Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогический форум ВГД

На сайте ВГД собираются люди из многих городов и стран, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!

Генеалогический форум ВГД »   Поиск предков, родичей и/или однофамильцев »   Л »   Ла - Лё »   Левковские
RSS


Левковские

Создание общей родословной.


<<Назад  Вперед>>[ <<<<< ] Страницы: 1 2 3 4 5 ... 84 85 86 87 88 89 90 91 92 ... 240 241 242 243 244 245 [ >>>>>> ]
Модераторы: Vodnik_dnepr, Радомир
Ivan Levkovskiy
Долгожитель форума


Ivan Levkovskiy

Украина
Сообщений: 1320
Регистрация: 2009
Рейтинг: 6580 


[q]
У Вас же хватило терпения разложить по полкам дело Можаровских .
[/q]


По Невмержицким у меня не достаточно источников и найти их даже в ЦГИАКе не представляется возможным. Вот известные мне фонды, где интересующих нас Актов нет:

Фонд 16 Овручский магистрат

Фонд 15 Овручский гродский суд
Единиц хранения 12, 1678 – 1690гг.

Фонд 14 Овручский земский суд
Единиц хранения 1, 1779 – 1780гг.

Фонд 13 Овручский уездный суд, г. Овруч
Количество описей 2 Количество дел 723, 1777-1872гг.

Фонд 221 Опись 1 Дело 334
Выписи из книг Овручского гродского суда за 1744, 1767гг.

Отсюда, делаем вывод, что приходится оперировать тем, что имеем. Разве ещё остаётся надежда на Литовскую Метрику, которая меня не раз выручала. Кроме того, выходит та же история, что и с Можаровскими: выписи из гродских книг есть, а самих книг нет, причём их уже не было на момент составления выписей. При просмотре материалов ГАЖО по Левковским, видно, что сами эти выписи и даже родословные росписи составлены вовсе не дворянами Левковскими, а депутатами или же иными чиновниками ВДДС (некоторые из них подписаны), даже родом не из Овручского района и с чего можно заключить, что при составлении документов не соблюдалось соответствие действительности, а лишь делался вид законности, с формальным и запутанным подходом коррумпированных чиновников.
А Вы говорите родовые документы... Как будто их составляли представители наших родов. Их составляли и переписывли по нескольку раз, при этом допуская грубейшие ошибки, продажные чинуши за взятки, которые давали уже некоторые из наших предков, которые были побогаче и пошустрее. Вот они то и оказались в Российской империи дворянами, хотя все остальные их сородичи имели не меньше естественных прав на дворянство. Вот поэтому нам теперь так трудно разобраться с Невмержицкими.
Ivan Levkovskiy
Долгожитель форума


Ivan Levkovskiy

Украина
Сообщений: 1320
Регистрация: 2009
Рейтинг: 6580 

Кстати говоря, хоть я и доказал, что насчёт существования праБулгака Яковенко напутала, поскольку он не указан нигде, то татарское происхождение Велавских-Левковских я не оспариваю. Возьмите, хотя бы брачные связи Левковских: Ущаповские, Болсуновские, Ходаковские, Барановские, Кобылинские и др. - ведь это явно представители татарских родов. А борьба с овручскими старостами? Тут Яковенко, конечно, права.

Когда-то Вы намекали, что я мол такой татарин, который спрятался под одеялом и наминает украинское сало с чесноком. Хотя я не вегетарианец, но свинины, я практически не употребляю. Причиной этому, не очень приятные воспоминания из детства. Не знаю, как Вам, а мне здесь "посчастливилось" в своё время лицезреть картины забоя свиней:

Вот одна из них.
Охота на свиней.
Когда я жил возле школы, помню, родители пригласили забить свинью покойного уже Толю Савкова. Мать выпустила свинью, начала её кормить возле хлева. Дядя Толя залёг и притаился на пригорке от школы с охотничьим ружьём. Когда свинья кушала, тот начал палить из двух стволов. Грохот и дым был такой, будто началась война. Дым вскоре рассеялся, а свинья продолжала мирно чавкать возле корыта. Пошли в ход нецензурные выражения, на выстрелы сбежалась толпа зевак, каждый наперебой начал давать советы. В результате, свинью привязали верёвкой длиной в метров 15 за правую ногу и человек с 10 начало её тащить за ногу. Дальше было зрелище не для слабонервных. Визг свиньи, крики, брань, длились не менее получаса. Наконец, бедное животное удалось завалить на бок, и "главный охотник" начал вокруг неё бегать, пытаясь попасть в сердце, заостренным "жугалом". Кое-как, он его всадил в грудную клетку животного, но визг не прекращался. Похоже, что свинья, наконец просто умерла от страха и перенесённого стресса. Когда свинью "осмалили" и разделали, пир с самогонкой продолжался до вечера. Кстати, сам охотник отрезал куски сырой свинины ещё при расделке и сразу же съедал. Едва прожаренное мясо и печень, которым меня угостила мама, естественно, вызывает в меня отвращение и по сей день.

Может теперь Левковские уже научились забивать свиней? Я не знаю. Но, тогда... Не татарские ли корни виной всему? Ведь, помню, когда нужно было забить бычка, отец мой справлялся сам в течении пару минут: молниеносный удар в лоб "обухом", перерезал горло, а дальше подвесил и снял шкуру тоже сам. Может это в крови? А на свиней получалось устраивать лишь охоту?

Рѣшеніе овруцкаго старосты, Іосифа Михайловича Халецкаго о роздѣлѣ земель и угодій между господарскими земянами: Солуяномъ Сидоровичемъ, Гриднемъ и Оникіемъ Сидковичами и Федоромъ и Андреемъ Гридковичами Невмерицкими. 1552, Іюня 24
Облята делу комисарского межи их милостями панами Невмирицъкими. (ЦГИАК Фонд 2 Опись 1 Дело 5, док. №41, Листы 286-288 об.)

Первая публикация документа

Прикрепленный файл Снимок экрана 2018-05-04 в 08.41.22.png
Ivan Levkovskiy
Долгожитель форума


Ivan Levkovskiy

Украина
Сообщений: 1320
Регистрация: 2009
Рейтинг: 6580 

[q]
По документу 1552 года, после разделения ( остров Конорога Дастался Дияконовичам Немержицким, а Сидковичам и Гридковичам Невмержицким остров Максимовский на имя Слушов ) было сказано, что вся остальная земля Невмержицкая за пределами разделов во всем им принадлежит поровну ( по половине ).
[/q]


Здесь я согласен лишь в части, что остальная земля Невмержицкая за пределами разделов во всем им принадлежит поровну.

Но, когда вы пишете после разделения, что
[q]
остров Конорога Дастался Дияконовичам Немержицким
[/q]
, а дальше
[q]
Была еще пустовская земля Нестора и Ешуты Невмержицких в Левковичах, которая с большой вероятностью все же перешла к Велавским
[/q]

то допускаете грубейшую ошибку, которая приводит Вас к очередным заблуждениям, и поэтому Вы не в состоянии понять то, что я объяснял выше по Смольчанской земле и Велавским.

Остров Коннорога - это и есть остров или жеребей Нестеровский, который включал в себя как Сидоровскую, так и Ешутинскую часть и собственно Нестеровскую часть.
Читаем документ:
[q]
...Я, Есиф Михайлович Халецкий, державца овруцкий... становившись на кгрунте, в острове на селищи в Коннорога, где собе кривду быти менил земянин господарский Невмержицкий Солуян Сидорович .... жаловал земянин господарский Солуян Сидорович на Гриня и на Оникия Сидковичов тым обычаем: то есть нива, на которой ваша милость теперь стоите. власная моя, жеребя Нестеровского, дядка моего...
[/q]

Естественно, после такой оплошности, Вам кажется
[q]
По Булгаку не убидительно.
[/q]

и Вы предлагаете
[q]
Мне кажется необходимо все выстроить в хронологии.
[/q]

По Вашему, я должен, сам предположить или придумать даты, не имея на руках источников? Согласитесь это противоречит здравому смыслу: выстраивать хронологию не имея документальных источников. Я Вам выстроил логическую цепочку чётко по источникам, но Вы, увы, не поняли.
Главные фигуры здесь: Булгак Белавский, подтвердивший отцовскую Смольчанскую землю в районе 1471 года и Нестергеевич - боярин велавский, где жеребей Нестеровский - это большая часть земли Невмирицкой. Вот теперь и думайте, как соотнести Вашу выписку по Немире, ведь она действительно не вяжется. Кроме приведённой мной ошибки в датировке, есть ещё одно противоречие - в других документах (Архив ЮЗР), грамота 1544 года выдана не только Гридковичам, а Солуяну и Сидку. Я уже писал об этом. Вы же говорите, что это было в 1554 году, согласно материалов ГАЖО. Без оригиналов не разобраться.

