Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогический форум ВГД

На сайте ВГД собираются люди из многих городов и стран, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!

Генеалогический форум ВГД »   Учебные заведения »   Гимназии, лицеи »   Мужские гимназии »   Смоленская частная мужская гимназия Н.П. Евневич
RSS


Смоленская частная мужская гимназия Н.П. Евневич

г. Смоленск, списки выпускников


<<Назад  Вперед>>
Marguncha


Частная мужская гимназия Н.П. Евневич [Николая Петровича Евневич] в городе Смоленске

Список лиц, коим выданы аттестаты зрелости об окончании курса 8 класса в частной мужской гимназии Н.П. Евневич в г. Смоленске в 1913 г.

Выданы аттестаты за 8 классов 5 июня 1913 г.:
Александров Павел – №1
Богданов Александр - № 2
Бяшков Яков - №3
Гендлин Орлик - №4
Грехов Всеволод - №5
Дзейвер Александр - №6
Жук Игорь - №7
Левыкин Филипп - №8
Масалков Никифор - №9
Поляченков Иван - №10
Пинскер Залман - №11
Спиридонов Даниил - №12
Тартаков Абрам - №13
Шевелев Залман - №14


Список лиц, коим выданы аттестаты зрелости об окончании курса 8 класса в частной мужской гимназии Н.П. Евневич в г. Смоленске в 1914 г.

Выданы аттестаты за 8 классов 8 июня 1914 г.:
Барсов Сергей Васильевич - №15
Башмаков Семен Иванович - №16
Войдат Мечислав Адамович - №17
Гарныш Владимир Васильевич - №18
Гродко Аарон Самуйлович - №19
Гинзбург Иоэль Хаимович - №20
Гоффеншефер Мирон Ицкович - №21
Давыдов Георгий Ефимович - №22
Жук Александр Владимирович - №23
Иванов Дмитрий Андреевич - №24
Искоз Давид Борухович - №25
Кубасов Василий Павлович - №26
Ларионов Федор Филиппович - №27
Носковский Андрей Андреевич - №28
Пашков Петр Александрович - №29
Пригоровский Михаил Васильевич - №30
Солодкин Гирша Иоселевич - №31
Стоковский Анатолий Генрихович - №32
Танцов Борис Александрович - №33
Явкер Михаил Азриелевич - №34
Цыганов Олег Георгиевич - №35
Marguncha


Небольшая подборка дел по гимназии в архиве ЦИАМ
из фонда 459 "Канцелярия попечителя Московского Учебного Округа"

459-3-4442 – Дело об учреждении в г. Смоленске Н.П. Евневичем частной гимназии с правами для учащихся, 16.11.1905-05.09.1907
459-3-5058 – Отчеты о переводных и окончательных испытаниях учеников 4-6-7 классов частных мужских гимназий в … Смоленске за 1907 г.
459-3-5181 – Дело об определении, перемещении, увольнении, оставлении должностных лиц и о поручении уроков по частной мужской гимназии Евневича в г. Смоленске, 01.05.1907-07.12.1908
459-3-5182 – Дело об определении, перемещении, увольнении, оставлении должностных лиц и о поручении уроков по частной гимназии Евневича в г. Смоленске, 04.12.1907-19.12.1909
459-3-5641 – Списки служащих и преподавателей частных реальных училищ: … Воронина и Евневича в Смоленске за 1908/09 уч.год
459-3-5803 – Списки служащих и преподавателей частных мужских гимназий в … Смоленске – Евневича и Воронина …, 1909/10
459-3-5935 – Отчеты о состоянии частных мужских гимназий: … Воронина и Евневича в Смоленске… за 1910 г.
459-3-6064 – Дело об определении/приеме/увольнении/перемещении должностных лиц, а также и о поручении уроков по мужской гимназии Евневича в г. Смоленске, 09.08-26.10.1910
459-3-6084 – Списки служащих и преподавателей частных мужских гимназий … Н.П. Евневича в Смоленске …, 1910/11
459-3-6201 – Отчеты о состоянии частных мужских гимназий: … Недбаль – в Орле, … О.В. Воронина, Н.П. Евневича в Смоленске … за 1911 г. с приложением списков служащих и преподавателей
459-3-6394 – Переписка с директором Смоленской частной мужской гимназии Н.П. Евневича о назначении, перемещении и увольнении преподавателей, 10.01-29.11.1911
459-3-6799 – Переписка о личном составе частной мужской гимназии Евневич в г. Смоленске, 1912
459-3-6800 – Переписка директора частной мужской гимназии Евневича в Смоленске о назначении и увольнении учителей и служащих, о секретном отношении Смоленского губернатора о принадлежности учителя В.М. Смирнова к Всероссийскому учительскому союзу в 1907 г. и ведение им революционной пропаганды, 01.10.1912-14.01.1914
459-3-7003 – Переписка с директором частной мужской гимназии Евневича в Смоленске о назначении, перемещении и увольнении преподавателей и служащих, 29.11.1912-19.05.1913
459-3-7056 – Копии протоколов заседаний педагогических советов и испытательных комиссий, списки учеников и экстернатов, допущенных к испытаниям зрелости в 1913 г. в частных мужских гимназиях: … Н.П. Евневич в Смоленске, …, апрель-июль 1913
459-3-7288 – Переписка о личном составе с частной гимназией Евневича в Смоленске, имеется экзаменационная программа по русскому и церковно-славянскому языку для учеников 4 класса, 19.08-09.10.1913
459-3-7463 – Дело о передаче гимназии Евневича в Смоленске её преподавателям, 07.11.1914-07.12.1915
459-3-7674 – Переписка с директором частной гимназии Н.П. Евневича в Смоленске о назначении и перемещении преподавателей, 14.01-18.11.1914
Marguncha


