ВГД требуется ведущий (админ)   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Мальцевы

Род священно- церковнослужителей Вологодской епархии

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 18 19 20 21  22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Вперед →
Модератор: ВладимирММ
ВладимирММ
Модератор раздела

ВладимирММ

Моск. обл.
Сообщений: 1205
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 1655
Продолжение

В соответствии с антирелигиозной политикой Советской власти и собственными убеждениями определённая часть партизан стремилась к распространению безбожия среди соратников и населения. Но их деятельность в этом направлении зачастую ограничивалась борьбой с внешними признаками религиозности крестьян. Например, при передвижении по сёлам Минусинского уезда партизаны штрафовали «религиозных фанатиков». Распространившиеся об этом слухи напугали крестьян и подтолкнули их к массовому сокрытию икон7.
Проявление антирелигиозных чувств со стороны партизан всё же не было частым и массовым. Более того, их сообществу было присуще и иное отношение к пастырям и религии. К примеру, 5 апреля 1919 г. они арестовали выехавшего из г. Нижнеудинска священника Вознесенского собора о. Николая (Литвинцева), но разрешили ему под своим надзором исполнять в деревнях пастырские обязанности. По свидетельству очевидца, бывший священник и партизан И.А. Вашкорин по настоятельной просьбе крестьян облачался в рясу и исполнял требы. Войдя в с. Верхнеусинское, Тальский полк в лице своего командира смиренно принял в дар от местных жителей - старообрядцев икону. Кресты были водружены на могилах партизан, павших в Белоцарском бою, а 2 октября 1919 г. на минусинском кладбище была отслужена панихида по погибшему командиру Ф.Г. Богану. Уже в апреле 1921 г. возвращавшиеся с врангелевского фронта бывшие партизаны, голодая, просили у крестьян милостыню, осеняя себя крестом8. Данные факты свидетельствуют, что какая-то часть партизан в глубине души оставалась людьми религиозными или занимала по отношению к церкви позицию нейтралитета, а иногда в угоду населения, от которого находилась в зависимости, облачалась в личину верующих.
Воцарившись, Советская власть в 1920 г. приступила к закрытию храмов в Красноярске. В деревнях же, живущих приходами и часто советизированных лишь формально, авторитет пастырей оставался высоким. В феврале 1920 г. в с. Зеледеево был создан противотифозный лазарет, но жители предпочитали искать избавление от этой болезни посещая местного священника. Здесь судьба церквей напрямую зависела от степени религиозности и сознательности содержавшего их населения и личностных качеств новых управленцев. Став сельской властью, некоторые из них сразу же переходили к антирелигиозной деятельности. Так, 14 марта 1920 г. на митинге жителей с. Тесь Минусинского уезда комендант приказал школьному руководству и священнику немедленно вынести иконы из учебного заведения и прекратить занятия по Закону Божьему. На следующий день священник, учащиеся и их родители, выполняя с плачем это распоряжение, перенесли иконы в церковь. Данная акция вызвала неодобрение у населения. Конфликт у представителей власти по этому же поводу возник и с крестьянами д. Иннокентьевской Красноярского уезда. В мае 1920 г. в одном из селений Минусинского уезда жители были недовольны поведением красноармейцев, которые при постановке спектакля вынесли и уронили икону. Собравшийся сход высказал широкие обвинения уже в адрес всей Красной армии, что затем расследовалось губернскими чекистами9.
Население Ачинского и Минусинского уездов проявляло недовольство отделением церкви от государства и защищало от изъятия помещения и здания, принадлежавшие церкви. К примеру, 29 августа 1920 г. крестьяне Мало-Улуйского общества явились на заседание волисполкома, проходившего в с. Назарово Ачинского уезда, где потребовали его выдворения из дома, ранее находившегося в собственности притча. Конфликты между местными советами и крестьянами возникали также по вопросу обеспечения священников жильём. В отдельных случаях работники советских органов, идя на поводу у верующих, устраивали духовенство на жительство, выделяя ему, например, в мае 1921 г. в с. Алзамейском Канского уезда, целый заезжий дом. Но чаще верующим приходилось отстаивать права своих пастырей на жильё. Тогда же в с. Берёзовском Минусинского уезда сельский сход в триста человек не согласился с притязаниями коммунистов, пожелавших изъять дом священника для своих нужд10.
С победой Советской власти членами первых комячеек, бывшими партизанами и милиционерами началось преследование «контрреволюционеров» – сельской интеллигенции, которое часто заканчивалось самосудом. Среди похищенных «неизвестными» 8 ноября 1920 г. в с. Кобинском Канского уезда находился священник, в с. Тасеево властями был расстрелян некий монах, а в с. Шеломки – еще один служитель. 10 ноября конвой при отправке из с. Агинского в Канск расстрелял пятерых арестованных, в т.ч. священника М. Вологодского. В с. Рождественском в числе «заговорщиков», арестованных и убитых комячейкой, находился местный пастырь Г. Мерзляков. В ночь на 9 января 1921 г. в Никольской волости Минусинского уезда милиционер Пахомов при конвоировании застрелил священника Богоявленского. Наконец, в ночь на 14 января того же года в с. Новосёлово милицией были убиты и сброшены в полынью священник Попов и члены его семьи11.
Истинными православными оставались крестьяне-участники антикоммунистических восстаний 1920-1921 гг. Окруженные правительственными войсками, они находили возможность обратиться к Богу. Так, находясь в д. Сосновке (ноябрь 1920 г.), некая «банда», наряду с проведением агитации среди жителей, организовала молебен. В мае 1921 г. среди населения Синявинской волости Минусинского уезда циркулировали слухи о состоявшемся нелегальном антисоветском съезде, инициатором которого якобы был местный пастырь. С почтеним относились к священникам жители подтаежных деревень, например, Каратузской волости. Когда летом того же года верхнекужебарские крестьяне обнаружили в тайге раненого священника, участника повстанческих событий в Усинском крае, то они не только спасли ему жизнь, но и по его настоянию воздвигли в селе церковь12.
Случалось, что крестьяне выступали против богохульства и защищали от репрессий своих пастырей. Так, в июле 1920 г. в Канском уезде они, будучи пьяными, в присутствии милиции убили бывшего партизана, плохо отозвавшегося о Боге. В августе 1920 г. в с. Яруле Канского уезда при попытке ареста за якобы «контрреволюционную деятельность» священника Новицкого «кулаки», ударив в набат, разогнали волревком и милицию. Направленное против местного совета выступление крестьян в защиту своего священника имело место в октябре того же года в д. Ракитино Ачинского уезда. Когда его всё же заключили в тюрьму, сельское общество заставило председателя сельсовета утвердить одобрительный приговор священнику, вынесенный на сходе. Находились и такие крестьяне, как, например, А. Михайлов из с. Павлошино Нахвальской волости Красноярского уезда, который на июльском 1921 г. сходе запретил своим односельчанам слушать антицерковную «брехню». При аресте священника Кувшарова в с. Изынгаево Ачинского уезда (апрель 1923 г.) собралась толпа в триста человек, которую коммунистам пришлось разгонять выстрелами в воздух 13.
