ВГД требуется ведущий (админ)   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Печенкины

Устюжский уезд Утмановская волость Печенкино

Эта тема на карте:  Деревня Селковская-Печенкино (после 1619), Деревня Печенкино , Деревня Большая Пукалица (после 1619)

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4  5 6 7 8 9 ... 13 14 15 16 17 18 Вперед →
Модераторы: N_Volga, Asmodeika, Радомир
Slava Utmanovo

Slava Utmanovo

Утманово
Сообщений: 165
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 298
Вид из деревни Печенкино ! shariki.gif

Прикрепленный файл: Вид из деревни Печенкино.jpg
---
https://ru.pinterest.com/slavautmanovo/
https://ru.pinterest.com/slavautmanovo/the-nature-of-the-village-utmanovo/
superb545
Участник

Нижний Тагил
Сообщений: 70
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 92
Россия гордится такими сыновьями!!!
Вячеслав спасибо за прекрасные фотографии Утманова, а также за информацию о твоём Великом (с большой буквы) родственнике.
---
Pechenkin
Slava Utmanovo

Slava Utmanovo

Утманово
Сообщений: 165
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 298
Черницынский пруд

Возникновение Черницынского пруда в «Усадьбе Чебаевского»,так раньше называлось это место, связано со строительством мельницы на речке Шеньга. Время постройки неизвестно. По мере заселения берегов речки строились мельницы для размола зерна на муку. На Шеньге в старину было 6 мельниц и около каждой мельничный пруд. Много легенд и сказаний существует об этих прудах. А сколько в них рыбы водилось! В 19 веке « Усадьба Чебаевского», мельница и пруд принадлежали Никольскому купцу первой гильдии, уроженцу деревни Югрниская Спиридону Леонтьевичу Ногину, который на собственной земле на левом берегу пруда построил в 1865 году винокуренный завод. Таким образом вода пруда использовалась не только на мельницу, но и на технические нужды завода. В начале 90-х годов 19 века фирма « Ногин с сыном» обанкротилась. Завод и вся «Усадьба Черницино» были куплены Устюжскими братьями купцами Чебаевскими. Владельцем усадьбы,в том числе мельницы и пруда стал Егор Федосеевич Чебаевский. Был произведен капитальный ремонт мельницы, очистка пруда, завод перестроили в кирпичном исполнении, построен дом, который стоит до сих пор. Чебаевские были владельцами « Усадьбы Черницыно» с 1883 года по 1918. Первый Утмановский волостной Совет весной 1918 годаа экспроприировал хозяйство Чебаевских. Новым хозяином мельницы и пруда стал волостной исполком под контролем которого работала мельница. В дальнейшем хозяином мельницы и пруда стал колхоз «Правда». Плотина и мельница требовали капитального ремонта и в конце 60-х годов, примерно 1968 год, мельница была остановлена и пруд был заброшен. В 1990 году по просьбе жителей совхоз « Утмановский» в лице директора Синицина Сергея Петровича выделил материал, бригаду строителей, которая под руководством бывшего мельника Колосова Прокопия Семеновича восстановила плотину. Пруд засиял снова во всей своей красоте, стал местом отдыха и рыбалки. Через несколько лет дамбу промыло, дно пруда заросло кустарником и травой. Несколько лет назад силами колхоза плотина была восстановлена, но уже нет той красоты и водного простора. Пруд ждет внимания и заботы со стороны жителей. Черницинский пруд имел огромное значение в хозяйственной деятельности жителей Утманова. Энергия воды пруда крутила жернова мельницы, одновременно с 1946 года и трубину электростанции от которой получали электроосвещение ближайшие деревни, работал тут же у плотины зерноток, воду можно было использовать для тушения пожаров. После войны в детском доме, который был размещён в доме Чебаевского, была открыта лодочная станция. У бывших хозяев Чебаевских стеклянная дверь открывалась прямо в гостиной и можно было по ступенькам лестницы спуститься к воде, где были причалены лодки.
Вот что ещё было важно. В описании завода от 3 октября 1905 года в пункте 22 сказано: «На проезд к заводу и использование водою никаких препятствий Торговый дом «Чебаевский с Сыном и Ко» предъявлять не будет в случае применения к нему 326 ст.уст.об акц.сб.изд.1901г».