А теперь ещё глянем другой документ - объявление дворян Левковских от 18 декабря 1649 года, где:
[q]
В числе уничтоженных документов названы раздельные листы: «Первый раздельный лист предков Левковских, Булгаковских, Верповских, Геевских; панов Левковских, а добр Верповских, Булгаковских, земли Смольчинские, которые делилися перед Овруцким державцею Йосипом Михайловичем Халецким. Раздел был списан под датой 15 июля 1548 года.
[/q]


Другими словами, раздел Смольчанской земли проводил Йосиф Халецкий в 1548 году между Левковскими, Булгаковскими, Верповскими и Геевскими. Остров Коннорога или жеребей Нестеровский, согласно документа 1552 года, очевидно и есть Геевская земля (часть), ведь лес Ясенецкий и речка Ясенец прямое тому подтверждение:
[q]
„от речки Коннорога по дороге (пята), которая от замка идёт до Каменца, речкою вниз в болото Коннорозкое, а от болота сеножатью к лозе коннорозкой, а лозою к лесу Борковому, а леском до болота Боркового ж, а болотом в лес Есенецкий, в речку Есенец, а речкою Есенцем у верх, до дороги Каменецкое, а дорогою до болотца, которое под коннорозким полем, а з болотца долиною, а з долины на гурку, межою, до рубежа земли Матвеевское, пана Криштофовы.“
[/q]


Вот и эти факты тоже не вяжутся с Вашей выпиской по Немире, где говорится о "овруцком разделе" Криштофа Кмитича, и что земля Невмирицкая, а значит часть Смольчанской земли, принадлежала Невмирицким по Невмире со времён Витовта. Но, ведь Смольчанка получена Давыдом Велавским от короля Казимира не раньше 1470 года, то есть, года смерти князя Семёна Олельковича.

Кроме того, во многих документах, Левковские называют Невмержицких соседами и братией своей, что не может быть случайным явлением.

Неувязка в меня здесь опять же по Нестергеевичу. Если раздел Смольчанки был в 1548 году, каким образом Сидор, Нестер и Ешута могли делить земли между собой и Гридковичами-Сидковичами тогда, когда в 1525 году эта земля уже была пустовской в Левковичах и передана Макаровичам? Кстати говоря, Ваш овруцкий раздел тоже не пляшет, ведь Криштоф Кмитич Кмита - это (1534—1547). Одним словом, не хватает источников для чёткого понимания данной ситуации.

Рѣшеніе овруцкаго старосты, Іосифа Михайловича Халецкаго о роздѣлѣ земель и угодій между господарскими земянами: Солуяномъ Сидоровичемъ, Гриднемъ и Оникіемъ Сидковичами и Федоромъ и Андреемъ Гридковичами Невмерицкими. 1552, Іюня 24
Облята делу комисарского межи их милостями панами Невмирицъкими. (ЦГИАК Фонд 2 Опись 1 Дело 5, док. №41, Листы 286-288 об.)

Прикрепленный файл Снимок экрана 2018-05-04 в 08.47.10.png
Nevmer
Долгожитель форума



Сообщений: 535
Регистрация: 2008
Рейтинг: 263 

Домашняя охота на свиней изложена круто. У нас дома за речкой была подобная история, только в главной роли с ружьем был Петра Баранового отец и с ним около 8 мужиков.

Овручский раздел в соответствии с которым Криштоф Кмитич дал свое письмо Гридкевичам на владение островом Заясенецким, мог существовать и значительно раньше, как сказано в его документе отец и дед ухаживали за этим островом несколько десятков лет назад.

Не исключаю такой возможности, что земля Невмержицкая ( Немири ) граничила с землей Геевской ( это вероятнее всего ). Нужно обращать внимание и хронологию событий.

1. Немира получил землю не позже 1430 года ( Подтверждающий документ - это судебное решение Мартына Гоштальда в 1474 году ).
2. Следующий документ по земле Немирицкой упоминается 1539 годом ( не видел и не читал, в Литовской метрике не обнаруживал ). Прошло 100 лет, а то и более, как Вы думаете -это сколько появилось поколений ?
3. В 1544 году 8 августа Гридкевичи получают подтверждение на остров Заясенецкий. ( Были активнее и при этом указали на свое происхождение от Микулы ).
4. В 1544 году 18 августа Солуян Сидорович (Сидора,Нестора и Ешуты не было в живых ), Федор (Гридко был небожчиком) и Сидко получили подтверждение на всю землю Немирицкую.
5. В 1554 году 15 августа в Крушине Солуян Сидорович,Федор и братья Сидки ( Сидко умер ) получают подтверждение на землю Невмирицкую.

Не нужно исключать такой возможности, что Нестор и Ешута имели землю в Левковичах ( документ 1525 года). Нужно знать чья это земля?
Потом земля Мощаницкая и остров Белки.
Имелся сын Микулы Матвей ( документ тоже имеется ).

В документах встречается Матвеевское поле пана Криштофа Кмитича - интересно это поле Матвея Немирицкого или его предка Матвея отца Кириана Кмиты? Надеюсь намек Вы поняли. Хотел бы Вас просить о поиске документов на которые опираются некоторые историки, утверждая, все известные роды произошли от какого-то Александра ( том числе и Булгак ). Мне представляется, что это очередная брехня, но проверить не помешает.

После того как перевернуто масса архивных документов, у меня нет сомнения, что в соседстве с Левковскими и Невмержицкими проживали татары. Тем более,что и Вы подтверждаете, что их неприязнь к свинине была настолько сильной, что и в настоящее время они не притрагиваются к ней и предпочитают стрелять свиней из ружья, а затем с криками гала, гала... всей ордой добивали ненавистное животное.

Я сало люблю, особенно Овручское старое или высоленное. Кстати собираю старые рецепты приготовления блюд из наших краёв и имею в этом большой успех.

Есть еще одна проблема. В документе от 1552 года сказано, что предки Сидковичей и Гридковичей и Солуяна Сидоровича соединили земли, чтобы с этой земли нести воинскую службу. Это подрывает гипотезу сябринных отношений между Невмержицкими, хотя мне лично представляется, что это единственное и правильное предположение сделанное Вами. Я думаю, что вряд ли найдутся твердые архивные документы, о родственной связи Можаровских с Сидковичами и Гридковичами. Но хотелось знать с какой целью проведены исправления в Литовской метрике и кто был инициатор этого дела?




Ivan Levkovskiy
Долгожитель форума


Ivan Levkovskiy

Украина
Сообщений: 1320
Регистрация: 2009
Рейтинг: 6580 

[q]
предки Сидковичей и Гридковичей и Солуяна Сидоровича соединили земли, чтобы с этой земли нести воинскую службу
[/q]


Наоборот, поделили земли и службу господарскую. Письмо Ваше получил. Всё у меня есть. Ждите, здесь на форуме я подробно изложу всё по Александру, Кмитичам и т. д. и дам источники. Пока, нет времени, убегаю.

Я уже дома.
Kasper Niesiecki, Herbarz Polski, wyd. J.N. Bobrowicz, Lipsk 1839-1845

[q]
Jelec herbu Leliwa (t. 4 s. 476-481)

