Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Игумения Серафима (Варвара Черная), Новодевичий монастырь.

Игумения Серафима (Варвара Васильевна Черная (урожд. Резон). МИТХТ, завод "Каучук", НИИ резины, Новодевичий монастырь, Москва.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6  7 8 Вперед →
Модератор: MarinaM
MarinaM
Модератор раздела

MarinaM

Москва
Сообщений: 5642
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 987
1996г
Новодевичий с высоты птичьего полета,
Новодевичий
фото снято с вертолета
Сразу за территорией Новодевичего кладбища виднеется участок МОЖД, который соседствует с Третьим транспортным кольцом пока что только на бумаге. Но совсем скоро здесь развернется масштабное строительство...
Снимок сделан вероятно в ?1997 году (иг. Серафима (Варвара Черная) - настоятельница Новодевичьего м-ря)
(направление съемки − Юго-Запад)

Прикрепленный файл: 3edc266d172f0cc151c36825721eeeef.jpg
---
Таланины, Артамоновы (Вологодск. крест.). Мантьевы. Добровольский Андр. Андр. 1891 гр. Зоммеры (Архангельские, Псковск.). Алабушевы (Латвия,СПб). Малюга. Вилли. Вамелкины, Можайские (Новгородск, Псковск., Вологодск.). Дневник: http://forum.vgd.ru/1516/
MarinaM
Модератор раздела

MarinaM

Москва
Сообщений: 5642
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 987
Новодевичий зимней волшебной ночью
1990-ые

Прикрепленный файл: 0d598e487f552682c34420013dbe8fed.jpg
---
Таланины, Артамоновы (Вологодск. крест.). Мантьевы. Добровольский Андр. Андр. 1891 гр. Зоммеры (Архангельские, Псковск.). Алабушевы (Латвия,СПб). Малюга. Вилли. Вамелкины, Можайские (Новгородск, Псковск., Вологодск.). Дневник: http://forum.vgd.ru/1516/
MarinaM
Модератор раздела

MarinaM

Москва
Сообщений: 5642
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 987
Новодевичий и МГУ
1990-ые

Прикрепленный файл: 34f2c4b7717f05b02886f70d2f91c9e2.jpg
---
Таланины, Артамоновы (Вологодск. крест.). Мантьевы. Добровольский Андр. Андр. 1891 гр. Зоммеры (Архангельские, Псковск.). Алабушевы (Латвия,СПб). Малюга. Вилли. Вамелкины, Можайские (Новгородск, Псковск., Вологодск.). Дневник: http://forum.vgd.ru/1516/
MarinaM
Модератор раздела

MarinaM

Москва
Сообщений: 5642
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 987
Вероятно эта статья и ссылка уже была выше в теме....

Варвара в миру, Серафима в монашестве
http://chichagovs.narod.ru/booklets/varvara.html

Из статьи:
.............
С Николаем Валентиновичем Черным (муж) Варвара Васильевна прожила 38 лет.
В 1983 году его не стало. Детей не было. И всё, чем она жила и к чему стремилась, сразу показалось ненужным. Но одинокой она не могла считать себя. Ибо была семья её любимой племянницы Марианны, где жила её старшая сестра Лиля и где её всегда считали своей, родной и относились с большой любовью. Наконец (и это самое главное), у Варвары Васильевны был и всегда оставался с нею её дед. Она не раз говорила: «К нему и начали всё больше обращаться мои мысли. Собрать все сведения о нём и восстановить его живой образ в памяти русского народа сделалось главной целью моей жизни».8

Из прежде издававшихся книг и рукописей святителя Серафима, которые Варвара Васильевна нашла в московских библиотеках и архивах, она всё больше убеждалась, какой масштабной личностью был её дед. Философ, богослов, писатель, художник, композитор, врач. Варвара Васильевна неустанно писала прошения и ходатайства о реабилитации и восстановлении доброго имени деда. Долгие розыски, ходатайство об открытии доступа к архивам КГБ дали, наконец, свои результаты. Шесть лет ушло на то, чтобы получить ответ от Московской областной прокуратуры, занимавшейся делами по реабилитации. Варваре Васильевне официально сообщили, что владыка Серафим был осуждён за «контрреволюционную монархическую агитацию» ОСО УНКВД и расстрелян 11 декабря 1937 года. «Думаю,» - говорила она,- «причиной того, что я занялась его биографией, была не моя воля, а его (деда). Он потребовал, чтобы я отплатила за ту помощь и поддержку, которую он мне оказывал. И в этой новой работе я тоже получила его помощь». После получения ответа прокуратуры вопросов меньше не стало: где захоронен, как найти могилу, чтобы поклониться его праху. В 1989 году раздался телефонный звонок. Звонила Ксения Фёдоровна Любимова, скромная подвижница, занимавшаяся поиском свидетельств о жертвах гонений на Православную церковь в 1937-1938 годах. «Хотите знать, где похоронен митрополит Серафим?»- спросила она Варвару Васильевну. И ответила: «В Бутово под Москвой». Теперь всё известно: в Бутово расстреляно 22 тысячи человек, и среди них был Леонид Михайлович Чичагов.9

«Чтобы понять его жизнь,- писала Варвара Васильевна в одной из своих статей,- мне пришлось читать много духовной литературы. И тут во мне стал происходить процесс необратимого характера: я всё больше начала осознавать тщету мирских устремлений и необходимость спасать свою душу для вечности. И я поняла, что самое большое препятствие для меня на этом пути - гордыня. Надо было во что бы то ни стало смиряться. А ведь я привыкла к начальственным постам, к славе. Чтобы раз и навсегда отсечь всё это, я встала за свечной ящик в храме Ильи Обыдинного на Остоженке».10
Сделанный ею выбор храма не был случаен. Именно здесь находились написанные митрополитом Серафимом Чичаговым иконы «Спаситель в белом хитоне» и «Преподобный Серафим, молящийся на камне». Параллельно с послушанием за свечным ящиком Варвара Васильевна у себя на дому вела православные семинары, благодаря которым многие её единомышленники из московской интеллигенции пришли в лоно Церкви. Поворотным моментом в её жизни стало знакомство с митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. Владыка Ювеналий, поражённый историей её жизни, сказал, что ей надо спасать душу. Ей было тогда 80 лет.(1994год)


