Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогический форум ВГД

На сайте ВГД собираются люди из многих городов и стран, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!

Генеалогический форум ВГД »   Каталог ссылок, полезных генеалогу »   Татары: генеалогия, краеведение, история Мещеры
RSS


Татары: генеалогия, краеведение, история Мещеры

Переводы магометанских метрических книг ОМДС, генеалогия, краеведение, история Мещеры


<<Назад  Вперед>>[ <<<<< ] Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 ... 10 11 12 13 14 15 [ >>>>>> ]
Модераторы: kluchnik, Lara, elena_krd
Rus_At
Почетный участник

Rus_At

Сообщений: 210
Регистрация: 27 янв. 2012
Рейтинг: 360 

Публикации о:

Об архивном фонде ОМДС. Часть 1

Об архивном фонде ОМДС. Часть 2 – Ведомости приходов и духовных лиц

О Фондах ЦГИА РБ (Уфа). Часть 1

О Фондах ЦГИА РБ (Уфа). Часть 2 – Формулярные списки

Формулярные списки чиновников

Анонсы статей и сами статьи тут:

http://www.bastanovo.ru/category/cgia/

---
http://www.bastanovo.ru
Rus_At
Почетный участник

Rus_At

Сообщений: 210
Регистрация: 27 янв. 2012
Рейтинг: 360 


Атнагулов Р.М.

(Автор статьи выражает благодарность Сибаеву Музафару за помощь в переводе терминов)

Изучая метрические книги мечетей татарских и башкирских деревень, а так же метрические книги Внутренней Киргизской Орды, в главе четвертой – «об умерших», каждой метрической книги, мы находим причины болезней, от которых умирали наши предки.

далее по ссылке:
http://www.bastanovo.ru/2013/10/bolezni-ot-kotoryih-umirali-nashi-predki/

---
http://www.bastanovo.ru
Rus_At
Почетный участник

Rus_At

Сообщений: 210
Регистрация: 27 янв. 2012
Рейтинг: 360 

АРХИВ РУБРИКИ: ГОРОД ТРОИЦК В ПРОЕКТЕ WWW.BASTANOVO.RU

Долгая дорога к Храму
(из истории поисков первой троицкой мечети)


Гизатуллин Рауф Назипович

Перед 1917 г. в Троицке имелось семь мечетей, из них только две – Пятая соборная («Амурская» или «Расулевская») и Седьмая квартальная («Слободская» или «Янаульская»), расположенные в увельском заречье, были деревянными. Обе были снесены в советское время, как и Вторая соборная («Верхняя», «Яушевская»), располагавшаяся в историческом центре города. Первая («Главная» или «Мечеть ахун-хазрата») и Четвёртая («Базарная», «Валеевская»), обезглавленные и лишённые минаретов, были отданы под хозяйственные нужды различных...


Яушевы


Денисов Д.
Старостин А.
Гизатуллин Р.

Яушевы – династия троицких предпринимателей и общественных деятелей. Из служилых мурз, восходящих к роду арских князей Яушевых. Князь Яуш (Явуш, Явыш) в 1552 участвовал в обороне Казани от войск Ивана IV Грозного. Его сын, князь Багиш, имел обширные земельные владения по Алатской и Ногайской дорогам Казанского уезда в д. Кушер, Ст. Менгер, Тамгачи, Шигач. Потомок князя Яуша в 8-м поколении Я. Гайса Мухаммат- Юсупович (Гайса б. Юсуф б. Бикбау б. Мустафа б. Мурадым б. Абдулла б. Дусмухаммед б. Багиш б. Явыш, ?–1870?) приехал в г. Троицк из д. Ст. Менгер Казанского уезда и губ. Ходил с чужими караванами...

Читайте тут:


---
http://www.bastanovo.ru
Rus_At
Почетный участник

Rus_At

Сообщений: 210
Регистрация: 27 янв. 2012
Рейтинг: 360 

АРХИВ РУБРИКИ: ЦГИА РБ (Г.УФА) В ПРОЕКТЕ WWW.BASTANOVO.RU

Формулярные списки чиновников
Мидхат Джумагул


Поиск по дворянству и разночинцам.

Как известно дворяне, не являясь податным сословием, не записаны в ревизских сказках, а по причине проживания, в основном, в городах, их не просто найти в метриках т.к. практически в любом городе имелось более одной церкви и метрические книги этих церквей имеют не малый объем. Все эти факторы серьезно осложняют генеалогический поиск.
В этих условиях серьезным инструментом поиска являются формулярные списки (далее ФС) чиновников. Дворянин был обязан служить — на то он и дворянин. И служить он мог либо в армии, либо на гражданской службе. В Российской Империи на каждого служащего государству чиновника ежегодно составлялся формулярный (послужной) список в котором отражалась следующая информация:

Об архивном фонде ОМДС. Часть 2 – Ведомости приходов и духовных лиц
Мидхат Джумагул


Следующим значимым типом документа архивного фонда ОМДС, хранящимся в ЦГИА РБ, является Ведомость приходов и духовных лиц (далее ВДЛ).

