ВГД требуется ведущий (админ)   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Родословные и память: мнения священнослужителей

Масштабное исследование Института социологии РАН, приуроченное к юбилею революции 1917 года, выявило у наших соотечественников гигантские изъяны в исторической памяти – прежде всего в представлениях о прошлом собственной семьи

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2  3 4 5 6 Вперед →
Модераторы: Ella, Gnom7
Leontiya
ПОИСКИ В АРХИВАХ, БИБЛИОТЕКАХ Петербурга и др.

Leontiya

Волгоград, Санкт-Петербург
Сообщений: 6022
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 7780
Родословные и историческая память: Мнения священнослужителей


Масштабное исследование Института социологии РАН, приуроченное к юбилею революции 1917 года, выявило у наших соотечественников гигантские изъяны в исторической памяти – прежде всего в представлениях о прошлом собственной семьи. В своем подавляющем большинстве россияне мало знают о предках — это что-то вроде "родовой травмы", пишет газета «Коммерсант».
Отметим, что чаще всего у тех, кто интересовался прошлым своей семьи, представление об ее истории начинается с войны – в лучшем случае с предвоенных лет. «60% опрошенных не знают, есть ли среди их предков те, кто во время революции и Гражданской войны поддерживал белых. Столько же ничего не знают о пострадавших от террора в Гражданскую. О следе, которые оставили в семейных хрониках сталинские репрессии, имеют четкое представление лишь 53%. 31% опрошенных утверждает, что их предки выиграли в результате прихода к власти большевиков, 29%, напротив, считают, что проиграли. Остальные не знают: им об этом в семьях никто не рассказывал», - пишет газета. Эксперты полагают, что если бы сограждане знали от своих дедов или прадедов, как жили люди до революции, как упал их уровень жизни после 1917-го или как их семьи затронули сталинские репрессии, сейчас было бы меньше пустых фантазий о советской эпохе.
Однако похоже, что сейчас у россиян стал появляться массовый интерес к прошлому. Сегодня в генеалогические центры и архивы выстраиваются очереди из желающих что-нибудь узнать о прошлом своей семьи. Только в Москве насчитывается около 10 таких центров, а на популярный интернет-ресурс по генеалогии заходит более 700 тысяч человек ежемесячно. Причем это касается не только очень богатых людей, а и совершенно обычных – пока что меньшинства, но меньшинства активного.
Напомним, в 2010 году патриарх Кирилл призывал россиян заинтересоваться своими родословными. По его словам, это способствует духовному возрастанию личности, укреплению семьи и самосознания нации в целом.
"Согласны ли вы, что знание семейной истории имеет воспитательное значение? Как вы думаете, почему оно мало распространено в России? Из какого сословия императорской России происходят ваши предки? Что вы знаете об их жизни во время Гражданской войны и сталинских репрессий?" - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Мнения священнослужителей

Протоиерей Алексий Новичков
Директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области
Это очень важный вопрос. Наследие, которое досталось нам от советского времени, не подразумевало интереса к тому, кто и как жил до революции. Вся история Советского Союза, этой химеры, начиналась с революции 1917 года. Все остальное было объявлено мраком, тьмой, в которой можно что-то разглядеть, но лучше туда даже не смотреть.
Такая устремленность в будущее и полное забвение, отрицание прошлого, в том числе, всего хорошего, была свойственна идеологии, воспитавшей не одно поколение. Поэтому нет ничего удивительного в том, что люди не интересовались ни жизнью собственных родителей, ни дедов и прадедов. Но когда этот пресс перестал на нас давить и выжимать из нас соки, - конечно, человек стал искать ответы на важнейшие вопросы жизни. И этот интерес будет только возрастать.
Но до сих пор, не смотря ни на что, архивы, документы и подробности исторического пути России для большинства людей недоступны, о истории мы знаем только как о версиях, а в последнее время заговорили даже о каком-то общем понимании ее - что конечно, тревожит.
В любом случае, история - это память, причем коллективная. А память человека, как говорят современные ученые, занимающиеся ее исследованием, - не воспроизводство того, что было, а создание нового - с учетом того, как мы относимся к прошлому, как его воспринимаем. Поэтому, конечно, у каждого человека должна быть своя история, но при этом необходимы еще и факты, которые подтверждены разными свидетельствами, - чего, конечно, нам не хватает.
Что касается истории моей семьи, я, благодаря своему отцу, который еще в советское время опросил всех наших родственников и создал генеалогическое древо, ее знаю. Это главное наследство, которое он нам оставил. Моя семья берет свое начало из двух ветвей. Одна идет из семьи новгородских купцов, вторая - из крестьян Калужской губернии. Эти две ветви соединились в Москве.
Как жить без истории, не иметь этого опыта, не вместить его в себя? Очень сложно человеку, который этого не сделает, и гораздо лучше чувствует себя он, когда осознает себя частью единого целого, которое простирается через времена и эпохи. Человек движется в будущее вместе со всеми своими предками. Их судьба в этом будущем зависит от него. А верующие, православные христиане, вообще живут этой идеей – воскресением в будущей жизни, когда мы все друг на друга посмотрим, друг друга обнимем. А сейчас мы, по мере того как молимся друг за друга, чувствуем и поддержку и присутствие не только живущих ныне, но и тех, которые завершили свой земной путь и переселились в вечность. У Бога нет мертвых, у него все живы.

