Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогический форум ВГД

На сайте ВГД собираются люди из многих городов и стран, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!

Генеалогический форум ВГД »   Новости
RSS

<<<  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Вернуться к текущим новостям

Новости

Страницы: 1 2 3 4 5 ... ... 63 64 65 66 67 68
12 октября 2017 17:13 - Всемирная Цифровая Библиотека   (Новость добавил: Aleksandra Chernitskaja)
Образец (1 из 60 городов)

Мировая Цифровая Библиотека https://www.wdl.org/ru/



Грибанов К. М. Владимирская губерния. Дата создания: около 1800-1833 г.

Игральная карта с гербом владимирской губернии начала 19 века.

Игральная карта начала 19-го века входит в набор из 60 карт, посвященных различным губерниям и территориям Российской Империи, в состав которой в то время входили Княжество Финляндское, Царство Польское и Русская Америка. На одной стороне каждой карты изображены традиционная одежда местных жителей и герб губернии, на другой стороне изображена географическая карта. На этой карте представлена Владимирская губерния, находившаяся в западной части империи. На карте показано, что расстояние от Владимира до Санкт-Петербурга составляло 893¼ верст, а от Владимира до Москвы – 173½ верст.





Источник - Российская Национальная Библиотека.
Отдел картографии. Санкт-Петербург, Россия.



10 октября 2017 18:02 - Генетики раскрыли семейные традиции первых "россиян"   (Новость добавил: Leontiya)
Генетики раскрыли семейные традиции первых жителей России
   Анализ ДНК первых жителей России, чьи останки найдены во Владимирской области, помог ученым раскрыть их семейные традиции и выяснить, как предки современных обитателей Европы избежали генетического вырождения, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.
   
   "Фактически все жители Сунгиря не были родственниками друг другу. Это весьма удивительно, так как говорит о том, что даже во времена верхнего палеолита современные люди, жившие очень небольшими группами, понимали опасность вырождения и сознательно избегали близкородственных браков. Это означает, что они выработали какие-то традиции, помогающие им различать своих и чужих, — считает Эске Виллерслев (Eske Willerslev) из университета Копенгагена (Дания).

Ячейка общества каменного века
   Как считают ученые, первые люди появились в Европе примерно 40 тысяч лет назад. Их следы дошли до нас лишь в виде окаменелых костей и сохранившихся в них обрывков ДНК. Останки "первых аборигенов Европы" были найдены в Румынии и в российском Усть-Ишиме. Эти люди никогда не контактировали с предками современных людей и вымерли до их пришествия на субконтинент.
   Первые предки современных россиян, как считает известный палеогенетик Йоханнес Краузе, появились в Европе через несколько тысяч лет. Их останки обнаружили в двух областях России — в деревне Костенки недалеко от Воронежа и на стойбище Сунгирь под Владимиром. Возраст и тех и других костей примерно 34-35 тысяч лет. Следы ДНК этих людей, перемешанные с генетическим материалом двух более поздних волн мигрантов, можно найти в геномах современных жителей севера Европы.
Виллерслев и его коллеги, в том числе и антропологи и генетики из МГУ имени М. В. Ломоносова и Института этнологии и антропологии РАН в Москве, раскрыли одну интересную деталь из жизни первых "россиян", сравнив обрывки ДНК, обнаруженные в костях из Сунгиря.
Как отмечает датский генетик, останки шести людей из Сунгиря — одного пожилого мужчины, двух подростков и трех взрослых людей неизвестного пола — уникальны тем, что все они были захоронены одновременно, причем эти люди очень долго жили вместе. Это дало ученым уникальный шанс проследить родственные связи и раскрыть семейные традиции каменного века.

   Пещерная дипломатия
   Вопреки ожиданиям ученых, жители Сунгиря не были прямыми родственниками — в лучшем случае приходились друг другу двоюродными братьями или сестрами, а один из неполных скелетов взрослых кроманьонцев принадлежал, скорее всего, одному из прадедушек подростков.
   Интересно, что по отцовской линии все они оказались родственниками "человека из Костенок", который, как считали антропологи, обладал типично южной внешностью и не был похож на обитателей Сунгиря с их характерным европейским обликом — светлой кожей, темными волосами и высоким ростом.
   Удивление генетиков связано с тем, что они ожидали увидеть следы генетического вырождения, потому что все древние люди, обитавшие за пределами Африки до завершения ледникового периода, жили небольшими изолированными группами, а это резко ограничивало число возможных партнеров для продолжения рода. Следы вырождения Виллерслев и его коллеги недавно нашли в ДНК неандертальцев, населявших пещеры Алтая 50-70 тысяч лет назад.
   Как древним "россиянам" удалось избежать вырождения? Как считают ученые, популяции людей каменного века могли поддерживать постоянные контакты с соседними группами, обмениваясь "женихами" и "невестами" подобно тому как это делают современные аборигены Австралии и как поступали племена индейцев Америки до пришествия европейцев.
   По мнению Виллерслева, в пользу этого говорит необычно богатое убранство одной из могил в Сунгире, украшенной ожерельями и узорами, которые могли служить признаком отличия этой популяции от ее соседей и помогали понять, кого можно брать в жены или мужья, а кого нет.
   "Украшения, найденные в Сунгире, просто удивительны по своей красоте, мы никогда не находили ничего подобного в могилах неандертальцев и других древних людей. Это заставляет нас задуматься о действительно фундаментальных вопросах: что делало жителей Сунгиря такими, какими они были, и как это могло повлиять на то, чем является человечество сегодня", — заключает датский генетик.
 


9 октября 2017 10:40 - "Документариум" масштабное привлечение волонтёров   (Новость добавил: Semionoff Vitaly)
Подробности смотрите тут

http://documentarium.online/indeksacija-dokumentov/
8 октября 2017 10:39 - Твоя родословная.Волонтёрский проект Астрахан.архива   (Новость добавил: Leontiya)
Интернет проект «Твоя родословная» — это совместный проект Агентства по делам архивов Астраханской области, ГКУ Астраханской области «Государственный архив Астраханской области» и ГБУ Астраханской области «Инфраструктурный центр электронного правительства», приуроченный к празднованию 300-летия Астраханской Губернии по публикации архивных данных генеалогического характера из фондов Государственного архива Астраханской области.
На портале «Твоя родословная» представлены электронные образы метрических книг, ревизских сказок, исповедных росписей, иных документальных и печатных источников, содержащих в себе сведения генеалогического характера. Именно эти источники позволяют сегодня нашим современникам заглянуть вглубь истории своего рода на несколько веков. География данного проекта выходит за пределы границ современной Астраханской Губернии.
​С каждым днем растет интерес к истории своей семьи, своего рода, через который происходит и познание истории родной страны.
Открытость и доступность архивных документов для общества является приоритетной задачей архивной отрасли в нашей стране, а использование современных информационно-коммуникационных технологий позволяет осуществлять доступ к историческому наследию широкому кругу пользователей.
Для этих целей портал снабжен удобной информационно-поисковой системой, которая позволяет осуществлять поиск предков и получать документальную информацию о своем роде по фамилии, хронологии, видовому составу документов, географической принадлежности и еще целому ряду поисковых критериев.
В результате реализации данного проекта пользователям станут доступны свыше 29 тыс. единиц хранения, что составляет около 2 млн. электронных образов архивных документов.
Но проекту нужна и Ваша помощь! Мы призываем присоединиться к нам всех заинтересованных и активных граждан для осуществления индексирования выставляемой нами информации, оставаться неравнодушными и сообщать нам о выявленных Вами неточностях в расшифровке архивных документов, тем самым позволить миллионам пользователей сети интернет иметь возможность прикоснуться к историческому наследию нашего региона. Более подробно о том как Вы можете помочь проекту содержит раздел «Стань волонтером».
Важно и то, что работа по наполнению данных продолжается, ведется ее корректировка и уточнение.