Jelec herbu Leliwa, przedtem na hełmie kładli dwie chorągiewki kościelne, jednę nad drugą, takim kształtem zrobione, jaka jest w herbie Radwan, ale potem herb Łeliwa zwyczajny na tarczy, I dwie chorągwi takie nad Łeliwą nosili, a klamry dwie na krzyż złożone nad hełm wynieśli. Kładę tu genealogia domu tego od Jelca Ignacego, officyała Kijowskiego spisana. Hrehor Woronowicz z Podola, gdy często nieprzyjaciel Krainy one najezdzal i pustoszył, wyniósł się do Litwy, na służbę do Króla Władysława Jagiełłą, jego syn Alexander był u Swidrygiełła ksiązęcia hetmanem, a na Podolu mając jeszcze ojczyznę swoje, zbudował i osadził Winnicę, gdzie potem był starostą. Paprocki temu Alexandrowi f. 667. naznacza siedmiu synów, genealogia wzwyż namieniona tylko jednego Hrehorego, czyli Hrydzka, którego siedmiu synów wylicza. Pierwszy był Piotr, ten zostawił synów dwóch, Niemirę i Czereśnią, czyli Czersasnią, pierwszy Niemira stał się przodkiem Niemierzyców w Kijowskiem; Czereśnia Czerlińskich, czyli raczej Czerlinkowskich. Tym Piotra synom, Niemirze i Czereśni, dekretem swoim przysądził niegdy Król Polski Bojarów Kotczyszcza, jako wysługę Piotra Hrydzkiewicza. Ciź potem Hryckiewiczowie przydali do herbu swego chorągwie i krzyż, jakby ze dwóch klamr spojony, atoli temi czasy Niemierzycowie, samych tylko klamr na krzyż złożonych w herbie używają; tu przestrzega autor, ze insze domy są Niemirów, Niemirowiczów, i Niemierzyców. Drugi syn Hrehorego, Tymsza czyli Tysza, którego tez Byk zwano, od którego idzie familia Tyszów Bykowskich, którzy i podziśdzień, tak klamrami jako i chorągwiami, w herbie swoim pieczętują się: jam mówił, tak o Bykowskich, jako i o Czerlenkowskich w wyższych tomach, z tego jednak co tu piszę, snado przydać, com na miejscu opuścił. Trzeci syn Matwiej, którego syn Kiryan albo Kmita, był autorem famili Kmitów Czarnobylsklch, od których był Filon Kmita, wojewoda Smoleński. Czwarty Eleazar, albo zwyczajnym Rusi językiem Olizar, na jedno oko ślepy, atoli wielki wojownik, gdzie żadnej o sobie nie dając wieści. Tatarów napadł i szczęśliwie raził, ztąd juz ślepy, juz Głuchy Wołczek zwano go: od niego początki swoje wziął dom Olizarów Wolczkiewiczów: dowodem tego jest list Kmity, w którym świadczy, ze przedał dobra Korostyczów, wysługę swą, Olizarowi bratu swemu, jest ten list na pargaminie w domu Olizarów, którzy jako i Kmilowie samymi chorągwiami bez klamr w herbie się szczycą. Piąty (Imienia jego nie wiedzа) Worona nazwany, familji Woroniczów w województwie Kijowskiem przodek: ci inszy herb na siebie pod unią Litwy z koroną przyjęli (musi hyc później ile z kompotu lat wnoszе) atoli ze należą do tego domu, znać to z książeczki wydanej w Kijowie, na pogrzebie Teodora Woronicza, podczaszego Kijowskiego. Szósty nazwany Holenka, od którego Strybylowie i Hosccy swoje linią prowadzą, jako się do tego sami przyznawali, Hawrylo HosckI kasztelan Kijowski, i Piotr Stribil wojski Kijowski. Siódmy lhnat nazwany Jelec, ten splodzil dwoch synow, Fodora i Jaczyna. Fedor mial syna Hrehorego, jako swiadcza księgi Kijowskie, i przywilej Krolowy Bony dany w Wilnie 1535. 15. Maja, w którym rozkazuje, zeby zbieglych poddanych ze wsi Matyewicz, do miasteczka Zielca, wydano; tego Grzegorza syn Bazyli, zostawil z Zahorowskiej syna Hipacego, albo Pocieja, Królowa Bona, zowie go Bazylim Hrehorowiczem, wspomina go takze rewizya Skarbowa 1560. kędy dobra jego Matyewicze, i inne liczą. Ten Hipacy albo Pociej Jelec Wasilewicz, miał i inne dobra na Wołyniu; Sopowice czyli Popowice, Kretyn, Świdnik; z pierwszej zony Tryznianki , spłodził dwóch synów, Bazylego i Łukasza. Zbudował (cerkiew 1533. w Matyewiсach, kędy po śmierci złożony, jako napis świadczy. Pierwszym byl podsędkiem Słonimskim, co poznać z listu, w którym znajduje się approbacya rozgraniczenia miedzy powiatem Pińskim i województwem Brzeskiem Litewskiem 1565.: kupił był na siebie dobra Didlowice, w których Tatarzy jako w królewskich dobrach osiedli, atoli August I Król Polski te mu dobra, jako dziedziczne przyznał swoim przywilejem w roku 1563. i gdy potem komu innemu inszy przywilej z kancellaryi wydano, Bazyli na sejmie 1597. konfirmacyą prawa swego otrzymał, zył łat 95. jako sam w testamencie swoim wypisał. Z synów jego Łukasz Pociejowicz Jelec z Sowianki Korsakowny, z Wołkowiskiego powiatu, miał synów dwóch, jeden Teodor wojski Piński, którego zona Maryna Hornowska, sędzianka ziemska Brzeska, z której syn jeden Mirosław i córek cztery, jedna z nich Teofila, zyła z Kazimierzem Połubińskim, druga Wiktorya profeska w klasztorze S. Brigitty, Eufemia i Katarzyna. Drugi syn Łukaszów Hieronim, zostawił synów dwóch, tyleż córek, to jest Benedyktę i Alexandirę. Bazyli Pociejowicz Jelec, z Anny Turowskiej spłodził córkę Marussę, i synów dziewiąciu. 1. Jana. 2. Jakóba, od którego z Jelskiej, Łukasza Jelskiego marszałka Pińskiego siostry, było synów dwóch, Kazimierz i Krzysztof. 3. Mikołaja, który z Umiastowskiej siostry pisarza ziemskiego Brześciańskiego, miał synów trzech, Franciszka, Małyasza, Daniela. 4. Krzysztofa, temu Przysychocka powiła Samuela, Daniela, i Mirosławia, i córek pięć. 5. Łukasza. 6. Hieronima, ten z Kościuszkowny zrodził Maxyma. 7. Alexandra, tego z Odyńcowny byli synowie Michał, Jerzy, Paweł, Stanisław, i córki. 8. Dawida, ten z Brzozowskiej miał Piotra i Helenę. 9. Dymitra, ten zył bezpotomnie. Jacko albo Jacyna Ihnatowicz brat Fedora, tym Król Kazimierz wrócił miasto Ludczyee i Szeliszcze i Turbów, jako własne ich dziedzictwo, które Włodzimierz ksiąźę odjał im był, i do Kijowa przyłączył: synowie jego Bułhak i Lisicza po zmarłym stryju swoim Tymszy bezpotomnie, dobrą między się podzielili (wyżej pisał ze od tego Tymszy wyszli Tyszowie Bykowscy): od tego Bułhaka linią swoję prowadzą Bułhakowie, w Mińskiem województwie. Jakób dziedzic na Ludczycach, osiadł w Czerkasiech, o czem przywilej królewski, który poddanych jego wyjmuje z jurysdykcyi starosty Czerkaskiego, zostawił synów, Jakóba i Fedora. Fiedorowi Jelcowi dał Król daninę pod Czarnobylem, i pisze do Jacka Jelca dzierżawcy Czarnobylskiego, aby brata swego w tę daninę wwiązał. Jacko dzierżawca Carnobylski, miał za sobą Marynę księżnę Hlińską, Jerzego córkę, gdy Hliński do Moskwy przeszedł; Zygmunt I. Król Polski, Pułtawę nad rzeką Worsklą, jako dziedzictwo zony jego, przywrócił mu. Jacka syn Fiedor, z zoną Skołkowną (podobno Kołkownа) wziął znaczne dobra nad Rossą rzeką, spłodził z niej syna Iwana, któremu z Wnuczkiewiczowną Król Zygmunt August, u którego na opiece była, z drugiemi swemi siostrami, dał dobra Kornin i Malin. Fiedor był starostą Owruckim, jemu dziedzicznem prawem nadane dobra Litwinowicze, na których potem miasto Xawierów fundowane: wydał córkę swoje za Bohufała Pauszę, pierwej pisarza ziemskiego, a potem podsędka Kijowskiego, z Chrynowskiej dziedziczki na Uchrynowie i Muchłynie, zostawił synów dwóch, Jędrzeja i Dymitra. Jędrzej miał za sobą Hoscką, siostrę rodzoną Hawryła, kasztelana Kijowskiego, o jego potomstwie nic nie pisze, umarł sędzią ziemskim Owruckim, Dymitr był pisarzem ziemskim Kijowskim 1582. zona Je«o Olizarowna z Niemierzanki, wojewodzanki Kijowskiej urodzona, z niej było czterech synów, i trzy córki. Pierwszy Filip podstoli Kijowski, pierwsza zona jego Puzynianka, z drugiej zas Reginy Łoszczanki, marszałka Mozyrskiego córki, spłodził dwie córki, Bogumiłę Męzyńską, i Annę Fedora Charytonowicza Bajbuzy małżonkę, i syna Alexandra Ignacego Jelca, officyała Kijowskiego, fundatora kollegium Xawierowskiego, i Faustowskiego, zył jeszcze r. 1664. Drugi Jan, ten z Krystyny Tyszkiewiczowny, Janusza wojewody Kijowskiego siostry, żadnego potomstwa nie zostawił. Trzeci syn gdzie zonie jego pozostałej, płacić ze skarbu to kazano, co ze swojej własnej szkatuły wydał mąz jej, na potrzeby ojczyzny: Constit. fol. 46. atoli potomstwa niebyło. Czwarty Teodor chorązy Kijowski, z sejmu 1619, rotmistrz prowincyi wojewodstwa Kijowskiego posłował na sejm 1623, i 1638. i 1641. Constit. fol. 23. i 31. i 26. pojął w dożywotnią przyjaźń Doroty Barunowską, rodzoną synowicę arcybiskupa Gnieźnieńskiego, a córkę kasztelana Czerniechowskiego, (raczej miał mówić Ciechanowskiego) z Fredrowny, z tą Baranowską, tylko był syn jeden Remigian chorąży takze Kijowski 1647. rotmistrz usarskiej choragwi: Sylwestra Zamojska kasztelanka Kijowska, piec mu córek zrodziła, a syna jednego Jana (póty reką swoja wypisał Ks. Ignacy Jelec, officyał Kijowski) ten jednak Jan, czyli raczej jako go jurydyczna genealogia zowie, Michał, umarł bezpotoninie.

Krasicki w przypisach swoich do herbarza Niesieckiego - dowodzi niedokładności tej genealogii, szczególniej co do ostatnich osób tej familii: będąc tenże prawnukiem ostatniego tu wspomnianego Jana, zasługuje przeto na szczególne uwagę. - Przypis ten jest następujący: - "Z okazji Jelców fundacji, genealogia ta źle napisana, i jest o krzywdę dziedziczce z Jelcownej urodzonej uczynioną Annie Krasickiej kasztelanowej Chełmskiej matce mojej, manifest solenny; wyprowadziwszy albowiem Ks. Niesiecki genealogią Jelców, na księdzu sufraganie fundatorze kolegium Owruckiego dom kończy, procedencją brata jego pisząc pod osobnym artykułem Jelców herbu Róża. -

Podobno tej omyłki okazją proces o sukcesją Jelcowską z Jezuitami, którzy mimo herbu wsparty dowodami autentycznymi ojciec mój w trybunale koronnym wygrał i wsie Turbuwał, Lisowską, Holaczki od Jezuitów niesprawiedliwie trzymane windykował. - Taka więc sprawiedliwa Jelców genealogia; biorąc ją od dziada Aleksandra Jelca wprzód Jezuity potem sufragana Kijowskiego.

Dymitr Jelec roku 1571. żyjący, z Olizarowny spłodził córki dwie Eudoksją pierwszym związkiem z Teodorem Iwanowiczem Woryckim; drugim Szymonem Borowiczem żyjącą; Marią z Albrechtem Krośniowskim: synów zaś czterech, z tych Jan bezpotomny, Konstanty z Tyszkiewiczowny żadnego także potomstwa me zostawił - trzeci Filip podstoli Kijowski Z Łoszczanki zostawił syna Aleksandra wprzód Jezuitę dalej fundatora kolegiów Xawierowskiego które teraz w Owrucku: Chwastowskiego które na różne inne kolegia misje i rezydencje Jezuici przemienili. -

Siostra tego Aleksandra za Teodorem Rybanowiczem: o innych dwóch o których Ks. Niesiecki twierdzi, genealogia nie czyni wzmianki.

