Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

О некоторых храмах Вологодчины, клире

Некоторые сведения о храмах Вологодской епархии, где служили наши предки. О клире.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 21 22 23 24  25 26 27 28 29 30 31 32 Вперед →
Модератор: opel45
opel45
Модератор раздела

opel45

казахстан алматы
Сообщений: 2193
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 3610
В теме размещены сведения о следующих храмах
(Естественно, данные неполные, с дополнением к информации с сайта "Православные приходы и монастыри Севера" сведениями из моего архива.):
1. стр.1 Михаило-Архангельская Большеельминская ц.Вологодского у. ИЗМЕНЕНИЯ и ДОПОЛНЕНИЯ 31.05.2016.
2. стр.1. Георгиевская Рубежская ц. Кадниковского у. ДОПОЛНЕНИЯ 28.04.2016. 20.10.16
3. стр.1. Богородская Сидоровская ц. Грязовецкого у. ДОПОЛНЕНИЯ 10.01.2016
4. стр.1. Николаевская Устьрецкая ц. Кадниковского у. ДОПОЛНЕНИЯ 21.11.2015
5. стр.2. Богородская Говоровская ц. Вологодского у. ДОПОЛНЕНИЯ 17- 20.02.2016, 28.04.2016, 16.11.2016, 07.11.2017
6. стр.2. Воскресенская Шелыгинская ц. Вологодского у
7. стр.2. Покровская и Николаевская Сяменжевская ц. Тотемского у. ДОПОЛНЕНИЯ 20.03.2016
8. стр.3. Троицкая Пельшемская ц. Кадниковского у. ДОПОЛНЕНИЯ 07.02.2016 22.02.2016 27.02
9. стр.3. Георгиевская Устиновская ц. Грязовецкого (Вологодского у)
10. стр.4. Воскресенская Ракулевская ц. Вологодского у.
11. стр.4. Ц. Пророка Илии в Засодимском погосте Кадниковского у.
12. стр.4. Христорождественская Степуринская ц. Грязовецкого у. ДОПОЛНЕНИЯ 30.11.2015 21.02.2016
13. стр.5. Христорождественский Грязовецкий собор ДОПОЛНЕНИЯ 2.12.2015
14. стр.6. Михаило-Архангельская Верхвологодская ц.
15. стр.6. Покровская Замошская ц. Кадниковского у.
16. стр.6. Воскресенская Устьянская ц. Кадниковского у. ДОПОЛНЕНИЯ 6.02.2016
17. стр.6. Богородицкая Церковницкая ц. Вологодского у.
18. стр.7. Благовещенская на Ербуге ц. Вологодского у. ДОПОЛНЕНИЯ 30.06.2016
19. стр.7. Воскресенская Боровецкая ц. Вологодского у.
20. стр.7. Богоявленский Тотемский собор
21. стр.8. Димитриевская Широгорская ц. Вологодского у. ДОПОЛНЕНИЯ 5 февраля 2017
22. стр.8. Николаевская Бурдуковская ц. Грязовецкого у. ДОПОЛНЕНИЯ 31.03.2017
23. стр.8. Флоро-Лаврская Павловотчинная ц. Грязовецкого у.
24. стр. 9.Николаевская Ембовская ц. Кадниковского у.
25. стр. 9.Николаевская Бесединская ц. Вологодского (Грязовецкого) у.
26. стр. 9.Вассиановская Кубеницкая ц. Кадниковского у.
27. стр.10. Спасо-Преображенская Рабангская ц. Вологодского у. ДОПОЛНЕНИЯ 07.07.2016
28. стр.11.Николаевская Выколупкинская ц. Вологодского у.
29. стр.11. Димитриевская Озерковская церковь Вологодского у.
30. стр.11. Николаевская Каргачевская ц. Вологодского у.
31. стр.12. Иоанно-Предтеченская градская церковь в Рощенье
32. стр.12. Богородицкая Верхнедольская градская Вологодская ц.
33. стр.12. Иоанно-Богословская Кохтошская церковь Грязовецкого у.ДОПОЛНЕНИЕ 16.03.2016
34. стр.13. Троицкая Перцовская церковь Грязовецкого у. Дополнения 03.07.2017
35. стр.14. Покровская Сямская ц. Вологодского у. Дополнения 15.04.2016, 10.06.2016
36. стр.14. Дмитриевская Карачевская ц. Вологодского у. ДОПОЛНЕНИЕ 31.08.2016
37. стр.15. Богородицкая Подстаницкая церковь Вологодского у. ДОПОЛНЕНИЕ 04.06.2016
38. стр.15. Кирико-Иулитская Толстиковская ц. Вологодского у. Дополнение 15.04.2016, 2.07.2017
39. стр.16. Владимирская Поченгская ц. Вологодского у.
40. стр.16. Димитриевская Шейбухтовская ц. Тотемского у.
41. стр.16. Воскресенская Шейбухтовская церовь Тотемского у.
42. стр.17. Богородицкая Шейбухтская церковь Тотемского у.
43. стр. 17. Благовещенская Емская церковь Вологодского у.
44. стр. 18. Иоанно-Богословская Янгоса(о)рская ц. Вологодского у.
45. стр.18. Успенская Песошинская (на Песошном() церковь Вологодского у.
46. стр.19. Иоанно-Богословская Тошнинская церковь Вологодского у.
47. стр.19. Екатерининскай Флоровская церковь Вологды
48.стр.19. Покровская Козленская церковь .Вологды
49.стр.19. Михаило-Архангельская Бохтюжская церковь Вологодского у. [b]Доп. измен 30.08.2016
50.стр.20. Иоанно-Богословская, что в Ивановском, церковь Вологодского у.
51.стр.21.Николаевская Никулинская церковь Вологодского у.
52.стр.21. Афанасиевская Рукинская церковь Вологодского у.
53.стр.21. Николаевская на Стану (Становская) ц. Грязовецкого у.
54.стр. 22. Спасская Леденгсакая церковь Тотемского уезда
55.стр.22. Антониевская церковь в конце Кубенского озера Вологодского у.
56. стр.22. Спасо-Преображенская Шухтовская ц. Вологодского у.
57. стр. 22. Гавриило-Архангельская на Троицкой ул. церковь г. Вологды
58. стр. 23. Троице-Герасимовская церковь у Кайсарова ручья г. Вологды Изм/. 29/08/17 07/08/18
59. стр 23. Троицкая Верхне-Уфтюжская церковь Сольвычегодского у.
60. стр.24. Антипинская Вологодская градская церковь
61. стр. 24. Спасо-Преображенская Тиксненская церковь Тотемского у.
62. стр.25. Спасская Ракулевская церковь Вельского у.
63. стр.26. Николаевская Заболотская церковь Кадниклвского у.
64. стр. 26. Сретенская Коптевская церковь Грязовецкого у.
65. стр. 27. Христорождественская Брюховская ц. Грязовецкого у.
66. стр. 27. Церковь Николая Чудотворца Золотые Кресты г.Вологда
67. стр. 28. Закубенская Крестовоздвиженская ц. Вологодского у. (изм. 11.08.2018)
68. стр.28. Васильевская Едковская ц. Вологодского у.
69. стр.29. Николаевская Возимская ц. Вологодского у.
70. стр 29. Кирилловская Большеельминская церковь Вологодского у.
71. стр. 29. Димитриевская Шевницынская ц. Кадниковского у.
72. стр. 30. Николаевская Турундаевская ц. Вологодского у. (изм. 11.08.2018)
73. стр. 31. Николаевская Нутренская ц. Тотемского у.
74. стр. 31. Воскресенская Березниковская ц. Никольского у.
В РАБОТЕ

Тема продолжается и по мере необходимости редактируется


Комментарий модератора:

---
Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы
Лайк (1)
opel45
Модератор раздела

opel45

казахстан алматы
Сообщений: 2193
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 3610
УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ, ТУРИЗМА, СПОРТА И ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВЕЛЬСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ «ВЕЛЬСКИЙ РАЙОННЫЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ИМЕНИ В.Ф. КУЛАКОВА»
Пл. Ленина, д. 39, Вельск, Архангельская область, Россия, 165150. Тел.: (81836) 6-40-97,6-30-66. Факс: (81836) 6-40-97. E-mail:vel-museum@yandex.ru
Исх. № 167 от 8 августа 2012 г.
Администрация МО «Муравьевское». А.В. Ершову
Историческая справка о Раменской Спасской церкви по материалам МБУК ВРКМ им. В.Ф. Кулакова.
Причиной строительства церкви явилась «явленная икона» с изображением Спаса нерукотворного на доске (12 х 25 см) темного цвета в д. Левковской. После неоднократных просьб СИНОД согласился на постройку церкви на ранее указанном стариками месте: близь д. Юршевской на проселочном тракте между деревней 1-ой Першинской, Данилковской и Пакшеньгской волостью, ввиду наличия ровной свободной площадки.
Постройку церкви начали в 1866-1868 гг., окончили в 1872 г. Освящение проведено 7 октября 1873 г. Церковь была кирпичная, кирпич производили в частности около д. Данилковской.
Богослужение в новой церкви 15 лет проводили священник и псаломщик Ракульской-Михайловской церкви.
В 1888 г. в Раменье приехал молодой священник Николай Михайлович Мальцев, который служил до конца 1910 г.
С 1911 по 1916гг. - служил А. Чевский из соседнего Пакшеньгского прихода.
С 1917 по 1930 гг. служил Александр Владимирович Воскресенский, ранее служивший в Раменье псаломщиком.

