ВГД требуется ведущий (админ)   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
Автор статьи: Ella

B   F   S   А   Б   В   Г   Д   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Э   Ю   Я   «    

ОРЛОВЩИНА, КОНЦЛАГЕРЯ


КОНЦЛАГЕРЯ НА ОРЛОВЩИНЕ

За колючей проволокой

В апреле мир отметил Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Еще в 1899 году на мирной Гаагской конференции 27 стран-участниц приняли конвенцию «О законах и обычаях войны», в которой две статьи касались прав военнопленных. В 1929 году в Женеве по инициативе Международного комитета Красного Креста была принята конвенция о военнопленных, суть которой заключалась в том, чтобы обращаться с ними гуманно. Причем раса, национальность, вера, политические взгляды не должны являться причинами насилия и дискриминации, запрещались медицинские опыты, привлечение к работам, связанным с ведением боевых действий и т.д. Правила считались обязательными для всех стран, если даже они эту конвенцию не ратифицировали.

Тем не менее, концлагеря фашистской Германии превратились в страшную машину уничтожения людей, причем не только военнопленных, но и мирного населения захваченных стран. Всего в те годы действовало около четырех тысяч таких лагерей. Только на территории самой Германии к апрелю 1944 года их было 20 с сотнями филиалов в оккупированных странах. Существовала четкая система их организации. Концлагеря делились на несколько типов:

пункты временного содержания военнопленных (сараи, клубы, шахты и т.д.);
сборный армейский пункт военнопленных (огороженная колючей проволокой территория, но то же, что п. 1);
дулаг (дурхганслагерь) - временный, транзитный пересылочный пункт, где офицеров отделяли от сержантов и рядовых. Срок содержания до полугода;
шталаг (штандартлагерь) - лагерь для постоянного содержания военнопленных;
офлаг - лагерь для офицеров;
тейлаг - штрафной лагерь с особенно жесткими условиями содержания;
грослазарет;
лагеря, где проводились опыты над пленными (эти лагеря были засекречены).

Эти страшные страницы истории в целом уже достаточно изучены. Им посвящено множество научных трудов, мемуаров, художественных книг. И все же прошлое открыло еще не все свои тайны, особенно в деталях. Например, из различных источников - воспоминаний участников войны, газетных статей, архивных материалов - известно, что на территории Орловской области, которая находилась в оккупации 22 месяца, тоже размещались концлагеря. Но сколько их было, когда и где именно они находились, как сложились судьбы людей, прошедших через них, - все это еще ждет своего исследования.

В начале 90-х годов сотрудники орловского музея-диорамы получили из Оренбурга письмо от пенсионера, инвалида 2-й группы Г.В. Новикова, который сообщал: «В течение многих лет я занимаюсь установлением городов, в которых были фашистские концлагеря (шталаги, дулаги и тейлаги), а также установлением их номеров. По данным украинских поисковиков, всего на территории СССР и Польши было 123 лагеря для советских военнопленных. Мне удалось установить более 90 городов, а номеров лагерей около 70. По имеющейся у меня информации, во время оккупации г. Орла в нем был лагерь для военнопленных в помещении тюрьмы. Если вам известен номер лагеря, и к какой категории он относился, убедительно прошу ответить».

С этого письма и началась исследовательская работа сотрудников музея о концлагерях на территории Орловщины. Старший научный сотрудник музея-диорамы «Орловская наступательная операция» И.Ю. Скрюченкова обратилась с запросами в управления внутренних дел и госбезопасности Орловской области и поначалу получила ответы, что, по их данным, на территории области концентрационных лагерей немцами создано не было. Однако в марте 1994 года Г.В. Новиков подтвердил: «Из достоверных источников известно, что в г. Орле был лагерь военнопленных, и его полное наименование «Орловский лагерь военнопленных армейского сборного пункта №20 2-й танковой германской армии». Также установлено (после освобождения), что в нем погибло около 5 тысяч военнопленных».