7 октября 2017 10:49 - Митинг-шествие "День известного солдата" 3 декабря   (Новость добавил: Semionoff Vitaly)


Регистрация в группе https://vk.com/hranitel_imen -Контакт
https://www.facebook.com/events/139085476713694/?acontext=%7B"ref"%3A"29"%2C"ref_notif_type"%3A"plan_user_associated"%2C"action_history"%3A"null"%7D&notif_id=1507361936670820&notif_t=plan_user_associated - ФБ


На этой неделе начнётся согласование митинга-шествия "День известного солдата: о проблемах поисковой деятельности" на 200 человек.

Митинг-шествие - мероприятие, которое будет согласовано с властями и цели которого можно описать так:

70 лет прошло с конца войны, - а неизвестных солдат не становится. Меньше. Что мешает? Недофинансированность Центрального архива Министерства обороны, правила секретности 40 летней давности, ханжеством, охранительство и просто человеческая глупость - вот что стоит на пути у тех, кто решил восстановить судьбу тех, кто боролся за нашу Родину.
Наши лозунги:
1) Не мешайте сохранять имена наших героев: нет замалчиваю проблем секретности документов ВОВ в архивах России.
2) Архиву войны - достойное хранение: Центральный архив Министерства обороны умирает от недофинансирования.
3) Документам времён Войны в военкоматах : реставрацию и изучение!
Подаваемое количество участников - 200 человек.
Запрашиваемый маршрут: - Парк Горького, проход с перерывами на мобильные мастер-классы, музыкальные выступления, интервью для прессы по Пушкинской набережной к Пушкинскому пешеходному мосту - затем сквер у Министерства обороны Российской Федерации.
Что будет происходить: советы от поисковиков, неравнодушных граждан о своём опыте поиска пропавших без вести.

Пронос транспарантов и других видов наглядной агитации с лозунгами на тему:
ПРЕСТУПНЫЙ ПРИКАЗ 1995 - ОТМЕНИТЬ!
ЗА ОТМЕНУ УСТАРЕВШИХ НОРМ СЕКРЕТНОСТИ!
ПЕРЕСТАНЬТЕ СТЫДИТЬСЯ СВОИХ СОЛДАТ!
ЦАМО - ДОСТОЙНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ, ДОКУМЕНТАМ ВОЙНЫ - ДОСТОЙНОЕ ОТНОШЕНИЕ!
ТРЕБУЕМ СОБЛЮДЕНИЕ ЗАКОНА ОБ АРХИВНОМ ДЕЛЕ ОТ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ!
ХВАТИТ СЕКРЕТИТЬ ИСТОРИЮ ВОЙНЫ!
Выступление мобильных групп музыкантов.


ДЕКЛАРАЦИЯ-ЗАЯВЛЕНИЕ МАССОВОГО ПИКЕТА ПРОТИВ БЕССМЫСЛЕННЫХ ПРЕПОНОВ В УСТАНОВЛЕНИИ СУДЕБ СОЛДАТ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.
(ПРОЕКТ)

Более 70 лет назад отгремела Война. Она оставила миллионы судеб, которые до сих пор не прояснены. Часто можно услышать : «Это было слишком давно, мы уже никогда не сможем узнать о них».
Возможно. Но имена очень многих могут быть восстановлены, если бы не препятствия, которые мешают поисковикам.


СКРЫТЫЕ и НЕЯВНЫЕ ЗАПРЕТЫ и БЕССМЫСЛЕННАЯ СЕКРЕТНОСТЬ

До сих пор засекречены архивные дела, где есть карты масштабов 1:25000, 1:50000 в то время как масштаб общедоступных карт Google составляет 1:10000. Только вдумайтесь! Тысячи архивных дел не выдаются потому что в них есть карты масштаба, который вы каждый день видите на экране компьютера или смартфона.

Цинично «боясь опозорить имя советского солдата» закрыты десятки тысяч дел, которые давно рассекречены, их не выдают согласно Приказа МО РФ № 1995 (для служебного пользования) от 2011 г., который не прошёл проверку Министерства Юстиции, а, значит, не является законным! Все дела 1941-1945 гг. которые под наименованием: «Политдонесения» «Сведения о настроениях в воинской части», «Материалы ЧП» закрыты для исследования даже если эти дела старше 75 лет.

Неужели наши солдаты были преступниками, чтоб закрывать такое количество дел из-за списков ЧП, которые неминуемы в тяжёлых условиях Войны? Мы не стыдимся своих солдат!


Повсеместно нарушается закон о доступе к документам по прошествии 75 лет, даже если человек погиб в 1941 году, чтобы получить о нём информацию вам необходимо будет предоставить нотариальную доверенность от прямого родственника.
ЧТО НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ?

Отменить устаревшую норму секретности на карты масштаба 1:25000, 1:50000.

Отменить незаконный Приказ МО РФ № 1995 (для служебного пользования), который позволяет не выдать любое рассекреченное архивное дело «на глазок» любого сотрудника архива — от хранителя до начальника хранилища.

Безусловно соблюдать закон 125 ФЗ и 152 ФЗ и выдавать все дела, срок создания которых больше 75 лет.



СОСТОЯНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО АРХИВА МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ


Центральный архив Министерства обороны, где хранятся документы времён ВОВ — нищий . При существующем уровне финансирования и внимания со стороны государства Архив не может хранить документы времён ВОВ.

Штат архива недостаточен для обеспечения работы исследователей. Зарплата сотрудника читального зала составляет 10-15000 рублей.


У крупнейшего архива в России нет своего сайта в Интернете, получить официальную информацию о порядке работы исследователя невозможно.


Реставрация документов времён Великой Отечественной войны проводится микроскопическими количествами. Нет своей реставрационной лаборатории. Копирование производится в течение месяца, причем, расходные материалы (диски) необходимо приносить свои, при этом цена копирования сопоставима с ценами в европейских архивах.


Помещение читального зала, фойе последний раз ремонтировалось более 25 лет назад. Туалет в здании один для мужчин и женщин, бесценные военные документы привозятся в чемоданах и сумках, найденных на помойке.


Федеральный архив Великой Отечественной войны, об открытии которого так много говорили 5 лет назад, стоит недостроенным. Здания, в которые были вложены миллионы рублей, стоят незаконсервированными, продуваемыми всеми ветрами.


ЧТО НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ?

Прояснить судьбу недостроенного и заброшенного «Архива Великой Отечественной войны».

Создать программы реновации Центрального архива Министерства обороны, вывести уровень обеспечения сотрудников архива и исследователей из вечных 90-х. Центарльный архив Министерства обороны должен и внутренее и внешне соотстветствовать своей важной задаче — быть место хранения документов времён ВОВ.


СОСТОЯНИЕ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ В ВОЕНКОМАТАХ РОССИИ


В 2017 году Министерство обороны подписало договор с Росархивом, что документы времён Великой Отечественной войны будух хранится в военкоматах до 2041 года, а, возможно, и дольше. Учитывая состояние этих исторических источников, можно назвать этот договор «похоронным».

В докуметах военкоматах хранятся сведения об очень многих из тех, кто пропал без вести. 500 000 человек погибло при бомбардировке вражеской авиации железнодорожных и автомобильных составов с воинами и призывниками. Очень часто среди них были те, кто только успел выехать из военкомата.

ЧТО НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ?


Создать государственную комплексную программу сохранения, реставрации, сканирования и индексации документов военных комиссаритов. Создать совместном с базами «ОБД-Мемориал»» «Подвиг народа» «Память народа», базу «Призыв», где будут размещены сканированные списки всех призванных и демобилизованных солдат РККА в 1941-1945 гг.


6 октября 2017 9:35 - ГИС-приложение для изучения родословной   (Новость добавил: sollena)
ГИС-приложение «Архивная служба НСО. Изучение родословной» разработано управлением государственной архивной службы региона и пополнило перечень возможностей на портале публичных ГИС-приложений Новосибирской области maps.nso.ru.

Как пояснили в управлении, до введения института ЗАГС регистрация актов, удостоверяющих события крещения (рождения), венчания (брака) и погребения (смерти), велась в виде хронологических записей в книжной форме – церковных метрических книгах. Ведение метрических книг осуществлялось в церквях по месту жительства населения. Поэтому для исследователей родословной первостепенной задачей является определение церковного округа (прихода) в зависимости от места проживания их предков.
В фондах Государственного архива Новосибирской области отложились метрические книги о регистрации рождения, бракосочетания и смерти за 1754 год, 1780 – 1934 года. Официально внесение записей в метрические книги завершилось в 1924 году, однако некоторые приходы продолжали вносить записи до 1934 года.