3. Игуменья Серафима
Решение стать монахиней пришло не сразу. Смерть мужа поставила Варвару Васильевну перед вопросом: как жить дальше? Решила попросить совета у отца Александра (Егорова), отпевавшего Николая Валентиновича (муж) в обыдинском храме. «Может быть, вам пойти по стопам вашей матушки?»- сказал отец Александр. Его слова ошеломили её. «Нет,- ответила Варвара Васильевна.- Нет. Я слишком земная».11

Потом пройдёт ещё 11 лет прежде чем такой же совет ей даст митрополит Ювеналий, и она ответит положительно.
Что же произошло с ней за эти 11 лет?(* с 1983г)
Вот как отвечала на этот вопрос сама Варвара Васильевна:
«Пять лет я занимала самую скромную должность в церкви-принимала требы за свечным ящиком.
Мне нужно было победить свою гордость, понять, что все мои звания и заслуги в миру ничего не стоят…
Мне надо было обрести подлинно христианское смирение, терпение, милосердие. И вот я благодарю Бога, что Он привёл меня именно в тот Храм, который связан с именем митрополита Серафима. Я так много познала, стоя пять с лишним лет за свечным ящиком. Я научилась очень многому. В связи с внутренней моей переменой мне захотелось увековечить память митрополита Серафима и, видя вещий сон, где он говорил мне: "Послужи, послужи мне", я дала ему обет действительно восстановить его облик иерарха, его деятельность, его литературные труды».12
Следующие несколько лет она, исполняя данный самой себе обет, посвятила поиску и подготовке к переизданию богословских трудов её деда-митрополита.
Двухтомник его проповедей и других произведений вышел в свет в 1993 году под названием «Да будет воля Твоя». В процессе её знакомства с трудами деда произошла как бы новая встреча деда и внучки, созревшей для углубленного восприятия его духовного наследия.

1994 год стал для Варвары Васильевны поистине переломным в её жизни.
13 октября 1994 года она приняла монашеский постриг.
Постриг совершил митрополит Ювеналий в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы в Успенском храме Новодевичьего монастыря. Стоявшие в храме люди в волнении ждали, когда владыка Ювеналий произнесёт новое имя Варвары Васильевны Чёрной. И наконец: «Сестра наша Серафима постригает власы главы своея в знамение отрицания мира».13
Серафима - это монашеское имя её матери и её тётки, это монашеское имя её деда - Митрополита Серафима (Чичагова). А главное - это монашеское имя преподобного Серафима Саровского, покровителя семьи Чичаговых.
В скором времени в том же Успенском храме Митрополит Ювеналий возложил на матушку Серафиму наперсный крест и вручил ей настоятельский жезл в связи с назначением её игуменией монастыря.

Из вопросов, которыми чаще всего интересовались журналисты в интервью с матушкой Серафимой, был один - как восприняли её уход в монастырь её родные?
Так, отвечая на вопрос корреспондента журнала «Сельская новь», матушка откровенно и с горечью говорила: «Даже вспоминать тяжело. У меня есть единственная сестра, старшая, Леонида Васильевна, в прошлом учитель химии. У неё дочь, две внучки и пять правнуков. Все, слава Богу, люди верующие, воцерковленные. Но мой уход в монашество они переживали болезненно - понимали, что теперь между нами не будет каждодневного общения». Что верно, то верно: родные восприняли это решение с болью и в то же время с пониманием. И поэтому те нечастые посещения матушкой семьи её племянницы превращались в своего рода семейный праздник с тем, чтобы дать ей возможность отдохнуть в кругу родных от напряжения и забот, связанных с её игуменскими обязанностями. Будучи человеком порядка и дисциплины, она всякий раз получала разрешение своего духовного наставника-митрополита на каждое такое посещение. Иногда и членам семьи матушки удавалось посетить её в монастыре, поговорить с нею за чаем о житье-бытье, получить мудрый совет.
---
Таланины, Артамоновы (Вологодск. крест.). Мантьевы. Добровольский Андр. Андр. 1891 гр. Зоммеры (Архангельские, Псковск.). Алабушевы (Латвия,СПб). Малюга. Вилли. Вамелкины, Можайские (Новгородск, Псковск., Вологодск.). Дневник: http://forum.vgd.ru/1516/
MarinaM
Модератор раздела

MarinaM

Москва
Сообщений: 5642
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 987
продолжение ...
статья
Варвара в миру, Серафима в монашестве