О Фондах ЦГИА РБ (Уфа). Часть 2 – Формулярные списки
Мидхат Джумагул


В данной статье пойдет речь не вообще о формулярных списках (ФС), хранящихся в ЦГИА, но только о ФС по Башкирско-Мещерякскому войску.

Следите тут:


---
http://www.bastanovo.ru
Rus_At
Почетный участник

Rus_At

Сообщений: 210
Регистрация: 27 янв. 2012
Рейтинг: 360 

Болезни, от которых умирали наши предки
Атнагул
ов Р.М.


(Автор статьи выражает благодарность Сибаеву Музафару за помощь в переводе терминов)

Изучая метрические книги мечетей татарских и башкирских деревень, а так же метрические книги Внутренней Киргизской Орды, в главе четвертой – «об умерших», каждой метрической книги, мы находим причины болезней, от которых умирали наши предки.


С чего начать составление Родословного Древа Семьи
Оксана Корнева


Поиск родовых корней – это также поиск самого себя. Узнавая о событиях жизни предков, начинаешь лучше понимать их характер, находить в себе черты, которые прослеживаются у старших поколений.


Рожденный в пятницу

Фамилия – это наследственное родовое имя,

указывающее на принадлежность человека к одному роду,

ведущему начало от общего предка.

Читайте тут:


---
http://www.bastanovo.ru
Rus_At
Почетный участник

Rus_At

Сообщений: 210
Регистрация: 27 янв. 2012
Рейтинг: 360 

Мы не могли обойти стороной, бывший уездный город села Бастаново – Елатьму.

Ныне, Ела́тьма — посёлок городского типа в Касимовском районе Рязанской области.
Расположен на левом берегу реки Оки, в 206 км от Рязани, в 23 км от Касимова.

Совместно с общественным некоммерческим краеведческим сайтом о городском поселении Елатьма — http://www.elatma2008.narod.ru, данная статья открывает очередную рубрику Проекта bastanovo.ru, посвященную удивительному тихому и живописному месту на реке Оке.

Рубрика будет представлена в виде фоторепортажа о посещении исторически значимых мест города с использованием архивных фотоматериалов.

Рубрика размещена тут:
http://www.bastanovo.ru/2013/11/o-rubrike/

---
http://www.bastanovo.ru
Rus_At
Почетный участник

Rus_At

Сообщений: 210
Регистрация: 27 янв. 2012
Рейтинг: 360 

Кремль или «детинец»–
цитадель во многих древних русских городах
(в Москве, Новгороде, Астрахани и др.)
с каменной оградой и башнями.
Малый энциклопедический словарь
Брокгауза и Ефрона

21.01.2008.

Передо мной лежит очередная удивительная находка. Это копия плана регулярной застройки, составленного «Тамбовского наместничества городу Елатьме».

Изъяснение

(привожу в современной транскрипции)

Состоящее ныне строение – каменное прикрыто темно-кармином, деревянное – в пунктирных линиях, под знаком + церкви. А – собор преображения Господня. В – Старый город, называемый Кремль.

Вновь прожектировано

Кварталы, прикрытые светло-кармином под каменные, а желтою краскою – под деревянные казенные, публичные и обывательские дома и прочие строения. 1 – Церковь Рождества Богородицы. 2 – Для присутственных мест. 3 – Для постройки домов городничему и казначею. 4 – Торговая площадь. 5 – Черта, означающая разлив Реки Оки. 6 – Вал и ров к ограничению города.

Фото плана есть тут: http://www.bastanovo.ru/2013/11/nahodka-elatomskogo-kremlya/