Протоиерей Александр Кузин
клирик храма Космы и Дамиана в Шубине

Я знаю родословную только до пятого колена, к сожалению. Мои предки - обычные крестьяне.
Был эпизод в моей семье, когда нужно было выяснить судьбу родственников супруги. Исследование проходило в очень тяжелых условиях, потребовало больших затрат времени и сил. Выяснилось, например, что люди в связи с революцией меняли фамилии, имена. Репрессии и преследования начались ведь не со сталинского периода, а после 1917 года. Так что искать предков непросто, - хотя нам тогда и удалось.
В советское время незнание или отсутствие знаний о своих предках даже как-то поощрялось. Сейчас такого нет, но и мотивов, чтобы это раскапывать, мало. Кроме того, уничтожены, в том числе намеренно, многие архивы. Но люди, которые сумеют что-то найти, приобретут важные сведения для детей и внуков. И мы будем стараться, чтобы это происходило.
Только пусть либералы не надеются, что всерьез будут пересмотрены оценки наших исторических эпох. Мы должны дорожить и помнить своих предков, память о них должна поощряться. Если люди начнут серьезно интересоваться прошлым своего рода, сомневаюсь, что изменится мнение о Советском Союзе. Предполагаю, что советское время было неизбежно, и в этой неизбежности русский народ и наши правители отстояли государство, потому что развал был полный и очевидный для всех. Видимо, безвременье и отсутствие власти людям кажется более страшным, чем даже жесткая власть. Думаю, это выявится при правильной оценке советского и дореволюционного времени.

Иерей Святослав Шевченко
Председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Благовещенской епархии

Согласен, знать историю своих предков нужно, это неотъемлемая часть биографии любого человека. Раньше дворяне знали свою родословную до 15-20 колена. Знание собственной истории помогает человеку ориентироваться в истории общей, понять, какое место занимала в ней его семья.
Я озаботился своей родословной, когда учился в техникуме – мне тогда было лет 14-16. Я наседал на свою бабушку, пока она была жива, потом приставал с расспросами к ее сестре, подписывал и датировал семейные фото, делал запросы в ФСБ (мои прадед и прапрадед были репрессированы). В результате я узнал свою родословную до пятого колена.
Мои предки с Украины, из Киевской губернии (село Михайловка). Мой прадед расписывал в Киевской губернии храмы. По столыпинской реформе в 1906-1908 годах они приехали в Амурскую область. Им дали надел земли, единовременное пособие, по-моему, даже скотину - в общем, подъемные. Мои предки - прапрадед и прадед - были кузнецами. Прапрадед Викула стал основателем села Гащенка в Амурской области (сейчас это Свободненский район).
В 1931-м прапрадеда году раскулачили. Из архивов я узнал, что у него была американская сельхозтехника, несколько голов КРС, овцы, козы. Но кузнецы на селе всегда были зажиточными людьми! В результате два года мой прапрадед валил лес. Но он вернулся, начал с нуля поднимать хозяйство, подрос и прадед. Снова прапрадеда, а заодно прадеда, арестовали в 1937-м, и вскоре расстреляли. Из отрывков допросов я узнал, что прадеду Якову инкриминировали участие в сектантской шпионской организации в пользу Антанты – православные храмы к тому времени разрушили, и он был баптистом. До сих пор в семье хранится его Библия, которую он успел закопать. Якова на допросах били так, что у него за несколько месяцев тюрьмы появилась саркома.
В общем, моя линия по бабушке пресеклась. Сейчас я в «Бессмертном полку» не несу ничьих портретов, но если не было бы репрессий, мои предки встали бы в строй вместе с остальными героями. Их, кстати, потом реабилитировали – посмертно. Я не понимаю тоски некоторых по Сталину, по «крепкой руке» – это было страшное время.
Думаю, сегодня люди не интересуются своей родословной потому, что толком не знают о предках. Репрессии, а потом Великая Отечественная, прервали связь поколений. Многие семьи начинают отсчет от советской эпохи, а дальше концы теряются. Нашей стране сильно досталось, и мы не должны об этом забывать, чтобы у нас не было иллюзий по поводу прихода нового Сталина. Это опасные иллюзии.