http://chichagovs.narod.ru/booklets/varvara.html

Из статьи:
Новодевичий монастырь
Новодевичий монастырь имел для матушки Серафимы особое значение, напоминал ей о днях её молодости. «Это место для меня было каким-то особенным»- писала она в своих воспоминаниях.- «Я близко жила, не было ещё Лужников (стадиона - В.Ю.), были огороды, была зелень, красивая излучина Москвы-реки и над всем этим древние стены и купола древних храмов. Я часто ходила молиться в монастырь. У меня ещё была некоторая родственная ниточка - моя мама работала в Духовной Семинарии (находившейся тогда в монастыре - В.Ю.) и могла проводить нас, особенно по большим праздникам в Храм (тогда это было сложно из-за большого количества народа). На всю жизнь я запомнила крестные ходы, особенно в Великий Пост. И мне всегда казалось, что лучше, чем Новодевичий монастырь, быть ничего не может. Да и сейчас, выйдя вечером из Храма, взглянув на величественный Смоленский собор, слёзы выступают на глазах, и как хорошо, что, выходя из Храма, не попадаешь сразу в городскую суету и толкотню».14
«Когда у нас появилась возможность в Новодевичьем монастыре возобновить монашескую жизнь, то я никого другого не посчитал тогда более подходящим для возглавления монашеской женской общины кроме как Варвары Васильевны Чёрной»15- скажет митрополит Ювеналий позднее, когда матушки Серафимы уже не будет с нами. Повторим: «никого другого не посчитал бы тогда более подходящим для возглавления монашеской женской общины».
А почему? Правильность выбора кандидатуры игумении, способной вдохнуть жизнь в старую обитель, подтверждалась, во-первых, тем, что матушка Серафима обладала необыкновенными организаторскими способностями, умением определить приоритетность решаемых задач, и сообразно с этим правильно расставить имеющийся в её подчинении весьма ограниченный людской резерв, во-вторых, она отлично разбиралась в особенностях властных структур региона, где ей предстояло работать, безошибочно определяла тех, кто мог бы по-доброму реально помочь в решении стоящих перед ней задач, связанных с улучшением быта насельниц, ремонтом жилых помещений и реконструкцией храмов, и наконец, как учёный с высокой репутацией и известностью она могла найти правильный подход к учёным мужам из Исторического музея, с которыми предстояло договариваться о передаче монастырю занятых работниками музея помещений. Сказанное выше является результатом обобщения взглядов самой матушки в её многочисленных интервью и публикациях в печати, когда московская общественность, ошеломлённая её решением уйти в монастырь, поставила её в центр своего внимания. К сказанному следует добавить, что она, как повелось в Чичаговских семьях, была человеком долга и порядка, правильно понимала субординацию и от неё никогда нельзя было ждать подвоха. К тому же её принадлежность к старинному дворянскому роду, её родственные связи с влиятельным иерархом Церкви, отдавшим жизнь за Веру, также имело определённое значение не только для неё, но и для тех, кто имел с ней дело по долгу службы.

А начало было трудное. И матушка Серафима хорошо понимала, что открыть сейчас женский монастырь- это всё равно что осуществить крупный коммерческий проект. К тому же она была первой и единственной постриженной в мантию. Другими словами, ей одной предстояло начать осуществление этого проекта. Но она твёрдо знала, что её предки - адмиралы Чичаговы умели воевать не числом, а умением. «Владыка Ювеналий,- вспоминала матушка Серафима,- видно вручил мне игуменский жезл за мои организаторские способности в прошлой жизни… Ещё когда он меня в мантийный чин возводил, я за этот жезл по ошибке схватилась. Владыка рассердился: отдайте, вам ещё рано».16 Рано - не рано, но за два месяца она прошла путь, на который другим не хватает жизни: от инокини до игуменского креста и жезла. Взяв в свои руки бразды правления, игумении Серафиме пришлось начинать почти с ноля.
На расчётном счёте храма - ноль. Прежнюю управляющую хозяйством пришлось уволить после первой же аудиторской проверки. Функции управляющей матушке временно пришлось взять на себя. Она была практически одна - и администратор, и завхоз, и эконом.
Были и другие пробемы. Руководство филиала Исторического музея не спешило выполнять согласованный график передачи монастырю помещений под кельи для сестёр. Это в свою очередь ограничивало возможность приёма новых насельниц из числа отобранных кандидатов. Кроме этого из-за недостатка жилых помещений приходилось отступать от монастырских правил и отпускать сестёр домой за пределы монастырских стен. Для проживания самой игуменьи в стенах монастыря не нашлось более подходящнго помещения, кромя сырой комнаты в маленьком домике, пристроенном непосредственно к монастырской стене-источнике сырости и холода. Рядом с комнатой игуменьи находилась небольшая кухня-трапезная, которая наполняла воздух паром и запахами, затруднявшими подчас нормальное дыхание. Были и трения в отношениях с теми, кто не соглашался с решением матушки Серафимы, объявившей пожертвования мирян деньгами, принадлежащими исключительно монастырю. Но трудности не обескураживали матушку. Она жалела об одном: хозяйственные и другие текущие дела порой отвлекали её от главнейшего монастырского послушания - молитвенного.

Следует заметить, что матушка была постоянно окружена пристальным вниманием и трогательной заботой по меньшей мере двух насельниц, которые находились при ней постоянно. В своих многотрудных делах игумения Серафима всегда рассчитывала на неизменную поддержку митрополита Ювеналия, который был её духовным наставником и руководителем. Её поражало, как при всей своей занятости владыке удавалось быть в курсе её достижений и скорбей при исполнении ею возложенного им послушания. Много потрудилась игуменья Серафима. За пять лет своего игуменства она возродила монашескую жизнь в обители. Постоянной была её забота о благолепии храмов, богослужениях в монастыре и на монастырских подворьях. «Смиренно терпим трудности,-говорила она,- молимся, верим, что старая слава монастыря приумножится новой славой».17 Стараниями матушки Серафимы был введён монастырский устав, организован монашеский хор, был создан многотомный синодик для поминовения священнослужителей, монахинь и благоустроителей монастыря со времени его основания. Каждый вечер совершается крестный ход внутри стен монастыря. Были отреставрированы два храма - Успенский приходской храм и маленький храм святителя Амвросия для келейных молитв. На очереди - ремонт уникального Смоленского собора, где по праздникам совершаются службы, а в будние дни работают сотрудники филиала Исторического музея, благодаря которым в своё время удалось сохранить почти все монастырские реликвии этого памятника архитектуры XVI века.