Г.И.Поникаровский
---
https://ru.pinterest.com/slavautmanovo/
https://ru.pinterest.com/slavautmanovo/the-nature-of-the-village-utmanovo/
Slava Utmanovo

Slava Utmanovo

Утманово
Сообщений: 165
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 298
Утмановская Ильинская церковь.
Поникаровский Г.И.
Прямо над водами реки Юга, на левом берегу, в селе Утманово (Ильинское – первоначальное название по наименованию церкви) в Подосиновском районе возвышался двухэтажный храм, своими размерами годный для того, чтобы служить собором иного уездного города. Даже с провалившейся кровлей после пожара в 1991 году и полуразрушенной колокольней он поражает взор своим благородным величием. Сведений о первоначальном существовании погоста и прихода нет. В клировой ведомости Утмановской Ильинской церкви за 1858 год указывается: «…с какого времени восприняла сия церковь первоначальное существование в сем приходе, о том никаких достоверных письменных сведений и справедливых преданий нет».1
Деревни, входящие в приход по берегам р. Юг, упоминаются в середине XVll века. Деревня Страшково в 1648 году.2 Возможно, эти деревни существовали и раньше, при этом могли входить в призод Утмановской Николаевской церкви, которая упоминается в Писцовых книгах Устюжского уезда 1626 года. «Волость утманова А в ней погост на р. Югу А на погосте церковь Николы Чудотворца, да теплая Офонасия Александрийского обе древяны клецки».3 Упоминается данная церковь и в Писцовых книгах Устюжского уезда 1676-1683гг.4 Утмановская Ильинская церковь в указанных документах не упоминается, как и в Ведомостях налогообложения церковных приходов Устюжской десятины Южской трети Сольвычегодского уезда в 1625г., как и в списке приходов Устюжской десятины Ростовской митрополии XV,XVll вв.(5) Первое упоминание Ильинской церкви по Утмановской волости встречаем по переписи Архангелагородской губернии в 1710 году: «Утмановская волость, а в ней погост подле Юг реку. Церковь холодная деревянная Святого Пророка Ильи, другая церковь Афанасия Александрийского, дьячек Притупов пономарь Попов. Деревни черносошные, а в них крестьянские и половничьи дворы. Дер. Деляевская… Ощепкова Припаш… Олберово а Чечуково тож д. Выдрино… д. Фильтяево… д. Зубарево. Д. Емфилонья а Ефунино и огорелица тож… д. Пахомого Займище… д. Черницыно д. Максимово Займище… д. Югринская а Ольмегова тож д. Анфалово Наволочек… д. Окоемо Шеломя… д. Горбуновская и Подгорбунье тож… Рассохино… д. Спицыно а Княжо тож… дю Олябино… д. Кряжи Княжитож»6
Причиной возникновения Ильинского прихода явилось экономически выгодное расположение деревень данной местности, через которую проходили торговые дороги из г. Великий Устюг на Вятку и из г. Лальск в г. Никольск.7 В 1788 году при церкви числилось 1275 человек.8
В 1795 году при приходе числилось 39 деревень с населением 1522 человека.
Из клировой ведомости Утмановской Ильинской церкви за 1800 год: «Никольской округи в Утмановском Ильинском приходе первое во имя Пророка Ильи холодная. Вторая во имя святителя Афанасия Александрийского теплая обе деревянные… Один клир. Штатные священно – церковнослужители.
Священник Дмитрий Иоаннов 27 лет посвящен в 1795 году и грамоту имеет. Дьякон Михайло Яфимов 27 лет посвящен в 1796 году и грамоту имеет. Дьячек Алексей Григорьев 58 лет посвящен в 1786 году и грамоту имеет. Понамарь Василий Иванов 16 лет посвящен в 1799 году и грамоту имеет».10
В замену старых церквей был заложен каменный храм, который строился в два периода. Первоначально в 1800-1818 гг. были построены четверик, являющийся теперь центральной частью храма, и отдельно колокольня.11 Из клировой ведомости за 1858 год: «Церковь каменная построена 1800го года, а освящена 1801го сентября 16го дня, верхняя холодная построена в 1818 году, а освящена 1827 года ноября 5го дня… тщанием прихожан».
Старые деревянные церкви прекратили свое существование, очевидно, после готовности нового храма и переноса святынь в новый храм.
Во второй половине XlX века быстрое экономическое развитие этого района Поюжья позволило прихожанам Утмановской Ильинской церкви вновь изыскать средства для своего храма. В 1872-1875 годах храм был существенно с северной и южной сторон высоту обоих этажей расширен и обнесен каменной оградой с Святыми вратами, стройными башенками и коварными решетками. Колокольня была соединена с храмом крытым притвором. Храм стал шестипрестольным: в верхнем этаже средний посвящен Св. Пророку Илье; южный – во имя Св. Троицы; северный – во имя Св. мученика Флора и Лавра; в нижнем: средний во имя Св. Афанасия Александрийского, южный – Божьей Матери – всех скорбящих радость, северный – во имя Св. Ап. Андрея Превозванного.