Новое приложение содержит первоначальные для проведения генеалогического исследования сведения о действующих или более не существующих церквях (приходах), сформированные по территориальному принципу с координатной привязкой к местности. Функциональность заключается в том, что пользователь может определить точное местоположение церковного прихода по координатам на карте.

Кроме того, как подчеркнули специалисты управления архивной службы региона, ГИС-приложение содержит важнейшую для исследователей информацию – список населенных пунктов, относящихся к церковному приходу, а также фонд, опись и номер дела метрических книг, находящихся на хранении в Государственном архиве Новосибирской области и относящихся к тому или иному церковному приходу.

Работа по наполнению ГИС-приложения продолжается. В ближайшее время его пополнят новые фотографии и описания церковных приходов.

Для справки

ГИС-приложение «Архивная служба НСО. Изучение родословной» размещено в государственной информационной системе «Региональная геоинформационная система Новосибирской области» (РГИС НСО), созданной по заказу департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области.

РГИС позволяет вести базовые и отраслевые пространственные данные на территории региона, обеспечивает доступ к ним органов власти, граждан и организаций. Система также предоставляет средства создания и редактирования пространственных данных органам исполнительной власти и органам местного самоуправления в Новосибирской области в пределах их зоны ответственности.

Публичный Портал ГИС-приложений предназначен для формирования тематических карт из пространственных и внешних данных.

Источник: http://www.nso.ru/news/27072
1 октября 2017 10:17 - 95 лет Риве Яковлевне Левите-режиссеру, педагогу.   (Новость добавил: TatianaLGNN)

Прикрепленный файл (22154509_1620814034629834_4644527521796406176_n.jpg, 55578 байт) Сегодня Нижний Новгород отмечает 95 лет замечательному человеку, педагогу, режиссеру, Левите Риве Яковлевне, воспитавшей многих известных актеров России, среди них: Панкратов-Черный, Андрей Ильин, Ирина Мазуркевич, Наталья Павленкова, Анастасия Заволокина и Владимир Смольянинов. Она до сих пор в строю и преподает.
Ученица Юрия Завадского. Она прожила интереснейшую жизнь. Почти 60 лет она работает в нашей области. За заслуги перед областью 27 августа ей был вручен знак Почетный гражданин Нижегородской области. Когда она говорила ответное слово в областном законодательном собрании, то весь зал, все депутаты встали и долго ей аплодировали.
Ее ученики не забывают никогда. И на юбилей помогли сделать ремонт в квартире, школа, где учился Евгений заменила окна. И даже ЖЭК принял участие в ремонте , заменив бесплатно батареи.
А еще она муза и жена Вацлава Яновича Дворжецкого( она не любит слова вдова) и мама Евгения Дворжецкого. В ее квартире все дышит воспоминанием о них.
6 октября мы будем отмечать ее юбилей в ТЮЗе. Приходите.


20 сентября 2017 10:02 - Проект "Документариум" из Латвии   (Новость добавил: Semionoff Vitaly)
https://youtu.be/_eicnf7lLJ8


Андрей Репин из Документариум поставил на индексирование "хлебных крошек", - то, что есть у каждого историка и архивиста в запасниках компьютера. И не прогадал!

см. видео
18 сентября 2017 22:13 - Российский суд отклонил иск семьи Рауля Валленберга к ФСБ   (Новость добавил: ixes)
Мещанский суд Москвы отклонил иск, поданный к российской ФСБ родственниками шведского дипломата Рауля Валленберга, арестованного в 1945 году в СССР и погибшего при таинственных обстоятельствах.
В иске племянница дипломата, который во времена холокоста спас жизнь тысячам евреев, требовала дать ей ознакомиться с документами, проясняющими его судьбу. Однако суд встал на сторону ФСБ и отклонил иск в полном объеме.
"Был интересен как специалист"
По данным агентства РИА Новости, представитель ФСБ в суде заявил, что службу нельзя считать правопреемницей КГБ, так как формально она создана на базе службы контрразведки. "Никакого отношения ФСБ не имеет к событиям 1945 года. Мы просто храним эти документы", - сказал он.
Семья Валленберга: мы судимся с ФСБ за архивы Лубянки и Лефортово
Семья Рауля Валленберга подала иск к ФСБ
По словам представителя ведомства, Валленберг был арестован как "руководитель венгерской резидентуры" министра иностранных дел нацистской Германии Иоахима фон Риббентропа и якобы "умер естественной смертью при транспортировке от места заключения в Красногорский лагерь".
Представитель ФСБ считает, что смерть дипломата была именно естественной. "Он был интересен как специалист. Я уверен, что мои коллеги не были заинтересованы в его смерти, когда могли получить от него какую-либо информацию", - сказал представитель ведомства.
Отказ предоставить документы в ФСБ объяснили тем, что в них упоминаются личные данные и других людей. По словам представителя ведомства, гриф "секретно" с документов о смерти Валленберга будет снят в период с 2020 по 2022 год.
Представитель племянницы дипломата Иван Павлов в свою очередь назвал циничной заботу ФСБ о "частной жизни жертв репрессий, которые их же предшественники устроили".
Таинственная смерть
Налоговое агентство Швеции, которое ведет учет всех рождений и смертей, признало Валленберга умершим осенью прошлого года - 71 год спустя после его исчезновения.
В 1957 году советские власти заявили, что Рауль Валленберг умер в тюрьме от сердечного приступа 17 июля 1947 года, хотя до этого они отрицали, что дипломат находился в заключении.
Несколько свидетелей рассказывали о встречах с Валленбергом через несколько лет после его предполагаемой смерти. Члены семьи дипломата в течение нескольких десятилетий пытались выяснить, что с ним произошло.
Валленберг был назначен первым секретарем посольства Швеции в Будапеште в июле 1944 года. Он выдал тысячам евреев шведские паспорта, которые давали им право покинуть Венгрию и избежать смерти в нацистском концлагере.


15 сентября 2017 16:49 - Смерть русской деревни в истории одной семьи   (Новость добавил: Leontiya)
Враговы, 1917-2017
Смерть русской деревни в истории одной семьи

Юлия Дудкина
Специальный корреспондент

Валентина прожила на берегу Кенозера 71 год и не помнит, чтобы вода в нём хоть когда-нибудь была спокойной. Осенью озеро замерзает и раздаются глухие взрывы: лёд, еле успевший схватиться, покрывается трещинами, и из них бьют фонтаны. Зимой оно застывает и превращается в пустыню с дюнами и барханами, по которой носятся снежные вихри, но даже тогда вода подо льдом продолжает бежать через Кену и Онегу в Белое море.
Весна в Архангельской области наступает поздно, и в марте озеро долго стоит замёрзшее. Но потом появляется шорох — тихий — и вскоре повторяется. Кенозеро темнеет и покрывается трещинами — там, откуда били фонтаны. Потом льдины откалываются, натыкаются друг на друга и выползают на сушу, ломая кусты смородины и обдирая кору с осин. В такие дни Валентина стоит на берегу и смотрит, как светлые полоски воды становятся шире. «Может, кинуть курму возле куста? — спрашивает она. — Глядишь, окунь попадётся». Ответить некому: кто умер, кто уехал, а её род — Враговы — здесь больше не живёт. Валентина идёт домой: «Будет день, будет и смысл».
Из Подъельника уехали не только Враговы, а вообще все, да и сама Валентина зимует в соседнем посёлке, возвращаясь ближе к весне — убираться в доме и готовиться к лету. Скоро приплывут туристы и остановятся на чай или даже на ночлег. Два года назад Валентина написала в проект «Искры надежды для российских деревень» и выиграла грант от Евросоюза на устройство гостевого дома. На 1500 евро иностранный агент Беляева (фамилия Валентины по мужу) привела в порядок избу 1903 года постройки и назвала её «Туристический приют "Робинзоны"».
Соседние деревни тоже пустуют. В Бояринове, родном селе Враговых, до революции стояли 22 дома на 92 семьи. К середине века осталось два дома на две семьи, а теперь на месте Бояринова — заснеженное поле. То же самое в Бухалове, откуда все ушли в Карелию, Качиковой Горке и Тамбич-Лахте. Многих деревень уже нет на карте, другие скоро исчезнут.
Деревни вымерли не только в Архангельской области, но и по всей стране, за исключением разве что юга европейской её части. Но особенно остро распад чувствуется здесь, на некогда богатом Русском Севере. Его колорит растворялся давно, с 1960-х; в 1990-е отсюда побежали оставшиеся жители. Последние островки живых сёл теперь почти не встречаются.
Кроме избы из фамильной собственности у Валентины и её детей остался дневник, в котором описаны последние сто лет. Основываясь на этих записях и расспросах Враговых, мне удалось реконструировать умирание деревни как бы из их окна, через треснувшее стекло.