Матушка Серафима находилась в монастыре, когда в 1999 году разразился ураган, причинивший обители значительные повреждения. Порывами ветра небывалой силы было сорвано несколько крестов с храмов, разрушен ряд надгробий, повалены деревья. Буквально на другой день после этого стихийного бедствия она организовала ремонтные работы по устранению разрушительных последствий урагана.
В обители и на подворьях монастыря несут своё послушание 35 насельниц, духовное воспитание и быт которых всегда были в центре повседневного внимания игумении Серафимы. Заботясь о неотложном решении проблем улучшения бытовых условий в обители, матушка Серафима неизменно опиралась на помощь Александра Ильича Музыкантского, занимавшего в то время должность префекта ЦАО и взявшего под личный контроль перестройку Певческих палат в келейный корпус, где теперь находятся монастырская трапезная, кельи сестёр, приёмная игумении и её квартира. С чувством глубокой благодарности матушка Серафима отзывалась об Александре Ильиче, о его готовности всегда помочь монастырю добрым делом или советом. По ходатайству матушки и благодаря её неустанным поискам в исторических и церковных архивах летом 1999 года Святейший Патриарх Алексий II благословил возобновить молитвенное почитание преподобной Елены (Девочкиной), первой настоятельницы Новодевичьего монастыря. На её могиле было установлено мраморное надгробие с крестом и её иконой. Игумения Серафима приобрела и создала новые святыни для поклонения верующих: кoвчежцы - мощевики, иконы Божьей Матери, преподобной Елены, священномученика Серафима, а также икону двух священномучеников Серафима и Илариона. Для всеобщего поклонения в монастырь была передана священная реликвия - осколок камня, на котором молился преподобный Серафим Саровский. Эта святыня хранилась у ближайших родственников матушки Серафимы.

Она живо интересовалась работой Воскресной школы при Успенском храме[/b], в которой обучаются дети прихожан. Также матушка Серафима мечтала создать монастырскую библиотеку, буквально по крупицам собирала сведения о насельницах монастыря, об игумениях, искала в книгах хотя бы малейшие упоминания о почти пятисотлетней его истории. Она радовалась появлению в монастыре зачатков рукодельных промыслов - ковровоткаческого и пошивочного производств. Думала о создании иконописной мастерской. По монастырскому уставу монахини должны работать и обеспечивать себя всем необходимым для жизни. Стараниями матушки Серафимы было организовано в Подмосковье подсобное хозяйство - подворье у села Шубино Домодедовского района. Там были возведены двухэтажный жилой дом, баня, хозяйственные постройки, включая теплицу, помещения для скота. Завели корову, телят, коз, лошадь, домашнюю птицу. Новодевичьему монастырю было отведено 10 гектаров пахотной земли, на которой разбили сад, а в междурядьях стали сажать картошку, овощи. Всё делать приходится самим. Обрабатывать землю техникой иногда помогает соседний совхоз.18 При содействии спонсоров восстановили соседний с подворьем Успенский храм XVIII века и проложили к нему асфальтированную дорогу. С участием матушки Серафимы было открыто второе подмосковное подворье - обитель Зосимы Верховского в Наро-Фоминском районе.

Для развития монашеской жизни обители требуются значительные средства. Собственная материальная база явно недостаточна. Монастырь существует на пожертвования прихожан. К счастью, приходит помощь и от спонсоров, в числе которых матушка Серафима с благодарностью называла Фонд А.И.Солженицына, Российский Фонд культуры Н.С.Михалкова, РАО «Норильский никель». Инициатива матушки лежала в основе организации в стенах монастыря ставших традициоииыми благотворительных концертов с участием Народной артистки СССР И.К.Архиповой, Московского камерного хора под руководством В.А.Минина.

Игуменья Серафима приняла активное участие в проведении в 1995 году научной конференции на тему «Новодевичий монастырь в русской культуре» и выступила с основным докладом. Ею были подготовлены и изданы «Краткое жизнеописание святителя Амвросия, епископа Медиоланского", книга "Новодевичий монастырь» с описанием истории этой обители с момента основания до наших дней. Она неоднократно выступала в периодической печати, по радио и Центральному телевидению с воспоминаниями о своём деде - митрополите Серафиме (Чичагове) и рассказами о возрождении монашеской жизни в Новодевичьем монастыре. Матушка Серафима была одним из инициаторов создания общины и строительства храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутово. Имя её деда - митрополита Серафима открывает список священномучеников, расстрелянных на полигоне НКВД в подмосковном Бутове. Этот список игуменья Серафима передала Патриарху Алексию, который благословил освящение места их гибели. Там был поставлен крест-голубец работы скульптора Дмитрия Шаховского и возведён по благословению Святейшего храм в честь Новомучеников и Исповедников Российских В увековечении памяти погибших на бутовском полигоне матушка Серафима приняла самое деятельное участие. Собранные ею материалы о служении и мученической кончине её деда митрополита Серафима (Чичагова) были вполне достаточными и убедительными, чтобы 23 февраля 1997 года на Архирейском соборе причислить его к лику святых.
За усердные труды по возрождению монашеской жизни в Новодевичьем монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II наградил игуменью Серафиму крестом с украшениями в 1997 году и орденом Святой равноапостольной княгини Ольги второй степени в 1999 году, ко дню её 85-летия и 475-летия монастыря.