«В 1930 г. граждане Раменского прихода вынесли решение «церковь закрыть».... Батюшке сказали, что он свободен и ми больше не потребуется».
В дальнейшем церковь использовалась колхозом как зернохранилище. В 1937 г. колхоз кирпич церкви продал лесопункту «Шокша».
Судя по фотографии Спасской Раменской церкви, сделанной учителем Иваном Федоровичем Лукинским в 1912 г., церковь была каменная двухсветная с окнами арочного типа, с одной главкой, увенчанной четырехконечным крестом. С востока к церкви примыкал пятигранный алтарь. Церковь находилась в одной связи с колокольней, заканчивающейся высоким шпилем с четырехконечным крестом. Вокруг церкви была ограда на фундаменте из валунов с кирпичными массивными столбами.
Источники, находящиеся на хранении в музее:
1. Рукопись А.А. Белова «Как явилась икона в Раменье» [Легенда]. 1964 г. ВКМ н-всп. 846.
2. Фотография Раменской Спасской церкви в рукописи А.А. Белова «Как явилась икона в Раменье» [Легенда]. 1964 г. ВКМ н-всп. 846.
3. Фотография Раменской Спасской церкви. Нач. XX в. ВКМ кп 2537/6.

На фото Владимира М, 2013 г. - памятный крест вблизи расположения Спасской Раменской церкви, лесничество не разрешило вырубить деревья, выросшие на месте церкви, чтобы здесь устанвить крест.

Прикрепленный файл: DSCN0460 поклон крест раменье.JPG
---
Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы
opel45
Модератор раздела

opel45

казахстан алматы
Сообщений: 2193
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 3610
Интересна информация о Часовне во имя Георгия Победоносца, преемницей которой стала Спасская Раменская церковь (ВЕВ, 1865, №8. Прибавления, с. 274-286 и ВГВ, 1886, №37, с. 7.). http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=241

Георгиевская часовня Вельского уезда Ракульского Михаило-Архангельского прихода, в деревне Першимском Починке, отстоящей от города Вельска в 20 верст. на север, а от своего прихода в 15 верст. на восток, находится часовня во имя великомученика Георгия, в народе известная под названием: Спас в Раменье.
Часовня эта очень скудна своей историей и обыкновенна по ее устройству, но зато очень замечательна по единовременному необыкновенно большому стечению богомольцев и в это время по сбору пожертвований.
Вся история Георгиевской часовни состоит в том, что а) она, как можно заключать из устного предания, существует от глубокой древности, едва ли не с конца XVI или, по крайней мере, начала XVII ст., т. е. с того времени, когда Першимский Починок, можно сказать, только лишь образовался и, принадлежа приходом сперва к далекой от него Вельской Троицкой церкви, стал чувствовать нужду в ближайшем молитвенном доме.
б) Она с незапамятного времени соединена с другой часовней из деревни Дворища, находящейся в 3 верст. от Першимского Починка, следы чего доселе видны в деревне очень ясно 1.
Известно, наконец, что в) в 1722 году она была разобрана и иконы, какие были в часовне, отвезены в местную Вельского посада Троицкую церковь, а в 1734 г., по указу преосвященного Германа, архиепископа Архангелогородского и Холмогорского, вследствие прошения приходских священников и церковного прикащика, она опять возобновлена и иконы взяты обратно из Троицкой церкви.
Это сведение взято из хранящегося в часовне документа, в котором слово в слово говорится так: "По указу преосвященнаго Германа, архиепископа архангелогородскаго и холмогорскаго Важескаго уезда, верховажской четверти Вельскаго посада священникам Петру да Стефану и церковному прикащику, сего 1734 года, и Дмитрию Медведеву. В нынешнем 1734 году февраля 15 дня преосвященному архиепископу били челом вы священники и церковный прикащик и подали прошение, в котором написано: в оной же вашей волости в деревнях Дюковской и Першимском Починке построены были часовни, а именно: в деревне Дюковской во имя преподобнаго Симеона Столпника, в деревне Першимском Починке во имя Георгия великомученика; и оныя часовни по указу в прошлом 1722 г. разобраны. И просили вы священники и церковный прикащик преосвященнаго архиепископа, дабы повелено было оныя часовни возобновить по прежнему, и о том бы его преосвященнаго архиепископа указ учинить. И преосвященный архиепископ, слушав того вашего челобитья и прошения, указал: по силе состоявшагося в прошлом 1727 г. блаженныя и вечно достойныя памяти Петра втораго Императора и Самодержца всероссийскаго указа, вышеозначенныя часовни во имя преподобнаго Симеона Столпника и великомученика Георгия паки возобновить и святыя иконы из того вельскаго вашего посада из церкви взять и поставить в те часовни по чину и все учинить по угожеству, и на тех часовнях кресты поставить по правилам святых Апостолов и святых отец четвероконечные, и священником Петру да Стефану и церковному прикащику учинить по сему его преосвященнаго архиепископа указу".
На подлинном преосвященного архиепископа указе подпись: Казначей Иеромонах Елисей.
Подканцелярист Иван Попов.
Февраля 15 дня
1734 года.