1917
После аграрной реформы Столыпина далеко не все крестьяне вышли из общины. Одна из главных причин: отношение к земле как к дару свыше, Божьей собственности, а не товару. Когда власть в России захватили социалисты, жизнь северных деревень не изменилась. Белая армия и Антанта сдали большевикам эти территории лишь спустя три года.
Мужчин в деревне было мало ещё до революции. Во время Первой мировой десятерых парней забрали на фронт. Вернулся один, да и тот долго не прожил, до смерти кашлял кровью. От других осталась только еловая роща — они успели посадить её перед уходом. После войны женщины взяли на себя всю тяжёлую работу: пахать, сеять, рубить лес. Жили вместе: Валентина с матерью, бабка Степанида, дядя Гриша, тётка Дунюшка, двоюродные сёстры Ольга и Тамара и брат Толя.
Тётка Дунюшка умела отводить тучи. Когда сено уже скосили и пора было метать его в стог, а с горизонта шло грозовое облако, бригада начинала суетиться: если сено намокнет, весь труд насмарку. И тогда Дунюшка выходила на середину поля, брала в руки граблевище и начинала им как будто отпихивать тучу: «Иди, тучка, с богом, дай нам сено сметать».
Ещё тётка знала заговор от муравьёв: они ползали по ней и не кусали. Она учила младших: «Слушайте и запоминайте: "Царь-муравей, унимай своих детей, чтобы не ели моего тела, не пили моей крови, ели пень да колоду, пили болотную воду"». Валентина запомнила заговор, но с ней он почему-то не работает — муравьи всё равно кусают.
У Дунюшки был ответ на любой вопрос. Однажды, когда Валентина была маленькой, она вышла утром на крыльцо, подняла голову и увидела в небе будто белые человеческие фигуры или статуи. Потёрла глаза, посмотрела ещё раз — ничего нет. Побежала к тётке, а та говорит: «Это было знамение. А что оно значит, никто не знает». С тех пор Валентина ждёт, пока ей откроется смысл того знамения.
Электричества в Бояринове никогда не было, и зимними вечерами дети маялись от скуки. Тётка Дунюшка рассказывала им сказки или истории, как раньше жили. В школе Валентине каждый день говорили про Ленина и революцию, и однажды она спросила у тётки: «А как в деревне революция была?» Тётка рассмеялась и ответила: не было никакой революции.
По крайней мере её никто не заметил. Каждую зиму бояриновские мужики уходили с обозами в города на промысел: кто-то шёл в Мурманск (тогда Романов-на-Мурмане), а кто-то — в Петроград. Там они всю зиму батрачили на заводах или плотничали, а летом возвращались на посевную. Однажды мужики вернулись, а на шапках у них красные ленточки. Соседи обступили, начали расспрашивать, что это значит, а мужики говорят: «Революция случилась, царя больше нет». И объяснили, что крестьяне, мол, берут власть в свои руки, а кухарки могут управлять всей русской землёй. Все слушали их истории как зачарованные, а потом разошлись по своим делам — какая разница, что в городах происходит, дойку-то никто не отменял. А про революцию забыли.

1930
Во время НЭПа производство зерна на севере страны увеличилось вдвое. Росла лесная промышленность. Модель развития деревни выглядела так: сохранить самобытность крестьянских хозяйств, организовать помощь техникой и кредитами со стороны кооперативов. Всё перечеркнула коллективизация — крестьян сгоняли в колхозы, собственность отнимали. Голод остро чувствовался на Севере — люди умирали целыми деревнями.
По-настоящему о социализме в деревне задумались, когда приехали закулачивать Касерковых. Много где по России говорили «раскулачивать», а в Бояринове — «закулачивать». Вообще-то семья Касерковых была не такой уж богатой: родители, три женатых сына, незамужняя дочь, один дом. Держали четырёх коров, четырёх лошадей, кур и стадо овец. Если считать, получалось, что на родителей и на каждого сына с семьёй приходилось всего по голове скота. Но скот держали в одном дворе, и выходило, что Касерковы богатые. Тем более что во время жатвы и сенокоса отец семейства нанимал себе в помощь соседей. Платил он хорошо, никогда не обманывал, так что в Бояринове Касерковых любили. И всё-таки закулачили.
Всех девятерых вывели во двор и посадили на дровни. С собой разрешили взять одну смену одежды. Деревня пришла прощаться: бабы плакали навзрыд и повторяли: «Простите нас, мы тут ни при чём». Касерковы отвечали: «Бог за всё простит». А потом их увезли, и никто их больше не видел. Лошадей и коров забрали в колхоз, одежду и утварь соседи взяли себе. Дед Валентины состоял в Комитете бедноты и распределял вещи, оставшиеся от Касерковых, но себе ничего не взял. Жена его за это упрекала, а он говорил: «Не мной нажитое моим не будет».
В деревне жила ещё одна семья побогаче — у старика Ондрияна была большая изба, несколько лошадей и коров. Он тоже нанимал работников по весне, а жил даже лучше Касерковых. Но у него было три дочери, и все незамужние. Как пошёл слух, что закулачивают, он выдал дочерей замуж в соседние деревни, в приданое отдал и скотину, и утварь, а себе оставил одну корову. Быстрый был Ондриян, тем и спасся.
Без коровы вообще-то было никак — покупать еду негде и не на что, а из молока делали творог и сыр, закалывали телят, мяса хватало на всю зиму. Выходных в деревне не было, зато были праздники. Например, когда по весне коров впервые выпускали пастись. Все хозяйки договаривались и выбирали день, чтобы выпустить скот одновременно, и это было событие. Коровы, отвыкшие за зиму от яркого света и уличных запахов, выпрыгивали на улицу, начинали суетиться — надо было их успокоить и познакомить с коровами из соседних деревень, чтобы они могли пастись на одном поле. Хозяйка сначала давала облизать руку одной корове, потом другой, и так несколько раз. И только потом скотину подводили друг к другу, не опасаясь драки. Затем коров отводили на пастбище и оставляли детей за ними следить. Считалось, что теперь-то весна пришла по-настоящему, и женщины впервые за долгое время устраивали себе перерыв: пекли каравай и собирались на чаепитие.
Но потом из города приехали уполномоченные и потребовали, чтобы коров и лошадей сгоняли в колхоз, на общий двор. Коровы не понимали, куда их ведут, и ревели от страха. Бабы шли рядом и тоже ревели. А мужики ещё долго бегали на общий двор и проверяли, хорошо ли накормлены их лошади и коровы и не заболел ли кто из скота. Сами при этом жили голодно: дети, закончив с работой по дому, убегали играть в лес или на озеро и питались буквально тем, что найдут: ягодами и кореньями. Знали, что обеда дома не будет.