Поиски в областном архиве подтвердили: такой лагерь был. Одновременно и в Управлении Федеральной службы контрразведки по Орловской области тоже тщательно изучили документы, и пришли к такому же выводу: «Внимательно рассмотрев имеющиеся у нас отдельные сохранившиеся архивные документы, сообщаем, что действительно в здании орловской тюрьмы весь период оккупации г. Орла немцами с октября 1941 года по август 1943 года размещался лагерь военнопленных, именовавшийся немцами «Сборный пункт №20». Численность лагеря достигала примерно 10000 человек, все они размещались в пяти корпусах здания тюрьмы, по 50-80 человек в камере площадью 20-25 кв. метров. Помещение не отапливалось, отсутствовала питьевая вода, была невероятная скученность, плохое питание (200 г. хлеба с опилками и 1 литр супа из прелой сои и гнилой муки). Имелась большая смертность. В камерах ежедневно умирало по 5-6 человек, а всего от голодной смерти умерло более 3000 человек. Некоторых военнопленных и активистов из гражданского населения помещали в первый корпус, который заключенные называли «Блоком смерти». Здесь их немцы морили голодом и расстреливали группами по 5-6 человек по расписанию: по вторникам и пятницам. Как установлено чрезвычайной комиссией, на территории лагеря и за его стенами было расстреляно и похоронено более 5000 человек. Большинство военнопленных использовались на работах по ремонту и строительству аэродромов и дорог, по погрузке и разгрузке железнодорожного транспорта…

Начальник подразделения подполковник
С. Гавриловский».
(23 марта 1994 года, №10/275/310.)

Постепенно в ходе поисков стали накапливаться и другие материалы. Местные жители вспомнили, что временные лагеря военнопленных были в г. Болхове и г. Дмитровске-Орловском. А в книге М. Мартынова «Фронт в тылу» встретились упоминания о следующих лагерях:

в с. Альшань Сабуровского сельсовета Орловского района;
в с. Кривцово-Плота Кудиновского сельсовета Должанского района;
на аэродроме в Орле;
концлагерь для гражданского населения в районе Некрасовского детского городка;
концлагерь для немецких военнослужащих в районе станции Оптуха.

Началась переписка с группой «Поиск» из села Новая Дубровка Петровского района Саратовской области, которая занималась установлением имен и фамилий уроженцев Саратовской области, погибших в фашистском плену. Поисковики назвали еще несколько населенных пунктов Орловщины, где, по их сведениям, располагались лагеря, в частности, в Болхове и Болховском районе.

А иногда направления поиска подсказывали и публикации в местной прессе. Так, например, 28 января 1997 года в «Орловской правде» была опубликована корреспонденция должанского журналиста Леонида Фомина, который рассказал о небольшом концлагере, который располагался в барском саду в поселке Прудки. Об этом журналист узнал от местных старожилов. На том месте теперь установлена гранитная плита с надписью: «Здесь находился лагерь военнопленных Советской Армии В.О. войны 1942-1943 гг.»

Шестого октября 1995 года заместитель начальника управления социальной защиты населения Орловской области В.А. Блохин дал «Орловской правде» разъяснения о праве на компенсацию бывших узников, содержавшихся в лагерях на Орловщине. В своей заметке он, в частности, указал: «На основании архивных документов в Орловской области в годы Великой Отечественной войны зарегистрировано 6 лагерей: два в г. Орле - лагерь военнопленных, лагерь политзаключенных и мирного населения, в Болхове - лагерь военнопленных, в Колпнянском районе, д. Остров - лагерь военнопленных, в Урицком районе, в пос. Нарышкино - лагерь военнопленных и лагерь №20».

Некоторые свидетельства были обнаружены в партархиве. Вот, например, выдержка из докладной (начало августа 1943 года) секретарю обкома Матвееву и председателю облисполкома Ромашину: «В населенных пунктах Змиевка, Пирожково, Куракино Свердловского района находились концлагеря, где вешали, убивали, морили голодом военное и мирное население, более 3 тыс. человек».

В результате кропотливой работы старший научный сотрудник музея-диорамы И.Ю. Скрюченкова в 1997 году составила «Справочный материал о концлагерях, находившихся на территории Орловской области в период ее оккупации». Там на одиннадцати печатных страницах собраны выдержки из показаний и протоколов допросов захваченных в плен немцев, заявления местных жителей, отрывки из «Актов об ущербе и злодеяниях фашистских оккупантов» (копии актов хранятся в ГАОО). Вот выдержки из этих документов:

Из «Актов об ущербе и злодеяниях фашистских оккупантов»: «Из д. Остров Островского с/с Колпнянского района граждане Карлова, Шелехова Е.К., Карсов В.П. и другие дают свое показание, что на территории их деревни был расположен лагерь военнопленных красноармейцев. Гитлеровские варвары бесчеловечно издевались над пленными красноармейцами. А потом их расстреляли. За время с декабря 1941 г. по февраль 1943 г. гитлеровские палачи в этом лагере расстреляли 110 человек пленных красноармейцев».