---
http://www.bastanovo.ru
Rus_At
Почетный участник

Rus_At

Сообщений: 210
Регистрация: 27 янв. 2012
Рейтинг: 360 

Мидхат Джумагул

Обычно любой генеалогический поиск начинается со сбора информации по родственникам и в семейном архиве документов. Для будущего успешного поиска необходимо выявить как минимум название и административно-территориальную принадлежность населенного пункта, в котором проживали предки, а также очень желательно хотя бы примерные даты рождения предков как минимум на начало 20-го века. Это первый этап любого генеалогического поиска.
После систематизации данных, выявленных на первом этапе, исследователь может написать запросы в ЗАГСы, если предки родились после примерно 1910-15 гг. или произвести поиск в архивах по метрикам, за начало 20-го века (путем написания запросов в архив или при личном посещении, а так же с помощью частных исследователей). А вот далее возникает проблема выявления даты рождений следующего поколения. Скажем в метрической книге (МК) 1905 года по селу Ивановка N-ского уезда обнаружена метрика на прадеда Петра, родители которого Сидор Васильевич Иванов и законная жена его Параскева Сергеевна. Все отлично, но как выявить даты рождений этого самого Сидора и законной его жены? Это можно сделать путем перебора МК за более ранние годы – способ хороший, параллельно даст какое-то кол-во дополнительно информации по боковым линиям, но он займет массу времени и потребует не малое кол-во денег т.к. просмотреть придется возможно десятки дел пока обнаружатся метрики на искомых Сидора и Параскеву.
Для облегчения этого непростого дела можно воспользоваться другим типом документа, называемым Перепись населения. В начале 20-го века было проведено несколько таких переписей: в 1917 году всероссийская сельскохозяйственная перепись. В 1920 году еще одна, примерно такого же плана перепись.

Далее тут:
http://www.bastanovo.ru/2013/12/o-perepisi-1920-goda/

---
http://www.bastanovo.ru
Rus_At
Почетный участник

Rus_At

Сообщений: 210
Регистрация: 27 янв. 2012
Рейтинг: 360 


Фактическая генеалогия рода часто отличается от семейных легенд и преданий…

Наши исследования начались с поиска материалов для написания книги о расположенном в Мещере древнем татарском селе Бастаново авторами Девликамовым Анваром Аминовичем и Абдиевым Александром Шовкатовичем к 500-летию его образования.
Первые упоминания этого населенного пункта в официальных документах появляются в начале XVI века. Татарское население села в грамотах, относящихся к XVII веку, именуется шацкими, а иногда цненскими служилыми татарами и мурзами. Основное занятие жителей — несение сторожевой службы по городу Шацку и вдоль засечных линий, сопровождение посольств. В связи с военными реформами и указами Петра I, а также отказом от принятия христианства, жители села были причислены к сословию государственных крестьян. В документах, относящихся к сельцу Бастаново Поляковско-Майданской волости Елатомского уезда Тамбовской губернии, наиболее часто упоминаются фамилии таких татарских родов, как: Девликамовы, Тынчеровы, Клевлеевы (Клеблеевы), Канеевы (Каниевы, Конеевы), Барамыковы, Енгалычевы, Симашевы (Симошевы), Енилеевы, Чекаевы, Сименеевы, Тахтагановы, Котлобулатовы. Реже встречаются: Сутушевы, Кутуевы, Васильевы, Бекесовы.

В процессе подготовки материалов, для вышеупомянутой книги, в Государственных Архивах Российской Федерации, Республики Башкортостан, Казахстана и Узбекистана, нами были найдены и обработаны: ревизские сказки села Бастаново за 1722, 1745, 1763, 1816 и 1834 годы; метрические книги первой и второй мечетей села из Оренбургского Магометанского Духовного Собрания с 1832 по 1902 годы, частично; отказные грамоты, датированные началом XVIII века; ландратская перепись 1717 года и многие другие документы, имеющие отношение к этому населенному пункту. Их изучение и систематизация позволили задуматься о составлении и построении генеалогических древ основных татарских родов села.
Обработка ревизских сказок и метрических книг мечетей села ведется мною совместно с авторами книги с 2007 года. В процессе работы над ревизиями нам приходилось сталкиваться с необходимостью читать текст, написанный древнерусской скорописью — одним из древнерусских почерков, появившихся на Руси в XIV в. В то время переписчики, что называется «на слух», фиксировали старинные тюркские имена наших предков. Сложность заключалась в расшифровке некоторых имен. Вот примеры написания некоторых женских имен: Чупарбехи – Жафарбика, Зилка – Зулейха, Хасни Зямаль – Хаснижамал, Хабиб Зямиля – Хабибжамал, Аньша – Айша. Подобные трансформации не обошли стороной и мужские имена, например: Багильди — Бойкелди, Пяткулла — Фатхулла, Тифятулла — Тухфатулла, Иосип — Юсуф, Сюней – Сиявуш, Ишпиндияр – Асфандияр, Шан — Шабан.