Все, кому довелось общаться с матушкой Серафимой, неизменно отмечали её удивительные личные качества. По словам О.И.Павловой, хорошо знакомой с матушкой и помогавшей ей в подготовке к печати многих её рукописей, «её отношение к людям, родным и чужим, монашествующим и мирянам, знатным и простым, одинаково: доброта, открытость и отзывчивость. Главный её талант от Бога - это любовь к людям. Люди, трудившиеся рялом с ней, духовно развивались, учась у неё терпению скорбей, воцерковлялись под её чутким и заботливым оком, вдохновляясь её примером».19 И президенту США Биллу Клинтону, и супруге Генерального Секретаря ООН Нейн Аннан запомнилось, с каким радушием и гостеприимством она принимала их.
Посетителей у матушки всегда было много. И она выходила к ним в скромную приёмную - маленькая, худенькая, с улыбчивым лицом и ясными проницательными глазами. Матушка внимательно слушала, отвечала на вопросы, давала советы. А ведь не секрет, что эти беседы давались ей подчас ценой физического и нервного напряжения, отвлекали её от неотложных дел. Был случай, когда встреча с матушкой послужила поводом для того, чтобы попытаться объединить людей в добром деянии.
В один из летних дней 1997 года матушку Серафиму посетила пара французских туристов, назвавшихся её дальними родственниками. Это были Мишель и Анжелика де Робьен. Мишель - бывший высокопоставленный служащий банка «Банк Националь де Пари», а ныне пенсионер, а его супруга Анжелика - консультант Правления этого банка. Мишель де Робьен оказался потомком адмирала П.В.Чичагова, чья дочь Юлия положила начало «французской ветви» чичаговского рода. По его словам, в настоящее время во Франции проживает более 60 потомков русского адмирала - участника войны 1812 года. Вскоре матушке Серафиме стало известно, что в Финляндии проживает около 40 потомков чичаговского рода. Потомки Чичаговых живут сейчас в Швейцарии, Швеции, США, Канаде и других странах. Войны и революции с годами раскололи древо чичаговского рода и разбросали его потомков по России и за её пределами.
---
Таланины, Артамоновы (Вологодск. крест.). Мантьевы. Добровольский Андр. Андр. 1891 гр. Зоммеры (Архангельские, Псковск.). Алабушевы (Латвия,СПб). Малюга. Вилли. Вамелкины, Можайские (Новгородск, Псковск., Вологодск.). Дневник: http://forum.vgd.ru/1516/
MarinaM
Модератор раздела

MarinaM

Москва
Сообщений: 5642
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 987
продолжение (2) ...

статья
Варвара в миру, Серафима в монашестве

http://chichagovs.narod.ru/booklets/varvara.html

Из статьи:
Размышляя о судьбах дворянского рода Чичаговых, матушка Серафима всё чаще задумывалась над необходимостью восстановить в значительной мере утраченные связи между потомками семьи Чичаговых. Она считала, что обращение к силе примера лучших сынов и дочерей российского дворянства, к истокам их патриотизма, историческим традициям верности дворян гражданскому и воинскому долгу перед Отечеством и к их приверженности к сохранению нравственных ценностей Православной Веры дадут нам опору и новые силы в наше многотрудное время, когда во всю ширь встала задача Духовного Возрождения и Развития России. Именно в этими соображениями руководствовалась матушка Серафима, когда в ноябре 1998 года она предложила учредить Благотворительный Фонд дворянского рода Чичаговых, и стала его Президентом. На первых порах матушка Серафима считала необходимым организовать и осуществить на базе архивных данных и музейных материалов исследования, позволяющие воссоздать историческую правду о роли выдающихся представителей рода Чичаговых в истории Российского государства.

Игуменья Серафима сумела издать почти все труды митрополита Серафима: богословские, военно-исторические, медицинские. Матушка Серафима подготовила к переизданию составленный ею сборник сочинений митрополита Серафима «Да будет воля Твоя», дополнив его первое издание материалами о канонизации священномученика Серафима, новыми главами, посвящёнными двум святителям- священномученикам Серафиму и Илариону, рассказом о Бутовском полигоне. В сборник также включен ряд новых документов и фотографий из семейного архива родственников матушки Серафимы. Обращаясь к читателям нового издания книги «Да будет воля Твоя», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II писал: «Первый признак истинного подвижника - глубочайшее смирение. Может быть поэтому внучка святителя Серафима игумения Серафима (Чёрная-Чичагова), усилиями и трудами которой до нас дошли многие материалы о жизни священномученика Серафима и его труды, назвала эту книгу "Да будет воля Твоя". В этих словах из молитвы Господней - весь смысл жизни и подвига священномученика митрополита Серафима».20 Слова Святейшего о жизни и подвиге святителя Серафима могут быть также отнесены и к матушке Серафиме.

Внучка митрополита Серафима по духовному и родственному преемству преданно и самоотверженно служила Богу и Церкви, о чём неоднократно говорил Святейший Патриарх Алексий II, знавший о её многотрудных заботах по возвращению Новодевичьему монастырю его исконного предназначения - быть очагом духовной и монашеской жизни. Результаты её трудов очевидны. Пятилетие игуменства матушки Серафимы - это венец её жизни и деятельности, плод её восхождения к Богу. Она трудилась из последних сил. И её, тяжело больную, пришлось положить в больницу. Но она узнала о том, что Фонд российской культуры устраивает вечер, посвящённый 475-летию монастыря и 5-летию возобновления в нём монашеской жизни, с исполнением духовных музыкальных произведений её деда - митрополита Серафима. Она ушла из больницы и выступила на этом вечере с проникновенным словом о новомученике Российском святом митрополите Серафиме. Слушая её страстную, взволнованную речь, никто не мог подумать, что очень скоро игуменья Серафима покинет этот мир навсегда. Она умерла 16 декабря 1999 года.
Игуменья Серафима.


