ВГД требуется ведущий (админ)   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

с.Высокое Щетиново тож

Высокое Щетиново тож, Щетинино, Щетиновка Безсоновской волости, Белгородского уезда Курской губернии

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 8 9 10 11  12 13 14 15 16 Вперед →
Модератор: Lara
Lara
Модератор раздела

Lara

Тарханкут- полуостров на полуострове.
Сообщений: 6020
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 10684
Удивительная Людочка Маслова преподнесла новогодний подарок нам всем!
Очень интересная и любопытная информация!Людочка, с праздниками тебя, моя дорогая и огромное спасибо!
Улицы села Щетиновка

"Проезжая по родным местам, мы даже не задумываемся над тем, почему так названы наши улицы, овраги, реки, леса. Откуда взялись те или иные названия? Что они могут рассказать нам о прошлом нашего села?
Меня давно интересовали названия щетиновских улиц. Но не эти новые, современные, а те, которые придумали наши предки много десятилетий или даже веков назад. Старые названия отражали тогдашнюю суть местности, были уникальными, единственными в своем роде. Улицы – немые свидетели и хранители истории нашего села. Их названия не безъязыки, они о многом могут рассказать человеку.
Смена названий произошла в 1984 году. Но коренные жители до сих пор называют улицы по-старому.
1. Пéски - здесь песчаная почва, когда не было асфальта, песок просто лежал на дороге, и в нем, как в песочнице, играли дети... Новое название улицы - Сосновая

2. Мáсловка - проживали Масловы. Род Масловых берет свое начало от одного предка, местом его первоначального поселения был именно этот холм. Позже Масловы расселились по всему селу. Новое название - ул. Победы.

3. Воробьевка - проживали Воробьевы. Эта часть села располагается ниже Масловки, под холмом. Здесь и сейчас проживают потомки рода Воробьевых. А так как Воробьевка – это продолжение Масловки, то в настоящее время улица одна - ул. Победы.

4. Погорéловка - возможно, здесь был крупный пожар. Новое название улицы – Мира (верхняя часть).

5. Кузьмичёвка - фамилии такой не было в Щетиновке, скорее всего, названа по подворью или по имени чем-то в то время известного Кузьмы. В настоящее время это верхняя часть улицы Ленина: от старого детского сада до водонапорной башни на горе.

6. Подгорка – находилась ниже Кузьмичевки, расположенной на вершине холма, под холмом (под горой) – поэтому Подгорка. Сейчас это средняя часть улицы Ленина.

7. Парамóновка - от мужского имени Парамон. Фамилии такой не было в Щетиновке, скорее всего, было подворье или жил чем-то знаменитый Парамон. Это нижняя часть улицы Ленина.

8. Бýточка - этот район села находится на вершине холма возле Масловской речки. Можно предположить, что здесь находилась сторожевая будка, откуда наши предки вели наблюдение за южной границей. Новое название - ул. 1 Мая.

9. Курган.
Курганом называют высокую насыпь на равнинной поверхности, в глубине которой чаще всего скрыто древнее захоронение. Но относительно Щетиновки, скорее всего, курганы – это смотровые холмы, насыпанные посреди степи, с которых в старину дозорные могли обозревать окрестности. Новое название улицы - Мира.

10. Соковáтовка - улица-загадка. В русском языке такого слова не существует!!!! Новое название - ул. Фрунзе.

11. Свой труд - одна из "молодых улиц". По названию колхоза, появившегося здесь в 30-е гг. Новое название - ул. Украинская.

12. Старовéровка. Здесь жили староверы-раскольники. Упоминание об однодворцах-раскольниках встречаем в метрических книгах 19 века. Чаще всего в этой связи упоминаются фамилии Косиновых, Игнатовых, Карташовых. Новое название улицы - Веселая.

13. Ракиты. Возможно, здесь росли ивы (ракиты). Новое название - ул. Садовая.

14. Дмитревка (не Дмитриевка!!!), а чаще - Митревка: именно так называлась эта часть села. Фамилии такой не было в Щетиновке, скорее всего, по подворью или по имени Дмитрий (Митька). Новое название - улица Гагарина.

15. Выгон – можно предположить, что первоначально, когда село еще было небольшим, это был участок на окраине, используемый как пастбище для скота. Со временем на выгоне стали строить избы, село расширялось, а в настоящее время – это одна из центральных улиц Щетиновки. Ее современное название – ул. Молодежная.