Священник Антоний Скрынников
Руководитель миссионерского отдела Ставропольской епархии, кандидат философских наук.

В первые годы после революции многие старались изменить свои фамилии на более "пролетарские", скрыть свое дворянское или купеческое происхождение, чтобы избежать репрессий.
К сожалению, я о своих предках знаю очень мало. В детстве мы об этом особо не говорили, а когда я стал интересоваться своими предками, то уже некоторые из моих прабабушек умерли и некому рассказать об их детстве.
Моего прадеда арестовали в 1939 году, и больше родственники его не увидели - он погиб в сталинском ГУЛаге. И лишь в начале 90-х наша семья получила официальную бумажку, а которой было сказано о реабилитации моего прадеда и что он был осужден невинно.

Священник Георгий Белодуров
клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери

С одной стороны, конечно, интересно, кем были наши предки. Я, например, знаю кое-что о своих по материнской и по отцовской линии. До революции во время реформ Столыпина семейство моего отца, - а они были обычные крестьяне, - уехало из Симбирской губернии на Дальний Восток. Там завели новое хозяйство, жили во Владивостоке, и даже поговаривают, что там до сих пор стоит двухэтажный дом, который принадлежал деду. Но его расстреляли, хотя все, что он имел, он заработал своим трудом.
А с другой стороны, куда больше знаний о нашей истории, в том числе о советском периоде, мне дали книги. У нас вполне хватает исторического материала – архивного, документального – который показывает, как развивалась история СССР в первые годы. Кровавых и нелепых эпизодов там хватает. Но нужно быть очень любопытным и интересующимся человеком, чтобы найти все это в книгах, написанных по архивным источникам. Это любопытство присуще не всем.
Чем объяснить растущий интерес к своей родословной в наше время? У кого-то есть нелепые надежды отыскать дворянские корни. Но это все так пóшло – искать у себя каких-то там князей или еще кого-то. В большинстве своем наши князья либо погибли в мясорубке 1917 года, либо с трудом унесли свои ноги и укрылись на Западе. Поэтому строить родословное древо можно, когда уже нечем заняться. А я причисляю себя к трудоголикам, и у меня каждая минута на счету, мне такими древесами заниматься некогда.
Имеет ли воспитательный эффект знание семейной истории? Не уверен. Если и имеет, то весьма скромный, почти минимальный. Интересоваться предками хорошо, но помимо этого еще надо интересоваться всей историей, относиться к ней доброжелательно, ценить доброе и стыдиться дурного, чтобы его не повторять.

Семен Лившиц
Председатель региональной общественной организации "Еврейская национально-культурная автономия Орловской области"

Воспитательное значение родословной огромное – человек, который не помнит о происходивших с его семьей событиях, теряется сам. Так люди с помутившимся сознанием теряют дорогу домой. Если человек ничего не знает о своих предках, он не может себя идентифицировать и понять, кто он на самом деле, какова его роль в обществе. Так что семейную историю нужно знать обязательно.
Мои предки - дед и бабушка по материнской линии - были из рабочего сословия. Он - мастер по ремонту весов. Дед проживал в Кракове, а бабушка жила в Вильне. Она была белошвейкой, входила состав евросекции Бунда – социал- демократического национального еврейского движения. Эта организация выступала за то, чтобы, находясь в составе советской России, люди изучали свою религию, историю, традиции. Сейчас я, можно сказать, воплощаю идею бабушки, создав в Орловской области национальную культурную автономию – без права территориального отделения.
Во время Гражданской войны дед воевал против белых, а бабушку переводили через границу в советскую Россию контрабандисты.
Родственники отца жили в Смоленской губернии. Прадеда звали Шимон (услышанный Богом). Вообще Лившицы происходят из местечка Маравы Австро-Венгрии (теперь Чехии). Они жили в городе Липшиц, и поэтому носили такую фамилию. Был там известный раввин с такой же фамилией, от которого ее получили его дети и ученики. А род этого раввина восходит к царю Давиду – первому царю Иудеи. Так что я знаю свою родословную за 3000 лет!
Почему многие своей родословной не знают? - Потому что после революции люди боялись сообщать о своих родственниках: у них могли быть большие неприятности, в том числе при трудоустройстве. В результате скрывали свое прошлое от властей и даже от детей. Поэтому возник этот страшный разрыв – люди вырастали, не зная о своих предках.
Во время репрессий мой дядя, мамин двоюродный брат, был осужден по обвинению в шпионаже в пользу английской разведки и получил 20 лет лагерей. Он вышел, отсидев этот срок полностью, а затем через пару лет попросился на службу в советскую армию - и его снова осудили, еще на 20 лет. Вышел дядя на свободу в 53 году, после смерти Сталина. Удивительно, но всю жизнь он считал этого человека «великим вождем всех народов», и был уверен, что стал жертвой козней Берии или НКВД.