В отношениях к религии крестьяне часто руководствовались соображениями утилитарного характера – нежеланием тратиться на содержание церкви, возможностью в условиях падения жизненного уровня поправить за её счёт своё материальное положение. На апрельском 1920 г. Красноярском съезде работников волревкомов мнение крестьян относительно религии разделилось: в связи с тем, что Декретом об отделении церкви от государства записи гражданского состояния передавались советским учреждениям, некоторые делегаты отказывались от содержания церквей, другие – относились к их судьбе с безразличием или иждивенчески. С утратой влияния духовенства на население Шалинской волости Красноярского уезда его майский сход постановил дьякону освободить квартиру, помещение которой отводилось организуемому агрономическому участку. В январе 1921 г. у населения Балахтинской волости Ачинского уезда появилась одежда, пошитая из церковных одеяний. Участились случаи отказа платить духовенству в сёлах Канского и Ачинского уездов, а в целом по губернии – изгнания «попов». Отказались от содержания священника в январе 1922 г. бывшие партизаны с. Есаульского. Весной 1923 г. прекратила уплату взносов в пользу притча беднота с. Белоярского Ачинского уезда, а крестьяне Агинской волости Канского уезда постановили использовать на ремонте сельскохозяйственных орудий и машин церковные ограждения, выполненные из металла14.
Однако сельские верующие отрицательно отнеслись к изъятию церковных ценностей в пользу голодающих Поволжья. Из-за недовольства крестьян эта акция в деревнях осуществлялась позднее, чем в городах. Как правило, собрания населения постановляли ценности не сдавать, заменив их изъятие самообложением продуктами и вещами. Такие резолюции принимали, например, верующие в с. Вознесенском Красноярского уезда и в Минусинском соборе. В некоторых волостях этот вопрос «повис в воздухе». В июле того же года при изъятии церковных ценностей уездными комиссиями по набату собирались многочисленные толпы крестьян в с. Часто-Островском, Атамановском Красноярского уезда, Батени Минусинского уезда. Мешавшие изъятию толпы властям пришлось разгонять15.
Положение Православной церкви и укрепление Советской власти на деревне постепенно подтачивали религиозные устои крестьянства. По сообщению историка, в первой половине 1920-х гг. резко уменьшилась доля воцерковленных людей. Молодые женщины и мужчины соблюдали лишь немногие религиозные обряды и предписания. Быстрыми темпами проникали атеистические идеи в молодежную среду. Большинство молодежи вообще не посещало храмы. Средний возраст верующих среди мужчин составлял свыше 55, женщин – 30-35 лет. Под воздействием начавшихся преобразований в сознании населения утвердились три трактовки сущности и взаимодействия религиозности и светскости: арелигиозность, безрелигиозность и контррелигиозность. Религиозные организации являлись фактически самоуправляемыми единицами, деятельность которых была направлена на возрождение административной структуры и легализацию своего статуса16.
Вместе с тем, «вольнодумство» и «богоборчество», характерные для деревенских коммунистов, чаще всего выражались лишь в грубом отношении к верующим, диком хулиганстве и пьянстве, которыми данные лица отличались в повседневности и «отмечали» церковные праздники. На Рождество 1923 г. в д. Малая Иня Минусинского уезда шестеро пьяных коммунистов открыли стрельбу по церкви. В феврале того же года командный состав 4-го истребительного отряда ЧОН, находившегося в Синявинской волости, перепившись, начал стрелять по иконам в крестьянской избе. Коммунисты с. Тертеж Манского района в феврале 1925 г., занимаясь переоборудованием старой церкви под народный дом, в грубой форме отказали верующим в просьбе самим разобрать и вынести иконостас, нетактичными высказываниями вызвали недовольство последних. На Пасху 1925 г. в п. Тайшете Канского уезда пьяные коммунисты валялись на улице в грязи. В ночь на 4 мая того же года члены комячейки изрубили иконы Дербинской церкви и погубили Евангелие. На Троицу председатель правления Новосёловского общества потребителей коммунист Панкрашин с приказчиком, будучи пьяными, стреляли по улице из винтовок. Было отмечено хулиганством посещение г. Енисейска епископом Енисейским и Красноярским Амфилохием, состоявшееся в начале августа 1925 г.: при посадке на пароход церковного иерарха один из коммунистов бросил в его головной убор репейник. Квартируя у зажиточного крестьянина с. Боград Хакасского округа, партиец 18 апреля 1927 г. прострелил икону Иоанна Кронштадского. Кощунство и насилие на почве пьянства в том же году были совершены в с. Суэтук Ермаковского района: отгулявшая свадьбу пьяная ватага местных хулиганов во главе с секретарем комячейки Давыдкиным, впрягшись, под красным флагом и в сопровождении священника и членов причта возила по деревне телегу с пьяным, изображающим усопшего17.
В то же время иконы находились даже на стенах в сельсоветах, например, в 1923 г. д. Козловки Шушенской волости и д. Емельяновки Зеледеевской волости. Коммунисты продолжали их держать в своих избах, а некоторые – следовать в быту церковным обычаям. При проверке состояния комячейки с. Большая Мурта в апреле 1923 г. выяснилось, что при отрицательном отношении к местному священнику, некоторые члены её иконы все же сохраняли. Сибирская комиссия, обследовавшая в начале 1925 г. Чебаковский район Хакасского округа, нашла, что в обрусевшем улусе Косой Ложок коммунисты справляли свадьбы своим детям, благославляя их иконами, и с участием священника. На одной из свадеб местный хулиган, который по уговору и за выпивку сбросил икону на пол в избе такого коммуниста, был сильно избит. В жилищах членов комячейки иконы украшали стены наравне с портретами В.И. Ленина. Один из безбожников вместо иконы соорудил герб СССР, на который жители стали молиться. Такая же комиссия, проверявшая в феврале 1925 г. состояние ячеек Рождественского района Канского уезда, установила, что иконы держали многие коммунисты. Данное явление наблюдалось и в Городковской комячейке (Ачинский уезд). В Каратузском районе коммунисты, осуществляя антирождественскую кампанию, пели в храме с разрешения церковного совета «Интернационал». Члены Никольской комячейки (Идринский район) крестили своих детей. На свадьбе в с. Малые Кныши того же района тысяцким, которому было отведено почетное место под образами и он обходил с иконой свадебный «поезд», выступил коммунист с 1920 г.

