёт под небом Кавказа и Закавказья, помогайте своим мужьям и братьям, поднявшимся на разбойничьи полчища врага! Нефтью, хлопком, плодами цветущих садов — всем, что творят руки человека — труженика и труженицы, можно бить врага! Защитим, отстоим от проклятых варваров завоевания Великой Октябрьской социалистической революции: свободу, достоинство, честь! Не отдадим врагу наших жилищ, наших детей! Смерть врагам! Неминуемая смерть от нашего острого, закалённого оружия!»


Подвиг

23 мая 1942 года, в бою за село Большое Врагово Молвотицкого района Ленинградской области Зиба Ганиева совершила подвиг. Получив от командования задачу вести снайперский огонь по немецкому гарнизону в селе Большое Врагово, Ганиева выдвинулась на высоту восточнее села. Когда в результате атаки танкового взвода фашисты начали отступать из села, Зиба Ганиева организовала группу из девяти бойцов и вела снайперский огонь по отступающему противнику. Сама Зиба, выдвинувшись вперед, вела огонь с колена и застрелила шесть немцев. В это время группа под командованием младшего лейтенанта Марченко уже вела бой в самом селе. Марченко послал связного к Ганиевой с просьбой оказать огневую поддержку. Получив от командира 528-го стрелкового полка 130-й стрелковой дивизии майора Павлова в поддержку ещё шесть бойцов, Зиба Ганиева, с группой из 15 бойцов, двинулась на помощь отряду Марченко. По дороге в село группа подверглась обстрелу автоматчика, засевшего в развалинах здания. Не растерявшись, Зиба вместе с одним из бойцов обходит позицию автоматчика с тыла и расстреливает его в упор из автомата. В это время начинается сильный миномётный обстрел, в результате которого Ганиева получает ранение в бок осколком. Но к этому времени её группа уже соединяется с отрядом Марченко и совместными усилиями враг окончательно выбивается из села.

Ранение и госпиталь

Получившую тяжёлое ранение младшего лейтенанта Зибу Ганиеву, рискуя жизнью, с поля боя выносят её товарищи: Нина Соловей, Федор Кириллов и Яков Коляко. Зибу чудом удается отправить на самолёте в Москву. Она попадает в госпиталь, где за ней ухаживает Мария Федоровна Шверник. Эта прекрасная русская женщина спасает Зибе жизнь. Зиба умирала от заражения крови. Одиннадцать месяцев Мария Федоровна не отходит от постели Зибы, а когда та становится на ноги, рыдает от счастья и говорит: «Все нормальные женщины носят ребёнка 9 месяцев, я же тебя вынашивала 11 месяцев». После выписки из больницы Мария Федоровна Шверник и её муж, преемник Михаила Калинина на посту председателя Президиума Верховного Совета СССР в последние годы правления Сталина (1946—1953 гг.) — Николай Михайлович Шверник принимают азербайджанскую девушку в свою семью.

За боевые заслуги перед отечеством, Зиба Ганиева награждена орденами Красного Знамени, Красной Звезды, медалью «За оборону Москвы».


Послевоенный период

После Победы Зиба Ганиева выходит замуж за известного азербайджанского дипломата Тофика Кадырова, который на тот момент являлся временным поверенным посольства СССР в Турции. Ганиева вместе с мужем возвращается в Москву, где живёт по адресу Ленинский проспект, дом 62. У них рождается сын — Марат Кадыров. Она занимается историей, становится доктором востоковедения, профессором, кандидатом филологических наук. В 1985 году, в честь 40-летней годовщины Победы в ВОВ, была награждена Орденом Отечественной войны 1-й степени.

После войны, в 1945, сыграла роль персидской шахини в фильме «Тахир и Зухра» режиссера Наби Ганиева





Зиба Ганиева Н. КОРНЕВ, полковник

На юге, в теплом солнечном Азербайджане, в 1924 году в семье инженера родилась Зиба Ганиева.

С малых лет девочку увлекли народные танцы и стрельба из мелкокалиберной винтовки. И в том и другом она не имела себе равных среди сверстниц, подруг по школе.

В 1939 году семья Ганиевых переехала в Москву.

