ВГД требуется ведущий (админ)   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
Автор статьи: Ludmilla

А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Э   Ю   Я  

Татары, в историческом и этнографическом смысле


Термин "татары" как название народа имеет скорее историческое, чем этнографическое значение. Т. как отдельного народа не существует; слово "татары" является собирательным именем для целого ряда народов монгольского и, главным образом, тюркского происхождения, говорящих на тюркском языке и исповедующих Коран. В V в. под именем та-та или татань (откуда, по всей вероятности, и происходит слово Т.) разумелось монгольское племя, обитавшее в сев.-вост. части Монголии и отчасти в Маньчжурии, между pp. Халха, Кэруленом и Сунгари, в особенности около Буир-Нора. Сведений об этом племени татань у нас почти нет; мало известна нам также история всего монгольского племени (см. Монголы). В XI в. Т. были побеждены тунгусами и отчасти переселились в Юго-Зап. Монголию, в горы Инь - шань, отчасти остались около Буир-Нора и Кэрулена. Затем китайские писатели - главный источник для истории монголов - некоторое время ничего не говорят о Т. В XII в. появляется Темучин, или Чингисхан, делающий имя монголов известным всему миру. Он соединяет разрозненные роды, разгромляет всю Среднюю Азию и образует могучее царство, в состав которого входит множество разных народностей. Эти народности и образуют монголо-татар, или просто Т. По словам одного китайского писателя, Т. "занимаются исключительно своими стадами, кочуют и не имеют ни городов, ни стен, ни письмен, ни книг; заключают все договоры изустно. С детства упражняются в верховой езде, стрелянии из лука... и приобретают таким образом мужество, необходимое для грабежа и войны. Пока они надеются на успех, они двигаются взад и вперед; когда надежды нет, выгодное бегство не почитается предосудительным. Обрядов религии и судебных учреждений они не знают... Все питаются мясом убитых животных... и одеваются в их шкуры и меха. Сильнейшие из них хватают самые жирные куски; старики же едят и пьют, что остается. Уважают только храбрейших; старость и слабость находится в презрении". "Они любят угощения, - говорит другой китайский писатель; - по большей части имеют обыкновение не мыть рук и хвататься ими за рыбу и мясо; платье их не снимается и не моется до тех пор, пока не износится".
В 1223 г. один из отрядов Чингисхана проник на Кавказ, покорил многие тамошние племена и положил таким образом начало татаро-монгольской оседлости на Кавказе; приток татарского элемента продолжался здесь довольно долго, и из смешения Т. с местными жителями образовалась особая татарская народность. Затем Т. двинулись в Половецкую степь и здесь на р. Калке разбили половецких и русских князей. После этого они ушли назад в Азию. После смерти Чингисхана в 1228 г. его преемником был провозглашен Угедей, который отправил племянника своего Батыя на завоевание восточных стран.
В 1237 г. татары напали на Русь, покорили ее, разгромили часть Западной Европы (Венгрию и Польшу); дальнейшее движение на запад было преграждено ополчением чешского короля и герцогов австрийского и каринтийского. Т. повернули назад и основали на Волге Золотую Орду. В конце XIV и начале XV в. из Золотой Орды выделилось крымское ханство, где правила династия Гиреев. Еще до падения Золотой орды образовалось, в конце XIV в., Казанское царство, просуществовавшее до 1552 г. Когда пала столица Золотой орды, хан ее Ахмед бежал и был убит сибирским ханом Ибоком, а сыновья Ахмеда образовали Астраханское царство, покоренное русскими в 1554 г. В XVI в. в Сибирской земле было основано независимое ханство татарами, обитавшими по pp. Оби, Иртышу, Тавде, Ингулу и притокам их; оно было завоевано Ермаком при Иоанне Грозном; но окончательно перешло к русским в XVII в. (см. Сибирь). Указанные выше татарские ханства представляли грозную силу, имевшую громадное значение на весь ход русской истории. Даже впоследствии, когда ханства эти потеряли свою независимость и подчинились русским, народности, входившие в их состав, не раз поднимали опасные восстания. Существуют основания думать, что они чувствовали свое родство друг с другом и задумывали под покровительством и при помощи Турции общий бунт, но их планы не осуществились (см. Сибирь). На государственный, общественный и семейный быт русских Т. оказали огромное влияние (см. Костомаров, "Начало единодержавия в древней Руси", "Вестник Европы", 1870, № 11 и 12; Карамзин, "История Государства Российского" и друг.).