Teodor czwarty syn Dymitra pisarza ziemskiego Kijowskiego z Baranowskiej miał syna, Remigiana chorążego Kijowskiego, tego z Sylwestry Zamojskiej potomstwo: Anna, Sylwestra, bezżenne; Zofia Wojakowska, Dorota Kurdwanowska, i synów dwóch Michał podczaszy Kijowski, i Jan Wacław który z Stawską miał córek trzy: Angelę wydaną za Finka bezdzietną, Magdalenę wprzód z Rojewskim, potem z Nakwaskim kasztelanem Rawskim złączoną; Mariannę wydaną za Jerzego Stażechowskiego stolnika Zydaczewskiego z której córka jedyna matka moja wydana za Jana hrabię Krasickiego kasztelana Chełmskiego; było i braci dwóch, z tych Józef chorąży Sanocki zabity od Jerzego [str. 481] Lubomierskiego chorążego koronnego w Rzeszowie, sukcesora niezostawił. - Drugi brat Antoni generał w wojsku koronnym, dziedzic na Pleszowicach, Bykowie, Malinie, Horodyszczu, Pieniążowicach, Turbowie, Rustwenku, i innych wielu Włościach, ostatni z domu tego zacnego umarł bezżenny.

Niesprawiedliwy więc przydatek i wcale interesowany jakoby Jan mój pradziad zszedł ze świata bezpotomnie; jakoż za to przez dekret skarani zostali OO. Jezuici, a dobra niesłusznie trzymam zwrócić musieli.
[/q]


Bartosz Paprocki / Herby rycerstwa polskiego , стр. 852, начиная со слов
Tegoż klejnotu używa takim sposobem starodawny i zasłużony dom Kmitów Czarnobilskich, którzy wyszli z podolskiej ziemie tym sposobem, gdy często nieprzyjaciel psował bramę onę, Hreor Woronowicz mając syna jednego, który był...

Полулегендарная родословная Вороничей (между прочим, отнесенных Юзефом Вольфом к разряду "пвсевдокнязей" ) изложена у Несецкого: Несецкий при этом использует работу старого польского геральдика Папроцкого и генеалогию, списанную киевским чиновником Игнацием Ельцом. Так вот, Несецкий в статье “Jelec” ссылаясь на Папроцкого, пишет, что родоначальником киевского рода Ельцов был некто Григорий Воронович с Подолья, прославившись в войнах с татарами, приехал на службу к королю Владиславу Ягайлле,а его сын Александр - был гетманом у волынского князя Свидригайллы. Этот Александр, будучи дедичем больших земельных владений на Подолье, согласно легенде, основал Винницу, старостой которого он потом и стал. У этого Александра было 7 сыновей, из которых в генеалогии Игнация Ельца упоминается только Григорий-Грыцько. У этого Григория было тоже семь сыновей:
1.Петр, от сыновей которого Немиры и Черешни происходят известные киевские роды Немира-Немирич и Черешня-Черлинские
2.Тымша-Тиша (Тимох,Тимофей) по прозвищу Бык, от которого Папроцкий производит знаменитый в истории Киевщины и Волыни род Тиша-Быковских.
3. Матвей, к сыну которого Кириану по прозвищу Кмита возводил свой родовод магнатский дом Кмитов, державцев Чернобыля.
4.Елеазар (Олизар) по прозвищу Глухой Волчек, которого Несецкий считате родоначальником Олизаров-Волчкевичей.
5.Ворона (имя которого, как пишет Несецкий в этом месте, неизвестно; хотя в статье “Woronicz” прибавляет, что его звали Матвей ) от которого выводятся Вороничи на Киевщине, позже сменившие свой герб.

6.Холенка - согласно традиции, предок влиятельных волынских родов Гостьских и Стрыбылов.
7. Игнат по прозвищу Елец - был отцом Яцины и Федора, от которого родился сын Григорий, дворянин королевы Боны, упомянут в 1536 году. Он был отцом Василия (жил около 1560) и дедом знаменитого Ипатия-Поцея Васильевича, исторически достоверного родоначальника магнатского дома Пацеев, которые владели также имениями в пинском и столинском поветах (некоторое время им принадлежал и сам Столин).У Яцины было 2 сыновей: Булгак (от которого род Булгаков в минском повете) и Яков Лисица, родоночальник Ельцов.
Большинство польских геральдиков, начиная уже с Красицкого, раскритиковали эту родословную как чересчур амбициозную, несостоятельную, полную ошибок, анахронизмов и противоречий. Получается, что Игнаций Елец с целью возвеличивания собственного рода, смешал в одну кучу множество громких фамилий, связанных друг с другом узами брака (Кмита, Поцей, Немира, Олизар ) и соединил их в единое древо.

Вольф прямо назвал эту родословную фантастической - стр. 684-685.

Раскритиковала эту родословную и Н. Яковенко, показав, что в источниках нет кровной связи между всеми этими родами и Олизарами-Волчками. (стр. 168 -179 последнего издания "Укр. шляхты...") Причём, Яковенко выводит от некоего Волчка-Василия три ветки: Олизара Волчкевича, Ивана Волчкевича и Кмиты (Александра) Волчкевича. Версию Яковенко я считаю наиболее приемлемой, поскольку она проверяема с помощью источников. Стоит заглянуть лишь в Помяник КПМ (стр. 28, стр. 32, стр. 43), на которые у неё есть ссылки и мы убедимся в этом, в том числе там указан родоначальник Василий (Волчко), а Роман Олизарович, кстати, упоминает у Помянике князей Давида и Павла. Село Веледники и Коростышев - это выслуги Богдана- Фёдора Александровича - деда Филона Кмиты Чернобыльского. По Коростышеву есть документы в ЛМ, а по Веледникам указывает Регестр Давний Метрики Литовской в собрании К. Свидзинского - Słownik geograficzny Królestwa Polskiego i innych krajów słowiańskich › Tom IV › strona 416 . Вот почему он выпросил в короля Привилей Филону Кмите на имене Чорнобыл, заменою даное на вечность от 29 марта 1566 года, где указаны с. Левковичи и Кобылин возле Веледник.


Да, в продолжение данной темы можно привести цитату
Чернецький Євген. Генеалогія та графський титул роду Олізарів-Волчковичів у джерелі 1820-х рр. «Родословная и доказательства о дворянстве Олизаров»:
[q]
Родовід Олізарів-Волчковичів уже був предметом досліджень. Перша спроба його реконструкції належить Каспру Нєсєцькому. В своєму гербівнику «Korona polska» (Львів, 1728–1743 рр.)2 він намагався вивести Олізарів із роду сербських князів. Місцеве коріння Олізарів-Волчковичів К. Нєсєцький вважав спільним з Кмітами і Вороновичами. Пращуром Олізарів він вважав одного із синів Олександра Вороновича на ім’я Єлеа­зар, «z ruskiego akcentu Olizarem nazwany»3. За його словами того Олізара через втрачене у битвах око звали сліпим Волчком. Від цього прізвиська мав би походити придомок усього роду – Волчкович чи Волчкевич. В родоводі Олізарів-Волчковичів, укладеному Нєсєцьким, знаходимо відомості про кількох Олізарів XIV–XV ст., відомості про яких автор вважав за потрібне додати до своєї праці. Належність цих осіб до роду Олізарів-Волчковичів є сумнівною чи й неможливою. Власне родовід Олізарів Каспр Нєсєцький розпочав з Олізара, який мав сина Івана – посла на Люблін­ський сейм 1569 р., та закінчив членами роду, діяльність яких припала на кінець XVII – початок XVIII ст.4

Станіслав-Казімєж Коссаковський спромігся підійти критично до напрацювань свого попередника щодо родоводу Олізарів-Волчковичів. У другому томі свого видання «Monografie historyczno-genealogiczne nektуrych rodzin polskich» (1860 р.) він розцінив генеалогічні побудови початків цього роду в працях К. Нєсєцького та Е.-А. Куропатніцького як безпідставні (в праці останнього є згадка про походження Олізарів від кня­зів Захомильських та Ільговецьких5 ). Пращуром Олізарів-Волчковичів С.-К. Коссаковський вважав посла на Люблінський сейм 1569 р. Івана Олізара, сина київського зем’янина Олізара Волчкевича і Богдани Немирів­ни. Разом з тим він подав також дані про Романа Олізара-Волчкевича, який жив у XV ст. У них відомостях автор покликається на тестамент Романа Олі­зара-Волчкевича від 18 березня 1458 р. Родовід Олізарів С.-К. Коссаковський доводить до середини ХІХ ст.6

Казімєж Пуласький на початку ХХ ст. підготував родовід Олізарів гер­ба Хоругви, який мав вийти в чергових томах його видання «Kronika polskich rodуw szlacheckich Podola, Woіynia i Ukrainy». Однак на заваді про­довженню цього проекту (перший том вийшов 1911 р. у Бродах7) стала Перша світова війна. На відміну від інших подібних видавничих проек­тів, доробок К. Пуласького пережив обидві світові війни і був опублікований у 2004 р.8 Тут подано відомості про родовід Олізарів-Волчковичів, що охоплюють середину XVI – початок ХХ ст. Пращуром роду він вважав королівського намісника Чорнобильського замку Олізара Волчкевича, який згадується в 1541 р.9