Уважая обычай Церкви, признавая большие заслуги матушки перед страной как учёной и перед Церковью как нгуменьи монастыря, Правительство Москвы и Государственный исторический музей согласились, чтобы матушка Серафима обрела вечный покой на территории Новодевичьего монастыря в Москве. В связи с её кончиной Архиепископ Можайский Григорий писал: «Матушка Серафима прожила по человеческим меркам удивительно долгую жизнь, исполненную непростых трудов на благо нашего Отечества и Русской Православной Церкви. Но и этой большой жизни не хватило ей, чтобы совершить всё то, что она сама задумывала и чем ещё хотела прославить родную обитель. В своих трудах она находила помощь у огромного числа самых разных людей. Матушка Серафима всегда была так искренна в своей любви к благу Святой Церкви, так умела вдохновить на труды ради пользы церковной, что помощь всегда приходила в нужное время и подчас совершенно неожиданно. Её нельзя было не любить - такой удивительной души была матушка Серафима».21

Матушка Серафима ушла в свой последний путь не одна. Видно, позвала за собой и свою старшую и единственную сестру Леониду, которая горько переживала утрату любимой Вари и тяжело заболела. Она умерла 1 октября 2000 года. Отпевали Леониду Васильевну в Успенском храме Новодевичьего монастыря. То, как прошёл этот печальный обряд, и место его совершения явились данью глубокого уважения, с которым новая игуменья Серафима (Исаева), клир и насельницы Новодевичьего монастыря отнеслись к памяти матушки Серафимы и её сестры - внучек Новомученика и Исповедника Российского святого митрополита Серафима (Чичагова).
.......
Источники
1."Москва родословная". М. Вече. Русский мир. 1998.
2."Сельская новь".М.1998 г. № 9, с.23.
3.Игуменья Серафима. "Божье призвание". "Русский дом", М.1998 г., № 3, с.19.
4."Труд". М.20 марта 1998 г., с.7.
5."Известия". М. № 64. 5 апреля 1996 года, с.6.
6."Архив адмирала П.В.Чичагова". Выпуск I. СПб.1885.с.5.
7."Иллюстрированная Россия".М. № 1.с.49.
8.Игумения Серафима. "Божье призвание". "Русский дом". М.1998 г., № 3, с.19.
9.Там же.
10.Там же, с.20.
11."Иллюстрированная Россия". М. № 1, с.49.
12.Игуменья Серафима. Автобиография (Семейный архив).
13."Род Чичаговых". "Аванти". М. 1999 г., с.34.
14.Игуменья Серафима. Автобиография, c.4-5 (Семейный архив).
15."Московские епархиальные ведомости". М. № 2-3.2000 г., c. 41.
16."Московские Новости".М. № 5, 22-29 января 1995 г.
17."Труд". М.20 марта 1998 г., с.7.
18."Аргументы и факты". М. № 42 (172), 1996 г., с.16.
19."Православная Москва". М. №23-24 (233-234).Декабрь 2000 г., с.40.
20."Да будет воля Твоя". Житие и труды священномученика Серафима (Чичагова). М. 2003. Издание Сретенского монастыря, с. 4.
21."Московские епархиальные ведомости". № 2-3. 2000 г., с.40.


---
Таланины, Артамоновы (Вологодск. крест.). Мантьевы. Добровольский Андр. Андр. 1891 гр. Зоммеры (Архангельские, Псковск.). Алабушевы (Латвия,СПб). Малюга. Вилли. Вамелкины, Можайские (Новгородск, Псковск., Вологодск.). Дневник: http://forum.vgd.ru/1516/
MarinaM
Модератор раздела

MarinaM

Москва
Сообщений: 5642
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 987
К вопросу о религии, о вере в Бога... question.gif

Интересная статья в интернете о Надежде Константиновне Крупской,
об отношении к религии, откуда берется Вера в Бога, как с верой в Бога боролись во времена Крупской


Вопрос актуален и на сегодня:
Есть ли Бог, нужна ли нам вера в Бога, как можно жить без веры....
...
dntknw.gif worthy.gif
Очень рекомендую всем эту статью почитать...
"Поход на молодежь"
Автор: Елена Лебедева

(у этого автора много и других очень интересных статей)
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/29458.htm

Статья достаточно большая,
строки из статьи "!Поход на молодежь"

"Советская школа никогда не была «светской», напротив, она строилась как мощнейший очаг пропаганды коммунистической религии.
.....
Истоки
Основы советской школы вырабатывались русской социал-демократией задолго до революции и во многом были связаны с личным жизненным опытом Н.К. Крупской.

Н. К. Крупская родилась 26 февраля 1869 года в Петербурге в семье «потомственных революционеров»:
ее дед Игнатий Крупский был сослан в Казанскую губернию под надзор полиции за участие в движении декабристов.
А отец Константин Игнатьевич, хотя и участвовал в подавлении польского восстания, тоже считался «неблагонадежным», так как поддерживал народников, читал Герцена, верил в науку и насмехался над религией.
Мать же Елизавета Васильевна, напротив, была религиозна, хотя не соблюдала постов, не молилась дома и «по настроению» посещала церковь, но иногда брала с собой дочь, а у ее кроватки повесила семейный образок на голубой ленточке.
Девочка росла вроде бы верующей. «Потихоньку, чтобы не посмеялись», читала Евангелие и по вечерам молилась Богу. Однако еще ребенком она инстинктивно возненавидела всякую мистику, рассказы о чудесах, предчувствиях, знамениях и тому подобное, хотя почему-то с большим интересом слушала сказки о нечистой силе. Будущая патологическая ненависть Крупской к фантастическим сказкам зародилась именно в то время, и она вынесла из своего детства много педагогических уроков.

Как и следовало ожидать, ее детская вера была надорвана в семье. Отец, имевший на нее огромное влияние, однажды посмеялся над дочкой во время вечерней молитвы: «Будет тебе грехи замаливать-то, ложись уж спать!». Тогда девочка оказала сопротивление: отец перестал быть для нее авторитетом в области религии, и она говорила с ним о чем угодно, только не о вере. И когда приятель, мальчик Боря, сын нигилистки княжны Долгорукой, предложил ей плюнуть на образ, поскольку «мама говорит, что Бога нет», Надежда запротестовала самым решительным образом: «Ну мало ли что мамы говорят!».

Она оставалась религиозной, по ее воспоминаниям, до двадцати с лишним лет, тогда как многие ее товарищи и сам супруг порвали с верой гораздо в более юном возрасте.
Сама Крупская говорила, что, конечно, не «мистика» была причиной ее религиозности, а чувство одиночества. У нее было много подруг, но их общение не затрагивало личного, сокровенного, ибо она не умела выразить свои переживания так, чтобы они были понятны другим. В одиночестве она и испытывала потребность в Боге: «Он, по тогдашним моим понятиям, должен понимать, что происходит в душе у каждого человека». Крупская вспоминала, как она любила часами смотреть на лампадку перед образом.