Из вышеизложенного видно, что Т. распадаются на 3 группы: азиатскую, или сибирскую, европейскую и промежуточную между Европой и Азией-кавказскую.
Сибирская группа состоит из следующих подгрупп:
1) алтайской, к которой принадлежат Т. абаканские (Енисейской губ.), чулымские (Мариинского и Ачинского окр.), кузнецкие (Кузнецкого окр.) и собственно алтайские;
2) западно-сибирской, в состав которой входят Т. барабинские, тобольские и иртышские (главным образом, в Тобольской и Томской губ.).
Таким образом, поселения сибирской группы сосредоточиваются главным образом в трех губерниях: Тобольской, где находилось некогда татарское Кучумово царство, Томской и Енисейской. Всех сибирских Т. насчитывается 100 с лишком тысяч (см. Сибирь). Кавказская группа состоит из смешения тюркских народностей с собств. монголами и с кавказскими народами. Главные массы Т. живут в губ. Тифлисской и Елизаветпольской губ. Дагестанской обл. и Закатальском округе. Общее число их простирается до 1200 тыс.
К европейской группе Т. принадлежат:
1) казанские Т., происшедшие из смешения Т. Золотой Орды с местными элементами; живут от верхней Оки (так назыв. касимовские Т.) до Урала в числе около 1200 тыс. (см. Казанское царство, Казанская губ., Казань);
2) астраханские Т., распадающиеся в свою очередь на: юртовских Т., образовавшихся из смешения тюрко-монголов Зол. Орды с хозарами, и кундуровских Т., собственно ногайцев, из племени карагачей, пришедших с Кавказа; и
3) крымские Т., распадающееся на степных, горных и прибрежных; степные Т. -прямые потомки монголо-татар; горные -смесь Т. с местными народностями и с пришлыми элементами - хозарами, генуэзцами, готами, греками и т. д.; прибрежные Т. близки к горным, с еще более заметной примесью крови прошлого элемента.
Вопросы о составе татарского народа, о большей или меньшей примеси разной крови, о численности их и т. д. решаются учеными весьма различно. См. Тюрко-татары.
Тюрко-татары или турецко-татарcкиe народы - термин, синонимный сл. "тюрки". Происхождение и значение этого термина требует пояснения. Дело в том, что под словом "татары" или "тартары" еще до настоящего времени, особенно на Западе, обозначают совокупность совершенно различных по языку и расовым признакам народов - монголов, тунгусов, тибетцев, тюрков. Так, напр., столь далекий от территории тюрков Татарский прол. получил свое название вследствие того, что Лаперуз считал найденных им на берегах этого пролива обитателей - гиляк, айнов, орочей - народами татарского племени. Монголию еще очень недавно называли Татарией; ориенталист Абель де Ремюза в своей книге о татарских языках говорил о монголах, маньчжурах, тибетцах и тюрках и еще в 1885 г. Harles опубликовал книгу "О национальной религии вост. тартаров: маньчжуров и монголов". Сами татары никогда не называли и не называют себя этим именем. Некоторые полагают, что слово "татары" тунгусского происхождения (от ta-ta - тащить, натягивать) и значило "стрелок из лука". Вероятнее, что оно китайского происхождения: китайские летописи IX в. нашей эры обозначают татар двумя знаками, которые можно читать та-та или та-дзе - термин, которым китайцы обозначают и до сих пор все варварские племена Приамурского и Уссурийского края: гольдов, гиляк, орочей (за частью последних название тацзы, тазы сохранилось даже у самих инородцев и от них перешло к русским пришельцам края). По Ремюза, в некоторых диалектах китайских, имеющих звук, близкий к р, слово та-та произносилось и тартар. Такое же двойное название находим и у персидских и арабских историков.