Отрывок из книги:
Яковлев С.М. (Сергей Малахиевич) Копилка старого смолянина / Под ред. В.А. Кононова. — Смоленск: Свиток, 2009. – 336 с., ил.

"Учиться я начал ещё с подготовительной школки в Смоленской частной гимназии Н.П. Евневича, ставшей в 1914 году (после того, как владелец её промотался) называться Смоленской Общественной гимназией (т.е. принадлежащей обществу родителей её учеников). В отличие от Смоленской казенной мужской гимназии, где учился мой старший брат Николай, в нашей гимназии царил дух либерализма и демократии. Учились здесь дети разных сословий, званий и состояний, начиная от потомков именитого дворянства (Глинки, Кайсаровы, Дашков, Храповицкий, Нольде, Потоцкий, Энгельгардт, Рауш-фон-Траубенберг и др.) до безродных «плебеев» и «разночинцев» вроде меня. Однако, должен подчеркнуть, социальное лицо учеников как-то не играло никакой роли в их взаимоотношениях, в вопросах симпатии, дружбы, товарищества. Для нас было безразлично, чей ты сын – генерала или кухарки (были и такие!). Нам было важно одно: хороший ты друг-товарищ или ябеда, выскочка, подлипала, хвастунишка. Не существовало и какой-либо несовместимости и антагонизма между русскими ребятами и учившимися вместе с нами поляками, евреями, немцами и детьми Альбиона.

Бывая в Смоленске и проходя мимо дома б. Волковой на Б. Советской улице, где помещалась наша гимназия, я всякий раз с чувством благоговения, любви и благодарности гляжу на окна комнаты в его левом нижнем углу, где находился мой самый первый в жизни класс, где меня учили незабвенные самые первые мои учителя – и молодая преподавательница Любовь Алексеевна Вакар, учившая русскому языку, чистописанию и арифметике, и преподавательница французского языка Жозефина Карловна Залесская, и учительница рисования и лепки художница Евгения Артуровна Келлер.

С глубоким уважением по сей день преклоняюсь я также перед светлой памятью и других моих гимназических учителей. Это были высоко и разносторонне образованные, в полном смысле интеллигентные люди. Немало среди них было ярко одаренных личностей, как например, наш любимец, талантливый латинист и историк Павел Васильевич Михайлов, как наш чудесной души хормейстер Яков Кондратьевич Иванковский (я был у него солистом-альтом в четырехголосном гимназическом хоре!), как Александр Романович Эйгес – наш математик, увлекавшийся музыкой и литературой, прославившийся впоследствии своими трудами по исследованию жизни и творчества А.П. Чехова.

