Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогический форум ВГД

На сайте ВГД собираются люди из многих городов и стран, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!

Генеалогический форум ВГД »   Дневники участников »   Дневник Nathalie »   Купцы Сапожниковы »   Надежда Михайловна Сапожникова
RSS


Надежда Михайловна Сапожникова

Художник, меценат, педагог


<<Назад  [ <<<<< ] Страницы: 1 2
Модератор: Nathalie
Nathalie
Модератор раздела

Nathalie

Москва
Сообщений: 3435
Регистрация: 13 фев. 2005
Рейтинг: 5645 

TatianaLGNN
Татьяна, большое спасибо. Рассказ еще не закончен.

---
Вышла из печати моя книга «Инженеры путей сообщения. Три портрета на фоне времени»
Добро пожаловать в мой дневник
С просьбами и вопросами по поиску в личку прошу не обращаться
Nathalie
Модератор раздела

Nathalie

Москва
Сообщений: 3435
Регистрация: 13 фев. 2005
Рейтинг: 5645 

У Надежды Михайловны не было своих детей, так сложилась жизнь, но были племянники, которых она горячо любила и которым посвящала много времени. Истинный педагог, она щедро дарила свои знания не только родственникам, но и многим другим детям. Каждый день после обеда к ней приходили племянницы и племянник, приводившие с собой ватагу дворовых друзей – дочку поварихи, сына дворника, детей садовника. Всех их Надежда Михайловна привечала, со всеми изо дня в день терпеливо занималась.


Н.М. Сапожникова дает урок рисования. Частный архив.


«Придя в мастерскую, дети первым делом переодевались, им было разрешено это раз и навсегда, только положи потом вещи на место. Во-первых ичиги – мягкие татарские сапожки, потом жилетки из разноцветной кожи, чувашские свадебные рубахи, расшитые шелком, блестящие от мелких металлических ну-ну, которыми украшали ворот. Принаряженные, ощущая себя принцессами из восточных сказок, садились мы за мольберты» (Н.М. Соротокина. Под общим зонтом).
Надежда Михайловна, всячески развивая творческую фантазию детей, давала им самые разные задания: то рисовать с натуры, то – из головы, то просила придумать рисунок для подушки на диван, то сочинить узор для обоев с птицами. «Юра с готовностью взялся за работу, пыхтел, кряхтел. Тетя Надя подошла сзади, глянула: “Это аэроплан?” Юра даже кулаки сжал от возмущения: “Это жар-птица!” и убежал обиженный в спальню. Надо сказать, что спальня у тетки заслуживала отдельных восторгов: белая мебель, стены обиты суровым полотном с голубой набивкой. Спальня выглядела всегда очень опрятной и свежей. Деликатная тетя Надя никого не пустила к Юре, пусть мальчик побудет один, а когда Малюша явилась за детьми, ей пришлось подняться в спальню за сыном. Он спал, раскинувшись на широкой кровати, а в углу за белым шкафом на украшенных голубой набойкой обоях сон его стерегли одиннадцать, нарисованных в рост художника, скелетов. Тетя Надя всплеснула руками: “Это тоже война?”, а Малюша, с ужасом глядя на стену и придумывая, как смыть Юрины художества, ответила: “Нет, это этнографический музей”» (там же).

---
Вышла из печати моя книга «Инженеры путей сообщения. Три портрета на фоне времени»
Добро пожаловать в мой дневник
С просьбами и вопросами по поиску в личку прошу не обращаться
Nathalie
Модератор раздела

Nathalie

Москва
Сообщений: 3435
Регистрация: 13 фев. 2005
Рейтинг: 5645 


В мастерской Надежды Михайловны. 1910-е годы. Частный архив
(Е.П. Ключевская Казанская художественная школа. 1895-1917. СПб: 2009)


Из всех братьев и сестер ближе всех к Надежде Михайловне стоял Константин Михайлович. И вовсе не потому, что жили они по соседству, общаясь практически ежедневно. Это было глубокое внутреннее родство с братом и всей его семьей. Старая фотография запечатлела уютное семейное чаепитие в мастерской Надежды Михайловны. Кажется, что именно этому дню (хотя таких дней было много) посвящены детские воспоминания: «…зима, горят лампы нижнего света, тетя Надя не признавала верхний свет, за окном темно, но угадывается – идет снег, то одна, то другая снежинка прижимаются щекой к стеклу, прямо тебе Андерсен, а тетя Надя у камина, рядом на подставке маленькие полешки и стружка для растопки в специальном ящике. Малюша наливает всем чай, а Маня смотрит через струю на свет и думает – как бы запомнить этот удивительный оттенок, чтобы потом во взрослой жизни носить платья только такого золотисто-чайного цвета. А потом пришла революция…» (Н.М. Соротокина. Под общим зонтом).