Наступне опрацювання родоводу Олізарів-Волчковичів з’явилося у 1915 р. в багатотомному гербівнику «Rodzina», підготовленому графом Северином Уруським при співучасті Адама-Амількара Косінського та Олександра Влодарського10. Цей родовід ними розпочато з розгляду ймовірного споріднення Олізарів з Кмітами, Вороновичами, Биковськими та іншими, запропонованого ще К. Нєсєцьким. Аргументом на користь тако­го спільного походження наведено належність цих родів до одного гербового роду, натомість констатовано брак джерел, які б дали змогу довести цю гіпотезу. Далі розглянуто наявні відомості XV–XVI ст. про родини Олізара Шиловича та Олізара Волчкевича. Від останнього автор розпочав власне поколінний опис родоводу Олізарів-Волчковичів доведений до кінця ХІХ – початку ХХ ст.11

Усі напрацювання згаданих гербівників, а також багаті актові мате­ріали, опубліковані в ХІХ–ХХ ст., критично розглянула та узагальнила Н. М. Яковенко у праці «Українська шляхта з кінця XIV до середини XVII ст. (Волинь і Центральна Україна)»12. Відповідно з обраною періоди­зацією вона розглянула родовід Олізарів-Волчковичів як частину потужно­го та впливового місцевого клану, започаткованого Волчком (Василем?) у другій половині XIV ст. Нащадками того Волчка, згідно з висновками автора, були Олізари (Волчковичі), Александровичі (Кмітичі) та Романовичі (Горностаї). Детально розглянувши наявні згадки, зокрема, й помяники, Н. Яковенко не лише реконструювала власне родовід нащадків Волчка до середини XVII ст., а й констатувала зв’язки Олізарів-Волчковичів з князями Олельковичами та іншими князівськими родами, продемонструвала як механізм збагачення місцевих панських родів, так і факт збідніння окремих їхніх гілок13. Родоводи Олізарів-Волчковичів та інших родів клану Волчка історик запропонувала в якості типового прикладу розвитку панського роду на теренах Київщини та Брацлавщини: «Історія роду Волчковичів, зокрема, виділення одних – потужніших – гілок і занепад інших, характер впливу і влади в регіоні, специфіка землеволодіння не складали якогось винятку»14.

3 Herbarz polski Kaspra Niesieckiego S. J. powiększony dodatkami z poźniejszych autorów, rękopismów, dowodów urzędowych i wydany przez Jana Nep. Bobrowicza. Tom VII. – Lipsk: Breitkopf i Haertel, 1841. – S. 85.
4 Ibidem. – S. 85–86.
5 Wiadomość o kleynocie szlacheckim, oraz herbach domów szlacheckich w Koronie Pol­skiey i Wielkim Xięstwie Litewskim, tudzież w przyległych prowincyach z ksiąg Paprockiego, Okol­skiego, Potockiego, Rzączynskiego, Niesieckiego, Dunczewskiego, Chmielowskiego, oraz z aktu elekcyi króla JMCI polskiego Stanisława Augusta, jako też z aktów konfederacyi na seymie con­vocationis 1764 zaczętey, a w roku 1766 rozwiązaney, tudzież z konstytucyi innych seymów za teraźnieyszego panowania odprawionych. Zebrana w czterech częściach przez Ewarysta An­dr­zeia hrabię Kuropatnickiego, wprzód buskiego, potym bełzkiego kasztelana, kawalera orderów Or­ła Białego i S. Stanisława, Akademii Krakowskiey i Zamoyskiey towarzysza. Część pierwsza. – War­szawa: M. Gröll, 1789. – S. 46.
6 Monografie historyczno-genealogiczne nektórych rodzin polskich przez Stanisława Ka­zi­mierza Kossakowskiego z przypisami Juliana Błeszczyńskiego. Tom 2. – Warszawa: Gazeta Cod­zienna, 1860. – S. 281–291.
7 Pułaski K. Kronika polskich rodów szlacheckich Podola, Wołynia i Ukrainy. Tom I. – Brody: F. West, 1911. – VIII+164 s.
8 Puіaski K. Kronika ... Tom II. – Warszawa: DiG, 2004. – 310 s.
9 Ibidem. – S. 156–164.
10 Rodzina. Herbarz szlachty polskiej / Opracowany przez S. hr. Uruskiego przy współudziale A. A. Kosińskiego, wykończony i uzupelniony przez A. Włodarskiego. Tom XII. – Warszawa: Gebethner i Wolff, 1915. – S. 311–313.
11 Ibidem.
12 Яковенко Н. М. Українська шляхта з кінця XIV до середини XVII ст. (Волинь і Цент­ральна Україна). – К.: Наук. думка, 1993. – С. 153–166.
13 Там само.
14 Там само. – С. 166.
[/q]


Сергей Невмер пишет:
[q]
Я думаю, что вряд ли найдутся твердые архивные документы, о родственной связи Можаровских с Сидковичами и Гридковичами. Но хотелось знать с какой целью проведены исправления в Литовской метрике и кто был инициатор этого дела?
[/q]

Если найдутся, то только в поколениях, которые были раньше Давыда Велавского, ведь Грицко Можаровский уже Абрамович в 1471 году, хотя отца Давыда мы пока не знаем, который гипотетически мог быть Абрамовичем, так же как и Булгаковичем, Солтановичем или Русиновичем. Исправления проведены с целью зацепиться за род, который имел твёрдые документы на шляхетство и с помощью этого рода навсегда выйти из крестьянского сословия, не обращая никакого внимания какой вред это могло принести самим Невмержицким (вот Вы до сих пор мучитесь князья или не князья), а дальше уже замахнуться на князей. В этой связи, я писал, что главным режисёром Дела Можаровских были униатские митрополиты, но хотелось бы добавить, что на их стороне, кроме Невмержицких и Левковских, согласно "Записки из Дела Потоцкого" был овручский помещик Павша.

Когда, я начал изучать вопрос, кто такие Павши, то в Месянике Геральдичном №6, Варшава 1931 год, есть мало кому известная статья Дзядулевича об украинских родах татарского происхождения, где чётко указано, что овруцкие Павши татарского происхождения. Кроме того, Дзядулевич даёт здесь расшифровку с татарского языка (правда, мне пришлось перевести ещё с польского) фамилий некоторых овручских бояр:

Аксак - хромой
Болсун - одна воля
Елец - острый
Коркош - смелый
Солтан - мощь
Сурин - острая шабля
Бокеевы придомку Махновские - кузнец (вспомним с. Бокеевщину)

Но не это главное. Я начал студировать геральдиков и обнаружил у кого б Вы думали у самого Вольфа, вообще я считаю сенсационную информацию: Павши происходят от жемайтской ветки Монивидовичей, предок которых Ян Павша Монивидович женился на пленнице Витовта княжне Зофии из рода самого Тамерлана. (Вольф, стр. 667).

Herbarz polski Kaspra Niesieckiego показывает кровную связь Павшей с Невмержицкими (1778 год):
[q]
Pawsza herbu Leliwa , z województwa Kijowskiego, w powiecie Mozyrskim. Z tych Mikotaj Pawsza, z sejmu 1589. naznaczony do dystrybuty pienieznej wojsku, Constit. fol. 1590. fol. 361. 560. Jakób poborca w Kijowskiem. Januszow. Statut. 1590. fol. 361. Siemion puikownik w Litewskiem wojsku stawny, sila dokazowat preeciw Kozakom, zabity pod Lubli- nem. Kojal. in MS. Mikolaj 1674. Bohufal podsedek Kijowski, a predtem pisarz, mial za soba Jelcowne.
W r. 1778. byl Jan Pawsza podkomorzy Owrucki z Niemierzycsowny zostawil potomstwo sinow pieciu, z których najstarszy Michal, pisarz ziemski Owrucki, i córek trzy, najstarsza z tych wydana za Bierzyiiskiego. — Krasicki.
[/q]


Также, есть интересная информация по Коркошкам (тоже татарский род), имение которых было совсем рядом с Геевичами и Вольняницкой землёй - это Губаревщизна и с. Пещаница:
из Актов Люблинского трибунала
два документа за 1613 год, где сказано, что Атаназий (во втором документе Афтаназий) Коркошкович судится с князем Михаилом Вишневецким старостой овруцким о гвалтовном нападении и грабежах в метности первого Збаревской селища Пещаницы

и за 1624 год
Суд между Афтановичем Коркошкой и Елисеем Плетенецким и капитулой его, о выданье подданых, которые з с. Пещаницы и грунтов Губаревских до м. Радомышля убежали.

Одним словом, наши предки жили в окружении литовских татар, очень не простого происхождения, а порой даже весьма знатного, как Павши из Дорогиня.

К сожалению, никакой связи черняховских и олевских Немиричей с Вашими Невмержицкими ни в каких источниках я не нашёл. Во всяком случае, в завещании Иосифа Немирича от 1598 года, где б это должно выплыть (проверка фактов наподобие завещания Василия Тышкевича по Можаровичам), связь с Невмержицкими на Овруччине отсутствует, где Иван и Семён от первого брака получили под Овручем Костюковщизну, Медведное и Фосню, а от второго брака - Матвей получил Олевск, а Андрей Черняхов. (ЦГИАК, Ф. 11, Оп. 1, Дело 2, Листы 43-53., также Słownik geograficzny Т. 9, стр. 196 здесь изложена история Немиричей в статье об одном из их владений Приборске ). Так что поле Матвеевское не имеет к Немиричам отношения.