Во всяком случае китайские историки термином та-та обозначали безразлично монголов и тунгусов, причем специально этим именем называлось отдельное монгольское племя, жившее в долинах Инь-шаня, по берегам северного изгиба Желтой реки. Это последнее составляло часть племени мо-го, жившего к СВ от Китая. Побежденное в 824 г. тунгусским племенем киданей, племя та-та отчасти подчинилось этим последним, отчасти восточным монголам, отчасти двинулось на ЮВ через пустыню Гоби и заняло область Тянь-Шаня. Эта часть племени (собственно татары) сначала мирно жило бок о бок с китайцами, подчинившись им при династии Ляо и Кинь, но впоследствии стала своими набегами наводить ужас на Китайскую империю. В конце концов китайцы стали называть именем татар и все варварские орды, которые тревожили границы и владения Китая. После завоеваний Чингисхана, мать которого была из племени татарского, все племена, завоеванные им (монголы и собственно татары), приняли общее название татар. Когда при преемниках Чингисхана была завоевана часть Сев.-Вост. Азии и Вост. Европы, населенной главным образом тюркскими племенами - печенегами, команами и т. д., то название татары было перенесено с покорителей-монголов на тюркские народности царств и ханств, вновь образовавшихся на Кавказе, Волге, в Крыму, Сибири и т. д. Немногочисленность состава монголо-татар. завоевателей привела к тому, что монгольский элемент и монгольский язык совершенно были поглощены тюркскими, но имя татар тем не менее сохранилось, несмотря на распадение монгольских государств.
В науке в настоящее время название татар совершенно отвергнуто в применении к монголам и тунгусам и оставлено только за теми тюркскими по языку народностями, почти всецело ныне входящими в состав Российской империи, за которыми оно сохранилось по историческому недоразумению, в отличие отдругих тюркских народностей, носящих самостоятельные исторические названия (киргизы, туркмены, сарты, узбеки, якуты и т. д.). Некоторые ученые (Ядринцев, Харузин, Шантр) предлагали видоизменить терминологию некоторых Т.-татарских народностей, которые в соматологическом отношении мало имеют общего с тюрками, назвав, напр., адербайджанских татар (по типу - иранцев) адербайджанами, алтайских татар (скорее финнов, чем тюрков) - алтайцами и т. д.; но это пока не привилось, тем более, что по историко-этническим судьбам тюркского племени язык является главнейшим расовым его признаком; иначе пришлось бы исключить из его состава и турок-османов, часть туркменов и многие другие народности.
Народности, говорящие на тюркском языке и называемые в России татарами, разделяются обыкновенно на три группы: сибирскую, европейскую и кавказскую.
А) Первая, сибирская, подразделяется на следующие подгруппы:
I. Алтайская, занимающая район Алтая и его предгорий, равно как соседние уезды Ачинский и Минусинский (Енисейской губ.) и Мариинский, Бийский и Кузнецкий (Тобольской губ.). Она образовалась из енисейцев, самоедов и финно-угров, смешавшихся с различными тюркскими и монгольскими племенами и говорящих на тюркском языке; в свою очередь она делится на следующие отделы.
1) Абаканские татары: качинцы, койбалы, сагайские татары (в Абаканской степи) и кызылы (в Юсской степи, по Белому и Черному Юсам до р. Кии и Божьего озера). Большая часть из них - кочевники, только сагайцы переходят к земледелию. В основу этих народностей легли енисейские и самоедские племена, занявшие свои территории в конце XVII в. после удаления киргизов и потом покоренные сначала калмыками, а впоследствии остатками Кучумского царства, татарским племенем кази, ныне составляющим главный элемент качинцев, большая часть которых уже обрусела. Сагайские Т. - енисейцы, отуреченные племенем ту-кю (еще в 1847 г. некоторые роды помнили слова своего древнего енисейского или самоедского языка). Качинских татар считалось в 1892 г. 11363, сагайских, в 1890 г. - 18701. Общее число абаканских татар - около 35000.