Когда гитлеровские полчища, вероломно напав на нашу Отчизну, осенью 1941 года подходили к стенам столицы, по решению Московского городского комитета партии в каждой районе столицы начали формироваться коммунистические добровольческие батальоны. Уже 16 октября из батальонов были сформированы четыре Московские коммунистические дивизии. Зиба Ганиева сочла своим долгом записаться в число добровольцев. В то время эта худенькая семнадцатилетняя девушка с длинными косами и черными, как уголь, глазами была студенткой первого курса Московского государственного института театрального искусства. Вначале Зибе, указывая на ее молодость, отказывали. Но она упрямо добивалась своего.

Ее, как стрелка-разведчика, зачислили в подразделение разведчиков, в штабе она числилась снайпером, разведчиком, радистом.

Все эти специальности Зиба изучила досконально. Она была прекрасным снайпером, смелая, бесстрашная. Не раз бывали случаи, когда фашисты, обнаружив ее месторасположение, обрушивали на девушку шквал снарядов, но она не покидала облюбованного места. Когда огонь фашистов прекращался, меткие пули снайпера Ганиевой разили вражеских солдат.

В мае 1942 года Зиба была ранена осколками фашистской мины. Ранение тяжелое: повреждены кость ноги и кость руки.

В эти дни на нашем участке фронта Молвотицком районе после тяжелых боев наступило затишье. В полосе дивизии было несколько деревушек. В одной из них медсанбат.

Раненых много, в каждом доме по 10-20 человек размещалось. Я тоже был ранен. Нас с Зибой разместили к старикам, угрюмым и неразговорчивым ...

И вот однажды, дело было к вечеру, старуха, подметая избу, бормотала себе под нос:

«Вот было лекарство в старое время. У меня брат рубил в лесу хворост и отрубил топором кисть руки. Мать приложила отрубленную кисть, помазала мазью, и кисть приросла. Эта мазь у меня и сейчас с 1915 года хранится».

Конечно, раненые посмеялись над этой историей, посчитали старушечьим вымыслом и через час забыли о ней.

Ночью, когда все раненые спали, заснул и санитар, только самодельная лампа из снарядной гильзы коптила и потрескивало на фитиле подсолнечное масло, Зиба тихо, стараясь не шуметь, сползла с койки и на одной ноге проковыляла к печке, где спала старуха. «Бабуся, бабуся, проснись. Дай мне, пожалуйста, той мази, с 1915 года».

Слезла бабка с печи, одела валенки, вышла из избы и через несколько минут вернулась.

Утром проснулись раненые, а я им и говорю: «Ну и сон же я видел, ребята». И рассказал все, что видел ночью. Раненые смеются, потешаются надо мной: «Ну и сон тебе дурацкий приснился». А Зиба лежит красная, поняла, что я все видел. Вечером во время обхода врач удивился: «Странно, неделю раны не заживали, а за эту ночь значительно лучше стало».

Подозвал я врача, рассказал ему все, как было. Попросили старушку показать лекарство. И что вы думаете? Конечно, никакого чуда. Самое простое народное средство - паутина, плесень и медовые соты - воск. Известно, что паутина и плесень - это пенициллин, а медовые соты – воск - обладают свойством стягивать мышцы. Конечно, отрубленная кисть руки снова не прирастет, но рваная, резаная рана затягивается и заживает очень быстро.

Скоро раны у Зибы зажили, и она снова вернулась в свой полк, продолжала мстить фашистским извергам за поруганную нашу священную землю.

Через некоторое время девушка опять была ранена. На этот раз очень тяжело. Думали, не выживет. Более двух лет пролежала она в госпиталях, перенеся не одну серьезную операцию. Но молодой организм и жажда жизни перебороли смерть.

После войны Зиба Ганиева закончила институт. Сейчас она кандидат филологических наук, специалист по языку и литературе Индии.

Она рассказывает, как в 1959 году, находясь в Индии, ей довелось разговаривать с индийским ученым. Он сказал: «У меня и многих моих товарищей - ученых родилось твердое убеждение, что советский народ - это особый народ. У советского человека самое главное - это преданность идее и самоотверженность». Зиба согласна с этим утверждением.