---
Ищу в Вологодской губ.: Мальцевых, Лысковых, Каменских, Устьрецких, Сиземских, Комаровых, Спасских, Ворониных.
Ищу в Приморье и Амурской губ.: Осиповых, Петуховых.
Интересуюсь историей: Кадниковск., Тотемск. у Вологодск. губ.; Красноярск.у Енис губ;
ВладимирММ
Модератор раздела

ВладимирММ

Моск. обл.
Сообщений: 1205
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 1655
Последнее фото из д.Монастырская.
отремонтирована главная башня. Сняты леса, вставлены окна. Теперь на очереди ремонт трёх малых башень и воздвижение 4-й утраченной.

Прикрепленный файл: KeqNJYMrijo.jpg
---
Ищу в Вологодской губ.: Мальцевых, Лысковых, Каменских, Устьрецких, Сиземских, Комаровых, Спасских, Ворониных.
Ищу в Приморье и Амурской губ.: Осиповых, Петуховых.
Интересуюсь историей: Кадниковск., Тотемск. у Вологодск. губ.; Красноярск.у Енис губ;
ВладимирММ
Модератор раздела

ВладимирММ

Моск. обл.
Сообщений: 1205
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 1655
Окончательно выяснил, что прадед священник Александр Мальцев в апреле 1919г переместился в Талицкий Троицкий приход Красноярского уезда, с.Тальское. Приход открыт в 1914г.
Это село находится рядом с с.Погорельское, где прадед служил в 1902-13гг, где похоронена прабабушка. Рядом и с.Зеледеево - один из центров крестьянского восстания в начале 20-х гг против советской власти.

http://kras-hram.ru/page441/

Тальский Троицкий приход открыт в 1914 году и выделен из прихода Устюжского. Приход состоит из с.Тальского и деревень: Булановой в 3 верстах, Ново-Троицкой в 6 верстах и Мостовой в 18 верстах. Церковь в приходе одна, деревянная, однопрестольная,во имя Свят. Живоначальной Троицы, построена в 1888 году. В с.Тальском имеется одноклассная министерская школа.

---
Ищу в Вологодской губ.: Мальцевых, Лысковых, Каменских, Устьрецких, Сиземских, Комаровых, Спасских, Ворониных.
Ищу в Приморье и Амурской губ.: Осиповых, Петуховых.
Интересуюсь историей: Кадниковск., Тотемск. у Вологодск. губ.; Красноярск.у Енис губ;
ВладимирММ
Модератор раздела

ВладимирММ

Моск. обл.
Сообщений: 1205
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 1655

ИЗ ДОКЛАДА НАЧАЛЬНИКА МИЛИЦИИ КРАСНОЯРСКОГО УЕЗДА НАЧАЛЬНИКУ ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНСКОЙ МИЛИЦИИ



г.Красноярск 18 ноября 1920 г.

<...>

С начала октября в связи с выполнением разверстки в 7 миллионов пудов, положенных на Енисейскую губернию, среди населения, расположенного главным образом по левому берегу Енисея в 1, 3 и 4-м районах милиции Красноярского уезда, началось скрытое волнение и глухое недовольство, вылившееся в открытое неповиновение и восстание в середине октября, к каковому времени на сборный пункт увоенкомата должны были собраться призванные по мобилизации унтер-офицеры и призывные, родившиеся в 1900 и 1899 годах.

Застрельщиком явилось село Минино, унтер-офицеры и призывные которого в ночь на 12 или 13 октября поголовно ушли в тайгу. Это послужило сигналом к отказу подчиниться мобилизации в волостях Зеледеевской, Сухобузимской, Погорельской и Шилинской.