2) Татары Северного Алтая, или кузнецкие (отуреченные енисейцы и самоеды бассейна Верхней Оби, по Аристову), разделяющиеся на следующие народности:
а) кумандинцы (в бассейне Бии; в 1893 г. 3580 чел.) - занимаются земледелием и быстро поддаются обрусению. Они высокого роста и субрахицефальны (гол. указ. на живых: 82,6);
б) лебединцы (по р. Лебеди), по языку ничем не отличающиеся от первых, численностью в несколько сот душ; в) черневые или лесные татары (йыш-киши по-тюркски, туба у алтайцев) - отуреченные киргизами самоеды (Радлов), численностью около 6000 чел., обитают между Телецким оз. и Катунью. Они среднего роста (1,65), хорошо сложены и имеют удлиненную голову (гол. указ. на живых 79,5). Живут в круглых берестяных шалашах, держат немного скота, главным образом занимаются охотой и собиранием кедровых орехов. Земледелие в зародыше. Почти все шаманисты;
г) шор, или шорцы, живут в горах между Телецким оз. и вершинами р. Томи; это потомки татар-"кузнецов" XVII в., отуреченные киргизами енисейцы (по Радлову). Занимаются охотой и рыбной ловлей. В 60-х годах их было 10688 чел.;
д) чулымские татары, обитающие в Юсской степи среди сплошного русского населения, в округах Ачинском и Мариинском. Большая часть обрусела; остальных около 500;
е) потомки татар-"кузнецов", смешанных с телеутами, обитающие в сев. отрогах Кузнецкого Алатага, к З от Томи, по языку близкие то к шорам, то к телеутам, численностью (по Радлову) в 3298 чел. - Численность всей группы по одним (Аристов) 21844 чел., по другим (Ядринцев) 23600.
3) Собственно алтайские татары, или алтайцы, кочующие в бассейнах Верхнего Чарыма, Катуни и Телецкого оз., у русских носящие также название белых калмыков или просто калмыков, сами именующие себя алтай-киши и изредка ойротами. К ним нужно присоединить близких по языку телеутов, называющих себя теленгетами и кара-калмыками (долина Чуй), телесами (долина Чулыхмана), и уланами (долина Башкауса), называемых также двоеданцами (до 1865 г. они платили дань России и Китаю). Это - кочевники, сохранившие свой национальный костюм, по религии почти все шаманисты. Алтайцы по физическим признакам далеки от калмыков: роста высокого (1,76), череп весьма брахицефален (гол. указ. на живых: 86,4), лицо удлиненное, скулы маловыступающие, глаза без монгольской складки. Телеуты ниже ростом (1,64), менее брахицефальны (гол. указ.: 81,7). Численность алтайцев - 17014 д. (по Ядринцеву, 1880 г.), а собственно телеутов (Кузнецкого окр.) - 5782 д.; всего в группе 22796 д.
II. Западносибирские татары, составившиеся из следующих элементов: татар - основателей Сибирского царства, ногайцев и казаков, прибывших в XV и XVI вв. на Тобол и Иртыш вместе с киргиз-казачьими князьями, торговых сартов и таджиков (бухарцев) и, наконец, переселившихся в Сибирь после завоевания ее русскими казанских татар. Они делятся по языку на:
1) Барабинцев, обитающих в Барабинской степи, между Иртышом и Обью (смесь тюрков с уграми); в 1883 г. их считалось 4459 д.
2) Иртышских u тобольских татар, гораздо более смешанных с волжскими татарами и бухарцами; наиболее чистые между ними - тарлыки (по Иртышу, от устья Тары до Тобольска); в 1863 г. их было всего 25691 д.
3) Тюменьских, ялуторовских и пр. татар, весьма смешанных, численностью в 4356 д. В качестве купцов, оседлых и странствующих, их много тысяч рассеяно в Степном крае, Зап. Монголии, Тарбагатае и т. д. Всех западносибирских татар - 41783, а во всей Сибири татар около 68000 д.
