Netushe Начинающий
Сообщений: 36 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 13 | Наверх ##
30 ноября 2010 20:12 Спрос на изделия гончаров имелся повсюду, однако только в тех местах, где были лучшие глины и удобные пути сообщения, преимущественно водные, они приобрели наибольшую известность. Самым крупным из таких центров в Нижегородской губернии считалось село Богородское (ныне г.Богородск) и соседние с ним Дуденево и Хабарское. Изделия отсюда водным путем по Оке и Волге доставлялись в летнее время до Симбирска и Астрахани, славились по всему Поволжью.(http://www.opentextnn.ru/museum/nn/aetnolog/crafts/?id=2395) По преданию, гончарный промысел занесли на земли Берёзополья новгородские мастера. Обычно работали семьями, наиболее состоятельные имели на задах отдельно стоявшие "заводы" с горнами для обжига керамики. Гончары победнее работали прямо в жилых избах, и тут же в русских печах вели многочасовой обжиг керамики. (http://www.booksite.ru/fulltext/kir/ill/ov1/8.htm) За сезон каждый мастер делал расхожей посуды примерно 25-40 возов стоимостью до 200 рублей; «тягло может сделать в зиму до 1000 горшков, сбыть в г. Ардатове по 1 р. серебром за сотню. Горшечников в уезде 25 человек.» (Бравина, М.В. Село Оленино Горбатовского уезда Нижегородской губернии // Нижегородский сборник / под ред. А.С.Гациского. Н.Новгород, 1875. Т. 5. С. 179.) В крупном русском центре гончарства – селе Богородском Горбатовского уезда Нижегородской губернии гончары жили в самом отдалённом конце поселения, носящем название Вадского, а местные жители в насмешку называли это место Адским концом, намекая на сосредоточенные там печи горшечников. Карпов А. Промыслы села Богородского и его окрестностей, Горбатовского уезда // Труды комиссии по исследованию кустарной промышленности в России. – СПб.: типография В. Киршбаума, 1883. – Вып. ІХ. – С. 2432. "Богородские жители нисколько не похожи на обыкновенных серых мужичков: это - мещане-ремесленники, народ смышленый, бывалый, презирающий крестьянина. Обстановка жизни и склад нравственных понятий богородского жителя вполне мещанские" К этому остается добавить, что промышленные села Горбатовского уезда отличаются сравнительно высокой грамотностью населения: так, процент грамотных и учащихся мужчин и женщин составляет для сел Павлова, Богородского и Ворсмы -37,8% и 20,0%, а для остальной части уезда - 21,5% и 4,4% (см. земско-стат. "Материалы"). Ленин В. Развитие капитализма в России. 1896-1899 гг.
...Потоптавшись в Интернете, об истории родного села найдешь и многое, и интересного. Но где побольше интересного узнать об истории своего рода? На форумe . Возможно? Добро пожаловать. Кто-то знает, кто-то помнит, кто-то слышал, у кого – слово, реплика , факт, у меня - бабушкин рассказ, которым дорожу.
Лето, июль, день, солнце впихивает свои прямые лучи в распахнутые окна кухни, жара, над кухонной плитой - пчелиная семья, членов так из десяти – пятнадцати, кружит-жужжит, на край таза примащивается, в середку норовит присесть - в самое малиновое варенье… Я в изнеможении от ожидания вкусной, пахучей, слаще самого варенья малиновой пенки почти прилегла на стол.. -Бабушка, ну, скоро-о-о, тогда расскажи про старину. -Ну что ж рассказывать,- держа таз на весу и мерно его покачивая, рассеянно говорит бабушка ( я явно ей мешаю, но не отмахнешься же от внуки - не пчела). -Ты Васильевна, твой отец, понятно, Василий,- Василий Стешов, любил ли вас детей? -Любил, а как же, меня, как младшую и любил, и баловал, конфетки покупал, позволил долго не учиться. -А тебе не хотелось учиться? -Страсть, как не хотелось, сказал однажды :“ Умешь расписываться, да и ладно, иди матери помогать, а я и рада“. -Где помогать, по дому? -Где ж по дому, чай, на базаре торговать - кувшинами, горшками, что папаня делывал. Место у нас на базаре было, оттуда и торговали. Мои вопросы посыпались, как горох на пол из прохудившегося мешка. - Как делал? И что ? Где делал? и кто научил? - Во дворе дома заводик у нас был. - Заводик?! Вы нанимали рабочих? - Да нет, заводик- это, как бы сказать, мастерская по-теперешнему. Кто научил, не знай, а начинал один, без какой помощи. И работал один, тяжело работал, бывало и отдыху-то- обед, да и снова за работу. На сына очень надеялся, что помогать будет, а Иван-то ведь, вот как, сказал: “ Хочу учиться дальше, хочу быть учителем“,- и не стал работать с отцом. Очень переживал отец, обижался, да что уж… Слазай на чердак - может, и найдешь чего.... На чердак я, конечно, полезла, нашла кувшин, не показался он мне совсем:“Mожет, пробный“,- подумалось. Но стоит у меня на полке кухонной – украшение ) -Бабушка, а как знали, что производить, что будет продаваться? -А как же, купец к папаньке приезжал. Бывало, приедет – а нас, детей, на печку, чтобы не мешали, мы лежим тихо, смотрим, слушаем. Купец-то из Дуденева, у нас хорошая продукция была, вот он и возил ее на ярманку продавать. -На нижегородскую ярмарку?! -А как же.. Очень папаня за красотой следил, все о „глазури“ беспокоился, а чего за глазурь- не знай. И „сурик“, все что-то о сурике говорил, запомнилось. Папаня с купцом за столом сидели, угощались, пили - самую малость, и сидели-то недолго, не помню, чтобы засиживались… -А дальше? -Так и жили. А уж как революция началась, пришли однажды люди с оружием и все разгромили: прямо на глазах у папани (а он как раз перед самой революцией поменял что-то там, часть какую-то в мастерской из настоящего дуба - дорого платил!). Стоял папаня и смотрел на все это, как ломают без жалости. Может, и умер так рано, потому, что очень уж переживал, в 56 лет умер. -Бабушка, а почему все уничтожили, ведь могли большевики и оставить самую лучшую мастерскую в городе, пусть бы была настоящая пролетарская мастерская по производству керамических изделий… -Да кто ж знат… Видно, горшки-то большевикам были уж не нужны… |