ВоспоминанияПуть наш лежит в Сямженский район, в живописное местечко под названием Режа. Расстояние от Режского сельского поселения по автодороге до районного центра Сямжи-46,4 км..
В конце XX века в этой местности существовало успешное, передовое хозяйство – колхоз миллионер «Первое Мая». Здесь проживало около 6 тысяч человек , жизнь кипела ключом. Школа была переполнена, детсад, два Дома культуры, библиотека, медпункт. Стадо колхозное было - более 4000 коров. Показать полностью…
В настоящее время в деревнях Режского поселения (Гридино, Рассохино, Коробицыно, Копылово, Марково, Монастырская, Колтыриха, Лукинская, Бурниха, Вороново, Слободка, Погорелец) постоянно проживает немногим более 300 человек, колхоза нет , Режское сельское поселение упразднено, нет ни одного действующего предприятия.
А местные жители, находясь в столь бедственном положении, изо всех сил пытаются спасти, отремонтировать и возобновить святыню своей земли - Храм: собирают деньги, закупают материалы, своими силами проводят работы и уборку как внутри, так и на территории . Они организовали активную группу «РЕЖА» в социальной сети «ВКонтакте» (https://vk.com/club1701738), которая объединила почти 600 участников и группу «Ремонт храма Преображения Господня» (https://vk.com/club95698991)
Кто заинтересовался историей Режи и Храма, могут перейти по ссылке в группы и узнать обо всем более подробно.
Летом этого года В Реже над куполом Храма был поставлен крест. Событие, какого не было лет 100 в истории района и ,наверное, области.
https://vk.com/doc43667489_437596203?hash=472e63a3189..https://vk.com/videos-95698991?z=video32247068_456239..-https://vk.com/videos-95698991?z=video14212204_171026..Величественный красавец крест - гордость режаков. Гордость за то, что победили... Победили время, обстоятельства, разруху, исправили ошибки революционной эпохи. Далеко теперь виден он, символ возрождения. Далеко виден крест, словно Храм хочет сказать: "Смотрите. Мы здесь, мы ещё живем и хотим жить в нашей Богом забытой деревне".
Воспоминания о церкви в д Монастырской.
1. Воспоминания Черепановой Тамары Васильевны (1925 г. р.), записаны внучками Ирой и Леной Загоскиными.
Церковь построили в конце 18 века. Кирпич делали прихожане. Всё строилось вручную. Роспись наносили с 1902 по 1905 год. Богослужение началось в 1905 году. Первый священник был Голубцов, второй – Лавров, третий Верюжский, последний – Леонтьевский. Послан он был из Тотьмы. В 1936 году богослужение прекратилось.
У бабушки отец пел в церковном хоре, дирижировал хором, читал Евангелие. У нас есть фотография второго священника
2. Из прошлого. Воспоминания старожилов Режи о Храме Преображения Господня, д. Монастырская. Записаны учениками Режской школы ) Были в церкви поп, дьякон, помощник. Старосту выбирали всем приходом. В церкви был сторож. Он топил в церкви печи.
Служили по воскресеньям. Первая служба была заутренняя, потом перерыв, а потом обедня. Было большое колоколо, в которое звонили перед тем, как начать служить. Колокол весил 120 пудов. В церкви был один большой колокол, четыре средних, девять маленьких, назывались подзвонки. Седьмого января звонили в колокола весь день. В Пасху звонили неделю. В Пасху звонили с вечера, с девяти часов. В шесть часов кончали службу. А потом с иконами ходили по деревням поп и дьякон. Заходили в каждый дом. За это давали им яйца ,кто сколько даст, два пирога и буханку хлеба. Поп, дьякон, псаломщик жили на Горке.
Дорога у церкви проходила под окнами дома Нины Антоновны Вахрушевой.
Церковь обнесена была оградой. Со стороны Лукинской она проходила около пилорамы. Ограда была очень красивая.
Церковь строили больше ста лет. Закончили стоить в 18 веке. Служили до 1934 года. Колокола спихнули для того, чтобы сделать трактора. Колокольня была разрушена в 1938 году. Ограду разрушили для того, чтобы строить ???пыл на Рассохине.
В зимней церкви была под полом печь. В летней ничего под полом не было. В летней церкви служили с Пасхи, пока тепло.
У церкви было кладбище.
Иконостас был сделан под цвет золота. (Воспоминания Добрыниной Юлии Михайловны. Записаны Дьяковой Юлей).
3. Мне в детстве нравилось бывать в доме моей бабушки. И я интересовалась, кто разрисовал так красиво двери ,заборку и судёнку. Она рассказывала, что мой дед - дедушко Паша, родился в этом доме. Когда он был маленьким ещё (годиков 5), у них квартировали иконописцы. В обязанности маленького Паши входило звать их на обед. Часов тогда не было, но на подоконнике была сделана зарубка, тень на эту зарубку падала - это и было время обеда, мне тоже нравилось по этой зарубке время определять. Конечно, можно было только летом и в солнечную погоду время определить. Сколько времени жили иконописцы, я не помню, но то что разрисовали красивыми дивными цветами в доме, запомнила. Я нашла годы жизни моего деда - 1898, а церковь закончили расписывать в 1904.Значит к моменту окончания работ на Храме, деду было 6 лет. Я вспоминаю, что краски были яркими, не смывались, Держались лет 50, не меньше, до той поры, пока не надоело новой хозяйке. (Из воспоминаний моей бабушки Игнашевой Виринеи Кондратьевны. На фотографии она справа - маленькая.
4. Верхний ряд (слева-направо):две учительницы и Августа Афиногеновна, нижний ряд: Остроумов, дьякон Яблонский, священник, матушка. Фотография из семейного архива Черепановой Т. В., сделана до 1917 года. Вероятно, фотография сделана в д. Горка. Там раньше жили священнослужители. Сейчас Горка - часть д. Монастырской. Спасибо большое Ирине Савельевой (Загоскиной) за фотографию и комментарий к ней.
Было какое-то дело по Мальцеву Л.А. В результате, его отстранили от заведования аптекой в Кадникове и назначили зав аптекой в Тотьме.