Из послужных списков за 1917 год: «…Старший священник Александр Анемподистов Попов 33 лет награжден набедренником в апреле 1915 года. Второй священник Вотчинский Николай Андреевич 27 лет. Дьякон Александр Николаев Попов род. 17 июня 1879 года. Псаломщик Анатолий Георгиев Заварин. Псаломщик Василий Ионов Смелков определен к сей церкви в 1908 г. просфорня Лидия Николаевна Покровская. Церковный староста крестьянин Павел Александров Ногин. В приходе числится 43 деревни с населением 4681 чел. У исповеди и причастия не было 89 человек». (13)(прим. Менее 2 % ПГ)
После событий 1917 года церковь продолжала оставаться действующей, но священник Вотчинский Николай Андреевич в 1918 г. был лишен избирательных прав. (14) Продолжал выполнять возложенные на него пастырские обязанности.
Председатель райисполкома в переписке с представителем Утмановского сельсовета указывает «…свободное исполнение установленных обычаев, религиозных обрядов не должны встречать препятствий и Вашей стороны…» (15)
В начале 30-х годов, во время коллективизации, религия на селе подлежала решительному искоренению. Это можно понять из ответа председателя Утмановского сельсовета на запрос пред РИКа от 31/У111 – 34 г. О количестве и весе колоколов Утмановской Ильинской церкви. «Всего колоколов 9 шт., вес их 484 пуда 34 фунта: 1)308 пуд 20 ф; 2)103 пуда 3) 42 пуда 4) 24 пуда 34 фунта 5) по 30 ф – 2 шт. 6) по 20 ф – 2 шт…Подпись»(16)
К началу 1935 года церковь была закрыта, но священник Вотчинский Николай Андреевич исполнял свои обязанности вне храма до сентября 1937 года. 23 октября 1937 года арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации». Ходатайствовал об открытии церкви, и препятствовал её разрушению» 23 октября 1937 года заключен в ИТЛ (исправительно-трудовой лагерь) на 10 лет. В 1989 году реабилитирован посмертно. (17)
Решением Подосиновского РИК в январе 1938 года церковь и торговые ряды были отданы под Утмановскую машинотракторную станцию. (18) Первым делом новые «хозяева» срезали все кресты. На мой вопрос, заданный Боровскому Николаю Николаевичу, который с 1943 года работал токарем, куда же делись кресты и часть кованых решеток ограды, ответил: «Из железа точили болты, гайки, изготовляли другие детали, а так металл был мягкий, то детали подвергали закалке в кузнице, а кирпич ограды растащили кто куда».
Святыни, все документы и книги увезли в устье р. Шеньга и там сожгли на костре. Из воспоминаний Печенкина Ивана Михайловича, 1890 года рождения. Перед самым началом советско-финской войны (30.11.1939 – 12.03.1940) сбросили большой колокол, чтобы вытащить его, пришлось прорубить узкие проемы колокольни, следы их усилий видны до сих пор. Очевидец данного события Печенкин Валерий Иванович, 1919 г.р., рассказывал: «Руководил приехавший из Питера какой-то мужчина. Вначале решили повалить колокольню вместе с колоколами. Ошлаговали тросами и двумя гусеничными тракторами потянули в сторону реки. Когда им это не удалось, отломили шпиль колокольни. Колокол был подвешен на ремнях из моржовой кожи. При сбросе его пришлось дополнительно расширить проем, потому как колокол застрял в проеме. Ударившись о землю, колокол развалился на части и почти полностью ушел в землю – как никак вес
его был 308 пудов 20 фунтов. А колокол был привезен в 1887 году и поднят всем миром. Осенью, погрузив на сани, обломки увезли на железнодорожную станцию Пинюг. Язык от него долго валялся около подножия колокольни. Вес его был 12 пудов, и молодые парни упражнялись, кто вынесет по лестнице на верх колокольни. Был такой «Венко рыжий» с д. Гагарина, так он выносил… Плиты надгробий использовали как наковальни. Куда потом они исчезли, не могу сказать. Наверное, просто расколотили».
Многие верующие, глядя на происходящее, крестились и плакали. Худорожева Серафима Михайловна (сейчас ей 94 года)вспоминает как горевал её отец: «Тятенька был очень верующий человек, пел на клиросе в церкви. Чтобы не видеть осквернения церкви, уходил в погреб и там в темноте молился и плакал, молился и плакал. Шибко ругах партийцев. «Чтоб вам – говорил – подело!»
Кладбище, располагавшееся у стен церкви, сравняли с землей и застроили сараями и гаражами. В 1947 году были разобраны боковые купола. На многих, кто принимал участие в разрушении храма, вскоре обрушились беды и нелепые смерти.
15 ноября 1985 года центральные ремонтные мастерские съехали во вновь построенное здание, оставив после себя груды железа и хлама, землю, политую соляркой и мазутом.
Храм оказался брошенным. Новым его обитателям стали местные пьяницы, да шалящие ребятишки. Были попытки выпилить пол на втором этаже, стали откалывать кирпич от стен.