1945

Вскоре после Второй мировой начинается холодная война. На Севере появляются оборонные заводы — например, кораблестроительные «Севмашпредприятие» и «Звёздочка». Под Плесецком строят космодром. Индустриализация высасывает деревенское население в города, где можно работать на предприятиях.
Валентина родилась, когда кончилась война, в сенокос под ивовым кустом. Бабка Степанида стояла на стогу и наблюдала, как работает бригада колхоза «Семнадцатый партийный съезд». Увидев, что её дочь бросила работу и легла на землю, бабка спрыгнула со стога и помчалась принимать роды. Валентина так решила, что деревня не считается умершей, пока есть она — последняя жительница, а значит, Подъельник простоит ещё лет десять: «Жить буду до 80».
От Бояринова до Карелии — не больше 25 км, можно дойти пешком, и многие жители кенозёрских деревень оттуда родом. Степанида тоже была карельская — однажды в молодости она пришла в Бояриново в гости и приглянулась местному парню, так что здесь и осталась. Потом часто ходила домой пешком — за чаем. В окрестных деревнях его не продавали, а очень хотелось, так что соседи приносили деньги и упрашивали: «Степашка, сходи за чаем». Она была женщина крепкая, да и дорогу хорошо знала, так что отправлялась в путь.
Во время войны Степанида опять оказалась в Карелии — тех, у кого дети уже были взрослые, отправляли туда копать противотанковые рвы. Землю возили в тачках или таскали на носилках, а спали прямо под открытым небом — работали до ночи, а потом засыпали прямо там же. И всё лето не мылись. Когда похолодало, Степаниду отпустили домой и она долго ещё вымывала вшей из головы. Но после войны лучше не стало: на фронт забрали не только мужчин, но и лошадей. А пахать землю по-прежнему было нужно: план для колхозников никто не снижал. Приходилось запрягать коров. Рёв по всей деревне опять стоял такой, как в то лето, когда сгоняли в колхозы: коровы ревели в хомутах от непривычной и тяжёлой работы, и бабы ревели, глядя на них.

1953

После смерти Сталина начинается хрущёвское освоение целины. В результате амнистии на Севере растёт преступность — освободили в первую очередь уголовников.
Никогда нельзя было знать наверняка, кто из знакомых осведомитель. После войны в деревнях стали появляться чужие люди и аккуратно выспрашивать, не возвращался ли кто с фронта раньше времени. С чужаками всё было понятно, в их присутствии разговоры сразу затихали. Но и при своих лишнего не говорили. Однажды в августе тётка Дунюшка переплывала озеро — в лодке было пять женщин. Вдруг налетел ветер и лодка перевернулась. Дунюшка выплыла, а остальные утонули.
У одной из погибших осталось пятеро маленьких детей. Из родни у них имелась только бабка — она не держала скота и была слишком старая, чтобы работать в колхозе и получать зерно. Поэтому по ночам она приходила на колхозное поле и собирала колоски, оставшиеся после жатвы. Кто-то написал донос, бабку увезли в тюрьму, и там она умерла. А детей распределили по приютам.
В семье Валентины единственным мужчиной после войны остался брат Толя, и Толю все боготворили. Он учился на отлично, закончил девять классов и устроился избачом, то есть управляющим избой-читальней. Толя был убеждённым коммунистом, ходил по деревням с агитречами и выпускал стенгазеты. А когда умер Сталин, Толя развешивал траурные портреты. Валентина тогда была маленькая и увязалась за ним — посмотреть, как реагируют соседи.
Пришли они к бабке Степаниде, а та расстроена: сын уехал на мельницу и должен был вернуться, но пропал. Толя заходит и говорит мрачно: «Степашка, я к тебе с дурной вестью». Та в слёзы: думала, что с сыном беда. А как узнала, в чём дело, повернулась к иконам в красном углу и широко перекрестилась: «Слава богу, что Сталин, а не Гриша!» Через пару секунд всё поняла и кинулась перед Толей на колени. Он удивился: «Да что ты, Степашка, думаешь, я доносчик?» И никому не рассказал.

1958

Очередная кампания против личного и подсобного хозяйств. За пять лет их площади сокращаются на 19%. Соотношение доходов от личного и подсобного наделов составляют 2:1. Слабые колхозы сгоняют в совхозы. В течение десятилетия исчезает каждая пятая деревня.
До войны лесозаготовки были сезонными и находились далеко от деревни. Жители Бояриново, отработав лето в колхозе, уходили на зиму валить лес. Работа была тяжёлая и непривычная, из оборудования — пила-дровянка, топор и лопата. Все поделились на колхозников и рабочих – вторые, те, кто уходил работать на лесопунктах, были людьми более широких взглядов. Раньше в деревне было всё строго, а теперь появилось понятие «гражданский брак» – вальщики находили себе в лесу «мужей» и «жён» на зиму. Не мудрено — все жили вместе в одном бараке.
После войны открылись новые лесозаготовки, недалеко от Кенозёрья. В деревне появились кадровые рабочие, которые трудились на лесопунктах круглый год. Мать Валентины была рабочей, так что дома её видели редко. Детей воспитывали в основном Степанида и Дунюшка.
Семья зажила. В отличие от колхозников, которым за работу давали зерно, рабочим платили деньги, можно было купить в магазине конфет или чаю. В сельпо только рабочим продавали хлеб. Колхознику говорили: «Пеки сам». В деревне начали материться: то ли работа на лесозаготовках была такой тяжёлой, то ли рабочие переняли выражения у городских.
Постепенно крестьяне из окрестных деревень разобрали дома и потянулись в посёлок Усть-Почу , чтобы круглый год валить и сплавлять лес. Жизнь там была как будто легче и почти как в городе. К рождению Валентины кенозёрские деревни заметно опустели.
Валентина впервые попала в «перспективный» посёлок, когда ей исполнилось 14 лет: в школе они подготовили номер для концерта и отправились в Усть-Почу пешком. Шли несколько часов, а когда дошли, оказались на другой планете: электричество, радио, дома все одинаковые (они показались ей красивыми), есть даже несколько 12-этажных. Выступление закончилось поздно, и местные, которые сами недавно перебрались из тех же деревень, пригласили детей на ночлег. Валентина удивилась ещё больше: вместо лавок в домах стояли мягкие диваны.
Некоторые деревенские мечтали вырваться в город. Родители старались отправить детей в Мурманск или Северодвинск до совершеннолетия: девочек устраивали в город няньками, а мальчиков — в фабрично-заводские школы. После 18 лет уехать из деревни становилось намного труднее. Сестра Ольга окончила школу и захотела отправиться в техникум, чтобы потом вернуться и стать учительницей. Но для этого нужно было забрать из колхоза паспорт, а его не отдавали: работников всё меньше, зачем молодую и сильную отпускать? В итоге удалось договориться: два года отработает дояркой и сможет поехать в город.
Валентине было проще, её мать считалась рабочим, а для детей рабочих жёстких правил не существовало. Валентина любила физику и математику, так что уехала в техникум в Каргополь, а потом вернулась и преподавала эти предметы в школе Усть-Почи. Мать уехала из Бояринова в соседний Подъельник, и Валентина, когда у неё родились дети, отправляла их туда на лето. Родной деревни не стало.
В деревне Погост была церковь Успения Богородицы. Так-то все вокруг деревянные, а эта каменная. С 1920-х годов стояла запертая, а окна были занавешены тряпками. Когда Валентина училась в седьмом классе, её вместе с другими школьниками привели в эту церковь и сказали: «Разбирайте всё. Тут теперь будут новые классы». Валентина шагнула внутрь и застыла: кругом яркие краски, золочёная утварь и иконы, а под куполом — небесный свод. Иконы, рясы и кадила пришлось вытаскивать на улицу и складывать в кучу прямо на землю. Никто из школьников в бога не верил, над суеверными бабками они смеялись, но разрушать красоту было жалко.
На следующее утро Валентина пришла снова, но за ночь церковное добро куда-то исчезло. Говорили, что верующие старики спрятали, но никто не сознался. В 1980-1990-х Кенозёрье наводнили охотники за древностями, но со старинными иконами расстались не все. Когда здесь появился заповедник и церковь восстановили, некоторые лики оказались на прежних местах.

