Сибирские летописи
Портал, посвящённый всему, что связано с Сибирью (справочные сведения, генеалогия, архивные данные и многое другое)
Sergeyko09Москва Сообщений: 694 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 1186 | Наверх ##
10 декабря 2009 12:57 14 сентября 2018 19:16Сибирские летописи --- Перевод документов 16-19вв. | | |
Konstantin Ivanovканд. ист. наук Кемеровская область Сообщений: 17288 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 8138 | Наверх ##
27 апреля 2019 19:31
| | Лайк (1) |
KIrnira Сибирь Сообщений: 1117 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 824
| Наверх ##
1 июня 2019 18:59 Кунгуре ж в посаде пустые дворы беглых и умершых людей: Двор Ивашка да Якушка Чердынцовых, бежали в прошлом во 188 году в Сибирь. Двор Ивашка Прокопьева сына Гобова, бежал он в Сибирь прошлово 189 году. Двор Олешки Красноперова, бежал в Сибирь в прошлом во 187 году. Двор Афонки Стахиева, бежал в Сибирь в прошлом во 189 году. Двор Данилка Кощиева, померл в прошлом во 192 году. Двор Кирюшки Галахтионова, бежал в Сибирь в прошлом во 187 году. Двор Васки Малцова, померл в прошлом во 190 году. Двор Васки Лодейшикова, бежал в Сибирь в прошлом во 191 году. Двор Селка Гилева, бежал в Сибирь в прошлом во 192 году. Двор Васки Злодиева, бежал к Соликамской в прошлом во 187 году. Двор на горе Ивашка Сергиева, померл в прошлом во 188 году. Двор Левки Колотилова, бежал в Сибирь в прошлом во 190 году. Двор Савки Игошева, померл в прошлом во 191 году. Двор Васки Цыдвинцова, померл в прошлом во 188 году. Двор Фетки Ошканова, померл в прошлом во 187 году. Двор Якушки Басалаева, померл в прошлом 189 году. источник: Титов А. А., «Кунгурские акты XVII века» Источник: http://zz-project.ru/perepisi-...-v-kungurezz-project.ru – Исторические документы Перми Великой --- Поиск:
Томская область /Вороново, Уртам - Лепехин, Ляпухин, ,,,Липухин,
НСО /Толмачево - Поповы, Мало-Кривощеково - Мордвиновы, Пайвино- Томиловы
Алтай /Ново- Енисейское - Козловы | | |
Lu4ik | Наверх ##
6 июля 2019 10:32 РГАДА 350-2-3580 1762-1764 Томский уездСказки о посадских, цеховых, разночинцах, государственных и монастырских крестьянах города Томска и Томского у. https://rodnaya-vyatka.ru/book...mskiy-uezd (требуется авторизация) РГАДА 350-2-3581 1763 Томский уездСказки о разночинцах и государственных крестьянах г, Томска и уезда, приписанных к Колывано-Воскресенским заводам. Ведомость итогов переписи (лл. 433, 439). Алфавит географический (л. 438). Опись поправок(л. 437). https://rodnaya-vyatka.ru/books/350-2-3581-1763-tomskiy-uezd (требуется авторизация) Общий список можно посмотреть тут (3 РС), там же в теме выписки из других дел РГАДА. --- Бертисовы/Бертысовы (Казахстан), Плетеневы (Кемеров. обл., Удмурт-Вятка: Глазовский уезд), Тимошенко (Кемеров. обл., Киев. губ, Звенигород.у.), Пономаревы (Кемеров. обл., Рязан. губ), Коваленок, Хвост, Сипович (Гомельская обл; Витебская губ, Дриссен.у.) | | Лайк (1) |
Lu4ik | Наверх ##
6 июля 2019 11:32 6 июля 2019 11:32 РГАДА 350-2-1601 1РС КрасноярскСказки пеших, конных казаков, детей боярских, церковнослужителей и другого населения г. Красноярска, пеших, конных казаков, детей боярских, монастырских, пахотных крестьян, ясачных «иноземцев», посадских людей, церковнослужителей и другого населения Красноярского у. https://rodnaya-vyatka.ru/books/350-2-1601-1rs-krasnoyarsk (требуется авторизация) РГАДА 350-2-1602 1748 Красноярскhttps://rodnaya-vyatka.ru/books/350-2-1602-1748-krasnoyarsk (требуется авторизация) РГАДА 350-2-1603 1748 Красноярск убывшиеhttps://rodnaya-vyatka.ru/book...k-ubyvshie (требуется авторизация) РГАДА 350-2-1604 1762-1764 КрасноярскСказки посадских людей, разночинцев г. Красноярска, разночинцев и государственных крестьян Красноярского