Ежегодно ветераны 3-й Московской коммунистической дивизии в мае собираются вместе, «бойцы вспоминают минувшие дни». Среди них всегда Зиба Ганиева, такая же, как и прежде, жизнерадостная, полная энергии и сил, у нее много планов, ведь высокое звание члена партии, нашей партии, ко многому обязывает.

Elena N
Модератор раздела

Elena N

Санкт-Петербург
Сообщений: 2502
Регистрация: 20 апр. 2012
Рейтинг: 4272 




Джазисты уходили в ополченье,
цивильного не скинув облаченья.
Тромбонов и чечеток короли
в солдаты необученные шли.
Булат Окуджава

Кнушевицкий Виктор Николаевич 1906 — 1974

Композитор, аранжировщик, дирижёр. Старший брат виолончелиста Святослава Николаевича Кнушевицкого.
Учился в Саратовской консерватории, затем в московском музыкальном техникуме имени А.Н. Скрябина по классу композиции у С.Н. Василенко и А.Н. Александрова, позднее у Р.М. Глиэра.
С 1927 скрипач Персимфанса; самостоятельно освоив тенор-саксофон, выступал в джаз-ансамблях (в кабаре «Не рыдай» и кинотеатре «Центральный»).
Увлёкся джазовой аранжировкой и в середине 30-х гг. организовал собственный джаз-оркестр, с которым записал песню М.И. Блантера «Катюша», сразу ставшую необычайно популярной. В 1936 назначен музыкальным руководителем Государственного джаз-оркестра СССР (Госджаз; художественный руководитель Блантер). Для этого оркестра Кнушевицкий создал ряд рапсодий в эстрадно-симфоническом стиле — «Русскую», «Еврейскую», «Украинскую» (1937—38), которые исполнил в концертах и радиотрансляциях; записал на грампластинки множество собственных оркестровок произведений И.О. Дунаевского, Блантера, Н.В. Богословского, А.Н. Цфасмана и обработок произведений П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, Ф. Листа, К. Дебюсси, а также симфоническую версию песни В. Юманса «Чай вдвоём» под названием «Таити-трот» и «Сюита для джаз-оркестра», созданные Д.Д. Шостаковичем для Госджаза.

В 1941, в первые месяцы войны, после того как большая группа музыкантов Госджаза во время поездки на фронт попала в окружение и погибла, оркестр прекратил своё существование. В.Н.Кнушевицкий уходит на фронт в 1 Ударную армию, где руководит оркестром 130/53 гв. сд. Интендант 3 ранга. Награжден медалью "За боевые заслуги".

В 1945 году ему предложили дирижерский пост во Всесоюзном радиокомитете. Здесь В. Кнушевицкий явился инициатором создания нового коллектива — симфоджаза. Радийное руководство согласилось с ним, выступив только против одной «детали»: «Зачем так громогласно объявлять о синтезе симфонизма и джаза? Не лучше ли новый ансамбль назвать более спокойно — оркестром легкой музыки!» Против этого наименования Кнушевицкий категорически возражал — речь шла о вещах принципиальных. Сошлись на взаимно приемлемом варианте: «Оркестр под управлением Виктора Кнушевицкого».

В июле того же года дирижер приступил к исполнению своих обязанностей. Прежде всего ему хотелось осуществить все то, о чем мечталось в годы существования Госджаза, чего не удалось достигнуть, не успелось сделать. Он хотел возродить лабораторию советской джазовой музыки, работающей на материале отечественных композиторов, использовать в оркестре большую струнную группу в сочетании с отличными духовиками, приглашать в качестве певцов-солистов мастеров Большого театра, вокалистов высокого класса. В. Кнушевицкий замышлял очистить джаз от «коммерческой дешевки», придать ему благородное звучание, используя все богатство выработанных за долгие годы приемов джазовой инструментовки.