Многие жители равнодушно проходили мимо творящихся безобразий. Так, видимо, очерствели их души после закрытия храма. Ночью в июле 1991 года храм загорелся. Причина – детская шалость с огнем. Один раз, ранее, мне удалось предотвратить поджог. Пожар возник из разведенного костра на втором этаже под центральным куполом. Когда приехали пожарные машины, пламя на 2-м этаже полыхало, как свеча. Рукава для воды у машин оказались очень короткими, их соединяли между собой. Пожар удалось потушить неимоверными усилиями, но кровля храма обрушилась. Сбежавшиеся на пожар жители стояли как заколдованные. В их глазах просматривалось чувство беспомощности, страха и вины. У каждого что-то екнуло в груди. Помнится как жители села Подгорбунский Александр Васильевич, 1952 г.р., стоял, плакал, причитая: «Лучше бы сгорел мой дом, а не церковь».
Прошло несколько лет после пожара, но все время подспудно не покидала мысль: без крыши храм рухнет через несколько десятилетий. Без храма село – не село. Восстановить храм в первозданном виде – утопия, но прибрать территорию вокруг храма, отремонтировать изгородь, прекратить безобразия – это в наших силах. Точно так же мыслила бывший директор школы Суворова Валентина Михайловна – человек справедливый, авторитетный и уважаемый на селе. Большая часть Утмановского поселения – бывшие её ученики.
Вот тут как будто кто-то послал нам миссионеров из Москвы (летом 1997 года). Возглавлял миссионеров протоиерей Аркадий Шатов. Люди они были совсем молодые. Сейчас Аркадий Шатов – епископ Смоленский и Вяземский. Средством передвижения у них были байдарки. Остановка в селе Утманово не планировалась, но когда речной мыс перестал закрывать вид села, миссионеры в удивлении замерли, увидев прекрасный двухэтажный кирпичный храм. Было решено остановиться и осмотреть его. Когда они подошли к храму, на встречу им спешила пожилая женщина – Валентина Михайловна Суворова. Она попросила послужить в храме и пообещала, что организует людей на уборку. Через 2 дня, побывал в селе Ново-Яхреньга, миссионеры вернулись. Верхний этаж церкви был очищен от мусора и грязи, прикрыли щитами от ветра оконные проемы. Впервые за 60 лет в храме совершилось всенощное бдение, а на утро – литургия. Утмановцы как будто ждали этого дня. Пришли в храм молодые и старые, с детьми,-много народа было. Венчались 2 пары, 40 человек окрестилось в реке Юг. Это был первый шажок духовного подъема у людей и возрождения храма. Аркадий Шатов сходил на дискотеку, побеседовал с молодежью. Выслушали с пониманием и уважением. Разговор получился. После радушного приема у Валентины Михайловны завязалась переписка с миссионерами.
25 октября 1999 года Валентина Михайловна возвращалась домой на автомашине с сыном из г. Тольятти с похорон трагически погибшего младшего сына. «состояние было удручающее, задумалась, - рассказывает Валентина Михайловна – глянула на обочину и увидела старца в белых одеждах, прижимающего одной рукой икону, а второй показывал вперед. У старца было одухотворенное лицо, белая борода, от него исходил свет. Стало легче. Доехали благополучно. Кто бы это мог быть? Стала искать в книгах и нашла, что это точь-в-точь Серафим Саровский».
В 2000 году ездила на годовую в Тольятти, на всем пути видели в каждом селе или городе восстанавливают или строят храмы и мечети.
Вернувшись, сразу принялась за дело. С чего начать? С кем посоветоваться? Где проводить службы? Построить деревянную церковь или найти другое место? Какими силами и на какие средства?
Решено было строить часовню. Районные власти бесплатно выделили лес, но кто будет рубить – денег нет. Стала принимать пожертвования. Кто сколько даст: кто 50 рублей, кто 100 рублей – всего 6720 рублей. Московские миссионеры послали 10000 рублей. На такую сумму не построишь. Благо через год новый закон позволил продать на корню лес. Еще 10000 прибавилось – все равно мало.
Валентина Михайловна обратилась ко мне с просьбой поискать место, где можно было ы проводить богослужение. Посмотрели несколько мест, в конечном счете как будто какая-то сила привела нас в небольшой боковой паперти в виде галереи с северной стороны храма. На том и порешили. Летом 2001 года приступили к работе. Бригаду возглавил учитель труда местной школы Мелентьев Николай Михайлович. Помогали ему школьные кочегары: Попов Сергей и Курдюмов Сергей. Заменили потолок. Стропила новые поставили. Крышу покрыли железом. Деньги в сумме 10 тыс. рублей на железо послал из Москвы Рассохин Владимир. Провели внутри все ремонтные и отделочные работы, электричество. На входе сделали небольшой деревянный пристрой. Всем миром очистили территорию вокруг церкви. Часть территории обнесли забором. Утварью и иконами, хотя и не в окладах, и всем необходимым для богослужения опять же снабдили московские миссионеры.