Чаепитие в мастерской Надежды Михайловны. Неизвестный, Константин Михайлович (предположительно), Юра, Вера, Амалия Федоровна, Маня, Надежда Михайловна Сапожниковы. Около 1914. Фотография любезно предоставлена Е.П. Ключевской


---
Вышла из печати моя книга «Инженеры путей сообщения. Три портрета на фоне времени»
Добро пожаловать в мой дневник
С просьбами и вопросами по поиску в личку прошу не обращаться
Nathalie
Модератор раздела

Nathalie

Москва
Сообщений: 3435
Регистрация: 13 фев. 2005
Рейтинг: 5645 

Вот еще один портрет работы Надежды Михайловны "Мужской портрет, или портрет неизвестного". Всматриваюсь в него, и думаю, не тот ли это мужчина, который участвует в семейном чаепитии (на предыдущей фотографии). И, если он, то не был ли он родственником Надежды Михайловны, одним из братьев или мужем сестры?


Н.М.Сапожникова. Мужской портрет. Из собрания ГМИИ РТ

---
Вышла из печати моя книга «Инженеры путей сообщения. Три портрета на фоне времени»
Добро пожаловать в мой дневник
С просьбами и вопросами по поиску в личку прошу не обращаться
Nathalie
Модератор раздела

Nathalie

Москва
Сообщений: 3435
Регистрация: 13 фев. 2005
Рейтинг: 5645 

Ещё немного о работах Надежды Михайловны. У Малюши в комнате, в изголовье кровати, висел большой портрет. Я помню, как ребенком впервые увидела его и спросила, кто это. Мне ответили: «Малюша». Я не узнала ее в молодой красивой женщине с высокой прической. Выражение глаз задумчиво-мечтательное, на губах – полуулыбка. Левая рука поднята к лицу, мизинец почти касается губ.
Малюша очень дорожила этим портретом, теперь я понимаю, что он был частью её счастливой казанской жизни, драгоценным напоминанием о прошедших временах. Тогда мне не приходило в голову поинтересоваться, кто был автором этого портрета.
Чеботарев упоминает о существовании портрета Амалии Федоровны работы Фешина. По семейным воспоминаниям, писала ее и Надежда Михайловна. Который из двух портретов висел в ее комнате – не знаю. Местонахождение портрета в настоящее время мне неизвестно. Он должен был достаться внукам Марии Константиновны. Если не был утрачен, то и сейчас он у них. Вот фотография Малюши, которая кажется мне наиболее близкой к образу на портрете.



Малюша, Юрочка и пёс Цезарь. Около 1912


В 1917 г. Надежда Михайловна была участницей 45-ой Передвижной выставки картин Товарищества передвижных художественных выставок в Петрограде.
Сведения о ее жизни после 1917 г. отрывочны и несколько противоречивы. Надежда Михайловна организовала у себя в мастерской бесплатную рабочую студию, но вскоре была лишена мастерской. По некоторым данным, мастерская потом была ей возвращена. В 1919-1924 гг. Надежда Михайловна преподавала рисунок на рабфаке Казанского университета, в 1924-1925 гг. – в Казанском художественно-техническом институте. После отъезда Фешина в 1923 г. в США она приняла его мастерскую.
На одной из фотографий, полученных мной недавно, Надежда Михайловна снята как раз в мастерской, только не знаю, чьей - ее или Фешина.
И вдруг на этой фотографии я увидела тот самый портрет Малюши! Вот он - крайний слева в верхнем ряду. Первая мысль – авторство установлено, портрет написан Сапожниковой. Но рядом с портретом Малюши висит портрет Серафимы Михайловны, написанный Фешиным. Хотя фото портрета найдено, загадки остаются.