Все зап.-сибирские Т. - мусульмане, хотя мало фанатичны. По образу жизни, исключая покроя одежды, они мало разнятся от русского населения. Все почти оседлы, занимаются скотоводством и земледелием, также весьма охотно торговлей, стационарной и развозной. Физический тип смешанный; нередки красивые европейские типы, но есть и остяцко-самоедские (заболотные татары - настоящие остяки, принявшие ислам и говорящие по-татарски). Между русским и татарским населением происходит взаимная непрерывная метисизация. Во многих городах Сибири немало русских семейств, являющихся потомками русско-татарских метисов.
Б) Европейская группа.
I. Казанские татары,потомки кипчаков Золотой орды, перемешанные с древними булгарами, финнами и др. Больше половины их, свыше 600000, живет в Казанской губ., значительная часть в Самарской, остальные в Симбирской, Вятской, Саратовской, Пензенской, Нижегородской, Пермской, Оренбургской, Тамбовской, Рязанской (касимовские - потомки Т. Касимовского царства). Несколько тысяч рассеяны по разным городам России в качестве ресторанной прислуги, старьевщиков, купцов и рабочих; некоторая часть переселилась в Русский Туркестан. Отличные в физическом отношении от других татарских народностей европейской группы, казанские Т. выше среднего роста (1,62) и представляют два различных типа: один красивый, европейский, с продолговатым овалом лица, правильным, прямым носом, живыми, правильно разрезанными черными глазами, мало выступающими скулами, хотя губы несколько толсты, борода негустая, клинообразная; другой - с более угловатыми чертами, приплюснутым носом и т. д. Это различие совершенно совпадает с результатами черепных измерений проф. Малиева, давшими два типа: один - древний, долихоцефальный (гол. указ. 77,3), другой - современный, брахицефальный (гол. указ. 81,9). Измерения Бензенгера среди кассимовских татар дали тоже доказательства брахицефалии (гол. указ. на живых 83,1). Татары бреют голову; женщины, в общем, довольно миловидны, белят и румянят лицо, сурмят брови и ресницы, чернят зубы и красят ногти. Мужчины под шляпой (поярковой или меховой) носят ермолки, тютюбейки, часто богато расшитые; духовные и вообще почетные лица носят белую чалму; у женщин богатых головным убором служат шелковые или бархатные колпачки с дорогой бахромой, позументами и всякими др. украшениями, на которые вообще татары очень падки (массивные цепочки, браслеты, самоцветные камни и т. п.). Даже обувь любят украшать серебряными и золотыми вышивками. Через левое плечо татарки носят перевязь с карманом для корана, одежда вообще восточного типа, длинная и широкая. Большая часть казанских Т. - земледельцы, но земледелие мало обеспечивает их, главным образом ввиду скудости наделов, и потому отхожие промыслы, извоз, работа в фабричных центрах, мелкая торговля - обычное явление. Многие живут в городах, занимаясь крупной торговлей, владея фабриками и заводами. Некоторые отрасли торговли - напр. торговля хлебом, солью, кожами - почти всецело в их руках. Они же - посредники в торговле с купцами Средней Азии. Как рабочие, они славятся добросовестностью, выносливостью, трезвостью и аккуратностью. По религии они - магометане, весьма преданные своей вере; содержат специальные школы для своего духовенства, которое заканчивает свое образование в далеких центрах мусульманской учености; заботятся об издании книг на татарском языке, которых в Казани ежегодно выходит до 1 млн. экземпляров. Многоженство разрешено, но практикуется только у богатых. Брак - гражданский договор, основанный на калыме, хотя и освящаемый религиозным обрядом; развод по желанию одной стороны совершенно свободен. Брачные обряды интересны пережитками старины. Молодой до поры до времени (до обмена подарками) не может встречаться с тестем и тещей. Положение женщины лучше, чем у русского населения, и свободнее, чем, напр., у османов.
II. Астраханские татары (численностью до 50 тыс.) делятся на юртовских (смесь татар Золотой Орды с хазарами) и кундуровских, ногайцев-карагачинцев, переселившихся с Кавказа. Первые живут в Астрахани (слобода Царево) и в ее уезде; вторые, некогда кочевавшие по Кубани, с XVIII в. поселились в Красноярском у., занимаясь земледелием и торговлей.