Устройство часовни таково:
Часовня - деревянная, стоит среди деревни, на левом берегу ручья Коробова, месте ровном и просторном; она широтой до 2 1/2 саж., длиной в 3, а вышиной в 2, с тремя боковыми косящетыми окнами, двускатной крышей и четвероконечным деревянным на князьке крестом. Лицем обращена она на восток; вход имеет с запада, внутри состоит из двух частей, разделенных между собой капитальной стеной, или, как бы из притвора и самой часовни. Притвор величиной около 2 1/2 кв. саж. об одном окне справа, с голыми, ничем неубранными стенами, кроме внутренней поперечной, на которой находится несколько шести или семи вершковых старого письма икон, поставленных полукружием над самым часовенным входом, а по правую сторону входа - большая, также старого письма, икона святителя и чудотворца Николая; пред ней висит лампада. Часовня, где собственно совершаются молитвословия, с первого раза представляет взору посетителя вид молитвенницы. Вся передняя стена ее убрана иконостасом в два яруса. В первом, или нижнем ярусе, серединное место занимает явленная 2 икона Вседержителя, для поклонения которой собираются богомольцы, водящиеся, как бы наперекор препретельной человеческой мудрости (1 Кор. 2, 4) простотой веры, во славу Божию. Святыня эта, как видно по самому пошибу письма и краскам, - святыня древняя. Длиной она 10, а шириной 8 вершк., и совмещает на себе шесть поясных ликов в два ряда: в верхнем, на средине - лик Вседержителя, а по сторонам - Илии пророка и Николая чудотворца; в нижнем, на средине лик великомученика Георгия, а по сторонам лики бессребренников Косьмы и Дамиана. Вся эта икона покрыта медной подбеленной ризой и украшена разными привесками благочестивых чтителей святыни, в выемном кивоте за стеклом. Пред иконой висит лампада и подальше шести-перое паникадило, на котором молящиеся ставят свечи - светильники своей веры и молитвы. За иконой Вседержителя следует по правую сторону: икона Георгия великомученика, а за ней на боковой стене - Илии пророка; по левую - икона Николая чудотворца, а за ней также на боковой стене - Вседержителя, копия с явленной. Все четыре иконы много больше явленной, кроме копии, которая точь в точь - в меру подлинника и за стеклом, в выемных кивотах и покрыты медными подбеленными ризами. Второй ярус составляют иконы нынешнего, почти местного письма, сравнительно меньшей меры и не покрыты ризами. Из них серединная: тайная вечеря, а за ней, по правую сторону - сошествие Св. Духа на апостолов и Архангел Михаил - престольная приходской церкви, а по левую - Успение Божией Матери и угодников архидиакона Стефана и мученицы Ирины - ангелов устроившего на свой счет иконостас удельного крестьянина дер. Слободы Шенкурского уезда С. Н. и жены его И. Н. Есть и на боковых стенах вне иконостаса иконы с ликами разных угодников Божиих, большей частью, судя по письму, времен XVIII столетия. У клиросов, которых два, стоят две довольно хорошие хоругви. Все же внутреннее пространство часовни, освещаемое двумя боковыми окнами, с небольшим 4 кв. саж., след. взятое и вместе с притвором очень мало даже для небольшого числа богомольцев, не говорю уже о собирающемся в праздник количестве их. Это неудобство видят и чувствуют все, как местные жители, так и приходящие богомольцы; а потому первые, слышно, ходатайствовали о построении каменной более пространной часовни, ныне же просят начальство о дозволении построить им на месте часовни церковь.
При часовне находятся: на столбах колокольня с 3 колоколами, из коих большой весит 4 п. 35 1/4 ф., средний 3 п. 36 1/4 ф. и меньшой 30 ф., и одноэтажный деревянный амбар, для временного хранения некоторых пожертвований.
Служения в часовне совершаются главным образом в праздники, отправляемые в году два раза: в Духов день и 1-го августа. Служение в день Сошествия Святого Духа установилось с недавнего времени, лет 10 тому назад, по случаю возобновления часовни; а служение 1 августа совершается едва ли не со времени учреждения молитвенницы, вследствие неизвестного события; и оба служения состоят из всенощной, частных молебнов и крестного хода. Всенощная обыкновенно бывает накануне праздников и оправляется по чину, какой в те дни показан в церковном уставе; молебны поются накануне и в самые праздники, и притом в августовское празднество, по случаю большого стечения народа - тремя клирами: местным и двумя соседних церквей. Крестный ход, в котором носят явленную икону Вседержителя, с копией, Николая чудотворца, две хоругви и два ручные фонаря, нарочно для сей церковной церемонии построенные, всегда делается на р. Чургу, находящуюся в полуверсте от часовни, - на место ровное, луговое, но пустынное, окруженное со всех сторон большим и малым лесом. Там отправляется обыкновенно водосвятный молебен.
Вот история Георгиевской часовни и устройство ее и очерк совершающегося в ней церковного служения. Очевидно, тут - все обыкновенное, без всяких особенностей. но огромное стечение молящегося народа на августовское празднество, его молитвы во время церковных служб и его пожертвования в пользу часовни представляют поистине необыкновенную, по крайней мере, в нашей местности, особенность, вполне заслуживающую благоговейного внимания всякого православно верующего. Поэтому мы решаемся сказать два-три слова о всем этом.
Так Вологодская епархия издревле славится многочисленностью не только церквей, но и часовен; да и ныне она имеет на всем своем протяжении до 750 церквей и около 600 часовен, где возносятся, как благовонный фимиам, молитвы верующих к милостивому Богу, Царю и Господу всяческих, и святым Его. Но, из всех молитвенных домов в епархии, кажется, не было и нет такого, куда бы одновременно стекалось столь великое множество богомольцев, какое одновременно собирается на 1 августа, когда церковь наша совершает празднество «происхождению честных древ честного и животворящего креста Господня», и когда начинается Успенский пост, к Георгиевской часовне или, как говорят, к Спасу в Раменье, в место пустынное, глухое, окруженное почти со всех сторон дремучим лесом. Много, наприм., сходится народа на праздники в Спасо-Прилуцкий монастырь, в Глушицкий, в Спасо-Суморин, в Семигородную пустыню и к Прокопию праведному, Устюгскому чудотворцу, - места для богомольцев, можно сказать, главные в епархии, но мало по сравнению с многолюдством раменским, на 1 августа. Чудное, удивительное стечение! Сюда к Георгиевской часовне в Раменье съезжаются и сходятся богомольцы всех возрастов, всех званий и сословий, молодые и старые, богатые и бедные, здоровые и немощные, и в продолжение двух суток, с утра 30 июля по утро 1 августа, беспрерывно, денно и нощно, по четырем дорогам - Вельской, Судоромской, Ракульской и Пуйской, не десятками, не сотнями, а почти непрерывной вереницей. тянутся жители не одного Вельского уезда, нет, - почти всей Вологодской губернии и уездов Кириловского, Каргопольского и Шенкурского. Казалось бы, не мала площадь Першимского Починка, со включением усадебной и пахотной земли, простирающаяся, приблизительно, до 125000 кв. саж. или квадратной полуверсты 3: но и этого пространства бывает недостаточно, хотя оно почти сплошь занимается народом. Сверх того заняты бывают богомольцами все нежилые строения, как то: мякинницы, овины, бани и др., а домы, так сказать, битком набиты, несмотря на то, что многие из богомольцев, особенно дальних, приезжают на самое короткое время, только для поклонения святыне и отправления молебнов. Немало их, кроме Першимских мест, останавливается по дорогам Вельской и Ракульской и в другой деревне, смежной с Починком. Короче сказать: на 1 августа к Георгиевской часовне, в Першимский Починок собирается всего народа более 10 тысяч. Цифра эта, по местности, огромная, замечательна еще тем, что она как прежде постепенно возрастала, так и ныне с году на год увеличивается. Было время, лет, наприм., 50 тому назад, что богомольцев собиралось сюда всего сто-двести человек, да и то из ближайших окрестностей. Ощутительнее стало возрастать число их с 30-х годов; а теперь удивительно как прибывает! Но продолжим рассказ.
Весь народ в Першимском Починке, на 1 августа, движимый чувством богомоления, представляет наблюдению дивные явления. Во время пения молебнов для отдельных семейств, он то совершает частные молитвы, либо в часовне и близ нее, либо где-нибудь недалеко от часовни; то суетится и хлопочет об исполнении других религиозных дел, уделяя тут несколько минут и на хозяйство свое, применительно к кочующему своему состоянию. - В это время смотришь на него, как на огромное собрание, еще не объединенное ни мыслями, ни чувствами, ни действиями, на собрание, разнообразно колеблющееся. Но не то видишь в часы всенощной и крестного хода. В это время народ представляет нечто величественное, глубоко трогательное. По колокольному призыву ко всенощной, весь народ немедленно сдвигается к часовне и, вошедши в нее или, по возможности приближившись к ней, останавливается, и за тем во все служение, обратив взоры свои и мысли к чествуемой святыне, горячо, горячо возносит молитвы, прошения и моления, и вместе с тем испускает воздыхания и вопли, исходящие прямо из глубины сердца. Но не нам описывать молитвенное состояние святого собрания, не нам изображать чувствования молящихся душ. Скажем только, что все собрание живо изображает тогда единое стадо, которое знает своего доброго Пастыря (Иоан. 10, 14) и вопиет к Нему с крепкой надеждой, как к могущему спасти его от всякого бедствия (Евр. 7, 25). Зрелище истинно умилительное и назидательное! Видя это, невольно устремляешься духом горе. Но сила народной веры еще живее, еще поразительнее открывается в крестном ходу. Лишь только крестный ход начинается, или точнее сказать, лишь только раздастся колокольный звон, возвещающий о начале крестного хода, вся масса народа приходит в движение и, бросая все житейское, горит одним желанием излить пред милосердным Отцом небесным свои молитвы, и вместе с ходом приближается к месту водоосвящения. Тревожно движутся народные волны. но без всяких дурных приключений. Тут главным образом только и видишь, что веяние священных хоругвей и восторженность поклонников; только и слышишь что пение священнослужителей да глухой отголосок шествующей массы. голос народа на время смолкает. Но вот священная процессия достигла своего места, народ останавливается. Одни поместились на берегу речки, другие сгруппировались по поляне, а иные вошли даже в воду. Начинается молебное служение Господу всяческих. Тысячи человек возводят очи к Всемилостивому Спасу и, присоединяя свой голос к пению клира, со слезами вопиют: Господи помилуй..., не прогневайся на ны зело, но призри и избави нас: Ты бо еси Бог наш, и мы людие Твои 4... Умилительное, трогательное зрелище! И Господь ли не услышит взывающих к Нему, не ниспошлет им благодать Свою! но для веры настает минута еще более торжественная, явление еще более потрясающее душу. Служитель алтаря, погружая в воды животворящий крест Господень, возглашает с клиром: Спаси, Господи, люди Твоя... Окрестность оглашается гимном... А народ? народ, повторяя ту же песнь, или падает на колена, или бросается в речку, или повергает в нее свою одежду, так что воды Чуржские на время останавливают свое течение... Пусть, кому угодно, называют эти и подобные выражения молящегося народа отжившей стариной; мы, видя все сказанное нами и не желая противоречить собственному своему убеждению, назовем это чувством благочестивым, силой народной веры, святым наследием предков, которого стыдиться не должно. Правда проходя чрез разные лица и обстоятельства, это наследие то от предрассудков и суеверий, то от приражения чуждых мыслей, довольно огрубело: но что нужды? В существе своем оно не изменилось и грубость нынешних форм молитвенного духа при благоразумных и благонамеренных руководителях, мало по малу сгладится. С окончанием молебствия, крестный ход возвращается в часовню. а народ расходится по разным надобностям в разные места.
Что касается до пожертвований, делаемых богомольцами, в пользу часовни, то, судя уже по одному количеству собирающегося народа и по силе его веры, всякий может безошибочно предполагать их в большом числе и на значительную сумму. И действительно, в документах Вельской удельной конторы и Устьвельского удельного приказа (ныне волостного правления) значится, что в Раменскую или, что то же, в Георгиевскую часовню ежегодно 1 августа жертвуется разных вещей на сумму от 1 до 2 тысяч рублей.
Все эти пожертвования: 1) делаются разными лицами, преимущественно же лицами сельского сословия. Кто чем богат, тот тем и усердствует: скудный состоянием от скудости своей жертвует говядину, кучку льна, куриное яйцо или что-нибудь тому подобное; а довольный состоянием от своего довольства - лошадь, корову или другое что-нибудь более ценное.
2) Делаются, большей частью, по обетам вследствие какого-либо несчастья, случившегося с самим жертвователем или родными его, а всего более с его скотом.
3) С году на год увеличиваются по мере увеличивающегося сбора богомольцев, без всякого сомнения вследствие более и более распространяющейся известности часовни.
4) Принимаются во всякое время, оцениваются и почти тотчас по окончании церковных служений, продаются местным сельским удельным начальством при чиновнике Вельской удельной конторы всякому желающему.
5) Деньги, вырученные от продажи пожертвований, все поступают в приходскую Ракульскую Михаило-Архангельскую церковь.
Самый клир, не касаясь часовенных пожертвований, доходу за пение одних молебнов получает 1 августа от 200 до 300 р. сер. и притом, надобно заметить, получает копейками; потому что молебны отправляются артелями, с произвольной платой, примерно от 1 до 3 к. с крестьянина, и от 5 до 25 к. с чиновника или купца.
Теперь, при виде столь замечательного явления в нашей местности, следовало бы раскрыть причину, его производящую; показать, что заставляет народ собираться в Раменье в таком огромном количестве, и там изливать свои молитвы. Но мы по неимению данных, обходим это, не решаемся вдаваться ни в какие догадки, которые, по нашему мнению, вовсе неуместны относительно к этому, столь священному предмету, хотя очень хорошо знаем вообще и от всей души верим, что все, сказанное нами, производит единственно святыня Георгиевской часовни - икона Вседержителя, почитаемая явленной и чудотворной 5.
Итак, взамен этих рассуждений, представим в заключение еще особенность, собственно относящуюся к раменским жителям, впрочем довольно характеризующую и весь простой наш народ. Особенность эта бывает только в Духов день и состоит в следующем. В августовское празднество, по глубокому уважению к нему, все жители Першимского Починка и с соседней деревни, так сказать, настежь растворяют домы свои всем богомольцам без разбора. А в Духов день делается еще больше. Тогда весь раменский улусец. которому принадлежит часовня, состоящий из 30 дворов, дает народу публичное угощение. Конечно, есть и в других местностях обычаи делать общественные угощенья, по случаю часовенных или каких-либо обетных праздников: но нигде не бывает такого, какой видим в Раменье. В других местах угощают одним складочным общим столом, или чередным частным, отвечающим за общий; а здесь каждый дом угощает особо. Здесь еще накануне праздника и в самый праздник хозяйка каждого дома, кроме только крайне бедных, заботливо хлопочет около своего очага, стараясь как бы приготовить кушанья и как можно больше и как можно лучше. И действительно, наготовляется столько яств, что и не перечтешь. Тут бывает и пирожное из мук ячной, овсяной, гороховой, пшеничной и крупичатой с разными снадобьями, тут подается и холодное и жаркое, и что-то в роде пряничного, и яйца, и притом почти каждая вещь во многих видах. Словом, тут все бывает, что только может изготовить наша сельская кухня. Тотчас после крестного хода, все яства свозятся, а не сносятся, в коробьях и корзинах на смовенную площадь на столы, и поставляются в одну линию отдельно пред каждым домом. Кроме яств, каждый домохозяин привозит еще к столу бочку или ушат пива и немного водки и даже меду. Когда столы окончательно накрыты, кушанье поставлено и священническое благословение получено, начинается самое угощение. Угощают хозяин дома с хозяйкой. Тут выказывается все их усердие: поклоны следуют за поклонами, а речи просительные и извинительные. растворенные хоть иногда и наивной. зато радушной крестьянской приветливостью и ласковостью, льются рекой. Мало этого, жители на другой день угощают родных, а на третий взаимно сосед соседа. Видя все это, не знаешь, чему более удивляться: гостеприимству ли, так глубоко укоренившемуся в нашем крестьянине и, при случае, так выразительно обнаруживающемуся, или чувству благочестия, возбужденному праздником, как видимым благоволением Божиим. Как после этого не скажешь, что хотя народ наш действительно не образован, груб и суеверен, но и при этих недостатках он много очень имеет истинно доброго и прекрасного, не скоро преходящего, но вошедшего в его плоть и кровь, потому что с этим наследством он родился и воспитался. Что если бы еще снять с него кору невежества и дать всему прекрасному, в нем находящемуся, правильное направление и развитие? О, тогда какой вышел бы из него дивный народ!..
Протоиерей П. Воронов.
Примечания:

Статья эта была напечатана в Октябрьской книжке Странника 1862 года. Автор доставил ее в нашу редакцию с исправлениями и дополнениями.
1 Говорят, что и самая икона Вседержителя, так усердно здесь почитаемая, перенесена из Дворища.
2 По преданию, не определяющему ни времени, ни образа явления.
3 Першимский Починок стоит разбросанно на протяжении версты по ручью Коробову на довольно возвышенном левом прибрежном скате реч. Чурги, впадающей в р. Вагу; окружен с трех сторон лесом, а с четвертой западной - открытым местом, принадлежащим соседней деревне. Домов имеет 8 и в них жителей до 40 об. п.
4 Из тропаря.
5 Народ рассказывает о разных чудесах; но эти рассказы официально не подтверждены.

На фото Владимира М. 2013 г. - часовня св.Георгия. Старожилы рассказали, что часовня, несмотря на плохой уход, прекрасно сохранилась потому, что построена была из лиственницы, а также благодаря тому, что была популярна в народе - намоленное место.

Прикрепленный файл: DSCN0464 часовня во имя георгия минц.JPG
---
Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы
opel45
Модератор раздела

opel45

казахстан алматы
Сообщений: 2193
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 3610
ПРАЗДНОВАНИЕ ДНЯ 1-ГО АВГУСТА В СЕЛЕ РАМЕНЬЕ ВЕЛЬСКОГО УЕЗДА
Село Раменье отстоит от города Вельска на расстоянии 20 верст - по направлению на север. Дорога в это село проселочная, окаймленная с обеих сторон почти дремучим лесом.
Село Раменье расположено на обоих берегах ручья Коробова, впадающего в речку Большую Чургу, находящуюся в полверсте от села - на восток. Оно раскинулось вдоль его на полверсты.
На правом берегу ручья находится каменная - одноэтажная, с железной крышей и одним куполом церковь. Церковь, по своей архитектуре, довольно красива; она имеет три входа: с Запада, Севера и Юга. Внутри светла и довольно просторна; иконостас устроен в три яруса; иконы в нем новейшего и старого пиьсма; из икон в иконостасе замечательна явленная икона Вседержителя. Рассказывают, что явленная икона обретена в часовне деревни Левковского Починка (Дворища) в конце XV века, - оттуда была перенесена в XVI веке в Георгиевскую часовню, находящуюся в Першинском Починке - в настоящем селе. Из Георгиевской часовни - в церковь. Церковь выстроена недавно; постройка была начата в конце 60-х годов, а окончена в 1873 году, - в том же году и освящена.
На левом берегу - Георгиевская часовня, известная в народе Спас в Раменье.
По обеим сторонам ручья стоят разбросанно крестьянские избы. Всех изб в селе 14, ревизских душ 28, наличных - 33.
Местность, занимаемая селом, довольно возвышенна. Кругом поля и глухой лес.
Несмотря на эту пустынную обстановку, несмотря на эту глушь, эта местность с глубокой древности замечательна тем, что 1 августа ежегодно стекается сюда от 10-15 тысяч богомольцев.
Еще за три дня до 1 августа день и ночь со всех сторон вереницами движется народ не только из соседних своих уездов, но даже из других губерний: Вятской, Архангельской, Олонецкой и Новгородской.
Утро 1 августа настоящего года возвестило прекрасную погоду... Едва только первые лучи солнца начали золотить кресты церкви, как мы уже были в Раменье.
При въезде в село, взору нашему представилась величественная картина: дороги близ села, сельские поля, гумна, улицы, площади, трактиры, дома были переполнены народом, одетым в праздничное платье.
Действительно, в селе происходило одно из тех событий, которые на время выбивают сельскую жизнь из обычной ее колеи...
Как в церкви, так и в часовне, давно уже четыре священника одновременно служат молебны для богомольцев.
Молебны беспрерывно продолжаются с раннего утра и до 12 часов дня - до начала обедни. В это время в изгороди с аукциона продается пожертвованный в пользу церковной казны скот, а в амбаре - масло, шерсть, овчины, кожа, яйца и проч. Вот уже стрелка часов показала 12. Тотчас раздался звон колокола к обедне. Народ, находящийся в селе, в один миг осенил себя крестным знамением и тотчас толпами повалил в церковь.
Церковь была битком набита богомольцами. К сожалению только она не вместила и пятидесятой доли посетителей. По этому весьма многим приходилсь стоять на молитве кругом церкви и на площади.
Кончилась обедня: слышен перезвон... Ударили во все колокола. Настала торжественная минута: показались хоругви, иконы... Потянулся крестный ход к речке Чурге. Народ, словно громадная морская волна, колеблемая легким ветром, двигался за иконами - по направлению к речке.
Наконец, процессия достигла своего места...
В речке, возле моста, давно уже были приготовлены мостки, где и расположились служители алтаря - вместе с клиром и иконами.
Почти на полверсты народ шпалерами стоял в несколько рядов по обоим берегам реки. В ожидании водосвятия более двух тысяч богомольцев стояли в воде около берегов, причем многие из них находились обоего пола в совершенно обнаженном состоянии.
Началось служение молебна... Наступила тишина. Только и слышно пение священно-церковно-служителей. На лицах молящихся замечался отпечаток глубокого религиозного чувства... Видимо, каждый из них мысленно возносил горячие молитвы Всемилостивому Спасу.
Наконец, священник погружает в воду и крест Господень. Клир поет вместе с ним: "Спаси, Господи, люди Твоя"...
Этот момент производит потрясающее душу впечатление.... Народ, находящийся в воде, в один миг погружается весь в воду. Многие из них тотчас бросают с себя одежду в воду, как бы жертвуют ею, а бедные - впоследствии ловят ее и берут себе.
Молящиеся же на берегу при пении гимна падают на колени и возносят Спасу горячие молитвы...
По окончании молебна крестный ход возвращается обратно в церковь. Народ весь сопровождает его.
После этого все молящиеся в течение каких-нибудь двух часов отправляются домой, и село совершенно пустеет.
Так празднуется в Раменье 1 августа из года в год сотни лет.
От продажи пожертвованного скота, около 450 штук, в настоящем году выручено 670 рублей. Здесь скот продается очень дешево, например, можно купить хорошую корову за 10 руб., жеребенка хорошего за 30 к., продаются также жеребята за 5 к.
В амбаре выручено от продажи масла, кожи, шерсти, овчин и проч. до 1000 руб. За молебны ежегодно выручают до 400 руб. и более.
Село Раменье находится в ведении Ракульского причта.
Местные жители ходатайствуют об учреждении в селе Раменье собственного причта.
ИСТОЧНИК:
Вологодские губернские ведомости. - 1886. - №37. - С. 7.
http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=242
На фото начала 20 в. празднование Спаса в Раменье:

Прикрепленный файл: ooii.jpg Чугра спасов день 1912 крупный.jpg
---
Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы
opel45
Модератор раздела

opel45

казахстан алматы
Сообщений: 2193
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 3610
И благодать сошла на Раменскую землю…
Авг 14 2013 год
Чудесное, удивительное стечение! Сюда, к Георгиевской часовне в Раменье, съезжаются и сходятся богомольцы всех возрастов и в продолжение двух суток, денно и нощно, по четырем дорогам — Вельской, Судромской, Ракульской и Пуйской — почти непрерывной вереницей тянутся жители»,- именно так написано в книжке Странника 1862 г. о праздновании Спасова дня на Раменской земле в д. Першинская, что находится в 20 км. От Вельска.
Когда-то здесь собирались до 15 тысяч человек, чтобы после молебна окунуться в воды реки Чурги. А потом этот край стал приходить в запустение: церковь разрушили, люди постепенно стали уезжать, а дома ветшать. Вот и стоящая в деревне часовня Георгия Победоносца осиротела. Это святое строение, переделанное под магазин и с годами пришедшее в удручающее состояние, вряд ли уже надеялось на то, что когда либо под его сводом снова зазвучит молитва. Но, как говорится, Бог управил, и три недели назад застучали здесь топоры, закипела работа по восстановлению Георгиевской часовни или, как её в народе называли, Спаса в Раменье.
На пути к возрождению.
С инициативой возродить святыню обратился в администрацию МО » Муравьёвское» местный житель Ю.И.Беляев. Его идея была поддержана. Правда, где взять средства на восстановление — этот вопрос оставался открытым. Тогда глава В.А. Коткин и работники администрации решили написать проект ТОСа «Возродим Святое Раменье». Он был одобрен районной администрацией, и на возрождение святыни из областного, районного и поселенческого бюджетов было выделено порядка 80 тыс. рублей. Однако, реставрация часовенки требовало больших вложений. Их пожертвовал индивидуальный предприниматель Е.А.Беляев. Его компания ООО «Статус» выполнила необходимые строительные работы. А вельчанин Алексей Завьялов взял специально на это время отпуск, чтобы поучаствовать в восстановлении святыни. Он, кстати сказать, сделал для часовенки маковку.
И вознёсся над деревней крест.
И вот 14 августа, в Спасов день, на Раменскую землю съехалось много народу. И местные жители, и приезжие гости стали свидетелями благодатного события — освящения креста для часовни. Деревня Першинская давно не видела столько верующих!
Над округой полились молитвенные песнопения , а после благочинный Вельского округа о. Андрей Ермилов окропил крест водой. И святыня обрела свою обитель.
Кстати сказать, этот намоленный крест сберёг для потомков звонарь И.П.Могутов. Он, конечно, сохранился в не первозданном виде: некоторые элементы утратились. Другие погнулись. Вернул кресту былое величие и красоту председатель Совета депутатов МО «Муравьёвское» Андрей Дьячков.
Не случайно же говорят, что благие дела совершаются всем миром. Вот так, всем миром, и начинает возрождаться святыня в деревне Першинской, а заодно и местная традиция — угощать народ яствами после службы. Что и сделали жители Раменья, пригласив всех на общую трапезу.
Деревня должна жить.
После фото на память представители администрации МО «Муравьёвское» договорились с Благочинным о дальнейшем сотрудничестве. Возможно, уже в следующем году на главный раменский праздник — Спасов день — здесь будет проведён молебен в водах р. Чурги. Ведь в старину после освящения в этой реке многие получали исцеление.
И, как знать, может пройдёт ещё совсем немного времени и оживёт не только часовенка, но и земля раменская. Не случайно отец Андрей отметил: «Там, где стоят действующие церкви, там. где звучит молитва, никогда не бывает пустых домов, там всегда будет народ…» И дай Бог, чтобы со временем эта деревня пополнялась всё новыми людьми.
Елена Дубинина (напечатано по материалам газеты «Вельская Неделя)


Новое обретение «Спаса в Раменье»
Ю.Беляев. Православие. Возродим Святое Раменье29 янв 2013 21:51

23 января 2013 года войдет в историю Вельского района как третье обретение Георгиевской часовни, которая в народе звалась Спас в Раменье.

В среду, в обычный будничный день, в деревне Першинской состоялось необычное для нашего непростого времени мероприятие. Бесхозная часовня-магазин одиноко стоявшая на высоком берегу ручья Коробова, была официально передана Церкви, а это значит нам с вами — народу.

На историческое событие в Раменье приехали представители мирской власти МО «Муравьевское» и благочинный Вельского округа отец Андрей (Ермилов). Это кажется невероятным современным чудом, деревянное строение за триста (!) лет своего существования неплохо сохранилось. Правда, более полувека Георгиевская часовня была приспособлена под магазин сельпо и надо сказать не самое худшее применение культовых сооружений под хозяйственные нужды. Как говорится, не бывает худа без добра, благодаря Богу и потребительской кооперации, мы имеем возможность прикоснуться к живой истории и заглянуть в далекое прошлое.

По устному преданию Георгиевская часовня существует с начала 17 века и свое второе название получила по чудотворной иконе Спас Вседержитель, которая была явлена в деревне Дворища и перенесена в Раменье. В 1722 году Георгиевскую часовню разобрали, а иконы отвезли в Троицкую церковь Вельского посада. В 1734 году по просьбе народа и церковного притча, часовню и иконы по указу архиепископа Германа вернули в Раменье.
Читаешь исторический документ и дух захватывает от силы веры наших предков, от массового покаяния, от масштабности празднования Спаса Всемилостивого и Пресвятой Богородицы, который проходил 1 августа по старому стилю. В это трудно поверить, в Раменье в медовый спас стекалось 10-15 тысяч верующих из разных волостей. Восстановление Георгиевской часовни на прежнем месте, породило еще один праздник в день Святого Духа. Задаешься вопросом: «Что так притягивало богомольцев к Георгиевской часовне и к Спасской Раменской церкви в прошлые века. Неужели маленькая, размером 12 на 25 см, явленная чудотворная икона Спаса Вседержителя?» На мой взгляд, в деревне Раменье Бог близко, и это хорошо чувствовали верующие люди прошлых столетий.
Нам еще предстоит осознать всю важность третьего обретения Георгиевской часовни в деревне Першинской. Господу для нас грешных ничего не жалко, надо лишь смирить свою гордыню и с сокрушением покаяться. У жителей Вельского района появилась возможность излить свою душу Богу на святом намоленном веками месте в Георгиевской часовне или как ее звали наши предки Спас в Раменье.