Фамилии жителей села нам встретились только в ревизской сказке 1722 года, во всех последующих же ревизиях фамилии жителей не указывались. Таким образом, для того, чтобы узнать фамилию персоны и принадлежность ее к определенному роду, мы, как мозаику собирали и увязывали поколения — из года в год, из века в век, от первой сказки 1722 года до последних метрических книг мечетей села к 1902 году, протягивая историю жизни семей. Занятие это было довольно увлекательное. По пути исследования жизни каждого жителя села, мы узнавали о времени и месте его рождения; его родителях; браке или разводе, о повторных браках. О рождении и смерти его детей и родителей; иногда переездах из одного села в другое. И так до самой смерти персоны и того, что послужило ее причиной. Перед нашими глазами на бумаге выстраивались жизни целых поколений.
Отсутствие в нашем распоряжении ревизий, проводимых позднее 1834 года, также осложняло ситуацию, и заводило в тупик наши исследования. Мы использовали, насколько возможно, метрические книги первой и второй мечетей села Бастаново, а иногда и близлежащих деревень Тамбовской губернии, но и тут мы сталкивались с неточностями при регистрации рождений, браков, разводов и смертей жителей. Например, при сопоставлении возрастов, указанных в метрических книгах с возрастами, указанными в ревизских сказках — совпадали имя, фамилия и состав семьи персоны, но разница в возрасте этой персоны или же годе ее рождения, составляла порой от 2-х до 7-ми лет. В метрических книгах до 1880-х годов фамилии регистрируемых лиц практически не указывались, и приходилось выискивать связь через возраст, имя и отчество. Еще одна сложность заключалась в том, что в самых ранних метрических книгах не записывались отчества, тут мы встречали только бесфамильные имена.

Позднее, об ошибках в записях метрических книг нами были найдены два дела в Фонде Оренбургского Магометанского Духовного Собрания, хранящемся в Центральном Государственном Архиве Республики Башкортостан, в Уфе; которые подтвердили наши предположения. И в наши дни жители села рассказывают о том, что при смерти некоторых старейшин села, рожденных до революции 1917 года, их дату рождения не могли найти и соответственно, подтвердить возраст, а иногда даже родство через метрические книги мечетей села, для получения свидетельства о смерти человека.

Магометанские метрические книги мечетей татарских сел написаны старой татарской письменностью «иске имля» — это татарский алфавит, на основе арабской графики, использовавшийся до 1920 года. Данный алфавит начал применяться предками нашего народа с принятием Ислама.
Магометанские метрические книги, также как и ревизские сказки, требуют к себе особого подхода и внимания, т.к. почерк писцов, делавших записи, оставлял желать лучшего. Возможно, что при переписи экземпляров копий метрических книг с оригиналов, которые велись в мечетях татарских сел ежегодно, с января по декабрь, теперь уже сами татары допускали ошибки. Некоторые имена в метриках вовсе отсутствовали. Также, найдя жениха и невесту в разделе «о бракосочетавшихся», в котором указывался их возраст, мы не могли найти их в разделе «о рождениях», где они фактически должны были быть записаны при наречении имени. Находили же мы их годом-двумя ранее, либо позднее. Чернила в некоторых копиях метрических книг выцвели, некоторые части их – утрачены; но встречаются и отличные копии, сделанные каллиграфическим почерком.

Тем не менее, несмотря на все вышеупомянутые сложности, по основным татарским родам села Бастаново нам удалось воссоздать подлинные генеалогические древа, уходящие корнями в начало XVII века.

Источник:

---
http://www.bastanovo.ru
Rus_At
Почетный участник

Rus_At

Сообщений: 210
Регистрация: 27 янв. 2012
Рейтинг: 360 

Сабитов, Ж. Татарские потомки населения золотоордынского улуса Мохши / Ж. Сабитов, М. Акчурин // The Russian Journal of Genetic Genealogy (Русская версия). — 2013. — Т. 5. № 1. — С. 73–81.

«Данная статья посвящена вопросу происхождения татарских мурз, относящихся к таким фамилиям как Акчурины, Кашаевы, Кудашевы, Муратовы, Енгалычевы, Еникеевы, Ишеевы, Седехметевы, Дашкины, Дивеевы, Мансыревы, Сюндюковы, Ефаевы и т.д. На основе исторических источников, генеалогических записей и генетических результатов предложена концепция происхождения этой группы татар».

Статья написана в декабре 2013 г.

Полный текст статьи в формате pdf, можно скачать здесь:



---
http://www.bastanovo.ru
<<Назад  Вперед>>[ <<<<< ] Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 ... 10 11 12 13 14 15 [ >>>>>> ]
Модераторы: kluchnik, Lara, elena_krd
Генеалогический форум ВГД »   Каталог ссылок, полезных генеалогу »   Татары: генеалогия, краеведение, история Мещеры
RSS

Реклама от YouDo