Дмитрий Цвибель
Председатель религиозной организации ортодоксального иудаизма «Петрозаводская еврейская религиозная община»

Любой нормальный человек должен знать свои корни - они позволяют понять, кто он такой. Но, увы, когда люди пытаются узнать что-то о своих предках, это еще не значит, что они будут знать историю. Да, они узнают, кто были их прадеды, чем занимались, - но и только. И, боюсь, полной исторической картины уже не восстановить - к великому сожалению. История уже затерта до дыр, ею часто манипулировали и продолжают это делать. Однако народ, не знающий прошлого, не имеет будущего.
Я боюсь, и к этой дате (к юбилею революции 1917 года), напишут новую историю (как у нас обычно это бывает). И это будет одна из главных ошибок моей любимой России. Сейчас поднимаются такие силы, которые могут исказить историю полностью. У нас чудовищное отношение к архивным материалам - многие до сих пор не открыты, хотя прошел положенный срок. За примерами далеко ходить не надо – недавно из Эрмитажа изъяли часть архива, и не сообщили общественности, кто продавал картины на Запад. Почему об этом-то умолчали? – Непонятно.
А о своих предках я знаю, что они родом из Бобруйска. Папины сестра еще до Первой Мировой уехала в Америку. Папа воспитывался в детском доме, но вспоминал это время с теплом. Поначалу он верил в благородство целей, заявленных советской властью – воспитание нового, советского человека. Потом, правда, у него открылись глаза на происходящее, и иллюзий он уже не питал – до конца жизни относился к советской власти отрицательно.
Отец был пианистом. Он прошел войну – ездил на передовую с концертной бригадой. Бывало, выступает на одном берегу, а на втором немцы. Что удивительно, на время концерта они прекращали обстрел, и даже порой просили спеть «Катюшу». А после концерта перестрелка возобновлялась.

Ришат-хазрат Давыдов
Имам Тульской области

Откуда будут знать наши дети о своих предках, если родители им не рассказывают? Бабушек-дедушек еще знают, а дальше уже проблема.
У нас есть молитва, где положено поминать родственников до седьмого колена. Но когда начинаешь интересоваться, знает ли человек своих предков, оказывается, дальше третьего колена не знает. Даже имен их не знают, не говоря уже об их жизни, какие гонения пережили, раскулачивание, коллективизацию и прочее.
Конечно, не зная своих корней, человек обезличивается. А как привить интерес к своему прошлому? Школа и вуз этого не сделают. Это можно сделать только в семье. Мой отец – инвалид войны, он нам рассказывал про предков. Нас просто усаживали за круглый стол и заставляли слушать. И правильно делали, потому что мы сами вряд ли бы спросили.
Мои предки до революции торговали, ходили по Шелковому пути в Бухару. Они уезжали на несколько недель в Среднюю Азию за товаром. Много историй, как в пути на них нападали бандиты, грабили. Жили они в нынешней Ульяновской области, в селе Мосеевка, - я там бывал и знаю, где дом, откуда выселяли наших дедов в советское время.
Во время сталинских репрессий пострадал мой дедушка, он на Соловках был. А когда моя мама приехала уже сюда, в Тульскую область, она не говорила по-русски, только по-татарски, не могла даже с соседками разговаривать поначалу. Кстати, во все времена русские, украинцы, люди всех национальностей приходили на помощь. И благодаря этому мы все выжили, знаем свою историю и ценим ее.