В 2002 году на праздник Рождества пресвятой Богородицы состоялась первая служба. Провел ее священник Яхреньгской Николаевской церкви Василий Булатников. На первое богослужение приехал из Кирова управляющий делами Вятской Епархии Александр Балыбердин. Пришло много народа.
В 2006 году у нас вновь побывали миссионеры из того же Свято-Дмитриевского прихода. По благословлению отца Аркадия во главе миссионеров действовала воскресная школа, её активно посещала утмановская детвора. Освятили школу. Потом одна из старшеклассниц напишет в заметке для местной газеты: «Думаю, в освященной школе будет легче и веселее учиться».
Кульминацией миссионерского похода была установка поклонного креста у алтаря Ильинского храма – на месте уничтоженного кладбища. Крест изготовляли при стечении народа 13 августа в канун праздника Изнесения древ Честного и Животворящего Креста Господня. В своем обращении к утмановцам отец Иоанн сказал: «На храме сейчас крестов нет, но появился небольшой крест у его подножья. Надо молиться Богу, чтобы он помог вам возродить старинный храм. Если вы успеете его спасти, пока он не рухнул, будет жить и село. Рухнет храм – рухнет и вся ваша жизнь».
Из письма Валентины Михайловны Суворовой епископу смоленскому и Вяземскому Пантелеимену (Аркадию Шатову): «…Это с вашей миссии люди немного повернулись лицом к богу. Конечно не все. Церковная территория для всех, от детей и молодежи до алкоголиков – что-то уважаемое. А до того – кроме церковной ограды вроде и места не было для безобразий. Теперь - порядок».
2 августа 2011 года, в Ильин день, отмечалась в селе Утмановское Ильинское 500-летие первого упоминания в документах Утмановской волости. Многие жители и гости заходили в храм. Пусть у некоторых на восстановление храма пожертвования были небольшие, но появилась надежда, что найдутся люди не сейчас, так позднее, которые не дадут рухнуть храму. Надежда умирает последней.
Вот уже ровно 10 лет в нашей маленькой, по-деревенски уютной церкви каждый месяц проходит богослужение, и исполняются потребы. Для совершения богослужений приезжает из соседнего села о. Вячеслав. За прошедшие годы создалась православная община во главе с Валентиной Михайловной. Постоянно на службе человек 20, да еще до службы приходят, ставят свечи, заказывают поминовение. Больше народа бывает на Крещение и Пасху. Ученики местной школы приходят перед экзаменами. Многие гости приезжают летом, заходят в церковь.
20 июля 2012 года на собрании православной группы при Утмановской Ильинской церкви, а потом сельского схода голосованием произошла передача дел старосты от Валентины Михайловны Суворовой Геннадию Ивановичу Поникаровскому. Накануне Валентина Михайловна провела опрос населения, посоветовалась с о. Константином, благочинным округа, о кандидатуре.
Литература:
Клировая ведомость Утмановской Ильинской церкви Никольского уезда 1858г.
МУ «Великоустюгский архив». Ф.1 оп.3 ед.хр.57
К.В. Базилевич. Городские восстания в Московском государстве. XVll век. М.Л. 1936г., с.162
Писцовые и переписные книги Поместного приказа. 1623-1626 гг. 1676-1683 гг. РГАДА. Ф.1209 оп.1 книга 507 л.371
Там жеРГАДА. Ф.1209 оп.1 книга 515 л. 646
М.С. Черкасова. Устюжская десятина Ростовской митрополии в XV –XVll вв.
Писцовые и переписные книги Поместного приказа. 1623-1626 гг. 1676-1683 гг. РГАДА. Ф.1209 оп.1 Д 1082 л. 351 об.
Карта Лальского уезда 1780-1796 гг.
Н.И. Суворов. Несколько топографических и статистических сведений о бывшей В-Устюгской епархии // ВЕВ – 1872 №16. Прибавленная с.473.
Окладная книга монастырей и церквей Южской трети устюжского уезда Великоустюжской епархии 1755 года.
Клировая ведомость Утмановской Ильинской церкви Никольского уезда 1800г. Ф.1 оп.3 ед.хр.3
Памятники архитектуры Кировской области. Вып.2. 2002г., с.63.
Клировая ведомость Утмановской Ильинской церкви Никольского уезда 1858г. Ф.1 оп.3 ед.хр.57
Клировая ведомость Утмановской Ильинской церкви Никольского уезда 1917г. Ф.364 оп.1 Д. 8363
Список лишенных изобразительных прав по Утмановскому с/совету на 17-34 года
Дело № 1 о секретных бумагах за 1924-29гг. Утмановского с/совета Поодосиновского района. С.№ 1.
Дело № 2 за 1930г. И 1935г. Стр.72
За веру Христову. Духовенство, монашествующие и миряне РПЦ, репрессированные в Северном крае (1918-1951). Библиографическмй справочник.-Архангельск. 2006. С.81
Книга памяти жертв политических репрессий Кировской области. Т.2 – Киров 2000г. С.489.
Протокол заседания Подосиновского РИК от 15 января 1938г.
Архивный отдел администрации Подосиновского района. Ф.1 оп.1 Д. 49