Когда-то вы написали:
[q]
Дело Немержицких в Житомирском архиве это и есть дело потомков дворян происшедших от родоначальника Матвея. Этой Матвей имеет общего с Невмержицкими родоначальника Микулу, а дальше Олехно и Немира.
[/q]


потом Ваше:
[q]
Смотрел дело Немерицких, герба " Холева ". Указан 1695 год, эти дворяне приобрели село Рудницу во Владимирском повете, Родоначальник Савва, а дальше пошли двойные имена. Предполагаю, что это один из сыновей Саввы ( смотри хутор Саввы ), перешел в католическую веру и вынужден был покинуть земли своих предков. Вы прекрасно знаете, что у нас с этим было строго.
[/q]


Так что же получается, что Матвей Немерицкий 1500 года, всё-таки великопольский пан, как я и говорил на стр. 71, а поле Матвеевское возле Невмирицкого - это очень древний топоним, так как с Матвеем Ивановичем Александровичем Кмитой соотнести мы его тоже можем лишь с большой натяжкой?

Надеюсь, Вам известно, что был также белорусский род Немиричей (Немировичей), который также происходит от Немиры, потомок которого Андрей Немирич - воевода киевский 1515 г. и множество других Немиричей, к примеру Немира Резанович, Немира Грималчич и т. д. Постарайтесь, пожалуйста, хотя-бы эти роды не связывать с Невмержицкими.
Ivan Levkovskiy
Долгожитель форума


Ivan Levkovskiy

Украина
Сообщений: 1320
Регистрация: 2009
Рейтинг: 6580 

СБОРНИКЪ ПАЛЕОГРАФИЧЕСКИХ СНИМКОВ ДРЕВНИХЪ ГРАМОТ И АКТОВЪ ХРАНЯЩИХСЯ ВЪ ВИЛЕНСКОМ ЦЕНТРАЛЬНОМЪ АРХИВЕ И ВИЛЕНСКОЙ ПУБЛИЧНОЙ БИБЛИОТЕКЕ (1432-1548 г.г.).В И Л Ь Н А. Типографія А. Г. Сыркина. Большая yл., собств. домъ № 37.1884.

[q]
Я Волчько Боденковьскии и своими детьми, сь Евлашкомъ а зъ Романомъ, вызнаваемъ симъ своимъ листомъ, кому будеть потребъ его видети, а любо чтучи его слышати, ижъ есмо то учинили ни жаднымъ принуждениемъ, ани зведеньемъ, нижли своее доброе воли, для большаго ужитку нашего: продали есмо пану Мартину Кгастовтовичю сЂлища наши, на имя КрЂхаевъ, а къ тому сЂлищю зЂмли бортные, Александровская, Игнатовская, а Грицева, а Морозова, а Ушаковская, а Мотовилово, и съ тыми озЂры, который слухаютъ къ тому сЂлищю, къ Крахаеву, и къ тымъ землямъ, на имя oзЂpo НЂжень, a Богачь, а Рать, а Корашая, а Польная, а БЂрезовица, а Черневъ, а Навалище, а Бродець, а Ивки, а Зметы, а ВЂрбиловъ, а Глушки, а Великое озЂро, опроче крыниць, што неводомъ волочать. А за то есмо взяли у пана его милости двЂсте копъ широкыхъ грошей ческие монеты, а польские личбы, личачи по шостидЂсятъ грошей за копу. А продали есмо то вЂчно и непорухомо его милости и дЂтемъ его, и его потомъ будучимъ и ближнимъ, такъ долго, и такъ широко и округло, какъ слушало истарины къ тому сЂлищю, къ КрЂхаеву. A мнЂ Волчьку и моимъ дЂтемъ вышереченымъ и моимъ ближнимъ и по насъ будучимъ не надобЂ ся въ то ни во што въступати. А при томъ были докторъ съ Кракова, князь Янъ Рекгула, а князь Иванъ Борисовича Глинъскии, а панъ Фодко Полозъ, а князь Путята, а Окушко Каленниковичъ, а Горностай, ключникъ Киевскии, а пана Мишковъ сынъ Котовича Богданъ, а тивунъ Вруцкий Костушко, а Васко ОлЂшковичь, землянинь Снепородскии, а воитъ Каневьскии Юшько. А надъ то, для лЂпшее твЂрдости, и пЂчати есмо свои привЂсили къ сему нашему листу. Писанъ въ Овручемъ, Генвара (3) день, индиктъ (13).

Подлинникъ на пергаменЂ; содоржитъ въ себЂ 13 строкъ длиною въ 6 вершковь. Къ грамотЂ на свЂтло-синихъ шолковыхъ шнурахъ привЂшены три печати, вытиспутыя на сургучЂ въ массЂ бЂлаго воску. На оборотЂ ея, среди другихъ помЂтокъ, стоитъ древняя русская надпись съ изложеніемъ содержанія. Грамота хранится въ Виленскомъ Центральноммъ АрхивЂ
[/q]


Хотя речь идёт о с. Крехаеве, которое теперь в Черниговской области, но тогда оно вплотную прилегало к Овручскому повету, хотя и по левую сторону Днепра. Документ интересен участниками (свидетелями). Вряд ли Васко Олешнович, земянин Снепородский (я так понимаю переяславльский) имеет к Невмержицким отношение. Но, документ писан в Овруче во времена Мартина Гаштольда, вдруг понадобится.

Nevmer
Долгожитель форума



Сообщений: 535
Регистрация: 2008
Рейтинг: 263 

Мнений профессиональных историков множество и все же чему-то нужно верить.Но давайте обсудим следующее Ваши доводы( кстати я Вам еще раньше отправил на Вашу электронную почту выписку родословного дерева Немиричей из какой-то польской книги, это не мой труд ) и надо хоть временно, но к чему-то привязываться.

1. Нет сомнения,что часть Смольчанской земли была заселена татарами. Сами рядовые татары не могли селиться, а только во главе со своим князем. Предварительно можно предположить, что это был князь Сарай или его сын Яголдай. Размеры этой земли можно только ориентировочно предполагать. Видимо потомки этого князя пытались закрепиться на этой земле.

2. Если говорить о Матвея, то здесь не должен возникать вопрос о его происхождении от Микулы Немирицкого: во- первых в документе указано,что он сын Микулы, герб совпадает с гербом рода Невмержицких, во-вторых имения его потомков находились под Житомиром а не в Польше ( если не ошибаюсь назывался замок Павелки и еще один, точного названия не помню), в - третьих представитель этой ветви рода был предводителем дворянского собрания Волынской губернии и имеется родословное дерево, которое полностью совпадает с родословной на стр.71.

3.Нет никакого основания ссылаться на древний топоним относительного поля Матвеевского пана Криштофа Кмитича, если точно известно, что Веледники принадлежали Кмитичам и их земля граничила с землей Немирицких ( документ от 1552 года ). Это был по всей видимости жеребей Матвея - родоначальника Кмитичей или его селище.

4. Вы пишите, что "К сожалению, никакой связи черняховских и олевских Немиричей с Вашими Невмержицкими ни в каких источниках я не нашёл.", хотя прекрасно знаете о существовании судебного решения Киевского воеводы Мартына Гоштальда. Своим решением он отказал в притязаниях на землю Немирицкую ( происходит от Немири - предок Немирицких со времен князя Витовта ) со стороны Лазаря Скобейковича, дочь которого была последней женой Ивашко Немирича. Мартын Гоштальд отказал Лазарю Скобейку, видимо мотивируя тем, что муж его дочери Ивашко Немирич на то время имел уже значительные землевладения и оставил землю Немиры за его сородичами. Это и есть родственная связь Немирицких между черняховскими и олевскими Немиричами. Ветвь рода Ивашка Немирича достаточно широко освещена во многих источниках.

5. Я Вам выложил информацию относительно дворян Мощаницких ( наследниками этого рода были Павши и Горностаи ). Потом Вы уже прекрасно владеете информацией о роли рода Павши ( основной организатор ) в деле о дворянском и княжеском происхождении Можаровских. Может быть он посредством Можаровских пытался восстановить землевладения своих предков и княжеское происхождение?
Ivan Levkovskiy
Долгожитель форума


Ivan Levkovskiy

Украина
Сообщений: 1320
Регистрация: 2009
Рейтинг: 6580 

Когда Вы пишете:
[q]
1. Нет сомнения,что часть Смольчанской земли была заселена татарами. Сами рядовые татары не могли селиться, а только во главе со своим князем. Предварительно можно предположить, что это был князь Сарай или его сын Яголдай. Размеры этой земли можно только ориентировочно предполагать. Видимо потомки этого князя пытались закрепиться на этой земле.
[/q]

то заганяете проблему в тупик. Этот вопрос изучен и известен:
Яголда́евщина — небольшое татарское владение в составе Великого княжества Литовского, территории современных Курской и Белгородской областей. Основано между 1428 и 1438 годами выходцами из Золотой Орды во главе с Яголдаем. Существовало до начала XVI в. на правах вассального владения литовских князей. Смотрите карту Также, известна связь Еголдаевичей по женской линии с киевскими боярами по фамилии Калениковичи, Гагины, Голенчичы, Сеньковичы, Ельцы. Не буду повторяться, на эту тему я подробно писал на стр. 59-60 форума. И это исчерпывающий перечень родов, других источников нет.