Немного понадобится финансовых средств и физических сил, чтобы оживить величайшую святыню. Благочинный Вельского округа отец Андрей благословил автора этих слов приступить к возрождению Георгиевской часовни. Приглашаю всех неравнодушных к нашему прошлому, к истории северного края принять участие в благом деле.
http://pakshenga.ru/forum/ramenie/49?start=6
И действительно, благодаря совместным усилиям местной Администрации и жителей Пакшеньги, особенно Ю.И.Беляева Георгиевская часовня в короткий срок восстановлена. Теперь здесь проводятся службы, духовные мероприятия.
Фото представлено Ю.Беляевым в 2014 г. Облик часовни необыкновенно преобразился, а как чувствуется преподнятое настроение населения!

Прикрепленный файл: DPP_0195 жители на праздн представлении часовня.JPG
---
Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы
opel45
Модератор раздела

opel45

казахстан алматы
Сообщений: 2193
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 3610
Во время паломнической поездки по Русскому Северу (Вологодская и Арханегльская области) посчастливилось познакомиться с замечательными людьми Пакшеньги и Раменья, старожилом, свидетелем истории этого места Надеждой Васильевной Лукинской, инициатором восстановления святого места Георгиевской часовни - Беляевым Юрием Ивновичем. Незабываемые чувства и впечатления.
Фото Владимира М., лето 2013 г., в гостях у Н.В.Лукинской, слева направо: Ю.И. Беляев, Н.В.Лукинская, О.П.Ельцова, Д.А.Пшеницын:

Прикрепленный файл: DSCN0473.JPG
---
Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы
opel45
Модератор раздела

opel45

казахстан алматы
Сообщений: 2193
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 3610
Причт Спасской Раменской ц.
Красным цветом - дополнительные сведения к информации на сайте "Православные приходы...", жирным шрифтом - сведения о моих предках
Перечень небольшой,т.к. церковь построена в 1872 г.

Священники
1872 1888 Мальцев Иоанн (приходящий из Михаило-Архангельской Ракульской ц.)
1888 1910 Мальцев Николай Михайлович
1911 1916 Чевский Александр
1917 1930 Воскресенский Александр Владимирович 1872 г.р., жена Анна Автономовна (Ельцова) 1872 г.р., дети: Николай (священник Троицкой Вондокурской ц., репрессирован в 1937 – расстрел), Иоанн, Сергей, Владимир, Павел, Василий


Псаломщики
1872 1888 Шайтанов Аполлоний и Чулков Андрей (приходящие из Михаило-Архангельской Ракульской ц.)
1889 1891 Чулков Иван
1891 1916 Воскресенский Александр Владимирович

Информация о причте из дополнительных источников:

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ, ТУРИЗМА, СПОРТА И ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВЕЛЬСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ «ВЕЛЬСКИЙ РАЙОННЫЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ИМЕНИ В.Ф. КУЛАКОВА»
Пл. Ленина, д. 39, Вельск, Архангельская область, Россия, 165150. Тел.: (81836) 6-40-97,6-30-66. Факс: (81836) 6-40-97. E-mail:vel-museum@yandex.ru
Исх. № 167 от 8 августа 2012 г.
Администрация МО «Муравьевское». А.В. Ершову
Историческая справка о Раменской Спасской церкви по материалам МБУК ВРКМ им. В.Ф. Кулакова.
Причиной строительства церкви явилась «явленная икона» с изображением Спаса нерукотворного на доске (12 х 25 см) темного цвета в д. Левковской. После неоднократных просьб СИНОД согласился на постройку церкви на ранее указанном стариками месте: близь д. Юршевской на проселочном тракте между деревней 1-ой Першинской, Данилковской и Пакшеньгской волостью, ввиду наличия ровной свободной площадки.
Постройку церкви начали в 1866-1868 гг., окончили в 1872 г. Освящение проведено 7 октября 1873 г. Церковь была кирпичная, кирпич производили в частности около д. Данилковской.
Богослужение в новой церкви 15 лет проводили священник и псаломщик Ракульской-Михайловской церкви.
В 1888 г. в Раменье приехал молодой священник Николай Михайлович Мальцев, который служил до конца 1910 г.
С 1911 по 1916гг. - служил А. Чевский из соседнего Пакшеньгского прихода.
С 1917 по 1930 гг. служил Александр Владимирович Воскресенский, ранее служивший в Раменье псаломщиком.

«В 1930 г. граждане Раменского прихода вынесли решение «церковь закрыть».... Батюшке сказали, что он свободен и ми больше не потребуется».
В дальнейшем церковь использовалась колхозом как зернохранилище. В 1937 г. колхоз кирпич церкви продал лесопункту «Шокша».
Судя по фотографии Спасской Раменской церкви, сделанной учителем Иваном Федоровичем Лукинским в 1912 г., церковь была каменная двухсветная с окнами арочного типа, с одной главкой, увенчанной четырехконечным крестом. С востока к церкви примыкал пятигранный алтарь. Церковь находилась в одной связи с колокольней, заканчивающейся высоким шпилем с четырехконечным крестом. Вокруг церкви была ограда на фундаменте из валунов с кирпичными массивными столбами.
Источники, находящиеся на хранении в музее:
1. Рукопись А.А. Белова «Как явилась икона в Раменье» [Легенда]. 1964 г. ВКМ н-всп. 846.
2. Фотография Раменской Спасской церкви в рукописи А.А. Белова «Как явилась икона в Раменье» [Легенда]. 1964 г. ВКМ н-всп. 846.
3. Фотография Раменской Спасской церкви. Нач. XX в. ВКМ кп 2537/6.


КВ Вельского у. за 1912 год Ф 496, оп.4 Д.265
Спасская Раменская ц. Вологодской Епархии Вельского У. 1-го благочинного округа I и III части
Ведомость о церкви Спасской Всемилостивого стоящей в с. Раменье Вельского у. Вологодской епархии в 1 благочинном округе. (записи Д.А.Пшеницына)

Церковь построена в 1873 г., освящена 8 октября тщанием прихожан и на суммы, пожертвованные богомольцами. Здание церкви каменное, одноэтажное, с такой же колокольней в связи. Крыша железом крыта.
Престол один во имя Спаса Премилостивого.
Утвари достаточно.
В штате священник и псаломщик
По указу Синода от 1888 г. за №325 жалование полагается на содержание притча 392 руб на человека. Кружечных доходов за 1912 год 130 руб.
Земля у церкви: усадебная вместе с погостом церковным 10 десятин, пахотная 13 десятин, однокосная 8 десятин, выгон 10 десятин. Отведена в пользование в 1889 г. из надела прихожан на окраинах крестьянских полей и в местах, отстоящих от церкви до 3-х верстах.
Качество земли плохое.
Дома:
1)для помещения церковно-приходской школы – деревянный одноэтажный
2) амбар для хранения пожертвований – деревянный
3) 10 лавок - деревянные
Сия церковь расположена в консистории - в 426 верстах, от местного благочинного в Подкемском Богоявленском приходе – в 42 верстах, от уездного города Вельска - в 20 верстах.
Почтовый адрес: г. Вельск, Вологодская губерния, Усть-Вельское волостное управление.
Ближайшие церкви: Пакшенская Покровская – в 10 в., Ракулевская Мих.-Арх. – в 14 в.
Приписная к сей ц. в приходе одна во имя св. Великомученика Георгия, 6 часовен.
Преосвященный последний раз посетил приход в 1898 г.
Священник Александр Чевский
Псаломщик-диакон Александр Воскресенский
Благочинный Константин Владимирцев


ГАВО Ф496, О.4, Д.548 КВ Кадниковского у. за 1915 год Рубежская Георгиевская, № 76, л.519-527
Анна, 14 апреля 1872 г., дочь диакона Ельцова Автонома Иоанновича, замужем за псаломщиком-диаконом Спасо-Раменской ц. Вельского у. Александром Воскресенским

ГАВО ф.496,о.4, д. 271 (12) Л.86 Клировые ведомости Раменской Спасской ц. Вельского у. за 1915 г. (мои, март 2012)
Воскресенский Александр Владимирович, 43 лет, из духовного звания, окончил ВДС в 1888 г., пребывал в монастырях (Вологодский у. Святодуховный и Арсениево-Комельский). 31 декабря 1891 г. определен псаломщиком к сей ц.
Жена: дочь дьякона Анна Автономовна, 13 июля 1872 г.р.
Дети: Николай, 7 февраля 1893 г., священник Нюксненской Бобровской Воскресенской ц. Устюжского у.;
Иоанн -20 февраля 1899 г., обучается в ВДС;
Сергей, 23 сентября 1900 г.,
Владимир, 15 марта 1902 г., оба обучаются в ВДУ;
Павел, 29 октября 1905 г.,
Василий, 1 декабря 1907 г., оба обучаются в местной ЦПШ.