Так, зеледеевские мобилизованные по прибытии к ним [советского] отряда завязали перестрелку и ушли в тайгу в северо-западном направлении, где присоединились к банде под командой какого-то полковника, захватив с собой мобилизованных Покровской, Шерчульской и Михайловской волостей. Численность банды, по показаниям милиционеров, бежавших из плена от бандитов, достигла до 400-500 человек. Отдельные отряды ее сделали налеты на село Погорельское и соседние деревни при явном сочувствии населения. 1, 3 и 4-й милиционные районы были приведены в боевую готовность, был выслан из Красноярска отряд под командой комбрига ВОХР Гайдуля*, а для прикрытия тракта — конный отряд милиции в составе 27 человек.

Вскоре банда была оттеснена в северо-западном направлении, в Ачинский уезд.

Одновременно с волнением на почве мобилизации Покровская волость категорически отказалась выполнить подводную повинность по доставке дров на Знаменский стекольный завод и почти по всему уезду прекратилась ссыпка хлеба и доставка фуража. В войсковых частях и гражданских учреждениях г.Красноярска, имеющих обозы, начался падеж скота; положение с фуражом не улучшилось и до настоящего времени.

Не могу поручиться за точность цифр, но до 1 октября из 7-миллионной разверстки было выполнено что-то около 200 000 пудов.

Дезертиры в селах и деревнях прикрываются всеми, не исключая и сельисполкомы. Так, несколько дней тому назад был арестован председатель Погорельского волисполкома за выдачу всем мобилизованным удостоверений, что они к партии коммунистов и вообще ни к какой партии не принадлежат.

Комментарии излишни. Такая политическая ситуация, разумеется, не может не отразиться и на деятельности сотрудников милиции, разбросанных по 2-3 человека по уезду. В их действиях невольно проявляется нерешительность работ, боязнь нажить себе врагов, и нужны решительные меры, чтобы удержать их в границах служебной дисциплины. № 9613.

Начальник милиции Киселев-Гусев

ГАКК. Ф.р. 742. Оп.1. Д.36. Л.14. Машинописный подлинник.

________________________

*В документе допущена ошибка. В то время К.В.Гайдуль командовал 1-й Енисейской инженерно-рабочей бригадой, а 15 ноября он был назначен командиром и военкомом Енисейского территориального полка.



Публикуется по изданию "Сибирская Вандея. Документы в 2-х томах. 1919 -1920. Под редакцией академика А.Н. Яковлева. М., Международный фонд "Демократия", 2000, Том 1, С. 441 - 518." Составитель В.И.Шишкин
---
Ищу в Вологодской губ.: Мальцевых, Лысковых, Каменских, Устьрецких, Сиземских, Комаровых, Спасских, Ворониных.
Ищу в Приморье и Амурской губ.: Осиповых, Петуховых.
Интересуюсь историей: Кадниковск., Тотемск. у Вологодск. губ.; Красноярск.у Енис губ;
ВладимирММ
Модератор раздела

ВладимирММ

Моск. обл.
Сообщений: 1205
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 1655
Всё о прадеде. Воспоминания бабушки А.А.Осиповой (с моими добавлениями). Кадников. Иркутское. Погорелка. Красноярск. Канск. 1894-1919гг.

Александр Афиногенович и Надежда Прокопьевна Мальцевы с детьми Петром, Александрой, Руфином и Прокопием из Кадникова в марте 1897г. приезжают в село Иркутское Погорельской волости, сейчас – Сухобузимский район. Переезжает, как я сейчас понимаю по совету брата прабабушки, Ивана Лыскова, который в это время жил и служил в Красноярске. На фото-реконструкции – диакон Александр с супругой. По прошению диакону Николаевского Кадниковского собора Вологодской губернии Александру Мальцеву в феврале 1897 было предоставлено священническое место при церкви села Иркутское Красноярского уезда. В апреле Александр был принят на службу в Енисейскую епархию и рукоположен в священника церкви села Иркутское.. Здесь в мае 1897г. родился четвёртый сын – Антонин.

Село Иркутское от епархиального города и ближайшей железнодорожной станции Красноярск находится в 45 верстах, от волостного правления в селе Погорельском в 8 верстах, от почтового отделения в селе Шилинском в 23 верстах.
Церковь в приходе одна, деревянная, однопрестольная, в честь Казанской иконы Божией Матери, построена в 1900 году, стараниями прихожан. Церковная библиотека со¬стоит из 95 томов. В деревне Татарской имеется молитвенный дом, построенный в 1910 году.
Иркутский Богородице-Казанский приход состоит из села Иркутского и деревень Татарской и Шипулиной, находящихся от села в 10 верстах. В селе Иркутском имеется цер¬ковно-приходская школа. Штатный причт состоит из священника с жалованием в 590 руб. и псаломщика с жалованием в 220 руб. Братских дохо¬дов получается до 400 руб в год. Священник за преподавание Закона Божьего получает 60 руб в год. Причтовых домов два, оба в неудовлетворительном состоянии. Земли при церкви состоит — усадебной 3 деся¬тины, пахотной 5 десятин, сенокосной 56 десятин, залесок 13 десятин, под кустарником, болотом и речкой 27 десятин, лесной дачи 20 деся¬тин.
В 1901г случился пожар, в котором деревянная церковь сгорела. Сельский сход принял решение о постройке молитвенного дома. А прадед подал прошение о перемещении на вакантное место в соседнем Погорельском Николаевском приходе. 14 марта 1902г Адександр был перемещён на священническое место к Николаевской церкви села Погорельского Красноярского уезда.
В марте 1902г. семья из Иркутского переезжает в волостное село Погорелое (Погорельское, Погорелка), которое находится совсем недалеко от г. Красноярска.

Прадед, я думал сначала, получил назначение в Сибирь на священ¬ническое место в связи со Столыпинской реформой – массовым переселением крестьян из центральных губерний и из Малороссии. В осваиваемой Сибири стали нужны и священники. Нет, переезд состоялся из материальных соображений и из желания получить священническое место. В Сибири жалование священника от казны составляло 400рублей в год кроме братских доходов при готовых квартирах. Всем священникам при переезде выдавались прогоны, суточные по 60коп и по 300 рублей на первоначальное обзаведение. В это время священник Кадниковкого уезда получал от казны от 188 до 294 рублей, псаломщик получал 62-98 рублей.