В данном контексте, мы можем говорить лишь о князьях Глинских - потомках Мамая, владения которых ближе всего находились к Велавским и по которым мы имеем самые твёрдые доказательства. Напомню, что Глинские получили волость Гладковичи в Овручском повете ещё за князя Витовта:«И Князь Великий Витовт прия (принял) их (зело) честно не яко слуг, но яко [единых от] сродних (сродников) своих, и дал им [на приказ] вотчины волости: Станку (Стайку), Хорозов (Хозоров), Сереков, Гладковича (Гладковичи)». В документах Литовской метрики также зафиксированы имения князей Глинских в киевской земле: Богдану Глинскому в Олевской волости принадлежало село Боровое и в Завской (Заушской) волости — Голубеев; король Александр подтвердил это пожалование в 1495 году. Сверх того, отец Богдана — Фёдор Глинский купил село Некрашов на реке Красной в Киевском повете и Жукин на Десне, подтверждённые в 1498 году, а Ивану Глинскому — Гостомель в Киевском уезде и Пирхаловское, на имя Ставок в Житомирском повете (1499 год). То, что это не легенда и всё подтверждается следующим документом ЛМ:

После смерти Василия Дашковича (т. е. Глинского) — черкасского наместника 1504—1507 гг. и поражения восстания Глинских в 1508 году, все эти владения, включая "двор кн(я)зя Василя Дашковича в замку Вруцъком зъ местцомъ" переходят лояльному к великокняжескому престолу Сеньку Полозовичу, а именно
[q]
1508. 04. 10 Привилея п(а)ну Сенку Полозовичу на именя: в Киевском повете Гостомляны, в Житомирском повете Ставокъ, а во Вруцком повете Глядковичи, по смерти кн(я)зя Василя Дашковича на зрадец кн(я)зеи Лвовичов Глинских спалые, ему и потомком его у отчину.

Жикгимонт, Божю м(и)л(о)стю корол и великий княз.
[Би]л нам чолом пан Сенько Полозовичъ и просил в нас. именеи небожчика кн(я)зя Василевых Дашковича тыхъ, которые после его спали были на зърадецъ н(а)шых кн(я)зеи Львовичовъ Глинских в Киевском повете на имя Гостомлян, а в Житомирскомъ повете на имя Ставка, а во Вр[уц]комъ повете на имя Глядковичъ, и тежъ двора в замку во Вруцкомъ || [224у(207у)] же зъ местцомъ кн(я)зя Василева Дашковича. Ино мы, для его службы, тым его пожаловали: тые именья вышеписаные кн(я)зя Василевы Дашковича, которие держали кн(я)зи Глинские, в Киевъскомъ повете и в Жытомирскомъ, и во Вруцъкомъ повете, и тежъ и тот двор кн(я)зя Василя Дашковича в замку Вруцъком зъ местцомъ ему есмо дали у отчину со всими людьми и с челядью неволною тых именеи, и со вси- ми земълями пашными и бортными, и се- ножатьми, и зъ бобровы[ми] гоны, и з ловы, и со всимъ с тым, как княз Василеи Дашкович и тые зърядцы кн(я)зи Глинские держали. П[и]сан в Кракове, април 10 д(е)нь, инъ- дикт 11.
[/q]


Причём, кроме Гладковичей, я также могу идентифицировать Станку (Стайку) - это не что иное как Ставок в Житомирском повете. Расшифровать остальное пока не могу. По видимому, Хорозов (Хозоров), Сереков из других районов. Вот Вам и легенда. Фёдор Петрунь, например, считает, что
[q]
...Висунута нами думка про те, що описано в ярликах прикордоння було районом безпосереднього панування татар, знаходить собі підтвердження в генеалогічних записах Глинських. Безумовно, оповідання родословців відносно походження цієї династії мають характер генеалогічного епосу, але взагалі тюркські народи цупко заховують родові традиції в своїй усній творчості...
[/q]


Совершенно очевидно, что Гладковичская волость Глинских включала в себя и те земли, которые перешли Солтанам Стецковичам (Черниговщизна и Давыдковщизна). А появление здесь Велавска, хотя и на отдалении от Гладковичей, и возможно не входившего в волость Глинских, также может быть не случайным, поскольку Глинский остров Литовский появляется в источниках рубежа 18-19 века. Действительно, этот источник, представленный Можаровскими, появился в них только после неблагоприятного для них решения Сеймовой комиссии 1774 года, из-за чего я его отношу к фальсификату. Но, здесь возникает вопрос: Можаровские намеренно называют остров Литовский Глинским или же он на то время действительно так назывался? Если так, то почему этого не фиксирует карта Шуберта середины 19 века? С другой стороны, какой смысл Можаровским фальсифицировать название Литовского острова, ведь своё происхождение они связывали не с князьями Глинскими, а с Можайскими? И не удивительно тогда, что в районе с. Слободы Вы находите современные топонимы с названием Литовский остров, что в принципе совпадает с выпиской 1529 года. Отсюда, напрашивается вывод, что на самом деле, Глинский остров Литовский зафиксированный хотя и в фальсификате рубежа 18-19 века, в действительности так назывался и занимал территорию намного больше, чем мы представляли возле с. Скородного, то есть фактически был продолжением Смольчанской земли где-то от с. Ясенца-Слободы и до с. Велавска, включая в себя и Геевскую Ловдыковскую землю.

Таким образом, Велавские пришли в Овручский повет вместе с Глинскими во времена Витовта (ок. 1395 года). Хотя сами Глинские закрепились на Левобережье ещё раньше - после 1380 года, а по словам того же Петруня
[q]
...Литовський же уряд, як це .ми маємо з Глинщиною, лише, т. би мов., реєстрував ці нові утворення на своїх межах та переводив потроху тюркських династів на status звичайних землевласників...
[/q]

Кстати, Булгак Лисица имел владения в районе Черкас - селище Бузиковское.

Но, была ещё какая-то связь Велавских и с Волынью: туда отправился Давид (до 1470 г.) и оттуда пришли Солтаны-Шишки (ок. 1494 г.), Угриновские и др., там же имели владения Русиновичи, претендовавшие на Литовский остров. Пока ещё многое не ясно... Например, неясно, почему ни один документ не фиксирует чётко татарского происхождения не только Велавских, но и других овручских бояр? Возможно, потому, что это вызывало б неприятие другими родами, скажем, славянского или польско-литовского происхождения. Так это происходило на Подолье, где опись замка Брацлавского фиксирует выражения по отношению к татарам "великих родов":
[q]
А то суть земяне, которых они братею собе не менуют, ани знают одколь есть. ( Źródła dziejowe, Т. 6, стр. 126)
[/q]


По поводу второго Вашего пункта, то я уже писал, что Урусский в одну кучу свалил всех Немирицких, я бы не называл его Гербовник - родословной. Рано или поздно, Вы поймёте это, когда изучите всех Немирицких. А приналежность к одному гербу не означает кровное, а всего лишь, так называемое, гербовое родство.

Далее, Вы пишете, что
[q]
Мартын Гоштальд отказал Лазарю Скобейку, видимо мотивируя тем, что муж его дочери Ивашко Немирич на то время имел уже значительные землевладения и оставил землю Немиры за его сородичами. Это и есть родственная связь Немирицких между черняховскими и олевскими Немиричами.
[/q]


Ну это вообще песня.

Ведь первая жена Ивашка Немирича - Федя Болгакова, 2-я жена - сестра Юхна Обернеевича (тёща по первой жене?) и 3-я жена - дочь Иордана Скобейка. Иордан Скобейко - это ведь не Лазарь Скобейко, это как минимум его внук. Поскольку, первое упоминание об Ивашке Немириче за 1510 год, а Лазаря Скобейка Ваша выписка отождествляет со временем Мартина Гаштольда - 1474 год. Кроме того, Ваш Немира, якобы предок Невмержицких, упоминается при князе Витовте, то есть, как минимум 1430 год, причём в среднем возрасте на тот момент, поскольку уже выслужил землю Невмирицкую. А родоначальник Немиричей, также Немира, но совсем другой человек, поскольку он являлся отцом Ивашка Немирича, с натяжкой мы можем дотянуть получение им выслуг до 1485 года где-то, но никак не до 1430-го. Смотрим документ, где отец Ивашки Немирича - Немира:

[q]
Из привилея земенину вруцкому Ивашку Немиричу от 7 августа 1510 года:

«Жикгимонт, Божю милостью корол и великий княз. Билъ намъ чоломъ земянин вруцкии Ивашко Немиричь о томъ, штожъ дворанинъ нашъ Суринъ впросилъ былъ в нас именье отчизное жоны его, Болъгаковы дочки Лисича Феди, на имя Варевъци, о чомъ жо мы перъвеи сего вже межи ними смотрели и тое именье Варевци жоне его Булъгаковой дочце присудили и листъ нашъ судовыи еи на то дали, нижли не казали есмо были еи за тымъ Ивашкомъ Немиричомъ быти, а то для тое причины, што помовено было на него, ижъ онъ зъ зрадцою нашимъ з Глинскимъ был и панства, землю нашу, казилъ. И потомъ тотъ Ивашко Немиричь билъ нам чоломъ и поведилъ перед нами, штожъ он мешкалъ въ зрадъци нашого у Ивана Глинского, а тое рады их не былъ сведомъ, и коли вже врозумелъ по нихъ, ижъ они таковую [зраду] вмыслили и стали напротивъку насъ господара, онъ послалъ отца своего Немиру до гетъмана нашог(о), кн(я)зя Косътянътина Ивановича Острозъского, прирожоному г(о)с(по)д(а)ру своему, служити и тежъ поведаючи, ижъ великий кн(я)зь московъскии дворянина нашого Остафъя Дашковича маеть до зрадци нашого Глинъского прислати, и кн(я)з деи Костянтинъ напротивъку того до мене отъписалъ жадаючи мене, ажъбыхъ тамъ змешкалъ до тыхъ часовъ, поки Остафеи тамъ з Москвы будеть, и до Остафъя деи тежъ в той речи кн(я)зь Костянтинъ писал, ажъбы ся на веру предковъ своих и свою, и тежъ на ласку вашое м(и)л(о)сти панскую впамяталъ и вашои бы м(и)л(о)сти, г(о)с(по)д(а)ру своему прирожоному, служилъ, и я деи, подлугъ науки кн(я)зя Костянтиновы, Остафъя тамъ дождалъ и листъ князя Костянътиновъ ему далъ, а самъ есми втекъ до Вручого, и тыи онъ листы кн(я)зя Костянтиновы, который же писанъ до Остафъя и до него тежъ, перед нами вказывал... Ивашку Немири тут зоставуючи его при ... за выправенем его от зрады и при именю жоны его Варевцах, и при инших всих именях и маетъностях.»
[/q]