у. https://rodnaya-vyatka.ru/book...rasnoyarsk (требуется авторизация) РГАДА 350-2-957 1748 ЕнисейскКнига переписная выбывших после I ревизии посадских людей, разночинцев и государственных крестьян г. Енисейска, Бельского, Маковского, Тосеевского, Кемского острогов со слободами и деревнями Енисейского у. https://rodnaya-vyatka.ru/books/350-2-957-1748-eniseysk (требуется авторизация) 350-2-3068 1748 Селенгинск Книга переписная, выбывших после I ревизии посадских людей, цеховых, разночинцев, государственных и монастырских крестьян г. Селенгинска, пригорода Удинска, Баргузинского, Кабанского, Ильинского острогов, слобод и деревень Селенгинского дискрикта. https://rodnaya-vyatka.ru/books/350-2-3068-1748-selenginsk (требуется авторизация) 350-2-3069 1762-1765 СеленгинскСказки и именные ведомости о посадских людях и цеховых Ильинского, Кабанского острогов, г. Верхнего Удинска, слободы Кяхты Селенгинского дискрикта, г. Селенгинска. Подлинные. https://rodnaya-vyatka.ru/book...selengilsk (требуется авторизация) 350-2-3073 1762-1765 СелингинскСказки о государственных крестьянах и разночинцах г. Селенгинска, подгородных слобод, Ильинского, Танцынского и Кабанского острогов Селенгинского дискрикта. https://rodnaya-vyatka.ru/book...selinginsk (требуется авторизация) | | |
KIrnira Сибирь Сообщений: 1117 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 824
| Наверх ##
2 сентября 2019 16:38 Интересное повествование о заселении Сибири Трапезников В. Н. Первобытное население Севера России https://www.booksite.ru/fulltext/izv_3/2.htm#2выдержки: Пермь оставила после себя народность пермяков, которые и по языку, и по нравам и обычаям, и по образу жизни ничем не отличаются от зырян. Это те же зыряне, только именуемые на русском языке другим наименованием, а себя называющие тем же словом «коми-морт», которым именуют себя и зыряне. Следовательно, можно прийти к выводу, что Пермь летописи является племенем пермской группы, прямыми предками нынешних пермяков и зырян. Родственная близость зырян и пермяков и объединение этих народностей в понятие «Перми» у летописца подтверждается целым рядом исторических данных. Последнее и самое отдаленное племя, перечисленное в летописи - Югра. Это племя упоминается еще у арабских писателей X века (Ибн-Батуты, Ибн-Фодлана). Эти писатели сообщают о торговле Болгар с Югрой, о том, как в Югру надо ехать на собаках, упоминают, что Югра граничит с Ледовитым морем. Летопись под 1096 годом приводит рассказ Гюря Торговича Новгородца о том, как его отрок, посланный на Печеру, «оттуду иде на Югру: Югра же людие языкы нем и седят с Самоядью на полуночных странах. Суть горы, заидуче луку моря им же высота яко до неба. Есть же путь до тех гор непроходим пропастьми, снегом и лесом»... В этом отрывке летописи совершенно определенно указывается местопребывание Югры, очевидно, представлявшей для Новгорода самую отдаленную народность. И эта отдаленность давала возможность Югре больше других чудских народностей отстаивать свою самостоятельность. По крайней мере, под 1187 годом в летописи значится, что в Югре было восстание против Новгородских сборщиков дани: «В то же время избиени быша Печерские данники и Югорские в Печере, a другие за волоком». Под 1193 годом летопись отмечает: «В то же лето идоша из Новгорода в Югру ратью с воеводой Ядреем и придоша в Югру и взяша город и придоша к другому городу». Летопись под 1483 г. упоминает о походе на Асыку, на князя вогульского, да и в Югру, на Обь великую, что совершенно определенно дает географическое место Югре. Герберштейн, путешествовавшей по Руси в 1551 г., тоже отмечает, что Угричи и Вогуличи сидят по реке Оби. На географической карте царевича Федора Борисовича (1613 г.) Югра показана на левой стороне Оби между Обью и Иртышем, а