Ищу сведения о Погорелке в Интернете. Село большое, богатое, стоит на Енисейском тракте, ведущем на север от Красноярска.
Недалеко село Сухобузим, откуда родом художник В.Суриков, это просто к слову и чтобы была понятна география. В этом селе - Троицкая церковь. Сухобузим, раньше станица Бузимовская, находится в 62-х верстах к северу от Красноярска. Сейчас это пос. Сухобузимское. Кстати, бабушка знала, что Суриков - её земляк. Мне об этом говорила. Они жили в Красноярске, но в разное время.
Я нашёл записки В. Сурикова, в которых прочёл: «...Когда меня из Бузима ещё учиться посылали, раз я с дьячком ехал... Въезжаем мы в село Погорелое... Большое село сибирское, у реки, внизу. Спуск крутой...». Значит, Погоре¬лое было ближе к Краснояр¬ску, чем Сухобузим.
Читаю у Сурикова дальше.
«...Степь немереная. На север – горы, на юг – лес до китайской (Монголия в те вре¬мена была в составе Китая) границы. Не так уж далеко – Барабинская степь.
Места в этом районе Восточной Сибири степные и лесостепные с горами – сопками из розово - красной глины. В берёзовых и хвойных лесах много грибов и ягод. В реках много рыбы. Местные жители – переселенцы из централь¬ной и Малой России и потомки казаков, пришедших с Ермаком. Казаки в1870 г. были приписаны к ме¬щанскому сообществу.
Дома крепкие, дворы замощены тёсаными брёвнами. Окошки часто ещё слюдяные или из бычьего пузыря.
Жестокая жизнь в Сибири. Прямо не 19-й, а 17-й век. Кулачные бои зимой на Енисее. Пуб¬личные порки и казни преступников.
Недалеко, через Енисей, – Торгашинская станица. Село Свищово через 20 вёрст. За Свищовым – лес. На правом берегу Енисея – селение Ладейка, за которым начинается лес...»

В Красноярске и окрестных сёлах в 19-м веке отбывали ссылку: декабристы, револю¬ционеры-«петрашевцы», участники польского восстания, политические преступники.
Погорелое – первый станок (ямщицкая станция) на Енисейском тракте после Красно¬ярска.

Погорелое раньше было волостным селом. Погорельская волость граничила с юга – с Покровской и Зеледеевской волостями, с севера – с Сухобузимской волостью. В селе – старейшая сельская школа. Никола¬евская Погорельская церковь построена в 1817г. Она каменная и по архитектуре по¬хожа на уральские храмы. Прежняя деревянная сгорела. Из-за частых пожаров в Енисей¬ской губернии старались строить каменные храмы.

В Погорельском (бабушка говорила Погорелка) у Мальцевых появляются Алфей и Елена. Детей, ко¬нечно, называли строго по святкам. Семеро детей, это в наше время кажется невозможным, а тогда все семьи были многодетными. В доме ещё жил безродный дедушка Осей, он помогал по хозяйству. Обстановка в доме Мальцевых была городская. Хозяй¬ство вела прабабушка. На ней же было дошкольное образование детей. Гувернанток, кухарок в семьях священников держать не было принято. Дом был казённым, церковным.

---
Ищу в Вологодской губ.: Мальцевых, Лысковых, Каменских, Устьрецких, Сиземских, Комаровых, Спасских, Ворониных.
Ищу в Приморье и Амурской губ.: Осиповых, Петуховых.
Интересуюсь историей: Кадниковск., Тотемск. у Вологодск. губ.; Красноярск.у Енис губ;
ВладимирММ
Модератор раздела

ВладимирММ

Моск. обл.
Сообщений: 1205
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 1655
Продолжение

Прадед очень любил детей, много с ними занимался.
Об отце бабушка рассказывала, что он был шутником, подсмеивался над женой, кото¬рая была очень религиозной, частенько нарушал пост и детям всегда делал послабления во время постов. Он и в проповедях мог позволить вольности, допуская некоторые от¬ступления от канонов. За это бабушкина мама, моя прабабушка Надежда, очень сердилась и ругала мужа. Она была ор¬тодоксально религиозной.
Прабабушка в Погорелке была сельской повивальной бабкой – женщи¬ной, принимав¬шей роды, акушеркой. Думаю, что переняла это занятие от кого-то из рода Лысковых. А знания по ме¬дицине - акушерству она получила в Вологодских епархиальном женском училище и школе пови¬вальных бабок. Бабушка называла её повитухой. Повивальные бабки (пови¬тухи) – лица вполне официальные, помещались в адресно-справочных книгах. Это – аку¬шерки.

Когда бабушка Александра, а называли её в семье Саней, подросла, её отправили учиться в Красноярск, где было соответствующее училище для дочерей служителей Рус¬ской Православной Церкви - епархиальное женское училище. Учась в Красноярске, ба¬бушка и познакомилась с семинаристом Николаем Осиповым. Он мог учиться вместе с бабушкиными братьями Петром или Руфином и через них познакомиться с бабушкой.
Женские епархиальные училища имели особое назначение и особую организацию. Они были созданы для дочерей православного духовенства, но не являлись сословным учебным заведением. За определённую плату, определяемую местным духовенством, там могли обучаться девицы из других сословий. Дочери духовенства обучались бесплатно или с частичной оплатой обучения и пансиона. И Александра, и Елена Мальцевы прошли через епархиальное женское училище.
Курс преподаваемых предметов в светских гимназиях, духовных и епархиальных жен¬ских училищах был при¬мерно один и тот же. Обучение было шестилетним, и был 7-й пе¬дагогический класс. В училище поступали в 10 -12 лет. До этого девицы проходили обуче¬ние домашнее и в начальных школах. Обучение было шестигодичным, и был седьмой «учительский» класс.