Марксизм оказался проще и доступнее веры. Достаточно было осознать естественную, закономерную связь явлений, чтобы излечиться от остатков зыбкой религиозности, так как одиночество кончилось.
Потом Надежда Константиновна будет намеренно лишать детей одиночества, настаивая на коллективе, чтобы они не нуждались в Боге.

Школьная политика Крупской формировалась под влиянием марксизма, педагогического образования и идей Ленина. В 1887 году Крупская окончила частную гимназию, получив звание домашней учительницы, и ударилась в толстовство. Увлечение было недолгим – на смену всем заблуждениям навсегда пришел марксизм, который дал ей «величайшее счастье, какого только может желать человек: знание, куда надо идти, спокойную уверенность в конечном исходе дела, с которым связала свою жизнь.
Путь не всегда был легок, но сомнения в том, что он правилен, никогда не было».
Это отдаленно напоминало веру.
Потом Крупская, всецело поддерживая Ленина, боролась с убеждением, что марксизм – это новая коммунистическая религия, хотя эти убеждения и подтвердила созданная ей система советского обучения.
В 1889 году Крупская поступила на Высшие женские курсы в Петербурге, но, познакомившись там с марксистками, через год бросила учебу.
И поступила учительницей в вечерне-воскресную школу для рабочих не только ради преподавания, но и ради пропаганды, целенаправленно выбивая из слушателей религиозные убеждения и проповедуя марксизм.
Кому же тогда его было проповедовать, как не рабочим? Там она серьезно усовершенствовала свой педагогический опыт: увидев, что рабочая масса насквозь пропитана «религиозными предрассудками», она стала оттачивать методы антирелигиозной пропаганды, внимательно изучая, что привлекает рабочих к вере, дабы знать, «с какой стороны подойти», и усилено разъясняла именно «классовую сущность» религии. Надо признать, что ей многое удалось.

Из ее учеников никто не посещал уроки закона Божия, которые вел священник. Она даже уговорила рабочих ходить туда по очереди, в порядке повинности, чтобы не закрыли школу, да заодно и узнать «аргументацию попа», чтобы знать, как ей противостоять.

Впоследствии Крупская ввела обязательное изучение эволюционной теории в советской школе как одно из важнейших средств антирелигиозного воспитания......
Опытом преподавания в этой школе Крупская очень дорожила, потому что он позволил ей на практике исследовать религиозное сознание и уяснить его происхождение.......

В эмиграции она профессионально изучала педагогику и школьное дело в Европе с марксистской точки зрения.
В 1915 году появился ее первый капитальный труд «Народное образование и демократия», в котором она доказывала свою вожделенную идею «трудового метода обучения», то есть создания трудовой школы, где учащиеся могли бы приобретать трудовые навыки и применять полученные знания на практике. Существовавшая школа повергалась критике, помимо вышеизложенного, за ее изолированность, за одиночество детей, которые никому не интересны, за индивидуалистический характер воспитания и за оторванность от реальной жизни. Школа с «полноценным воспитанием» и принципиально новой задачей могла быть создана только при социализме.

Дети имеют право на счастье
....Таким образом были заложены основы атеистической, следовательно тоталитарной, коллективистской и антинациональной системы советского воспитания.

Перед ее творцами стояла грандиозная задача: уничтожив на корню старую школу с ее методами, выработать кардинально новые принципы обучения.
Таковыми стали воинствующий атеизм
, внедрение в умы материалистического мировоззрения, коллективизм, политехнизм (знакомство в теории и на практике с главными отраслями производства), детский труд, школьное самоуправление, физвоспитание, имеющее целью подготовить молодежь к трудовой деятельности и защите социалистического отечества....
....Основополагающему педагогическому принципу – воинствующему атеизму – было подчинено все образование в силу идеологического характера советской школы. Даже попытки создания просто «безрелигиозной» школы были приняты Крупской и иже с нею в штыки.

Крупская считала, что антирелигиозная пропаганда должна начинаться в дошкольном возрасте, когда эти вопросы только начинают интересовать детей, однако настаивала на крайней осторожности ее проведения среди учащихся, потому что иначе можно добиться противоположного результата – религиозности.
Оттого методы расстрела икон в школах или насильственного снятия нательных крестов она строго порицала, так как после этого многие крестьяне забирали детей из советских школ, и учила обращаться с «орудием насмешки» правильно....
....Тут явилась ее любимая идея, выношенная из личного опыта: не будет детского одиночества – не будет у подростка ипотребности в религии, а значит и антирелигиозная пропаганда со временем станет ненужной: «некого будет пропагандировать». ...

.....Разумеется, что от самого учителя требовались активные атеистические взгляды, но и старого квалифицированного преподавателя, «зараженного религией», Крупская призывала пока не отстранять от дел в силу острого дефицита учительских кадров. Пусть он оставит свои религиозные воззрения при себе и займется обучением ребят в той области, в которой он хороший специалист, например садоводству.

К новому же учителю, подготовленному советской властью, предъявлялось категорическое требование – быть убежденным антирелигиозником, то есть лично не сомневаться в отсутствии Бога....
....Мистические сказки с феями, русалками и лешими следует выкинуть в мусорную яму вместе со страшными сказками, травмирующими детскую психику, и впредь не будить к небылицам нездоровый интерес. По мнению Крупской, каждый несуществующий в действительности образ задерживает развитие ребенка....