Я многим обязан своей гимназии. Это было прекрасное (лучшее в Смоленске!) среднее учебное заведение, хорошо знавшее, для чего оно существует и кого должно готовить из своих питомцев. И мне порой начинает казаться, что послереволюционная ликвидация этой гимназии (о других я не говорю) была актом поспешным и ошибочным. Правда, гимназия наша не готовила кадры будущих слесарей, токарей, монтеров, трактористов, но зато в разное время в ней учились многие будущие советские педагоги, врачи, адвокаты, артисты, инженеры, ученые. Из их числа припоминаю имена выдающихся советских математиков – Героя Социалистического Труда академика П.С. Александрова и покойного члена-корреспондента Академии Наук СССР Люстерника. Упомяну плеяду деятелей советской авиации – Героя Социалистического Труда академика А.И. Макаревского, долгое время возглавлявшего ЦАГИ, генерал-майора авиации А.А. Туржанского, заслужившего славу «отца штурмовой авиации», известного летчика-испытателя многих опытных конструкций самолетов А.П. Чернавского, деятеля советского вертолетостроения, лауреата Ленинской премии А.Э. Малаховского, покойного профессора аэродинамики Л.С. Каменомостского, авиамеханика-ветерана П.Б. Добротворского. Назову также ряд фамилий деятелей искусства, вышедших из числа бывших учеников нашей гимназии – художника-прикладника Сергея Забалуева, кинорежиссера и сценариста Михаила Дубсона, артиста Госэстрады Кирилла Плансона, драматических актеров Александра Бекаревича и Бориса Вишкарева, композиторов Алексея Фере и Леонида Вишкарева и т.д.

К сожалению, мне не удалось окончить нашу гимназию, так как после Октябрьской революции стары учебные заведения были без разбора ликвидированы и заменены сетью так называемых трудовых школ II ступени. Я оказался учеником 7-й Смоленской средней школы II ступени . Здесь мы, несмотря на отсутствие дров, голод, сыпняк и прочие лишения и тяготы периода гражданской войны, с увлечением занимались устройством танцевальных вечеров («танцулек») с выступлениями художественной ученической самодеятельности (в них я участвовал как солист на балалайке, играя пьесы В.В. Андреева, Мазурку Г. Венявского, Вальс Дюрана, вариации на русские песни и пр.). Занимались мы также всякими общественными поручениями, заседали в учкоме и.. очень мало и плохо учились."
Marguncha