В педагогическом классе изучались: педагогика, дидактика, анатомия, физиология, ме¬тодики преподавания по различным предметам. Практиковалось педагогическое на¬блю¬дение за несколькими ученицами младших классов. Была педагогическая практика в своём же училище.
Содержание воспитанниц было самое простое и незатейливое. Их приучали к скром¬ной трудовой жизни. Поддерживались чистота, опрятность и порядок. Было заведено са¬мообслуживание. Воспитанницы сами шили бельё и платья, убирали комнаты и постели, поочерёдно готовили обеды и сервировали стол, занима¬лись садоводством и другими предметами домашнего хозяйства. Девицы обязательно обучались шитью, кру¬жевоплете¬нию на коклюшках и крючком, вязанию, дру¬гим рукоделиям. Они также обучались шитью и починке церковных облачений и принадлежностей церковной ризницы. Бабушка хо¬рошо шила и вязала.
Ещё одна составляющая духовного образования – это режим в епархиальных учили¬щах. В 7 часов воспи¬тан¬ницы встают, в 8 идут на утреннюю молитву в учи¬лищ¬ную цер¬ковь. С 9 до 15 часов проводятся занятия. Между уроками перемена на 20 минут. Зав¬траки, обеды и ужины сопровождаются молит¬вой. В 21.15 девицы ложатся спать. В итоге: 8 часов уделялись умственным и физиче¬ским занятиям, 2 часа на молитву, 4 часа на про¬гулку и принятие пищи, 10 часов на сон.
Большое значение придавалось духовной составляющей образования. Епархиалок вос¬питывали в духе православия и народности, высокого достоинства и нравственности.
Выпускницы могли служить домашними учителями и учителями начальной школы. Такую службу и выберет моя бабушка Саня.

В 1910г бабушка выходит замуж за приятеля братьев по семинарии, Николая Алексан¬дровича Осипова. Окончив семинарию, Николай поступает в 1910-11гг. на службу учителем начальной школы в деревню Талая. Молодожёны отправились в д.Талая вместе, чтобы работать в начальной народной школе, чтобы создать семью. Вскоре молодая семья пере¬езжает в город Канск.

Семья Мальцевых была очень дружной. Братья и сёстры всегда стараются быть и жить вместе или близко друг от друга. Всегда прихо¬дят на вы¬ручку, всегда помогают мо¬рально, мате¬риально и реально - фи¬зически.



---
Ищу в Вологодской губ.: Мальцевых, Лысковых, Каменских, Устьрецких, Сиземских, Комаровых, Спасских, Ворониных.
Ищу в Приморье и Амурской губ.: Осиповых, Петуховых.
Интересуюсь историей: Кадниковск., Тотемск. у Вологодск. губ.; Красноярск.у Енис губ;
ВладимирММ
Модератор раздела

ВладимирММ

Моск. обл.
Сообщений: 1205
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 1655
Продолжение

Александра в юности особенно близка со старшим братом, Петром.
Пётр был приверженцем революционных социалистических идей. Он принимает участие в выступлениях красноярских рабочих, студентов и семинаристов, во Всероссийской стачке слушателей духовных семинарий и академий в 1906-07гг. Красноярск по сибирским масштабам близок от Ленских приисков, где царские власти в эти годы расстре¬ляли рабочих, выступивших с экономическими и политическими требованиями. По бабушкиным рассказам, на знаменитых «Красноярских столбах» в это время появилось то ли написанное краской, то ли вырубленное в камне воззвание против царя.

По рассказу бабушки, её старший брат, Пётр Александрович Мальцев, участвовал в революционном движении в Красноярске и был членом кружка революционера Чернышёва. Принимал он участие и в создании надписи на отвесной скале третьего столба слова "Свобода". За это в 1906г Пётр Мальцев был арестован. А прадед, протоирей Александр Афиногенович Мальцев, был вызван к архиерею Евфимию для "беседы".
Бабушка рассказывала, что в их погорельском доме часто собирались представители местной интеллигенции. Пили чай, играли в лото, обсуждали волнующие проблемы. В дом иногда заходил урядник (местный полицейский). Беседовал, выяснял настроения, интересовался Петром.
---
Ищу в Вологодской губ.: Мальцевых, Лысковых, Каменских, Устьрецких, Сиземских, Комаровых, Спасских, Ворониных.
Ищу в Приморье и Амурской губ.: Осиповых, Петуховых.
Интересуюсь историей: Кадниковск., Тотемск. у Вологодск. губ.; Красноярск.у Енис губ;
ВладимирММ
Модератор раздела

ВладимирММ

Моск. обл.
Сообщений: 1205
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 1655
Продолжение

Прабабушка умерла в 1913г.
Мне стало известно, что с 15 октября 1913г. священником Погорельской церкви стал протоиерей Левитский. Прадеду, вскоре после смерти жены было запрещено священнослужение. По скупым бабушкиным словам, о. Александру за прегрешения сделали запрещение в службе и он, лишённый церковного дома и дохода, переместился в монастырь. В Енисейской епархии были - Красноярский Знаменский мужской общежительный монастырь и Енисейский Спасский мужской монастырь.
Запрещение в священнослужении и уход в монастырь был связан со смертью прабабушки. Прадед, овдовев, мог по своему желанию удалиться в монастырь. Он сильно переживал смерть Надежды. Дети учились и были на казённом содержании. Дом был церковным, нужно было его освобождать для нового священника. Хотелось покоя. Кстати, бабушка говорила не раз, что прадед не любил свою службу, не хотел служить, делал это только из материальных соображений. Правда, сейчас я таким бабушкиным словам не верю.