1962

Государство выявляет и ликвидирует «неперспективные» населённые пункты. Сокращаются посевы, в колхозах выдают всё меньше корма для скота. Жители всё интенсивнее переезжают в города.
Однажды из города приехали люди с кукурузой и сказали, что это царица полей. Для неё долго выбирали поле получше и делили его на квадраты, отмеряя каждый сантиметр. Потом шли через поле по два человека — один острым колом делал в земле ямки, а другой сажал в каждую ямку по три кукурузных зерна. В деревнях никогда не видели, как растёт кукуруза, и с интересом ждали, пока она взойдёт. Но на северной земле зёрна не проросли, и больше их сеять не пытались.
Тем временем Бояриново умерло. Там осталась одна семья. Деревни и сёла окончательно разделились на перспективные и бесперспективные, и соседи перебрались в Вершинино и Усть-Почу.

1980

Идёт «интенсификация» сельского хозяйства: используется в шесть раз больше удобрений, а тракторный парк вырос в пять раз. Но отток жителей не останавливается. Труд на земле непрестижен и непопулярен.
На окраине Усть-Почи был Химгородок: там жили заключённые на поселении, они заготавливали живицу — сосновую смолу. Бывало, зайдёшь в лес, а на соснах небольшие надрезы и подвешены жестяные ковшики. Когда они наполнялись, смолу сдавали в Плесецк, там из неё делали скипидар. Заключённых из колонии-поселения называли «химиками», и особого внимания на них никто не обращал. Валентина работала в Усть-Починской школе, а потом перешла в детский сад — директором. Её мужу как строителю отошёл один из домов, которые он сам построил, — в нём и поселились с двумя дочерями. Никто и не заметил, как закончилось время, о котором потом говорили «застой». Где-то вдалеке с космодрома Плесецк запускали ракеты, и иногда их было видно над деревней. Но особого внимания на это не обращали — у всех по-прежнему были свои заботы: рано утром топили печь, работали, а по вечерам собирались в клубе и ставили спектакли с концертами. Никто толком не знал, что там, в больших городах.

1991

Колхозы и совхозы превращаются в товарищества. Сельское население в нечернозёмных регионах стареет и уменьшается: 15 млн человек против 39 млн в 1926 году. Уезжают уже из крупных сёл и малых городов — в течение десятилетия советские предприятия закрываются, работы нет. В России остаётся 20% рентабельных сельских хозяйств, и почти все они — на юге, в Черноземье.
Антон, внук Валентины, всегда думал, что будет работать на лесопункте. Он собирался выучиться на мастера леса — следить, чтобы не рубили молодые деревья, разграничивать участки, пригодные и непригодные для заготовки. Ему нравилось гулять по лесу и хотелось заниматься чем-то полезным. Но потом, когда он заканчивал школу, с деревней произошло что-то совсем странное. Ровесников вдруг не осталось — колхозы никого не держали насильно, и одноклассники разъехались по городам. Те, кто остался, спивались. Лесозаготовки стали частными, и деревья стали вырубать бездумно — никому не нужен был человек, который бы следил за лесом. Антону ничего не оставалось, кроме как устроиться после армии в милицию в Плесецке. Каждые выходные он приезжает домой, утром и вечером звонит Валентине по телефону.
В 1991 году в Кенозёрье появился национальный парк, и его руководство принялось восстанавливать церкви и звать туристов. Валентина была одной из немногих, кто обрадовался. Остальные насторожились: вдруг запретят рыбу ловить или лес рубить?
Туристам можно было продавать валенки или травяные чаи, угощать и брать за это деньги. Но деревенские к такому не привыкли. Они с детства знали: если ты зарезал телёнка, большую часть мяса надо сдать в колхоз и денег за это не полагается. Молоко, яйца тоже надо относить в сельпо. А получать за труд деньги необязательно. Лучше уж жить по-старому, как, например, Полвинены из Бухалова: держат двух коров и быка, на зиму зарезают телят. Куриц держат в котельной. Их сын Алёша пытался уехать в город и устроиться на завод, но быстро вернулся. То ли запил, то ли надоело в съёмной квартире жить.

2015

Плотность сельского населения на Севере упала до чрезвычайно низких показателей — например, в Каргополье это один человек на 1 кв. км.
Однажды в заповеднике Валентине сказали, что можно получать гранты на туризм и сохранение деревни — заполнить бумаги и написать о своей идее. Математика такая. Евросоюз дал 80 000 евро 57 гражданам России, то есть на каждого меньше 1500. Но этого хватает, чтобы построить или отремонтировать домик и сдавать его за 400 рублей в сутки. У большинства кенозёрцев пенсия — около 10 000 рублей, так что это хорошее подспорье.
Валентина рассказала о такой возможности соседям, но те не захотели грантов и деньги получила только она — на гостевой дом. Внук Антон её идею поддержал, но помогать, а тем более становиться предпринимателем в пустынной деревне не рвётся. Впрочем, некоторые хозяева в Кенозёрье увидели, что после получения гранта ничего страшного с Валентиной не произошло, и тоже отправили заявки.
Летом Валентина садится в лодку и идёт на вёслах в Качикову Горку к сестре Тамаре. Та рассказывает страшные истории. Например, что по соседству с ней живут две ведьмы. Тамара так решила, потому что однажды эти женщины пришли к ней в праздник с утра пораньше, а в Кенозёрье это всегда было плохой приметой — считалось, что по праздникам первым в дом должен заходить мужчина. Валентина смеётся: «Да тут же в деревне из мужиков только твой сын остался, не придумывай».
Вместе с Тамарой в избушке ютятся взрослые сын Саша и дочь Аня. Они могли бы давным-давно уехать в город, но мать не пустила. Сказала: «Что я тут без вас буду делать? Вдруг вы в плохую компанию попадёте?» Перечить матери Саша и Аня не стали, так и живут без друзей. В доме нет электричества и пахнет кошками — их тут 20, потому что Тамара запретила избавляться от котят, дурная примета: если летом убить домашнее животное, придёт волк и загрызёт корову. Когда наступила осень, котята подросли и топить их стало жалко.
Валентина предложила Тамаре написать заявку на грант: «Скажи, что хочешь построить овчарню. Будут у тебя там овцы, туристам есть что показать». Но сестра отказалась: «Дадут, а потом всё заберут, и овчарню, и овец». — «Да кто заберёт-то?» — «Кто дал, тот и заберёт».
В Усть-Поче, где Валентина зимует с дочерью и зятем, круглосуточно смотрят телевизор. Валентину раздражают ток-шоу: «Смотреть нечего. Про каждую передачу написано, что прямой эфир. Переключаешь на другой канал, а там те же гости. И тоже прямой эфир. Как это так?»

2017

Процветают успешные аграрные предприятия и лесная промышленность, принадлежащие активным предпринимателям, но, как правило, это точки роста среди безлюдной пустыни. Тысячи деревень на Русском Севере заброшены, а те, где ещё кто-то живёт, страдают от пьянства.
Полседьмого утра, ещё не рассвело, и снег летит из темноты в лобовое стекло. «Буханка» скорой помощи ползёт из Вершинина в Усть-Почу и часто глохнет. Фельдшер из Вершинина три года назад вышла на пенсию, и её место никто не занял — кто поедет в глушь за копейки? Поэтому водитель буханки каждое утро мотает 20 км, чтобы забрать фельдшера, который днём принимает больных в Вершинине, а затем трясётся обратно. Иногда по такому же маршруту ездят на вызов среди ночи или в выходные.
Пока летит снег, я читаю книгу «Неизвестное сельское хозяйство, или Зачем нужна корова?». Географ Татьяна Нефёдова рассуждает о будущем деревень. В главе о Каргополье она приходит к выводу, что теоретически у Русского Севера есть потенциал — не в сельском хозяйстве, как, например, в Черноземье, а в туризме. Здесь много храмов, лесов, озёр и «культурное наследие». Жители мегаполисов любят недорогой отдых, так что Кенозёрье могло бы стать популярным. Но, как пишет Нефёдова, всё было бы куда проще, если бы упадок частной инициативы случился только из-за вмешательства советских властей.
Я понимаю, на что намекает географ: сохранить жизнь в родной деревне — значит решиться что-то поменять, а кенозёрцы панически боятся любой новизны. И дело, похоже, действительно не в советских экспериментах над людьми, а в самом укладе, застывшем в непонятном, растянувшемся на десятилетия, если не столетия, времени, где в памяти людей перемешаны иконы, Сталин, НКВД и ток-шоу про Украину. Старики на улице спрашивают у меня: «А что, в Москве-то по улицам с ружьями не бегают, не стреляют?» — то ли о Евромайдане, то ли о 1991-м, то ли о 1917-м.
Снег здесь идёт будто круглый год, погружая деревни в долгий сон, где тётка Дунюшка заговаривает муравьёв, а бабка Степанида роет окопы. Валентина так и не может разгадать, что означало знамение в небе, которое она видела в детстве, а больше оно не появлялось — вместо него над озером летают ракеты с космодрома Мирный, подумаешь, какие-то огненные штуки. Старики разве что жалуются: «Картошка не уродилась, наверняка из-за космодрома» — а потом забывают и смотрят сны дальше. Только вода в Кенозере не бывает спокойна и даже подо льдом течёт в сторону моря.