Но, то, что Скобейки были овруцкими боярами-татарами - несомненно, причём связаны как-то родственными узами с овруцкими Солтанами (по-видимому Федиско из Солтанов), но уже в более позднее время - 1525 год. Речь идёт о требовании Солтанов вернуть 10 серебреных ложек, которые Федиско Бейковая забрала у жены Грицка Стецовича Шишки - Ганны. Причём, фамилия Скобейковая, а в сокращённом виде Бейковая, явно татарского происхождения. Смотрим документ:

[q]
[1525 03 27-31] Грицку, Солтану а Богдану, Стецковичом, до земенки вруцкое Скобеиковое о десят ложок сребрных дядковны их

Листъ до земянки вруцкое Федиско Бейковои. Жаловали дворяне, Грицко а Солтанъ, а Богданъ, Стецковичи, о десят ложокъ серебреных, што взяла съ статъковъ дядковны ихъ рожоное Ганъны, и того отдати им не хочет. Для чого жъ послали дворанина Федора Елцовича, абы тую десят ложокъ дядка ихъ имъ верънула перед тымъ дворанином. Пак ли жъ бы не хотела отдати, ино казали дворанину моцъно отправите. Горностаи, писаръ.
[/q]


Таким образом, связь Немиричей и Невмержицких так и не установлена. Но, если когда-то Ваша выписка из ГАЖО по Немире подтвердится ЛМ, тогда и будем искать объяснения. Предварительно, можно лишь предположить, что Ваш Немира со времен Витовта, наверняка, и есть тот татарский князь, о котором Вы говорите (Немир-бей), на владения которого претендовали татары-беи (Скобейки), возможно из одного родового клана и возможно, Немира, получив Смольчанскую землю и был отцом Давыда Велавского, сын которого Булгак, подтвердил её, уже, как отчизную, если, конечно, существование этого Немиры будет нами доказано.
Nevmer
Долгожитель форума



Сообщений: 535
Регистрация: 2008
Рейтинг: 263 

Трудно не согласиться с профессиональным историком. Он всегда на чеку. Привязывать родословную Невмержицких к Ивашку Немиричу нет никаких твердых аргументов, тем более, что та информация, которая хорошо известна по хронологии никак не вяжется со временем существования Немиры ( родоначальника Невмержицких ). События связанные с Ивашком Немиричем произошли по истечению более 100 лет и как правильно Вы заметили, что фигурирует другой Скобейко Лазарь. История очень скупа и не охотно отдает свою тайну, тем она и интересна.
Но представляется следующее, что Вы глубоко копнули относительно Павшей.Может быть Вы стоите на пороге разгадки истории Можаровских, а заодно и Сидклвичей и Гридковичей Невмержицких. ( Які чули звін, та не знали звідки він ).

Существование Немиры для меня очевиден факт и подтверждается Литовской метрикой. Вы хотите видеть новую выписку из Литовской метрики, но это дело времени. Вы же видите, Павши, Кмитичи, Булгаки, Ельцы, Солтаны и Немиричи - это одна земля и соседство, и видно что давнее. Да и Ларион ( Булгак ) вполне мог быть из этой кагорты.

Мне трудно говорить о каких-то беях, нужна дополнительная информация. Хотелось бы как- то продвинуться в глубь по отношению к Немире. Не хотелось бы цепляться за что попало ( хотелось, чтобы получилось так как Вы сделали по Солтанам, это было достойно, доказательно и круто. Об этом можно смело писать ).
Ivan Levkovskiy
Долгожитель форума


Ivan Levkovskiy

Украина
Сообщений: 1320
Регистрация: 2009
Рейтинг: 6580 

[q]
Хотелось бы как- то продвинуться в глубь по отношению к Немире.
[/q]


Если я это сделаю, хотя бы по отношению к Давыду, тогда будет действительно круто, а пока... Мне не даёт покоя цитата из Петруня, приведённая мной в предыдущем сообщении:
[q]
взагалі тюркські народи цупко заховують родові традиції в своїй усній творчості
[/q]


Признаюсь, в этом направлении я ещё пока профан. Пожалуй, единственная интересная в этом плане зацепка следующая:
В 1970-1990-е гг. Институтом славяноведения АН СССР (теперь РАН) под руководством Н. И. Толстого в Полесье были направлены этнолингвистические экспедиции. Полевые исследования проводились по специально разработанной «Программе Полесского этнолингвистического атласа.» Экспедиции, охватили более 120 населённых пунктов Полесья (в том числе с. Возничи). В июле 1981 г. в селе Возничи находилась группа студентов и выпускников Московского Государственного Университета имени М. В. Ломоносова под руководством Павловой М. Р. Преподаватели Павлова, Чеканова, Морозов, Серебряная собрали тексты, былички, жатвенные песни, заговоры, духовный стих о Цмоке, сны. Результаты вкратце изложены здесь
Заинтересовал, как Вы догадались, меня духовный стих о Цмоке. Возничёвского оригинала я пока не нашёл, вот похожая Запись Сергея Олёнкина. Произведена в июле 1991 г.:
[q]
Желе (й), бэле (й) няверныя лю (о)де (й),— каждая строка пропевается дважды.
Ня вереле (й) Госпаду Богу,
А вереле паганаму Цмоку.
Атдавали Цмоку (о) в день па чэлавеку (о).
Як пришла чэреда сымаго цэря (а),
Хоц сам и (э)ди (е), хош жану (о) пашли (е).
Хоч жану пашли (е), хоч доч вяди (е).
Сам пашов (у)ши (е) на сьвети ня жити (е),
Жану паслав (у)ши (е), жаны ня ймети (е).
Сыберайся, чада, (у)в сьмярётныя платьтя.
Падпирязэй, чада, кованый поес.
А йди, чада, к синиму морю.
К синиму морю встань на биряжочку,
Стань на биряжочку, на жёлтым пясочку.
Шу (о)мить, гу (о)ди (е)т да (й) зялён трасьник,
Едеть, едет да Сьвятый Ягорья -
Конь капатом, Ягорьея капъём.
Закалоле (й) паганыга Цмока.
Расьперязэй, ца (я)ревна, кованэй поес,
Азьд (з)евай, ца (я)ревна, сьмярётныя платьтя,
А йди, ца (я)ревна да (й) на ца (я)рьскей двор:
Ца (я)рь в акно глядеть, Богу молитца (я),
Сьвятога Ягорья (у)вспоминаючы.
[/q]


Цмок - мифическое змееподобное существо в мифологии Великого княжества Литовского, наподобие змея Горыныча в русской мифологии и дракона в мифологии Юго-Восточной Азии. Цмок - это дракон в белорусской и польской мифологии. В отличие от западноевропейского дракона цмок не враждебен человеку. Сохранившееся в Беларуси слово «цмок», в противовес «змею», делающему акцент на «земляной» природе дракона, указывает на водную стихию. В некоторых белорусских диалектах словом «цмок» называют радугу. А еще цмоками называли духов, прилетавших к своим любимым под видом черных кур, крылатых ящериц или змеек и открывавших клады, которые прочим были недоступны. Цмок носил своему хозяину деньги, делал его нивы плодородными, а коров - дойными. За это хозяин должен был кормить цмока яичницей, иначе тот мог разгневаться.

О цмоке упоминалось еще в Статуте Великого Княжества Литовского:
[q]
«Теж уставуем: зверов спракавечных стародавніх цмоков іж ніхто не мает біті альбо мучіті в неволе, як цмок той у пущех або сенажатех гуляет, або теж у болоті сідіт, або теж пріходіт до замку поесті. А хто цковал тово цмока і шкоду ему учініл, або горш тово зобівші гэтак с корыстію схоплены быв, то мает той платіті сорок рублев грошей або бітым пугою на пляцы местскім мае быть».
[/q]


Также о цмоках, которых видели на белорусских озерах, можно прочитать в романе Владимира Короткевича «Хрыстос прызямліўся ў Гародні»:
[q]
«За адну ноч на водмелях тых яшчураў, тых цмокаў знайшлі сорак, ды палова таго хісталася на фалях, як плаваючыя выспы. Ды другой раніцай знайшлі яшчэ трохи менш паловы таго, што выдахла ў першую ноч. А яшчэ праз ноч усплыў самы вялікі. (...) На шыі сядзела галава, адначасова падобная і на галаву змяі і на галаву лані. І, дальбог, смяялася тая галава. Мо проста зубы скаліла, а мо - з нашых бедаў. І зубы былі велічынёй з конскія, але вострыя, і многа іх было на такую галаву аж данельга. Вочы вялізныя, як сподкі, каламутна-сінія ў зелень, ашклянелыя...»
[/q]


Согласитесь, что чёткие восточные элементы (легенда о драконе в Возничах в советское время, в 1981 году, которая, как оказывается, существует ещё со времён Великого княжества) в нашем устном творчестве налицо.

А вообще, данный вопрос мной более менее освещён в разделе статьи "Левковские" - Восточные традиции потомков овручской шляхты, со ссылкой на источники, где особо я бы выделил работу И. Несен
<<Назад  Вперед>>[ <<<<< ] Страницы: 1 2 3 4 5 ... 84 85 86 87 88 89 90 91 92 ... 240 241 242 243 244 245 [ >>>>>> ]
Модераторы: Vodnik_dnepr, Радомир
Генеалогический форум ВГД »   Поиск предков, родичей и/или однофамильцев »   Л »   Ла - Лё »   Левковские
RSS

Реклама от YouDo