Надежда Михайловна в мастерской. 1930-е гг. фотографии из книги Е.П. Ключевской «Казанская художественная школа. 1895-1917″.


---
Вышла из печати моя книга «Инженеры путей сообщения. Три портрета на фоне времени»
Добро пожаловать в мой дневник
С просьбами и вопросами по поиску в личку прошу не обращаться
Nathalie
Модератор раздела

Nathalie

Москва
Сообщений: 3435
Регистрация: 13 фев. 2005
Рейтинг: 5645 

В 1925 г. Надежда Михайловна оставила преподавательскую деятельность, а в 1932 г. переехала в Москву, где преподавала рисунок. Жила, по всей вероятности, у Адоратских, помогая Варе ухаживать за тетей Сарой.
Обстоятельства и дата смерти Н.М. Сапожниковой доподлинно неизвестны. В статье, составленной по воспоминаниям В.В. Адоратской, сказано, что после перенесённой болезни лёгких Надежда Михайловна ушла на пенсию и жила в Подмосковье. Во время войны она отказалась ехать в эвакуацию, так как твёрдо верила, что враг не дойдёт до столицы. Один из её соседей держал козу. Уехав осенью в город, он оставил козу Надежде Михайловне. Как-то коза убежала, и Надежда Михайловна, легко одетая, выбежала за ней, после чего простудилась и не вынесла болезни. Датой смерти Сапожниковой назван примерно 1944 г.
Г. Тузулакова в своей статье ссылается на письмо к ней от 21 июня 1999 г. другой племянницы Надежды Михайловны – Галины Николаевны Сапожниковой (внучки Михаила Михайловича): «... последние годы жизни <Надежда Михайловна> посвятила семье своей сестры Серафимы Михайловны Адоратской, на даче которой на Николиной горе она и умерла от голода в 1942 году. Это произошло, когда семья Адоратских находилась в эвакуации в Казани, а Надежда Михайловна оказалась отрезанной немецкими войсками и потеряла связь с внешним миром. Об этом факте свидетельствовала моя тетя Анна Михайловна Сапожникова, которая не покинула Москву из-за смертельной болезни ее мужа. Считаю эти данные достойными доверия, так как из родственников только Анна Михайловна и Надежда Михайловна оставались тогда в Москве...»
Вряд ли теперь представляется возможным установить истину: сама Надежда Михайловна отказалась ехать в эвакуацию или Адоратские просто не смогли взять её с собой. В обеих версиях есть некоторые неточности. Адоратские были в эвакуации не в Казани, а в Алма-Ате. Они вернулись в Москву в конце 1943 г. Если Надежда Михайловна умерла в 1944 г., Адоратские должны были точно знать о её болезни и смерти, а не указывать приблизительную дату.

---
Вышла из печати моя книга «Инженеры путей сообщения. Три портрета на фоне времени»
Добро пожаловать в мой дневник
С просьбами и вопросами по поиску в личку прошу не обращаться
Nathalie
Модератор раздела

Nathalie

Москва
Сообщений: 3435
Регистрация: 13 фев. 2005
Рейтинг: 5645 

Копии работ Надежды Михайловны из Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, любезно предоставленные Тамарой Васильевной Сапожниковой.

Лицо девочки кажется мне знакомым. Может быть, я видела его на одной из семейных фотографий?



Незаконченный портрет

---
Вышла из печати моя книга «Инженеры путей сообщения. Три портрета на фоне времени»
Добро пожаловать в мой дневник
С просьбами и вопросами по поиску в личку прошу не обращаться
Nathalie
Модератор раздела

Nathalie

Москва
Сообщений: 3435
Регистрация: 13 фев. 2005
Рейтинг: 5645 

Этот портрет я уже показывала, но в данной копии качество лучше.

---
Вышла из печати моя книга «Инженеры путей сообщения. Три портрета на фоне времени»
Добро пожаловать в мой дневник
С просьбами и вопросами по поиску в личку прошу не обращаться
<<Назад  [ <<<<< ] Страницы: 1 2
Модератор: Nathalie
Генеалогический форум ВГД »   Дневники участников »   Дневник Nathalie »   Купцы Сапожниковы »   Надежда Михайловна Сапожникова
RSS

Реклама от YouDo