Шафиг Пшихачев
Член Общественной палаты РФ, Президент Международной исламской миссии

Вот прямо сейчас я занимаюсь восстановлением истории своего рода, уже полтора года все свое свободное время посвящаю этому вопросу.
Наш род Пшихачевых многочислен и по сегодняшним меркам: в нем более 350 семей. Практически все представители рода имеют образование. Только в Москве живет около 20 семей. Для сравнения: когда образовался мой аул в 1849-1851 годах, в него переехало 30 дворов. То есть в Москве уже небольшая деревенька рода Пшихачевых!
У нас от поколения к поколению всегда передавалась информация – кто мы, зачем, откуда пришли. Кстати, когда у меня возникло желание восстановить хронологию развития рода, я преследовал цель узнать свою историю. А в процессе у меня возник, пожалуй, главный вопрос: а что же было свято для моего рода? Какие ценности ему присущи?
В нашем роду все занимались религиозным просвещением, многие были представителями духовенства. Именно за это в 1930 году был арестован и репрессирован мой дед: «тройка» должна была вынести решение о расстреле, но каким-то чудом не вынесла и он остался жив.
Мои предки никогда не были против государства. Но чтобы выжить в то непростое время, некоторым пришлось изменить, например, фамилию.
Во время революции и Гражданской войны у меня предки были по обе стороны баррикад. Но за большевиков все же было больше людей, потому что революция пришла к нам в Кабардино-Балкарию с обещаниями свободы религии. И люди верили им, - только уже в конце 1920-х годов, когда начались репрессии против духовенства, стали выступать против.
Было немало среди Пшихачевых офицеров царской армии, воевали они в Русско-японской войне, потом в Первую мировую, разумеется, в Великую Отечественную. Мы всегда чувствовали ответственность за свою родину.
Достойное прошлое может быть у любого. Не надо гнаться за тем, чтобы разыскивать среди своих предков каких-то известных деятелей дворянской крови. Бывает, что и наоборот, всплывают неприятные факты. Но, в конце концов, человек не отвечает за своих предков. А знание прошлого своей семьи будет способствовать тому, чтобы человек начал себя сравнивать с кем-то из действительно достойных предков, стремиться быть на него похожим. Ведь в любой семье есть персона, на которую хочется равняться.

Светлана Зубанова
Соучредитель Всероссийского православного общества, доктор исторических наук, профессор

Действительно, современные школьники, абитуриенты вузов и студенты плохо знают отечественную историю. Это беда нашего времени. Вот сегодня я проводила вступительный экзамен в МАИ, где ребятам предложили элементарный тест, и ответы получили просто вопиющие.
Чтобы сегодня интересовались семейной историей, надо придать звучание этому вопросу на уровне государства и общества. Тогда это все будет иметь смысл. А то, например, создавать генеалогическое древо, чтобы вывесить потом дома, демонстрируя всем, что имеешь отношение к дворянскому роду, - а я знаю сама несколько таких семей, - это просто смешно. А есть еще семьи, которые считают, что некем в своем роду гордиться, они даже фото предков сознательно уничтожают. Мы, мол, из крепостных, так чем гордиться? Так что у нас общество очень расслоено. И непонятно, под каким соусом эту проблему поднять, чтобы общество интересовалось и гордилось семейной историей.
Есть вопрос еще важнее, и он тоже связан с семейной родословной, - это создание учебников, в которых не будут нашу историю трактовать по-разному. Не нужны в школах эти «авторские взгляды». Нужна официальная точка зрения, по которой нужно учить подрастающее поколение.
Знание семейной истории не поправит ситуацию. Например, появилась замечательная традиция – акция «Бессмертный полк». Она приоткрывает страницы прошлого наших семей, но почти все имеют в своей семейной истории трагические страницы времен Великой Отечественной войны. И эта акция не позволяет говорить в целом об истории нашей страны. Ведь все не заканчивается ХХ веком. Должна быть общая концепция, меньше спорных взглядов, вопросов и позиций у нашего народа.
Я знаю своих предков, но у меня большие провалы, из-за того, что мама погибла, когда мне был один год. А когда в семье такая трагедия, то знаний не хватает. Отец старался многое скрыть, при этом дать мне все лучшее, и мне приходилось восстанавливать факты истории уже по интернету, архивам, но далеко не все удалось найти. Например, я знаю, что девять двоюродных дедов погибли на войне. Дед по линии матери был генерал-майором НКВД. Но эти известные мне примеры все равно не дают общей картины.