Фото священника А.В.Воскресенского, переданное Лукинской Н.В.:

Прикрепленный файл: Воскресенский Александр Владимирович..jpg
---
Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы
opel45
Модератор раздела

opel45

казахстан алматы
Сообщений: 2193
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 3610
Слава Богу за всё!

У газеты «Вельская неделя» легкая рука, после того как в этой действительно популярной районной газете появилось две мои заметки, у вельчан значительно возрос интерес к Пакшеньге и к Раменью.

Слава Богу! народ пробуждается от многолетнего сна и это меня старика радует. Успел всё-таки передать своим землякам полезную информацию, которую открыл для меня Господь. Прежде чем заслужить милость у бога, по примеру святых отцов подвизался несколько лет в молитве, в землянке, вырытой у дома, для уединения и усиления подвига.
Затем, не на словах, а на деле, познакомился с современной монастырской жизнью, выполняя различные послушания простого трудника. Хотел даже отречься от мирской жизни и закончить свой путь в иноческой обители, как это делали наши благочестивые предки.
Но Господь предложил мне , грешному человеку, другой путь спасения. Живя на Каргополье, впервые в жизни увидел настоящее чудо — камни со следом святого преподобного Александра Ошевенского, как почитают их туристы и паломники даже из дальнего зарубежья. На одном из камней безбожники почти полностью сбили зубилом след великого чудотворца Каргопольской земли. Народ все равно посещает святое место и многие получают по их вере исцеление.
Кто бы мог подумать, что деревня Раменье Вельского района не уступает по святости знаменитому Каргополью и автор этих строк будет участников великих открытий.

Все началось летом 2012 года, когда наконец-то уволился из государственного учреждения и поселился в деревне Раменье. Когда местные жители рассказали мне про Спасскую Раменскую церковь и показали ее фотографию, то загорелся желанием найти месторасположение культового сооружения и собрать хоть какую-то информацию. Долго искать не пришлось. Стоило лишь отойти с большой дороги на десять метров в лес, как наткнулся на мощный фундамент святого строения.

Удалось поговорить на эту тему с коренной жительницей деревни Першинской Н.В.Лукинской. Надежда Васильевна хорошо помнит, как она будучи подростком, была свидетелем разрушения Спасской Раменской церкви. Как механизатор-безбожник стягивал трактором большой железный крест с купола каменного храма. Не забыла Надежда Васильевна последнего священника Спасской Раменской церкви Александра Владимировича Воскресенского, так как батюшка крестил ее на свой страх и риск на дому. Где-то у бывшей церкви покоится семья священника, состоящая из трех человек: батюшка, матушка и их дочь. Н.В.Лукинская много лет ухаживала за могилками святого семейства, но уже как три года из-за болезни ног не может поклониться людям верой и правдой служившими Богу и нашему отечеству.
К сожалению мне самостоятельно не удалось пока обнаружить могильные холмики безымянных служителей церкви.
Известно только, что батюшка за служение Богу, был награжден золотой митрой (головным убором). Спасская Раменская церковь была закрыта в 1930 году по решению местного прихода. Несколько лет храм использовался колхозом как зернохранилище. В 1937 году колхоз продал святое строение на кирпич лесопункту «Шокша».
Скудные сведения, но в них заключается история наших предков, страшная трагедия русского народа. Слава Богу! время нынче другое, нет гонений за православную веру и храмы не разрушают, а восстанавливают. Мы пока не можем построить в святом Раменье новую церковь, но поставить поклонный крест просто обязаны.

Пока готовился этот материал, Господь открыл еще одну новость. Оказывается, безымянная «часовня-магазин» имеет богатую историю и в старые времена очень почиталась верующим народом.
Слава Богу! наши мужественные бабушки не дали увезти великую святыню любителю легкой наживы, который пользуясь своим служебным положением, хотел использовать Георгиевскую часовню под хозпостройку.
Нам еще предстоит осознать всю важность во истину исторического события. Власть, церковь и народ стали объединяться во имя спасения великой России. Эта могущественная сила сможет преодолеть любые препятствия, стоит лишь стать на путь покаяния.
Слава Богу за всё!
http://pakshenga.ru/forum/ramenie/49?start=6

На фото из Вельского музея: около Спасской Раменской ц. священники (вероятно, третий слева Воскресенский А.В.) и местные жители

Прикрепленный файл: у спасо-раменской ц служители.jpg
---
Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы
opel45
Модератор раздела

opel45

казахстан алматы
Сообщений: 2193
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 3610
63. НИКОЛАЕВСКАЯ ЗАБОЛОТСКАЯ ЦЕРКОВЬ Кадниковского у.

Современное местоположение: с. Никольское, Никольское с/п, Усть-Кубинский р., Вологодская обл.
Историческое местоположение: Кадниковский уезд, Вологодская губерния

Две церкви в честь Николая Чудотворца в Заболотье Катромской волости Вологодского уезда упоминались в окладной книге 1618 года.
Заболотская Николаевская церковь, 1809 года, каменная. Престолы в честь: свт. Николая Чудотворца архиепископа Мирликийского - главный, благоверного князя Александра Невского, прор. Илии.
Заболотская Христорождественская церковь, 1779 года, каменная, тёплая. Престол в честь Рождества Христова. Храм был освящён после ремонта 19 декабря 1866 г.
Приписная Никольская ружная церковь, 1852 года, каменная. Престол в честь Покрова Пресвятой Богородицы (!). Обновленный Покровский храм был освящён 22 декабря 1877 г.
Церковным старостой при Заболотской Николаевской церкви в 1905 г. на 2-е трёхлетие утверждён крестьянин Кирилл Кустов.
5 июня 1900 г. над приходом прошла буря, с сильнейшим дождём и градом необыкновенной величины и разнообразной формы. При Николаевской приходской церкви в холодном храме, а особенно в куполе, выбило стёкла, всего 17 штук.
Библиография
ВЕВ. - 1867, №4, с. 64; 1878, №3, с. 33.
ВЕВ. - 1900. - №15. - С. 278-279.
ВЕВ. - 1905. - №5. - С. 45.
Суворов Н. Несколько статистических и топографических сведений о Вологодской епархии от начала XVII столетия до настоящего времени. // ВЕВ. - 1865. - №21. - Прибавления. - С. 819.
Церковно-исторический атлас Вологодской области. - Вологда: Древности Севера, 2007. - Т. 1. - С. 90, 187, 188, 226.
Македонская Н. М. Церкви села Никольское Усть-Кубинского района Вологодской области. Уточнённые названия церквей.
Дата последнего обновления: 06.08.2013
http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=812

Никольское. Церковь Николая Чудотворца.
Николаевская Заболотская церковь
Вологодская область / Усть-Кубинский район / Никольское
Вологодская епархия / Сокольское благочиние (Сокольский и Усть-Кубинский районы)

Церковь. Не действует.
Престолы:Николая Чудотворца
Год постройки:1809.
Адрес:
Вологодская обл., Усть-Кубинский р-н, село Никольское

Координаты:59.845978, 39.365502
Проезд:От райцентра Устье по дороге, идущей параллельно восточному берегу Кубенского озера, примерно 35 км.
http://sobory.ru/photo/146987


Ансамбль Вознесенской церкви в с. Никольское. Ярмарка. Фото 1912 - 1913 гг.На данный момент сохранилась центральная часть колокольни без башни, которая используется под клуб и Николаевско-Заболотская церковь (возведена в 1799 году), виднеющаяся на заднем плане, с пятью куполами и колокольней. с сайта https://pastvu.com/p/188917
Качалин Александр Анатольевич
1 января 1913
Статью добавил(а): Качалин Александр Анатольевич, 7 мая 2015