Священники часто уходили в монастырь, овдовев. В 20 веке целибатных (неженатых) священников практически не существовало. Овдовевшие священники по традиции Русской Православной Церкви раньше побуждались к пострижению в монахи. С 1869г. законом разрешалось служение вдовцов, но только по решению епархиального архиерея. А до этого времени овдовевший священник, чтобы продолжить службу, должен был получить у архиерея письменную епитрахильную грамоту, которая действовала только три года и могла быть продлена. Так же он мог переместиться на псаломническое место. У о.Александра отношения с новым Епископом Енисейским и Красноярским Никоном не сложились. Прадед архиерейского разрешения служить не получил. Капитала и дома он не нажил, светской профессии не было, дети содержать его не могли. В монастыре прадед пробыл недолго. Он дождался вакантного места псаломщика и с января 1914г запрещённый священник Александр Мальцев было пределён псаломщиком к Мокрушенской церкви Енисейского уезда.
В 20 веке строгого ограничения на служение овдовевших священников не было, но второй раз женится они не могли. Уже в октябре 1915г псаломщик, запрещённый в священнослужении священник Александр Мильцев был вновь определён священником к Изыкчульской церкви Ачинского уезда.

Несмотря на служебные осложнения, прадеду удалось всем детям дать хорошее образование в Красноярских духовных училище. семинарии и женском епархиальном училище. Учились бесплатно с пансионом и получали хорошее образование. В дореволюцион¬ное и советское время Мальцевы становятся бухгалтерами, экономистами, учителями.

Таким образом, после смерти прабабушки в 1913г. прадед в октябре освобождает приход и церковный дом. В 1913-14гг. он некоторое время пребывает в монастыре. С 15 января 1914 по 20 октября 1915г прадед, запрещённый священник, служит псаломщиком Мокрушенской Николаевской церкви Енисейского уезда. 20 октября 1915г прадед был вновь определён священником Изыкчульской Троицкой церкви Ачинского уезда. В этой церкви прадед прослужит два года. В 1917-18гг прадед служит священником Серафимовской церкви в селе Тургенево Ачинского уезда. Одновременно со службой священником прадед учительствует в церковно-приходских и земских школах.
В апреле 1919г священник - учитель Александр Мальцев перемещён к Троицкой церкви села Талое/Тальское Красноярского уезда. Он - настоятель Тальского Троицкого прихода. Село Тальское находится совсем рядом селом Погорельским.

В Сибири с апреля 1917г устанавливается советская власть. В октябре - декабре 1917г она установилась в большинстве районов Сибири. В январе - ноябре 1918г, так называемая, Первая Советская власть была установлена повсеместно, но она продержалась недолго. В ноябре 1918г в Сибири устанавливается диктатура белого адмирала Колчака. К северу от транссибирской магистрали под руководством большевиков действует партизанская армия, которая ведёт борьбу с колчаковцами. Верховная власть Колчака продержалась недолго, 7 февраля 1919г Колчак был расстрелян. В марте в Иркутск вошла 5-я Красная армия. С августа 1919г высшим органом власти стал Сибревком.
В 1919-20г. в Сибири устанавливается, так называемая, 2-я советская власть. Катится волна раскрывания «белогвардейских» заговоров. Закрываются церкви. Преследуются, подвергаются репрессиям священнослужители и их семьи. Многие священники были мученически убиты.

После октябрьского переворота и установления советской власти жизнь приходов и монастырей осложнилась, многие были закрыты. К 1924г. все монастыри были закрыты, многие настоятели расстреляны.
В результате уничтожения приходов, храмов, монастырей и самих священников по всей России происходит «бродяжничество» священников, церковнослужителей, монахов. Прадед живёт то в с. Талая, то переезжает в Канск к бабушке и живёт у неё.

В 1920-21гг по Сибири катится волна крестьянских восстаний против советской власти. Крестьяне восстали против мобилизации в Красную армию и продразвёрстки. Гражданская война, неурожаи 1918 и 1920-21гг и продразвёрстка оставляли крестьян без хлеба. Вооружённый протест продемонстрировали участники партизанских отрядов, воевавших против белогвардейских войск и чехословацкого корпуса в 1918-1919гг.

Ликвидация восстаний продолжалась до марта 1921г. Мелкие отряды повстанцев ушли в тайгу и действовали до 1922г.Центром одного из таких восстаний было село Зеледеево, что рядом с сёлами Талая и Погорельское.
В Погорельском у прадеда происходит столкновение с некоторыми бывшими прихожанами и представителями советской власти. Прадеда забивают до смерти. Могу только догадываться о причине трагедии.




---
Ищу в Вологодской губ.: Мальцевых, Лысковых, Каменских, Устьрецких, Сиземских, Комаровых, Спасских, Ворониных.
Ищу в Приморье и Амурской губ.: Осиповых, Петуховых.
Интересуюсь историей: Кадниковск., Тотемск. у Вологодск. губ.; Красноярск.у Енис губ;
ВладимирММ
Модератор раздела

ВладимирММ

Моск. обл.
Сообщений: 1205
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 1655
Продолжение

Прадед приехал в Погорелку в разгар так называемого Зеледеевского восстания. Зеледеевское, Сережское и Голопуповское восстания охватили обширную террито¬рию вокруг Красноярска и сёл Ачинского, Тасеевского, Канского районов. Пик восстания пришёлся на октябрь – ноябрь 1920г. Конец повстанчества – 1922-25гг. Район от Ачинска до Канска был зоной волнений и восстаний, которые возникли на почве отказа отмобилизации и продразвёрстки. Продразвёрстка – это силовое изъятие советской властью у крестьян по всей России зерна и фуража. Проводилась для обеспечения продовольствием армии и город¬ского населения, прежде всего – рабочих.
Крестьяне отказывались выполнять продразвёрстку, прекратили отсыпку хлеба и доставку фуража и дров, отказывались от мобилизации в Красную армию, массово дезертировали из неё. Семьи дезертиров подвергались репрессиям.