Сергей Перевезенцев
доктор исторических наук, член бюро президиума Всемирного Русского Народного Собора

Несомненно, знание истории своей семьи всегда полезно и играет серьезную роль в гражданском, историческом, нравственном воспитании человека. Но, честно говоря, проведенные исследования не свидетельствуют, что потеря генеалогической памяти нашими согражданами так уж чудовищна. Дело в том, что славянская организация жизни в древности на протяжении многих веков была такова, что наши с вами предки в большинстве своем чаще всего не помнили, что было в четвертом поколении их семьи. Основная историческая память заканчивалась где-то на третьем - четвертом поколении. Еще раз повторю: это было связано со спецификой славянского образа жизни с древности.
Кстати говоря, большинство предков наших в силу того, что они - из крестьян, даже фамилии получили где-то в XVIII- XIX веках, во время ревизских переписей. А до того каждое новое поколение часто прозывалось новой фамилией - и не только крестьяне. Напомню, государи из рода Романовых, ставшего царским в начале XVII века, еще в XVI веке прозывались то Кошкиными, то Романовыми, то другими фамилиями - по прозвищам и именам своих дедов. И, собственно, фамилия «Романов» появляется только в конце XVI столетия. Утвердилась она, по сути, только за первым государем из этого рода – Михаилом Романовым.
Но это не означает, что историю своей семьи изучать не нужно. Это всегда полезно. И дай Бог, чтобы такое изучение распространилось. Но для русской традиции, как мне представляется, слабое знание собственной генеалогии не имеет большого значения в жизни народа.
По отцовской лини мои предки – крестьяне, жившие на территории трех сопредельных современных областей – Тульской, Калужской и Московской. И моя фамилия – классическая крестьянская, это фамилия выходцев из крепостного сословия, которых когда-то куда-то перевозили. Интересно, что под Нижним Новгородом есть целая деревня Перевезенцевых. Это не мои родственники, они были туда перевезены их владельцем, графом Шереметьевым. А по маминой линии я происхожу из мещан Тульской губернии, из Белева – вот такая генеалогия.


http://regions.ru/news/2607407/
vitalyi

Сообщений: 302
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 396
Katja Rusina,

Смотря, что Вы вкладываете в словосочетание "примеры знания крестьянами своей родословной".

В примере, приведённом Ключевским, говорится о представителе гулящего люда, т.е. междусословной категории.
Заметим: гулящий человек должен был знать свою родословную, а до упразднения этой сословной категории гулящий люд был, хотя и лично свободным, но самым, скажем так, "малоуважаемым" в восприятии тогдашнего общества.

Есть пара примеров для крестьян зажиточных - черносошных (северных).
1) онежские Ключарёвы, получившие по воцарении Романовых статус обельных крестьян, и сохранившие этот статус до 1917; каждый из них имел документы о своём роде за все эти 300 лет, дабы гордо тыкать их в физиономию любых проверяющих; кроме того, они были потомками древненовгородского боярства, и вплоть до 1917 эти крестьяне упорно сами себя именовали "боярами"; см. детали в моей книге (Древнерусская доваряжская аристократия...) https://bgforum.ru/history/100993/ на стр. 142-145
2) архангелогородские Лентьевы, Амосовы, Кологривовы, Молодых Бояр; они были очень зажиточными землевладельцами в XV-XVI веках, но затем их владения постепенно дробились между наследниками, и они со временем захиревали; кстати они тоже были наследниками древненовгородского боярства; см. об этом у меня же - стр. 16-17 и 4-я глава (стр. 124-145); также см. работу автора, исследовавшего эти роды детально с экономической и генеалогической точки зрения, чьи работы стали одной из отправных точек моих исследований: Копанев А.И. Крестьянство русского Севера в XVI в. Л., 1978. С. 71-110.

В целом таких примеров, думается, было очень и очень немало, но далеко не все такие примеры явно бросаются в глаза. Ведь даже и в случае с онежцами и архангелогородцами это становится понятно из того, что крестьяне хранили из века в века документы на своё недвижимое имущество. Они, при земельных и иных спорах, вынимали эти документы и, как и дворяне, размахивали ими в судах. А в этих документах можно было проследить род поколение за поколением.

Почему у многих русских до 1917 не было паспортов? Потому что они были нужны только для передвижений. А передвигались только активные лица, а до 1861 года и вовсе только те, кто торговал. Поэтому такие люди в обязательном порядке знали родословную как минимум с того первопредка, который положил начало родовому благосостоянию. Что же до тех, кого считали "быдлом", - смотрите пример Ключевского. Что же до ряда иных крепостных, то очень многие попали при Петре в крепость неправомерно, это были и священнослужители, и мелкие дворяне и т.д. У таких людей со временем сложились родовые легенды, очищение которых от сказочных наслоений позволяет восстановить здравое первоначальное ядро.
Katja Rusina