В селе Никольское перед революцией существовали 3 церкви: Николаевская Заболотская (главная), Христорождественская и Покровская.
В списках приходов Вологодской епархии за 1874 год Покровская церковь названа Николаевской приписной.
В списках 1900 года Покровская церковь названа Николаевской ружной.
В действительности, ружной церковью была деревянная церковь, построенная на этом месте в давние времена, когда князь Пенков пожертвовал этой церкви землю (ругу) для содержания причта.
1. Николаевская Заболотская - каменная холодная церковь без колокольни. Церковь строилась с 1807 года на средства помещика Межакова Александра Михайловича. Строил церковь подрядчик Федор Новожилов из села Коровничье Вологодского уезда. С ним вместе работали 8 мастеров каменщиков и 4 мальчика – разнорабочих. Все были на церковном содержании. Начинали стройку с 20-х чисел мая, завершали работы 14 сентября по старому стилю.Церковь построена за три летних сезона. Александр Михайлович Межаков не дожил до окончания строительства. Освящена Николаевская Заболотская церковь лишь в 1823 году, после исправления многочисленных огрехов. В ней три престола: святителя Николая Мирликийского – главный, придельные - пророка Илии и благоверного князя Александра Невского.В настоящее время Николаевская Заболотская церковь не существует.
2. Христорождественская - каменная теплая церковь с колокольней в одной связи, построена в 1779 году прихожанами. В первые годы после построения была двухпрестольной. В 1916 году престол один – Рождества Христова.
3. Покровская церковь - каменная церковь с колокольней в одной связи. Построена на средства Павла Александровича и Александра Павловича Межаковых в 1852 году на месте деревянной Николаевской ружной церкви. Каменную церковь освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В клировых за 1854 год четко написано: Покровская церковь, престол один.В 19 веке Покровская (или Никольская ружная, как её называли по привычке) - приписная к Николаевской Заболотской церкви. В 20 веке Покровская церковь (в некоторых документах называется по- прежнему Никольской ружной) - самостоятельная приходская церковь с 23-мя приписными деревнями и частью села Никольское.
Источники информации
1. ГАВО. Клировые ведомости церквей Кадниковского уезда разных лет.
2. ГАВО. Фонд 5137, опись 6, дело 16.
3. Андреевский Л.И. Очерк крупного крепостного хозяйства на севере 19-го века. – Вологда, 1922.
4. Кошелев В.А. К истории русской усадебной культуры. // Вологда. Историко-краеведческий альманах. Выпуск 1. – Вологда, 1994.
5. Лукомский Г.К. Вологда в её старине. – СПб., 1914.6. Смирнов Ю. Воспитание сердец. // Историческое краеведение и архивы. Выпуск 6. – Вологда, 2000.7. Шафранова О.И. Его называли солью земли русской. // Дворянское собрание. Историко-публицистический и литературно-художественный альманах, № 5. – М., 1996.
http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=333
http://sobory.ru/article/?object=06968

Памятники Усть-Кубинского района
• Главная
• О Вологодском крае
• История края
• Памятники Усть-Кубинского района
Усть-Кубинский район был образован в 1929 году на территории так называемой Устьянщины. Места эти издавна славились своим богатством и предприимчивостью жителей. На территории района находится много памятников, имеющих большое историческое значение.

Село Никольское. На территории древнего села Никольское находилась одна из богатейших помещичьих усадеб в Вологодской губернии — усадьба Межаковых. В селе было 3 храма, отдельно стоящих друг от друга:
1) Николаевская Заболоцкая теплая церковь построена в 1779 году на средства Межакова и 2) холодная (1823) (сейчас разрушена)
3) Николаевская Заболотская Ружная. Она имела колокольню с высоким шпилем. Стояла в центре села напротив дома помещиков Межаковых. От двух сторон церкви отходили каменные стены высокой ограды, с двумя проездами, образуя прямоугольник, опоясывающий все три храма.

Часть усадьбы Межаковых. Фото kubena35.ru
В селе Никольское находится памятник садово-паркового искусства Никольский парк. Самый крупный и наиболее сохранившийся усадебный парк на Вологодчине. В парке произрастает более 5 тысяч деревьев, из них 340 — деревья-патриархи. А видовое разнообразие растительного и животного мира парка вообще трудно поддается учету и поражает воображение современников.
«Каменная горка», «Земляная горка», «Островок любви» — все это названия отдельных мест парка, созданные руками наших предков, простых крестьян под руководством известных архитекторов они и сейчас вызывают неподдельное восхищение, имеют огромную притягательную силу. Побывав один раз в Никольском парке, хочется возвратиться сюда еще и еще.

Каждый уголок вологодской земли по-своему интересен и уникален. Современный облик Устья формировался веками. Многие поколения людей вложили свой труд, свои силы, средства в благоустройство и процветание нашего края. Некогда местные жители смогли поставить в Устье дело так, что оно являлось одним из преуспевающих уголков вологодского края. Хочется верить, что былое величие будет возвращено или установлено вновь. Необходимо научиться беречь, ценить и хранить опыт и труд предшествующих поколений.
Литература:
1. Дементьев В. Свет малой родины. Отчина и дедина / Вадим Дементьев. — М.: Вече, 2008. В этой книге о помещиках Межаковых. ( Форум ВГД, дн. Ивановой О.Н.https://forum.vgd.ru/1720/81308/0.htm?a=stdforum_view&o=)
2. Дом Спаса. Вологодские каменные Кижи: Книга о Спасе-Каменном, его прошлом и настоящем / сост. В.В. Дементьев, Н.А. Плигина, А.К. Сальников. — Вологда: Фест, 2008.
3. Подгорный В.Ф. Наше прошлое. Взгляд художника / В.Ф. Подгорный, А.С. Левина. — СПб., 2008.
4. Устье — торговое село. — Вологда: ИД «Вологжанин», 2006.
5. Усть-Кубинский район. — Вологда: Вологодская неделя: Фест, 2006.
6. Усть-Кубинский район 2002-2010 гг. — Вологда: Альфа-принт, 2010.
7. Устью-праздник, лодке — честь!: Первый областной конкурс мастеров-лодочников, п. Устье Усть-Кубинского района 21 июля 2001 г. — Вологда: издат. предприятие «Историк», 2001.
16. Устьянская азбука. — Вологда: Издат. Дом Вологжанин, 2007.
17. Устьянщина — древняя и величавая. — Устье, 2010.
18. Сайт Усть-Кубинского муниципального района: http://www.kubena35.ru/
http://library35.tendryakovka.ru/?page_id=5339

На фото 1900-х гг. ансамбль церквей в селе Никольское Устьянского у. Кадниковского у.:

Прикрепленный файл: 06968_20150507_154704.jpg
---
Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы
Лайк (1)
opel45
Модератор раздела

opel45

казахстан алматы
Сообщений: 2193
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 3610
Церковь Николая Чудотворца в Никольском
http://www.temples.ru/card.php?ID=24163
Николаевская Заболотская
Учетная карточка Фотографии На карте

У Ч Е Т Н А Я К А Р Т О Ч К А
Название Церковь Николая Чудотворца в Никольском
Обиходные названия Николаевская Заболотская; Никольская церковь; Николаевская церковь; Николы церковь; Николы Угодника церковь; Николая Мирликийского церковь; Свято-Никольская церковь; Святоникольская церковь
Тип постройки церковь
Дата постройки последнего здания 1823 (см. постройки той же эпохи)

Архитектор нет данных
Историческое исповедание Православная
Статус не сохр.
Адрес на 1917 г. Вологодская губ., Кадниковский у., с. Никольское
Современный адрес Вологодская обл., Усть-Кубинский р-н, с. Никольское
Краткое описание Холодная (летняя) церковь Заболотского прихода. Одноэтажный, пятиглавый, трёхпрестольный храм, достроенный и освящённый в 1823. Приделы: Александровский и Ильинский. Разрушен после 1950-х.
Изображение
см. фото построек той же эпохи

Местоположение Обработка © ООО ИТЦ «СКАНЭКС», Includes IKONOS Data © GeoEye, Inc., © Antrix Corporation Ltd., © ООО ИТЦ «СКАНЭКС», © Earthstar GeographicsУсловия использования
координаты: 59.847143°N 39.364357°E

Дата создания карточки 24 мая 2016 года Составитель Левина Александра


---
Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы
opel45
Модератор раздела

opel45

казахстан алматы
Сообщений: 2193
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 3610
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Никольском
Никольская Ружная
Учетная карточка Фотографии
На карте

У Ч Е Т Н А Я К А Р Т О Ч К А
Название Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Никольском
Обиходные названия Никольская Ружная; Покровская церковь; Богородицкая церковь
Тип постройки церковь
Дата основания кон. XV-нач. XVI вв.
Дата постройки последнего здания 1804 (см. постройки той же эпохи)

Архитектор нет данных
Историческое исповедание Православная
Статус сохр.
Адрес на 1917 г. Вологодская губ., Кадниковский у., с. Никольское
Современный адрес Вологодская обл., Усть-Кубинский р-н, с. Никольское
Краткое описание Постройка первой деревянной ружной церкви относится к периоду кон. XV - нач. XVI вв. Каменный, однопрестольный, в одной связи с колокольней, иначально холодный храм возведён в 1804, перестроен в тёплый в 1851. К северному и южному фасадам церкви примыкала ограда с торговыми рядами. Закрыта в сер. 1930-х, снесена колокольня, ограда с торговыми рядами, здание передано под дом культуры.
См. также • Часовня Александра Невского в Никольском

Изображение
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Никольская Ружная) в селе Никольском Усть-Кубинского района Вологодской области (на заднем плане Христо-Рождественская Никольская церковь).

Дата съемки: 19 августа 2015 года Фот. Левина Александра

Дата создания карточки 24 мая 2016 года Составитель Левина Александра
http://www.temples.ru/card.php?ID=24163

Прикрепленный файл: 212_0239837b.jpg
---
Ельцовы Панцыревы Агнцевы Добряковы Преображенские Скворцовы Подстаницкие Четверухины Орнатские Товиевы Кулаковы Малинины Воскресенские Зябловы Устьрецкие Леоферовы Захаровы Образцовы Богородские Голубковы
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 21 22 23 24  25 26 27 28 29 30 31 32 Вперед →
Модератор: opel45
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник opel45 » О некоторых храмах Вологодчины, клире [тема №71040]
Вверх ⇈