Как бы взяв точкой отсчета Госджаз, В. Кнушевицкий связьвает первые шаги нового коллектива с тем, что было достигнуто восемь лет назад, возвращаясь к тем произведениям, которые завоевали популярность в конце 30-х годов, прежде всего к сочинениям художественного руководителя бывшего Госджаза М. Блантера, мелодиям И. Дунаевского, Н. Ракова. Но это не стало повторением пройденного. Накопленный за минувшие годы творческий опыт позволил В. Кнушевицкому дать новое прочтение знакомых пьес, переосмыслить их, сделать эти произведения свидетельствами поисков нового лица оркестра Всесоюзного радиокомитета второй половины 40-х годов.

К сожалению, обстоятельства перекрыли джазу кислород. Вслед за известными постановлениями 1946 года, начавшими борьбу с «иностранщиной», последовало запрещение «западных» танцев. Уловка, к которой прибегли поначалу, перекрестив фокстрот в быстрый, а танго в медленный танцы, была быстро разоблачена бдительными рецензентами. Некоторое время еще исполнявшиеся в качестве народных, латиноамериканских танцев, пасодобль и румба также подверглись остракизму. Вместе с усиленной пропагандой вытащенных из замшелых сундуков падеспаней, мазурок и пазефиров началось наступление на джазовое звучание, якобы не имеющее никаких прав на существование в нашей стране и вообще чуждое советскому народу.

Джазы в эпоху «распрямления саксофонов» разгонялись, их переименовывали в эстрадные оркестры, заставляя отказываться от своей более чем тридцатилетней отечественной джазовой истории.
В этих условиях приходилось шаг за шагом отступать от своих принципов и В. Кнушевицкому. К 1949 году от его первоначальных замыслов почти ничего не осталось, а записанные им на пленку год-два назад инструментальные пьесы попали в число запрещенных и изъятых из эфира. Не увидели они в большинстве своем света и на грампластинках.
Программу очередного выпуска «Антологии советского джаза» составили записи 1946 — 1948 годов. Все инструментовки выполнены художественным руководителем и дирижером оркестра В. Н. Кнушевицким.

Слушать песни В.Н.Кнушевицкого и его оркестра

В Москве жил на улице Народного Ополчения, 18. Похоронен на Кузьминском кладбище.
Elena N
Модератор раздела

Elena N

Санкт-Петербург
Сообщений: 2502
Регистрация: 20 апр. 2012
Рейтинг: 4272 

Петр Иванович Шолохов
(5 октября 1898, Борисоглебск — 14 февраля 1988, Москва) — художник-реалист, живописец, график, ученик Абрама Архипова; член Союза художников (1932).


Родился в купеческой семье. В 1920 году окончил Борисоглебскую художественную студию, работал учителем рисования в Верхнем Карачане[. Затем окончил ВХУТЕМАС, где учился у В. А. Фаворского, П. Я. Павлинова, А. Е. Архипова. С 1929 года — член Ассоциации художников революции.
Жена — Екатерина Николаевна. Детей не имел. Двоюродный брат —живописец Шолохов, Леонид Сергеевич

В 1943 году мобилизован в Красную армию; служил на фронте в дивизионном клубе 53 гв.сд, где писал декорации, портреты Сталина, плакаты, таблички на могилы погибших, а также военные пейзажи.

В послевоенное время неоднократно выезжал в Ясную Поляну, Мелихово, Борисоглебск (в 1950-е гг.), где создал много работ.

Преподавал в студии издательства «Правда». В числе его учеников — Б. А. Шолохов (племянник), Юрий Иванович Рогозин, Василий Михайлович Юрчик.

Автор картин на военную тематику, портретов, пейзажей, натюрмортов. Его полотна на индустриальную тематику составили серию «Завод „Серп и Молот“». Участвовал в республиканских и всесоюзных выставках.
Персональные выставки состоялись в Москве в 1959, 1975 и 1982 годах.

"Раненые" 1942, эскиз

"г.Торн. Восточная Пруссия", 1945


В 1982 году подарил более 100 своих работ художественным музеям Воронежа и Борисоглебска. Произведения художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, в Ясной Поляне, в Мелиховском музее-заповеднике, в музеях Серпухова и Таганрога, в Воронежском художественном музее имени И. Н. Крамского, картинной галерее имени П. И. Шолохова (Борисоглебск, филиал Борисоглебского историко-художественного музея — 70 картин).