Katja Rusina

Во внутренней миграции
Сообщений: 283
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 664

vitalyi написал:
[q]
смотря что Вы вкладываете в словосочетание "примеры знания крестьянами своей родословной".
[/q]

vitalyi, именно то, что вы рассказали. Для меня эта тема - лес густой, и я раньше была уверена, что крестьяне и родословная - понятия несовместимые. А вон оно чо на самом деле biggrin1.gif

Спасибо за просвещение rose.gif

ВадимЗ, и вам спасибо за участие и ссылки)
OlegVS

Я с той реки, где Ярославич бился.
Сообщений: 8351
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 16265
Уважаемые форумчане, я в то время не жил, так что могу высказать только предположения на основе более поздних фактов... Одна наша родственница по крестьянской линии всю свою жизнь прожила на селе. В нашей огромной семье она была единственной верующей, все её очень любили и уважали за её удивительные душевные качества и т.д. Так вот она поминала и тех своих предков, которых, наверное, и не застала, на три-четыре колена... Я потом нашёл наших с ней общих предков по ИР, но на тот момент, как версию. Говорил с её пожилой дочерью, по рассказам которой и статьи пишутся о годах войны и т.д. Назвал имя, не совсем часто встречающееся. Она: "Точно, мама поминала такого". Позднее версия стала фактом на основании новых изысканий по МК. В данном случае это был прадед поминавшей, да и имя его жены мелькало в семейных преданиях, но не было известно, кто она по родственным связям.

Так что можно выдвинуть гипотезу, что и по мотивам поминания предков в молитвах, крестьяне могли знать несколько поколений своих предков.

Тем более, что исходя из христианского взгляда на вещи известно, что судьба предков на земле, в смысле положительности или отрицательности их поступков, и участь ТАМ отражается на потомках до 4 колена. А положительное, в лучшую сторону, влияет на, практически, бесконечное количество поколений. Так что не только по любви или по долгу стоит заботиться об участи своих предков, но и заботясь о себе самом и главное... о жизни своих потомков... детей, внуков и правнуков...

Всего всем самого доброго!
Олег.

---
Олег. Ищу: дворян Унковских (Тихв.), Мордвиновых (Новолад.), Назимовых (Пск.), Архиповых (Волын. губ.), Ушаковых (Борович.), Качаловых (Новг.), Кутузовых (Белоз.), бар.Швахгейм , Шатиловых (Пск.), Елагиных (Пск.), Кушелевых (Новг.), кн-й Шаховских.
Leontiya
ПОИСКИ В АРХИВАХ, БИБЛИОТЕКАХ Петербурга и др.

Leontiya

Волгоград, Санкт-Петербург
Сообщений: 6022
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 7780
OlegVS В нашей семье всё было точно так же. Недавно коллега рассказывал похожую историю про свою прабабушку, которая ходила к родным за сотни километров (а те приходили к ним), ночуя ТОЛЬКО У РОДСТВЕННИКОВ. Представьте: на каждом дневном переходе на всём пути жили родные. Потом эти родственники, степень родства которых могли определить только старшие поколения, годами приезжали в гости, даже жили долго у нас во время учёбы. "Роднились" до те пор, пока были живы наши старики.
---
ПРИГЛАШАЕМ В НАШЕ СООБЩЕСТВО https://vk.com/infogen
OVerner

OVerner

Зеленоград
Сообщений: 1463
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 4594
OlegVS написал:
[q]
Тем более, что исходя из христианского взгляда на вещи известно, что судьба предков на земле, в смысле положительности или отрицательности их поступков, и участь ТАМ отражается на 4 поколениях потомков.
[/q]

Это АНТИхристианский взгляд на вещи.

«Вы говорите: «почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет, сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, а беззаконие беззаконного при нем и остается... Я буду судить... каждого по путям его, говорит Господь Бог»
(Иез. 18. 19–30)

«В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет»
(Иер. 31. 29–30)
Maksim Andreevich

Москва
Сообщений: 10243
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 5084

OVerner написал:
[q]
Это АНТИхристианский взгляд на вещи.
[/q]

Но в то же время есть и такое: "Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои" (Исх.20:5-6)
Правда, это все Ветхий Завет.