Лозунги восстания: Советы без коммунистов, власть народа и Учредительного собрания, монархия с присоединением церкви к государству, свободная торговля.
Действовала повстанческая армия. В ней насчитывалось до 500 штыков и 50 сабель, 7 пулемётов на тачанках. Обоз составлял 150 подвод, из них 22 – с продовольствием. У повстанцев был штаб, лазарет с врачом и медсёстрами. Командный состав состоял из колчаковских офицеров. Кроме крестьян, в армии было много дезертиров из отступавшей на Дальний Восток колчаковской армии – унтер-офицеров и солдат.

Из протокола от 14.10.1920г. экстренного заседания президиума Енисейского губкома РКП(б):
Арестовать руководителей восстания.
Выслать усиленный отряд для ликвидации волнений и проводить конфискацию имущества лиц, скрывающихся от мобилизации.

Бабушка рассказывала о конфискации имущества и запасов зерна знакомых крестьян Погорелки. А прадед за этих крестьян заступился. И поплатился жизнью! Бабушка не рассказывала мне о восстании, возможно умышленно, чтобы не настраивать против коммунистической партии. Я же сейчас делаю вывод, что прадед – жертва Зеледеевского восстания.

У бабушки от отца остаётся большой серебряный нагрудный (наперсный) крест на серебряной же цепи, а от мамы – старинной работы бусы, серьги с бриллиантами, броши, кольца. Многие ценности бабушка и прадед сдали в 20-е годы в фонд голодающих. Думаю, что добровольно – принудительно. Массовый голод в 1921-22гг. проходил в Сибири и Поволжье. Причиной голода была продразвёрстка. Оставшиеся немногие ценности, в том числе нагрудный крест, бабушка обменяет в 1943-45гг. на продукты для беременной дочери и любимого внука (для меня) в магазине «Торгсин».

Не осталось ни одной фотографии прадеда. Я спрашивал бабушкиного брата, Антонина, почему не сохранили? Он ответил: «Володя, такое время было, что приходилось скрывать своё происхождение от священника. Могли быть настолько серьёзные неприятности, что все фотографии и документы уничтожили. Ни фото, ни документов, указывающих на отца – священника и брата Руфина - офицера, не осталось ни у меня, ни у Петра, ни у Прокопия, ни у Алфея, ни у Лены, ни у твоей бабушки». Но ведь и прабабушкиной фотографии не осталось. Думаю, всё дело в том, что было много переездов и дети Мальцевы, уезжая из Погорелки на учёбу и работу, не возвращались уже назад. Прадед часто менял казённые дома и всё имущество, книги, фото оставил или утерял при переездах.

И всё-таки история смерти прадеда имеет для меня какую-то тайну. Бабушка рассказывала о ней неохотно и скупо. Но, может быть, ей просто было больно вспоминать.


---
Ищу в Вологодской губ.: Мальцевых, Лысковых, Каменских, Устьрецких, Сиземских, Комаровых, Спасских, Ворониных.
Ищу в Приморье и Амурской губ.: Осиповых, Петуховых.
Интересуюсь историей: Кадниковск., Тотемск. у Вологодск. губ.; Красноярск.у Енис губ;
ВладимирММ
Модератор раздела

ВладимирММ

Моск. обл.
Сообщений: 1205
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 1655
Продолжение

Прошло очень много лет, и Погорелка «нашла меня».

Неожиданно я получил письмо от учителя истории из Красноярска. Татьяна Влади¬мировна из Интернета узнала, что мой прадед служил в Погорельском и просит рассказать о нём. Она с учениками проводит исследование по жизни приходского духовенства и со¬бирает для этого материал.
По просьбе учителя я отослал ей рассказ о прадеде Александре Афиногеновиче Маль¬цеве, священнике Погорельской Николаевской церкви Красноярского уезда Енисей¬ской губернии.

В ответ пришло письмо:

"...Спасибо за информацию. Работу в архиве буду продолжать, если что найду, от¬правлю Вам.
Дело в том, что деревня Погорелка - моя малая Родина. В этом селе с 30-х годов 20 века живёт моя бабушка, родилась мама.
Церкви в деревне уже нет. В годы Советской власти она была разрушена, но не со¬всем. Церковь построена в 1821г, каменная. В здании церкви в годы Советской власти на¬ходилась местная деревенская администрация. Сейчас там фельдшерский пункт.
По рассказам бабушки за церковью располагалось кладбище. Постепенно надгробия были уничтожены и теперь это поляна, на которой местные жители пасут скот. Я помню в детстве, когда играли на поляне, встречали аккуратно выложенные камни. Старшие нам строго настрого запрещали близко к ним подходить. Когда подросла, бабушка сказала, что это - могилы священнослужителей и их семей. Сейчас следов от могил не осталось ника¬ких.
В настоящее время от былого величия д. Погорелки не осталось ничего. От местных жителей осталось только несколько дворов. Остальные дома - дачи. Не даёт погибнуть деревне лишь близкое расположение к Красноярску. Деревня Иркутское находится в худ¬шем положении. Отдалённость от трассы, г. Красноярска, распад или развал колхоза сде¬лали своё пагубное дело. Деревня Иркутское совсем погибает. Если в Погорелке ещё есть напоминание о церкви, то в Иркутском от храма ничего не осталось..."


---
Ищу в Вологодской губ.: Мальцевых, Лысковых, Каменских, Устьрецких, Сиземских, Комаровых, Спасских, Ворониных.
Ищу в Приморье и Амурской губ.: Осиповых, Петуховых.
Интересуюсь историей: Кадниковск., Тотемск. у Вологодск. губ.; Красноярск.у Енис губ;
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 18 19 20 21  22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Вперед →
Модератор: ВладимирММ
Вверх ⇈