В селе был еще один Выгон, расположен в западной части села: если ехать на Борисовку, то справа – Буточка, а слева – Выгон. Сейчас это начало улицы 1 Мая.
В селе были переулки: Матин, Пупок и Мотня. Пупок - это современный Речной переулок; вместо Матина, который шел от Погореловки до Пупка, теперь пустырь, а Мотня стала частью улицы Ленина, идущей в сторону от бани к реке. На выезде из села в сторону Октябрьского располагалась улица Пятихатка.

Дорогие земляки! Напишите, какие ещё части или улицы нашего села вы знаете? Какие истории о них можете рассказать?"

Прикрепленный файл: image.jpg
---
Были бы казачки – казаки будут!
Мой дневник
Lara
Модератор раздела

Lara

Тарханкут- полуостров на полуострове.
Сообщений: 6020
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 10684
И от себя!

Lara написал:
[q]
7. Парамóновка - от мужского имени Парамон. Фамилии такой не было в Щетиновке, скорее всего, было подворье или жил чем-то знаменитый Парамон. Это нижняя часть улицы Ленина.
[/q]

Значит, смотрим...
В моем древе два Парамона...
Карташов Парамон Киреев 1642 года рождения солдатского чину и Ходырев Парамон Федотов 1789 г.р.
Мой Парамон был в числе первопоселенев Высокого, посему смею самонадеянно предполагать, что он и стал вдохновителем названия улицы confuse.gif


Lara написал:
[q]
14. Дмитревка (не Дмитриевка!!!), а чаще - Митревка: именно так называлась эта часть села. Фамилии такой не было в Щетиновке, скорее всего, по подворью или по имени Дмитрий (Митька). Новое название - улица Гагарина.
[/q]

Воробьев Дмитрий Космин 1672 г.р.Если брать по аналогии с Парамоном, он тоже был солдатского чину и был в числе первоселенцев. Так-то Дмитриев много....но если по аналогии...А Воробьевка не бьется тогда, может он и основатель Воробьевки был.


Lara написал:
[q]
5. Кузьмичёвка - фамилии такой не было в Щетиновке, скорее всего, названа по подворью или по имени чем-то в то время известного Кузьмы. В настоящее время это верхняя часть улицы Ленина: от старого детского сада до водонапорной башни на горе.
[/q]

Смооотрим biggrin1.gif
Кузьмы относительно такого же года рождения было два:
Воробьев Кузьма Терентьев 1645 г.р. на казацкой службе и Косинов Кузьма предположительно Максимов, отчество пока не ясно 1677 года рождения, на солдатской службе.
---
Были бы казачки – казаки будут!
Мой дневник
Lara
Модератор раздела

Lara

Тарханкут- полуостров на полуострове.
Сообщений: 6020
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 10684
Тащу все с ОК, где Люда размещает вкусности 101.gif
Коллективизация в Щетиновке. Пока только выдержки из газеты "За урожай" №4,5,6 - ноябрь-декабрь 1931 г.

Прикрепленный файл: image (3).jpgimage (4).jpg, 207506 байтimage (5).jpg, 274966 байтimage (6).jpg, 212237 байтimage (7).jpg, 151242 байтimage (8).jpg, 205705 байт
---
Были бы казачки – казаки будут!
Мой дневник
Lara
Модератор раздела

Lara

Тарханкут- полуостров на полуострове.
Сообщений: 6020
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 10684
Гарнцевый сбор (в УССР — мерчук) — отчисление в пользу владельца мельницы определенной части сданного зерна в качестве платы за перемол. Позднее (после 1930 года) — плата за помол и переработку в крупу зерна, за обдир риса, взимаемая в натуральной форме всеми государственными, кооперативными и колхозными мельницами и крупорушками.