А вот что говорит иеромонах Иов (Гумеров): "Вопрос о наказании детей за грехи отцов настойчиво ставится, по-видимому, потому, что иногда явственно наблюдается в нескольких поколениях духовное бесплодие, нравственное неблагополучие, жизненные неудачи. Сами представители этого рода нередко говорят о «родовом проклятии», о «родовом грехе». Но это не наказание за грехи дедов и отцов. Речь идет о некоторой генеалогии духовных болезней, нравственной черноте, которая переходит от одного поколения к другому. Этим можно объяснить проявления демонизма в очень раннем возрасте. Нравственные болезни рождают болезни телесные".
Интересный термин 101.gif

Ксатати, многие священники объясняют болезни/смерть младенцев или маленьких детей именно тем, чтобы вразумились родители...
"Ребеночка оперируют, делают ему химиотерапию, лучевую терапию, люди его спасают, вокруг него спасается много людей, вся его семья, папа, мама. Очень много хороших процессов вокруг. Священники ходят к нему его причащать. Какая-то жизнь вокруг него, болящего, начинается – доброкачественная" (Д.Смирнов).

Поэтому не все так однозначно и не нам судить...
Leontiya
ПОИСКИ В АРХИВАХ, БИБЛИОТЕКАХ Петербурга и др.

Leontiya

Волгоград, Санкт-Петербург
Сообщений: 6022
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 7780
Seagirl Нельзя сравнивать нас с горскими народами, китайцами, какими-нибудь корсиканцами и др. народами, до сих пор живущими РОДОВЫМИ общинами, с РОДОВЫМИ кладбищами и пр. атрибутами родового строя. Очень возможно, что в каком-нибудь 8 веке славяне-язычники так же хорошо знали своих предков. Да, и 48 колен, которые Вы упоминаете, могут оказаться легендарными в большей своей части. Такие не подтверждённые документами родословия существуют повсеместно.
---
ПРИГЛАШАЕМ В НАШЕ СООБЩЕСТВО https://vk.com/infogen
OlegVS

Я с той реки, где Ярославич бился.
Сообщений: 8351
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 16265
Наверное, я бы не стал писать, если бы это были мои "измышления".

Бог не будет на Суде Своём судить нас за чужие грехи, в том числе и самых близких родственников...


Иезекииль написал:
[q]
«Вы говорите: «почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет, сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, а беззаконие беззаконного при нем и остается... Я буду судить... каждого по путям его, говорит Господь Бог»
(Иез. 18. 19–30)
[/q]



Иеремия написал:
[q]
«В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет»
(Иер. 31. 29–30)
[/q]


Всё верно!

Но в земной жизни её обстоятельства будут во многом зависеть от того, как прожили жизнь наши предки.:

Второзаконие. гл. 5 ( 9-10. )

"...ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, (10) и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои."

http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_wtor5.htm

Ну самый простейший пример: "стартовые условия" у кого лучше? У чада матери-алкоголички или у детяти порядочных, заботливых, любящих родителей?!

По-моему... очевидно!

При этом первый усилием и упорством может достичь многого, а второй может не воспользоваться благоприятными условиями жизни и всё "профукать"...

Доброго здравия!
Олег.
---
Олег. Ищу: дворян Унковских (Тихв.), Мордвиновых (Новолад.), Назимовых (Пск.), Архиповых (Волын. губ.), Ушаковых (Борович.), Качаловых (Новг.), Кутузовых (Белоз.), бар.Швахгейм , Шатиловых (Пск.), Елагиных (Пск.), Кушелевых (Новг.), кн-й Шаховских.
OlegVS

Я с той реки, где Ярославич бился.
Сообщений: 8351
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 16265
Пока я писал свой предыдущий пост, уважаемый Maksim Andreevich во многом за меня и ответил... Спасибо!
---
Олег. Ищу: дворян Унковских (Тихв.), Мордвиновых (Новолад.), Назимовых (Пск.), Архиповых (Волын. губ.), Ушаковых (Борович.), Качаловых (Новг.), Кутузовых (Белоз.), бар.Швахгейм , Шатиловых (Пск.), Елагиных (Пск.), Кушелевых (Новг.), кн-й Шаховских.
Seagirl

Seagirl

Екатеринбург
Сообщений: 2691
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 5013

Leontiya написал:
[q]
Да, и 48 колен, которые Вы упоминаете, могут оказаться легендарными в большей своей части. Такие не подтверждённые документами родословия существуют повсеместно.
[/q]

101.gif а у русских нет даже легенд о 48 коленах, в то время как языческие племена эти могут похвастаться

Так может это христианизация Руси и убила родословную память у русских
---
"Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр".

дневник Seagirl
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2  3 4 5 6 Вперед →
Модераторы: Ella, Gnom7
Генеалогический форум » Читать всем! » Новости » Родословные и память: мнения священнослужителей [тема №85142]
Вверх ⇈