---
https://ru.pinterest.com/slavautmanovo/
https://ru.pinterest.com/slavautmanovo/the-nature-of-the-village-utmanovo/
Slava Utmanovo

Slava Utmanovo

Утманово
Сообщений: 165
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 298
Жизнь деревни Печёнкино
( По воспоминаниям моей бабушки Печёнкиной Надежды Ивановны и моей мамы Поникаровской Анны Дмитриевны) Печёнкино - родина моих предков по материнской линии. Деревня расположена на высоком холме. В логу, под деревней бежит речка Калежница, красивая, шумная, разливающаяся весной. Над ней находились бани. Моя мама, Поникаровская Анна Дмитриевна, родившаяся в 1945 году, помнит, как у моста женщины бучили бельё (парили в бочках), полоскали и тщательно били его палками. Сухое бельё дома гладили катками. Дальше, за полями, шёл луг, а внизу протекала речка Шеньга. Весной она сильно разливалась, а летом можно было купаться. Там был переход (лава) в деревню Колотово. Бабушка и прадед Иван Михайлович водили туда лошадей на водопой. Мой прадед в верховьях Шеньги видел “снежного человека”. Дед вышел на крутой берег и увидел, как, внизу покрытое шерстью существо с длинными до ко-лен руками, пьёт и брызгает на себя воду. Почувствовав взгляд деда, он встал и спокойно пошёл в лес, треща ветками. Жители деревни, как и везде, разводили скот: коров, лошадей, овец, поросят и кур. Выращивали хлеб и лён. Бабушка Надежда Ивановна, родившаяся в 1922 году, вспоминала, что до колхозов жили лучше. У каждого было своё хозяйство. Люди трудились, сеяли рожь пшеницу, овёс, ячмень, горох, лён. Лён теребили, вязали, сушили, мяли, пряли, ткали. Из ячменя мололи крупу на кашу. Мололи на ручной меленке-круповушке. Из ячневой крупы варили кашу-повариху (заваривали крутым кипятком из самовара). Из овса получалось вкусное толокно. Из него готовили дежень и саламат. Для по-лучения деженя толокно смешивали с водой, до образования густых комочков, ели поливая простоквашей. Галанку (брюкву) парили в корчагах в печи, пока она не становилась сладкой и мягкой. Затем сушили, получалась сушёная паренка. Ещё пекли галанку и репу целиком. Ели проращенную рожь. Варили пиво, тёмное, вкусное. Пили берёзовый сок. Добывали сосновый, снимая струной со ствола молодого деревца густую сладкую ленту. Ели камешки мела. Картофель берегли, скоту не кормили. Выращивали лук и чеснок. Любимым лакомством моих родителей до сих пор являются “пестики”– головки полевого хвоща. Собирают их на полях, на месте ржаного жнивья. Молодые побеги хвоща тщательно вываривают два раза, сливая воду. Потом жарят в масле, заливая молоком с яйцом. Для нашей семьи упоминание о деревне Печёнкино свято. Летом мы ездим посмотреть на место, где стоял наш дом, фотографируем окрестности. От деревни осталось два дома, провалившиеся колодцы да заросли борщовника. В этом году порадовались, увидев в центре деревни чью-то пасеку и работающих пчёл. Поля вокруг вспаханы, травы скошены. Мама рассказывала, как она проводила здесь детство, как пошла в Утманово в первый класс, а обратно взрослые девочки несли её на руках. Особенно трудно было зимой, вспоминает она, когда всё заметало снегом. Ставили ветки, чтобы найти дорогу. Школа на Печёнкине была до 1952 года, потом снова открылась, а учительницей долгое время работала Ногина Зоя Васильевна. Был магазин, где продавцом работала Ногина Александра Евграфовна. Она привозила на телеге самое необходимое: соль, сахар, чай, “буселые” пряники и слипшиеся конфеты-подушечки.
Деревня Печёнкино славилась во всей округе. Люди из других деревнь считали честью породниться с печенянами. К 1 января 1913 года на Печёнкине, согласно ведомости о числе домохозяйств, насчитывалось 25 домов и 130 человек. Дома-пятистенки из прочно срубленных кондовых (сухих и крепких ), брёвен, с горницами, сенями и поветями. В домах было очень чисто. К праздникам мыли стены, пол, лавки, полицы (полки над лавками), стелили половики. Деревня росла, а её жители своим трудолюбием, хозяйственностью, сметливостью вызывали зависть людей окружающих деревень. Фамилии в деревне были: Печёнкины, Ногины, Поникаровские.
Мама Надежда Ивановна рассказывала: “ В20-е годы прошлого века стали образовывать “ коммуны “. Скот согнали в одну стаю, продукты и посуду в один дом, где все питались, а жили в своих домах. Шли завтракать, обедать и ужинать по сигналу (удару по рельсу). Всё съели и разбежались по домам. Затем пошли колхозы. Люди работали не за деньги, а за трудодни.
Всё для государства, для себя заготавливали сено, пахали, сеяли, уби-рали в темноте. Бельё полоскали в проруби ночью с фонарём. Власти давили крестьян непомерными налогами. По деревням ходили “агенты” в бурках, с “наганами”, забирали яйца, масло, шерсть, хлеб, мясо в налог. Заставляли подписываться на облигации государствен-ного займа”. Отдушиной для людей были “гулянки”. На Печёнкине гулянка проходила в Прокопьев день, 21 июля. Вечером за околицей собирались и мал и стар и люди из других деревень. Центральной фигурой был гармонист, вокруг него образовывался круг, плясали, пели частушки, танцевали старинные танцы. Было очень весело. Но обязательно начиналась драка: партия на партию, деревня на деревню. Дрались деревянными кольями, жердями, железными прутьями. Так и жили, пока деревню не сосчитали неперспективной, ферму ликвидировали, коров увели. Школу закрыли. Люди стали разъезжаться кто куда. Кто в Черницыно, кто в Подосиновец и Демьяново а кто в города. Последними жителями в 80-х годах прошлого века были Якимовы Александра Савельевна с сыном и дочерью, Поникаровский Василий Павлович, Ногина Любовь Михайловна с сыном Геннадием, Ногин Николай Дмитриевич с женой Надеждой и дочерьми Ириной и Ниной, Ногина Лидия Анастасиевна с сыном Владимиром. Ещё долгое время люди пользовались усадьбами, косили траву. Дома вывезли кто на продажу, кто на дрова. Остались два полуразрушенных строения. Но деревня тянет нас своей историей, трогает наши души. Голоса предков звучат в наших сердцах







