http://timer-odessa.net/statji...y_923.htmlАккерманские истории. Часть 3: посад ПапушойТАЙМЕР добавляет в серию Народной карты Аккермана небольшой рассказ об ещё одном довольно известном районе Аккермана-Белгорода-Днестровского – посаде Папушой.
Для чистоты понимания человека, несведущего в архаической терминологии, посад – часть населённого пункта вне территории города. То есть, пригород, предместье. Более современному жителю Белгорода–Днестровского Папушой известен как село, а после и микрорайон города под названием Переможное. Так нарекли посад уже после вступления Советской власти в Аккерман в конце сороковых годов прошлого столетия. Люди пожилые, впрочем, и до сей поры говорят не Переможное, а именно Папушой.
Папушой в переводе с румынского языка означает «кукуруза». Видимо, в своё время эта культура была доминирующей у местных сельчан. С другой стороны, название посаду было дано задолго до румынской оккупации. Возможно, тут проживало немало молдаван, которые, как известно, неравнодушны к кукурузе, в особенности, к мамалыге? Я хорошо помню, как раньше люди старые, да и не очень, в наших местах кукурузу называли именно папушоей. Сегодня это слово стало анахронизмом.
Граница между Переможным и городом проходила по черте улицы Межевой, на перекрёстке с ул. Кишинёвской. Здесь, по правой её стороне, высилась ступенчатая, выбеленная пирамида, на которой была прикреплена вывеска с названием села. Лет двадцать пять назад останки этого монументального знака исчезли. От «тумбы» (так пирамиду называли местные), Межевая, вдоль соко–консервного завода (ныне завод продтоваров) уходила вниз к плавням. Там, в долине, у широкого луга, располагалось небольшое озерко, которое посредством ериков было связано с Днестровским лиманом. Не берусь утверждать, но в конце 60-х прошлого века говорили, что там, на лугу, выступали гастролировавшие у нас известные сатирики Тарапунька и Штепсель.
Папушой располагался в северо–западной части города на площади около трёх с половиной тысяч гектар. На время начала двадцатого столетия в посаде имелось около тысячи жилых домов и усадьб. Население составляло почти 4 тысячи человек. В Папушое были приходское училище и церковно–приходская школа. Люди занимались, в основном, огородами (посад славился богатыми, плодородными землями), виноградарством и виноделием.
Прибрежная часть посада называлась Мокрыми Чаирами. В отличие от Сухих Чаир (ныне с. Сухолужье), эти места часто подтапливались во время весенних половодий. Чаиряне, по большей части, занимались рыболовством. А рыбы в те годы в щедром Днестровском лимане было немеряно! Поймать в сети осетра, а то и белугу было таким же обычным делом, как нынче подцепить на крючок худосочного карасика.
Между прибрежной улицей Аккермана Заливной и Мокрыми Чаирами, буйными травами и мощными стенами камыша властвовали дремучие плавни. С незапамятных времён аборигены тут проложили деревянные мостки, соединяющие два региона. Я, будучи пацаном, ещё застал те мостки. В конце 60-х по ним уже вряд ли можно было перемещаться, и мы, чтобы попасть на Переможненский лиман, шли по колено в болотной жиже, держась за уцелевшие столбцы. В этих местах плавни кишели ужами, гадюками, ондатрами, дикими утками и налившимися кровью крупными карпами в ериках…
Однако более всего в начале прошлого века посад славился хоть и небольшими, но классными кирпичными заводами. Тут их работало аж целых пять. Два из них принадлежали Евфимию Працкову, по одному Акиму Округленко и Моисею Пекеру и одним владела некая Прасковья Дикая. Все владельцы имели своё личное клеймо, которое было оттиснуто на каждом кирпиче. Для справки. Прасковья Дикая, позже, по причине вдовства, ставшая Чилингировой, выпускала в год более 150 тыс. кирпичей. Изготавливали кирпич из местной глины, которую добывали в посадских карьерах. Кстати, замужем Дикая была за известным аккерманцем Челингировым. Этот род был состоятельным. Кроме солидной недвижимости, Челенгировы владели обширными виноградниками в известном вам уже районе Сады.
Наблюдал за процессом обжига кирпича техник, окончивший специальное училище. По требованию техника для пробы клали готовую кирпичину в воду, через три минуты вынимали её и раскалывали пополам. Если кирпич внутри оказывался сухим, он считался качественным. О качестве продукции может свидетельствовать такой факт: на прочность и пригодность свежеприготовленный кирпич проверяли достаточно просто — гружённую камнем телегу грубо опрокидывали наземь. Если от общего количества при выгрузке билось более 3-4 кирпичей, то партия забраковывалась. При нынешних технологиях в это трудно поверить…
Почти все наиболее известные здания в городе построены из элегантного красного кирпича, который изготавливался на одном из вышеупомянутых заводов.
А вот о хозяине кирпичного завода, отставном фельдфебеле Евфимии Артемьевиче Працковом известно, что он более 20 лет, с 1896 года до прихода румын в 1918 году, был посадским старостой Папушои. А с 1907 года избирался гласным Аккерманской городской думы. Отставной фельдфебель имел большой, добротный дом в Папушое, богатый сад и обширные виноградники. К слову сказать, на его заводе трудились не более 12 человек, что в те времена считалось приличным показателем для провинциальных промышленных объектов.
Современный район Переможное значительно расширился, но не ударил дизайном свойственным современным населенным пунктам. Здесь по–прежнему народ проживает в частных домах. В советский период Дом культуры тут располагался в бывшем то ли складе, то ли конюшне. Дом культуры считался одной из горячих точек города. Здесь во время танцевальных вечеров (единственное развлечение молодёжи 70-х) то и дело вспыхивали жестокие драки. Папушойцы славились отчаянным, вспыльчивым характером. Один из их представителей – некий хлопец по прозвищу Алёна. Пик его славы – 70-е годы прошлого века. Алёна служил в ВДВ и был известным драчуном, с которым считались все городские босяки. Однажды летним вечером в парке Ленина он запросто «вырубил» троих приезжих верзил, которые заглянули на танцплощадку и стали «качать» там свои права. Неумеренное потребление вина, коего всегда на Папушое было «по колено», бесшабашность и прочие пороки в конце концов свели этого парня в могилу, и это отдельная история…
Помнят ли папушойцы-переможненцы о прошлом своего посада–села–района, трудно сказать. Вопрос в том, хотят ли они это помнить. Пришли времена иных ценностей…
Автор:
Владимир Воротнюк