Пряжка С.Ч.Г.Е. - Смоленская Частная Гимназия Евневича

Marguncha


Из статьи

"В Смоленске также действовали несколько частных гимназий, в которых обучались дети преимущественно из дворянских семей. Наиболее престижным учебным заведением такого типа, высоко котировавшимся среди смолян, была частная мужская гимназия Н. П. Евневича, которая была открыта 20 августа 1905 года. Здесь обучалось 289 учащихся, из которых 138 были детьми потомственных дворян, 68 сыновей почётных граждан и купцов, 12 выходцев из семей духовенства и 78 мещан и цеховых (ремесленников), а также 6 иностранцев. Именно сюда определил своего сына Бориса владелец двух книжных магазинов в Смоленске М. С. Калинин. Владелец катушечной фабрики британский подданный Эдуард Гергарди также отдал своих сыновей на обучение в это учебное заведение. Эту гимназию предпочёл для своего сына и смоленский раввин, доктор философских наук А. Ю. Фридман. И многие другие обеспеченные и занимающие в городе высокое положение семьи доверяли обучение и воспитание своих сыновей высококвалифицированным учителям этого частного учебного заведения [3, с. 5–8].
Однако главным образом выбор родителей определялся тем, что в этой гимназии основное внимание уделялось изучению физико-математических дисциплин. Здесь имелся оборудованный по последнему слову техники (тех времён) кабинет физики, приспособленный для проведения лабораторных работ. Преподавали физику выпускники Московского университета В. К. Унтилов и А. Р. Эйгес.
Курс обучения в гимназии составлял 8 лет. Учебный процесс обеспечивали 19 преподавателей во главе с директором и инспектором гимназии [13, с. 26, 55]. В число обязательных для изучения предметов входили: Закон Божий (как православного канона, так и римско-католического), русский язык и русская словесность, арифметика, алгебра, география, естествоведение, история (всеобщая и русская), латинский язык, новые иностранные языки (немецкий и французский), физика, чистописание [17, с. 8, 12, 15]. В гимназии функционировали 7 классов: приготовительный и шесть обыкновенных («нормальных»). Из учебно-воспитательных учреждений при гимназии действовала ученическая библиотека. В распоряжении педагогов были разнообразные наглядные пособия, необходимые для ведения занятий: коллекции птиц, растений, минералов; гипсовые фигуры, атласы, картины и другие предметы. Как отмечалось в отчёте о деятельности гимназии, занятия в гимназии проходили «совершенно правильно и нормально, не прерываясь никакими инцидентами ни со стороны учащихся, ни со стороны учащих». Деятельность преподавателей была направлена на установление «возможно простых и сердечных отношений между учащими и учащимися, полагая в основу взаимное доверие и любовь к делу». Руководство гимназии регулярно посещало занятия учителей, после чего проводились беседы с учениками, чтобы узнать их интересы, мнения и пожелания [17, с. 4–5].
Задача педагогов (помимо проведения занятий с целью наиболее рационального и успешного прохождения учебной программы) состояла в том, чтобы «возможно лучше познакомиться с учащимися, подметить индивидуальные свойства каждого из них и, сообразно с этим, затрагивая лучшие стороны детской души, влиять на них тем или иным путём, внушать им любовь к школе, развивать в них чувство долга и приучать к порядку и точному выполнению своих обязанностей». В целях нравственного развития учеников в гимназии устраивались литературные и музыкальные вечера, что «способствовало развитию у учащихся научных и художественных интересов, развивало эстетический вкус и любовь к прекрасному» [17, с. 5 об.].
Кроме того, в гимназии проводились педагогические собрания, на которые приглашались родители учащихся «для совместного с педагогами обсуждения тех или иных вопросов, касающихся жизни учебного заведения, и для более близкого знакомства с индивидуальными свойствами каждого ученика» [там же, с. 6].
Практические занятия в гимназии строились следующим образом: ученики разделялись на группы, каждой из которых давалась определённая задача. Каждый ученик в группе должен был сначала самостоятельно попытаться разрешить эту задачу, производя иногда те или иные опыты. Если же он не мог этого сделать, то решение находилось в процессе обсуждения задания с другими учениками из группы. «Занятия эти имели двоякую цель: с одной стороны, они должны были укрепить в сознании детей проходимый урок, а с другой – приучить их к известной самостоятельности» [там же, с. 55]. Для того чтобы работа не производилась чисто механически, преподаватель «во время урока расспрашивал учеников о предметах и цели их работы. Всё, что делается учениками на практических занятиях, должно быть хорошо записано ими в тетрадях» [там же, с. 55 об.]. Для оказания помощи неуспевающим ученикам в гимназии были организованы вечерние дополнительные занятия по различным предметам.
Помимо классных занятий учителя проводили и внеклассные мероприятия, такие как: чтение образцовых произведений литературы, беседы по естественной истории и географии. Кроме того, «с целью внесения разнообразия в трудовую жизнь учащихся, а также с научной и образовательной целью по воскресеньям и праздникам преподавателями устраивались чтения с туманными картинками, организовывались прогулки на пароходах и по железной дороге, экскурсии по Смоленску и близлежащим населённым пунктам» [там же, с. 56].
Гимназия Н. П. Евневича отличалась демократизмом. В ней учились дети различных национальностей и вероисповеданий: русские, евреи, поляки и другие. Учителя не обращали внимание на эти факторы, а также на социальный статус родителей. Основной своей задачей они видели развитие способностей ученика, оказание ему помощи в самоопределении. Доказательством этому может служить письмо самого известного выпускника этой гимназии выдающегося математика XX века П. С. Александрова.
О своём учителе математики А. Р. Эйгесе он писал: «… я всегда считаю себя обязанным ему в отношении пробуждения и развития моих математических способностей и моего математического образования. Участие А. Р. Эйгеса в моей математической индивидуальности оказалось настолько глубоким, что этот факт вызвал даже некоторый обмен мнений между профессорами Московского университета (в бытность мою студентом указанного университета) и был отмечен в письме Лузина к члену Парижской Академии наук профессору Ж. Адамару по поводу моей научной деятельности» [10, с. 33].
Гимназия Н. П. Евневича была закрыта в 1918 году и преобразована во 2-ю общественную школу. Многие учителя были уволены вследствие их дворянского происхождения. Те же, кого по ходатайству коллег оставили в школе, находились под постоянным контролем новой дирекции школы.

Библиографический список
3. Ведомость о числе классов и числе учащихся в 1913 году Смоленской мужской гимназии Н.П. Евневича // ГАСО. Ф. 79. Оп. 1. Д. 84.
10. Именные списки служащих частной мужской гимназии Н.П. Евневича // ГАСО. Ф. 79. Оп. 1. Д. 87.
13. Сведения об учительском персонале гимназии Н.П. Евневича // ГАСО. Ф. 79. Оп. 1. Д. 137.
17. Смоленская частная мужская гимназия Н.П. Евневича. О предоставлении отчёта о состоянии гимназии и вообще сведений, касающихся гимназии // ГАСО. Ф. 79. Оп. 1. Д. 8."

//Сибирский педагогический журнал, №2 за 2012 г.
<<Назад  Вперед>>
Генеалогический форум ВГД »   Учебные заведения »   Гимназии, лицеи »   Мужские гимназии »   Смоленская частная мужская гимназия Н.П. Евневич
RSS

Реклама от YouDo
Смотрите тут - покрасить потолок армстронг цена работы по этой ссылке.
Объявление: сколько стоит танцевальные группы, подробное описание здесь.