---
https://ru.pinterest.com/slavautmanovo/
https://ru.pinterest.com/slavautmanovo/the-nature-of-the-village-utmanovo/
Slava Utmanovo

Slava Utmanovo

Утманово
Сообщений: 165
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 298
Школа на Печёнкино

С 1912 года на Печёнкине действовало Пукалицкое земское смешанное училище. Законоучительские обязанности исполнял священник Николай Вотчинский ( на 1 января 1918 года ).
Перед Великой Отечественной войной учителем работал Красногоров Иван Лукич, а во время войны, до 1945 года Яхлакова Надежда Михайловна.
23.07.1945 года учителем назначена Ногина Зоя Васильевна.
20.06.1951 года школу закрыли из-за малого количества детей.
Приказом за №21 от 02.08.1954 года школа была вновь открыта, и заведующей назначена Ногина Зоя Васильевна.
Приказом Роно за №40 от 25.08.1969 года школа закрыта. Ногина З.В. переведена в Демьяновскую среднюю школу, где проработала до пенсии и пользуется большим уважением в посёлке.
Ещё школы были в Большом Романове, Уденице, Выдрине, Зауткине, Чухарёве, Доре, Раменье, Новосёлове, Подволочье, Титове, Лермонтове, Ивкове, Утманове.


---
https://ru.pinterest.com/slavautmanovo/
https://ru.pinterest.com/slavautmanovo/the-nature-of-the-village-utmanovo/
Лайк (1)
Slava Utmanovo

Slava Utmanovo

Утманово
Сообщений: 165
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 298
Как варили пиво

Пиво в деревнях варили в два этапа: приготовление рощи, и непосредственно варение.
Приготовление рощи – рассказ Чуриной Марии Ивановны, 1929 года рождения.
“ Пивоваров было немного. Это целое искусство. Рожь вымачивали в кадках одну-две ночи, затем зёрна вынимали и рассыпали на полатях.Через двое суток на зёрнах появлялись ростки. Эти зёрна пере-сыпали на печь, подстилая холщовую ткань. “Рощу” складывали в кучу и накрывали холстиной, чтобы сильнее пропарить. Зёрна становились бурого цвета “.
Как варить – рассказ Пихтина Николая Егоровича, 1930 года рождения.
“ Я варил пиво и на 40 вёдер и на 7-8 вёдер. Рощу складывал в котёл, заливал водой и кипятил несколько часов на медленном огне. Когда сварил, получилось тёмное, густое сладкое сусло. Когда остыло до температуры парного молока, я перелил его в чан и спустил приголовок ( мел с хмелем ), или иначе закваску. Сусло бродило, с образованием пены. Её убирал весёлкой. Пиво должно бродить до тех пор, пока не увидишь своё отражение в нём, как в зеркале. Вот тогда его сливал в лагуны, добавляя немного сахара. После оно ещё бродило и крепчало. Суслом угощали детей. В него я ещё добавлял шишки хмеля. Мел из-под пива я раздавал хозяйкам для выпечки хлеба “.

Лагун – деревянная кадушка с двойным дном, вместимостью до двух вёдер.
Чан – деревянная кадка на сорок вёдер.

---
https://ru.pinterest.com/slavautmanovo/
https://ru.pinterest.com/slavautmanovo/the-nature-of-the-village-utmanovo/
Лайк (1)
Slava Utmanovo