III. Крымские татары, состоящие из тюрков и отуреченных потомков разноплеменного населения южной части полуострова, остатков Ногайской орды и Крымского ханства, численностью в 142179 душ (по данным за 1884 г.). Их делят на степных, настоящих татар-тюрков, горцев и прибрежных (конгломерат кипчаков, хазар, генуэзцев, греков, готов, сельджуков, армян, евреев, цыган). Различие происхождения отразилось и на различии в типе. Степные представляют черты тюркские: рост 1,64, гол. указ. 80; у остальных - черты средиземной расы: рост 1,66, гол. указ. 84. По облику напоминая албанцев, черногорцев, цыган, они одеваются сходно с черногорцами и кавказцами. Они довольно культурны; имеют газету на турецко-арабском языке ("Терджиман" - переводчик), издающуюся в Симферополе. Многоженство вывелось. Славятся трудолюбием, честностью, чувством собственного достоинства, опрятностью.
V. Татары литовские и польские, потомки ногайцев, водворившиеся в Литве при Витовте. Большинство говорит по-польски, но по религии осталось магометанами. Занимаются земледелием, торговлей и ремеслами (скорняки). Есть между ними и люди с университетским образованием - врачи, военные, чиновники. Всего их около 7200, рассеянных по губерниям Виленской, Минской, Гродненской, Ковенской, Плоцкой и Волынской.
В) кавказская группа, составившаяся из самых различных элементов: древних аланов, аваров, хазаров, печенегов, перемешанных с кипчаками, ногайцами, лезгинами и особенно с иранцами. Их делят на следующие группы.
1) Татары-горцы, или горные кабардинцы, в отличие от просто кабардинцев, жителей долин, перемешанных с черкесами. Первых (по Вырубову, 1890 г.) - 16667 душ, вторых - 51955. Занимаются скотоводством; одеваются по-кавказски (черкеска, папаха). Они выше среднего роста (1,67 - горцы, 1,65 - кабардинцы), гол. указ. и тех, и других - 83,6, голова круглая, цвет кожи смуглый, волосы и глаза черные; глаза поставлены горизонтально, без всяких монгольских признаков. Одни (грузинские писатели) выводят их от хазар, пришедших в IX в., другие (русские ученые) считают их потомками кипчаков и туркменов, смешанных с туземцами (черкесами, осетинами). К В от них, на сев. склонах Кавказского хребта, живут карачаи (около 22000 д., в 1881 т.), семитского типа. Головной указатель колеблется между 81-88; есть несколько случаев долихоцефалии.
2) Татары дагестанские, или кумыки, по вост. побережью Каспийского моря, от Терека почти до Дербента. Эккерт их насчитала в 1881 г. 83000 д. По Шантру, они представляют черты монголоидные, сильно семитизированные. Головной указатель 84,7; форма головы очень круглая. К ним причисляют ногайцев, сильно омонголизировавшихся от смешения с калмыками.
3) Татары адербайджанские, тюрки по языку, по расе иранцы, занимают большую часть Южного и Юго-Вост. Закавказья, почти всю русскую Армению. Численность их 1168025 д.; около 40 тыс. их в Персии. По обычаям и внешнему быту напоминают персов, влияние которых сказывается во всем. Они бреют головы, но оставляют два локона на висках. Подобно армянам и курдам, уродуют головы детей, придавая лобной кости покатое направление назад. Головной указатель, по Эккерт, 79,4 (мезоцефалы), по Шантру - 84 (брахицефалии). Глаза темные, горизонтально разрезанные, нос длинный с горбинкой, губы часто толстые, выражение лица серьезное, важное. Славятся трудолюбием, прямотой, честностью. Они моногамны; женщины пользуются свободой, ходят с открытым лицом. В религии они хотя и мусульмане, но очень толерантны. Их язык, наречие Т.-джагатайского, отличается простотой и легкостью изучения, почему он среди кавказцев общераспространен и считается модным.

"Брокгауз и Ефрон"