"Гостиница"Борисоглебск"


П. И. Шолохов написал воспоминания, которые были изданы в 2009 году Андреем, сыном Б. А. Шолохова.
Шолохов П. И. Глазами художника: земляки, коллеги, Великая Отечественная. — М. : ЮниВестМедиа, 2009. — 518 с. — (Русские витязи: защитники и созидатели России). — ISBN 978-5-903828-04-3
ШОЛОХОВ П.И. ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА: ЗЕМЛЯКИ, КОЛЛЕГИ, ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ

Имя П. И. Шолохова носит Борисоглебская картинная галерея (филиал Борисоглебского историко-художественного музея), открытая 14 мая 2001 года

"Загорск", 1950-е

"Натюрморт", 1960-е

Elena N
Модератор раздела

Elena N

Санкт-Петербург
Сообщений: 2502
Регистрация: 20 апр. 2012
Рейтинг: 4272 



Ронинсон Вениамин Яковлевич (1903-?),
капельмейстер 53-й гвардейской стрелковой дивизии


До войны Ронинсон работал скрипачом и инспектором в московском оркестре легкой музыки Всесоюзного радиокомитета, которым дирижировал Кнушевицкий. В разные годы играл также в оркестре Большого театра и в оркестре Московской консерватории.

В военное время музыкант добровольцем ушел на фронт, когда формировалась 3 мксд; место призыва - Дзержинский РВК. Принял боевое крещение в октябре 1941 года под Москвой и снова играл под руководством Кнушевицкого во фронтовой духовом оркестре. Позже, став капельмейстером этого дивизионного оркестра, Вениамин Ронинсон вместе со своими коллегами выступал перед воинами в перерывах между боями и на марше, участвовал в строевой подготовке полков, разучивал новые строевые и народные песни. Развивая фронтовую художественную самодеятельность, оркестр давал концерты совместно с коллективом агитбригады. Только за 4 месяца 1945 года оркестр Ронинсона провел более 60 таких выступлений.

Во время боевых операций музыканты принимали активное участие в эвакуации раненых, работая в эваковзводе медсанбата.

За образцовую постановку оркестровой работы и активное участие в красноармейской художественной самодеятельности 30 апреля 1945 года гвардии младший лейтенант Вениамин Яковлевич Ронинсон был награжден медалью «За боевые заслуги». За бои под Москвой в июле 1944 награжден также медалью "За оборону Москвы".

Редактирование фотографии: И.А.Булатова (Кучерявая)
Elena N
Модератор раздела

Elena N

Санкт-Петербург
Сообщений: 2502
Регистрация: 20 апр. 2012
Рейтинг: 4272 



ФРОНТОВАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ М. Алексеева

На опушке редкого леса сидят бойцы. Примостившись на пеньке, баянист Г. Филимонов тихо наигрывает "Вьется в тесной печурке огонь..." Около группы бойцов В. Лебедев с жаром читает "Тройку" Гоголя; Л. Данилова поет "Ты ждешь, Лизавета, от друга Привета...", а невдалеке слышится чарующий тенор О. Алексеенко "Сонце нызень-ко..." Это дает концерт агитбригада батальону, только что вышедшему из боя.

В декабре 1941 года после разгрома немцев под Москвой обнаружилось, что среди бойцов дивизии есть мастера искусств. Известный композитор Виктор Кнушевицкий стал подбирать из полков состав духового оркестра и скомплектовал небольшой джаз-оркестр. Нашелся скрипач Большого театра В. Ронинсон, саксофонист В. Григорьев. Из 3-го полка взяли известного кинооператора "Мосфильма" С. Галаджа.

На передовой сформировался своеобразный клуб. Главной задачей его было найти свое место в жизни дивизии, стать необходимым не только в периоды между боями, но и в бою. Часть музыкантов оркестра и членов агитбригады специализировалась на помощи медсанбату.

Летом 1942 года после ранения в "клуб" был направлен доброволец художник Ю. Авдеев, а в 1943 году пришел по мобилизации член МОСХ П. Шолохов. Главной задачей художников было рисовать портреты отличившихся в боях солдат. Было нарисовано более 300 портретов, которые были отправлены в Государственный Исторический музей. Художники помогали агитбригаде в оформлении торжественных событий, посвященных присвоению дивизии наименования "Гвардейской" и награждению ее орденом Красного Знамени.