Из воспоминаний Героя Советского Союза, полковника запаса Силина Николая Николаевича: «В городе (Кромы - Д.Л.) находился лагерь (на южной окраине) «Для рабочей силы». За день до взятия города Кромы все, кто там находился - это были в основном женщины, дети, старики - были расстреляны в противотанковом рве в 6-ти могилах по 250 человек в каждой и слегка присыпаны землей. Кровь из трупов запеклась на поверхности большими лужами. Оставшиеся в лагере (двери были открыты) умирали от голода. Батальон, которым я командовал (151 СП 8 СД 13 А Центрального фронта - Д.Л.), имел в то время задачу - взять южную окраину Кром и лагеря. Интересно, знают ли это в г. Кромы?»

Из протокола допроса от 30 марта 1947 года военнопленного обер-ефрейтора бывшей Германской армии Еске Вильгельма, 1911 г.р., уроженца г. Кеслин, Померания: «В лагере в деревне Кривцова Плота было до 400 военнопленных. Они располагались в скотном дворе бывшего колхоза деревни Кривцова Плота. Спали они на нарах. Постельных принадлежностей никаких не было. Помещение не отапливалось. Пищу военнопленные получали один раз в день - порцию супа и 400 г. хлеба. Работали по 10 часов в сутки на передовой линии на строительстве окопов, огневых точек, блиндажей и на установке проволочных заграждений. Я слышал от охранявших военнопленных полевых жандармов оберфельдфебеля Клауза, оберфельдфебеля Шток и унтер-офицера Гентера, что они при малейшем отказе военнопленных от работы или недостаточном их усердии безжалостно их расстреливали… К моменту отступления из деревни Кривцова Плота в лагере военнопленных не оставалось ни одного военнопленного, все они были уничтожены… Расстрелы производились в течение всего времени… с августа 1942 г. до января 1943г. полевой жандармерией… Военнопленные расстреливались в 500-800 метрах юго-западнее деревни Кривцова Плота в балке, на дне которой протекал ручей».

В результате совместных поисков и кропотливой работы удалось впервые составить наиболее полный список концлагерей, находившихся на территории Орловской области в период оккупации. Этот список никогда ранее не публиковался:

г. Болхов - лагерь военнопленных;
с. Кривцово-Плота, Кудиновский сельсовет, Должанский район - 400 военнопленных в полуразрушенном скотном дворе;
д. Остров, Ярищенский сельсовет, Колпнянский район;
п. Кромы - лагерь «Для рабочей силы»;
г. Орел - Орловский лагерь военнопленных армейского сборного пункта № 20 2 ТА (здание тюрьмы);
с. Сергиевское, Воинский сельсовет Мценский район - «дом пы ток»;
п. Нарышкино, Урицкий район - лагерь военнопленных;
д. Карескино, Кареловский сельсовет, Урицкий район - лагерь военнопленных;
с. Прудки, Кудиновский сельсовет, Должанский район;
г. Орел - лагерь политзаключенных и мирного населения;
д. Некрасовка, Лошаковский сельсовет, Орловский район - концлагерь для мирного населения;
с. Альшань, Сабуровский сельсовет, Орловский район - лагерный пункт в здании школы с 10.12.41 г. по 10.02.42 г.;
д. Гать, Образцовский сельсовет, Орловский район;
г. Дмитровск;
п. Нарышкино;
п. Лозный, Багриновский сельсовет, Болховский район;
с. Репнино, Михневский сельсовет, Болховский район;
с. Середичи, Хуторской сельсовет, Болховский район;
с. Спешнево, Однолуцкий сельсовет, Болховский район;
ст. Оптуха - концлагерь для немецких военнослужащих-антифашистов;
п. Змиевка, Свердловский район;
с. Пирожково, Котовский сельсовет, Свердловский район;
с. Куракино, Красноармейский сельсовет, Свердловский район;
п. Красная Заря - лагерь военнопленных в декабре 1941 года.

Основой для составления этого списка, как уже говорилось, стали архивные материалы, публикации в прессе, устные свидетельства, воспоминания и мемуары ветеранов. И он, этот перечень, по-видимому, еще не полный. Чем больше времени проходит со дня Победы над фашистской Германией, тем меньше участников и очевидцев тех событий остается в живых. Если мы не поторопимся, пока осталось время, то уже никогда не сможем полностью восстановить картину ужасных лет войны, а значит - и отдать долг памяти всем тем, кто пожертвовал своими жизнями за наше будущее.

Дарья Лебедкина, 17 лет,
студентка 1 курса Орловского государственного института искусств и культуры,
http://www.regnum.ru/mywar/readers/lebedkina.html