книга Большого Чертежа говорит: «а те грады по Сысве и Сосве – Югра». И сказание неизвестного новгородца XV века отмечает «Каменскую самоедь», т. е. самоедов приуральских, - самоедь, которая по словам автора рукописи, «облежит около югорское земли». Югра народность тоже чудская, т. е. принадлежащая к той же пра-пермской группе, что и остальные народности севера. Это явствует из языка Югры. Под 1499 годом в летописи записан рассказ об окончательном покорении Югры под власть великого князя Московского. В этом году великий князь Иван Васильевич «посла воинство на Угорскую землю и на Гогуличи и шедше взяша град их и землю повоеваша и князей поплени». Под 1502 годом в летописи содержится описание нового похода на Югру, при каковом походе воеводы «поймали 33 города». Летопись перечисляет эти города, и название их с несомненностью устанавливает их чудское происхождение: Ир-кар, Вой-кар, Ур-кар, Шер-кар, Нецкар-кор, Саб-дынь, Сус-кор, Ис-кар, Хюли-кор. Все эти названия исключительно чудские, названия того языка, который обозначал словом «кар» - город, а словом «дынь» - населенное место. Замечательно и чрезвычайно ценно, что некоторые из поиманных городов имеют в летописи еще, кроме чудского, и русское название, русский перевод чудского слова: Вой-кар или Ночной, а по-зырянски «вой» и значит: ночь, Сус-кор или Роговой, а по-зырянски «сус» значит рог, Ур-кар, или Белой, «ур» по-зырянски значит белка. Из этого перечисления югорских городов видно, что Югра принадлежала к пермской группе народностей. Зырянский язык убеждает в этом еще и с другой стороны. В нем до сего времени сохранилось название народности «Югра» или «Егра», - каковым именем называются Вогулы и Остяки. Таким образом по-пермски Егра и Вогулы - одно и то же; характерно, что и в летописи наблюдается то же самое отождествление в рассказе о походе на Угорскую землю да на Гогуличи... Проанализировав с исторической точки зрения летописное сообщение о том, что на севере России «седят чудь и вси языци», мы приходим к выводу, что все народности, перечисленные летописцем: Печера, Югра, Пермь и Емь - все принадлежат к пра-пермской группе, к тем народам, которые некогда говорили одним языком и которые оставили нам не только курганы, как остатки своих жилищ, но что гораздо важнее для их познания - названия урочищ и рек, непонятные для нас теперь, но переходящие из поколения в поколение, как окаменелые остатки давно отживших народов. Эти остатки дают нам основание утверждать, что весь северо-восток России был в X веке занят так называемыми чудскими народностями, самой отдаленной из которых надлежит признать Югру, расселенную в северо-восточной части нынешней Архангельской губ. В соседстве с нею жили нынешние зыряне по рекам Печоре и Сысоле, Пермь по берегам Вычегды и Камы, Емь по берегам Двины, Емцы, Выми, Лузы, юга до берегов Камы и Вологды. К народностям той же пра-пермской группы принадлежит и «самоедь» или «самоядь», самое название которой говорит об ее родстве с сумью, или же с народом суоми, т. е. финнами нашего времени. Из финского названия суоми, наверное, путем обрусения образовалось и название «самоед». К сожалению, время сохранило нам мало антропологических остатков от чудской народности. Насколько мне известно, в раскопках найден лишь один человеческий череп, по которому можно было бы судить о типе народа, населявшего север. По словам Рютимейера, этот череп - вроде эскимосского: «При всей мягкости очертаний своих форм он поражает развитием мускульных прикреплений; лоб правильный, вертикальный, височные полукруглые линии подымаются высоко, равно как и затылочные». Примитивные же портреты чудаков на так называемых чудских образках поразительно похожи на костюм современного зырянского охотника. --- Поиск:
Томская область /Вороново, Уртам - Лепехин, Ляпухин, ,,,Липухин,
НСО /Толмачево - Поповы, Мало-Кривощеково - Мордвиновы, Пайвино- Томиловы
Алтай /Ново- Енисейское - Козловы | | |
KIrnira Сибирь Сообщений: 1117 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 824
| Наверх ##
2 сентября 2019 16:49 https://www.booksite.ru/fulltext/izv_3/3.htm#3 « Вкладные книги» Михайло-Архангельского монастыря г. В.-Устюга, как показатель цен в В.-Устюге в XVI-XVII вв. Устюг Великий во второй половине XVI века и в XVII в. далеко не был захудалым и заброшенным городом. Открытие англичанами и голландцами в 1553 году пути в Москву через Белое море, Северную Двину и Сухону имело для Устюга большое значение. Устюг был первым торговым городом с большим населением на этом пути. Англичане и их соперники голландцы скоро оценили значение Устюга: «когда англичане и голландцы начали производить торговлю с Россией, то некоторые из них, живя в Устюге, селились на лугу близ Иоанно-Предтечева монастыря, потому это место получило название Немчинова ручья» В 1615 году (№748) 20 соболей стоят 10 рублей 1) [Соболей дают вкладами по преимуществу сибирские казаки, возвращавшиеся из далекой Сибири к себе на родину, - путь лежал через Устюг; Мих.-Арханг. монастырь часто избирался ими и последним пристанищем на земле и упокоением после смерти]. --- Поиск:
Томская область /Вороново, Уртам - Лепехин, Ляпухин, ,,,Липухин,
НСО /Толмачево - Поповы, Мало-Кривощеково - Мордвиновы, Пайвино- Томиловы
Алтай /Ново- Енисейское - Козловы | | Лайк (1) |
Alla-zalivinaСообщений: 4857 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 12766 | Наверх ##
2 сентября 2019 18:12 2 сентября 2019 18:12 Какой раздел интересный! KIrnira Lu4ik Konstantin Ivanov Спасибо, за интересные ссылки! --- Ищу точное место жительства ,где проживал до ссылки Штубейный Григорий Иванович 1814 г.р. и Мария Егоровна 1857г.р( Подольская губ. Ольгопольский уезд.)
| | Лайк (1) |
Konstantin Ivanovканд. ист. наук Кемеровская область Сообщений: 17288 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 8138 | Наверх ##
6 сентября 2019 19:22 | | |
Konstantin Ivanovканд. ист. наук Кемеровская область Сообщений: 17288 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 8138 | Наверх ##
8 сентября 2019 18:19 Уроженка Алтайского края написала книгу «История моей деревни» 12:30, 08 сентября 2019г, Общество Уроженка Алтайского края Галина Буторова написала книгу «История моей деревни», посвященную 255-летию села Гонохово Каменского района. Однажды ей приснился очень реалистичный и ясный сон. Галина оказалась в старой избе-мазанке с белеными стенами. Сквозь маленькие скругленные окна пробивался яркий солнечный свет. Вдруг открылась дверь, бодро вошел длинноволосый худощавый старик в холщовой рубахе навыпуск и представился ее дедом. «На вопрос, почему я его раньше никогда не видела, он ответил: «Так мне же 143 лета!» Затем он крепко меня обнял и вышел. До сих пор помню ощущение того, как от нахлынувших чувств радости и счастья трепетно дрожали его худые плечи… Так, с благословения деда, всё и началось. Захотелось основательно изучить свою родословную и выяснить – кто тот дед, которому 143 «лета», – вспоминает Галина. Родовое гнездо Галина окончила филологический факультет Барнаульского пединститута. Сейчас живет в Омске. Десять лет назад взялась за исследование истории своего рода. Архивные документы, фотографии прошлых лет, рассказы родственников. Итогом стало написание семейной летописи и составление генеалогического древа семьи. Перейти на сайт газетыТатьяна Маркина. Каменский район | | Лайк (1) |
Konstantin Ivanovканд. ист. наук Кемеровская область Сообщений: 17288 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 8138 | Наверх ##
10 сентября 2019 18:51 | | |
|