Slava Utmanovo

Утманово
Сообщений: 165
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 298
Рассказы моей мамы
Поникаровской Анны Дмитриевны
(1945 года рождения)


Я впервые увидела кинофильм в 1950 году, когда мне было 5 лет. На Печёнкино привезли кинопередвижку. Повесили простыню на стену в старом складе и начали “ катить “ кино “ По щучьему веленью”. Склад был полон, бабы, мужики и ребятишки. Мы сидели на полу. Я не испугалась, так как это была сказка. Следующий фильм был “ Тарзан “. Очень запомнился. В августе тёмными вечерами фильмы показывали прямо на улице.
Крещение

В деревню пришёл священник. Мне исполнилось пять лет. Детей собрали в избе Ногиной Александры Ефграфовны. Батюшка что-то читал над нами и поливал нас водой над тазиком, потом надел крестики. Я понимала, что это необыкновенное таинство. Хорошо за-помнился этот тёплый летний день. Дома устроили праздник: пили чай со свежим мёдом у самовара в горнице. Я поправляла крестик. Голова была ещё мокрой

Как бучили бельё
Весной у речки Калежницы женщины бучили бельё. Рубахи, полотенца складывали в бук, наливали воду. Сверху закрепляли холстину, середина которой опускалась в воду. В это углубление на-сыпали золу. На костре нагревали камни и саделками спускали их в золу с водой. Всё это шипело. Щёлок проникал внутрь бука и “ стирал “ бельё. Внизу у бука находилась “ затычка “. Этот “ гвоздь “ открывали, воду спускали и снова наливали сверху и добавляли камни. Так делали несколько раз, пока вода в буке не начинала кипеть. Бельё в буке оставляли до утра. Назавтра бельё доставали, полоскали в речке и отбивали вальками для размягчения и выбивания щёлока.


---
https://ru.pinterest.com/slavautmanovo/
https://ru.pinterest.com/slavautmanovo/the-nature-of-the-village-utmanovo/
Лайк (1)
superb545
Участник

Нижний Тагил
Сообщений: 70
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 92
РГАДА Ф.1209, Оп.1,Книга 15047
Переписная книга Устюжского уезда. 1677/78 г.
Лист 488 Селковская а Печенкино тож.

Прикрепленный файл: A00AC266-80D3-419C-A3F0-DD4669184F69.jpeg
---
Pechenkin
superb545
Участник

Нижний Тагил
Сообщений: 70
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 92
Деревня Селковская а Печенкино тож на речке на Пукалице
Во дворе Никитка Тимофиев Меншенин у него сын Петрушка пяти лети
Во дворе Якушко, Савинко Стефановы Печенкины
Во дворе Алешка Акинфиев сын Ключкин, у него половник Парфенко Федосьев Печенкин
Во дворе Лучка, Климко Перфирьевы Ключкины. У Лучки сын Андрюшка семи лет
Во дворе Ивашко, Мишка Филиповы Печенкины. У них племянник Авакумко Трофимов десять лет
Во дворе Гаврилко Иванов Печенкин, в том же дворе ильинской половник Никифорко Трофимов Трубин

Перевод составила Лёна
---
Pechenkin
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4  5 6 7 8 9 ... 13 14 15 16 17 18 Вперед →
Модераторы: N_Volga, Asmodeika, Радомир
Вверх ⇈