15 сентября 2017 5:14 - отцовство в возрасте 35 лет и старше негативно   (Новость добавил: gegrby73)
Международная группа ученых установила, что отцовство в возрасте 35 лет и старше негативно влияет на фертильность потомства. Соответствующее исследование, пресс-релиз которого доступен на сайте Phys.org, опубликовано в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Такие результаты, как полагают специалисты, объясняются тем, что в сперме с возрастом накапливаются мутации, что, в свою очередь, влияет на способность следующего поколения иметь детей.
В своем исследовании ученые проанализировали данные о состоянии здоровья людей, количестве родившихся у них детей и возрасте смерти. Выборка учитывала свыше 1,4 миллиона человек из Канады, Германии и Швеции, живших в период с 1670 по 1850 год, а также после 1932 года.
РИА Новости https://ria.ru/science/20170915/1504808510.html

Эту новость многие из нас могут проверить.

13 сентября 2017 21:28 - Анонс Савеловских чтений   (Новость добавил: Zabellisa)
Уважаемые коллеги!

Сообщаем, что 15 и 16 декабря 2017 г. (в пятницу и субботу) в лектории Государственного Исторического музея состоятся XXIV Савёловские чтения Тема чтений этого года – «Церковные источники по генеалогии и истории семей (к 100-летию восстановления Патриаршества в России)».
Имеются в виду не только церковные делопроизводственные и регистрационные документы, в частности, клировые ведомости, метрические книги (всех конфессий! Было бы интересно послушать сообщения о практике ведения метрических книг у всех традиционных религий Российской империи), но и синодики, монастырские архивы, сохранившие данные о землевладении и землевладельцах, монастырские и другие некрополи, одним словом, имеется в виду широкий круг вопросов.
Доклады по генеалогии священнослужителей (которой были посвящены одни из предыдущих чтений) также возможны, но просьба при этом больше внимания уделить источникам, использованным для восстановления родословных,

Заявки для выступлений принимаются до 1 декабря 2017 г. Вход в музей, как обычно, по спискам, по предварительной записи.

С. В. Думин
президент РГФ, председатель ИРО
13 сентября 2017 13:03 - Новую книгу об истории родного города представят белгородцам   (Новость добавил: aun)
Свою новую книгу «Белгород на Северском Донце» Виктор Овчинников – академик, член-корреспондент Международной Кирилло-Мефодиевской академии славянского просвещения, сопредседатель Белгородского регионального отделения международной общественной организации «Всемирный Русский Народный Собор» – представит читателям в Белгородском государственном историко-краеведческом музее.
Автор познакомит аудиторию с историей нашего города с древнейших времён до современности, раскроет переломные этапы в жизни Белгорода. В ходе встречи присутствующие смогут задать историку вопросы. По словам Виктора Овчинникова, книга посвящена людям, составляющим «соль Земли» Белгорода, в частности архимандриту Анатолию, который в XIX веке сохранил «святыни» истории Белгорода. Меня до сих пор беспокоит равнодушное отношение моих земляков к памяти о людях, благодаря которым мы себя мыслим и ощущаем русскими. На нашей земле к такой когорте великих относится архимандрит Анатолий (в миру А. Ключарев).
"Об этом первом белгородском историке я немало писал. К сожалению, в городе нет памятного места, где бы увековечивалась память о нём. Вместе с тем материалы его трудов широко используются без ссылок и так далее. Плагиат стал нормой. В одном из современных трудов о знаменитых белгородцах – ряд статей такого пошиба: исторические факты украдены, а историки и краеведы, обнаружившие их в архивах, даже не упомянуты." Виктор Овчинников
Сам автор занимается историей города на протяжении 30 лет – с 1987 года.
"Это моя пятая книга о Белгороде. Считал и считаю, что Белгород обязан иметь своё презентационное историческое издание, которое могли бы купить жители и гости города. Наличие такой книги − одна из ярчайших характеристик культуры города, преодолевающей синдром провинционализма." Виктор Овчинников
Писатель обещает удивить читателей. Например, в книге есть впервые публикуемое интервью с историком, академиком РАН СССР Б.А. Рыбаковым.
В дальнейших творческих планах Виктора Овчинникова – «Краткая историческая энциклопедия Белгорода» и историческая книга о строителе-фортификаторе Белгорода 1650-1651 гг. Давиде Николе. Начнётся мероприятие в 14:30.

Источник: информационное агентство «Бел.Ру»
http://bel.ru/news/culture/nov...yandex.com
11 сентября 2017 6:15 - Разворот в "Огоньке", посвящённый проблеме архивов   (Новость добавил: Semionoff Vitaly)
[q]
[/q]
Читать тут https://www.kommersant.ru/doc/3390424


10 сентября 2017 21:32 - Нужен геральдист!   (Новость добавил: Leonid Zhukov)
Международный институт генеалогических исследований ищет геральдиста для сотрудничества на сдельной основе. Леонид Жуков: 8-903-724-0797, Lbg@mail.ru
9 сентября 2017 21:37 - Научный семинар "Генеалогия и история семей"   (Новость добавил: Zabellisa)
Научный семинар "Генеалогия и история семей"

14 сентября в конференц-зале Главного здания на Садовой состоится очередное заседание научного семинара "Генеалогия и история семей", посвященное 200-летию со дня рождения А.В.Сухово-Кобылина (1817-1903).

Программа заседания:

1. Место А.В.Сухово-Кобылина в истории русской драматургии. – Е.К.Соколинский.
2. Мнение драматурга об иностранном происхождении рода Сухово-Кобылиных как элемент его мировоззрения. - А.В.Краско.
3. Александр Васильевич Сухово-Кобылин в родственном окружении. - И.В.Сахаров.
4. Итоги лета 2017 года.
5. Обзор новой литературы по генеалогии и истории семей.


7 сентября 2017 5:49 - Опубликован список военнопленных-казахстанцев во время ВОВ   (Новость добавил: Taradaev)
На сайте tutkyn.kz опубликован список 30 тысяч военнопленных-казахстанцев во время Второй мировой войны. Об этом сообщил директор Архива Президента РК Борис Джапаров на брифинге Службы центральных коммуникаций, передает КАЗИНФОРМ.

«С 2015 года нами начат большой проект «Военнопленные-казахстанцы во Второй мировой войне», который вызвал огромный интерес со стороны общественности и средств массовой информации. Эти работы будут продолжаться. На нашем портале, который открылся недавно — tutkyn.kz, мы имеем список из 30 тысяч имен казахстанцев, которые попали в плен во время Второй мировой войны», — сказал Б.Джапаров.

По его словам, в ближайшее время список будет доведен до 50 тысяч имен.