В середине 1942 года в "клуб" был направлен после ранения офицер связи, отличившийся в боях, П.Т. Листопадов. В мирной жизни руководитель художественной самодеятельности, П.Т. Листопадов сразу взялся за организацию агитбригады. Так, из дивизионной разведки, вернувшись из госпиталя, пришла бывшая ученица балетного техникума 3. Андрианова, из медсанбата - медсестра, мастер спорта Т. Бенедиктова. Они стали танцовщицами и исполнителями ролей в сказках. Из химической роты пришли танцоры П. Малышев и И. Хабаров. Впоследствии вместо погибшего О. Алексеенко в агитбригаду был направлен замечательный тенор В. Зайцев - защитник на Невской Дубровке в период блокады Ленинграда.

В дивизии было много талантливых людей, живо откликавшихся на торжественные события в жизни дивизии. Редактор дивизионной газеты "Вперед на Запад" А. Полетаев написал песню-марш "Краснознаменная". Инструктор политотдела Е. Жигарев - песню о 53-й гвардейской. Руководитель агитбригады П.Т. Листопадов - песню-марш "Тартуская". В. Ронинсон и трубач А. Бафталовский написали к ним музыку. Командир дивизии генерал И.И. Бурлакин издал приказ утвердить ее официальным маршем. В исполнении агитбригады песни запоминались в полках. В. Ронинсон и А. Бафталовский написали марш нашей гвардейской дивизии, который исполнял духовой оркестр.

Дивизионный поэт В. Ермаков за время службы в дивизии написал много стихотворений, которые печатались в дивизионной газете. В. Ронинсон - капельмейстер духового оркестра - писал музыку на его стихи, и агитбригада исполняла песни, которые потом пели в полках.

Большой популярностью пользовалась песня о парторге батареи В. Рыжове, который погиб в разведке под Солнечногорском при защите Москвы.

Стремясь сделать программы разнообразными и содержательными, все старались внести свой вклад в творчество, например, были изготовлены комические куклы Гитлера и Геббельса.

Мы ставили сценки из пьес Чехова, из "Свадьбы в Малиновке", короткие скетчи, которые удавалось достать, а также придумывали сами. Сценой служили поляны в лесу, изредка - трехтонка с откинутыми бортами, в зимнее время - помост в большой землянке.

Удалось сделать агитбригаду желанной и необходимой помощницей политработников в полках.

Большая работа проводилась с пополнением.

В середине 1944 года в дивизию были направлены казахи, татары, башкиры. В политотдел дивизии ввели инструктора-казаха. Он перевел четыре дивизионные песни, и агитбригада исполняла их на трех языках.

В специально написанных монтажах в художественной форме мы рассказывали о том, как создавалась дивизия, ее традициях и героях.

ВЦСПС подарил дивизии специализированную киномашину, которую обслуживал А. Дряпак. Для второй киномашины приспособили обычную полуторку, закрепили движок и поставили сверху коробку, киномехаником стал В. Чуркин.

В летние светлые вечера или днем для экрана строили шалаш-навес, так, чтобы солнце светило сзади. Бойцы сидели на земле и стояли снаружи навеса. Зимой саперы строили на высоких берегах Ловати или Робьи землянки человек на 50, куда в кино и на концерты отпускали солдат из полков, стоящих в резерве.

В обязанности А. Дряпака, владевшего немецким языком, входило обслуживать инструктора политотдела по работе среди войск противника. Подтягивали рупор как можно ближе к передовой. Обычно немцы слушали музыку спокойно, но, как только раздавалась немецкая речь, в сторону рупора летели мины и начинался обстрел. Приходилось срочно уезжать.

При наступлении на Ригу дивизии пришлось сделать 70-километровый марш-бросок. Киномеханики объезжали полки, раздавали политрукам свежие сводки радиопередач, газеты, выезжали в места остановки на отдых и заводили пластинки. Музыка воодушевляла бойцов.