Обычай уплаты за помол зерном возник еще в период натурально-хозяйственных отношений и сохранился в России до самой революции 1917 г. В период военного коммунизма уплата зерном за помол была установлена правительством, при чем весь гарнцевый сбор должен был сдаваться мельницами органам Наркомпрода. С переходом к НЭПу формальное обязательство натуральной оплаты помола отпало, но фактически денежная оплата не привилась. В 1928 году СНК СССР вновь узаконил натуральную оплату помола для всех без исключения мельниц (постановления от 25 сентября и 2 октября). Владельцы и арендаторы мельниц были обязаны весь поступающий к ним гарнцевый сбор сдавать по конвенционным ценам определенным государственным и кооперативным органам. Размеры взимания гарнцевого сбора были установлены от 5 до 10 % (2—4 фунта за перемол 1 пуда зерна). При ежегодном перемоле крестьянами около 25 млн.т. своего зерна гарнцевый сбор давал 2—2,5 млн.т. Поступление гарнцевого сбора имело большое значение для пополнения плановых хлебных ресурсов. Часть гарнцевого сбора выделялось для снабжения деревенской бедноты. В январе 1929 г. вводилась «натуральная оплата» за переработку маслосемян. Со второй половины 1929 г. проведение гарнцевого сбора регулировалось постановлениями ЦИК и СНК СССР от 17 июля 1929 г., СНК РСФСР от 6 августа 1929 г. Несдача гарнца наказывалась в административном и уголовном порядке. Частные предприятия, «злостно» закрытые их собственниками «в целях уклонения от сдачи гарнцевого сбора», подлежали конфискации. В 1928/29 по СССР собрали 1 439 648 тонн зернового гарнцевого сбора, 1929/30 — 2 300 447 т, 1930/31 — 2 319 532 т (из них УССР 440 480, 736 459 и 753 788 т соответственно). До 1933 он был одним из основных источников зерна для внутриреспубликанского обеспечения городского населения. Так, в частности, снижение поступления гарнцевого сбора вызвало проблемы с обеспечением рабочих по карточкам и местами голод зимой 1932 и 1933 годов в части городов УССР.

Был отменен с 1 июля 1940 года[1] и вновь введен после начала Великой Отечественной войны.

вики
---
Были бы казачки – казаки будут!
Мой дневник
leonid58
Начинающий

Харьков
Сообщений: 28
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 151
Хотелось бы иметь старую карту с. Щетиновка (до 1984 г.) и современную, с новыми названиями улиц... Может у кого есть?
---
Ищу сведения о Немцовых.
Lara
Модератор раздела

Lara

Тарханкут- полуостров на полуострове.
Сообщений: 6020
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 10684
leonid58 Люда Маслова сделала карту-набросок

Прикрепленный файл: наброски новых и старых улиц.jpg
---
Были бы казачки – казаки будут!
Мой дневник
Елагин

Елагин

Сообщений: 810
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 1051

Lara написал:
[q]
Щетинин
[/q]

случаем Андрей Васильевич не проскакивал?По ревизии 1782 года.
А то есть человек с семьёй а места выхода нет,но скорей всего Курско-Белгородские корни..
Lara
Модератор раздела

Lara

Тарханкут- полуостров на полуострове.
Сообщений: 6020
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 10684

Елагин написал:
[q]
случаем Андрей Васильевич не проскакивал?По ревизии 1782 года.
[/q]

К сожалению в моем древе только Михайловичи... sad.gif
---
Были бы казачки – казаки будут!
Мой дневник
leonid58
Начинающий

Харьков
Сообщений: 28
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 151
В 1863 г. в с. Высокое (Щетиново) на средства прихожан бала построена каменная церковь с престолом во имя св. Василия Великого.
В 1935 г. в селе разобрали «на кирпичи» церковь. Хотелось бы знать в каком месте (адрес) она стояла.
Lara
Модератор раздела