Ссылка на сайт:
6 сентября 2017 4:41 - Ученые оценили генетическое здоровье наших предков   (Новость добавил: Leontiya)
Ученые оценили генетическое здоровье наших предков

Самыми генетически здоровыми оказались древние скотоводы. Древние геномы изучили по аллелям, ассоциированным с болезнями, и вычислили генетический риск наших предков для разных групп заболеваний. Оказалось, что этот риск выше у более древних индивидов (9500 лет и старше), чем у более молодых (3500 лет и моложе).  Обнаружилась также зависимость генетического риска заболеваний от типа хозяйства и питания древних людей: скотоводы оказались более генетически здоровыми, чем охотники-собиратели и земледельцы. Географическое местоположение лишь незначительно повлияло на риск некоторых болезней.  
Исследователи из Технологического университета штата Джорджия, США, попытались сравнить генетическое здоровье современных людей и наших предков. Результаты их работы будут опубликованы в журнале Human Biology,  сейчас  статья выложена на сайте препринтов.
Некоторое представление о здоровье древних людей ученые могут составить по их ископаемым останкам. Так, кости хранят следы проведенных медицинских процедур (трепанация черепа) и некоторых болезней (онкологические заболевания, артриты, сколиоз и др). Но большая часть болезней приводит к изменениям не в костях, а в мягких тканях. Некоторые удается распознать на мумифицированных останках, таких как тирольский «ледяной человек» Отци  возрастом 5300 лет, найденный в Альпах. У него удалось обнаружить поражение коронарных сосудов, из  чего специалисты сделали вывод о склонности к сердечно-сосудистым заболеваниям. Этот диагноз подтвердился при исследованиях генома Отци – в нем найдены аллели, ассоциированные с риском ССЗ, а также желудочно-кишечных заболеваний.
Исследование геномов открывает гораздо более широкие перспективы для оценки здоровья древних людей, так как к настоящему времени найдено множество генетических вариантов – аллелей, ассоциированных с болезнями – это результат широкогеномных исследований ассоциаций (GWAS).  По этому пути и пошли авторы данной работы. Аллели, ассоциированные с болезнями, они взяли из каталога NHGRI-EBI  (www.ebi.ac.uk/gwas), после фильтрации оставили 3180 аллелей.  Их разделили на 9 категорий по типу болезней: аллергические/аутоиммунные, онкологические, сердечно-сосудистые, стоматологические, желудочно-кишечные, метаболические, скелетно-мышечные , неврологические/психические и прочие.
По 3180 аллелям проанализировали 449 древних геномов, данные по которым были опубликованы. Но так как далеко не во всех древних геномах сохранились все эти аллели, в итоге для генотипирования отобрали 147 геномов, в которых имелись не меньше половины из 3180. Среди них были геномы алтайских неандертальцев, а также сапиенсов, живших от 45 тысяч до 400 лет назад. Для сравнения взяли современные геномы из базы проекта 1000 Genomes.
На первой карте представлено местоположение изученных древних индивидов, сгруппированных  в соответствии с их возрастом. На второй карте они поделены на охотников-собирателей, земледельцев и скотоводов. 
После генотипирования древних геномов по 3180 ассоциированных с болезнями аллелям авторы вычисляли величину генетического риска (GRS) по каждой группе заболеваний. При этом для каждого аллеля учитывается его «вес», то есть степень влияния, и количество аллелей, связанных с данным заболеванием,  суммируется. Этот же показатель используют и при оценке риска заболеваний для современных людей. Для древних средний GRS вычисляли в процентилях. Например, если GRS  равен 80, то данный древний индивид имел большую предрасположенность к какому-то заболеванию, чем  80% современных людей.
Оказалось, что неандертальцы, жившие от 50 до 30 тыс. лет назад, несли в себе гораздо больший генетический груз, чем современные люди. В среднем риск заболеваний алтайских неандертальцев оценивался в 97 процентилей, то есть был выше, чем у 97% современных людей. Конкретно, у них выявлен высокий риск иммунных заболеваний, рака, желудочно-кишечных и болезней печени, метаболических нарушений и скелетно-мышечных болезней.
На следующем рисунке представлен средний риск по группам заболеваний древних людей (уровень современных людей на этом графике соответствует 50 процентилям). Как видно, в среднем риски заболеваний наших предков не слишком отличаются от рисков современных людей. Можно отметить, что у древних был выше риск сердечно-сосудистых и стоматологических болезней, но ниже риск онкологии и неврологических заболеваний.
Но когда такой график построили для разных групп древних, обнаружились  интересные детали. На следующем рисунке индивиды сгруппированы по возрасту. И здесь ярко выявляется закономерность – более древние группы несут больший генетический риск болезней, чем более молодые. Особенно ярко это выявляется в группе индивидов старше 9500 лет: у них намного выше  риск аллергических/аутоиммунных заболеваний, онкологических, метаболических, желудочно-кишечных; почти вдвое выше, чем у индивидов, живших 4999-3500 лет назад и позднее.  Интересно, что эти две последние группы древних индивидов имеют даже меньший риск заболеваний по разным группам, чем современные люди.
Собственно, тот факт, что с развитием цивилизации, улучшением условий жизни и совершенствованием медицины генетический груз в популяциях увеличивается, известен уже давно. Причина в том, что носители вредных мутаций, которые раньше были обречены, выживают и имеют потомство, передавая свои гены в поколениях. По некоторым оценкам генетический груз увеличивается в среднем на 1% на поколение.  Но обычно это явление связывают с достижениями последних одного-двух веков.
Наконец, авторы вычислили генетический риск заболеваний в зависимости от типа хозяйства и, соответственно, рациона питания древних людей, то есть  посчитали его отдельно для охотников-собирателей, скотоводов и земледельцев, эти данные представлены на следующем рисунке.
Интересно, что самыми генетически здоровыми оказались скотоводы, у них в целом меньше риск заболеваний, чем у охотников-собирателей, и меньше, чем у земледельцев. Особенно это касается желудочно-кишечных заболеваний, рака, аллергических/аутоиммунных и скелетно-мышечных заболеваний. Авторы не предлагают каких-то убедительных объяснений этого результата. Можно рассуждать о влиянии «здорового образа жизни и питания» скотоводов, но поскольку генетический риск еще не означает наличие заболевания, то возможно, просто среди кочевников-скотоводов выживали наиболее генетически здоровые. Впрочем, пишут авторы, не исключено, что сыграла свою роль малая выборка (всего 19 геномов скотоводов из 147).
У охотников-собирателей в целом генетический риск выше, особенно высок он для аллергических/аутоиммунных и метаболических заболеваний. А земледельцы отличаются высоким риском заболеваний зубов (возможно, из-за изменившейся микробиоты ротовой полости в связи с пищей, богатой углеводами) и почему-то высоким риском сердечно-сосудистых заболеваний.
Наконец, авторы исследовали влияние географического местожительства древних людей на риск заболеваний. Для большинства категорий болезней никакой закономерности не выявлено. Хотя по двум категориям болезней наблюдается снижение риска к северу: это онкологические заболевания и болезни зубов. Генетический риск сердечно-сосудистых заболеваний снижается от запада к востоку.
текст Надежды Маркиной
 
Источник:
The genomic health of ancient hominins
Ali J. Berens, Taylor L. Cooper, and Joseph Lachancerl


4 сентября 2017 8:08 - Семейные фотографии на мусорке   (Новость добавил: galinaS)
Статья о найденных на мусорке московского дома семейных фотографиях, оказавшихся ненужными потомкам тех, чьи глаза смотрят на нас из прошлого.
В этих фотографиях история нескольких поколений семьи на переломе истории.

3 сентября 2017 8:11 - Иван Янковский подписал письмо за спасение ГА Саратовской об   (Новость добавил: Semionoff Vitaly)
Известный актёр Иван Янковский подписал письмо за спасение Саратовского архива.
Напомним, история началась этим летом: московский историк Виталий Семёнов заявил, что в Саратовском архиве свирепствует эпидемия книжного грибка и тысячи дел, находятся в катастрофическом состоянии.
Эта новость была широко растиражирована СМ, в том числе и федеральными. В архиве начались сдвиги - в читальном зале началась реставрация и оцифровка документов, пусть и малыми порциями, о чем сообщается на сайте архива.

Однако основной задачей, по словам Семёнова, является ввести в строй новое здание архива, которое стоит недостроем с 1979 года. Для этой цели он обещал собрать под письмом к Путину подписи всех известных саратовцев: от Абрамовича до Володина, от Алёны Апиной до Валерии.

Такая акция в России организуется впервые, и есть первые результаты: молодой актёр Иван Янковский с удовольствием поддержал проект, и это не удивительно, - семья Янковских связана с Саратовом, а его отец - актёр и режиссёр Филипп Янковский, родился в Саратове!