"Клуб" неоднократно выполнял задания политотдела, составлял тематические отчеты-альбомы, например, "Работа политотдела в наступательном бою", "Работа политотдела в обороне", куда вклеивались подлинные боевые листки, письма, фотографии и т.д.; готовили выставки о жизни дивизии для 1-й Ударной Армии, для Северо-Западного, Ленинградского, 2-го и 3-го Прибалтийских фронтов.

Агитбригада нередко выступала на армейских смотрах художественной самодеятельности и всегда завоевывала первые места.
Elena N
Модератор раздела

Elena N

Санкт-Петербург
Сообщений: 2502
Регистрация: 20 апр. 2012
Рейтинг: 4272 



Г. Красавцев Шумят боевые знамена

Веселые ребята

От прямого попадания фашистской авиабомбы загорелась автомашина со снарядами. Рядом было много машин: с бензином, продуктами, ценным грузом. Пламя готово было переброситься на них, а в это время немецкие самолеты с отвратительной паучьей свастикой на крыльях, на бреющем полете поливали свинцом пулеметов место пожара.

Уже начали рваться снаряды. Пламя горящей автомашины высоко поднималось вверх, выделяя черные клубы дыма. Презирая опасность, первым бросился тушить пожар баянист бригады красноармейской художественной самодеятельности гвардии сержант Филимонов. За ним последовали санитар Капранов и красноармеец Бафтоловский. В этот день много военного имущества спасли отважные гвардейцы.

Когда подразделение ведет бой, члены бригады красноармейской художественной самодеятельности работают, не считаясь со временем и затратой сил. Одни на поле боя собирают трофеи, другие помогают врачам обрабатывать раненых, третьи доставляют на передовую боеприпасы. А в перерывы между боями коллектив бригады под руководством гвардии лейтенанта Листопадова ставят концерты.

Бойцы любят участников художественной самодеятельности, в шутку называя их «Веселые ребята». Да и в самом деле: много веселых минут доставили они бойцам, сержантам, офицерам подразделений. Нельзя без улыбки вспомнить сержанта Наройченко с его знаменательными пародийными куплетами на Гитлера. А как хороши пляски Малышева и Хабарова, скетчи, в которых играет Тамара Венедиктова, блестяще читает красноармеец Лебедев. Все мы любим слушать пение Оли Басиной, Володи Зайцева. Все это не раз нас заставляло забывать на час суровые фронтовые будни. «Веселые ребята» умеют веселить. И не только веселить.

- После того, как я просмотрел концерт нашей бригады художественной самодеятельности, - пишет в красноармейскую газету гвардии сержант Барский, - у меня много злости на немцев прибавилось. И теперь в бою я буду еще более беспощаден.

Острым смехом, большевистским словом, ярким призывом, бодрой песней наши «Веселые ребята» помогают бить врага.
Elena N
Модератор раздела

Elena N

Санкт-Петербург
Сообщений: 2502
Регистрация: 20 апр. 2012
Рейтинг: 4272 

Федор Иванович Овсянников (1907-1977)

Кинооператор-документалист, в годы Великой Отечественной войны – фронтовой кинооператор

Родился в тверском г. Торопец, почетным гражданином которого был избран впоследствии. С 1932 г. – кинооператор Ленинградской студии документальных фильмов. Начало войны застало Ф.И. Овсянникова на Севере, где он снимал боевые действия моряков-североморцев и воинов Карельского фронта (кадры вошли в фильм «69-я параллель»). Затем Ф. Овсянников был откомандирован на Северо-Западный фронт, и в феврале 1942-го прибыл в Валдай, в штаб фронта. Снятые им кадры ожесточенных боев под Старой Руссой, ратный подвиг на новгородской земле пехотинцев, танкистов, моряков, летчиков вошли в фильм «День войны» и киножурналы.
После войны бессменно трудился на Ленинградской студии кинохроники, объездил всю Ленинградскую, Псковскую и Новгородскую области, снимая возрождение городов и сел, мирный труд людей. Был одним из создателей киножурнала «Наш край».


<<Назад  Страницы: 1 * 2 [ >>>>>> ]
Модератор: Elena N
Генеалогический форум ВГД »   Дневники участников »   Дневник Elena N »   Музы Северо-Западного фронта »   "На войне музы могли жить по совместительству"
RSS