Lara

Тарханкут- полуостров на полуострове.
Сообщений: 6020
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 10684
leonid58 Люда Маслова делилась такой информацией:
Васильевская церковь села Щетиновки
Издревле наши предки гордились своими храмами. Васильевская церковь села Высокого (Щетиновки) была одной из самых красивых, больших и высоких в Белгородском уезде.
Первая церковь в Щетиновке появилась в начале XVIII века. В Книге переписной Болховца и уезда за 1718 год в сведениях о селе Высоком сказано: «…в том селе – Церковь во имя Василия Косарецкого. К той церкви – церковной земли 30 чет. При той церкви во дворе поп – Борис Андреев сын, 44 лет, попова Агафья, 45 лет, дети – Семен, Евдоким, Григорий, Прасковья, Федора…».
Первая церковь была деревянной, а в 1863 году построили каменную. К сожалению, не удалось найти ни одной фотографии с изображением храма, поэтому информацию о его внешнем облике собирали, опрашивая старожилов села, изучая архивные документы.
Полное описание храма и всех построек, которые к нему относились, мы нашли в страховой оценке от 26 июня 1910 г.: «Васильевская церковь, каменная, снаружи и внутри оштукатурена, покрыта железом, окрашенным масляной зеленой краской. Длина церкви, считая и колокольню, – 16 саженей [34,6 метра]; наибольшая ширина – 6 саженей [13 метров]; высота до верха карниза – 4 сажени [8,6 метров]; на церкви имеется одна большая главка и пять малых (из коих одна над колокольней); больших окон 13 шт., средних – 6 шт. и 2 малых; дверей наружных створчатых, обшитых железом – 3 шт., внутренних – 3 шт. и простых 5 шт…».
Размеры иконостаса впечатляют: длина - 8,5 м., высота – 7,1 м. Колокольня в 3 яруса, ее высота до верха карниза – 17,3 м. В этом же документе мы находим описание построек при церкви: сторожки (1904 года постройки) и церковно-приходской школы (1898). Они прослужили жителям села до конца 1980-х гг. – это были здания Щетиновской средней школы. На сегодняшний день сторожка и «белая» (церковно-приходская) школа снесены, но осталось здание новой (красной) школы, построенной в 1910 году. Оно внесено в перечень объектов культурного наследия регионального значения.
Церковь играла важную роль в жизни села. Сюда во время церковного праздника стекались жители с окрестных деревень, находившихся порой довольно далеко. Церковь была регистратором всего течения семейной жизни (фиксировались официально рождение, брак, смерть). Церковно-приходские школы для многих крестьян были единственным источником грамотности. В них детям пытались дать не просто грамоту, а четкие нормы мировоззрения и поведения. В каждой деревенской избе был святой угол с иконами. Вера переходила от родителей к детям незаметно, в ежедневном обиходе.
На протяжении более чем 200-летнего существования Васильевской церкви службы в ней вели разные священники. Нам удалось восстановить их имена: упомянутые выше отец Борис и его сын Семен, Федор Высочинский, Илья Попов, Семен Попов, Василий Ничкевич, Василий Попов, Иван Мильский.
23 января 1918 года был опубликован Декрет Советского правительства об отделении церкви от государства и школы от церкви, получивший название Закона о свободе совести. В стране началось массовое снятие колоколов с храмов и передача их в фонд индустриализации. Постепенно многие церкви стали закрываться, другие бездействовали.
Васильевский храм постигла такая же участь. В 1930 году священник Мильский Иван Михайлович был лишен избирательных прав и вместе со своей семьей выслан из села за пределы Курской губернии. Церковь в Щетиновке закрыли. А в 1935 году полностью разрушили. Колокола были сняты и переплавлены. Иконы рубили и сжигали. А из красного кирпича в рабочей слободе Микояновка (сегодня пос. Октябрьский) построили новую школу, которая успешно функционировала с 1936 по 2011 годы. Это была первая средняя школа – самая крупная в районе. За 75 лет существования из ее стен вышли тысячи знаменитых людей, ученых, политиков и простых тружеников… Участь разрушенного Васильевского храма впоследствии постигла и школу – из-за ветхости ее снесли, а кирпичи почти 150-летнего «возраста» разобрали жители поселка Октябрьский и соседних сел для мелких домашних нужд. Таким образом, кирпичи получили третью жизнь, которая, возможно, будет такой же славной, как и история Васильевской церкви и Микояновской школы…
Наши прадеды оставили нам свои святыни — церкви. Наши отцы и деды разрушили их.
Всем вместе, с Божьей помощью, нам нужно возродить церковь, нашему селу нужен храм. Он нужен взрослым и детям, бабушкам и дедушкам, он нужен молодежи! Печально, что мы сейчас все разобщены, отдалены друг от друга и созидать «всем миром» уже разучились.
Сегодня жители с. Щетиновка мечтают о строительстве нового храма. На том же самом месте и в таких же размерах. Все, кому небезразлично наше будущее, могут принять участие в этом не простом, но важном и жизненно необходимом для всех нас деле.

На рис.: проект каменной церкви на 500 человек (1899 г.). Судя по размерам, в 1863 году по подобному проекту была построена Васильевская церковь.

Прикрепленный файл: image (2).jpgimage.jpg, 68919 байт
---
Были бы казачки – казаки будут!
Мой дневник
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 8 9 10 11  12 13 14 15 16 Вперед →
Модератор: Lara
Вверх ⇈