....Крупская предлагала отобрать из имеющегося арсенала приемлемые сказки.
Например, сказка «Три медведя» полезна, потому что детям интересна проблема о большом и малом. В ней фигурируют медведи разной величины с соответствующим бытом. «Девчурка примеривает себя к бытовым условиям жизни существ разной величины… Ей подходит маленький столик, маленькая мисочка и ложка, маленькая кроватка». Ребенку эта сказка близка.
А вот сказка «О рыбаке и рыбке» вредна своей идеологией, потому что, оказывается, учит: «будь скромен в своих желаниях, не гонись за многим, иначе останешься у разбитого корыта», и эта ее скрытая мораль имеет мало общего с моралью коммунистической, хотя ребята и интересуются рыбкой больше, чем моралью.
Надо попытаться создать современную сказку – детскую по форме и коммунистическую по содержанию, то есть дающую детям «те понятия и живые образы, которые помогут им стать сознательными коммунистами.

Ребят постарше следует защищать уже не от мистики, а от чуждой морали и от дезориентирующих оценок социальных отношений. С этой целью Крупская предлагала переписывать популярных детских классиков, например Жюля Верна, выбрасывая из них буржуазное содержание....
.....Но Крупская не была бы Крупской, если бы все так было просто.
Она учитывала наличие в школах детей «лишенцев» (священников, жандармов, буржуазии)....
....Крупская стояла у истоков детского коммунистического движения – пионерии, где наиболее сильно воплотились ее марксистские и педагогические идеалы....
Конечно, на практике из всего этого получилась довольно жестокая, убогая система, о которой больше вспоминается плохого, чем хорошего. Без религии иначе быть и не могло. Хотя некоторые педагогические тезисы Крупской не были воплощены в жизнь, по крайней мере так, как она предлагала, или были отменены со временем. И все же ее методы очень скоро дали горькие и грозные плоды.

Как известно, Крупская поддержала кампанию против сказок Корнея Чуковского, которого обвинила в мещанской идеологии, пародии на Некрасова и буржуазной мути. Другие критики уже углядели, что Чуковский ни словом «не упоминает… о детстве, организованном через детский коллектив».

Крупская сама занималась чисткой библиотек, запрещая «дезорганизующие» труды Достоевского, Карамзина, Владимира Соловьева, Лескова, Лосского, Платона, Канта, Декарта, басни Крылова…

Смерть ее была загадочной. Днем 26 февраля 1939 года в санатории в Архангельском друзья собрались отметить ее 70-летний юбилей. Сталин прислал в подарок торт. На столе стояли пельмени и кисель. По легенде, кто-то из гостей, увидев кисель, удивился: «Словно поминки». Вечером Крупской стало плохо. Вызвали врача, который долго не ехал, а срочную операцию по поводу перитонита делать не стали. К утру следующего дня Крупская скончалась....





Прикрепленный файл: 1304314328_275530139.jpg
---
Таланины, Артамоновы (Вологодск. крест.). Мантьевы. Добровольский Андр. Андр. 1891 гр. Зоммеры (Архангельские, Псковск.). Алабушевы (Латвия,СПб). Малюга. Вилли. Вамелкины, Можайские (Новгородск, Псковск., Вологодск.). Дневник: http://forum.vgd.ru/1516/
MarinaM
Модератор раздела

MarinaM

Москва
Сообщений: 5642
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 987
Новодевичий монастырь. Истоки
http://www.youtube.com/watch?v=609D6MU8W94
---
Таланины, Артамоновы (Вологодск. крест.). Мантьевы. Добровольский Андр. Андр. 1891 гр. Зоммеры (Архангельские, Псковск.). Алабушевы (Латвия,СПб). Малюга. Вилли. Вамелкины, Можайские (Новгородск, Псковск., Вологодск.). Дневник: http://forum.vgd.ru/1516/
MarinaM
Модератор раздела

MarinaM

Москва
Сообщений: 5642
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 987
https://yandex.ru/images/#!/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fbigvorona.ru%2Fuploads%2F27-maja-2012%2F40.jpg&text=%D0%B1%D1%83%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D0%BD%2C%20%20%20%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C%2C%20%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%2C%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%B8&noreask=1&pos=5&lr=213&rpt=simage

Москва.
Бутовский полигон
Каменный храм и Соловецкий крест

Прикрепленный файл: 31562080f38c685b9c877d6a02c305b6.jpg
---
Таланины, Артамоновы (Вологодск. крест.). Мантьевы. Добровольский Андр. Андр. 1891 гр. Зоммеры (Архангельские, Псковск.). Алабушевы (Латвия,СПб). Малюга. Вилли. Вамелкины, Можайские (Новгородск, Псковск., Вологодск.). Дневник: http://forum.vgd.ru/1516/
MarinaM
Модератор раздела

MarinaM

Москва
Сообщений: 5642
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 987
https://yandex.ru/images/#!/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fbigvorona.ru%2Fuploads%2F27-maja-2012%2F40.jpg&text=%D0%B1%D1%83%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D0%BD%2C%20%20%20%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C%2C%20%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%2C%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%B8&noreask=1&pos=5&lr=213&rpt=simage

статья
Русская Голгофа

строки из статьи:
Собор новомучеников бутовских (на 01.04.2003) составляет более 200 прославленных святых. Его возглавляет канонизированный в лике святых Архиерейским Собором 1997 г. митрополит Санкт-Петербургский Серафим (Чичагов) [день памяти 11.12.1937].


Прикрепленный файл: 893d3bf6c62194bfc7a1d9572f2d34d3.jpg
---
Таланины, Артамоновы (Вологодск. крест.). Мантьевы. Добровольский Андр. Андр. 1891 гр. Зоммеры (Архангельские, Псковск.). Алабушевы (Латвия,СПб). Малюга. Вилли. Вамелкины, Можайские (Новгородск, Псковск., Вологодск.). Дневник: http://forum.vgd.ru/1516/
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6  7 8 Вперед →
Модератор: MarinaM
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник MarinaM » Игумения Серафима (Варвара Черная), Новодевичий монастырь. [тема №61564]
Вверх ⇈